Стив джобс человек в машине
Стив Джобс: Человек в машине
Современный рынок насчитывает огромное количество компаний разной степени раскрученности, но даже прославившиеся финансовые структуры не всегда способны затронуть своей деятельностью буквально весь земной шар. Однако некоторым всё же удается пробиться на вершину, а после — похвастаться богатой историей формирования и нелегким путем, на котором компания проходила этапы развития. Бесспорный лидер, организация Apple стала именно таким примером — проект прославил своего «отца» Стива Джобса на всю планету.
Сюжет биографического фильма Стив Джобс: Человек в машине повествует зрителю об одном из самых значимых финансовых монстров нескольких последних десятилетий — Стивене Джобсе. Ранее кинематографистами уже были сняты ленты о великой корпорации Apple, но данная картина больше затрагивает личное пространство Джобса: проект построен на фактах о его прошлом, о том, что интересовало финансового гения, чем он увлекался и чем жил. Также в картине рассмотрены некоторые процессы, которые повлияли на создание и развитие корпорации.
Создателем кинофильма выступил Алекс Гибни, оскароносный кинорежиссер, специализирующийся на документальных биографических кинокартинах. К одной из наиболее известных работ режиссера стоит отнести проект о писателе Хантере Томпсоне. В большинстве отзывов и рецензий кинокритиков был отмечен акцент картины на том, какими значимыми оказались наработки героя фильма: даже после его скоропостижной кончины работники выстроенной им организации продолжают производить новые гаджеты по созданным Джобсом при жизни разработкам.
Тиран и придурок. Трезвый взгляд на Стива Джобса
Стива Джобса давно возвели в ранг бога. Но у него было множество вполне земных недостатков: несдержанность, мелочность, жадность и безответственность. Сегодня в США вышел в прокат документальный фильм «Стив Джобс: Человек в машине», который рассматривает его личность с критической точки зрения. Журнал The Atlantic написал статью о важности переосмысления фигуры Джобса, а «Секрет» выбрал самые интересные эпизоды из неё.
Как и в любом техническом устройстве, у айфона есть материнская плата, модем, микрофон, микрочипы, батарея, проводники из золота и серебра. Покрытие экрана из оксида индия и олова проводит электричество и таким образом возвращает айфон к жизни одним прикосновением. Конечно, айфон — это намного больше, чем простой смартфон. Мысль, память, эмпатия — это вещи, как правило, называют душой. Металл, катушки, детали и микросхемы айфона разработаны, чтобы под рукой у человека были одновременно списки продуктов, фотографии, игры, шутки, новости, музыка, секреты, голоса любимых и сообщения от близких друзей.
Неважно, сколько лет прошло с 2007 года, и ничего не значат уходящие и приходящие на смену поколения айфонов. В этом устройстве есть какая-то антропологическая алхимия, нечто магическое и мистическое одновременно. Про технику Apple говорят, что это первые устройства, которые стали вызывать у потребителя привязанность и любовь. Видимо, именно поэтому человек, который дал айфону жизнь, уже включён в пантеон изобретателей, изменивших мир до неузнаваемости. Гутенберг, Эйнштейн, Эдисон — и Стив Джобс.
Однако что же на самом деле сделал Джобс и какими были его методы? Эти вопросы стали предметом нового документального фильма Алекса Гибни «Стив Джобс: Человек в машине» о человеке, который настаивал — у техники есть собственное «я». Фильм не ставит заслуги Джобса и его место в истории под сомнение. Режиссёр утверждает, что Джобс и мы заслуживаем большего, чем банальная и удобная всем биография. Работа Гибни переосмысляет наследие Джобса, развенчивает мифы и усложняет уже известные факты обстоятельствами. Фильм начинается со сцены у самодельного памятника, воздвигнутого в честь Джобса после его смерти в 2011 году. «Нечасто бывает, чтобы вся планета оплакивала потерю», — подмечает Гибни. А на одном из многочисленных восторженных некрологов Джобсу на YouTube десятилетний школьник говорит: «Глава Apple придумал айфон, айпад, айпод. Он создал для нас всё».
Справедливо отметить, что в чём-то ребёнок прав — айфон и многие другие продукты Apple существуют только благодаря Джобсу. «Он всё-таки не изобретатель, а визионер, который смог продать миру своё видение», — настаивает Гибни.
Видение Джобса сформировали буддизм, дизайн Баухауза, каллиграфия, поэзия, гуманизм — волевое слияние искусства и техники. Всё это передалось и его продуктам. Джобс нанимал в компанию людей, которые при других обстоятельствах могли стать и художниками, и поэтами — но в цифровой век они решили выразить себя через компьютеры. Он акцентировал внимание на художественности и одухотворённости.
Мы привыкли, что Стива Джобса характеризуют так. Обычно все игнорируют при этом, что он при этом был ещё настоящим мудаком, говорит Гибни. Не просто безвредным придурком, а тираном, предпочитающим угрозы. Джобс парковал свой незарегистрированный «Мерседес» на местах для инвалидов. Он бросил мать своего ещё не родившегося ребёнка и признал отцовство только в суде. Он бросил коллег, которые перестали быть полезными для него. А полезных доводил до слёз. И на вершине всего этого — показательное презрение к благотворительности, биржевые махинации и ужасы «Фоксконна» («Фоксконн» — тайваньская компания, производящая комплектующие для Apple, Amazon, Sony и других. Правозащитники считают, что на заводах компании сотрудники работают в нечеловеческих условиях, используется детский труд, внеурочные часы не оплачиваются, а несчастные случаи на производстве случаются едва ли не каждый день. — Прим. ред.).
Эти и другие недостатки Стива Джобса, которых, мягко говоря, было немало, задокументированы в блогах, написанных до и после его смерти, в биографиях и в художественном фильме «Джобс: Империя соблазна». Некоторые биографы считают его недостатки незначительными: мол, они присущи всякому гению. Другие упорно стараются свести их к минимуму, чтобы не очернить облик своего героя. Есть и те, кто поступает, возможно, хуже всех — они уверяют нас, что негативные личные качества Джобса не только не делают его менее значимым, но и укрепляют его на пьедестале. Его бескомпромиссность, его непримиримые издевательства, его склонность ставить потребности компьютеров выше человеческих — всё это было необходимо, считают сторонники этой версии. Дурацкий характер Джобса, как и его чёрная водолазка с кедами New Balance, сделали его тем, кем он был, а значит, дали миру компанию Apple — такую, какая она есть. Джобс мог позволить себе быть мудаком, ведь его успехи оправдывают его недостатки.
Документальный фильм «Стив Джобс: человек в машине» не пытается оправдать Джобса. Его недостатки не просто упоминаются, они — в центре внимания. Алекс Гибни в своём фильме предлагает зрителю мнения всех сторон: и единомышленников Джобса и его критиков, включая бывших начальников, бывших друзей, бывших девушек и бывших сотрудников. «Он не был хорошим парнем», — утверждает профессор Массачусетского технологического института Шерри Теркл. «У него была только одна скорость — полный вперёд!» — говорит основатель Atari Нолан Бушнелл, под чьим руководством когда-то работал Джобс. «Стивом управлял хаос: сперва он соблазняет тебя, потом игнорирует, а потом очерняет», — жалуется бывший подчинённый Джобса инженер Боб Бельвиль. «Он не знал, что такое настоящая связь, поэтому создал совсем другую форму связи», — рассуждает мать его дочери Крисанн Бреннан.
Каждое заключение в фильме, каждый человек напоминает нам о том, какую жертву Джобс заставил принести тех, кто его окружал. «Каким же мудаком надо быть, чтобы стать успешным?» — задаётся вопросом режиссёр.
Но самые компрометирующие высказывания в фильме у самого Джобса. В руки Гибни попадает видео, где он даёт показания SEC (Комиссии по ценным бумагам и биржам) в 2008 году в связи со «скандалом опционов». На ней Джобс откровенно раздражённый, нервно ёрзает на стуле, куксится и бросает злобные взгляды. На вопрос, почему он решил попросить премию в виде опционов, Джобс отвечает: «Дело было не совсем в деньгах. Просто всем хочется быть признанными коллегами. А мне казалось, что ничего подобного со стороны совета директоров я не получаю». Зритель видит главу одной из самых влиятельных компаний мира надутым от обиды. И это позволяет взглянуть на все поступки Джобса — предательства, издёвки, абсолютно эгоцентричный взгляд на мир — с человеческой точки зрения. Может быть, Джобс был великим человеком, но он также был и маленьким ребёнком: эгоцентричным и отчаянно пытающимся угодить.
Но имеет ли это всё хоть какое-то значение? Не был ли Эйнштейн таким же ребёнком внутри? А если бы ставили под сомнения и оспаривали действия Эдисона, разве великий изобретатель не начал бы дуться? Ответы на эти вопросы мы никогда не узнаем, потому что в их жизни не было социальных сетей или блогов. Они жили в блаженные времена, позволившие им запомниться миру тем, что они сделали, а не тем, кем они были на самом деле. Стиву Джобсу повезло меньше. Он жил в наше время — когда отношение к нашим героям складывается не только из их достижений, но и из их личности. Мы живём в век сложного идолопоклонничества. И ирония в том, что этот век наступил по большей части благодаря Стиву Джобсу.
Фотография на обложке: Justin Sullivan / Getty Images
Десять лет назад умер основатель Apple Стив Джобс. Почему его считали гением и за что не любили?
Стив Джобс, основатель на сегодняшний день самой дорогой в мире компании Apple, умер 10 лет назад, 5 октября 2011 года. Многие считают его чуть ли не мошенником, который мастерски впаривал потребителям «никому не нужные гаджеты втридорога». Армия фанатов Apple боготворит его, зачастую не понимая, за что. А миллионы людей, которые пользуются айфонами и другой техникой, производимой компанией, нередко вообще не знают, кто создал эту фирму и почему она стала именно тем, чем является сейчас. В годовщину смерти Стива Джобса «Лента.ру» рассказывает, кем предприниматель и шоумен был на самом деле.
Стив Джобс родился 24 февраля 1955 года. Его биологическим отцом был сириец Абдулфаттах Джандали, учившийся в США и встречавшийся с его матерью Джоан Шибле. Вскоре после того, как Шибле забеременела, она рассталась с Джандали и уехала в Сан-Франциско, где родила мальчика, которого отдали в приемную семью Клары и Пола Джобсов.
Маленький Стив рос порядочным сорванцом. В школе он не слушал учителей, все делал по-своему и любил подшучивать над одноклассниками. После школы поступил в престижный Рид-колледж в Портленде, штат Орегон, из которого вскоре ушел, так как, по его словам, не хотел терять там ни времени, ни денег родителей.
Уже в 1974 году его приняла на работу молодая развивающаяся компания Atari, занимавшаяся разработкой компьютерных игр. Джобс занял позицию инженера, при этом не имея никаких особых знаний и квалификации. Ему удалось это сделать потому, что во время собеседования он принес с собой схему клона видеоигры Pong, которую спаял его друг Стив Возняк, и выдал ее за свою разработку.
До того как Джобс начал работать в Atari, Возняк собирал для него так называемые «синие коробки», устройства, позволявшие бесплатно пользоваться международной связью, а его предприимчивый приятель находил способы их продавать. Нашлось дело и для второго Стива в игровой компании — Джобс пообещал руководству радикально сократить количество микросхем на интегральной плате игры Breakout. Разумеется, сам он ничего делать не стал и поручил эту задачу Возняку, с которой тот мастерски справился.
За это он получил от Джобса аж 350 долларов — тот сказал, что компания выплатила ему за реализацию проекта 700 долларов, и он просто делит деньги пополам. В реальности Atari заплатила 5000 долларов.
По сути именно Возняк является причиной, по которой появилась Apple. В 1976 году он на чистом энтузиазме разработал дизайн персонального компьютера, который Джобс убедил его начать продавать. Для этого 1 апреля того же года была основана компания Apple. Она состояла из Джобса, Возняка и администратора Рональда Уэйна и поначалу располагалась в гараже дома Джобсов.
Впрочем, если говорить об Apple I, то, согласно плану Джобса, компания должна была продавать просто интегральные схемы для энтузиастов, которые на их основе сами бы собирали рабочую машину. Настоящий успех пришел к фирме тогда, когда он нашел инвесторов, и они с Возняком представили миру Apple II, свой первый потребительский продукт, в последующие годы снискавший огромную популярность. Тем, кто знаком с советской компьютерной индустрией, должен быть знаком его клон — ПК «Агат».
Очень скоро Джобс стал миллионером, а его компания стала быстро развиваться. Он переманил на должность генерального директора бывшего руководителя Pepsi Джона Скалли, задав ему вопрос «ты хочешь всю жизнь продавать сладкую воду или изменить мир?»
Проектом, призванным изменить мир, был «Макинтош», персональный компьютер, собранный в едином корпусе: монитор, дисковод, материнская плата и удобная ручка для переноски. В основу его интерфейса легла операционная система, которую Джобс увидел в лаборатории перспективных разработок PARC компании XEROX. ОС большинства тогдашних ПК работали за счет введения команд в командную строку, а тут был знакомый сейчас всем графический интерфейс с окнами, управляемый мышкой.
Разработка «Макинтоша» велась с 1981 года и была завершена в 1984-м. Джобс считал, что новый продукт произведет революцию в индустрии ПК, и потому позиционировал его соответственно. Достаточно вспомнить рекламный ролик «1984», в котором неназванная героиня, символизирующая новую эпоху, врывается в зал, где безликая серая масса слушает с экрана речь «Большого брата», и разбивает этот экран молотом. «24 января Apple Computer покажет «Макинтош», и вы увидите, почему 1984 год не будет похож на «1984»», — гласили титры, завершающие ролик с отсылкой к антиутопии Джорджа Оруэлла «1984».
Под «Большим братом» здесь понимались компьютеры компании IBM и совместимые с ними, основанные на открытой архитектуре, относительно недорогие и потому популярные в бизнесе. Им Джобс противопоставлял закрытую, но удобную и новаторскую концепцию «Макинтоша». Вскоре он представил компьютер, устроив театрализованную презентацию для прессы, сценарий для которой написал сам.
В компании тем временем зрело недовольство — везде, от рядовых сотрудников до совета директоров. По сути, Apple Computers в середине 80-х не была единой фирмой: существовало подразделение перспективных разработок, работавшее над «Макинтошем», и остальная компания, занимавшаяся продажами по-прежнему очень прибыльного Apple II под управлением Джона Скалли.
Более того, «Макинтош» был не первым компьютером с графическим интерфейсом, за разработку которого принимался Джобс. С 1978 года в стенах компании существовал проект LISA, направленный на тот же результат, однако совет директоров отстранил от него основателя компании в 1982 году. В результате достаточно громоздкий компьютер, при этом уступающий в мощности «Макинтошу», был выпущен за год до него, в январе 1983 года. Однако стоил он почти 10 тысяч долларов, и продажи его были мизерными.
LISA расшифровывается как Local Integrated Software Architecture, но в жизни Джобса была и другая Лиза — его дочь от Крисэнн Бреннан. Хотя впоследствии он говорил, что, разумеется, назвал компьютер в честь нее, здесь все было далеко не так мило и трогательно.
Джобс встречался с Бреннан долгое время, а после создания Apple она получила в компании должность, однако их отношения стали постепенно, но верно разрушаться. Молодая женщина уже подумывала бросить все и разъехаться, когда в 1978 году узнала, что беременна. Джобс не только не обрадовался этому известию, но потом дня три ходил сам не свой.
После рождения дочери он не только не признал отцовство, но и распускал слухи, что Бреннан «спала с кем попало», а он сам бесплоден. Даже после того как ДНК-тест показал, что вероятность его отцовства составляет 94,1 процента, Джобс возмущенно говорил, что, согласно этому тесту, «28 процентов американских мужчин могут быть отцом ребенка». К его чести, через несколько лет он совершенно изменил свое отношение к своей первой дочери и ее матери и признавал, что не взял на себя ответственность, когда должен был это сделать, но, как говорится, сделанного не воротишь.
Подобным образом Джобс зачастую вел себя и в компании. С одной стороны, он умел вдохновлять людей и генерировать идеи, с другой — очень часто был несправедлив и вел себя, как взбалмошный тиран. И, разумеется, все это не очень нравилось совету директоров на тот момент уже крупной и известной компании.
Провал «Макинтоша» стал последней каплей. Генеральный директор Джон Скалли, приличный, опытный и предсказуемый человек, несомненно, больше импонировал руководству, которое поддержало его план реорганизации компании. Согласно ему, Джобс должен был сдать Скалли подразделение, занимавшееся разработкой «Макинтошей», а самому уйти руководить неким отделом «разработки новых продуктов».
Идея эта основателю Apple, конечно, не понравилась, и он в ответ сам попытался выгнать генерального директора из компании. Но голоса совета директоров были не в его пользу, и в сентябре 1985 года Джобс уволился, забрав с собой несколько ключевых сотрудников.
Решив начать все заново, он основал фирму NeXT, которая занялась разработкой еще одного «революционного» ПК — на этот раз направленного на образовательный сектор. Первые компьютеры новой компании были представлены в 1990 году — опять же на пышной презентации.
И, конечно же, несмотря на то, что рабочие станции NeXT были передовыми для своего времени, а программные технологии, которые были разработаны для них, до сих пор используются во многих продуктах, особой прибыли они не приносили, и, вообще, сама компания оставалась убыточной вплоть до 1994 года.
Впрочем, дела в Apple шли существенно хуже. К середине 1990-х годов рынок ПК был практически полностью оккупирован IBM-совместимыми компьютерами под управлением ОС Microsoft, и «Яблоку» тут падать действительно было некуда.
В результате руководство компании приняло, пожалуй, единственно правильное решение. На последние деньги оно приобрело NeXT и Стива Джобса вместе с ней, который в 1997 году стал временным генеральным директором Apple и сосредоточился на том, чтобы сделать компанию вновь прибыльной.
Это уже был другой Джобс, с одной стороны, такой же требовательный и горящий идеями, но уже гораздо лучше разбирающийся в людях и производственном процессе в целом. В течение буквально месяцев он полностью перетряс фирму и наладил процесс в компании, набрав новых руководителей, полностью подчиняющихся ему, и повысив тех, кто в старой компании прозябал на вторых ролях при недюжинных талантах. Таким, например, был Джони Айв, впоследствии главный дизайнер Apple, ответственный до недавнего времени за все продукты компании.
Провозгласив стратегию Think Different — «Думай иначе» — Джобс достаточно быстро представил продолжение идеи «Макинтоша» — iMac. Разноцветные пузатые компьютеры размером с монитор сразу вызвали шквал критики. Где дисковод для дискет, почему только CD-ROM? Куда вставлять карты расширения? Кто такое вообще купит?
Но пользователи рассудили по-другому. Сравнительно недорогой iMac не нужно было настраивать, подключать к нему какие-либо провода, устанавливать ПО. Все работало прямо из коробки и работало хорошо. Новый компьютер Apple продавался отлично.
Стив Джобс убрал из своей должности приставку «временный», вновь почувствовав компанию своей. Вскоре вышла совершенно новая операционная система для «маков», основанная на разработках NeXT — Mac OS X. Появились разноцветные ноутбуки iBook со встроенным модулем Wi-Fi, что в те дни было в новинку.
Как рассказывал сам Джобс, в Лорен Пауэлл он влюбился с первого взгляда в 1989 году, когда она читала лекцию в Стэнфордской высшей школе бизнеса. Он пригласил ее пообедать, и с тех пор они практически никогда не расставались. В 1990 году они заключили брак на буддистской брачной церемонии, а в 1991 году у них родился первый ребенок, Рид. Потом в 1995-м родилась Эрин, а в 1998-м — Ив.
Остепенившись, Джобс не потерял своего взрывного характера, чрезвычайно жестко реагируя на все, что казалось ему глупым, непродуктивным, на проявления зашоренности сознания и любви к крючкотворству. Зато пришло понимание не только того, что он хочет, но и того, как и благодаря чему этого достичь.
Он не собирался останавливаться на достигнутом и спокойно руководить компанией, которая выпускает только очень хорошие десктопы и ноутбуки. Его внимание привлек цифровой музыкальный рынок, который в тот момент находился в полном раздрае, — благодаря пиратскому сервису Napster люди переставали покупать физические носители и скачивали музыку нелегально. Единого же цифрового магазина, где можно было бы купить любой нужный тебе альбом, просто не существовало.
Благодаря своей способности убеждать людей в чем угодно, Джобсу удалось заставить практически все крупные лейблы подписать контракты с Apple. Так родился музыкальный магазин iTunes.
Стив Джобс: Человек в машине | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Режиссер | Алекс Гибни | ||||||||||||||||
Произведено | Вива Ван Лук Алекс Гибни | ||||||||||||||||
Написано | Алекс Гибни | ||||||||||||||||
Передал | Алекс Гибни | ||||||||||||||||
Музыка от | Уилл Бейтс | ||||||||||||||||
Кинематография | Сэм Пейнтер Ютака Ямазаки | ||||||||||||||||
Отредактировано | Майкл Дж. Палмер | ||||||||||||||||
Стив Джобс: Человек в машине | |
---|---|
Режиссер | Алекс Гибни |
Произведено | Вива Ван Лук Алекс Гибни |
Написано | Алекс Гибни |
Передал | Алекс Гибни |
Музыка от | Уилл Бейтс |
Кинематография | Сэм Пейнтер Ютака Ямазаки |
Отредактировано | Майкл Дж. Палмер |