Страховая скидка предусматривается в следующих случаях
Скидки при оформлении ОСАГО – как сэкономить на страховании
Введение
Стоимость обязательного автострахования определяется на законодательном уровне. На год устанавливается базовый тариф и размеры всех применяемых к нему коэффициентов. Сами страховщики не могут давать по обязательной страховке скидки. Стоимость полиса строго фиксирована и призвана сделать его доступным всем автолюбителям.
Но сэкономить на страховании можно. Есть коэффициенты по автострахованию, зависящие конкретно от водителя и аккуратности его езды. Основную скидку дает КБМ – коэффициент бонус-малус. Он копится за аккуратное вождение и достигает максимального размера за 9 лет. При условии, что вы до этого ни разу не попадали в аварии.
КБМ – что это и как используется
Скидки на автостраховку применяются при расчете стоимости полиса автоматически. Страховая компания обязана использовать автоматизированную базу данных «Российского союза автостраховщиков», чтобы получить оттуда информацию о безаварийном стаже водители.
Какие бывают коэффициенты бонус-малус
Чтобы рассчитать скидки, страховщики используют следующие виды КБМ:
При расчете скидки при оформлении страховки, коэффициент водителя используется при приобретении ограниченного полиса. Применяется максимальное из всех возможных расчетных значений. То есть, если транспортным средством будет управлять два водителя, у одного из которых коэффициент будет 1, а другого 0,5, то страховая использует в калькуляции 1.
Когда не используется скидка КБМ
Далеко не всегда можно получить ОСАГО со скидкой. В некоторых случаях коэффициент будет всегда равен 1, в том числе при:
В этих случаях коэффициент приравнивается к 1 и никак не влияет на стоимость полиса.
Когда дается скидка от КБМ
Скидки при расчете стоимости обязательного страхования автомобиля по базе РСА рассчитываются только один раз за весь период действия полиса. То есть, если застрахованное лицо попадет по своей вине в аварию, увеличенная ставка будет применена только на следующий год.
Скидка при ограниченном страховании
В скидка за безаварийную езду по разному рассчитывается для ограниченного и неограниченного полиса. В первом случае коэффициент определяется:
Такая скидка КБМ по автостраховке будет выгодна, если к управлению машиной будет допущено несколько человек и все они имеют большой стаж безаварийной езды.
Скидка при неограниченном страховании
Скидка по страховке при неограниченном полисе рассчитывается следующим образом:
При смене собственника или транспортного средства льготы при оформлении обязательного страхования автогражданской ответственности не применяется.
Максимальная скидка по КБМ
Вы можете проверить скидку по базе РСА, указав информацию о водителе. После этого система автоматически покажет текущий КБМ. Чем ниже его значение, тем большие бонусы вы сможете получить при заключении нового договора страхования.
КБМ способен существенно снизить стоимость полиса. Максимальная льгота по страховке с ним достигает 50%. Но следует помнить, что попадание в несколько аварий, произошедших по вашей вине, может привести не только к потере всех накопленных бонусов, но и применению повышающего коэффициента.
Инструкция: как сэкономить на ОСАГО благодаря новым правилам
24 августа 2020 года вступают в силу новые поправки в закон об ОСАГО. Теперь цена за полис ОСАГО для разных водителей будет отличаться в несколько раз. Рассказываем, как будет рассчитываться стоимость полиса автогражданки и как можно сэкономить.
Тарифы на ОСАГО станут более индивидуальными. Единого регионального базового тарифа в привычном понимании больше не будет, а стоимость полиса будет в большей степени зависеть от самого водителя.
Это можно назвать динамическим базовым тарифом — раньше он устанавливался один для целого региона и был в пределах 2746–4924 ₽, а теперь будет для каждого водителя индивидуальным, но в границах 2471–5436 ₽. Вот два значимых новых правила:
Как было раньше
Стоимость ОСАГО зависит от многих факторов:
При расчёте стоимости ОСАГО размер базовой ставки перемножался со всеми этими коэффициентами. Там, где страховые компании хотели увеличить долю рынка, они снижали тариф в регионе, но снижали его для всех — и для водителей без аварий, и для аварийных. Теперь всё будет индивидуально.
Как будет теперь
На смену единому базовому тарифу на регион приходит динамический базовый тариф. Он будет присваиваться в зависимости от факторов, которые установят страховые компании — аккуратности вождения, немного усовершенствованного учёта параметров возраста водителей, стажа и их связи с оценкой наступления риска по ОСАГО.
То есть раньше страховщик должен был устанавливать единый тариф для всех водителей на определённой территории, и от внимательности конкретного водителя мало что зависело, разве что его персональная история вождения — КБМ. А теперь в силах каждого «заработать» себе минимальный тариф.
До 24 августа 2020 года страховщик тоже устанавливал базовую ставку внутри коридора, но принимать во внимание он мог только категорию и назначение ТС в привязке к территории. Поэтому в одном городе все граждане — владельцы легковых ТС имели один и тот же базовый тариф. Например, если Краснодар — это убыточный регион для страховщиков, то компании там абсолютно для всех автовладельцев устанавливали верхнюю границу коридора. И получалось, что даже если человек — идеальный водитель, но живёт в Краснодаре, то он должен был платить больше, чем водитель, допустим, в Омске, где в среднем убыточность для страховщиков ниже и где они выставляют нижнюю границу коридора.
Средняя убыточность по региону раньше была ключевым фактором, от которого считалась базовая ставка. И это не давало возможности индивидуализировать тариф. Сейчас у страховых компаний есть возможность использовать накопленный опыт тарификации в каско, который, скорее всего, будет перенесён теперь и в ОСАГО.
Как будут измерять аккуратность вождения
Методологию измерения аккуратности вождения каждая страховая компания будет вырабатывать самостоятельно, согласовывать её с Центробанком и публиковать на своём сайте.
Пока нам остаётся только гадать, что будет в этой методологии — новый учёт соотношения возраста автомобиля к аварийности или «интеллектуальные системы расчёта базовой ставки», которые вряд ли удастся конкретизировать.
В качестве факторов, которые точно будут использовать страховщики для определения индивидуального базового тарифа:
Можно предположить, что дополнительно страховые могут начать спрашивать, но не факт, что Центральный банк это одобрит:
Страховая компания может также предложить владельцу авто бесплатно установить телематическое оборудование, которое будет фиксировать стиль его вождения. Если замеры покажут, что водитель аккуратен на дорогах, для него стоимость полиса ОСАГО также может снизиться до минимума. Однако от установки телематики можно и отказаться, и сам по себе этот отказ не приведёт к увеличению стоимости полиса.
Если в полис ОСАГО вписаны несколько водителей, и при этом только один из них часто нарушает ПДД и водит неаккуратно, то цена полиса будет формироваться именно исходя из его показателей. То есть тариф будет максимальным для всех.
Что не будут учитывать при формировании цены
Центробанк выпустил список неприемлемых факторов для измерения аккуратности вождения:
Возможно, что со временем этот список будет расширен.
Что ещё изменится
Сам тарифный коридор был расширен на 10% вверх и вниз. Теперь для физических лиц минимальный базовый тариф для легковых машин составит 2471 ₽ (ранее — 2746 ₽). А максимальный — 5436 ₽ (ранее — 4942 ₽).
Были изменены и некоторые коэффициенты. Например, коэффициент возраст-стаж (КВС):
Советы, как не переплачивать за полис ОСАГО:
2. При смене водительского удостоверения обратитесь в страховую компанию, в которой оформлен прошлый полис ОСАГО, чтобы связать новые права со старыми.
3. Если была замена прав — обязательно указывайте старые права при оформлении нового полиса, чтобы привязать к ним историю.
4. Учитывайте КБМ всех лиц, допущенных к управлению. Если вы оформляете полис на нескольких лиц, то КБМ будет рассчитываться по водителю с самой минимальной скидкой.
5. Не нарушайте скоростной режим на дороге, не проезжайте на красный сигнал светофора и старайтесь в целом как можно меньше нарушать ПДД.
6. Сравнивайте предложения разных страховых компаний, чтобы купить полис по наименьшей цене.
Сравнить стоимость в разных страховых компаниях
Максимальная и минимальная скидка за безаварийную езду по ОСАГО
Да, страховщики поощряют за безаварийную езду. Чем аккуратнее ездит водитель, тем меньше плата за страховку. Если же ДТП произойдет, цена полиса возрастет в разы.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Что это такое?
Безаварийная езда – это движение автотранспортного средства без ДТП и аварий. ОСАГО оформляют на год. Покупая полис, учитывают, были ли ДТП в истекшем году, сколько раз, кто был виновником.
На основе этих сведений присваивают класс безаварийности. При отсутствии происшествий класс КБМ повысится на 1. Чем больше было страховых выплат, тем ниже класс КБМ и выше цена полиса (увеличение на коэффициент 2,45).
Коэффициенты за безаварийность
КБМ – коэффициент бонус-малус. Бонус полагается клиенту за отсутствие аварий, а в противном случае грозит ему малус. Для чего придумали его? В страховых компаниях оформляют полисы не- и аккуратным водителям.
Предпочтительнее работать с аккуратными водителями, так как можно получить с них чистую прибыль. Поэтому страховщики премируют их, применяя специальный коэффициент при расчетах. Цена ОСАГО снижается на пять процентов ежегодно, если ездить аккуратно.
При расчетах учитывают ДТП, когда приходилось пострадавшему выплачивать страховку. Иные аварии (если не оформляли инцидент с привлечением сотрудников ГИБДД) не берут во внимание. Исключение из правил – Европротокол.
Больше нюансов о том, что такое КБМ и как узнать свой коэффициент безаварийности, читайте в этой статье.
Какой может быть КБМ?
Перед визитом к страховщику можно узнать свой КБМ. Для этого заглядывают в специальную таблицу. Поначалу в ней трудно понять что-то, так как она представляет собой набор цифр и специальных обозначений.
Каждый водитель получает по умолчанию 3 класс в первый год страхования. В таблице эта категория всегда выделена желтым цветом. При расчетах в его случае коэффициент равен 1, и цена полиса стандартная, без уменьшения или увеличения.
Отъездив год, водитель избежал аварий. При расчете стоимости полиса обращают внимание на столбец «0 страховых выплат». Он должен найти ячейку с цифрой 4, которая будет соответствовать его новому классу. При этом классе КБМ 0,95. Продлевая договор ОСАГО у страховщика, положена ему скидка в размере пяти процентов.
Если водитель через год попал в дорожно-транспортное происшествие и был признан виновником, его класс упадет до 1, а КБМ составит 1,4. За новый договор заплатят на сорок процентов больше.
Следующий безаварийный год закончится увеличением класса до 2 с КБМ=0,95. Договор продлят с 5-процентной скидкой.
Труднее делать расчеты, если в договор ОСАГО вписано несколько водителей. Производя вычисления, учитывают, у кого наибольший КБМ. Два шофера накопили скидку 40 процентов, у них КБМ по 0,6, а у третьего – 10-процентная скидка, так как КБМ=0,9.
При расчетах учтут КБМ последнего. Если за год кто-то из них разобьется из-за несоблюдения правил ПДД, класс упадет до 1, а скидка за оформление полиса составит всего 5%.
Договор ОСАГО можно оформить на условии неограниченного круга лиц, допущенных к управлению ТС. Страхователь в таком случае отталкивается от класса и КБМ владельца ТС.
В 2012 г. ситуация на рынке страхования была не лучшей. Ни водители, ни сами страховщики не умели правильно трактовать законы и подсчитывать КБМ так, как надо. Тогда еще не запустили в пилотном режиме единую базу данных с историей страхования каждого россиянина.
Поэтому автовладельцы, зная об увеличении цены полиса после попадания в ДТП, попросту выбирали другую компанию для страхования, уверяя ее сотрудников в том, что отъездили год без происшествий. Страховые агенты тоже пользовались этой лазейкой, чтобы заполучить клиента на более выгодных условиях. Иногда предлагали им 50-процентную скидку.
Единая база данных заработала в начале 2013 г. В соответствие с новыми правилами каждый страховщик вносит данные об истории страхования каждого клиента в РСА (как рассчитать скидку ОСАГО по базе РСА?). Не верят на слово никому.
Каждый попадает под пристальный взор страхового агента в момент подписания договора, проверяя все сведения о нем тщательно. Скидка водителя сохраняется при продаже и покупке нового автомобиля. Базу данных ведут на водителей, а не на автомобиль.
Ее можно пересчитать в январе 2018 г., и не раньше. При накоплении скидки и не оформлении страховки сведения о классе и КБМ российского автовладельца сохраняют в течение 12 месяцев, а потом аннулируют все льготы (что делать, если пропала скидка по ОСАГО?). При возобновлении страхования класс водителя будет начальным, т.е. 3.
Минимальный
Она составляет всего пять процентов. При стоимости полиса 7500 рублей водитель заплатит на пять процентов ниже за него, т.е. 7,125 тыс. рублей.
Максимальный
Размер максимальной скидки – 50 процентов. Для этого КБМ должен быть 0,5. Вместо 7500 рублей заплатят за полис только 3750.
Как достичь самой крупной льготы?
Максимальную скидку в размере 50 процентов получает водитель, который на протяжении 10 лет не был виновником дорожно-транспортных происшествий. Сначала ездят годами по правилам, а потом теряют ее при ДТП с серьезным повреждением ТС пострадавшего и причинением ему увечий разной тяжести.
В первый год случайные аварии ни к чему. Иначе крупных неприятностей не избежать. Речь идет не только о штрафах, которые уплатят за не соблюдение требований разметки или игнорирование дорожных знаков.
Существенно увеличится цена за оформление договора ОСАГО.
Санкции последуют, если потерпевший обратится в страховую компанию с требованием выплаты страховки. На практике удается избежать неприятных разбирательств в страховой компании многим, так как потерпевших пугает необходимость сбора справок, потери времени из-за экспертиз и длительное ожидание самих выплат.
Куда проще и быстрее из-за небольшого ущерба восстановить авто самостоятельно.
Видео по теме
Узнать информацию о скидках за безаварийную езду по ОСАГО можно также в данном ролике:
Заключение
Безаварийная езда – существенный повод требовать скидку у страхового агента при оформлении нового полиса ОСАГО. Она будет увеличиваться год от года, и через 10 лет при отсутствии в Единой базе данных сведений о происшествиях она достигнет максимального значения – 50 процентов (как узнать скидку ОСАГО в РСА?).
Но если произойдет инцидент на дороге с несущественным уроном потерпевшему, и водителя признают виновником, все льготы аннулируют, повысят плату за полис на 40 процентов, а класс присвоят 1. Не выгодно страховым компаниям оформлять полисы клиентам, которые не соблюдают ПДД, любят гонять и лихачить.
Вступили в силу новые правила расчета тарифов ОСАГО
24 августа 2020 года вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, а 5 сентября — указание ЦБ, как этими поправками пользоваться. Теперь для тех, кто постоянно нарушает ПДД, и тех, кого лишали прав, полис ОСАГО будет стоить дороже. Аккуратные водители от новых поправок только выиграют: появится возможность платить за полис меньше.
Закон вступил в силу еще в мае, но с 24 августа начала действовать только первая статья. Там идет речь о базовых ставках, тарифах и коэффициентах, которые страховые компании должны применять при расчете стоимости полиса ОСАГО. Расскажем подробнее.
Как было раньше
На базовую ставку влиял только адрес регистрации в паспорте водителя: хочешь платить меньше — делай регистрацию в другом регионе. Даже если водитель лишался прав за управление автомобилем в пьяном виде, на размер базового тарифа это не влияло. Страховые компании учитывали эту статистику при установлении базовых тарифов, но получалось, что если в каком-то регионе живет много любителей водить машину пьяными, превышать скорость или проезжать на красный — ставка повышалась в целом для региона, в том числе и для добросовестных водителей.
Сейчас поведение водителя будет учитываться не только в КБМ и стаже водителя, но и в базовой ставке.
Как теперь считают стоимость полиса
Страховую премию — то есть стоимость полиса ОСАГО — по-прежнему считают как произведение базовых ставок и коэффициентов. Устанавливать минимальный и максимальный размеры базовых ставок и структуру тарифов по-прежнему будет Центробанк.
Но если раньше базовая ставка страхового тарифа зависела только от технических характеристик, особенностей конструкции и назначения транспортных средств, то сейчас факторов прибавится: Центробанк выпустил указание, где перечислены факторы, которые могут влиять на размер базовой ставки. Это, например, штрафы и лишение прав. Страховщики могут ориентироваться на эти факторы и решать, какую именно базовую ставку применить к конкретному водителю.
Еще в указании перечислены факторы, которые не могут влиять на размер базовой ставки. Это, например, национальная, языковая, расовая принадлежность, принадлежность к политическим партиям или общественным объединениям, должностное положение, вероисповедание и отношение к религии. Учитывать любые другие факторы ЦБ РФ не запрещает, теперь все это на усмотрение страховой компании.
Как изменилась базовая ставка
До 5 сентября 2020 года | С 5 сентября 2020 года | |
---|---|---|
Категории B и BE, принадлежащие юридическим лицам, кроме такси | 2058—2911 Р | 1646—3493 Р |
Категории B и BE, принадлежащие физлицам и ИП, кроме такси | 2746—4942 Р | 2471—5436 Р |
Категорий B и BE, используемые как такси | 4110—7399 Р | 2877—9619 Р |
Категории C и CE с разрешенной максимальной массой 16 т и меньше | 2807—5053 Р | 2246—6064 Р |
Категорий D и DE с числом пассажирских мест до 16 включительно | 2246—4044 Р | 2134—4165 Р |
Для кого полис станет дороже
Поправки к закону устанавливают новые факторы, которые влияют на размер базовой ставки:
Пока человек лишен прав, ездить он не может, а значит, вписывать его в полис ОСАГО или заключать с ним договор страхования никто не будет. Но в один прекрасный момент срок лишения заканчивается — и начинает действовать повышенная ставка. И применять ее будут в течение года с этого дня либо со дня окончания срока уголовного наказания.
Страховая компания также может установить повышенную ставку водителю, который регулярно нарушает ПДД. Но тем, кто паркуется в неположенных местах или немного превышает скорость, беспокоиться не стоит. Условия, при которых цена полиса может вырасти, оговорены в законе. К ним относятся:
Если водитель нарушил ПДД, попал в ДТП и при этом был причинен ущерб имуществу, жизни или здоровью, стоимость полиса для водителя все равно вырастет — но не за счет базовой ставки, а за счет изменения коэффициента бонус-малус. Так было и раньше.
Информация о том, кто именно совершал грубые нарушения, сколько раз и какие, будет поступать в страховые компании из ГИБДД. Российский союз автостраховщиков еще в июле 2020 года заявил, что не только технически готов к обмену данными с госавтоинспекцией, но и уже делает это: ГИБДД запрашивает данные о наличии у водителей страховых полисов, а страховщики — о нарушениях.
Эти правила действуют как для самого страхователя, так и для всех, кто вписан в полис ОСАГО. Если страхователь — аккуратный и добропорядочный водитель, но решил вписать в полис злостного нарушителя ПДД или того, кого лишали прав, то ему придется заплатить за полис ОСАГО больше.
А еще появились «иные факторы»
В законе появилась норма о том, что базовая ставка страхового тарифа может зависеть от иных факторов. Раньше это были стаж, возраст и другие персональные данные водителей, а также период использования транспортного средства.
Теперь формулировку изменили: будут учитывать факторы и коэффициенты, учитывающие водительский стаж, возраст и иные данные, характеризующие водителей. Страховые компании могут определять эти факторы самостоятельно.
Как это работает, проще всего объяснить на примере.
Это выгодно водителю: он экономит на покупке полиса. Выгодно и страховой компании: маловероятно, что по такому полису придется делать выплаты.
Это же ждет любителей превышать скорость и проезжать на красный сигнал светофора. Два таких нарушения в течение года — и следующий страховой полис будет существенно дороже.
Памятка страхователю о предоставлении Государственной услуги по установлению скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
о предоставлении Государственной услуги по установлению скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Нормативные документы, регламентирующие порядок и условия установления скидки к страховым тарифам:
— Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 №524 «Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
— Приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 25.04.2019 № 231 «Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по установлению скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.08.2012 №39н «Об утверждении методики расчёта скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Скидки к страховым тарифам устанавливаются в текущем финансовом году на очередной финансовый год в размерах не более 40 процентов установленного страхового тарифа по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему, исходя из следующих основных показателей с учётом состояния охраны труда на основании сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда и сведений о проведённых обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года:
Показатель «а» рассчитывается по формуле:
— суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, произведенные страхователем;
— суммы страховых выплат и оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, произведённые территориальным органом Фонда в связи со страховыми случаями, произошедшими у страхователя за три года, предшествующих текущему (руб.);
Показатель «b» рассчитывается по формуле:
Показатель «с» рассчитывается по формуле:
Коэффициент «q1» рассчитывается по формуле:
Коэффициент «q2» рассчитывается по формуле:
Сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда и проведённых обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах отражаются страхователем в форме расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС).
Размер значений основных показателей определяется с точностью до двух знаков после запятой.
Показатели уровня проведения специальной оценки условий труда и уровня проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров рассчитываются и округляются до одного знака после запятой.
Скидка устанавливается в случае, если все указанные показатели (a, b, c) меньше утверждённых значений трёх аналогичных показателей по виду экономической деятельности (авэд, bвэд, свэд), которому соответствует основной вид деятельности страхователя.
Размер скидки (С) рассчитывается по следующей формуле:
Заместитель управляющего Кармазин Александр Станиславович,
Заместитель управляющего Крюков Владимир Александрович,