стихи цветаевой в исполнении актеров

стихи цветаевой в исполнении актеров

Это уже третья статья о том, как современные исполнители чувствуют стихи поэтов Серебряного века. И как через музыку пытаются озвучить поэзию, каждый вкладывая в нее что-то свое личное.

Поэзия Марины Цветаевой «пошла в народ» и стала частью нашего языкового сознания прежде всего через песни и романсы к кинофильмам. Это настолько же удивительно, насколько закономерно. Удивительно, потому что ее стихи, сплошь состоящие из анжамбеманов, сложные синтаксически даже для прочтения глазами, и вообще – сложные, удачно легли на музыку и были великолепно исполнены. Закономерно, потому что постфактум уже невозможно представить себя, например, без фонового знания песен на стихи Цветаевой из «Иронии судьбы» и «Жестокого романса». Они срослись с нами, с нашей памятью, сформировали нашу картину мира, сделались тканью самой жизни.

стихи цветаевой в исполнении актеров

1. «Уж сколько их упало в эту бездну »

Если вы ещё сомневаетесь в гениальности Марины Цветаевой, то это стихотворение для вас. Мощное, трагичное, глубоко философское и очень цветаевское оно было написано в декабре 1913 года, когда Марине был всего 21 год. Тема раннего ухода из жизни была ей хорошо знакома. В тот год умер её отец. А семью годами ранее, в 1906 году, — мама. Боль от смерти матери, которую Цветаева испытала в нежном возрасте, никогда её не оставила, она изменила и саму Марину, и её жизнь.

В 1987 году композитор Марк Минков написал музыку на стихотворение Цветаевой, а Алла Пугачёва её исполнила. Получилась совершенно гениальная песня «Реквием». Единственная фраза, не вошедшая в песню — про 20 лет. Столько было Цветаевой на момент написания стихов, но исполнительнице песни — вдвое больше.

2. «Генералам двенадцатого года »

стихи цветаевой в исполнении актеров

стихи цветаевой в исполнении актеров

Однажды, увидев портрет Александра Алексеевича Тучкова 4-ого, молодого генерал-майора, погибшего 7 сентября 1812 года в Бородинском сражении, она была так восхищена его красотой и мужественностью, что потеряла покой и сон. В тексте, где отразился образ героической эпохи в восприятии юной девушки, есть обращение непосредственно к одному из тех самых блестящих «генералов двенадцатого года» — Александру Тучкову.

стихи цветаевой в исполнении актеров

Цветаева написала восхитительные строки, которые можно читать и слушать с замиранием сердца бесконечно!

Хочется представить еще одно видео на это стихотворение в котором отражены участники Русской армии Генералы 1812 года, в исполнении Дмитрия Певцова и Зары.

3. «Под лаской плюшевого пледа »

Долго думал, какой романс поставить третьим в сегодняшней подборке самых трогательных и сильных песен на стихи Марины Цветаевой — «Мне нравится, что вы больны не мной«, «Ландыш, ландыш белоснежный…«, «Хочу у зеркала, где муть и сон туманящий. » и проч. И всё-таки остановился на стихотворении (и песне) «Под лаской плюшевого пледа«.

Стихотворение «Под лаской плюшевого пледа» написано в 1914 году. Это проникновенное произведение 22-летней поэтессы создано в жанре любовной лирики. Кто тот человек, вдохновивший Марину на столь сильные чувства, доподлинно не известно. По одной из версий, это подруга Цветаевой, переводчица Софья Парнок.

стихи цветаевой в исполнении актеров

В стихотворении ретроспективно осмысляются роли, сыгранные участниками любовной истории, подчеркиваются их единство и борьба. Стихотворение-размышление не дает ответов, но выводит в сферу осознавания вопросы. Зеркальность и двойничество как отправной пункт для взаимоисключающих и в то же время естественно сосуществующих чувств – тонкое наблюдение, выводящее стихотворение к вершинам любовной лирики. Соединение игры, кокетства, даже гламура (ласка плюшевого пледа) с фоновым цветаевским напряжением нервов, болью, искренностью создает не имеющий аналогов эффект воздействия.

Андрей Петров положил стихотворение на музыку, и получился великолепный романс. Он прозвучал в к/ф «Жестокий романс» (1984) в исполнении Валентины Пономарёвой.

4. «Вот опять окно»

Марина Цветаева написала это стихотворение в грустный момент расставания с С. Парнок. И переживаниями наполнились ни только дни, но и ее ночи, которые стали бессонными. Этот цикл стихов так и получил название «Бессонница». Для М. Цветаевой окна — это «бессонные глаза». Очень символично.

Вариантов этой песни есть несколько, но сейчас представлю вам в исполнении трио «Меридиан», если кто это трио в составе Надежды Лукашевич, Николая Сметанина, Владимира Ситанина. Этот хрустальный голос солистки завораживает. Такого красивого трёхголосия, в современной музыке не услышишь.

5. «Мне тебя уже не надо»

Стихотворение 1918 года посвящено актеру Завадскому. М. Цветаева пытается объяснить свои перепады настроений в отношении любимого и уходит от реальности в воображаемый мир.

Романс прозвучала в фильме С. Урсуляка «Исаев» (2009 года).Музыку написал М.Таривердиев, а исполнила Полина Агуреева. Когда слушаешь в исполнении Полины возникает чувство, что она поет только для тебя, как будто на ушко, но попадая в самое сердце.

6. «Моя маленькая»

Стихотворение из цикла «Стихи к Сонечке» написано в 1919 году и посвящено актрисе Софье Голлидей, с которой Цветаеву связывала нежная дружба, длившаяся около 2-х лет. В письме к Цветаевой от 1 июля 1919 года С. Е. Голлидэй просила: « Марина, когда я умру, на моём кресте напишите эти ваши стихи: Так и кончилась с припевом: — «Моя маленькая! ». Отношения Марины Цветаевой и Софьи Голлидей были отношениями поэта и музы. Эта история взаимной восторженности, творчества и вдохновения расцвела на фоне гражданской войны, голодного полуразрушенного города.

стихи цветаевой в исполнении актеров

7. «Мне нравится, что Вы больны не мной…»

Стихотворение написанно в мае 1915 года, положил на музыку Михаил Таривердиев специально для фильма «Ирония судьбы или С легким паром». Стихотворение предназначалось Маврикию Александровичу Минцу, второму супругу Анастасии Цветаевой, сестры Марины.

стихи цветаевой в исполнении актеров

Можно сказать, что на месседж поэтического текста есть две крайние точки зрения: патриархальная, сформулированная Таривердиевым, и, в лучшем смысле этого слова, феминистическая, принадлежащая Анастасии Цветаевой, поэтому стихотворение становится сегодня актуальным еще и в этом полемическом ключе. Анастасия Цветаева писала:

«Многие не понимают этого стихотворения, ищут подтекст, второй смысл. А никакого второго смысла нет. Мне было двадцать лет, я рассталась со своим первым мужем. На моих руках – двухлетний сын Андрюша. Когда Маврикий Александрович впервые переступил порог моего дома, мы проговорили целый день. Он был поражен, что я уже автор романа «Королевские размышления» и пишу второй роман. Я свободно владела иностранными языками, живопись, музыка – все, что мы с Мариной унаследовали от матери. Маврикий Александрович сделал мне предложение. Я стала его женой.

Но когда Маврикий Александрович познакомился с Мариной – он ахнул! Марине 22 года, и она уже автор двух поэтических сборников, у нее прекрасный муж и 2-х летняя дочь. Марина в те счастливые годы была хороша собой, белоснежная кожа с легким румянцем, красивые вьющиеся волосы. Маврикий Александрович любовался Мариной, она это чувствовала и …краснела. Марина была благодарна Маврикию Александровичу, что я не одинока, что меня любят… Вот об этом стихотворение. Марине «нравилось» и никакого второго смысла в нем нет»

А вот Таривердиев видел этот второй смысл и настаивал на нем, из-за чего они с Пугачевой в итоге рассорились.

«Когда фильм вышел, прошло буквально несколько месяцев, нас пригласили на телевидение, где Пугачева должна была спеть романс из фильма не под фонограмму, а вживую. Я должен был ей аккомпанировать. И вдруг она стала петь совершенно по-другому. Она пела жестко, очень жестко: «Мне НРАВИТСЯ, что вы больны не мной». Я не мог заставить ее спеть, как три месяца назад, в фильме. Я уговаривал: «Алла, тебе же не нравится, что “вы больны не мной”, у Цветаевой именно этот смысл. А ты сейчас поешь, что тебе нравится… Она-то хочет, чтобы были больны ею, а говорит другое – и возникает глубина»

Мы с ней поссорились. Потом Пугачева совсем ушла в поп-культуру, хотя, мне кажется, могла бы стать звездой другого плана, типа Барбры Стрейзанд. Но она выбрала свой путь.

8. «Хочу у зеркала, где муть…»

Вторая песня на стихи Цветаевой также для кинофильма «Ирония судьбы» написана на стихотворение «Хочу у зеркала, где муть…» (это стихотворение из цикла «Подруга», посвященного поэтессе Софии Парнок, с которой у Марины была любовная связь). Все стихи 19141916 годов так или иначе связаны с Парнок, обращены к ней. Поэтесса и переводчица София Яковлевна Парнок, «русская Сафо», родилась в обеспеченной семье таганрогских евреев. Была замужем, но брак распался. И далее она уже интересовалась исключительно женщинами. В 1914 году в одном из литературных салонов её представили Цветаевой, и между ними вспыхнула страсть. Марина оставила мужа и поселилась в отдельной квартире с Парнок.

Роман с Парнок не был продолжительным – всего через год София увлеклась новой возлюбленной. А Цветаева познакомилась с Осипом Мандельштамом и на пару дней оставила Парнок, чтобы показать молодому поэту Москву. Это событие поставило точку в их отношениях. София уехала из столицы, а Марина постаралась её забыть.

В стихотворении есть боль и кокетство, искренняя заинтересованность судьбой и бесшабашная готовность отпустить возлюбленную на все четыре стороны. Оно очень женское, женское в квадрате и пронизано содержаниями и символами бессознательного

9. «В гибельном фолианте »

Стихотворение «В гибельном фолианте» написано 29 сентября 1915 г. Тамара Гвердцители сочинила и исполнила на эти стихи песню, вошедшую в альбом «Посвящение женщине» (2004). Цветаева страстно утверждает природность женщины, не нуждающейся в учебниках по «Искусству любви» – ее естество подскажет верный путь, а искренняя любовь приворожит лучше всякого любовного зелья. Новое дыхание и звучание получают строки «Женщина с колыбели/ Чей-нибудь смертный грех». В свете набирающего обороты феминизма они звучат не констатацией факта, не горькой иронией, а обличением абсурдного обвинения человека, родившегося в тело определенного пола и уже фактом своего рождения заслужившего шлейф предрассудко в.

10. «Молитва»

26 сентября 1909 года (8 октября по н.с.), в свой день рождения, семнадцатилетняя Марина Цветаева написала стихотворение «Молитва»

стихи цветаевой в исполнении актеров

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Мария Слепичева

Александр Филиппенко. «Монолог» Жванецкого

Проект «Живая поэзия». Фёдор Тютчев. «Ещё земли печален вид. » Читает Георгий Тараторкин.

Светлана Крючкова читает стихи Давида Самойлова

Анатолий Белый читает стихи Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака и Иосифа Бродского

Светлана Крючкова читает стихи Марии Петровых. _Послушайте__

Послушайте!» (Избранное) (2012)

«Путем Всея земли. » Стихи Анны Ахматовой читает Светлана Крючкова.

Послушайте творческий вечер Юлия Рутберг читает стихи Левина,Когана, Коржавина, Мартынова, Пушкина, Окуджавы и др.

Светлана Крючкова читает стихи Марины Цветаевой

Валентин Гафт читает своё стихотворение «Ушли из жизни хулиганы».

Валентин Гафт Эпиграммы

Олег Даль. Лермонтов. Завещание.Великолепное исполнение гениальным актёром стихов гениального поэта!Словно Лермонтов для Даля п

ОЛЕГ ДАЛЬ И скучно и грустно и некому руку подать.

Стихи Анны Ахматовой читает Светлана Крючкова

Юлия Рутберг читает Бальмонта

Алла Демидова. Стихи Серебряного века.

Я пришёл к Вам со стихами. Вениамин Смехов читает Иосифа Бродского и Давида Самойлова.Телеканал Культура

Зиновий Гердт читает Пастернака (12) «На Страстной»

«Бабий Яр», Евгений Евтушенко. Читает Борис Ветров Музыка: Джон Уильямс

Ия Сергеевна Саввина читает Блока.

Ия Саввина читает стихи Б.Ахмадулиной

Сергей Юрский читает стихи И.Бродского

Гафт и Филиппенко устроили поэтическую дуэль

Источник

Марина Цветаева: лучшие стихи (+ видео)

стихи цветаевой в исполнении актеров

Марина Цветаева: 5 самых важных и лучших стихотворений

8 октября — день рождения Марины Цветаевой. Марина Цветаева писала стихи о любви, о сыне, о Родине.

Татьяна Доронина читает стихотворение «Красною кистью»

«Тоска по Родине»

Алиса Фрейндлих читает стихотворение «Вы, идущие мимо меня…»

Татьяна Доронина читает стихотворение «Читатели газет»

Алла Пугачева исполняет песню на стихи Марины Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну…»

стихи цветаевой в исполнении актеровСтрана не заметила эту утрату. Война шла уже полтора месяца, Красная Армия несла тяжелые потери, оставляя город за городом. С призывных пунктов все новые и новые дивизии отправлялись на фронт, сотни тысяч мирных граждан, бросив имущество, уезжали в эвакуацию. В ставке разрабатывали план переноса генштаба за Урал в том случае, если враг, неумолимо продвигающийся к Москве, возьмет столицу.

Смерть поэта на фоне стремительно разворачивающихся событий была каплей в море общей трагедии, частным случаем, не заслуживающим внимания.

Цветаеву не печатали, не награждали, не приглашали выступать. Ее голос не значился в официальных списках деятелей искусства, что по тем временам было вполне равнозначно небытию.

Гражданская казнь произошла еще в 39-м, после ареста мужа и дочери. С точки зрения бериевского судопроизводства Цветаева уже два года как была мертва, и физическая гибель, наступившая с такой отсрочкой, ничего не меняла в ее судьбе.

стихи цветаевой в исполнении актеров

Елабуга. Дом, в котором закончилась жизнь Марины Цветаевой

О гибели Марины Цветаевой, равно как и о ее последних днях в Елабуге, написано множество исследований. Большая их часть вращается вокруг двух аспектов. Первый — фактическая обоснованность версии самоубийства, второй – вина близких, прежде всего, Георгия Эфрона.

Ни в том, ни в другом случае нет стопроцентных доказательств. Отсутствие достоверных документов создает благоприятную почву для дальнейших поисков… чего? Истины, справедливости? Но справедливость в отношении поэта восстановлена читателем. Конечно, нужно отдать должное и мужеству Ариадны Эфрон, положившей жизнь на воссоздание материнского наследия, и настойчивости Анастасии Цветаевой, благодаря которой с конца 80-х о Марине Ивановне заговорили во всех газетах.

Тем не менее, ни доступность архивов, ни развернутый пиар еще не гарантируют успеха. Серебряный век дал целую россыпь имен, гремевших в свое время, а сегодня известных лишь узкому кругу ценителей. Цветаева же, не избалованная ценителями при жизни, сегодня является одним из самых читаемых, издаваемых, цитируемых русских поэтов, — и это при том, что мода на ее стихи, к счастью, давно миновала. Осталась чистая поэзия, голос, в который даже в наше бестолковое время продолжают вслушиваться тысячи читателей.

Цветаева необходима, как камертон. По ней вот уже несколько десятилетий настраиваются чувства людей, говорящих, думающих, и в особенности, пишущих по-русски. Без Цветаевой трудно представить не то, что современную литературу, — сам язык без нее уже немыслим. Так что историческая справедливость свершилась на самом глубоком и всеохватном уровне — уровне языка.

С истиной сложнее. Стоит задуматься о ней, сразу всплывает вопрос Понтия Пилата: что есть истина? Хронологически достоверная последовательность событий в доме Бродельщиковых в тот роковой день? Если когда-нибудь удастся воссоздать картину случившегося, мы увидим всего лишь кадры криминальной хроники. Похожие ежедневно крутятся на ТВ. Истина, то есть смысл события, все равно останется за кадром.

Нет никакого сомнения в том, что последние месяцы жизни Марина Цветаева пребывала в крайне подавленном состоянии. Мысли о смерти посещали ее и раньше. Находясь в Елабуге, она уже практически не видела для себя никакого выхода. Двужильная воля, свойственная всем Цветаевым, оказалась на исходе. Стихи кончились еще раньше. Метод постижения мира через поэзию, сорок девять лет спасавший, помогавший жить на стыке крайностей, перестал работать. Действительность больше не укладывалась в строчки.

В народе про такое говорят: «куда ни кинь, всюду клин». Наверно, добрая половина современных православных пришла, вернее, прибежала к Церкви, ища защиты от «клина», — но Цветаевой в то лето бежать оказалось некуда. Когда-то, еще в эмиграции, Марина Ивановна обмолвилась, что хотела бы жить в доме на краю оврага с видом на церковь. В Елабуге все сбылось, — и овраг, и храм с высокой колокольней. Лишь двери его, по причине безбожного времени, были забиты наглухо. Тупик, в котором оказалась Марина Цветаева, был создан не только ею.

В день пятидесятилетия гибели поэта в 1991 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в храме Вознесения Господня у Никитских ворот была совершена панихида по рабе Божией Марине. В Елабуге годом раньше чин отпевания в Покровском храме и литию на кладбище отслужил владыка Казанский и Татарский Анастасий.

А в елабужском Литературном музее хранится оригинал письма Анастасии Цветаевой, в котором говорится, что самая первая панихида по Марине Ивановне состоялась в 1949 году в деревне Пихтовке Новосибирской области. Отпевал поэта опальный священник, который был осужден и сидел в лагере.

Итак, Православная Церковь, в соответствии с принципом икономии, проявила заботу об участи Цветаевой. Что это значит для нас, читателей? То, что возможно примирение творчества с Творцом. Что русский язык, на котором поэт говорит с эпохой, не противостоит, а дополняет язык Литургии, Что, может быть, Господь призрит на страну, молящуюся о своих поэтах, и поможет ей преодолеть нынешнюю мучительную бессловесность.

Говорят, когда Алексий II дал согласие на отпевание Марины Ивановны, его спросили:

— Что позволило сделать исключение для Цветаевой?

— Любовь народная, — ответил Патриарх.

Стихотворения Марины Цветаевой

Два солнца стынут,- о Господи, пощади!-
Одно — на небе, другое — в моей груди.

Как эти солнца,- прощу ли себе сама?-
Как эти солнца сводили меня с ума!

И оба стынут — не больно от их лучей!
И то остынет первым, что горячей.

Иосиф

Царедворец ушел во дворец.
Раб согнулся над коркою черствой.
Изломала — от скуки — ларец
Молодая жена царедворца.
Голубям раскусила зоба,
Исщипала служанку — от скуки,
И теперь молодого раба
Притянула за смуглые руки.

— Отчего твои очи грустны?
В погребах наших — царские вина!
— Бедный юноша — я, вижу сны!
И служу своему господину.

— Позабавь же свою госпожу!
Солнце жжет, господин наш — далёко…
— Я тому господину служу,
Чье не дремлет огромное око.

Длинный лай дозирающих псов,
Дуновение рощи миндальной.
Рокот спорящих голосов
В царедворческой опочивальне.

— Я сберег господину — казну.
— Раб! Казна и жена — не едино.
— Ты алмаз у него. Как дерзну —
На алмаз своего господина?!

Спор Иосифа! Перед тобой —
Что — Иакова единоборство!
И глотает — с улыбкою — вой
Молодая жена царедворца.

Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно —
Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что — мой,
Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной — непременно —

В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведём без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться — мне едино.

Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично — на каком
Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен…)
Двадцатого столетья — он,
А я — до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне всé — равны, мне всё — равно,
И, может быть, всего равнее —

Роднее бывшее — всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты — как рукой сняло:
Душа, родившаяся — где-то.

Тáк край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей — поперек!
Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все — равно, и все — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *