Стива маттина дизайн авто
Стив Маттин / Steve Mattin
В интернете много рассказов про сами машины, но про людей, их рисующие, очень мало. Поэтому продолжу свои мини-очерки про автомобильный дизайн!
Третьим человеком, про которого пишу, это Стив Маттин. Бывают люди, которые меняют полностью восприятие автомобильного бренда, именно такими людьми и создаются знаковые автомобили. Для Лады было большим успехом приглашение Стива на роль главного автодизайнера компании. На момент судьбоносного момента дизайн тольяттинских машин был совсем не запоминающимся, но каковым стал сейчас! Сколько людей купило новые Лады только из-за их дизайна, но в биографии Маттина были и другие марки, поэтому по порядку!
Родился в городе Бедфорд, образование получал так же на родине, в Англии, в университете Ковентри, который славится своим выпуском. Его, например, окончил Джерри МакГоверн, ныне главный дизайнер Ягуаров и Ленд Роверов, впрочем это уже другая история. Стив Маттин свою карьеру начал в компании Daimler-Benz, где первая же большая работа принесла дизайнеру всемирную славу. Это был знаковый для компании Mercedes-Benz A-Class серии W168. Авторитетным и старейшим английским журналом AutoCar в 1997 году Стив был назван автомобильным дизайнером года! Знаковыми работами в немецкой компании является парочка ML/GL серий W164 и X164 соответственно. Машины узнаваемые и очень лаконичные, «мерседесистые», если так можно выразиться. В принципе англичанин поучаствовал в облике всех мерседесовских моделей 2000-х годов. Но особенно я выделю R-class (W251), очень красивая машина вышла из-под руки Стива Маттина! А каков предшествующий концепт Vision Grand Sports Tourer. Машина была родственником тогдашней ML и сколь оригинальной вышла, столь и провальной в продажах, что довольно частая история, к сожалению.
Насколько крут Стив Маттин? Машины, которые нарисовал дизайнер Lada
Мы обнаружили, что не существует подробного общедоступного «досье» на нынешнего главного дизайнера бренда Lada, а ведь послужной список у Маттина достойный. Спешим восполнить этот пробел, пристально изучив все работы за авторством Стива.
Эта статья рассказывает о серийных моделях, автором дизайна которых является Стив Маттин. Мы намеренно обошли (за небольшим исключением) тему тизеров, скетчей и концептов, потому что этому стоит посвятить отдельный материал. Указанный в скобках год – это дата, когда была представлена серийная версия автомобиля.
Mercedes-Benz A-Class (1998)
Первый большой успех пришёл к Маттину в 1997, когда авторитетный журнал «Autocar» назвал его «Дизайнером года» за разработку облика Mercedes-Benz A-Class. На тот момент Маттину было всего 33 года. За его плечами были: оконченный в 1987 году Университет Ковентри по специальности «промышленный дизайн» (на последнем курсе он умудрился выиграть конкурс Королевского общества дизайна Великобритании), приглашение от концерна Daimler в том же 1987 и вступление в должность дизайнера в Mercedes-Benz. А также повышение до старшего дизайнера в 1990 и до дизайн-менеджера в 1993.
Mercedes-Benz A-Class (1998)
Это был поистине крутой взлёт, и даже пресловутый «лосиный» тест, печальным популяризатором которого стал A-Class, не бросил тени на талант британца – к дизайну-то не было никаких вопросов. Наоборот, первое поколение A-Class, во многом благодаря своей невероятной внешности, размерам и пропорциям, не только стало революцией внутри бренда, но и, по сути, ввело в обиход понятие «люксовый компакт-кар». Проблемы с устойчивостью машины при резких манёврах в Mercedes-Benz постарались устранить оперативно. А Маттин в 2000 году был повышен в должности до старшего дизайн-менеджера.
Mercedes-Benz SL-Class (2001)
Надо сказать, что к своим обязанностям в новой должности Маттин приступил не в самые лёгкие времена – репутация марки в период «миллениума» упала ниже, чем когда-либо. Один инновационный A-Class (да ещё с изначально подмоченной «лосями» репутацией) не мог тянуть вперёд имидж марки, нужны были другие новые модели, существенно освежающие взгляд на «старомодный» Mercedes-Benz. Одна из главных ставок была сделана на пятое поколение крупного родстера SL.
На фото: Mercedes-Benz SL (2001)
Маттин не подвёл. Он пошёл на важный шаг – обыграл в «монолитном» облике «Эс-Эля» тему сдвоенных круглых фар, являвшуюся одной из фишек тогдашнего фирменного стиля Mercedes-Benz. Да, после рестайлинга в 2006 SL лишился двойных «глаз», но своё дело они сделали – взбудоражили критиков, пробудили интерес общественности и, в конце концов, способствовали продажам машины. Особенно популярной стала топ-версия SL 55 AMG, которая ныне претендует на попадание в разряд бессмертной классики.
Maybach 57/62 (2002)
Практически одновременно с работой над малышом A-Class и родстером SL Маттину пришлось принимать ещё один серьёзный вызов. Серьёзным он был не только потому, что задача совершенно не коррелировала с остальными работами в творческом плане (как дизайнеру удаётся «переключать мозги» между столь разными проектами?!), а ещё и потому, что требовалось ни много ни мало вдохнуть жизнь в легенду германского автопрома, марку Maybach, которой концерн Daimler владеет с 1960 года. Первая попытка представить, как должен выглядеть преемник величественного Maybach Zeppelin, была предпринята в 1997 году, когда в Токио показали концепт нового Maybach.
На фото: Maybach 57 (2002)
В 2002 появились серийный Maybach 57 и его удлинённый собрат Maybach 62; позднее у обеих моделей были топ-версии с литерой «S» в индексе… Те «Майбахи» получились в высшей степени шикарными и технологичными, но слишком дорогими, слишком претенциозными и слишком затратными для компании – в 2011 году Дитрих Цетше, глава Daimler, объявил о прекращении существования марки. Но эти машины в своё время вдохнули жизнь в обновлённый S-Class, автором дизайна которого тоже был Стив Маттин. А кроме того, позволили последнему как следует «набить руку» на серьёзных проектах и отточить стиль.
Mercedes-Benz SLR McLaren (2003)
У марки Mercedes-Benz хватает и собственных легенд, и одна из них – SLR. А точнее – 300SLR образца 1955 года, который считался дорожной версией знаменитого 300SL Gullwing, «крыла чайки». Что ж, перерождение машины, предполагавшее совместное производство с McLaren Automotive, более чем удалось, и далеко не в последней степени это относится к дизайну. Стив Маттин вложил в этот автомобиль часть души – а иначе, наверное, и быть не могло. Автомобиль умышленно попал на стык классов, ровно посередине между суперкарами и «гран туризмо», что и сделало его столь притягательным.
На фото: Mercedes-Benz SLR McLaren (2003)
Алюминиевая рама, карбоновый кузов, задний привод, расположенный спереди 626-сильный мотор. И 3,7 секунд до «сотни», ввиду чего автомобиль позиционировался как самый скоростной автомобиль с автоматической коробкой передач… Прибавьте сюда нереально крутой облик, в котором сплелись традиции и новаторский дух двух величайших автоспортивных брендов. И ведь эта машина тоже стала легендой, иконой, уникумом – после остановки производства SLR McLaren в 2009 году дороги немцев и англичан в разработке подобных машин вновь разошлись. Эта машина так и осталась единственной. Но карьера Стива Маттина продолжала набирать обороты.
Mercedes-Benz SLK-Class (2004)
Можно предположить, что после SLR McLAren Маттину над редизайном маленького родстера SLK работалось проще. С другой стороны, «изначальный» SLK был столь харизматичен и популярен, что риск навредить был чрезвычайно велик. Стив снова всё сделал правильно (хотя это нам сейчас легко говорить, а тогда кто знал, как правильно?). Он крайне аккуратно привил компактному родстеру «гены» монструозно-прекрасного SLR McLaren. При этом очаровательная харизма первого поколения вместе с основными пропорциями спорткара осталась на месте! Бинго!
На фото: Mercedes-Benz SLK (2004)
Mercedes-Benz ML (2005) и GL (2006)
На фоне этого работа над вторым поколением М-класса (а точнее, кроссовером ML, если использовать «европейские» обозначения моделей бренда) выглядит почти рутиной. Но на самом деле это не так. Во втором поколении кроссовер переставал быть «остро заточенным» под североамериканский рынок автомобилем и в значительной степени ориентировался отныне и на европейского покупателя (что не помешало ему, однако, слегка вырасти в габаритах). Произошедшее обновление, в том числе и по части дизайна, было значительным.
На фото: Mercedes-Benz ML (2005) и GL (2006)
Отдельного упоминания заслуживает и Mercedes-Benz GL, суть удлинённая 7-местная версия ML. Он появился на следующий год после «прародителя» и был первым 7-местным «ответвлением» этой линейки кроссоверов – над интерьером Маттину пришлось трудиться особо. Интересно, что GL задумывали как замену Gel ä ndewagen, но по факту «ветеран» удержался в производстве благодаря армии фанатов, а GL обзавёлся своей собственной аудиторией.
Mercedes-Benz S-Class (2005)
Уже к финалу своей карьеры в Mercedes-Benz Маттину удалось реализовать ещё один большой проект – новый флагман марки, легендарный S-Class. От рубленных и излишне консервативных форм седана в дизайн-штате «Мерседеса» начали избавляться ещё при переходе к прошлому поколению (от культовой для России серии W140 к более лёгкой и компактной W220), а Маттин в начале «нулевых», при переходе к серии W221, довел эту линию до конца.
На фото: Mercedes-Benz S-Class (2005)
Кто-то усматривает в этом дизайне злоупотребление ретро-мотивами (в частности, в сильно раздутых арках колёс) и слишком сильное влияние Maybach, но на самом деле по дизайну S-Class круче «Майбаха» – потому что Маттин более удачно развил свои прежние идеи, максимально облегчив силуэт большой машины, придав ему элегантности и динамики. У Маттина получился образцовый (если не лучший в истории) S-Class.
Mercedes-Benz R-Class (2005)
Под занавес «романа с Мерседесом» Маттин поучаствовал в рестайлинге своего первого детища – обновлённый A-Class был представлен в 2004 году. А одной из серьёзных вершин, взятых в бытность его дизайнером Mercedes-Benz, можно назвать R-Class, появившийся в 2005 и смешавший в себе черты минивэна, универсала и кроссовера.
На фото: Mercedes-Benz R-Class (2005)
Интересно, что идея «спортвэна» была проработана давно – ещё в 2001 году мерседесовцы показали концепт-кар Vision GST (то есть «Grand Sports Tourer»), автором которого тоже был Стив Маттин. В работе над серийным вариантом ему удалось сохранить основные линии концепта почти нетронутыми.
Volvo XC60 (2008) и S60/V60 (2010)
После буйства креатива в Mercedes-Benz карьера Маттина в Volvo может показаться почти застоем: с 2005 по 2009 – всего три концепт-кара, семейство S60/V60 и среднеразмерный кроссовер XC60. Но тут всё немного сложнее.
На фото: Volvo S60 и V60 (2010)
Дело, во-первых, в том, что линейка моделей Volvo, мягко говоря, покороче мерседесовской, да и сроки внедрения моделей у шведов были тогда длиннее, а во-вторых – Маттин совмещал должность главного дизайнера бренда с должностями вице-президента и члена правления компании. Так что же, он стал мэтром и слегка отошёл от искусства в угоду управленческим функциям? На самом деле в результате работы над этими тремя концептами он совершил ещё одну революцию.
На фото: Volvo XC60
Вглядитесь в то, какими были Volvo до Маттина и как стали выглядеть после. «Скромное обаяние буржуазии», – эти слова вполне можно сказать про маттиновские Вольво. Маттин открыл в себе очередную грань таланта, научился работать в новом для себя ключе и совершенно иных условиях, нежели те, к которым привык в Mercedes-Benz. А бренду Volvo подарил новый стиль, который к сегодняшнему моменту прочно укоренился в традиции марки.
Lada Vesta (2015) и Lada Xray (2016)
В 2010 году маститый британский дизайнер преподаёт в Университете Умео в Швеции и не подозревает, что год спустя в его жизни случится поворот, да покруче всех, что были раньше. Игорь Комаров, тогдашний президент АВТОВАЗа, приглашает его работать в Россию. И как работать – создавать новый фирменный стиль марки Lada. Вот это вызов!
На фото: Lada Vesta (концепт 2014 года)
Маттин соглашается на новую работу, новость об этом попадает в прессу. Интересно, что некоторые российские издания в связи с этим начинают высказывать сомнения в правильности нового назначения на АВТОВАЗе – мол, Мерседесы у Маттина получались скучноватые, а Вольво, наоборот, были слишком далеки от истинного шведского автодизайна… Словом, всё, что делал Стив Маттин раньше, он делал НЕ ТАК.
На фото: Lada XRAY (концепт 2014 года)
Отчасти они оказались правы, невольно описав главное, пожалуй, свойство творческой натуры Маттина – делать НЕ ТАК. Не следовать тренду, а создавать его. Поэтому, когда в 2012 году он представил концепт LADA Xray, для большинства это было шоком. Второе потрясение случилось два года спустя, когда одновременно были показаны «максимально близкие к серийным автомобилям» Xray Concept-2 и Lada Vesta.
Сайт Kolesa.ru в режиме реального времени следит за подготовкой производства обеих моделей, описывая историю развития проектов нового флагмана Lada Vesta и первого российского кроссовера Lada Xray, и ждёт новой революции от Маттина. Революции, к которой сейчас готовится весь АВТОВАЗ. И, кажется, мы готовы ответить на вопрос из заголовка.
Читайте также:
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Этот ML я считаю один из самых красивых мерсов. Очень нравится мне.
Маттин слишком крут для АвтоВаза.
Дизайн у ВАЗа теперь есть и весьма не плох, тем более на фоне самар с их многолетним зубилом, осталось дело за качеством и адекватной ценой.
S60 дорестайл один из самых красивых Вольво
Теперь я понимаю, почему его погнали с Мерса 🙂
Стив Маттин: как создать дизайн Лады с ноля
Стив Маттин начало карьеры
На дворе 1997 год и журнал «Autocar» называет 33-х летнего Стива Маттина дизайнером года за создание образа А-класса Mercedes-Benz. Миниатюрный А-класс был только началом, дальше последовал дизайн величественного Maybach, S-class, ML-class 2005 года, сдвоенная головная оптика SL-Class тоже дело рук Маттина.
Но все эти, безусловно отличные, работы просто меркнут перед дизайном Mercedes-Benz SLR McLaren. Именно силуэт этого автомобиля был знаком каждому мальчишке в 2000-x годах.
Стив Маттин в Volvo, а следом Россия и АвтоВАЗ
После успешной карьеры в Mercedes-Benz, в 40 лет Стив переходит в Volvo на должность главного дизайнера марки. Под его руководством были созданы дизайны: XC60, V40, S60. Для шведской марки это были одни из самых успешных лет.
Но как одного из лучших дизайнеров занесло на АвтоВАЗ? Честно сказать, дизайном автомобили АвтоВАЗа никогда не могли похвастаться: топорные, неудобные — их брали только из-за простоты и дешевизны.
Владельцы тех машин и в самом лучшем сне не могли представить, что буквально через несколько лет отечественные Лады будут на полном серьезе конкурировать с иномарками, пусть и не в премиальных сегментах.
Renault-Nissan и Стив Маттин спасает Ладу от убытков
А все изменилось с приходом Renault-Nissan, впервые LADA перестала кормить покупателей обещаниями по выпуску обновленных моделей. Первый проект был создана в кратчайшие сроки — это была Lada Granta.
В планах был не один проект, Гранта являлась только началом, для воплощения всех задумок требовался звездный главный дизайнер.
В списке рассматриваемых вакансий работа в АвтоВазе была на последнем месте, но поняв, что LADA является сильнейшим вызовом и ему придется создавать не просто модель, а лицо целого бренда с нуля, Стив согласился. Заняв место главного дизайнера, началась самая кропотливая работа — понять чего хочет русский человек, что его волнует, что ему нравится.
После долгих изысканий выбор пал на X- образный дизайн: Vesta, X-ray, Granta — все они созданы в едином стиле. Стиву Маттину удалось сделать то, что не могли создать годами — единую концепцию, цельный образ, лицо марки. Получив компанию, которая выпускала архаичные автомобили (Ваз-2107, Приора были на конвейере), он проделал титаническую работу: создал профессиональную команду и заложил фундамент для дальнейшего развития.
И Лада преобразилась, стала самой популярной маркой в России — ее действительно полюбили по-настоящему и огромную лепту привнес в это Стив Маттин.
Смена дизайнеров
Время бежит и в январе 2021 года, проведя 9 лет на должности шеф-дизайнера, Стив Маттин уходит, но останется в качестве советника. Его пост займет француз из Dacia — Жан-Филипп Салар. В его послужной список входят такие модели как: Duster, Sandero, Logan, Arkana — надеемся, что кардинальных изменений во внешности, в сторону Логана, мы не увидим.
Хочется пожелать АвтоВазу не растерять все что было сделано, создано за последние 9 лет и сохранить свой X- образный стиль, и то наследие которое оставил Стив Маттин после себя.
Лицо с «Иксом»: Стив Маттин покинул «АвтоВАЗ»
Эпоха Стива Маттина, продолжавшаяся на «АвтоВАЗе» девять лет, подходит к концу. На смену «свободному художнику», занимавшему должность вице-президента и директора по дизайну Lada, 1 января 2021 года придет человек из Renault Жан-Филипп Салар. Почему Маттин был так важен для «АвтоВАЗа» и как теперь будут выглядеть новые «Лады», разбирались «Известия».
По личным обстоятельствам
Маттин, как сообщают в пресс-службе «АвтоВАЗа», решил отойти от операционной деятельности по личным обстоятельствам, но согласился остаться в качестве советника президента Ива Каракатзаниса. По информации «Авторевю», сложный 2020-й коснулся и семьи Маттина, поэтому всё лето он провел в Англии. Он принял решение сфокусироваться на личной жизни и сделать паузу в работе.
Главный дизайнер Lada Жан-Филипп Салар
Жан-Филипп Салар до назначения проработал пять лет в должности директора по дизайну Groupe Renault в Восточной Европе. Именно он отвечал за дизайн новых моделей Duster, Logan, Sandero и Arkana. До этого Салар возглавлял команду дизайнеров Renault Samsung Motors в Корее, а еще ранее руководил дизайн-центром Renault в Мумбаи (Индия).
Революционер Стив
«Я здесь, чтобы вдохнуть новую жизнь в облик автомобилей Lada, изменить эмоциональное отношение потребителей к бренду», — заявил Стив Маттин в интервью «Известиям». Главным дизайнером марки Lada он стал в октябре 2011 года.
К тому времени британец был серьезной величиной в автомобильном мире, автором нескольких революционных моделей. Впервые он прославился благодаря представленному в 1997 году Mercedes-Benz A-Class. И хотя дебют переднеприводного компакта омрачили проблемы с управляемостью и устойчивостью, выглядел он действительно революционно.
В последующие годы Маттин создал множество успешных моделей для Mercedes-Benz. Впрочем, не всегда его стремление к оригинальности приводило к успеху. Вычурный Maybach провалился, а минивэн Mercedes-Benz R-Class, созданный на основе маттиновского концепта Vision оGST, просто не поняли.
Слишком радикальным оказалось видение Маттина и для Volvo — дизайном шведской компании он руководил с 2004 по 2009 год. Во всяком случае, созданные при его участии модели S60 и XC60 позже перенесли рестайлинг, сделавший их облик более консервативным.
Что касается «АвтоВАЗа», то моделям российского автопроизводителя как раз не хватало яркой внешности. Показанная в 2011-м «Гранта» продемонстрировала потолок тольяттинских дизайнеров. Спустя несколько лет, делая машине рестайлинг, Стив не только снабдил ее фирменным «икс-фейсом», но и переделал тяжеловесную корму с нелепыми завитками на крышке багажника.
Российская история X
«Икс-фейс», объединявший фары, решетку радиатора и бампер в единый элемент, — главное изобретение Маттина. Говорят, первые наброски он сделал сразу же после встречи на Женевском автосалоне с президентом «АвтоВАЗа» Игорем Комаровым.
Позже Маттин признавался, что был вдохновлен прежними моделями Lada, у которых фары были объединены с черной пластиковой решеткой радиатора. Выштамповки в форме буквы X украшали боковины первого концепта, созданного Стивом на новом месте, — Lada Xray. Автомобиль был продемонстрирован на Московском автосалоне в 2012 году и показал, как будут выглядеть новые модели Lada.
Кроссовер Lada Xray
Интересно, что тот же «икс-фейс» появился спустя несколько лет на концепте MitsubishiConcept GC PHEV, а потом и на серийных моделях. Позже стало известно, что дизайн-менеджер московской студии «АвтоВАЗа» Томас Бигвуд перешел в японскую компанию. До судебных разбирательств дело не дошло, Маттин заявил только, что разочарован и расстроен схожестью дизайна автомобилей.
«В свое время говорили, что идею „икс-фейса“ украли люди из Mitsuibshi, но на самом деле Стив Маттин попал в тренды автодизайна. Схожие черты можно увидеть у многих современных автомобилей», — рассказал автоэксперт Игорь Моржаретто.
«Автомобиль, который вытащил „АвтоВАЗ“ наверх»
Первой серийной моделью с «иксами» стала Lada Vesta, продемонстрированная в ноябре 2015 года. Автомобиль выглядел необычно и быстро оброс модификациями — универсал, приподнятые версии Cross, «заряженная» модификация Sport. В 2018-м «Веста» стала российским бестселлером, обойдя более доступную по цене «Гранту».
Седан Lada Vesta Sport
«Веста» — автомобиль, который вытащил „АвтоВАЗ“ наверх. Это модель, о которой стали говорить с уважением. Во многом это заслуга Стива. Конечно, создание автомобиля — это коллективный труд. Это и качество, и комплектующие, это и запуск вовремя, который осуществил Бу Андерсон. С точки зрения дизайна, восприятия автомобиля, того, как люди стали смотреть на „Весту“, особенно на универсал Cross, — в этом несомненная заслуга Маттина», — рассказал «Известиям» главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
«Нива» на новый лад
На Московском автосалоне 2016 года Маттин представил концепт Vision 4х4, свое видение автомобиля, который придет на смену классической «Ниве» — внедорожнику Lada 4×4. Нивовские элементы вроде прорезей в задней стойке и бровей поворотников вполне гармонично сочетались с X-образным передком и рельефными «иксами» на боковинах. Чтобы сохранить знакомый трехдверный силуэт, узкие задние двери лишили ручек.
Еще один автовазовский концепт Xcode был создан Рафаэлем Линари, возглавлявшим московскую дизайн-студию «АвтоВАЗа», — но по заветам Маттина. Это была довольно смелая фантазия. Субкомпактным кроссовером размерами меньше Xray планировали привлечь молодежь.
Внедорожник Lada 4×4
Однако обновление старых моделей «АвтоВАЗа» было скромным — семейство «Гранта» и компактвэн Largus не получили фирменных выштамповок на боковинах ввиду ограниченности бюджета.
«Стив Маттин сделал то, что до него на „АвтоВАЗе“ не мог сделать никто — единый фирменный стиль, причем динамичный и современный», — считает Игорь Моржаретто. Действительно, модельный ряд «АвтоВАЗа» пришел к относительному единобразию.
«Иксы», пусть и неявственно, просматриваются даже в облике Lada 4×4 Urban, самой возрастной модели российского автопроизводителя.
Жизнь после Маттина
«Маттин сделал для «АвтоВАЗа» очень много. Я всегда считал его неординарным дизайнером и думаю, что если бы у него была возможность реализоваться шире и глубже на «АвтоВАЗе», мы бы увидели еще довольно много интересных автомобилей. Когда в компанию приходит человек, оторванный от нашей действительности в хорошем смысле слова и как бы находящийся над схваткой, это всегда хорошо», — считает Максим Кадаков.
Пропадет ли «АвтоВАЗ» после внезапного ухода Маттина? Вряд ли. Оставленного им наследия хватит на несколько лет. В соответствии с придуманным им фирменным стилем выполнен рестайлинг «Нивы», фото машины недавно появилось в Сети. Сейчас производитель готовится к выпуску новой «Гранты», а затем должна подоспеть и новая Niva/Lada 4×4, развитие упомянутого концепта.
Между тем назначение сменщика Маттина Жан-Филипп Салара может стать своевременным, считает Максим Кадаков.
«У него большой опыт в Группе Renault, он ценен тем, что знает внутренние движения. Поскольку он работал над Duster и над Arkana, он наверняка хорошо знает наш рынок или хотя бы представляет, что такое недорогой внедорожник не для самых богатых стран. У меня есть надежда, что он сможет подхватить этот настрой Стива и будет идти вперед», — выразил уверенность Кадаков.