стиль жизни по а адлеру окончательно закрепляется к годам
Стиль жизни и типы личности в теории А. Адлера
Стиль жизни. Стиль жизни, в первоначальном варианте «жизненный план», или «путеводный образ», представляет собой наиболее характерную особенность динамической теории личности Адлера. В этой концепции, по существу идеографической, представлен уникальный для индивидуума способ адаптации к жизни, особенно в плане поставленных самим индивидуумом целей и способов их достижения. Согласно Адлеру, стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума.
С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте4 или 5 лет, что впоследствии почти не поддается тотальным изменениям. Конечно, люди продолжают находить новые способы выражения своего индивидуального жизненного стиля, но это, в сущности, является только совершенствованием и развитием основной структуры, заложенной в раннем детстве. Сформированный таким образом стиль жизни сохраняется и становится главным стержнем поведения в будущем.
представляет собой чувство эмпатии ко всем людям; проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод. В теории Адлера социальный интерес выступает основным критерием психологической зрелости; его противоположностью является эгоистический интерес.
имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем. Понятие «степень активности» совпадает по значению с современными понятиями «возбуждение», или «уровень энергии». Как считал Адлер, каждый человек имеет определенный энергетический уровень, в границах которого он ведет наступление на свои жизненные проблемы. Данный уровень энергии или активности обычно устанавливается в детстве; он может варьировать у разных людей от вялости, апатичности до постоянной неистовой активности. Степень активности играет конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.
Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи.
В двухмерной теории установок, сопутствующих стилям жизни, отсутствует одна возможная комбинация; высокий социальный интерес и низкая активность. Однако невозможно иметь высокий социальный интерес и не обладать высокой активностью. Иными словами, индивидуумам, имеющим высокий социальный интерес, приходится делать что-то, что принесет пользу другим людям.
Стили жизни по А.Адлеру
1. Удачная компенсация. Стремление к успеху и конечная цель подчинены социальному чувству. Человек успешно адаптируется к жизни в обществе.
2. Неудачная компенсация. Человек преодолевает чувство неполноценности способами, не одобряемыми обществом (алкоголизм, преступность), либо уходит в болезнь, служащую оправданием его неадаптированного поведения. Чувство неполноценности переходит в комплекс неполноценности, который часто скрыт за комплексом превосходства. В качестве причин возникновения данного стиля А. Адлер выделяет как наличие органических недостатков, так и неправильное воспитание.
3. Сверхкомпенсация. Стремление к успеху переходит в стремление добиться превосходства над остальными людьми. А. Адлер считал сверхкомпенсацию механизмом творчества.
Таким образом, кроме стилей, осуществляющих позитивную функцию адаптации к требованиям общества, выделяется негативный тип стиля. Изменить стиль жизни крайне трудно, ибо человек стремится сохранить его любым путем, даже если сам страдает от него. Кроме того, стиль обладает инертностью, и это приводит к тому, что, выполняя положительную функцию адаптации в одних условиях, он может оказаться непригодным в других.
По мнению А. Адлера, стиль является продуктом воспитания, однако он формируется преимущественно в годы раннего детства. Поэтому в качестве основного метода изучения стиля предлагается использовать психологический анализ ранних воспоминаний, получаемых от испытуемого в процессе клинической беседы.
В адлеровской концепции стиля общество представлено абстрактно, как объединение людей вне зависимости от конкретных исторических условий: вся человеческая цивилизация служит обеспечению безопасности, выживанию в биологической борьбе за существование. Каждый человек должен «пособствовать движению этого объединения людей, компенсирующего слабость отдельного человека, по пути прогресса. Поэтому эффективность стиля жизни индивида А. Адлер оценивает по его адаптированности к требованиям общества. Арену формирования стиля он целиком переносит внутрь индивида и ставит в зависимость от динамики двух, имманентно присущих всем людям чувств: общности и неполноценности. Спорным представляется положение, общее для всех психоаналитических теорий, об определяющем значении в формировании стиля периода раннего детства. Эта ограниченность теории А. Адлера во многом объясняется тем, что с самого начала индивидуальная психология предназначалась для «коррекционной работы с трудновоспитуемыми, педагогически запущенными детьми и лечения неврозов», но впоследствии была распространена на всех людей.
Вместе с тем в концепции А. Адлера есть ряд интересных моментов, значимых для дальнейших исследований индивидуального стиля. Прежде всего следует отметить, что стиль жизни А. Адлер считал проявлением личности в целом и непосредственно связывал с мотивационной сферой. Следует отметить качественную характеристику выделяемых им стилей. В советской психологии наибольшее распространение получила концепция индивидуального стиля деятельности В.С. Мерлина, Е.А. Климова и их сотрудников, где стиль понимается как «обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности». Полученные в рамках данной концепции результаты имеют большое теоретическое и практическое значение. Правда, в последнее время положение о том, что «стиль деятельности не может быть ошибочным», подвергается сомнению. Практическую значимость имеет положение А. Адлера о возможности прогнозирования поведения человека по особенностям его стиля жизни. В частности, это открывает перспективы использования полученных знаний о стиле учащихся в профориентационной работе с ними, как предлагает Б.Б. Косов.
Несмотря на некоторую абстрактность и умозрительность теоретических построений Г. Оллпорта, а также чрезмерный акцент на адаптивной функции личности, ряд моментов в его концепции представляет интерес для дальнейших исследований. Это, во-первых, разведение стиля поведения как проявления отдельных стилевых черт личности и стиля личности как проявления целостной личности. Оллпорт не отрицает наличия связи стиля с темпераментом: «Хотя корни стиля, без сомнения, уходят в природный темперамент, непосредственным его источником является взаимодействие наиболее развитых черт личности и их совместное влияние на творческую и адаптивную деятельность». Во-вторых, так же как и А. Адлер, Г. Оллпорт включает в понятие стиля наряду с позитивными негативные характеристики (ошибочные способы выполнения деятельности). В отличие от концепции А. Адлера, где выделение стилей осуществляется по качественным критериям, работы Г. Оллпорта доложили начало количественному измерению отдельных характеристик стиля в соответствии с выраженностью личностных черт.
Попыткой объединить концепции стиля жизни и стиля личности является исследование Н. Адлера, посвященное проблеме роста употребления наркотиков. Эту проблему он связывает с определенным пониманием личности, выделяя два противоположных типа: «противоречивую» и «авторитарную» личность. Критерием их различения является индивидуальная устойчивость внутренней системы ценностей. По мнению автора, в годы социальных кризисов и перемен всегда возникают специфические формы поведения, характеризующиеся противоречивостью. Разрушается система ценностей, которую Н. Адлер считает основой личности, обесцениваются общепринятые нормы поведения. Для «противоречивой» личности возможны два жизненных стиля: гиперактивность или пассивность. Распространение наркомании, алкоголизма и т.п. связывается именно со вторым жизненным стилем «противоречивой» личности. «Авторитарная» личность обладает устойчивой, непоколебимой системой ценностей, убеждений, не знает противоречий.
Рассматривая абстрактное общество независимо от социального строя, Н. Адлер сводит факторы, определяющие распространение негативных форм поведения, к индивидуальным особенностям личности. Устойчивость системы ценностей личности связывается автором с косностью убеждений, отгороженностью от реальной действительности. Несмотря на это, интерес представляет сама постановка проблемы влияния социальных факторов, в частности общественных кризисов, на формирование личности и соответствующего жизненного стиля; расширение понятия стиля жизни и его негативных форм, куда автор включает привычные формы употребления наркотиков; рассмотрение связи между наркоманией, алкоголизмом и особенностями личности.
Таким образом, рассмотренные концепции стиля связывают последний с различными аспектами изучения личности: мотивационной сферой (А. Адлер, Г. Шихи), чертами личности (Г. Оллпорт), системой ценностей (Н. Адлер). Вместе с тем обращает на себя внимание ряд общих положений, значимых для дальнейшей разработки проблемы: рассмотрение стиля как проявления целостной личности, признание определенной роли социальных условий в формировании индивидуального стиля, характеристика как позитивных, так и негативных его форм.
Трудности при анализе конкретной проблемы связи когнитивного стиля со способностями вызваны также существующим в зарубежной психологии противопоставлением стиля и способностей. Как это ни парадоксально, оно вызвано требованиями валидности исследований, согласно которым каждая отдельная характеристика должна быть четко отнесена либо к способностям, либо к стилю. Способности связываются с успешностью деятельности (результативные характеристики), стиль же определяется как способ движения к цели (процессуальные характеристики). В отличие от способностей, которые характеризуются униполярностью (наличию способности противопоставляется ее отсутствие) и ценностной нагруженностью (от наличия способности зависит эффективность деятельности), стиль операционально предстает непрерывным континуумом, биполярным по отношению к уровню выраженности индивидуальной особенности и нейтральным по отношению к ценности. Такое противопоставление стилевых характеристик и способностей вызвано присущим западной психологии акцентом на количественный подход к способностям. Между тем еще Б.М. Теплов писал: «Основной вопрос должен заключаться не в том, насколько одарен или способен данный человек, а в том, какова одаренность и каковы способности данного человека». Таким образом, качественное своеобразие способностей должно проявляться и в качественном своеобразии способов выполнения деятельности, т. е. в стиле. С другой стороны, исследования стиля на личностном уровне показывают, что характеристики стиля могут влиять и на результат выполнения деятельности. Примером тому могут быть понятия неудачной компенсации А. Адлера, ошибочного стиля Г. Оллпорта. В советской психологии в последнее время проводились специальные исследования, направленные на установление связи когнитивного стиля и способностей на уровне психофизиологических характеристик (соотношение сигнальных систем) Яновая А.Д. Сфера услуг. М.: Виза АРТ, 2003. С. 156.
Психолог Альфред Адлер
Когда идет речь о теориях личности, и, в частности, о психоанализе, то вслед за Зигмундом Фрейдом специалисты неизменно вспоминают австрийского ученого Альфреда Адлера. Он хоть и примыкал в начале своей карьеры к ученикам Фрейда, но впоследствии создал свою психологическую теорию, названную индивидуальной психологией, по которой основу поведения человека определяют не биологические предпосылки, а социальные.
Основные понятия и принципы теории индивидуальной психологии Адлера
Прежде чем говорить про зарождение теории индивидуальной психологии, стоит упомянуть часть биографии самого Альфреда Адлера. Он родился в многодетной семье и не отличался крепким физическим здоровьем. В детстве он пережил рахит, но несмотря на свой недуг старался не отличаться от сверстников и превозмогая боль и слабость выходил с ними играть. Возможно, именно эта жизненная ситуация и повлияла на его дальнейшие взгляды. Он из неуспевающих учеников перешел в разряд лучших в классе, поступил в медицинский университет, а позже, уже будучи врачом, описал теорию неполноценности и “комплекс неполноты” (сегодня более известный, как комплекс неполноценности), согласно которому недостатки и увечья тела люди склонны скрывать самоутверждением через другие сферы жизни и попыткой добиться превосходства над окружающими.
Кстати! Именно Альфред Адлер указал в качестве примера своей теории известных на весь мир тиранов и полководцев: Демосфен, Сталин, Гитлер, Суворов, Наполеон. У всех этих людей имелись врожденные физические дефекты, заболевания или низкий рост.
Индивидуальная теория личности
Согласно теории Альфреда Адлера, главную роль в развитии личности играет сознание. То есть, поведение человека зависит не от биологических, а от социальных мотивов. В каждом человеке с рождения заложена привязанность к социуму. Которую, однако, необходимо воспитывать и развивать в течение всей жизни. А с учётом того, что маленький ребенок изначально неполноценен по сравнению со взрослыми, то зачатки всех комплексов появляются ещё в детстве.
Теорию Адлера можно условно разделить на семь частей:
Таким образом, каждый человек, чем бы он ни занимался, в течение жизни стремится преодолеть комплекс неполноценности, зародившийся в детстве. Становясь старше, человек сталкивается с несколькими наиболее важными жизненными задачами — это дружеские отношения с другими людьми, построение карьеры и любовные отношения. Все три составляющие жизни взаимосвязаны. Решение какой-то одной из этих проблем, неизменно влечет решение всех остальных. Человек понимает это неосознанно, и стремится активно проявлять себя в социуме. Согласно теории Адлера такое поведение можно разделить на два типа, один из которых называется “социальным интересом”, а второй — “степенью активности”.
Социальный интерес — это положительное отношение к людям, как таковым. Адлер считал, что если таковой интерес присутствует в жизни человека, то его можно считать зрелой личностью.
Степень активности характеризуется тем, каким способом человек решает свои проблемы. Людей по Адлеру можно разделять в зависимости от типа их личности. Каждый тип по-своему решает жизненные задачи, в соответствии с собственными установками. Адлер в своей классификации выделил несколько типов установок, которые сопровождают различные стили жизни:
Установка | Характеристика |
Управление | Люди, которые придерживаются этой установки проявляют себя как личности, уверенные в себе и целеустремленные. Они не жаждут заботиться об окружающих и стараются не зависеть от социума. Задачи они предпочитают решать грубым и агрессивным способом. К такому типу личности относятся наркоманы или те, кто неоднократно нарушает закон. |
Получение | Этот тип личности характеризуется паразитическими свойствами. Такие люди хорошо приспосабливаются в обществе и предпочитают решать и удовлетворять свои потребности за счёт других. Главный их интерес — получить от окружающих как можно больше. Несмотря на подобные характеристики, личности такого типа не опасны для окружающих из-за своей крайне низкой активности. |
Избегание | К такому типу относятся люди, которые предпочитают вообще не решать проблемы. Они не активны и не имеют особого интереса в социуме. Их поведение и стиль жизни ничем не могут быть полезными. А всю энергию такие люди тратят на бегство от решения каких-либо задач. Сюда же относится избегание ответственности и каких-либо обязательств. |
Польза | Люди такого типа стараются во всем быть социально-полезными. В теории Адлера это идеальные личности. Активность в них прекрасно сочетается с интересом к социуму. Они заботятся о других, общаются с окружающими и при этом не забывают о собственном развитии и стремлении к целям. |
В середине 20 века индивидуальная психология Адлера завоевала огромную популярность. Она радикально отличалась от теории психоанализа Фрейда и во многом отвечала интересам общества. Сам Альфред Адлер впоследствии начал искать практическое подтверждение своей теории и увлекся педагогикой. Впоследствии теория Адлера легла в основу гуманистической психологии, главной целью которой является всестороннее развитие личности.
Стиль жизни
Стиль жизни, в первоначальном варианте «жизненный план», или «путеводный образ», представляет собой наиболее характерную особенность динамической теории личности Адлера. В этой концепции, по существу идеографической, представлен уникальный для индивидуума способ адаптации к жизни, особенно в плане поставленных самим индивидуумом целей и способов их достижения. Согласно Адлеру, стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума.
Поскольку у каждого человека стиль жизни неповторим, выделение личностных типов по этому критерию возможно только в результате грубого обобщения. Придерживаясь этого мнения, Адлер весьма неохотно предложил типологию установок, обусловленных стилями жизни [Dreikurs, 1950]. В этой классификации типы выделяются на основании того, как решаются три главные жизненные задачи.
Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи.
В двухмерной теории установок,- сопутствующих стилям жизни, отсутствует одна возможная комбинация: высокий социальный интерес и низкая активность. Однако невозможно иметь высокий социальный интерес и не обладать высокой активностью. Иными словами, индивидуумам, имеющим высокий социальный интерес, приходится делать что-то, что принесет пользу другим людям.
Стиль жизни в концепции Адлера
Впервые термин «жизненный стиль» Адлер использовал в 1926 году. До 1926 года он использовал для обозначения этого понятия менее емкие термины: «направляющий образ», «форма жизни», «линия жизни», «жизненный план», «линия развития целостной личности».
Стиль жизни — это «значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем»
Мы видим, что стиль жизни — это:
1) принятая человеком концепция жизни;
2) принятый им паттерн поведения.
Для жизненного стиля характерны:
— очень раннее формирование;
— ошибочность;
— устойчивость.
«Уже младенец стремится оценить свои собственные силы и свой удел во всей той жизни, которая окружает его. Значение жизни постигается в первые четыре или пять лет жизни, и подходит к нему человек не через математический процесс, но через блуждание в потемках, через ощущения, которые не до конца понимаются, через догадки по намекам и нащупывание объяснений». «И, вероятно, что-то похожее на ошибку неизбежно вкрадывается, когда мы берем какие-то определенные переживания в качестве основы для нашей будущей жизни».
«К концу пятого года жизни ребенок уже достигает единого и кристаллизованного паттерна поведения, своего собственного стиля в подходе к проблемам и задачам. В нем уже глубоко укоренилось представление о том, чего ждать от мира и самого себя; до этих пор мир воспринимается им через устойчивую схему аперцепции: переживания истолковываются еще до того, как они восприняты, и истолкование это всегда согласуется с тем первоначальным значением, которое было придано жизни».
Стиль жизни складывается надолго — на всю жизнь. Он воспроизводится в различных ситуациях и от повторения лишь становится прочнее. «Даже если значение, которое мы придаем жизни, является глубоко ошибочным, даже если наш подход к проблемам и задачам постоянно навлекает на нас несчастья и страдания, мы никогда легко не отказываемся от него».
С точки зрения Адлера на протяжении всей жизни человек сталкивается с тремя глобальными психологическими проблемами:
1. Профессиональная проблема: «Как найти занятие, которое позволило бы нам выжить при всех ограничениях земного мира».
2. Проблема сотрудничества и дружбы: «Как найти такое положение среди других людей, чтобы мы могли сотрудничать с ними и вместе с ними пользоваться преимуществами сотрудничества».
3. Проблема любви и супружества: «Как приспособиться к тому факту, что мы существуем в двух полах и что продолжение и развитие жизни человечества зависит от нашей любовной жизни».
Эти проблемы всегда взаимосвязаны, их решение зависит от индивидуального стиля жизни.
Стиль жизни каждого человека сугубо индивидуален, поэтому очень тяжело выделить какую-либо типологию. Тем не менее, Адлер выделил главные типы личности, основываясь на решении трех главных жизненных задач. Схема классификации построена на двух критериях – социальном интересе и степени активности.
Социальный интерес – чувство собственности и привязанности к людям, оно проявляется в сотрудничестве ради общей выгоды. Социальный интерес – это критерий психического здоровья и зрелости, его противоположность – эгоистический интерес.
Первые три типа личности – люди с низким социальным интересом, но разной степенью активности.
1. Управляющий тип – самоуверенные и напористые люди с очень низким социальным интересом. Они активны, но эгоистичны. Свои жизненные проблемы они решают во враждебной, асоциальной манере. Пример – юные правонарушители и наркоманы.
2. Берущий тип – люди-паразиты. Удовлетворяют свои потребности за счет других. Социальный интерес отсутствует.
3. Избегающий тип – люди, не имеющие ни социального интереса, ни достаточной активности для решения своих проблем. Их целью в жизни является избегание проблем в жизни, поэтому они уходят от всего, что может принести неудачу.
4. Социально-полезный тип – зрелый человек в системе Адлера. Сочетание сильного социального интереса и высокого уровня активности. Такой человек проявляет заботу о других и заинтересован в сотрудничестве с обществом.
Существует опросник жизненного стиля личности (Life Style Personality Inventory — LSPI), который позволяет построить индивидуальный личностный профиль, аналогичный профилю MMPI.