степень обеспечения населения необходимыми товарами услугами и условиями жизни
Тест по обществознанию Роль экономики в жизни общества 10 класс
Тест по обществознанию Роль экономики в жизни общества для учащихся 10 класса с ответами. Тест состоит из 3 частей и предназначен для проверки знаний по теме Экономика. В части 1 — 15 вопросов, в части 2 — 5 вопросов, в части 3 — 1 вопрос (эссе).
Часть 1 — задания с выбором ответа
Часть 2 — задания с кратким ответом
Часть 3 — задание с развернутым ответом (эссе на одну из предложенных тем)
1. Хозяйственная система, которая удовлетворяет потребности людей и общества, создавая и используя необходимые жизненные блага, называется
1) рынком
2) конкуренцией
3) монополией
4) экономикой
2. Основополагающий стимул развития производства
1) потребление
2) экономика
3) государство
4) общество
3. Политика российского правительства в 1992-1993 гг. следовала теории
1) монетаризма
2) марксизма
3) кейнсианства
4) протекционизма
4. Степень обеспечения населения необходимыми товарами, услугами и условиями жизни
1) валовый внутренний продукт
2) уровень жизни
3) потребительская корзина
4) конкуренция
5. Нормативно установленный уровень денежных доходов человека за определенный период, обеспечивающий его физиологический прожиточный минимум, называется
1) уровнем жизни
2) потребительской корзиной
3) уровнем бедности
4) уровнем материального благосостояния
6. Передача государственной (муниципальной) собственности в частную собственность называется
1) приватизацией
2) национализацией
3) кредитованием
4) лизингом
7. Важной задачей современного государства является охрана и поддержание в национальной экономике
1) конкуренции
2) монополизации
3) национализации
4) либерализации цен
8. Государственный бюджет Российской Федерации принимается
1) Президентом РФ
2) Правительством РФ
3) Федеральным Собранием РФ
4) министром финансов
9. Для государства с рыночной экономикой характерно
1) регулирование ценообразования
2) преобладание доли государственной собственности над частной
3) отмена налогообложения
4) снижение регулирующей роли государства
10. Рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства, называется
1) валовым внутренним продуктом
2) валовым внешним продуктом
3) национальным доходом
4) валовым национальным продуктом
11. К источникам доходов государства не относятся(ится)
1) налоги
2) прибыль государственных предприятий
3) инвестиции
4) сеньораж (доход от эмиссии денег)
12. Что из названного можно отнести к основным чертам рыночной экономики?
1) монополизация экономики
2) национализация основных средств производства
3) регулируемое государством ценообразование
4) свободный выбор поставщиков сырья и потребителей продукции
13. Свойство ценных бумаг быстро и без издержек обмениваться на любой другой актив, реальный или финансовый, называется
1) ликвидностью
2) запасом ценности
3) профицитом
4) кредитом
14. В бюджетную систему Российской Федерации не входят(ит)
1) федеральный бюджет РФ
2) бюджеты субъектов РФ
3) бюджеты муниципальных образований
4) бюджеты частных предприятий
15. Денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели, называется
1) дотацией
2) бюджетной ссудой
3) субвенцией
4) трансфертом
1. Вставьте пропущенные понятия:
К экономическим целям государства относятся:
1) обеспечить экономический __________
2) создать условия экономической __________ (право хозяйствующих субъектов самим выбирать вид, форму и сферу экономической деятельности)
3) заботиться об обеспечении полной __________ (каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу)
2. Найдите в приведенном ниже списке методы прямого регулирования государством экономической сферы. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) кредитно-денежная политика
2) принятие законов
3) расширение государственных заказов
4) бюджетная политика
5) развитие государственного сектора
6) налогообложение
3. Найдите в приведенном ниже списке методы косвенного регулирования рынка. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) кредитно-денежная политика
2) принятие законов
3) расширение государственных заказов
4) бюджетная политика
5) развитие государственного сектора
6) налогообложение
4. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «государственное регулирование экономики».
Налогообложение, бюджет, спрос, таможенные пошлины, национализация.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
5. Деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета называется __________.
Часть 3 (темы для эссе)
1. «Труд есть единственный источник богатства; богатство, добываемое трудом, есть единственное лекарство против страданий бедности и против пороков праздности» (Д. Писарев).
2. «Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд» (Д. Писарев).
3. «В то время как роль, которую играет в производстве природа, обнаруживает тенденцию к сокращению отдачи, роль, которую играет в нем человек, обнаруживает тенденцию к возрастанию отдачи» (А. Маршалл).
Ответы на тест по обществознанию Роль экономики в жизни общества
Часть 1
1-4, 2-1, 3-1, 4-2, 5-3, 6-1, 7-1, 8-3, 9-4, 10-1, 11-3, 12-4, 13-1, 14-4, 15-3.
Часть 2
1.
1) рост
2) свободы
3) занятости
2. 235
3. 146
4. спрос
5. бюджетно-налоговой (фискальной политикой)
Тест с ответами: “Роль экономики в жизни общества”
1. Хозяйственная система, которая удовлетворяет потребности людей и общества, создавая и используя необходимые жизненные блага, называется:
а) экономикой +
б) монополией
в) конкуренцией
2. Основополагающий стимул развития производства:
а) общество
б) потребление +
в) экономика
3. Политика российского правительства в 1992 – 1993 гг. следовала теории:
а) кейнсианства
б) протекционизма
в) монетаризма +
4. Степень обеспечения населения необходимыми товарами, услугами и условиями жизни:
а) уровень жизни +
б) конкуренция
в) потребительская корзина
5. Нормативно установленный уровень денежных доходов человека за определенный период, обеспечивающий его физиологический прожиточный минимум, называется:
а) потребительской корзиной
б) уровнем жизни
в) уровнем бедности +
6. Передача государственной (муниципальной) собственности в частную собственность называется:
а) национализацией
б) приватизацией +
в) лизингом
7. Важной задачей современного государства является охрана и поддержание в национальной экономике:
а) либерализации цен
б) монополизации
в) конкуренции +
8. Государственный бюджет РФ принимается:
а) Федеральным Собранием РФ +
б) Президентом РФ
в) министром финансов
9. Для государства с рыночной экономикой характерно:
а) отмена налогообложения
б) регулирование ценообразования
в) снижение регулирующей роли государства +
10. Как называется рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства:
а) валовым внешним продуктом
б) валовым внутренним продуктом +
в) валовым национальным продуктом
11. К источникам доходов государства не относятся(ится):
а) инвестиции +
б) налоги
в) прибыль государственных предприятий
12. Что из названного можно отнести к основным чертам рыночной экономики:
а) монополизация экономики
б) свободный выбор поставщиков сырья и потребителей продукции +
в) национализация основных средств производства
13. Как называется свойство ценных бумаг быстро и без издержек обмениваться на любой другой актив, реальный или финансовый:
а) ликвидностью +
б) кредитом
в) запасом ценности
14. В бюджетную систему РФ не входят(ит):
а) бюджеты муниципальных образований
б) федеральный бюджет РФ
в) бюджеты частных предприятий +
15. Как называется денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели:
а) субвенцией +
б) бюджетной ссудой
в) дотацией
16. Как называется переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека и развития его личности:
а) регулятором
б) потребностью +
в) деятельностью
17. К материальным потребностям не относится:
а) потребность в пище
б) потребность в жилище
в) потребность в общественном признании +
18. К возобновляемым природным ресурсам относится:
а) уголь
б) лес +
в) нефть
19. Верны ли следующие суждения об экономике:
1. Экономика – наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности
2. Экономика в буквальном переводе с древнегреческого означает “искусство управления хозяйством”
а) только 1
б) только 2
в) оба верны +
20. В 20 веке возник новый фактор производства:
а) нанотехнологии
б) информация +
в) приватизация
21. К исчерпаемым ресурсам относят:
а) нефть +
б) климат
в) рыбные ресурсы
22. К экономическим благам относят:
а) солнечный свет
б) услуги +
в) морскую воду
23. Что из названного относят к средствам производства:
а) продукты питания
б) жилое помещение
в) транспорт +
24. Макроэкономика изучает:
а) экономику фирмы
б) общеэкономические процессы +
в) экономику рынков, товаров и услуг
25. Верны ли следующие суждения о потребностях:
1. Потребности – это нужда в чём – либо, что необходимо для поддержания жизнедеятельности организма человека, развития его личности
2. Материальные потребности общества безграничны
а) только 1
б) только 2
в) оба верны +
26. Что характеризует экономику в значении “наука” в примерах, приведённых ниже:
а) конфискация большой партии контрафактных компакт – дисков
б) изучение изменение спроса на климатическое оборудование +
в) развитие сетей мобильной связи и интернет – коммуникаций
27. И для плановой и для рыночной экономики характерно:
а) осуществление поиска разрешения проблемы ограниченности ресурсов +
б) максимальное открытие хозяйства страны для иностранного инвестора
в) составление директивных планов развития народного хозяйства
28. Исторически, наиболее ранний тип экономической системы – традиционная экономика. Характерным ее признаком является:
а) доминирование интересов производителя над интересами потребителя
б) образование монополий, диктующих рынку цены и правила игры
в) регулирование объемов и номенклатуры производства посредством обычаев +
29. Проявление экономической свободы производителя в рыночной экономике является:
а) самостоятельное решение об объемах производимых товаров +
б) соблюдение трудового и налогового законодательства
в) обязательное внедрение новейших технологий производства
30. Какой из приведенных примеров экономической деятельности иллюстрирует отношения обмена:
а) заготовка домашних консервов из овощей, собранных с огорода
б) приобретение годовой клубной карты в фитнес – клуб +
в) получение гражданином дохода от депозитного вклада в банке
Тест по обществознанию Роль экономики в жизни общества для 10 класса
Тест по обществознанию Роль экономики в жизни общества для 10 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (3 задания).
Задания с выбором ответа
1. Уровень жизни — это
1) нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определённый период, позволяющий обеспечить его физический прожиточный минимум
2) степень обеспечения населения товарами, ус-лугами, условиями жизни, необходимыми для комфортного и безопасного существования
3) сумма денежных средств, получаемых за определённый промежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг на цели личного потребления
4) форма материального вознаграждения за труд, поступающего наёмным работникам предприятий и учреждений
2. Укажите решающий фактор, влияющий на богатство страны и благосостояние народа
1) размер территории
2) наличие природных ресурсов
3) уровень экономического развития
4) численность населения
3. Уровень жизни включает в себя
1) распределение доходов
2) доступность культуры
3) уровень здоровья людей
4) всё перечисленное
4. К экономическим механизмам не относится (-ятся)
1) расширение госсектора в экономике
2) общественное разделение труда
3) торговля
4) все перечисленные
5. Верны ли следующие суждения об экономике?
А. Экономика испытывает на себе влияние всех сфер общественной жизни.
Б. Экономика существенно влияет на различные явления общественной жизни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о причинах низкой эффективности экономики?
А. Причиной низкой эффективности экономики является наличие частной собственности.
Б. Причиной низкой эффективности экономики является расточительное использование природных ресурсов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения о предпосылках экономического роста в странах, выбравших путь рыночных преобразований?
А. К предпосылкам экономического роста в странах, выбравших путь рыночных преобразований, относится приватизация.
Б. К предпосылкам экономического роста в странах, выбравших путь рыночных преобразований, относится усиление регулирующей роли государства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Для удовлетворения всех многообразных потребностей человек вынужден вступать в «деловые отношения» с другими людьми, которые и составляют суть рынка. Удовлетворить свою потребность каждый может лишь после того, как он удовлетворил чью-то чужую потребность. Какую фазу экономической жизни иллюстрирует данное описание?
1) производстве
2) распределение
3) обмен
4) потребление
9. В государстве Д. разработаны законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличённые в монополизации. Какую задачу решает государство Д.?
1) смягчение неравенства доходов и богатства
2) защита конкуренции
3) защита собственности
4) создание общественных благ
10. После распада СССР в России при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штате позволяли уйти на пенсию досрочно: мужчинам — в 57-58 лет, а женщинам — в 53-54 года. Какой целью государственной политики это было обусловлено?
1) справедливое распределение доходов
2) обеспечение полной занятости
3) обеспечение экономической свободы
4) противодействие монополизации
Задания с кратким ответом
1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «экономика».
Прожиточный минимум, исполнитель, предпринимательство, валовой внутренний продукт, производитель.
Найдите и запишите термин, не связанный с понятием «экономика».
2. Найдите в приведённом ниже списке тенденции развития экономической сферы жизни общества на современном этапе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) ускоренное развитие нематериальной сферы хозяйственной деятельности
2) производство промышленных изделий — основа экономики
3) информатизация производства
4) лидирующие позиции духовного производства
5) снижение скорости внедрения новых технологий
6) преимущественное развитие стандартной деятельности в характере труда
3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Государству, по мнению многочисленной группы экономистов и политиков, полезно вмешиваться в экономическую жизнь общества. (Б) В 1563 г. королева Англии Елизавета, желая поддержать национальное рыболовство и вызвать рост спроса на рыбу, запретила своим подданным употреблять мясо два дня в неделю. (В) Представляется, что рынок не способен решать ряд задач, важных для общества, что позволяет говорить о расширении вмешательства государства в экономику. (Г) Полагаем, что реализация государством своих экономических функций, не помешает укреплению рыночной системы.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
Запишите рядом с буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Ответы на тест по обществознанию Роль экономики в жизни общества для 10 класса
Задания с выбором ответа
1-2
2-3
3-4
4-1
5-3
6-2
7-4
8-1
9-2
10-3
Задания с кратким ответом
1. исполнитель
2. 134
3. 2122
Тест по обществознанию Роль экономики в жизни общества 11 класс
Тест по обществознанию Роль экономики в жизни общества 11 класс с ответами. Тест состоит из 3 частей (в части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания, в части 3 — 1 задание).
Часть 1
1. Хозяйственная система, которая удовлетворяет потребности людей и общества, создавая и используя необходимые жизненные блага, называется
1) рынком
2) конкуренцией
3) монополией
4) экономикой
2. Основополагающим стимулом развития производства является
1) потребление
2) экономика
3) государство
4) общество
3. Политика российского правительства в 1992-1993 гг. следовала теории
1) монетаризма
2) марксизма
3) кейнсианства
4) протекционизма
4. Степень обеспечения населения необходимыми товарами, услугами и условиями жизни, необходимыми для комфортного и безопасного существования, определяет
1) валовый внутренний продукт
2) уровень жизни
3) потребительскую корзину
4) конкуренцию
5. Нормативно установленный уровень денежных доходов человека за определенный период, обеспечивающий его физиологический прожиточный минимум, называется
1) уровнем жизни
2) потребительской корзиной
3) уровнем бедности
4) уровнем материального благосостояния
6. Передача государственной (муниципальной) собственности в частную собственность называется
1) приватизацией
2) национализацией
3) кредитованием
4) лизингом
7. Важной задачей современного государства является охрана и поддержание в национальной экономике
1) конкуренции
2) монополизации
3) национализации
4) либерализации цен
8. Государственный бюджет Российской Федерации принимается
1) Президентом РФ
2) Правительством РФ
3) Федеральным Собранием РФ
4) министром финансов
9. Для государства с рыночной экономикой характерно
1) регулирование ценообразования
2) преобладание доли государственной собственности над частной
3) отмена налогообложения
4) снижение регулирующей роли государства
10. К источникам доходов государства не относятся(ится)
1) налоги
2) прибыль государственных предприятий
3) инвестиции
4) сеньораж (доход от эмиссии денег)
Часть 2
1. Вставьте пропущенные понятия: К экономическим целям государства относятся:
1) обеспечить экономический _________
2) создать условия экономической __________ (право хозяйствующих субъектов самим выбирать вид, форму и сферу экономической деятельности)
3) заботиться об обеспечении полной __________ (каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу)
2. Найдите в приведенном ниже списке методы прямого регулирования государством экономической сферы. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) кредитно-денежная политика
2) принятие законов
3) расширение государственных заказов
4) бюджетная политика
5) развитие государственного сектора
6) налогообложение
3. Найдите в приведенном ниже списке методы косвенного регулирования рынка. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) кредитно-денежная политика
2) принятие законов
3) расширение государственных заказов
4) бюджетная политика
5) развитие государственного сектора
6) налогообложение
4. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «Государственное регулирование экономики».
Налогообложение, бюджет, спрос, таможенные пошлины, национализация.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Часть 3
Темы для мини-сочинения
1. «Труд есть единственный источник богатства; богатство, добываемое трудом, есть единственное лекарство против страданий бедности и против пороков праздности» (Д. Писарев).
2. «Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд» (Д. Писарев).
3. «В то время как роль, которую играет в производстве природа, обнаруживает тенденцию к сокращению от дачи, роль, которую играет в нем человек, обнаруживает тенденцию к возрастанию отдачи» (А. Маршалл).
Ответы на тест по обществознанию Роль экономики в жизни общества 11 класс
Часть 1
1-4
2-1
3-1
4-2
5-3
6-1
7-1
8-3
9-4
10-3
Часть 2
1.
1) рост
2) свободы
3) занятости
2. 235
3. 146
4. спрос
Социальная помощь: кому положен социальный работник по закону
Содержание
В целом ряде ситуаций граждане нуждаются в особенной помощи для организации жизни. И в таких случаях поможет социальный работник. Кто может рассчитывать на него и каковы обязанности такого специалиста, читайте в этой статье.
Кому работник социальной службы положен бесплатно
Многие считают, что социальный работник положен только одиноким пенсионерам и инвалидам. Социальная помощь инвалидам и пенсионерам, конечно, самая распространенная в этой сфере. Но на самом деле круг лиц, которые могут рассчитывать на подобную помощь, шире. Предоставить социального работника могут как на постоянной основе, так и временно, если на какой-то период ситуация в семье того, кто претендует на помощь, меняется. Например, если тот член семьи, который ухаживает за недееспособным родственником, уезжает, заболел, потерял работу и т. д.
Кому положена социальная помощь
На социального работника имеют право:
То есть закон гарантирует, что социальная помощь малоимущим может быть оказана наравне с другими группами населения, которые испытывают сложности с обслуживанием себя в повседневной жизни. Условия оказания социальной помощи можно уточнить в районном Центре социального обслуживания.
Обязанности социального работника
Круг бытовых дел, которые может выполнять социальный работник, достаточно широк. Должностные обязанности социального работника в каждой конкретной ситуации зависят от насущной необходимости и степени самостоятельности подопечного. Перечислим основные обязанности:
Если это необходимо, социальный работник может выполнять и другие обязанности:
Куда обратиться для получения услуг социального работника
Чтобы получить помощь социального работника, нужно направить заявление в Центр социального обслуживания своего района. Это можно сделать лично, попросить помочь кого-то из родственников или вызвать представителя Центра на дом для оформления всех бумаг. Если у вас остаются вопросы, вы можете проконсультироваться с представителем Центра о том, как получить социальную помощь.
Важно! Если к вам пришли люди, по собственной инициативе предлагающие какие-то услуги, подающиеся под видом «помощи социального работника», это мошенники! Настоящие социальные работники не ходят по квартирам и не навязывают себя. Перед тем как подавать заявление, убедитесь, что вы нашли верный телефон и адрес, действительно собираетесь обратиться в Центр социального обслуживания. К сожалению, пожилые люди, инвалиды зачастую оказываются самыми беззащитными перед действиями злоумышленников. Поэтому очень важно контролировать, что предлагаемая помощь будет настоящей и не причинит подопечному вреда, физического или материального. Адресная социальная помощь оказывается профессионалом после того, как заключен официальный договор.
Какие документы нужно предоставить
Вместе с заявлением потребуется предъявить следующие документы:
Если с документами все в порядке и Центр выносит положительное решение относительно вашего случая, между вами и Центром социального обслуживания заключается договор, в соответствии с которым нуждающемуся человеку будет оказываться социальная помощь.
Важно! В договоре должны быть прописаны все обязанности социального работника и условия оказания услуг: то есть что делает социальный работник и с какой периодичностью. С самого начала работы заводится специальный журнал, в него записывается все, что было сделано в рамках договора. Оказание услуг заверяется подписью социального работника и гражданина, который получает социальную помощь. Руководство Центра социального обслуживания ежемесячно проверяет этот журнал, он – документ, по которому можно судить, насколько хорошо выполняется работа. Если случится конфликт, то в первую очередь будут смотреть этот документ.
Тарифы на услуги социального помощника
Социальная помощь населению оказывается бесплатно в тех случаях, когда человек действительно имеет право и основания для их получения. Чтобы исключить ошибки и случаи подлога, все документы гражданина тщательно проверяются перед тем, как с ним будет заключен договор на оказание социальных услуг на дому.
Как часто должен приходить социальный помощник
Социальный работник приходит с той периодичностью, которая требуется в конкретной ситуации. Это могут быть ежедневное посещение или визиты каждые 2–3 дня. То, насколько часто социальный работник будет посещать своего подопечного, прописывается в договоре. Если ситуация со временем меняется, можно изменить и график визитов.
Что делать, если не устраивает работник социальной службы
Если гражданина не устраивает то, как социальный работник помогает ему, необходимо в первую очередь обратиться в Центр социального обслуживания с просьбой проверить качество работы. Здесь пригодится журнал, о котором мы говорили выше. Именно в него в первую очередь заглянет проверяющий. Так как все действия заверяются подписями работника и гражданина, чаще всего журнал помогает понять реальную картину и оценить, насколько хорошо выполняется работа.
Основания для прекращения государственной социальной помощи
Прекращение социальной помощи возможно как по инициативе гражданина, так и социальной организации.
Так, например, человек теряет право на социального работника в том случае, если выясняется, что при подаче документов он сообщил неверные сведения – о составе семьи, доходах, состоянии здоровья. В этом случае ситуация будет пересмотрена, и, если нет оснований для оказания социальной помощи на дому, договор расторгнут.
Можно отказаться от социального работника и по собственной инициативе: например, если изменилась ситуация, в которой он требовался. Как вы помните, основанием сейчас служит не только возраст и инвалидность, но и попадание в сложную жизненную ситуацию – потеря работы, отсутствие источников дохода, серьезная травма и т. д. Подобные ситуации могут изменяться со временем, и, если гражданин понимает, что ему помощь больше не нужна, он может обратиться в Центр социального обслуживания с просьбой расторгнуть договор по причине того, что теперь он может организовывать свою жизнь и обслуживать себя сам.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.