стилист для актеров и актрис 8 букв сканворд
Одеть актёра в «жизненные вещи»: эволюция профессии «художник по костюмам» в кино
От работника уличного театра до одного из главных специалистов в создании современного фильма.
Первым в мире фильмом принято считать «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты» 1895 года. Картина, снятая и показанная братьями Люмьер, положила начало эпохи кинематографа. Тогда никто не догадывался, во что со временем вырастет это искусство и сколько новых профессий благодаря нему появится.
Художника по костюмам в сфере кино долго не существовало. Подбором одежды для героев кино и театра занимались либо сами актёры, либо сценические декораторы. Однако сегодня невозможно представить производство фильма без участия команды художника по костюмам. Во многом работа этих специалистов определяет успех картины.
Первые костюмы, которые позже перебрались в кино, появились в театре. Психолог и режиссёр Леонид Улановский в книге «Две трансформации. Психология актёра и театральный костюм» пишет, что первые сценические костюмы возникли в древней Греции. Именно в них, а не в декорациях, заключался зрелищный интерес. Маски и костюмы подчёркивали и увеличивали фигуры исполнителей.
Костюм актёра состоял из двух характерных для древнего грека одежд: нательного хитона и плаща, но по цвету и покрою они сильно отличались от бытового костюма. Цвет считался характерной приметой роли: цари носили красное, несчастные – синее с чёрным.
Были и индивидуальные одежды: сетчатый плащ для прорицателя, алая накидка для охотника. Ряд античных изображений дают представление о создаваемых таким путём страшных, почти чудовищных фигурах. И не удивительным кажется старинный рассказ о том, как жители далёкой Испании, впервые увидев трагического актёра, пали перед ним на землю, как перед новым божеством.
Созданием масок и другого реквизита занимались люди, которых называли skeuopoios, или создатель реквизита. Маски играли важную роль в костюмах древних греков, так как именно они выражали состояние героя. Трагический актёр не смог бы показать такую эмоцию, если бы не его маска со страдальчески открытым ртом и огромными провалами глаз.
Позднее, в 4 веке до нашей эры, костюмы актёров стали более близкими к жизни. В комедиях Менандра (древнегреческий комедиограф) появились персонажи, которые отличались большой подвижностью, а потому костюм трансформировался в трико, рубаху и плащ — они не сковывали движений. Также появились индивидуальные маски для актёров — их один человек менял с каждой новой ролью.
В 3 и 2 веках до нашей эры театр пришёл в Рим. Костюмы для сцены создавались по образцу греческих, но отличались пышностью: пурпурные ткани, украшенные серебром одежды. Маски перестали играть важнейшую роль, в некоторых спектаклях от них отказывались.
В Средневековье участниками театра были священнослужители, которые оставались в традиционных одеждах. Постепенно из церкви они вышли на улицы, служители церкви сменились на горожан, а костюмы разделились на бытовые и фантастические. Бытовые олицетворяли местных жителей: торговцев и мастеров, фантастические — ведьм, ангелов и других вымышленных персонажей. За костюмы отвечали гильдии ремесленников.
В эпоху Ренессанса появился новый театр. Он стал наиболее похожим на театр нашего времени: здесь зародились многоярусные ложи, ряды кресел в партере, рампа и занавес. Одной из особенностей нового театра стали профессиональные актёры. Кроме того, за декорации и костюмы отвечал один человек, который выполнял роль сразу и художника, и архитектора, и декоратора. Участие в создании оформления театральных сцен принимали и выдающиеся личности, в том числе Леонардо да Винчи. Костюмы того времени отличались крайней пышностью. Порой они специально демонстрировались зрителям перед спектаклем.
В 17 веке, в эпоху барокко, костюмы стали эмоциональными и экспрессивными. За создание нарядов отвечали известные художники того времени, например, Даниэль Рабель. Он проектировал костюмы для балетов-бурлесков и до своей смерти был официальным сценографом придворных театров и балетов. Правитель Франции Людовик 14 закрепил за собой двух художников, которые создавали костюмы для королевского театра, — Анри Жиссе и Жана Берена. Модели, созданные ими из роскошных тканей, выставлялись на маскарадах, которые любили король, придворные и представители других держав.
18 век ознаменовал конец аристократической моды, провозгласил новые идеи в области искусства костюма, приблизив его к античному идеалу. А в 19 веке появился романтизм, в основе которого лежало столкновение личности нового времени с не поддающейся изменению общественной средой. Женщины стали носить корсеты, шляпы; рукава и юбки платьев приобрели форму колокола. Мужчины продолжали носить светлые брюки, а сверху — тёмный жилет или фрак. Профессии «художник по костюмам» как таковой до сих пор не существовало, но всё изменилось с появлением кино.
Годом рождения кинематографа считают 1895 год. Тогда братья Люмьер представили публике свой документальный короткометражный фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты». В 1896-1897 годах публичные демонстрации короткометражных фильмов прошли во всех столицах мира, а в начале своего развития кино многое заимствовало у театра и живописи. Фильм «Песнь про купца Калашникова» 1909 года копировал композиционные приёмы картин Васнецова, а картины с военными сценами нередко цитировали живопись Верещагина. Костюмы для героев также создавались на основе тех изображений, которые в живописи считались историческими.
Долгое время киностудии не имели специалистов по костюмам. Обязанность обеспечить достоверность облика героя лежала на самих актёрах: те брали костюмы напрокат в театральных мастерских. Однако позже грим и костюмы перестали устраивать режиссёров, так как образ должен был получаться достоверным и реалистичным. На съёмочных площадках появились костюмеры, а затем и художники по костюмам, которые продумывали внешний облик персонажа.
Большую роль в развитии кинематографического костюма сыграли фильмы Евгения Бауэра (русский режиссёр немого кино), который ранее работал театральным художником. Костюм в его картинах становился средством выражения всего богатства эмоциональных оттенков сюжета. В его фильмах получили популярность звёзды дореволюционного немого кино — Вера Холодная и Вера Каралли. Они занимались танцами и балетом, а их костюмы подчёркивали хрупкость и одновременно земную женственность и отражали характеры героинь.
Наибольшее развитие профессия «художник по костюмам» получила в 1920 году. Тогда в кино пришла целая плеяда специалистов, которые сделали кинообраз достоверным.
Костюмы и соответствовали историческому времени сюжета, и содержали в себе характеристики ситуации. Так, например, юбка Эдит из фильма Л.В. Кулешова «По закону» была сделана из куска пледа, который находился в хижине — яркая выразительная деталь, которая говорит и о бедности, и о желании героини казаться красивой, и о суровых условиях жизни на золотых приисках.
Аналогичные подходы к подбору кинокостюма использовались и в 1930-е, и в начале 1940-х годов. Когда в 1930-е годы фильм обрёл звук, многие решили, что великое искусство передавать мысль через образы, движения и монтаж скоро исчезнет. Но звуковое кино стало новым рубежом поиска форм изобразительной выразительности фильма. Кинематограф 1960-х годов развивал уже сложившиеся традиции, дополняя их новыми приёмами.
С годами костюм стал неотъемлемым элементом кинообраза. Он выполняет две важные задачи: поддерживает повествовательную канву, создавая достоверный образ персонажа, а также служит композиционным целям и уравновешивает кадр с помощью цвета и текстур.
Художник по костюмам — человек, который проектирует одежду для героев кино и театра. Он умеет то же, что и традиционный модельер, но должен создавать костюмы, отвечающие требованиям фильма. Кроме того, художник работает вместе с членами съёмочной команды, отвечающими за свет и декорации, для создания полной визуальной картины.
Существует ошибочное предположение, что костюмер и художник по костюмам — это одна и та же профессия. Однако художник по костюмам занимается разработкой образа персонажа, поиском материалов и пошивом костюма, в то время как костюмер отвечает за внешний вид одежды, транспортировку и подгонку по фигуре.
Этапы работы художника по костюмам:
Помимо того, что костюм героя должен отражать суть повествования, он также должен быть достаточно прочным (чтобы выдерживать быструю смену образов между сценами) и сохранять привлекательный внешний вид долгое время.
В книге «Профессия: художник по костюмам» Деборы Надулман Лэндис приводятся слова художника по костюмам Дженни Биван, которая создавала одежду для героев фильмов «Король говорит», «Александр», «Шерлок Холмс» и других. Биван поделилась, что перед началом работы она заучивает сценарий наизусть.
Для меня процесс работы над фильмом начинается с разбивки сценария на сцены на нескольких листах бумаги. Затем я изучаю сценарий, пока не выучиваю его наизусть и не начинаю понимать, чем живёт и дышит каждый персонаж.
художник по костюмам
По словам Биван, каждая вещь и все предметы амуниции в «Александре» придуманы и созданы её руками, так как ничего подходящего для этого не существовало. Основой для костюмов для «Шерлока Холмса» стали старые фотографии и гравюры художников — Лесли Уорда и Гюстава Доре. При этом большинство образов для этого фильма были готовыми нарядами из костюмного ателье.
Об этапах своей работы в книге Лэндис также рассказала художник по костюмам Ивонн Блейк («Куда приводят мечты», «призраки Гойи», «Там обитают драконы»).
Прежде чем приступить к рисованию, я выбираю ткани. Когда я перебираю ткани, чувствую текстуру, вижу цвет, то испытываю гораздо больший прилив вдохновения, чем когда рассматриваю изображение героев. [. ]
Потом я прикрепляю кусочки ткани степлером к чистому листу бумаги для рисования, чтобы увидеть все образцы вместе и продумать цветовую гамму. И лишь после этого приступаю собственно к дизайну костюма.
После этого Блейк делает рисунок и раскрашивает его, имитируя текстуру ткани. Если ей кажется, что на бумаге всё выглядит хорошо, значит, дизайн удался.
Художник по костюмам Джоана Джонстон («Кто подставил кролика Роджера», «Форрест Гамп», «Неуязвимый») в книге Лэндис рассказала, что сначала общается с режиссёром, потом создаёт коллажи и затем снова встречается с режиссёром, чтобы обсудить образы.
Джонстон не рисует сама, а работает в паре с художником. После того, как наброски готовы и режиссёр одобрил идею, Джоана приступает к закупке тканей и кройке. При этом она никогда не показывает режиссёру этапы процесса, так как считает, что «костюмы — часть большой головоломки», поэтому их лучше видеть в том контексте, в котором им предстоит «жить» в конечном итоге.
Если изолировать костюм, представить его в отрыве от контекста, это всё испортит. Когда актёр впервые ступает на съёмочную площадку в полном облачении — костюм, грим и причёска, — это может быть невероятно интересно и волнующе, и нет ничего приятнее, чем наблюдать за реакцией съёмочной группы и других актёров, а также эмоциями самого исполнителя роли.
Ответы на кроссворд АиФ 41 (2134) 13 октября 2021
Кроссворд АиФ публикуется в каждом номере еженедельной газеты «Аргументы и Факты», которая выходит по средам каждую неделю (электронная версия во вторник). Правильный ответ на кроссворд АиФ от Кулответ выпуск №41 2021 года.
Ответы кроссворд АиФ в газете «Аргументы и Факты» от 13.10.2021 №41 (2134)
Все кроссворды газеты «Аргументы и Факты» за 2021 год: сборник ответов на кроссворды и сканворды.
Дорогие читатели, эти ответы на вопросы кроссворд в газете «Аргументы и Факты» под номером 41 за 2021 год Кулответ искал самостоятельно, так что извините, если допустили некоторые ошибки в ответах, ну а если вы заметили эти помарки, сообщите в комментариях, будем весьма признательны. Ответ на сканворд АиФ выделен жирным шрифтом.
Кроссворд АиФ по горизонтали:
1. Что символизирует золотая чаша внизу герба Карачаево-Черкесии? 14 букв, Куллответ: Гостеприимство
4. «Психический тормоз». 6 букв, Куллответ: Ступор
9. Экстремальный игрок из мира Тани Гроттер. 12 букв, Куллответ: Драконболист
10. Какая звезда в 2001 г. появилась на красной дорожке Каннского фестиваля в пышном платье, усыпанном рисунками фруктов? 7 букв, Куллответ: Суинтон
12. Дерево с благородным названием. 4 буквы, Куллответ: Лавр
13. Самая яркая звезда Льва. 5 букв, Куллответ: Регул
14. Африканская столица с метрополитеном. 5 букв, Куллответ: Алжир
16. Где поубавили удобств герои рассказа «Режим экономии» Михаила Зощенко? 7 букв, Куллответ: Уборная
20. «Неодушевлённый раб» для Аристотеля. 6 букв, Куллответ: Орудие
22. Синьор из поляков. 3 буквы, Куллответ: Пан
23. Сто центов из Старого Света. 4 буквы, Куллответ: Евро
27. Цветы, не вызывающие слёз умиления у виновника торжества. 5 букв, Куллответ: Венок
28. Воинственный атеист. 11 букв, Куллответ: Богохульник
31. «Лихорадочная трава». 5 букв, Куллответ: Авран
32. Кольцо, вставляемое в губу. 8 букв, Куллответ: Лабретка
34. Шляпа ковбойского фасона. 7 букв, Куллответ: Стетсон
35. Кто создал «Диану Версальскую»? 6 букв, Куллответ: Леохар
39. Сказочный кум лисы. 4 буквы, Куллответ: Волк
40. Уголовных дел мастер. 5 букв, Куллответ: Жулик
41. Какой литературный критик стал героем стихотворения Эдуарда Асадова? 9 букв, Куллответ: Белинский
42. Евангелист в учениках апостола Петра. 4 буквы, Куллответ: Марк
43. Легенда эстрады, всю жизнь мечтавшая стать голубоглазой блондинкой. 3 буквы, Куллответ: Шер
45. Спор на стадии мордобоя. 5 букв, Куллответ: Дебош
46. «Смягчитель» кожи лица у косметологов. 9 букв, Куллответ: Кольдкрем
47. Чей береговой гранит любил Александр Пушкин? 4 буквы, Куллответ: Нева
48. «Рабочий день его почти уже закончен, а … с кредитом остался не сведён». 5 букв, Куллответ: Дебет
49. Лента, чтобы заклеивать. 5 букв, Куллответ: Скотч
50. Римский юноша, ставший героем оперы немецкого композитора Георга Генделя. 7 букв, Куллответ: Сцевола
51. Полицейский в сыскарях. 4 буквы, Куллответ: Опер
52. «Собачья расценка». 5 букв, Куллответ: Такса
Кроссворд АиФ по вертикали:
1. Профессор шахмат. 12 букв, Куллответ: Гроссмейстер
2. В каком жанре особенно прославились родители великого тенора Пласидо Доминго? 8 букв, Куллответ: Сарсуэла
3. Что ищут на рынке труда? 8 букв, Куллответ: Вакансия
5. Канат из проволоки. 4 буквы, Куллответ: Трос
6. Передышка в походе. 6 букв, Куллответ: Привал
7. София Михайловна, которая поёт. 6 букв, Куллответ: Ротару
8. Чемпион в начале карьеры. 5 букв, Куллответ: Юниор
11. Какой норвежец заработал миллионы на сыщике Харри Холе? 5 букв, Куллответ: Несбе
12. Самая красивая река Франции. 5 букв, Куллответ: Луара
15. Ложе фанатов свежего воздуха. 5 букв, Куллответ: Гамак
17. Отравительница, чьими услугами пользовались императоры Калигула и Нерон. 7 букв, Куллответ: Локуста
18. Какой трактор «прёт, как танк»? 9 букв, Куллответ: Бульдозер
19. С каким материалом связана эпоха записей на грампластинках? 5 букв, Куллответ: Винил
21. Матёрый кабан из чащи. 5 букв, Куллответ: Вепрь
22. Кто мерки с клиентов снимает? 6 букв, Куллответ: Портной
24. Что гарантирует паритет? 11 букв, Куллответ: Равноправие
25. Глава клана у сицилийской мафии. 3 буквы, Куллответ: Дон
26. «Порок, который не могут искупить никакие добродетели». Что имел в виду русский писатель Михаил Салтыков-Щедрин? 11 букв, Куллответ: Болтливость
28. Ручная кладь. 5 букв, Куллответ: Багаж
29. Братец Герды. 3 буквы, Куллответ: Кай
30. Закрутка на винт. 5 букв, Куллответ: Гайка
33. «Красная птица феникс». 8 букв, Куллответ: Фламинго
36. Старейшая из ныне живущих народных артисток СССР по дате присвоения звания. 7 букв, Куллответ: Руденко
37. Член экипажа лайнера. 5 букв, Куллответ: Пилот
38. Пора эпидермиса растений. 7 букв, Куллответ: Устьице
39. Сериальная звезда Екатерина … деликатесам предпочитает фастфуд. 7 букв, Куллответ: Вилкова
41. Пальто старинного фасона. 6 букв, Куллответ: Бекеша
44. Кого номинировали на одну Нобелевскую премию с Томасом Эдисоном? 5 букв, Куллответ: Тесла
46. Чайная закуска. 4 буквы, Куллответ: Кекс