стиль поведения педагога не принимающего участия в жизни коллектива учащихся называется
Стили педагогического общения и их краткая характеристика
Педагог – это человек, занимающийся воспитанием и обучением на профессиональном уровне. Главная его задача – грамотно донести информацию до учащихся, сделать это можно по-разному. От манеры общения и способа изложения зависит то, насколько ученики усвоят информацию.
Что такое стиль общения в педагогике
Педагогика – наука об особенностях воспитания и обучения, направленная на формирование личности посредством общения и передачи знаний. У каждого педагога есть свой стиль педагогического общения – совокупность способов донесения информации, которые используются в процессе обучения.
Виды педагогических стилей общения
Умение преподавателя находить общий язык с учащимися демонстрирует его профессиональную компетентность. На выбор стиля общения влияют возраст учеников, их поведение и характер излагаемой информации. При выборе стратегии поведения важную роль играет отношение учителя к подопечным: положительное, отрицательное или пассивное.
В работе с учениками существуют различные стили педагогического общения: демократический, авторитарный и либеральный. Дополнительно выделяют смешанный тип, который строится на основе 3-х базовых стилей.
Демократический
Демократический стиль – это общение с воспитанниками, в основе которого лежат взаимопонимание и обоюдное сотрудничество. Педагог стремится к диалогу с учениками, помогает им правильно формулировать свои мысли. Главная задача – снять эмоциональное напряжение аудитории и расположить к себе подопечных.
Учитель вместе с детьми
Педагог-демократ всегда подбадривает и поддерживает, его критика звучит в форме рекомендаций. Это тот стиль педагогического общения, который в психологии считают самым продуктивным. Ребенок на уроке чувствует себя комфортно, ему проще реализовать свой потенциал.
Недостаток подобного общения в том, что поведение учеников не устойчивое и может меняться. Со временем дети перестают соблюдать дистанцию и провоцируют конфликтные ситуации. Их действия обоснованы тем, что они воспринимают преподавателя наравне с собой и не опасаются его реакции.
Обратите внимание! Зачастую молодые преподаватели выбирают демократичный стиль, это типичная ошибка, которая портит дисциплину. Если сразу же не заявить о своих правах, в будущем дети не смогут перестроиться и будут регулярно игнорировать правила поведения.
Авторитарный
Общение в авторитарном стиле характеризуется четко выстроенной иерархией, где педагог занимает руководящую позицию. Учитель самостоятельно решает все воспитательные вопросы, задает правила поведения и четкие цели. В данном случае учитель – это руководитель, который иногда перерастает в диктатора. Авторитарный педагог оценивает детей поверхностно, ориентируясь только на успеваемость, не учитывая их творческий потенциал.
Под авторитарным управлением ученики способны выполнить большое количество заданий, но не по своей воле, а из-за опасения столкнуться с критикой педагога. В таких условиях дети не могут проявить инициативу, раскрыть свои возможности. Из этого формируется главный недостаток авторитарного поведения – чувство давления и ограничения, которые вызывают протест учеников.
Строгий учитель у доски
Либеральный
Выбирая либеральный стиль, преподаватель старается ограничить степень своей ответственности. Зачастую педагог-либерал поверхностно выполняет свои обязанности, избегая необходимости руководить и воспитывать детей. В такой ситуации учитель только доносит информацию, не принимая участия в жизни коллектива.
Нейтралитет – наиболее точное определение либерального стиля. Злоупотребляя таким поведением, педагог теряет уважение и пускает процесс обучения на самотек. Со стороны подопечных формируется неуважительное отношение, снижаются успеваемость и дисциплина.
Смешанный тип
Базовые стили общения педагога с детьми практически не используются в чистом виде, зачастую они совмещаются между собой. Смешанный тип – это единство двух стилей, чаще всего соединяют демократию с либерализмом или авторитарным поведением. Например, «демократ» на уроках взаимодействует с детьми, а во время экзаменов проявляет себя в роли руководителя.
Обратите внимание! Авторитарное и либеральное поведение – противоположные понятия, которые не совмещаются в одной системе поведения. Нельзя одновременно руководить и отстранять себя от ответственности.
Важность выбора вида общения педагога с учащимися
Выбор стратегии общения зависит от следующих факторов:
От выбранного стиля зависят атмосфера в коллективе и расположенность учеников к преподавателю и его предмету. Как показывает практика, авторитарное поведение, ранее наиболее распространенное, сегодня недопустимо использовать в чистом виде.
В основе педагогики прошлых поколений лежал принцип управления учениками, передача знаний была главной задачей. Сейчас важнее то, насколько ребенок умеет использовать эти знания в реальной жизни. Можно сказать, что всё большей популярностью пользуются демократический и смешанный стили коммуникации.
Важная информация! При переходе из младших классов в старшие меняются учителя, поэтому важно обратить внимание на выбор нового классного руководителя. После либерального преподавателя нельзя назначать авторитарного и наоборот. При этом «демократа» разрешается ставить на место руководителя класса, независимо от предшественников.
Как вести себя в новом коллективе
Стратегия поведения в новом коллективе зависит от занимаемой должности. Если директор школы может проявлять больше авторитарных качеств, со стороны рядового работника такое поведение может выглядеть как превышение полномочий.
Еще один пример – это воспитатель и его помощник в ДОУ. Воспитатель не может быть только «демократом», без авторитарных качеств он рискует пошатнуть дисциплину в группе. Помощник, который не принимает участия в обучении детей, может придерживаться либерального или нейтрального поведения.
У начинающих педагогов возникают сложности при выборе стилистики общения, наиболее распространенная ошибка – это отсутствие маневренности. Зачастую молодой учитель выбирает для себя роль «демократа» или руководителя и не отступает от неё ни на шаг.
Выбирая для себя стили пед общения в новом коллективе, необходимо присмотреться к учащимся. Для достоверности можно посетить занятие класса с другим преподавателем, чтобы оценить детское поведение и выработать свою стратегию. Если такой возможности нет, нужно провести краткий ознакомительный урок, на котором можно пообщаться с подопечными и сделать выводы.
Обучение – это сложный технологический процесс, который во многом зависит от способности педагога донести информацию до учащихся. Наиболее продуктивным считается смешанный тип общения, в котором можно соединить лучшие качества и сгладить недостатки. Со временем у каждого педагога вырабатывается индивидуальный стиль обучения, который он постоянно использует.
Видео
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ 2 страница
С) форма учебной деятельности, осуществляемой без учителя
D) индивидуальная учебная деятельность
Е) выполнение индивидуальных заданий учителя
91. Суть программированного обучения состоит в
А) автоматизации обучения
В) обучении с программным управлением процессом усвоения знаний, умений, навыков
С) изучении материала ‘’малыми дозами’’
D) самостоятельной работе по программированному учебнику
Е) использовании учебных программ
92. Документ, определяющий перечень учебных предметов, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество часов – это
В) учебная программа
С) типовая программа
D) учебный план
Е) календарный план
93. Книга, излагающая основы научных знаний по учебному предмету – это
В) дидактический материал
D) методическое пособие
Е) учебник
А) отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения
В) раздел педагогики, изучающий процесс воспитания
С) наука о закономерностях развития личности
D) раздел педагогики, изучающий проблемы управления учебными заведениями
Е) наука о подрастающем поколении
95. Принципом обучения является
С) наглядность
96. Правило: «от легкого к трудному» относится к принципу
В) последовательности и систематичности
D) связи теории с практикой
97. Процесс обучения – это
А) овладение культурой физического труда
В) совокупность последовательных действий учителя и руководимых им учащихся
С) сознательное усвоение системы знаний, умений, навыков
D) формирование основ мировоззрения и поведения
Е) развитие творческих сил и способностей
А) исследовательский метод обучения
В) метод проблемного обучения
D) иллюстративный метод
Е) учебная беседа
99. Преподавательская деятельность учителя и, руководимая им, познавательная деятельность ученика – это
С) обучение
100. Движущей силой процесса обучения являются
А) вооружение учащихся системой знаний, умений и навыков
В) осознание учащимися необходимости овладеть умениями и навыками
С) изложение учителем новых знаний и организация деятельности учащихся
Д) противоречия процесса обучения
Е) совокупность познавательных действий учителя и учащихся направленных на усвоение системы –знаний, умений и навыков
101.Знания в действии – это
Д) умения
102.Процесс научного познания характеризуется
А) открытием новых фактов и законов развития окружающего мира
В) наличием непосредственного руководства со стороны учителя
С) вооружением учащихся опытом и знаниями, добытым человечеством
Д) усвоением субъективно новых знаний
Е) вооружением учащихся системой знаний умений и навыков
103.Базовые понятия дидактики:
В) преподавание, учение, образование, обучение
С) обучение, самообразование
Д) учебная ситуация, метод обучения
Е) учение, учебный процесс
104.Регулятором меры трудности в усвоении учащимися нового материала выступает принцип:
С) доступности
Д) активности и сознательности
105.Термин «принцип обучения» означает:
А) дидактические законы
С) дидактические закономерности
Д) руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению педагогического процесса
106.Если, содержание обучения знакомит учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами и отражает современное состояние наук, то, это соответствует принципу:
А) научности
С) доступности обучения
Е) систематичности и последовательности
107. Если обучение учитывает особенности развития учащихся и исключает интеллектуальные, моральные, физические перегрузки, то это реализация принципа:
В) доступности
С) системности и последовательности
Е) сознательности и активности учащихся
108. Методы обучения делятся на словесные, наглядные, практические по:
А) характеру познавательной деятельности учащихся
В) дидактическим целям
С) источнику знания
Д) логическому пути познания
Е) месту в структуре деятельности
109. Метод обучения, когда учитель, опираясь на знание и опыт учащихся, с помощью вопросов подводит их к усвоению новых знаний, называется:
Д) беседа
110. Наглядными методами обучения являются:
А) графические работы, лабораторные работы, упражнение
С) беседа, рассказ, школьная лекция, инструктаж
Д) составление таблиц, графиков, диаграмм
Е) самостоятельные наблюдения, иллюстрация, демонстрация
111. Целью урока изучения нового материала является:
А) формирование умений и навыков
В) овладение учащимися новых материалов
С) систематизация и обобщение новых знаний
Д) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний
Е) установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам
112. К формам организации процесса обучения не относятся:
А) факультативные занятия
С) лабораторный практикум
Д) наблюдение
113. Анализ достижений учащихся осуществляется с целью:
А) накопления оценок
В) текущего контроля
С) периодического контроля
Д) индивидуализации обучения
Е) корректировки деятельности учащихся и управления учебными процессом
114. Классификация методов по характеру познавательной деятельности:
А) индуктивные и дедуктивные
В) словесные, наглядные, практические
С) объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные
Е) метод первичного освоения материала, закрепление, выработка умений и навыков, проверка и оценка
115.Домашняя работа по овладению изучаемым материалом характеризуется:
А) усвоением учебного материала
В) самостоятельной работой учащихся по выполнению задания
С) отсутствием непосредственного руководства учителя
Д) наличием учебного задания и самостоятельной работой учащихся по выполнению этого задания
Е) совершенствованием учебных умений и навыков
116.Документ, характеризующий отдельный учебный предмет – это:
В) учебная программа
Е) типовая программа
А)упражнение
Д) лабораторная работа
Е) практическая работа
118.Использование дополнительных форм обучения обусловлено тем, что:
А) уроки скучны и надо их разнообразить
В) уроки дают лишь часть знаний
С) внеурочные формы способствуют выработке свободных действий
Д) они дополняют и развивают классно-урочную систему
Е) внеурочные занятия позволяют сделать занятия более интересными
119.Разбивка содержания образования по учебным дисциплинам и годам обучения отражается в:
А) учебном плане
В) плане – конспекте
С) тематическом плане
Д) плане самообразования
Е) календарном плане
А) основные задачи школы и формы работы
В) анализ учебно-воспитательной работы
С) виды деятельности и формы работы
D) анализ учебно-воспитательной работы и виды деятельности
Е) заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ
121. Орган коллегиального управления стратегией развития педагогического процесса на научной основе является:
А) педагогический совет школы
В) производственное совещание
D) предметное объединение
122. Основной документ, определяющий систему управления и руководства школой, называется:
D) устав
Е) нормативный документ
123. Аттестация учителей проводится с целью:
А) выявления реального уровня их профессионального мастерства
В) диагностики педагогической деятельности
С) самообразовательной работы учителей
D) методической подготовки учителей
Е) совершенствования теоретической подготовки учителя
124. Отрасль педагогической науки, имеющая своей целью исследование содержания и методов управления народным образованием, руководства школой и организации её работы называется:
С) теория воспитания; совершенствования теоретической подготовки учителя
Е) дидактикой
125. Составление плана учебно-воспитательной работы школы на новый учебный год начинается с
А)формулировки задач учебно-воспитательной работы
В) планирования основных мероприятий
С) анализа работы школы за истекший год
D) определения основных направлений учебно-воспитательной и спортивно-массовой работы
Е) определения основных направлений воспитательной работы
126. Стиль деятельности, основанный на содружестве участников педагогического процесса получил название:
А) авторитарное руководство
В) коммунарская методика
D) педагогика сотрудничества
Е) либеральное руководство
127. Основной вид деятельности учащихся, без которого невозможно обеспечить обучение – это;
А) учебно-познавательная деятельность
В) игровая деятельность
С) общественно-полезная деятельность
D) трудовая деятельность
Е) умственная деятельность
128.Активным саморазвивающимся субъектом учебного процесса является
D) учитель
Е) классные руководители
129. Развитие педагогики как науки определило:
А) повышение роли воспитания в общественной жизни;
В) биологический закон сохранения человеческого рода;
С) объективную потребность в подготовке человека к жизни и труду;
D) заботу родителей о счастье детей;
Е) прогресс технического развития.
130. Основные категории педагогики:
А) формы обучения, средства обучения
B) урок, обучение, развитие
С) принципы обучения, компоненты педагогического процесса
Д) воспитание, образование, обучение
Е) самообразование, самовоспитание
131. Задачи общей педагогики:
А) исследование проблем миграции народа
B) обучение и воспитание подрастающего поколения
С) исследование закономерностей процесса познания
Д) изучение истории развития педагогической теории
Е) анализ опыта зарубежной педагогики
132. Методология педагогической науки – это учение о:
А) воспитании и обучении
B) субъекте педагогического процесса
С) социализации личности
Д) целях образования и воспитания
Е) принципах построения научных исследований
133. Раздел педагогики, рассматривающий возрастные и индивидуальные особенности детей, формирование и развитие личности:
B) теория воспитания
С) общие основы педагогики
134. Отрасль педагогики, рассматривающая воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии:
А) дефектология
135. Отрасль педагогики, рассматривающая обучение и воспитание детей с нарушением слуха:
Е) сурдопедагогика
136. Отрасль педагогики, рассматривающая обучение и воспитание детей с нарушениями зрения:
B) тифлопедагогика
137. Отрасль педагогики, рассматривающая обучение и воспитание детей с отклонениями в умственном развитии:
А) олигофренопедагогика
138. Отрасль педагогики, рассматривающая обучение и воспитание детей с нарушением речи:
Е) логопедия
139. Воспитание – это:
А) передача знаний, умений, навыков
В) воспитательная работа с детьми в учебно-воспитательном учреждении
С) привитие соответствующих норм и правил поведения
Д) развитие творческих сил и способностей человека
Е) процесс формирования личности с целью подготовки к общественной, производственной и культурной деятельности
140. Образование – это:
А) развитие мировоззрения, нравственных и других качеств личности
В) эффективное применение на практике накопленных научных знаний
С) процесс и результат обучения и воспитания
Д) результат целенаправленных взаимоотношений между учителем и учащимися
Е) результат профессиональной подготовки личности
А) деятельность человека с определенной целью
B) совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, её образование и воспитание
С) влияние внешних и внутренних факторов на процесс формирования личности
Д) формирование личностных качеств
Е) процесс управления под руководством учителя
142. Самообразование – это:
А) саморазвитие личностных качеств
B) целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся
С) учебный процесс под руководством педагога
Д) процесс и результат целенаправленной познавательной деятельности человека
Е) самосовершенствование с помощью массово-информационной среды
143. Личность – это совокупность:
А) индивидуальных и социальных
В) моральных, профессиональных качеств
С) нравственных, морфологических качеств
Д) социальных и личностных качеств, определяющих его общественную сущность качеств
Е) личностных и индивидуальных качеств
144. Развитие личности – это:
А) процесс перехода из одного состояния в другое
В) процесс совершенствования личности под влиянием внешних и внутренних факторов
С) процесс количественных изменений в организме
Д) умственное и физическое совершенствование
Е) психическое развитие
А) познание окружающего мира в естественных условиях
С) организованное исследование
Д) корректировка полученного материала в сознании
Е) чувственное восприятие вещей
146. Научный опыт, учитывающий конкретные условия обучения и воспитания – это:
Д) эксперимент
147. Необходимость передачи социального опыта возникла в связи с:
А) обновлением содержания образования
В) развитием технических средств обучения
С) возникновением человеческого общества
Д) развитием педагогической науки
Е) развитием научно-технического прогресса
148. Анкетирование как метод исследования дает возможность:
А) сбора дополнительной информации
В) сбора информации, определяющей состояние исследуемой проблемы
С) исследование эффективных методов обучения
Д) исследование эффективных методов воспитания
Е) определить индивидуальные способности учащихся
А) обеспечение жизнедеятельности
В) количественные изменения в организме человека
С) стихийный процесс развития волевых качеств
Д) качественные и количественные изменения, происходящие в организме человека
Е) совершенствование психической системы
150. Субъективные факторы воспитания:
А) средства массовой информации
B) природные факторы
Д) уровень развития науки и техники
Е) взаимоотношения в семье
151. Естественный эксперимент характеризуется условиями:
В) естественными
152. Лабораторный эксперимент-это эксперимент:
Д) специально-организованный
153. Автор книги “Педагогическая поэма”:
Е) А.С.Макаренко
154. Принцип сознательности и активности обучения характеризуется:
А) умственным и физическим трудом
В) умением использовать необходимый учебный материал
С) последовательностью изучаемого материала
Д) усвоением учебного материала при активном участии учащихся
Е) логической связью учебного материала
А) учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся
В) соответствие содержания и объема учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям учащихся
С) соответствие процесса обучения уровню знаний учащихся
Д) учет связи процесса обучения с жизнью
Е) соответствие процесса обучения интересам учащихся
А) обеспечение учащихся системой знаний, формирующих научное мировоззрение
В) использование в процессе обучения научных фактов
С) гуманитаризация процесса обучения
Д) использование достижений науки
Е) использование в процессе обучения научной литературы
157. Функции процесса обучения:
А) образовательная, развивающая и воспитательная
В) образовательная, обучающая и воспитывающая
С) развивающая, мотивационная и образовательная
Д) конструктивная, мотивационная и воспитательная
Е) корректирующая, конструктивная и обучающая
158. Автор книги “Куда исчезли тройки?”
В) В.Ф.Шаталов
159. Педагогический такт:
А) внешнее проявление внутреннего мира человека
В) взаимодействие взрослых и детей
С) мера воспитательного воздействия
Д) принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми
Е) активная форма взаимодействия со средой
160. Новая модель высшего образования
А) средняя школа, колледж, вуз
В) бакалавриат, магистратура, докторантура
С) вуз, аспирантура, докторантура
Д) дошкольное, школьное, средне-специальное, высшее
Е) колледж, институт, университет
161. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан расчитана на:
Е) 2005-2010 годы
162. Педагогика тесно связана с:
А) физической культурой, рисованием, трудом
В) филологией, физикой, социологией
С) математикой, географией, психологией
Д) философией, психологией, физиологией
Е) философией, астрономией, медициной
163. Целостно-педагогический процесс это:
А) взаимодействие школы, семьи и общественности
В) целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся с целью усвоения культурных ценностей и подготовки к жизнедеятельности
С) единство воспитания и обучения
Д) обучение и воспитание
Е) совместная система всех институтов воспитания
164. Основные элементы целостного педагогического процесса:
А) структура, направление, содержание
В) цель, ход урока, наглядность
С) цель, задачи, содержание, формы, методы, результат
Д) учебный предмет, ученик, учитель
Е) тема урока, цель, ход урока, проверка знаний
А) воспитание детей с нарушением слуха
В) воспитание детей с нарушением органов зрения
С) воспитание детей с нарушением развития речи
Д) отрасль педагогики, изучающая воспитание детей с отклонениями в развитии
Е) раздел педагогики, изучающий воспитание детей с девиантным поведением
166. Автор труда “Великая дидактика”
А) В.А.Сухомлинский
167. Влияние больших групп людей на формирование личности называется:
Е)мезофактором
С) движение
169. Переход на 12-летнее обучение в Республике Казахстан предусматривает:
С) три ступени
170. Игра является ведущим видом деятельности:
А) подросткового периода
Д) детства
А) биологическое развитие
В) развитие организма, роста ребенка
С) биологическое развитие, социальное положение
Д) развитие процессов воспитания
Е) ускорение роста и физического развития детей
172. Переход на 12-летнее образование 5-х и 11-х классов в Республике Казахстан начинается с:
В) 2009-2010 года
173. Впервые в Казахстане учебник “Педагогика” был написан:
Д) М.Жумабаевым
174. Стили педагогического общения:
А) гуманистический, взаимопониманий, гласности
В) демократический, гуманистический, гласности
С) авторитарный, демократический, либеральный
Д) авторитарный, уважительный
Е) сотрудничества, гласности, авторитарный
175. “Команда”, “указание”, “выговор” свойственны следующему стилю педагогического общения:
А) авторитарный
176.“Просьба”, “консультация”, “соглашение” свойственны следующему стилю педагогического общения:
В) демократический
177. Стиль поведения педагога, не принимающего участия в жизни коллектива:
Д) либеральный
178.Эффективный стиль управления педагогическим процессом:
В) демократический
179.Латинское слово “парадигма” означает:
С) пример
180.Основные требования к педагогу:
А) педагогическое мастерство и педагогический такт
В) сила воли, педагогическая техника
С) идейность, терпеливость
Д) устойчивость, наблюдательность
Е) терпеливость, внимательность
181.Внутренний фактор, влияющий на развитие личности:
С) уровень развития общества
Е) наследственность
182.Знание учителем психологии ребенка дает возможность:
А) развивать наблюдательность
В) определять интеллект, возможности личности ребенка
С) планировать деятельность ребенка
Д) овладеть умениями
Е) развивать способности и интерес к учению
183.Взаимосвязь между отдельными предметами – это:
А) взаимосвязь между наукой и предметами
В) взаимосвязь между родственными предметами
С) взаимосвязь гуманитарных и естественных предметов
Д) взаимосвязь отдельных предметов
Е) межпредметная связь
184.Предметы эстетического цикла:
А) казахский, русский и иностранные языки
В) обществоведение, человековедение
С) языки и литература
Д) музыка, ИЗО, труд, физическая культура
Е) экономика, география, история
185.Поощрение и наказание – метод,:
А) стимулирующий
А) получение информации о характере познавательной деятельности
В) завершенное научное исследование
С) краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания изученного источника
Д) совет, даваемый специалистом
Е) краткое, письменное изложение статьи
187.Поощрение – это метод:
А) стимулирования поведения
В) стимулирования ребенка
С) общественного требования к ребенку
Д) организации коллективной деятельности ребенка
Е) коллективного требования к ребенку
188.Понятие “Внеклассная воспитательная работа” означает:
А) олимпиады и соревнования
В) уроки во внеклассных учреждениях
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет