стендап про семейную жизнь мужчины
Комик Стас Старовойтов — о юморе в регионах, феминизме, алкоголе и фильме «Батя»
Аксакал «StandUp на ТНТ» Стас Старовойтов не перестает удивлять публику трансформациями. В 2016-м Стас рассказал о разводе, что казалось немыслимым для комика с плотно приклеившимся амплуа «семейный»: комедия Старовойтова — с подачи авторов ТНТ — несколько лет строилась на отношениях с женой и детьми, что в итоге надоело ему самому (в подкасте Славы Комиссаренко комик рассказывал, что зачастую темы приходилось высасывать из пальца: жена из шуток имела мало общего с женой Стаса, дочь взрослела не так стремительно, как в его монологах — в общем, тема свернулась в суррогат).
Преданные зрители до сих пор припоминают Стасу былые времена, мол, «раньше было смешнее», но дверь в семейную комедию Старовойтов закрыл навсегда. Сегодня он шутит про саморазвитие, кризис среднего возраста, депрессию, мужчин и женщин — да хоть про выступление на юбилее гуся. А еще — обсуждает новости на YouTube-канале имени себя, записывает подкаст «Что не так?», снимает сериал о жизни стендап-комика и дебютирует в полном метре.
По-свойски, без купюр и на «ты» Стас рассказал главному редактору «РБК Стиль» Евгению Тихоновичу, почему в комики сейчас метит каждый второй и правда ли, комедия так проста, как может показаться со стороны; почему он не любит феминисток, чем хорош российский кинематограф и как ему удалось выкроить время в забитом графике, чтобы избавиться от алкогольной зависимости.
В видеоверсии интервью Стас Старовойтов также пытается отличить «старый» аншлаговский юмор от «нового» стендаперского в специальной игре:
Почему в России сегодня так много стендаперов? Прямо как блогеров.
Я думаю, кажется, что это легко, тебе никто не нужен и это очень быстрый способ реализовать себя в творческом каком-то плане. Поэтому я думаю, что для людей, которые так или иначе активны — может быть, социально — или хотят как-то себя проявить, это самый простой способ: прийти на открытый микрофон, выступить и как бы назвать себя стендап-комиком.
Ну вот я и говорю: как блогеры — любой может стать.
К сожалению, как фотографы, как блогеры. Много таких было трендов, и вот один из сегодняшних — стендап-комик.
Каким сейчас, в 20-х годах XXI века, должен быть комик? Что он должен уметь и чего не должен делать? Не только российский комик, а вообще, мировой.
Я думаю, он должен уметь выхватывать главные какие-то вещи, которые в обществе беспокоят людей, слышать их, чувствовать, транслировать людям. Вот я вчера разговаривал с ребятами в Казани, многие люди, зрители, говорят: «Мы всегда думаем, что мы какие-то ненормальные. И когда мы слышим со сцены о том, что человек, находящийся на сцене, испытывает примерно те же самые эмоции, что и мы, нам становится просто и легко». Какая-то такая вот история была.
Поэтому я думаю, что он должен как-то чувствовать, что происходит. Я думаю, что было бы неплохо, если бы он был опытный и в плане жизни, я имею в виду взрослый. Все-таки отсутствие опыта у комика, именно жизненного, очень сильно влияет на материал, как мне кажется.
То есть если мне 20 лет, то, скорее всего, это не будет работать?
Ну почему, будет работать на 20-летнюю аудиторию.
Понятно, а ты сейчас говоришь о взрослой аудитории?
Я о взрослой говорю, да, и я очень рад, что она начинает появляться. И я рад, что она появляется на моих концертах, мне очень приятно, что люди от 30–35 начинают ходить на комедию и начинают ходить вот непосредственно на меня. Я им как-то резонирую, близко, не знаю почему.
То есть это те, кого называют миллениалами? Это твоя целевая аудитория?
Ну, получается так, да, люди от 1980-го до 1989-го.
Ты долгое время, как мне кажется, был заложником амплуа семейного комика.
Как думаешь, сейчас тебя уже не так воспринимают?
Сложно сказать, потому что, на самом деле, я решил это не анализировать больше никогда. Можно, в принципе, головой съехать. Шесть лет прошло, как я развелся, в 2014 году. И до сих пор есть люди, которые приходят и говорят: «Вот про жену вы рассказываете очень смешно». При всем уважении к своему зрителю — ну, блин, я не такой. Я извиняюсь, что я какое-то время рассказывал вам эти шутки и вы меня полюбили за это, но, к сожалению… Я дико извиняюсь, но не ко мне больше этот вопрос.
А если говорить про Россию, что должен уметь и чего не должен делать российский комик сегодня, именно российский?
Он не должен быть, как мне кажется, слишком, ну, таким ортодоксальным. Я приведу пример — Сашу Долгополова, да простит он меня за этот пример. Потому что, по идее, не хочется называть никаких фамилий и имен, но вот то, что с ним происходило в 2020 году, — это было странно, на мой личный взгляд.
Это когда он уехал сначала в Израиль, затем в Европу, а потом вернулся?
Вот эта вся история, да, «меня преследует Путин». Ну *** [блин], умоляю. Он [Путин] про Навального что говорит? Какой Саша Долгополов, о чем вы говорите? Если ты хочешь быть политически активным комиком и говорить о таких вещах, ну подожди ты чуть-чуть, вырасти, проанализируй, посмотри, что происходит.
А ты вырос, чтобы говорить?
Нет, я не вырос, я в этом не понимаю ничего. Меня это вообще не интересует, искренне могу сказать, потому что ничего интересного в этом я для себя не нахожу.
Я смотрю. Причем я начал смотреть обзоры на КВН, потому что это экономит время и ты четко понимаешь, что происходит. Они даже интереснее, чем сама игра.
И что там происходит?
Там смешно. Савва, допустим, очень смешно комментирует все, что происходит. Но здравомыслящему человеку невозможно смотреть КВН.
Я вот тоже не могу до сих пор научиться смеяться от КВН.
А ты не будешь смеяться, он не для этого существует. Он существует, потому что структура АМиКа вырастила хренову гору людей, которые посвящают этому жизнь. И они искренне за это переживают — насколько я помню, когда я в КВН играл, ты прямо искренне в это веришь во все. И что с ними делать? Это, по сути, как бы такой кабинетик, не знаю, комнатка для ребят, которые играют в КВН и искренне в него верят.
Юмор в регионах отличается от юмора в Москве? И восприятие юмора?
Конечно, отличается, безусловно. Многие люди более открыты, они неискушенные. Если в Москве или в Питере стендапа много, комиков много, то, условно говоря, в Казани для них это событие. Они очень добрые, открытые, теплые люди, они готовы смеяться над какой-то вообще абсолютной ерундой, и тебе от этого круто. В Москве надо попотеть, чтобы рассмешить людей. Ну, естественно, когда у тебя много чего-то, ты рано или поздно начинаешь на это все смотреть так: «М-м-м… окей».
Комик должен быть умным? Можно ли смешить людей шутками, если, условно, ты дурак?
Он обязан быть умным. Ты, как дурак, будешь смешить дураков, конечно же. Ну, а их много, давайте будем откровенны. Много очень, к сожалению.
Культура языка насколько важна? То есть если комику пишут готовые шутки, но сам он, прямо скажем, косноязычный и говорит так себе.
Вот я прямо люблю, когда интересные словесные конструкции присутствуют в речи комика. Возможно, это даже не будет шуткой с точки зрения сетапа и панчлайна (сетап — вводная часть шутки, описание ситуации или утверждение факта; панчлайн — вторая часть, кульминация, которая делает шутку смешной. — «РБК Стиль»), а вот оно просто будет смешно как-то сформулировано, и я от этого больше удовольствия получу, чем если услышу просто шутку правильной конструкции. Для меня это очень важно. Кто-то на это болт забивает.
Антиквары никогда не сдают свои источники, своих поставщиков. Стендаперы сдают своих авторов? Вообще, насколько это ценный «товар»?
По факту авторов-то больших нет — вот именно авторов. Ну, есть у тебя камеди бадди (человек, который помогает оттачивать шутки. — «РБК Стиль»), или есть у тебя друг, который тебе помогает разгонять. Но так, что вот есть автор где-то, ты пришел, тебе дали шесть листов, ты посмотрел такой: «Вот это буду, вот это не буду…» — такого нет, конечно.
То есть нельзя просто написать кому-то: «Чувак, нужны хорошие шутки»?
Мы пробовали. Я сейчас сериал заканчиваю, наш общий, там есть стендап, слот такой, и мы пытались давать задание комикам, чтобы они писали шутки. Ничего из этого хорошего не вышло. То есть в конечном итоге мне пришлось самому это все брать и перерабатывать.
Значит, ты сам тоже пишешь шутки?
Так я и пишу, да. Ребята, все, кто сейчас подумают, что я вру: большинство я пишу. Конечно, есть люди, которые помогают.
Технологически как это происходит? Вот ты сел…
Нет, если я так сяду, то я никогда ничего не придумаю. Я так и просижу месяц: «Что же мне написать…»
Вот берешь и пишешь: «Навальный выпустил расследование», и для начала ты думаешь, что в этом парадоксального. Для меня парадоксально, что у нас в спецслужбах работают вот такие Василии (речь о расследовании отравления Алексея Навального, проведенного The Insider, Bellingcat и CNN. Интервью записывалось в декабре, когда и был опубликован материал этих изданий. — «РБК Стиль»). Вот для меня это просто парадокс. Значит, я записываю это. Дальше что я подумаю? Так, окей, есть Джеймс Бонд, мы представляем себе, кто это: это суперагент. И есть вот этот в свитере тип, двое. Ты их сопоставляешь и как-то дальше уже пытаешься придумать.
А дальше есть самый главный прием, наверное, самый простой и самый главный. Ты говоришь: «А что, если…» Ты предполагаешь: «А что, если там, в спецслужбах МИ-6, ЦРУ, сидят такие же реднеки, в кепках, с пивом…» Подставляешь, переставляешь и таким образом каким-то пишешь.
Таким образом работает технология, так и пишется?
Я сейчас очень-очень на пальцах объяснил, но примерно так.
Тебе «прилетает» за шутки? Пишут что-то?
Слава богу, не «прилетает». Потому что благодаря Нурику (комик Нурлан Сабуров. — «РБК Стиль») мы раскрыли грани комедии. Ну, может быть, в зале есть некое смятение, когда ты, возможно, заходишь куда-то далеко или начинаешь говорить, сильно используя лексику нецензурную, начинает искрить чуть-чуть — типа, «сбавь обороты». Ну, это я так ощущаю. Может быть, это я просто так чувствую. Может быть, такого в зале и нет.
Но потом не пишут в инстаграм по следам?
Слушайте, пишут, разные пишут вещи. Мне вчера написали: «Ты что там про Освенцим говоришь?» А я, *** [блин], даже не понимаю, когда я что говорил вообще. Это, может быть, шестилетней давности фраза — возможно, какая-то существовала.
Это чувствительная тема, понятно, что нужно осторожным быть.
Да, но я даже не вспомню, что это за шутка была, чтобы ее как-то обсудить. Просто звучало слово «Освенцим».
У тебя были шутки, где ты выступаешь в роли комика-женофоба. Ты вроде самсебя, кстати, так и называл.
Нет! Никогда такого не было.
По крайней мере, там звучат такие… слегка сексистские фразочки.
Сексистские, ну окей, ладно.
И, в принципе, в 2020–21 годах это немножко не в повестке, будем откровенны.
Не в повестке. Слушай, я сейчас все объясню! (Смеется.)
Давай. Мой вопрос такой: как шутить про гендер? Гендерные шутки — какие они?
Смотри, гендерные шутки. Если мы будем шутить в повестке, мы ничего смешного из этого не выберем никогда. Потому что все-таки шутка — это разрушение, в основе шутки лежит разрушение, унижение, оскорбление. Если отбросить все нюансы, так оно и есть в любой шутке начиная от 70-х годов у нас в стране до вот сейчас. Это всегда разрушение.
И соответственно, смотри, я мужчина, ты тоже мужчина. Есть противоположный нам пол, который мы любим, с которым мы состоим в отношениях и который является для нас ключевым и значимым, частью нашей жизни. Естественно, в жизни мы сталкиваемся с какими-то вещами, когда нас раздражает поведение противоположного пола, так же как и женщин раздражает поведение мужчин. Ну как я об этом не буду говорить? А так как, я еще раз скажу, это разрушение, унижение, оскорбление и так далее, возможно, где-то ты перебарщиваешь и говоришь: «Блин, бабы, ну е-мое, ну вы че такие, блин… Это же так просто, почему вы не въезжаете?» По сути, это диалог. Я же не пытаюсь никого оскорбить, я пытаюсь до них донести свою точку зрения, сказать: «*** [Блин], ну нельзя так. Ты меня раздражаешь таким поведением, так неправильно». Опять же, с моей точки зрения.
Здравомыслящему человеку невозможно смотреть КВН.
Тебе доставалось от феминисток?
Да-да-да. Но они отбитые на голову. Фемки — всё, просто горите в аду, да. Я не боюсь, я говорю это откровенно.
У меня позиция такая: я вообще уважительно к ним отношусь и считаю, что они во многом нам, мужчинам, облегчили жизнь. Потому что мы получили право, например, заплакать, сказать, что сегодня я слабый, а не сильный. Не знаю, я в этом смысле им благодарен.
Прости, но я не считаю, что это их заслуга.
Смотри, у меня было в прошлом году три больших монолога на эту тему — о том, что, блин, невозможно, почему мужчина не может выйти и сказать: «*** [Блин], устал»? Почему это считается слабостью? Но это не фемки мне придумали, это я до этого допер. Я решил об этом сказать, потому что вот мне 38, у меня кризис, и я, *** [блин], устал от этих навязанных гендерных стереотипов по отношению к мужчине, что ты такой всегда: «Я не плачу!»
Так вот феминистки, по идее, нас должны от этого освободить. В их идеологии, в их послании это содержится.
Я не думаю. Я не знаю, может, я очень поверхностно сужу о них, я не погружен в историю русского феминизма. Но насколько я слышу, читаю, вижу то, что происходит, к нам с тобой никакого отношения они не имеют. И наша с тобой жизнь их не интересует вообще.
У тебя в одном из недавних выступлений звучит фраза: «Вот мне 37, и у меня сейчас идет переоценка ценностей». Сейчас тебе уже 38, сейчас она продолжается?
Ох, сложный вопрос… Не знаю. Думаю, что да. Я просто стараюсь сейчас ни на чем не зацикливаться очень сильно. Потому что вот у меня переоценка, вот я принимаю для себя это — что она происходит, и дальше что я с этим буду делать? Ходить с этой переоценкой и говорить: «У меня переоценка. Ну-ка…»?
Нет, просто как-то думать о том, что делать дальше.
Да-да-да, это, безусловно, присутствует. Но я говорю, что я стараюсь как бы дистанцироваться немножко от таких резких каких-то вещей, что, типа, к 40 у тебя должно начаться перестроение какое-то. Оно идет, и бог с ним, пусть оно идет самостоятельно. Я его контролирую, думаю о нем, но не заморочен.
Короче, без излишнего планирования?
Да, вот это всё, этот Стивен Кови и его «Семь навыков высокоэффективных людей» — это вообще не моя история.
Еще некоторые делают себе мудборд желаний и пишут, мол, хочу стать тем-то, заработать столько-то. Таким не страдаешь?
Не страдаю. Я, может быть, ко всему этому отношусь с каким-то пренебрежением, но мне это кажется очень странным.
Депрессия и вредные зависимости — это обязательные спутники профессии комика?
Нет, не обязательные. Я думаю, что это не связано со стендапом, это связано, наверное, с личностью исключительно. Ну и с пребыванием на сцене, под большим количеством глаз. Это очень тяжелый эмоциональный груз все-таки. Я понимаю, что это выглядит как «проблемы белого человека», но они есть, эти проблемы. И соответственно, кто-то в этом купается и получает удовольствие, а кто-то от этого переживает, страдает. Каким-то образом это влияет на него. Вот, в частности, на меня.
Ты читаешь про себя в интернете?
Нет. Я дико переживаю по этому поводу, и я решил, что этого не стоит делать. Блин, я так погряз в этом какое-то время назад. И я такой: «Нет, всё, хватит, это невозможно».
А расскажешь, что было, как погряз?
Ну, я, конечно же, как и любой человек, когда выходили эфиры, смотрел про себя, читал комментарии, все они были отвратительные. (Смеются.) И я расстраивался. Ребята, не пишите никому плохих комментариев. Вы можете навредить психике человека.
Есть такое понятие — проверочный концерт, когда тестируешь шутки на людях. Вопрос такой: почему люди должны слушать черновой материал, а не чистовой?
Нет, они не должны. На самом деле, нет такого, что они должны. Но это интересно — посмотреть, как зарождается материал. Я предупреждаю людей о том, что это проверка материала. Такой стиль работы присутствует у всех комиков на Западе, это называется «ворк ин прогресс», типа, всё в процессе работы.
То есть ты, условно, зовешь друзей, и они…
Нет, я зову зрителей, я выкладываю афишу, что у меня проверочный концерт. Он стоит несоизмеримо меньше, чем обычный. И ты можешь прийти в бар и посмотреть на комика: как он выходит, как у него в голове это зарождается и что он с этим будет делать. А в итоге ты увидишь конечный материал, монолог или концерт, все зависит от того, что проверяешь. То есть это один из форматов твоего выступления. Да, есть чистовой, а есть формат, когда два часа я могу стоять на сцене и что-то разгонять, и это тоже интересно.
Что ты чувствуешь, когда не смеются, когда «не заходит»?
Ну, иногда я чувствую, конечно, конфуз. Иногда я чувствую стыд: «Ну, что ты, *** [блин], такое говоришь вообще…» А иногда я чувствую просто: «Ну окей, я подумаю, потому что мне мысль нравится, шутки здесь нет, я понял, я доработаю». Разное. То есть все зависит от того, что за тишина. Есть тишина, когда тебя слушают, а есть тишина, которая все звуки поглотила, когда напряжение аж висит. Вот это плохая тишина.
Мне кажется, для стендап-комика это самый отстой, когда народ не засмеялся.
Пойми, 70 процентов твоей работы, твоей карьеры связано с тем, что никто не смеется. И только 30 — это успех. Но у тебя эти 30 закрывают эти 70. Вот, короче, такой размот по эмоциям.
А не смеются, потому что не все понимают? Или это просто недоработка?
Ну, там может быть недоработано, недоделано, ты сам не сформулировал. Тебе самому некомфортно от того, что ты говоришь. Ты еще, может быть, не пережил это, просто поверхностно захватил какую-то мысль, говоришь людям, а люди такие: «Оу, чувак, мы тебе не верим. У тебя по глазам видно, что ты сам в это не веришь, почему мы тебе должны верить?» Ну, такие какие-то вещи.
Ты рассказывал про свою алкогольную зависимость. И недавно я в одном из интервью прочитал или услышал, что ты выбрал для себя вино как наиболее комфортный напиток…
Видимо, это было какое-то время назад, а сейчас я стараюсь и в этом себя ограничивать, потому что мне нельзя ничего употреблять, это факт. Поэтому надо и от этого от всего отказываться.
Потому что комфортного напитка быть не может: пиво, вино — не важно?
Не может быть, конечно, это зависимость так или иначе.
Ну, пока не очень… (Смеется.) Не очень хорошо. Но я просто держу в голове, что надо с этим что-то делать.
Расскажи подробнее, как это: бокал вина в неделю, два бокала вина в неделю?
Раньше у меня был, допустим, такой прикол. Пятница, выходные, я любил что-то готовить, какие-то пасты, что-то такое итальянское, винишко пить и так далее. То есть это было стабильно. Потом я начал не только по выходным это делать. В конечном итоге ты понимаешь, что ты уже третий или четвертый день на вине двигаешься, и это все не классно вообще.
Сейчас я не могу сказать, есть ли у меня какой-то градиент — типа, бокал в день. Я стараюсь не считать, потому что, как только ты начинаешь считать, это все равно приводит к какому-то виду зависимости. Просто если есть возможность не пить, лучше не пить.
Ты в своей среде общения знаешь примеры, когда алкоголь приводил к тому, что человек исчезал с радаров навсегда или надолго?
В нашем случае есть такой человек, да. К сожалению, не вывез он (речь о коллеге и друге Стаса Александре Шаляпине, ушедшем из жизни в январе 2021 года. — «РБК Стиль»).
Ты говорил, что лечился в рехабе. Что это такое, на что это похоже?
Это похоже на… (Смеется.) Я это сравнил с «Домом-2». Мне кажется, «Дом-2» именно так выглядит. Это хорошая клиника была, безусловно. Это не насильственная реабилитация, где ты ямы копаешь, не вот эта вот вся история.
«Двенадцать шагов», да. Но я не вник, короче. Я не вник в них, не знаю почему. Сейчас на меня накинутся, сто процентов, почитатели этой программы. Я все прекрасно понимаю, кого-то эта программа спасла, я, видимо, просто до нее не дорос еще. Есть там некоторые моменты, которые меня смущают.
Но там нет никакого религиозного подтекста, как я понимаю. Или есть?
Он есть там, безусловно. И меня это смущает. Я, видимо, просто не раскусил. Возможно, я не настолько ощущаю себя зависимым человеком, или я, наоборот, нахожусь в стадии отрицания. Но там есть один момент, который у меня вызывает очень большие вопросы.
Уход в жесткий ЗОЖ, когда ты на полезных добавках, из зала не вылезаешь, — это тоже крайность?
Это крайность, сто процентов. Все это крайности. Это все сублимация и какие-то компульсии.
А как тогда нормально?
Ты снялся в кино, фильм называется «Батя». Расскажи про него.
Выходит он 23 февраля. Ура!
Спасибо. Я дико рад, потому что снимался я осенью 2019 года и у меня были огромные ставки на 2020-й, как и у всего мира. (Смеются.) Я искренне думал, что он выйдет в 2020-м, но, конечно же, никто никуда не вышел. И я прямо так расстроился, потому что, типа: «Все, я в сентябре снялся, и я так полагаю, что во второй половине 2020 года я стану мегаизвестным человеком. Просто все сердца завоюю!» И нету, нету, нету… Я такой: «А где кино? Я хочу посмотреть на себя». Но в итоге вот он 23 февраля выходит. Посвящен он будет, конечно же, 23 февраля. Насколько я знаю, у него слоган «Сходи с батей в кино». Соответственно, можно сходить с папой, с дедушкой, с братом старшим — не знаю, просто с чуваками сходить посмотреть.
Он про батю, соответственно. Фабула такая, что я везу свою семью на юбилей к бате, потому что батя у меня такой говнистый, с характером. И мы ждали, что он приедет к нам, но он никуда не поехал, сдал билеты. И я такой: «Ну, блин, ну, папа, ну че ты, 70 лет тебе…» И мы собираемся и семьей едем к нему. Соответственно, такое роуд-муви. И пока мы едем, происходят какие-то перипетии с моей семьей, и я всегда вспоминаю, как вел себя мой батя со мной в похожих ситуациях. И идут скетчи, соответственно, где я маленький, маленький мальчик меня играет, и Володя Вдовиченков играет моего отца. Это из 90-х все, там все очень эпохально для людей, которые выросли в это время.
Есть тишина, когда тебя слушают, а есть тишина, которая все звуки поглотила, когда напряжение аж висит. Вот это плохая тишина.
Продюсер и жена стендап-комика Лена Вышинская: Муж скорее меня исключит из жизни, чем свое творчество
«Мои слова ранят больше, чем слова какого-то хейтера на Ютубе»
— Сразу понравились друг другу?
— Ты говорила Максу о том, что его шутки позавчерашние?
— Я не говорила, не вмешивалась. Артисты ранимые, они, скорее, тебя исключат из жизни, чем свое творчество (улыбается). Макс очень вырос личностно. Если я начинала встречаться с мальчиком, то сейчас замужем за мужчиной (смеется). Он окреп профессионально, его уже знают, узнают.
— Сейчас ты можешь себе позволить какие-то комментарии по поводу его шуток?
— А ты обижаешься на некоторые его шутки?
— Я не обижаюсь, а, наоборот, восхищаюсь некоторыми. А те, которыми не восхищаюсь, часто Макс отменяет до концерта (улыбается). Это зачастую шутки, которые неправдивы. Он их использует, как шутка ради шутки. Вот он давал интервью тебе, рассказывал, что жена царапает спину во время секса, а я этого не делаю. Но знакомые всегда оглядываются на меня.
— Но это же сцена, а он артист…
— Я понимаю, что это художественный домысел, однако за какие-то моменты я могу прицепиться. Но в целом у него полнейшая свобода в творчестве. Плюс Макс семейный стендап-комик, поэтому тема наших отношений доминирующая в его стендапе.
— То есть ты понимаешь, что все шутки будут ассоциировать с тобой, и все они проходят через этот фильтр?
— Ну да, мне хочется выстраивать объективный имидж. Макс иногда может добавить каких-то глупостей, рассказать о бывшей девушке, но говорить, что это якобы его жена, потому что зрителям не интересно слышать «моя бывшая». Им интереснее «вот сейчас моя жена делает вот это».
— И Макс спокойно убирает?
— Многие уверены, что все комики дома тоже постоянно шутят. Но это ведь не так?
— Нет, дома это самый угрюмый и ворчливый человек. Не прям угрюмый, но дома Макс в разы серьезнее. Если на сцене он очень уверенный, то дома он позволяет себе ранимость.
— Невозможно 24 часа в сутки шутить.
— Если ты психически здоровый человек, то нет. На шумных застольях Макс, конечно, шутит, но дома он самый обычный человек.
— Репетирует монологи дома?
— Да. Иногда кажется, что он сошел с ума. Если идет в ванную, то оттуда постоянно слышу его голос с разными интонациями. Поначалу я думала, что он просто обсуждает что-то с собой, а потом оказалось, что репетирует.
— Как вы пришли к тому, что ты будешь заниматься его продюсированием?
— У вас есть продюсерская компания. Кто за что в ней отвечает?
— Есть концерты, которые выходят в минус для вас?
— В последнее время мы не рискуем делать большие концерты. А так да, были минуса, и были сюрпризы с залами. Однажды пришли на площадку, а там стоит аппаратура для симфонического оркестра. Арендаторы говорят: вы же можете встать сбоку и рассказывать стендап. Ребята, мы арендовали зал. Говорят, позовите дядю Колю, он расчистит зал. Мы зовем дядю Колю, платим сверху 1000 гривен, он выносит все. Сюрпризы бывают. Культуры аренды и уважения к организатором нет. Не вы, так придут другие.
— У вас есть скидки на билеты?
— На каких условиях вы сотрудничаете с комиками?
— Предлагаем комику дату, он соглашается, получает гонорар.
— Вы их находите или комики находят вас?
— В Киеве комиков 20 от силы. Из них опытных, крутых, которые зайдут на любую публику, человек 10. Это такой тесный мир, что мы все друг друга знаем.
— Ты сейчас говоришь именно о конкуренции между организаторами стендапов?
— А между стендаперами?
— Знаешь, на каждого комика есть свой определенный зритель. Мы приглашаем комиков, которые круто шутят, и они делают плюсики для нашего проекта. Мы сотрудничаем с удовольствием. Но большие концерты делать другим комикам на сегодняшний день я не вижу смысла.
— Ходишь на все концерты мужа?
— Если они на правом берегу, то да (улыбается).
«Стендаперы не занимаются Ютубом, потому что это дорого»
— Студенты на стендапы не ходят?
— Мои только ходят. Я преподаю в университете курс продюсирования, который разработала на основе моей работы в стендапе. Если студент получает первый в рейтинге, то я дарю билеты на стендап.
— Однозначно продюсирование. Я дорабатываю этот год и увольняюсь, потому что по стендапу очень много работы, планов, я себя в этом вижу больше. Я от этого получу больше удовольствия, больше денег, больше узнаваемости.
— Расскажи об этом шоу.
— Это разные комики или это Макс +?
— Вы выкладываете запись концертов на Ютубе?
— Мы этим занимались по остаточному принципу. Что-то сняли, что-то выложили, проплатили, чтобы люди увидели, но нормально Ютуб-каналом мы не занимались. Уволюсь с универа, это будет еще одно направление, будем искать подрядчиков, которые раскрутят этот канал. Телевидение сейчас дало бы больше. И по ценнику в том числе. Если человек стал ведущим на телевидении, то цены на его билеты вырастают в 4 раза сразу же. Но наше телевидение пока стендап особо не ждет, поэтому будем развивать на Ютубе. Вот недавно выложили его часовой камерный сольник.
— Удивительно, что Ютубом толком никто из украинских стендаперов не занимается, хотя в России на этом миллионы зарабатывают.
500 долларов за 15 минут стендапа
— Когда вы повышаете цены на стендапы Макса? Когда он становится более медийным?
— Наверное, да, спрос, медийность. В принципе Макса на улице уже узнают. Еще 3 года назад это была редкость. Однажды он выходил из туалета на Atlas Weekend, к нему подошла девочка: «Вы ж тот комик, который католик?» (отсылка к стендапу Макса. – Ред.). Сейчас, в принципе, люди узнают. Да, они не бегут за ним, чтобы сделать селфи. Но – «здравствуйте, я был на вашем концерте» присутствует.
— Что способствует популярности Максима?
— То есть не «ГудНайтШоу» и появления в телике?
— Если брать 100% вашего дохода, что и сколько в процентном соотношении составляет?
— От периода зависит. Если брать декабрь, то, конечно же, это злачный месяц, там корпоративы, наверное, составили 80% дохода. А сейчас сложно, не могу ответить. У нас есть еще внесезонная услуга «стендап на заказ». Если у тебя день рождения, то комик придет и выступит со стендапом о тебе и твоей жизни.
— Кто заказывает стендаперов на корпоративы? Айтишники?
— Совершенно разные компании. И косметический бренд, и строительная компания, не только айтишники. И если раньше мы хватались за все корпоративы, то сейчас выбираем.
— Цена на корпоративы фиксированная?
— У нас есть «от». Есть минимум, дешевле мы работать не будем. Если со своим материалом, то блок 15 минут стоит 500 долларов. Если на заказ, то двойной гонорар.
— Заказчик просит о чем-то не шутить?
— Зачастую есть ограничения на нецензурную лексику и интимные темы. Мы по брифу проходимся, там есть пункты о табу и цензуре.
— Мы делим на 3 кучки. Берем себе зарплату, которую каждый тратит на свои нужды, и у нас есть «общак» на проект, на крупные покупки.
— У вас разная зарплата?
— Нет, зарплата одинаковая. Мы понимаем, что у нас свободных денег есть столько-то, поделили пополам и раскидали.
«Некоторые девочки переставали шутить из-за моральной давки парней-комиков»
— Какие ты видишь проблемы в стране, которые мешают стендаперам стать популярными?
— Мне кажется, у нас в стране для этого нет препятствий. Кто работает и старается, тот станет популярным. Просто многие сдулись, не получив быстрого результата, ушли в другие профессии.
— А то, что на телевидении нет стендапа, влияет?
— Год назад я делала интервью с Максом и он говорил, что российские комики отбирают аудиторию. Сейчас это изменилось?
— Раньше так и было. Потому что если приезжает российский комик, то люди, которые ходят на стендап, а их было в Киеве 1000 человек, они всей тысячей пошли на него, потому что знают его по ТНТ и ютюбу. Сейчас аудитория стендапа в Украине больше. К примеру, 8 марта было 24 стендап-концерта только в Киеве и люди пошли как на приезжего Романова, так и на местного Макса Вышинского и на другие вечеринки украинских комиков.
— Пока не было концертов из-за локдауна, как выживали?
— На стендапе мы никак не зарабатывали. Было пару заказов на онлайн-корпоративы. Макс работает на телевидении, он пишет сценарии для проектов «Студии Квартал 95» и получает за это зарплату, а я получала свои деньжищи в университете.
— Как восприняли решение о последнем локдауне? Много концертов пришлось отменить?
— Расстроились, но за год привыкли работать в подвешенном состоянии. Мы перенесли 6 концертов. Спасибо зрителям, что относятся с пониманием.
— Можешь назвать своих любимых стендап-комиков, которых бы ты посоветовала тем, кто вообще не знаком с этим жанром?
— Как насчет гендерной составляющей?
— У нас всего три девушки-комика. Девушки классно шутят, просто это те, кому хватило стойкости заниматься стендапом последние 5 лет. Это сложно, когда ты 5 лет пишешь, стараешься, шутишь – а жанр не особо взлетает. И вот только сейчас оно пошло. И раньше, мне кажется, сами стендаперы-парни недооценивали юмор девушек. Чё, будешь шутить про месячные, ха-ха-ха. И некоторые девочки от этой моральной давки переставали шутить. Например, Настя Дерская забила на критику и подколы и продолжала работать. Сейчас ни у кого не повернется язык сказать, что сейчас выйдет Настя про свои месячные шуток навалит. Все прекрасно знают, что на сцене професионалКа 🙂