стоики видели смысл жизни человека
5 советов стоицизма для современной жизни
1. Представь свою жизнь без того, что любишь
Возможно, это одна из лучших техник древних стоиков, которая учит ценить то, что у тебя есть, заодно позволяя человеку понять, что для него является настоящим богатством и какие ценности стоит оберегать так же, как банкир бережет свои счета. Это учение не призывает тебя останавливаться в своем развитии, отказываться от своих целей, но в тот же момент позволяет переосмыслить то, чем ты так дорожишь.
Представь, что в один момент у тебя исчезнут все друзья. Один тебе казался слишком нудным, другого было не вытащить из дома, третий гиперактивный. Но несмотря на то, что все были разными, вы нашли общий язык и стали друзьями. А теперь их не стало. Не стало и любимой девушки. Хотя она была любительницей выяснить отношения, ты считал ее хорошей и надежной подругой. Но теперь и ее нет. Маленькая квартира недалеко от центра, но размер жилплощади оставляет желать лучшего, да и ты часто жаловался на узкие коридоры и грязный подъезд. Так вот, дома у тебя тоже больше нет.
Как тебе такая жизнь? Наверное, она кажется пустой, ты чувствуешь себя одиноким и брошенным. Если вовремя не сделаешь переоценку ценностей, если не сможешь понять, насколько счастливым человеком являешься на самом деле, то в один момент есть риск потерять все, что у тебя есть. И речь не только о материальных ценностях.
2. Помни, что ты тут не навсегда
«Давайте научим наши умы мыслить так, будто мы дошли до самого конца жизни. Дальше не будет ничего. Давайте каждый день жить ярко. Тот, кто живет, будто сегодня последний его день на Земле, не бывает несчастлив и не тратит времени даром».
Сенека
Представь, будто сегодня твой последний день на Земле. Как ты его провел? Общался с друзьями, занимался тем, что так любишь, позвонил родителям, наконец-то уделил время себе? Скорее всего, нет, ведь ты, как и большинство людей, погружен в постоянные заботы, суету, где практически не остается места для радости. Мы проживаем жизнь так, будто человеческий век бесконечен, и можно пренебречь бесценными минутами, часами, днями, которые даны каждому из нас. Не совершай этой ошибки — живи так, будто твое время на исходе; цени каждый радостный момент, который можешь разделить с близкими, ведь все это может закончиться в любую секунду.
3. Устанавливая цели, не думай о результате
«Некоторые вещи находятся в пределах нашей власти, а другие — нет. В нашей власти есть мнение, мотивация, желание, отвращение и, словом, все, что от нас зависит; не в нашей власти — наше тело, наша собственность, репутация — словом, все, что не принадлежит нам».
Эпиктет
Когда мы ставим перед собой цель, то сразу же думаем о тех благах, результатах, которые принесет нам ее достижение. После мы начинаем представлять все те сложности и трудности, которые предстоит преодолеть, и именно мысли о негативном исходе могут зарубить на корню даже самые амбициозные начинания. Но подумай вот о чем: спортсмены не думают о поражении, когда усиленно тренируются перед соревнованиями — в их умах лишь победа. Они готовят свое тело, чтобы стать лучшими из лучших. Футболисты не боятся поражения из-за того, что во время матча вдруг пошел дождь (ну кроме нашей сборной), ведь эти атлеты тренировались для того, чтобы победить. Хочешь найти себе хорошую подругу? Не думай о том, где ее искать и как завоевывать сердце — преврати себя в такого парня, с которым бы захотела быть каждая девушка. Работай над собой, моделируй ситуацию, создавай возможности, чтобы в итоге результат превзошел ожидания.
4. Не бойся дискомфорта
«Природа смешивает удовольствие с необходимыми вещами не для того, чтобы мы искали удовольствие, но для того, чтобы удовольствие могло сделать существование привлекательным для нас».
Сенека
Мы стремимся сделать нашу жизнь максимально комфортной, ищем теплое местечко для жизни, избегаем конфликтов, трудностей, перекладываем работу на других. Мы жаждем лишь мгновенного удовольствия, легкой жизни, ограждаем себя от различных испытаний. Но что получаем в итоге? Отсутствие стрессоустойчивости, неспособность бороться за свои идеалы. Такие изнеженные люди не умеют достойно конкурировать, неспособны отстаивать свои жизненные позиции. Это превращает человека в аморфную личность, которая будет существовать, слушая лишь чужие указания. Ты не должен бояться сталкиваться с дискомфортом в своей жизни, и вот почему :
1) Это отличная подготовка к будущим испытаниям. Многие парни упорно тренируются перед тем, как поступить в военное училище. Сейчас им тяжело, зато в дальнейшем они будут чувствовать себя комфортно и покажут отличные результаты;
2) Ты научишься планировать риски, а неудача не будет выглядеть как злой рок;
3) Ты научишься ценить то, что у тебя уже есть, и не будешь принимать многие вещи как должное.
5. Работай над характером и твори добро
«Каждый день — возможность уменьшить количество своих пороков».
Сенека
Для стоиков одним из смыслов жизни было самосовершенствование, работа над характером и обретение добродетели. Философы считали, что лишь добрый человек, который способен жить не только ради себя, но и приносить пользу другим, творить добро, достоин называться полезным человеком. Такая личность не оставит никого в беде, будет стремиться занять лидерские позиции, чтобы объединить вокруг себя массы и направить их по верному пути. У каждого из нас есть лучшая версия себя, которую мы идеализируем и думаем: «А как я должен был правильно поступить в этой ситуации?». Чтобы понять свою суть, задай себе некоторые из этих вопросов, заодно обращаясь к своей «идеальной версии»:
Если ты стремишься к саморазвитию, то просто стань добрее. Тебе кажется, что это просто и быть добряком очень легко, но не стоит так думать. Порядочных, светлых людей не так-то много в нашем мире. К тому же тебе придется сочетать внутреннюю доброту с железным характером, ведь люди часто путают добро и слабость. Старайся помогать другим, избавься от злости, чтобы начать жить в спокойствии и гармонии.
Исра Гарсиа: Стоицизм — это образ жизни, который ты принимаешь навсегда
Я продолжаю общаться с ведущими мировыми экспертами по стоицизму. Сегодня мой собеседник — Исра Гарсия (Isra Garcia) — известный испанский практик стоицизма, автор блога isragarcia.es, маркетолог, многократный участник Ironman, автор книг и TEDx-лектор. В одной из следующих публикаций я также предложу вашему вниманию конкретные практики, которые использует Исра и которыми он разрешил поделиться с моими читателями.
Напомню, что мой интерес к стоицизму продиктован желанием не просто освоить теорию этого учения, а стремлением попробовать применить принципы стоицизма на практике. Если вам интересны мои заметки об этом эксперименте, заглядывайте ко мне в Instagram.
О смысле стоицизма
В чем для Вас заключается основной смысл стоицизма? Почему эта практическая философия становится столь актуальной в наше время?
1. Смысл в том, чтобы жить в согласии с природой и по её законам, то есть жить добродетельной жизнью. Для меня стоицизм – это невидимая дорожная карта, помогающая познавать жизнь, находить внутренние силы и жить с верой в будущее.
2. Стоикам прекрасно удалось разработать практическую философию постижения смысла этого мира со всеми его проблемами, сложностью, несправедливостью и неопределённостью. И при этом стоики создавали учения о том, как на практике можно преодолевать, преуспевать и процветать. И всё это применяется и в наши дни, стоицизм – безупречная операционная система для того, чтобы в 2020 году жить добродетельно, на что, между прочим, мало кто отважится. Основное допущение стоицизма очень простое: мы не управляем окружающим нас миром, но мы управляем своей ответной реакцией при взаимодействии с ним. А посему нам надо научиться реагировать правильно – в согласии с добродетелью.
Сейчас настало то самое время, чтобы обратиться к стоицизму и испытать его в действии. Признаюсь, я всякий раз радуюсь любой возможности знакомить людей с этой философией действия. На канале YouTube у нас 350 тыс. просмотров почти сотни видеороликов (в основном на испанском языке); на IG Stories я знакомлю посетителей с цитатами и идеями из прочитанных мною книг; в Twitter я публикую ежедневные цитаты и выкладываю подкасты по ним, такие как интервью с Массимо Пильюччи (на английском языке).
Но внесем ясность: стоицизм – это не десятидневный эксперимент, не временный этап и не модное течение. Это – образ жизни, и уж если ты его однажды принимаешь, то принимаешь навсегда.
Что для Вас лично является наиболее ценным в стоицизме? Что вы получили от стоицизма?
1. Я бы начал с добродетели. Несомненно, есть что-то лучшее всего того, что можно купить за деньги. Настоящая добродетель – вот, что приносит нам счастье и всё то, чего мы так жаждем и о чём думаем. В ней – истинная награда.
Добродетель – это такое благо, которое оказывается чем-то бóльшим ожидаемого и чем-то неизмеримым. Она либо есть, либо её нет; вот почему добродетель, возникающая из справедливости, смелости, правоты, мудрости, самоконтроля, цельности, самодисциплины, честности, достоинства и верности, – это единственное, к чему стоит стремиться. Об этом учении стоической философии нам вновь и вновь напоминают деяния и сама жизнь таких великих стоиков как Эпиктет, Катон Младший, Музоний Руф, или более поздних и современных – таких как Джордж Вашингтон, Билл Клинтон, Ник Сабан, Джоан Роулинг или Джек Дорси.
2. Стоит познакомиться с ним и копнуть чуть глубже, и ты уже никогда не будешь прежним. Чем дальше углубляешься в этот образ мышления и жизни, тем более жизнерадостным и стойким становишься, более гармонично вписываешься в природу. Здесь вообще всё дело в том, чтобы лучше выровнять свои личные свойства и особенности характера, чтобы повысить свой иммунитет в отношении к бесполезным внешним эмоциям и, следовательно, уменьшить беспокойство. Начинаешь понимать что-то из значимых принципов (или добродетелей, как их раньше называли). Я говорю о разумности, справедливости, доблести и умеренности – четырёх главных добродетелях стоической философии.
Продолжая изучать эту философию, ты вдруг однажды осознаёшь, что почти 80% наших проблем, разочарований, тревог и страхов сводятся к одному и тому же: стремлению изменять, управлять или обладать тем, что находится вне нашей досягаемости, влияния или контроля. Единственная и важнейшая практика стоической философии состоит в том, чтобы уметь отличать то, что мы можем изменить, от того, что мы не можем изменить – такова «дихотомия контроля» Эпиктета.
Я открыл для себя стоическую философию в 2016 году, благодаря Райану Холидею, а потом Тиму Ферриссу. С той поры я только и делал, что (в действительном смысле) поглощал все библиографические ресурсы, до которых мог добраться. Мало-помалу на сегодня я прочёл пятнадцать книг, а также произвёл критический разбор восьми книг и сделал по ним аудиозаписи с собственными размышлениями, примерами и практиками. Я внедрил в практику все отозвавшиеся во мне принципы и встроил их в свою жизнь вместе с самодисциплиной, честностью, последовательностью и радостью. Решил я также избавиться от многих никчёмных вещей ради нужных стоических учений и отойти от (почти) всего, что теперь могло бы отвести меня от жизни в согласии с добродетелью.
О современном стоицизме
Как бы вы описали жизнь современного стоика? В чем состоят особенности такого образа жизни?
Современный стоик может опираться на следующие основные принципы:
Твоя команда покинет тебя. Друзья оставят тебя один на один с опасностью. Однажды всё закончится, и останешься ты один-одинёшенек. Мысли и действия наперекор каждой из этих ситуаций заставляют людей страдать и жить, окутавшись облаком, в котором демонстрируются лишь картинки сюрреалистического будущего.
Страшно делать всё, за что ни возьмись, но никто кроме тебя этого не сделает. Не позволяй внешним факторам нарушать своё душевное равновесие.
Научись показывать (себе самому) свою силу и мастерство, особенно перед лицом неудач, разочарований, крушения надежд и прочих трудностей.
Как начать практиковать стоицизм
Как лучше всего начать собственный эксперимент по погружению стоицизма в образ жизни?
Во-первых, изучай стоицизм и учись ему.
Во-вторых, начни с исполнения малых дел. Это поможет тебе от тревожного образа мыслей прийти к стоическому складу ума.
В-третьих, продолжай исследовать, выделять главное, проверяйся и определи ключевые показатели эффективности, чтобы отслеживать свой прогресс (например, веди журнал ежедневных записей и отчётов, или составь таблицу для замеров нужных параметров).
В-четвёртых, примени научный метод (он поможет тебе задать правильные рамки для эксперимента), затем выбери привычки, практики, мантры, заповеди и подвергни их испытанию.
Какие стоические действия вы бы рекомендовали выполнять каждый день?
О такой практике я недавно писал в работе под названием «40 принципов, чтобы научиться жить сегодня хорошей жизнью». Можно там почитать.
О сохранении спокойствия и невозмутимости
Стоики стремятся к состоянию полного спокойствия (они они бы сказали – апатии). Как этого можно достичь? Как оставаться в таком состоянии в трудные времена?
Есть такая история про одного китайского мудреца, которого спросили: «Как можно избавиться от жары?» Он ответил: «Встань в самый центр костра«. «Но разве можно выдержать такое обжигающее пламя?» «Зато никакая другая боль тебя больше беспокоить уже не будет»!
Ту же мысль мы встречаем и в «Божественной комедии» Данте, когда Вергилий обнаруживает, что выход из ада находится в самом его центре.
Вот и выходит, что для того чтобы найти покой, нужно пуститься в дикий пляс, отдаться неопределённости, страху, отчаянию, боли, горю – делать и испытывать то, что ненавидишь.
О мудрецах и героях
Идеал человек в стоицизме – это мудрец. Но что такое мудрость? Какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали мудрецом?
Мудрец не ведает, что он мудр.
Смирение, целостность, великодушие, невозмутимость и полное осознание того, что эго не существует, а значит, не существует и моего «Я», и значит, «Я» не могу сыграть шутку над собой (что тоже помогает ответить на 7-ой вопрос).
Каких киногероев вы бы назвали стоиками с точки зрения образа жизни?
Спасибо за такие интересные вопросы, Сергей.
Что такое Стоицизм? Знакомство и 9 упражнений, помогающих начать
Стоицизм — пожалуй единственная философия созданная специально для тех кто живет в реальном мире.
Стоицизм был основан в Афинах Зеноном Китийским в начале 3-го века до н.э., но стал широко известен благодаря таким фигурам, как Эпиктет, Сенека и Марк Аврелий. Стоицизм утверждает, что добродетель (например, мудрость) — это счастье, а наши суждения должны основываться на поведении и поступках, а не на словах. По определению стоиков, мы не контролируем, а значит и не можем полагаться на внешние события. Контролировать мы можем только себя и свои реакции а значит, и полагаться следует только на них.
В Стоицизме немного основных постулатов. Он напоминает нам о том, каким непредсказуемым может быть мир. Как коротка наша жизнь. Как быть стойким, сильным и контролировать себя. И, наконец, то что источник нашей неудовлетворенности кроется в нашей импульсивной зависимости от чувств, а не от логики.
Стоицизм не беспокоится о сложных теориях мироустройства, но помогает нам преодолевать разрушительные эмоции и действовать в соответствии с тем, что можно предпринять. Он создан для конкретных действий, а не для бесконечных дебатов и споров.
У Стоицизма было три главных лидера. Марк Аврелий — император Римской империи, самый могущественный человек на земле, садился каждый день, чтобы написать себе заметки о сдержанности, сострадании и смирении. Эпиктет — перенес ужасы рабства, чтобы основать собственную философскую школу, где он обучал многих величайших умов Рима. Сенека — когда император Нерон отвернулся от него и потребовал самоубийства философа, Сенека беспокоился только о том, чтобы утешить свою жену и друзей.
На протяжении всей последующей истории, Стоицизм практиковали короли, президенты, художники, писатели и предприниматели. Для многих из них стоицизм стал не просто философией, а настоящим образом жизни.
Говорят, что прусский король Фридрих Великий путешествовал с работами стоиков в своих седельных сумах, потому что эти труды, по его словам, могли «поддержать вас в беде». Мишель Монтень — политик и публицист, вырезал любимую цитату из Эпиктета на деревянной балке своего рабочего кабинета, в котором он проводил большую часть времени.
Стоицизм также оказал значительное влияние на теории экономиста Адама Смита о капитализме. С философией его познакомил школьный учитель, переводивший работы Марка Аврелия.
Политический мыслитель Джон Стюарт Милль написал о Марке Аврелии и стоицизме в своем знаменитом трактате «О свободе», назвав эту философию «высочайшим этическим продуктом античного разума».
Стоицизм — это не чисто интеллектуальное предприятие. От большинства философских учений его отличает то, что целью Стоицизма является практическое применение.
Это инструмент, который мы можем использовать, чтобы стать лучше в своем ремесле, быть лучшими родителями, друзьями и в конечном счете — лучшими людьми.
Для развития полезных способностей, Стоики практиковали так называемые «духовные упражнения».
Давайте же рассмотрим девять важнейших упражнений стоиков.
1. Практика Несчастья
«Во времена безопасности дух должен готовиться к трудным временам; пока переменчивая Фортуна благоволит вам, используйте это время для подготовки к ее грядущей неблагосклонности». — Сенека
Сенека, пользовавшийся огромным богатством и влиянием как советник императора Нерона, предлагал отводить определенное количество дней каждый месяц, чтобы практиковать бедность. Возьмите немного еды, наденьте свою худшую одежду, покиньте комфорт и удобства своего дома, и постели. Поставив себя лицом к лицу с нуждой, говорил он, задай себе вопрос: «И это то, чего я раньше так боялся?»
Важно не забывать, что это именно упражнение, а не чисто риторический прием. Это не просто «думать о» несчастье, а именно прожить и пережить его. Комфорт — худший вид рабства, потому что вы всегда боитесь, что что-то или кто-то отнимет его. Но если вы сможете не только предвидеть, но и практиковать несчастье, тогда досадные случайности потеряют способность разрушать вашу жизнь.
Монтень любил древнюю игру, участники которой по очереди держали в руках картину трупа в гробу и произносили тост: «Пей и веселись, ведь когда ты умрешь, то будешь выглядеть так же».
Негативные эмоции, такие как беспокойство и страх, порождаются неопределенностью, и очень редко реальным опытом. Любой, кто давал волю таким эмоциям, знает, как много энергии они могут потреблять. Решение состоит в том, чтобы сделать что-то с этим невежеством. Познакомьтесь ближе с теми вещами и наихудшими сценариями, которых вы так боитесь.
Практикуйте то, чего боитесь, будь-то в вашем воображении или в реальной жизни. Неприятности, пугающие вас, почти всегда бывают обратимым или мимолетными.
2. Тренировка восприятия, чтобы избегать добра и зла
«Реши для себя, что тебе не причинили вреда, и ты не почувствуешь его. Ты не чувствуешь вреда, а значит тебе его не нанесли». — Марк Аврелий
У стоиков было упражнение «Перевернуть препятствие вверх ногами». Это делалось для того, чтобы сделать невозможным не практиковать искусство философии. Потому что, если вы можете правильно перевернуть проблему с ног на голову, то каждое «плохое» становится новым источником хорошего.
Марк Аврелий описывал это так:
«Препятствие к действию продвигает действие. То, что стоит на пути, само становится путем».
3. Помни, что всё эфемерно
«И Александр Великий и его погонщик мулов умерли… с ними обоими случилась одна и та же вещь». — Марк Аврелий
Марк Аврелий написал для себя простое и эффективное напоминание, чтобы помочь себе восстановить перспективу и сохранить равновесие:
«Вспомни всех тех, кто сильно злился на что-то: кто-то самый известный, самый несчастный, самый ненавистный, какой-угодно… где все они сейчас? Дым, пыль, легенда… или даже не легенда. Подумай обо всех примерах. И пойми как незначительно то, чего мы так страстно хотим».
Важно отметить, что «страсть» здесь используется не в современном значении, как энтузиазмом или забота о чем-то. Как объясняет Дон Робертсон в своей книге — когда стоики обсуждают преодоление «страстей», они говорят об иррациональных, нездоровых и чрезмерных желаниях и эмоциях. Гнев является хорошим примером. Что важно помнить, и это ключевой момент — стоики стремятся заменить эти страсти на здоровые эмоции, такие как, например радость вместо чрезмерного удовольствия.
Возвращаясь к сути данного упражнения, все довольно просто: Кем бы ты ни был, вспомни, сколь мал и незначителен ты на самом деле. И в связи с этим, помните, какими ничтожными являются большинство вещей и событий, окружающих нас.
Помните, что любые достижения и успехи могут быть эфемерными, и что ваше обладание ими длится лишь мгновение.
Если все эфемерно, то что же имеет значение? Прямо сейчас имеет значение. Быть хорошим человеком и делать правильные вещи прямо сейчас — вот что важно для нас, и вот что было важно для стоиков во все времена.
Это ли признак успешной жизни? С личной точки зрения, не имеет большого значения, будет ли ваше имя отмечено на карте, если вы потеряли перспективу и наносите вред окружающим.
Учись на ошибках Александра. Будь скромным, честным и осознающим. Это то, что ты можешь делать каждый день своей жизни. И тебе никогда не придется бояться, что кто-то заберет это у тебя или, что еще хуже, что это поработит тебя.
4. Взгляд с высоты
«Как красиво это сказал Платон. Всякий раз, когда вы хотите поговорить о людях, лучше всего взглянуть с высоты птичьего полета и увидеть все сразу: людные собрания, армии, фермы, свадьбы и разводы, рождения и смерти, шумные залы суда и тихие безлюдные места, все иностранцы, праздники, поминки, рынки — все смешано и объединено в единстве противоположностей». — Марк Аврелий
Марк Аврелий часто выполнял упражнение, называемое «взгляд сверху» или «взгляд Платона». Он предлагает и нам сделать шаг назад, уменьшить масштаб, и увидеть жизнь с более высокой точки зрения, чем наша. Это упражнение, охватывающее все миллионы и миллионы людей, все «армии, фермы, свадьбы и разводы, рождения и смерти», побуждает нас смотреть в будущее и, подобно предыдущему упражнению, напоминать нам о том, насколько мы малы. Это переориентирует нас, и, как сказал ученый-стоик Пьер Адо:
«Взгляд сверху меняет наши ценностные суждения о вещах: роскошь, власть, война… и заботы повседневной жизни становятся просто смешными.»
Видеть, как мы малы в великой схеме вещей, — это только одна часть упражнения. Второй, более тонкий момент, — это использовать то, что стоики называют симпатией, или взаимозависимостью со всем человечеством. Как сказал астронавт Эдгар Митчелл, один из первых, кто действительно испытал реальный «взгляд сверху»:
«В космическом пространстве вы моментально обретаете глобальное сознание, ориентацию на людей, сильное недовольство текущим состоянием мира и непреодолимое желание что-то с этим сделать».
Отойдите от своих собственных забот и напомните себе о вашем долге перед другими. Посмотрите на все взглядом Платона.
5. Memento Mori: Размышляйте о своей смертности
«Давайте подготовим наш разум так, как будто мы подошли к самому концу жизни. Давайте не будем ничего откладывать. Давайте сводить баланс жизни каждый день. … Тот, кто каждый день наносит последние штрихи на свою жизнь, никогда не теряет времени». — Сенека
Цитата Сенеки, приведенная выше, напоминает нам о «Memento Mori» — древней практике размышлений о смертности, восходящей к Сократу, говорившему, что надлежащая практика философии — «ни о чем ином, кроме умирания и смерти». В своих «Размышлениях» Марк Аврелий писал, что «Ты можешь оставить жизнь прямо сейчас. Пусть это определит, что ты делаешь, говоришь и думаешь». Это было напоминанием самому себе продолжать жить добродетельной жизнью сейчас, а не ждать подходящего момента в будущем.
Размышления о вашей смертности удручают, только если вы упускаете суть. Стоики считают эту мысль бодрящей и смиряющей. Неудивительно, что одна из биографий Сенеки называется «Умирать каждый день». В конце концов, именно Сенека побуждал нас говорить себе: «Ты можешь не проснуться завтра», когда ложишься спать, и «Ты можешь не заснуть больше никогда», когда просыпаешься, как напоминание о нашей смертности. Или, как еще один стоик, Эпиктет, призывал своих учеников:
Используйте эти напоминания и размышляйте о них каждый день — пусть они станут строительными блоками полнокровной жизни, и помогут вам не терять ни секунды.
6. «Контролирую ли я это»
«Главная задача в жизни заключается просто в том, чтобы идентифицировать и разделить дела, чтобы я мог четко сказать себе, какие внешние факторы не находятся под моим контролем, а какие связаны с выбором, который я фактически контролирую. Где тогда мне искать добро и зло? Наверняка — не в неконтролируемых внешних воздействиях, но внутри меня, в том выборе, который принадлежит только мне…» — Эпиктет
Пожалуй, самая важная практика в философии стоиков — это различие между тем, что мы можем изменить, и тем, что не можем. На что мы имеем влияние, а на что нет. Рейс задерживается из-за погоды — никакие крики на представителя авиакомпании не прекратят грозу. Сколько бы вы не желали, это не сделает вас выше или ниже или позволит вам быть рожденным в другой стране. Независимо от того, как сильно вы стараетесь, вы не можете сделать кого-то, таким же как вы. И вдобавок ко всему, время, потраченное на безнадежные попытки изменить то, что нам не под силу — это то время, которое вы могли бы потратить на вещи, которые можно изменить.
Возвращайтесь к этому вопросу ежедневно — в каждой трудной ситуации. Размышляйте об этом постоянно. Если вы сможете четко определить, какие части вашего дня находятся под вашим контролем, а какие нет, вы не только станете счастливее, у вас будет явное преимущество перед другими людьми, которые не осознают, что сражаются в битве, в которой невозможно победить.
7. Журнал
Эпиктет — раб. Марк Аврелий — император. Сенека — влиятельный политик и драматург. Три этих абсолютно разных человека вели совершенно разные жизни. Но, не смотря на это, у них была одна общая привычка: журналирование.
В той или иной форме каждый из них сделал это. Был ли это Эпиктет, наставлявший своих учеников, что философия — это то, что они должны «записывать изо дня в день», и что именно записывая они «должны тренироваться». Любимое время, когда Сенека писал свой дневник, было по вечерам. Когда наступала темнота и его жена засыпала, писал он другу:
«Я вспоминаю весь свой день и возвращаюсь к тому, что я сделал, ничего не скрывая от себя, и ничего не пропуская.»
Затем он шел в кровать, отмечая, что «сон, который следует за этим самоанализом» бывал особенно сладким. Марк Аврелий был самым потрясающим журналистом и нам очень повезло, что его труды сохранились для потомков, с соответствующим названием, Τὰ εἰς ἑαυτόν — «для себя».
В стоицизме искусство журналирования — это не просто ведение дневника. Сама эта ежедневная практика — и есть философия. Подготовка к предстоящему дню. Размышления о прошедшем дне. Напоминание о мудрости, которую мы узнали от наших учителей, из прочтенного, из нашего собственного опыта. Недостаточно просто услышать эти уроки один раз, необходимо практиковать их снова и снова, переворачивая их в уме и, самое главное — записывая их, буквально чувствуя, как они текут сквозь пальцы.
Таким образом, ведение журнала — это стоицизм. И почти невозможно иметь одно без другого.
8. Практика Негативной Визуализации
Premeditatio Malorum («Предвосхищение Зла») — это стоическое упражнение, заключающееся в воображении вещей, которые могут пойти не так или быть отняты у нас. Это помогает нам подготовиться к неизбежным жизненным неудачам. Мы не всегда получаем то, что по праву принадлежит нам, даже если мы и заслужили это. Все не бывает так просто и понятно, как нам часто кажется. Психологически мы должны готовиться к этому. Это одно из самых мощных упражнений из набора инструментов стоиков, для повышения устойчивости и силы.
Сенека например, собираясь в путешествие, начинал с пересмотра или репетиции своих планов. А затем, в своей голове (или в журнале, как мы уже говорили выше), он рассматривал вещи, которые могли пойти не так и то, как не допустить этого — мог возникнуть шторм, капитан мог заболеть, корабль мог быть атакован пиратами и т.д.
«Ничего не происходит с мудрецом вопреки его ожиданиям», — писал он другу, — «… и не все случается с ним так, как он того хотел, но так, как он рассчитывал, и прежде всего, он рассчитывал, что что-то может помешать его планам»
Выполняя это упражнение, Сенека всегда был готов к неприятностям и старался включать эти препятствия в свои планы. Он был готов как к поражению, так и к победе.
9. Amor Fati: Любить все, что происходит
«Когда ты желаешь, чтобы ничто не было по другому, ни до, ни после, ни во всей вечности. Не просто переносить то, что необходимо, не пытаться уклониться от этого … но — любить это».
Стоики были не только знакомы с таким отношением, но и полностью принимали его. Две тысячи лет назад, записывая в своем личном дневнике, ставшем известным как «Размышления», император Марк Аврелий говорил: «Пылающий огонь создает пламя и свет из всего, что в него брошено». Другой стоик, Эпиктет, искалеченный рабством, постоянно сталкивающийся с трудностями и несчастьями, повторял то же самое:
«Не жди, что все будет происходит так, как ты хочешь; лучше желай, чтобы то, что происходит, происходило именно так, как оно происходит: тогда ты будешь счастлив».
Вот почему Amor Fati — это упражнение и образ мыслей стоиков, которое вы можете применять для извлечения максимальной пользы из всего, что происходит: рассматривая каждый момент, независимо от того, насколько он сложен, как что-то, что нужно принять, а не избежать. Чтобы не только принимать происходящее, но любить то что происходит и стараться становиться лучше благодаря случившемуся. Тогда, как кислород для огня, препятствия и невзгоды будут становиться топливом для вашего развития.
Стоицизм идеален для реального мира
Стоики писали честно и зачастую самокритично, о том, как они могут стать лучшими людьми, стать счастливее и справляться с неизбежными проблемами на своем пути. Вы также можете почувствовать, как «Практика Несчастий» делает вас сильнее перед лицом бедствий; как переворачивание препятствия с ног на голову превращает проблемы в возможности; и как ваше понимание того, насколько вы малы и незначительны, поддерживает ваше эго под контролем, и помогает видеть истинную суть вещей.
В конечном счете, в этом и заключается стоицизм. Это не какое-то отвлеченное обсуждение того, почему или как существует наш мир. Это серия напоминаний, советов и пособий помогающих жить, и жить хорошо.
Стоицизм, напоминал себе Марк Аврелий, — это не какой-то великий Наставник, а бальзам, мазь снимающая боль от травмы, когда бы мы ее не получили.
Эпиктет был прав, когда сказал, что «жизнь — тяжелая, жестокая, изматывающая, незначительная и ограниченная… смертельно опасное дело».
Нам стоит принимать любую помощь на этом сложном пути, и бывает, как в случае Стоицизма, что эта помощь может прийти от нас самих.