стиль работы и образ жизни руководителя

4 стиля работы: какой из них ваш?

После многих лет исследований и множества проведенных тестов характера я пришла к выводу, что есть четыре главных стиля работы. Какие же это стили?

Шелли Провост — сооснователь венчурного инкубатора Lamp Post Group.

Нет ничего ужаснее, чем слушать, как люди спорят о том, что значит «работать». Язвительные дискуссии о том, кто работает усерднее, кто работает умнее, а кто вообще не работает — это попытки судить людей, а не справляться с неэффективностью. Мне бы хотелось уйти от этих разговоров в стиле «все или ничего» («Я работаю все время, а ты вообще не работаешь») и поговорить конкретнее о том, что такое на самом деле работа. По ходу дела вы сможете не только понять свой уникальный стиль работы, но и оценить рабочие стили своих коллег.

После многих лет исследований и множества проведенных тестов характера я пришла к выводу, что есть четыре главных стиля работы: «Делать», «Руководить», «Любить» и «Учиться». В самых классных командах все эти четыре стиля сбалансированы. А в самых классных компаниях работает множество сбалансированных команд, которые уверены в себе и понимают, как важно совмещать разные стили работы. Так какой стиль у вас?

Делать

Это люди, которые исполняют. Они оживляются, когда задачи полностью выполнены, все пункты в списке зачеркнуты, когда со всеми проектами разобрались. Они обычно невероятно сосредоточены и проявляют огромное внимание к деталям.

Хотя обычно они сосредоточены на деле, они могут забыть поднять глаза от бумаг и сообщить другим, что же они делают. Кроме того, они склонны погружаться в работу без всяких задних мыслей. Их подход — «Пли, огонь, целься!» Они недооценивают важность планирования.

Руководить

Руководители задают стратегию и воодушевляют других, убеждают их в нее поверить. Нельзя не прислушаться к ним, нельзя ими не восхититься и не последовать за ними. Без лидеров мы бы всю жизнь топтались в беличьем колесе, не имея реальной цели.

Руководители могут быть отчуждены от других людей, они могут не понимать до конца, что именно требуется для выполнения заданной ими цели. Они — в авангарде, но как раз поэтому они порой забывают оглянуться и проверить, как дела у тех, кто следует за ними.

Любить

Эти люди нацелены на то, чтобы строить отношения. Они убеждены, что когда мы вместе, мы сильнее. Они питаются гармонией, усердно работают над тем, чтобы поддерживать отношения и сохранять консенсус.

Люди, у которых сильна эта черта, чувствительны и склонны сопереживать другим. Они, сами того не сознавая, держат руку на пульсе каждого коллеги в их команде. Если хотите знать, что на самом деле чувствуют члены вашей команды, спросите того, кто умеет любить.

Но такие работники, бывает, очень слабы в деталях, в том, чтобы закончить начатое дело. Если их предоставить самим себе, они могут проявить сочувствие ко всем и каждому, могут внушить всем хорошее настроение, не принося при этом конкретных результатов.

Учиться

Это исследователи. Это инженеры и разработчики, которые обожают учиться и тщательно вникать в нюансы каждой проблемы. Они осмотрительны, дисциплинированны и склонны мыслить более стратегически, чем большинство людей.
Однако без других людей они не способны на многое. Чтобы выполнить все свои хорошо обдуманные планы, им нужна команда, готовая действовать. Их стратегия хороша лишь тогда, когда они действительно решают проблемы — не в теории, а в реальности.

Теолог Ховард Термен говорит: «Не спрашивай, что нужно миру. Спроси себя, что побуждает тебя жить, и делай именно это. Потому что миру нужны люди, умеющие жить».

Так что давайте откажемся от мысли, что работа всегда выглядит одинаково. Это не так. И так не должно быть. Всегда нужно, чтобы множество людей работали над множеством разных дел и двигались ко множеству разных целей.

У каждого человека есть свои собственные сильные стороны, которые разворачиваются вовсю, когда соединяются с сильными сторонами других людей. И вместо того, чтобы критиковать кого-то, кто, на ваш взгляд, «не работает», лучше посмотрите на себя: а вы сами вносите ли вы свой собственный вклад? Серьезный ли это вклад, устойчив ли он, живете ли вы им? Просто делайте то, что пробуждает вас к жизни.

Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.

Источник

Стиль жизни руководителей

стиль работы и образ жизни руководителя

Что касается описания стиля поведения управленцев, то здесь не всё так однозначно. Бытует мнение, что среди руководителей часто встречаются консерваторы и ретрограды. Именно они на корню зарезают инициативу молодых и талантливых специалистов, они опасаются смелых решений и у них ни за что не добиться визы на рискованный, но прибыльный проект. Однако результаты опросов опровергают этот стереотип. Среди руководителей гораздо чаще встречаются новаторы. Они легче воспринимают новые технологии и чаще идут на эксперименты.

Рисунок 1 Доля согласных с высказыванием, %

Обвинения в консерватизме могут основываться на том, что, выбирая какое-либо решение, очень часто управленец стремится к снижению риска. Однако такое поведение нельзя назвать боязнью новизны. Основным стимулом к использованию новинки для руководителя является не любопытство, а стремление к простоте и к большей эффективности. Для него в новинках важны такие характеристики, как их способность снизить беспокойство и тревогу, сделать жизнь, полную стрессов и перегрузок, более простой и предсказуемой.

Рисунок 2 Доля согласных с высказыванием, %

стиль работы и образ жизни руководителяТаким образом, во многом внимание ко всему новому обусловлено тем, что руководители ищут в них способ увеличения собственной эффективности и экономии времени.

Вообще, ко времени у руководителей особое отношение. Они острее ощущают его нехватку и очень ценят то, что позволяет им находить дополнительные резервы времени.

Рисунок 3 Доля согласных с высказыванием, %

стиль работы и образ жизни руководителя

Как и большинство людей, когда у руководителей появляется свободное время, они предпочитают его провести с семьёй у телевизора. Однако можно у этой целевой группы выделить некоторые особенности проведения досуга.

Их в меньшей степени можно назвать домоседами. В свободное время они предпочитают вести активный образ жизни. При этом управленцы достаточно много внимания уделяют общению как со своей семьёй, так и с друзьями.

Рисунок 4 Доля согласных с высказыванием, %

стиль работы и образ жизни руководителя

Выбирая способ проведения досуга, руководители менее склонны к просмотру телевизионных передач и больше предпочитают смотреть фильмы на кассетах или дисках, нежели прочие категории населения. Они меньше читают книги и больше читают прессу. Они меньше времени уделяют прогулкам и походам по магазинам. В то же время они активно посещают кафе и рестораны и больше склонны к общению с друзьями.

Рисунок 5 Предпочтительный способ проведения досуга среди руководителей и прочих категорий населения, %

стиль работы и образ жизни руководителя

Прочитывая прессу, руководители в первую очередь обращают внимание на новостные блоки. При этом наибольший интерес вызывают казахстанские новости.

Рисунок 6 Рейтинг предпочтительных тем публикаций в прессе, %

Рисунок 7 Покупательский оптимизм в семьях руководителей и прочих семьях, %

стиль работы и образ жизни руководителяПокупательский оптимизм руководителей и их готовность к совершению крупных покупок подтверждается также тем фактом, что среди них больше пользователей банковского кредита на покупку, нежели чем среди других категорий населения. Так, среди руководителей банковским кредитом уже воспользовалось более 50%, тогда как среди остальных категорий населения количество пользователей кредитом не превышает 30%.

Рисунок 8 Доля пользователей банковских кредитов, %

стиль работы и образ жизни руководителя

Исследовательская компания «Alvin Market»

Источник

Памятка руководителю о стиле и методах руководства

Виктор Валентинович Травин, кандидат экономических наук, доцент Академии народного хозяйства при правительстве РФ, директор «Школы кадрового менеджмента» Академии.

Каждый руководитель в определенной мере должен быть и психологом, ибо правильный стиль руководства, благоприятная обстановка на работе, культура управленческого труда способствуют повышению качества и результативности труда, оказывают решающее влияние на результаты деятельности коллектива. Поведение руководители, его умение управлять подчиненными, здоровый психологический климат в коллективе способствуют развитию творческой инициативы работников и в итоге дают не меньший производственный эффект, чем механизация и автоматизация труда. Повседневная практика учит, что руководители, сумевшие добиться здоровых отношений в коллективе, наладившие прочный контакт и взаимоотношения между сотрудниками, добиваются лучших результатов в работе.

Настоящая Памятка имеет целью обобщить основные требования, которые жизнь ежедневно предъявляет к руководителю. Несомненно, что все качества, перечисленные в Памятке, не могут быть сосредоточены полностью в одном человеке. В ней приведены методические подходы, которые в определенной мере помогут руководителям в их работе.

Работать с Памяткой рекомендуется следующим образом: каждый пункт касается одной из сторон деятельности руководителя, поэтому желательно, чтобы все разделы любой руководитель анализировал с одной позиции: «А как это относится ко мне?»

Памятка поможет руководителю объяснить (понять) причины временных затруднений, встречающихся в работе, сделать выводы и применить их в практической деятельности. Памятка рекомендуется для руководителей при осуществлении практической работы по управлению как на производстве, так и в аппарате управления.

Личные качества руководителя

Руководитель и коллектив

1. Залог успешной работы коллектива, благоприятной атмосферы в нем — психологическая совместимость его членов. Отношения товарищества и взаимопомощи, сложившиеся внутри коллектива, создают условия для плодотворной деятельности, устраняют неприязнь, подозрительность, зависть, недоверие. Построить правильные, хорошие взаимоотношения в коллективе, поддерживать чувство взаимной симпатии работников друг к другу, умело руководить — это искусство. Хорошие качества руководителя определяются главным образом тем, насколько он образован, а также его самодисциплиной, энергией, настойчивостью, способностью принимать оптимальные решения, смелостью и чувством ответственности.

2. Если руководитель хочет иметь крепкий, спаянный коллектив, он должен подбирать кадры по принципу: каждый человек соответствует занимаемой должности и каждая должность — занимающему ее человеку.

3. В вопросах работы руководитель не имеет права следовать личным симпатиям и антипатиям. Приоритетными для него должны быть деловые качества сотрудника, его активность, отношение к работе, полезность для общего дела.

4. Руководитель должен помнить, что он отвечает за работу вверенного ему коллектива в любое время. Поэтому он обязан подготовить себе преемников, которые в его отсутствие (болезнь, отпуск, командировка) могли бы выполнять его обязанности без ущерба для дела.

5. Целесообразна такая организация труда помощников, когда они имеют «скользящий» круг обязанностей, т.е. время от времени меняются (между собой) сферами деятельности. Это позволяет ознакомить их со всем аппаратом и подготовить к дальнейшей самостоятельной работе.

6. Ничто так не подрывает авторитет руководителя, как неумение сдержать свое слово. Семь раз взвесьте свои возможности, прежде чем один раз пообещать. Но, дав слово, приложите вес силы и энергию для выполнения обещанного.

7. Нельзя переносить выполнение текущих дел на часы приема посетителей. Люди, которые ожидают, когда вы освободитесь, тратят столько же сил, как на самую тяжелую умственную работу. Поэтому если у руководителя приемная всегда полна посетителями, то это не признак его бурной деятельности, а лишь пример, как не надо работать.

8. В аппарате управления современным коллективом деятельность одного работника тесно связана с деятельностью других. Поэтому знать чужие обязанности ничуть не менее важно, чем свои. Это поможет избежать дублирования в работе аппарата управления фирмы (предприятия, организации), лишней траты времени па повторение того, что уже сделано или что может сделать намного быстрее специалист. Знать свои обязанности и уметь их выполнять означает определить, когда следует прибегнуть к помощи другого сотрудника.

9. Ничто так не раздражает людей, как безделье. Поэтому лучше давать задания с более сжатыми сроками, чем с растянутыми. Условия и границы, в которых должна протекать работа, должны быть строго оговорены. В противном случае работа никогда не будет доведена до конца.

10. Справедливость прежде всего. Если вы хвалите или порицаете за дело, ваше мнение будет высоко цениться в коллективе. Помните, что ни один проступок не должен оставаться незамеченным, иначе возникают безнаказанность и безответственность. Однако мера наказания должна соответствовать степени проступка. Бойтесь излишней строгостью вызвать озлобление.

11. Между проступком и наказанием нет и не может быть линейной зависимости. Хороший работник, допустивший промах в первый раз, не может быть наказан со всей строгостью. Первый выговор всегда нужно делать наедине. Следует помнить, что есть люди, психологически легкоуязвимые, К ним применять разные взыскания нужно особенно осторожно, так как несправедливое наказание легко может вызвать у них озлобленность или даже психическое заболевание.

12. Только в крайнем случае разрешается применять выговор в присутствии коллег. Излишнее злоупотребление распеканиями создает в коллективе дополнительные промахи, и все это лишь приводит к потере доверия к руководителю.

Роль руководителя

1. Немыслимо руководить современным коллективом без достаточной профессиональной квалификации, основательных технических, экономических, управленческих, педагогических знаний, понимания существа общественно-политических преобразований в стране.

2. Современный руководитель должен уметь адаптироваться к быстро изменяющейся обстановке в производстве и жизни. Он, работая динамично, должен постоянно повышать свой уровень знаний, умений и навыков, чтобы не оказаться «на обочине жизни» и не подвести возглавляемый коллектив.

3. Принцип единоначалия означает как право руководителя на принятие решений, так и его личную ответственность за их выполнение. Руководитель несет ответственность не только за свою работу, но и за работу своих подчиненных.

4. Каждый руководитель обязан работать так, чтобы стиль и методы его руководства соответствовали характеру современных взаимоотношений в обществе, выделяя главные задачи, не допуская работы по формуле «цель оправдывает средства», приводящей к перенапряжению коллектива. Задача руководителя — подобрать ровный, умеренный ритм работы аппарата управления, обеспечивающий высокую работоспособность в течение длительного времени.

5. Руководитель обязан создать в коллективе наиболее благоприятную атмосферу для свободного обмена мнениями, научиться совещаться с опытными людьми, внимательно выслушивать чужое мнение.

6. Девизом руководителя должно стать: всегда можно сделать лучше, чем было до сих пор. Существующий порядок — это не единственный из возможных. Руководитель должен постоянно искать лучшие формы и методы организации деятельности подчиненного ему коллектива. Избегайте, однако, слишком частых реформ. Они вносят в работу путаницу, беспорядок и неорганизованность.

7. Срыв задания может зачастую отразиться на деятельности всего предприятия, структурного подразделении. Поэтому при планировании роботы руководитель должен учесть, какое место в ней занимают другие службы; предусмотреть, чтобы все необходимое им было включено в этот план, добиться в первую очередь выполнения межслужебных заданий.

Цените время

1. Время — неоценимое богатство, и его надо беречь. Требуйте от себя и подчиненных точного и конкретного изложения вопросов по существу. Длинные разглагольствования мешают выделить главную мысль, затрудняют взаимопонимание и отнимают много времени. Нужно говорить так, чтобы вас поняли с первого раза.

2. Умейте слушать. Не перебивайте собеседника, проследите его мысль до конца. Свои замечания вы всегда успеете высказать, ведь именно за этим к вам обращаются. Одна из первостепенных задач каждого руководителя, каждого работника — научиться планировать свой рабочий день, выработать умение следовать намеченному плану, экономить время.

3. Заранее составив распорядок дня, вы не только избегаете долгих раздумий, с чего бы начать работу или что же делать дальше, но и будете уверены, что все намеченное вами будет выполнено.

4. Никогда не нужно откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, даже если эта работа вам не нравится. Научитесь быть решительным. Располагая определенными фактами, решайте и действуйте.

Не упускайте из виду мелочи. Вы можете избежать небольших, но растрачивающих время издержек, если будете по возможности предупреждать наступление внезапных мелких кризисов.

Приступайте к делу сразу же, раз вы знаете, что надо делать. Тут нельзя дать никаких советов. Никто, кроме вас, не сможет помочь вам избавиться от привычки мешкать с делами.

Начинайте раньше. Начиная рабочий день всего на 15—20 минут раньше того, к чему вы привыкли, вы зададите тон всему дню.

Воспитывайте уважение к своему времени. Приобретите привычку мысленно давать вашему времени какую-то оценку, и вы станете по-новому относиться к нему.

Цените время и свое, и чужое! Остерегайтесь любителей поговорить в рабочее время: они сорвут вам самые прекрасные планы и намерения. Умейте приостанавливать праздный разговор.

Научитесь говорить «нет». Если вы не научитесь этому, то окажетесь вовлеченными в такие дела, которыми вы никогда не занялись бы по своей воле. Часть вашей программы самодисциплины и экономии времени должна состоять из того, чтобы отделять второстепенное от главного.

Не увязайте в телефонных разговорах. Ничто не может соперничать с телефоном как средством экономии времени, когда надо получить какие-то данные, выяснить недоразумение, дать указание или условиться о свиданиях. Но всегда также есть искушение просто поболтать по телефону. Оберегайте себя от этого, заранее определяя, ради чего вы снимаете трубку и с кем собираетесь говорить. А затем ведите разговор по-деловому.

Учитесь слушать. Вы избежите серьезных ошибок, повторений и переделок, если с первого раза будете стремиться получить исчерпывающие указания и сведения. Явившись на совещание к 14.30, если оно назначено на 15.00, вы потеряете ценное время. Поэтому, прежде чем что-то делать, уточните, где, когда, что, почему. Если что-нибудь остается неясным, сразу же задайте вопрос для выяснения.

Главные принципы постановки заданий

Деятельность руководителя в основном заключается в выборе методов и средств осуществления определенной задачи, которая выполняется штатом его сотрудников. Поэтому от правильности распоряжения иногда зависит успех всей работы. Ниже приводятся основные принципы постановки заданий.

1. Давать как можно меньше распоряжений. Чем больше отдается распоряжений, тем труднее осуществляются их реализация и контроль исполнения, много времени уходит на объяснение, что и как должен делать каждый исполнитель. Кроме того, если проблема чересчур раздроблена, распределена между многими сотрудниками, то неизбежно дублирование в их работе. Руководитель должен выделять в первую очередь главное — одну, но основную задачу, решение которой определяет дальнейшее направление в работе.

2. Не давать много распоряжений одновременно. Целесообразно давать задания в разное время в той последовательности, в которой они должны выполняться. Это обеспечит исполнителю возможность заняться каждой задачей (проблемой) отдельно, не отвлекаясь и не распыляясь.

3. Давать распоряжения в наиболее удобный момент. Если исполнитель в данное время занят другой, более важной и срочной работой, он не сможет хорошо уяснить, продумать новое задание. В результате этого резко снижается эффективность выполнения распоряжения. Каждый сотрудник в каждый текущий момент должен заниматься только одним заданием, выполнять одну функцию и полностью нести за нее ответственность.

Главные причины невыполнения распоряжений и пути их устранения

1. Распоряжение было плохо сформулировано, не раскрывало цели и характер работы либо недостаточно разъяснено. В этом случае руководитель должен его пересмотреть и выправить.

2. Распоряжение было отдано правильно, но плохо понято исполнителем. Руководитель обязан убедиться в том, что его поняли. Исполнитель не должен принимать распоряжений, пока не уяснит себе их смысл.

3. Распоряжение было отдано правильно и хорошо понято исполнителем, но исполнитель не имел необходимых условий для его выполнения и преодоления встречающихся затруднений. В этом случае руководитель должен, отдавая распоряжение или в ходе его выполнения, обеспечить условия, выходящие за рамки компетенции сотрудника. Последний же должен иметь мужество признать свою неспособность выполнить данное распоряжение и потребовать обеспечения дополнительных средств и условий.

4. Все необходимые предпосылки для исполнения распоряжения были обеспечены, но исполнитель был либо недостаточно заинтересован, либо внутренне не согласен с распоряжением. Здесь вина падает главным образом на исполнителя, но и руководитель не может полностью снять с себя ответственность, так как в его обязанности входят убеждение подчиненных и поиск правильного пути для повышения их заинтересованности в работе.

5. Все приказы и инструкции должны быть конкретными, исчерпывающими, наглядными, точно адресованными и с указанием сроков исполнения.

Источник

Стиль работы руководителя

стиль работы и образ жизни руководителя стиль работы и образ жизни руководителя стиль работы и образ жизни руководителя стиль работы и образ жизни руководителя

стиль работы и образ жизни руководителя

стиль работы и образ жизни руководителя

Каждый руководитель должен хорошо знать принципы и методы, при помощи которых он выполняет возложенные на него обязанности. А выполняет он их в определенном, свойственном только ему, стиле. Последнему во все времена придавалось исключительное значение в человеческом общении.

Стиль работы руководителя, постоянно находится в поле зрения его сотрудников.

Существуют различные стили руководства. Они приведены в классификации О. М. Омарова (1984), в них, по-видимому, может для себя найти полезные советы каждый руководитель ветеринарной медицины.

Отношения в коллективе во многом зависят от руководителя, его стиля работы. Он задает тон. Руководитель должен быть психологом : он должен знать не только свое дело, а и своих сотрудников.

По мнению А. М. Омарова (1987), сегодня наиболее распространенными являются такие стили руководителя:

1. Авторитарный (директивный, автократический), когда руководитель сам берет на себя решение того или другого вопроса, не принимая во внимание инициативу сотрудников; более того, инициатива в таких случаях часто наказывается, поскольку воспринимается как нападки на прерогативы руководителя.

У руководителя такого типа преобладает стремление к указаниям, требованиям бесспорного повиновения со стороны подчиненных. Ведь каждый работник имеет право на собственное мнение, на собственный поиск истины. И если руководитель стремится быть единственным толкователем этой истины, его следует» остерегаться больше, чем воров и разбойников.» Он калечит жизнь своим подчиненным, ибо не позволяет свободного поиска истины и собственного ее понимания. Поэтому, как правило, лучшие работники, которые знают себе цену, владеют чувством собственного достоинства, наиболее способные, освобождаются по собственному желанию. И хотя дело от этого страдает, такой руководитель с удовлетворением расстается с грамотным и способным специалистом.

Авторитарный стиль характеризуется деловыми короткими распоряжениями, четким языком и неприветливым тоном, часто сопровождается угрозами. Выговор и благодарность при этом у него субъективные, эмоции и замечания коллег не учитываются. Дела в коллективе планируются предварительно и во всем их объеме, определяется только непосредственная цель для каждого работника.

стиль работы и образ жизни руководителя

Иногда такой руководитель допускает высказывание подчиненными своих мыслей, однако самостоятельно действовать запрещает. Под таким руководством нужно работать за разработанным для тебя графиком, хотя ты с ним и не согласен.

Каждый работник хочет быть достойно оцененным со стороны руководителя. Тогда он быстрее поверит у себя, свои силы и способности, возможности. Поэтому руководитель должен видеть в сотруднике личность, соратника. А автократ таких качеств проявить не может.

Таким образом, руководитель-демократ ориентируется на возможности сотрудников, на их естественное стремление к самовыражению, на чувство доверия и уважения.

Такой руководитель делает все возможное, чтобы понравиться сотрудникам. Но в конце концов все увидят в нем отсутствие организаторских способностей, неумение контролировать и регулировать действия коллектива и отдельных его членов.

Были приведены три стиля руководства. В чистом виде они встречаются редко, но у каждого руководителя доминирующими являются черты одного из них.

Практикой установлена взаимосвязь стиля руководства с уровнем образования и стажем работы : люди с высшим образованием и большим стажем все шире используют демократический стиль руководства как наиболее жизненный. Такой руководитель понимает : опасно рассчитывать на тех, кто не спорит; лучше опираться на лиц имеющих собственную позицию и умеющих ее отстаивать. У него часто объединяются решительность и энергия автократа с тактичностью и простотой в отношениях с коллегами либерала. При этом подчиненные расцениваются им как сотрудники.

Опыт показывает, что либеральный стиль руководства при всех своих недостатках является более оправданным, чем авторитарный, поскольку он учитывает инициативу всех сотрудников. Авторитарный же стиль, хотя и базируется на высокой активности и самостоятельности руководителя, все же сковывает инициативу масс и со временем порождает культ. Таким стилем, как правило, пользуется человек, недостаточно знающий производство и не научившийся подчиняться. Со временем он или меняет стиль работы на демократический, или заканчивает свою карьеру.

Вузы выпускают в основном высококвалифицированных специалистов. Но руководителями они становятся потом и учителем для них уже становится жизнь, производство. Поэтому желательно, чтобы студенты изучали социологию, социальную психологию и тому подобное. Это помогло бы будущим специалистам, руководителям определить правильный стиль работы с людьми, с учетом способностей каждого распределить обязанности в коллективе и этим самым значительно улучшить социально-психологический климат.

Среди ошибок, которые чаще всего допускают руководители в работе с людьми, следует назвать: отсутствие коллегиальности в обсуждении важных вопросов; недоверие сотрудникам; предубежденное отношение к отдельным сотрудникам и результатам их работы; присвоение результатов работы коллектива; принуждение вместо убеждения; восхваление незначительными успехами.

При этом важное значение имеют материальные и моральные стимулы труда, широкое и умелое использование различных форм поощрения, которые повышают результаты работы: благодарность в частном разговоре, перед коллективом и т.д.

Необходимо максимально поддерживать и поощрять новаторство, инициативу, внедрение передового опыта, научную деятельность своих сотрудников. Новые методы лечения больных или профилактики болезней прорабатываются в основном в научных лабораториях, но критерием истины является практика. Именно в хозяйствах практическими работниками ветеринарной медицины в тесном содружестве с учеными проверяется эффективность методов, уточняются и при необходимости изменяются некоторые подходы к их использованию; таким образом сама методика доводится до рабочего состояния, и только после этого становится достоянием широкого круга ветеринарных работников. В испытании вакцины против стригущего лишая участвовало большое количество практических специалистов ветеринарной медицины. Они не стали лауреатами Государственной премии, но высшей наградой для них является вакцина, которая в значительной степени облегчила работу в борьбе с этим заболеванием.

Наконец, люди ценят в руководителе и специалисте не только его специальную подготовку, но и высокие моральные качества, такт, безупречную культуру поведения. Для окружающих все более нетерпимыми становятся такие качества как грубость, безразличие, небрежность со стороны специалистов, особенно с высшим образованием. Это обязывает врача ветеринарной медицины с особым вниманием относиться к вопросам врачебной этики, деонтологии и культуры поведения.

Руководитель должен быть терпимым и вежливым, свободным от необходимости принуждения и раздраженности. Сегодня к этим ценным качествам можно прибавить рассудительность, справедливость, скромность, честность, добросовестность, самообладание при неблагоприятных обстоятельствах. Такой руководитель легко входит в коллектив, создает в нем благоприятный социально-психологический климат, поскольку он наделен способностью сопереживания, высокого психологического такта, преодоления стрессовых ситуаций. Т.е. он, как правило, является и официальным, и неофициальным лидером, ибо в своих действиях опирается, кроме административной власти, на мнение коллектива и другие факторы.

Руководителю важно помнить, что сложное сочетание опыта, знаний и личных качеств, на которые он постоянно опирается в работе, имеют решающее значение. Он должен воспринимать сотрудника как целеустремленную, любознательную и чуткую личность со своими социальными и психологическими характеристиками.

Такие основные черты современного руководителя, основные требования к стилю его работы. Однако много молодых специалистов, молодых руководителей, причем добросовестных, способных, перспективных, выступают против демократического стиля и требуют усиления дисциплины.

Иногда кажется, что кто-то из сотрудников не работает на полную силу. В таких случаях следует быть осторожным, чтобы не оскорбить незаслуженно своего коллегу. Он может обсуждать с кем-то важную производственную проблему, может обдумывать наедине что-то слишком важное. Постоянно контролировать и вмешиваться в дела подчиненных нельзя: люди привыкают к контролю и указаниям и не проявляют самостоятельности там, где это нужно.

Исследования показывают, что часто у молодого руководителя даже с высокими оценками деловых качеств (трудолюбие, ответственность, знание дела) отсутствуют такие качества, как тактичность, скромность, доброжелательность, внимательность к людям, готовность считаться с их точкой зрения. Но ведь без этих качеств не будут эффективными и самые современные, прогрессивные формы организации управления.

Многим молодым руководителям, вчерашним студентам, нравятся именно административные методы руководства. Но жизненный опыт показывает, что у молодого поколения работников, образованного, более прихотливого в социальном плане появилась потребность участия в управлении производством, в его демократизации. Спросить бы, почему молодой руководитель не соглашается с молодым работником? Откуда у молодых руководителей берется склонность к администрированию? В этом случае важны методы управления, принятые в вузе, в котором учился молодой специалист. Грубый тон, раздражительность, личная неорганизованность старшего товарища, преподавателя, руководства института, их нежелание считаться с самолюбием людей неблагоприятно влияют на формирование молодого специалиста как человека. Технологию человечности следует осваивать в течение всего периода обучения. А она, к сожалению, не отработана.

Бывает и так, что специалист имеет все необходимые качества, чтобы занять руководящую должность, но не знает, как взяться за дело. Ниже приведены вопросы, которые смогут помочь выполнению человеком руководящих функций: интересуетесь ли вы делами своих работников, их чувствами и переживаниями; внимательно ли слушаете людей, которые к вам обращаются; обращаете ли внимание на их просьбы, потребности, пожелания; охотно помогаете другим; одобряете ли правильные действия и поступки окружающих.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *