Стенд для проверки подвески автомобиля своими руками
Диагностика ходовой
Ощутили неисправность в ходовой части своего автомобиля или хотите сделать профилактический «осмотр» ходовй? Первое, что для этого нужно — специалист (не любой свободный работник СТО, который уже закончил подметать территорию или работает на посту замены масла). Это должен быть самый лучший. Потом вы обсудите с ним целесообразность замены деталей попарно, комплектами, по пробегу, для профилактики… Для начала, поставьте перед ним задачу — найти реальные неисправности. Если он действительно может и хочет это сделать, что ему для этого нужно?
С вашей стороны, нужно: определиться с характером ощущений от неисправностей и условий (режимов движения), при которых они возникают. Предоставить авто чистым от грязи, снега, наледи. Желательно, чтобы детали ходовой были сухими (не бликовали от освещения, не размывались ржавые следы играющих трещин).
Оглянитесь вокруг, как выглядит пост, на котором будет производиться диагностика. Основное условие для успешной диагностики ходовой — возможность имитации всех режимов работы деталей подвески с наблюдением. Поэтому автомобиль должен распологаться на платформенном подъёмнике или на смотровой яме. У мастера должна быть возможность диагностировать автомобиль как стоящий на колёсах, так и с вывешенными осями. Так же должна быть обеспечена возможность загрузки отдельных узлов подвески — подставками.
Идеальным постом для диагностики ходовой можно считать платформенный подъёмник (с дополнительным подъёмником — траверсой для вывешивания одной оси), снабженный люфт — детектором (подвижными площадками под колёса, совершающими колебания в горизонтальной плоскости ). Для полной картины, нужен амортизаторный и тормозной стенды.
Самую популярную организацию диагностики ходовой на подъёмнике, поднимающем авто за кузов, когда осматриваются только вывернутые (разгруженные) подвески — считаю не эффективной, ограничивающей возможности мастера — диагноста. Ни подставки, ни монтажки не позволят увидеть истинную картину состояния ходовой.
Нормальным вариантом организации поста диагностики ходовой считаю хорошую смотровую яму. На такой яме можно имитировать практически все режимы нагрузки и проверить шарниры в нормальном (рабочем) положении. На яму можно установить и площадки люфт — детектора).
Имитацию рабочих нагрузок в подвеске автомобиля можно произвести и без люфт — детектора.
1). Боковая раскачка авто — производится на смотровой яме. Слесарь находится в яме с фонариком, ощущая источники люфтов, стуков, скрипов. Один или два помошника (находясь по углам кузова по диагонали) раскачивают авто за кузов в горизонтальной плоскости. Автомобиль совершает упругие колебания, «вращаясь» вправо — влево на небольшие углы вокруг воображаемого центра симметрии авто. Лёгкость раскачки зависит от высоты профиля шин. Но даже самую низкопрофильную шину реально раскачать используя умелые, слаженные не сильные толчки.
С помощью этого приёма проверяются шаровые опоры, сайлентблоки рычагов, люфты в ступицах, люфты штоков ам. стоек в подвесках Макферсон,
2). Продольная раскачка авто: Под одно из колёс, на котором нужно проверить подвеску, устанавливаем противооткатные упоры с обоих сторон, как можно плотнее к покрышке (я использую резиновые упоры см. фото). Раскачивать авто (вдоль оси) лучше, находясь в яме вдвоём с помошником (на днище авто — есть за что ухватиться). Наезжая колесом на упоры, подвеска напрягается знакопеременно в продольном направлении. С помощью этого приёма выявляются люфты сайлентблоков рычагов, шарниров растяжек и реактивных тяг, подушек подрамника.
3). Покачивание руля: на машине, стоящей колёсами на твёрдом покрытии (после прокатывания), расположенной на смотровой яме. С выключенным двигателем. Со включенным двигателем, для проверки наличия стуков внутри рулевого редуктора с усилителем.
Помошник стоит стоит рядом с автомобилем, водительская дверь открыта, правая (для левостороннего авто) рука держит руль внешним хватом в положении «12часов». Слесарь в осмотровой яме с фонариком осматривает, ощупывает детали, шарниры «в работе».
— — — Короткие частые колебания рулём влево — вправо на 20 — 30 градусов от среднего положения с частотой ок. 3 колебаний в секунду: выявляются люфты в шарнирах рулевых тяг, рулевых наконечников, шарнирах некоторых типов многорычажных подвесок, люфт оси червячных рулевых редукторов, люфт оси маятникового рычага, люфт сошек на поворотных кулаках, рулевой колонке…
— — — Длинные размашистые колебания рулём с частотой ок. 2 колебаний в секунду: выявляются перемещения рулевого редуктора относительно кузова, подмоторной балки или подрамника относительно кузова, податливость потерявших жесткость передних лонжеронов…
— — — Длинные колебания рулём с резким обратным рывком — амплитуда и частота подбираются для каждого раза индивидуально — задача продемонстрировать стук в рулевом механизме реечного типа для дальнейшей диагностики причины стука.
Люфт-детектор помощник при диагностики подвески
Здравствуйте, собрал вот такую штуку
Стенд можно использовать любой стороной относительно авто, шарниры обеспечивают увод ручки в удобную зону качения, также можно устанавливать ручкой под машину в яме. Короткометражки для демонстрации.
youtube.com/shorts/Qvpl-IIK084?feature=share
youtube.com/shorts/_1uLEs9mhCA?feature=share
youtube.com/shorts/1Erjq8tmRs0?feature=share
Метки: люфт люфт-детектор, диагностика подвески
Комментарии 90
Круто я тоже хочу сделать
Хотеть уже 90% успеха! Спасибо ✊
Жаль, что конструкция, в отличии от заводских изделий, позволяет качать площадку веред-назад, но не вправо-влево дополнительно. А так в планах купить такой:
Но плюсую однозначно.
Определено удобнее конечно с одной стоянки, в моем крути её под машиной на 360гр и качай под разными углами
У вас ручка не позволит на 90 градусов повернуть.
Под 90 и не требуется, из под бампера вывести без проблем в сторону бока авто, ну если конечно не Макларен заехал с низкой губой бампера.
т.е. при проверке, ко всему прочему имеем возможную погрешность люфтов «детектора»
без шаровых было никак?
Зачем скрипы и люфты, нужна полная тишина. Шарниры идеальное решение, так и ещё разнонаправленный вектор качения рычага.
ясно
ну в общем наверное да — люфт в шаровых «детектора» не имеет значения (не его ведь проверяют)
Имеет, сначала на слух проверка затем тактильно рукой, эндоскоп. Даже вода омывайка мешает, хлюпает в бачке.
речь об этом (картинка ниже)
но в общем вас понял — шаровые новые, люфтов нет, свобода сочленения хорошая
я думал просто между листами шариков с 15 набросать по ячейкам
Такой вариант тоже рассматривался, у заводского исполнения на шариках.
Идея ничего. Но ход площадки маловат. Сравниваю с ходом площадки на стенде MAHA — там явно больше. И еще вопрос (по видео) — рычаг не влетит в крыло, если у глупого слесаря из рук вырвется?
Нет, рычаг при наезде удаляется, и к тому в крайнем положении стоит строго вертикально в упор.
Идея ничего. Но ход площадки маловат. Сравниваю с ходом площадки на стенде MAHA — там явно больше. И еще вопрос (по видео) — рычаг не влетит в крыло, если у глупого слесаря из рук вырвется?
Ход больше чем нужно, амплитуда 20мм уже достаточна, у меня амплитуда максимальная 60мм.
Ну я так понял, что он в основном качает на шаровые, сайленты и стойки, а вот наконечники и тяги он показывает?
Для наконечников и тяг (на фирменном стенде MAHA) вторая площадка стоит — она из двух половинок и на ней упоры (как башмаки противооткатные). Одна половинка двигается так же, как у автора, вторая стоит. Колеса соответственно поворачиваются.
Ну я так понял, что он в основном качает на шаровые, сайленты и стойки, а вот наконечники и тяги он показывает?
Выворачиваешь колесо или площадку под 90гр.
А корректно работает, если вторая сторона аккурат на его высоту ниже стоит, т.е. колеса не равно нагружены?
Да получает колесо на стенде больше нагружено, но ничто не мешает положить на соответствующую высоту предмет.
Безусловно! Хотелось понять, обязательно ли это.
Думаю первая выроботка (эллипс) в шарнирах происходит в положениях близких к ровно стоячему авто, при изменениях угла, эллипс выработки уходит, смещается в зону относительно меньшего износа, но это теория.
Отличная идея и реализация. Даже если она и не нова.
Успехов и удачи!
Классно сделано. У меня подобный уже много лет работает в гараже. Работает каждый день и помог найти уже тысячи неисправностей.
Да-да видел этот ролик, класс✊
Вот нашел фотку. Высота 5см, как раз чтобы вместо развальных кругов вставал на яму. Каждую машину, перед сход-развалом «протряхиваю». Даже малейший люфт шарниров подвески вычисляется. Ручку сделал так, чтобы можно было одной рукой качать, а другой рукой прощупывать шарниры подвески.
Да-да видел этот ролик, класс✊
то что показано в ролике, без напряга/нагибалова диагностируется обычной монтажкой, на автоподъёмнике
стоять раком/на коленях, извращая туловище/голову, в попытке заглянуть под авто, дотянутся одной рукой до мест контроля, второй рукой шатая рычаг — такое себе…
по моему опыту — мало кто (практически никто) из мастеров поработавших на автоподъёмнике, вернется к нагибу/яме
так или иначе… на стенде развала (высокая площадка /уровень глаз) сия приблуда наверное таки полезна
Отдично придумано, возьму на заметку!💪
Придумано не мной, покупные есть такие
Но сделано именно вашими руками!) я тоже подобные вещи люблю мастерить сам, вот будет еще одна вещь, которую нужно будет сконструировать!)
Отдично придумано, возьму на заметку!💪
Спасибо) такие стенды есть заводского изготовления
вы ведь такое в рюкзаке в поход не носите?
а какой смысл?
Это понятно, в целом для оценки.
Класс! Я так понял есть станочное оборудование в доступе.
А про трубу не слушай никого. Зависть плохое чувство;-))))
Когда с грузовыми работал, у дилера, был стенд диагностический для подвески. Ни какой ЛОМ не сравнится.
В данном случае использовался только гибочный. Спасибо)
Загнуть в нужный угол 📐 ровно это половина успеха
Класс! Я так понял есть станочное оборудование в доступе.
А про трубу не слушай никого. Зависть плохое чувство;-))))
Когда с грузовыми работал, у дилера, был стенд диагностический для подвески. Ни какой ЛОМ не сравнится.
зависть? пффф.
у меня, так получается, станочный парк такой что я с дипломом станочника универсала(я хреновый станочник универсал)
могу использовать его процентов на 10.
не зависть.
а краткость сестра таланта. и я не обсирал автора. люди которые чтото делают своими руками это хорошо
Не всегда краткость даёт «правильно». Это я когда начинал работать в сервисе, именно РАБОТАТЬ в СТО, я думал что ломом можно всё «прощупать» все люфты. Даже самым продвинутым ломом с захватами, лапами, крюками и т.д. Пока сам не попробовал стенд для диагностики подвески. Конечно установить машину на стенд выходит дольше по времени. Но результат того стОит. Работаешь один, усилие прикладываемое стабильно во всём диапазоне амплитуд и в течение всего времени, то есть стенд не устаёт «ебловать » ломом» пока найдёшь где стучит.И лишнего не приговоришь и заявленное найдёшь. И что самое главное- не будет ВОЗВРАТА этого автомобиля с этой проблемой. А как известно возврат- это всегда за счёт сервиса ;).
Вы сейчас мягкое и теплое путаете.
Я совсем не против автора с его реализацией. Но способы проще и дешевле нифига не хуже
Всё я умею различать. И тёплое от мягкого, и грязное от белого.
Всё познаётся в сравнении.
Всегда и всему есть альтернатива дешевле, и может даже не хуже.
Сколько людей- столько мнений.
Какая высокая культура производства! Душа радуется!
Настоящий подход Старой Школы. ))
Вибростенд за копейки своими руками: Как проверить все подвеску в домашних условиях!
П еред техническом обслуживанием важно выявить все неисправные элементы в подвеске автомобиля. Для этого, если речь идёт о ходовой части машины, лучше всего посетить вибростенд. Это такое устройство, на которое заезжает авто, а после его запускают и оно создаёт вибрации, что помогает выявлению неисправностей машины. Но для этого нужно не только посетить сервисный центр, но и заплатить за работу мастера. А что если можно снизить расходы на это и сделать вибростенд самостоятельно?
Проверить это решили ребята с Ютуб-канала «Гараж 54». Для этого они решили произвести очередной опыт с одним из своих автомобилей и с помощью самодельного устройства проверить его подвеску. Смысл абсолютно тот же, необходимо из подручных материалов и своими руками сделать устройство, которое бы имитировало сильную вибрацию и как следует нагружало бы всю подвеску автомобиля.
Для реализации этого, они использовали сам автомобиль, дрель, сайлентблок и болт. Как вы уже догадались, именно дрель послужила основой для вибромотора. На её основании был создан дисбаланс из-за которого даже на минимальных оборотах она начинала ощутимо вибрировать. Затем, эту конструкцию было необходимо закрепить на одном из колес автомобиля и как следует раскрутить, чтобы вибрации начали свое воздействие на подвеску.
Закрепив изделие с помощью второго диска и болтов, блогеры начали эксперимент. Уже на минимальных оборотах стали заметны неисправности передней подвески автомобиля. И это при том условии, что конструкция такого «вибростенда» далеко от идеала. Ведь подвеска ненагружена, а силу вибрации приходится контролировать вручную. Тем не менее, если ехать совсем никуда не хочется, а дома есть старая дрель, то вполне можно провернуть что-то подобное. Вот только выглядит это все не очень безопасно. Смотрите сами:
Диагностика подвески
Разные посторонние звуки в автомобиле являются сигналом о тревоге и служат поводом для того, чтобы лишний раз обратить внимание на его техническое состояние. Стук — это образовавшийся в каком-либо узле люфт. Он чаще возникает от естественного износа этого узла. Шум — от трущихся деталей. Шумы и стуки очень похожи друг на друга. К тому же очень часто они суммируются, например неисправны шаровые опоры и имеется люфт в подшипниках передних ступиц или рулевых наконечниках. Как точно узнать от какого узла этот стук/шум происходит?
Для определения места шума и/или стука, нужно сначала определить с какой стороны он происходит, спереди или сзади, слева или справа. Если вы уже установили примерное место шумов, то найти его будет гораздо проще. Помогут также наблюдения: с чем звук синхронизирован и при каких условиях возникает.
Вместе с тем, посмотрите и остальные параграфы — возможно, наблюдаемый звук вы отнесли не к тому разделу, откуда он слышен. Это вызвано тем, что некоторые системы автомобиля протяженные (например, выхлопной тракт). Кроме того, звук хорошо распространяется по металлу и может быть слышен не из того места, где он появляется.
Звуки из передней части автомобиля
Подшипники передних ступиц издают стук и/или шум. Стук происходит от чрезмерного люфта в подшипниках, а шум из-за износа беговой дорожки сепараторов и роликов подшипника.
Диагностику можно проводить на ровной площадке, смотровой канаве или подъёмнике.
Испытание №1. Поднимите домкратом (можно штатным) левую сторону автомобиля (для безопасности поставьте подставку под автомобиль). Резко крутаните рукой колесо. Оно должно проворачиваться без гула, который похож на шум катящегося большого металлического шара по ровной металлической поверхности. Если такой звук присутствует, то он означает выработку беговых дорожек сепараторов и роликов подшипника. В этом случае необходимо заменить подшипники.
Испытание №2. Левой рукой возьмитесь за верхнюю внутреннюю часть колеса, а правой — за нижнюю внешнюю. Покачайте колесо «на излом». Если колесо не болтается, и нет посторонних стуков, значит всё ОК. Если болтается — устраните люфт в подшипнике ступицы.
Шаровые опоры издают стук и/или скрип. Эти звуки хорошо слышны при езде по кочкам и по неровной дороге.
Диагностику проводите на ровной площадке, эстакаде или смотровой канаве, но ни в коем случае не на подъемнике. Иначе подвеска окажется нагруженной, и вы не сможете определить неисправность шаровых опор. Удобнее работать вдвоём.
Для выявления неисправности поднимите автомобиль за нижний рычаг гидравлическим или винтовым домкратом. Если такого домкрата нет в наличии, то можно использовать штатный. Поднимите им автомобиль, а затем подставьте под нижний рычаг деревянный брусок и опустите на него автомобиль. Левой рукой возьмитесь за верхнюю внутреннюю часть колеса, а правой — за нижнюю внешнюю. Покачайте колесо «на излом». Второй человек, прикладывая поочерёдно руку к верхней и нижней части поворотного кулака в местах крепления шаровых опор, должен определить, в какой из них имеется люфт. Неисправную опору замените. Иногда люфт бывает сразу в двух опорах.
Точно так же проверьте шаровые опоры с другой стороны.
Очень часто можно услышать скрип при качании автомобиля за переднее крыло или бампер. Это скрипят шаровые опоры из-за отсутствия смазки между шаром опоры и тефлоновой втулкой. Такая опора пока не представляет опасности, но, знайте что, скоро она потребует замены.
Рулевой редуктор. Из-за износа главной пары червяк-ролик возникает стук. При повороте руля в разные стороны иногда слышен скрип.
Диагностику проводите на ровной площадке, эстакаде или смотровой канаве, но ни в коем случае не на подъемнике. Иначе рулевое управление окажется нагруженным, и вы не сможете определить неисправность. Рукой возьмитесь за сошку рулевого редуктора и покачайте её вверх-вниз. Если имеется люфт и/или стук, устраните его регулировочным винтом.
Скрип устраняется жидкой смазкой WD-40. Побрызгайте её на рулевой вал в том месте, где он выходит из моторного отсека.
Маятник на слух не издает никаких неприятных звуков, если только он не запущен окончательно. В нём изнашивается пара втулки маятника-ось рычага. Маятник проверяется аналогично рулевому редуктору. Если обнаружите люфт, подтяните регулировочную гайку или замените втулки или весь рычаг в сборе.
Рулевые тяги и наконечники имеют похожий стук, как у шаровых опор, и проявляется он только на неровной дороге.
Для определения неисправности в рулевых тягах и наконечниках вы должны быть полностью уверены, что сошки рулевого редуктора и маятника не имеют люфтов.
Возьмитесь рукой ближе к наконечнику рулевой тяги (боковые или средняя). Покачайте её вверх-вниз. Шаровой палец в корпусе шарнира подпружинен, и поэтому если приложить к нему определённое усилие, то он может перемещаться. Но при этом он не должен свободно болтаться. Если есть люфт, шаровой шарнир замените новым.
Амортизаторы обычно не досаждают своими «звуками». Но если они есть, то их хорошо слышно на неровной дороге.
Их болезнь — износ резиновых втулок, подушек, вытекание масла, неграмотная установка. Покачайте за каждую сторону машины и послушайте, нет ли стуков. При этом вы должны быть уверены, что всё, о чём говорилось выше, в полном порядке. Осмотрите амортизаторы. Возьмитесь рукой поочерёдно за верхнюю и нижнюю часть амортизатора и покачайте его. Износ втулок, подушек и неграмотную установку вы сможете определить сразу — амортизатор будет свободно или почти свободно перемещаться. При износе втулок замените их. При неграмотной установке подтяните болты и гайки крепления амортизатора.
Вытекание из амортизатора масла обнаруживается визуально — на корпусе будут видны подтёки и налипшая грязь на этих местах. Такой амортизатор необходимо заменить. Напоминаю что, амортизаторы меняют только парой: справа и слева, но переднюю и заднюю пару можно менять отдельно.
Тормозные колодки иногда посвистывают. При наборе скорости посвистывание переходит в монотонный свист, и в дальнейшем может исчезнуть. При нажатии на педаль тормоза слышен скрежет.
Если есть подозрение, что противный писк при наборе скорости исходит от колодок, то нажмите слегка на педаль тормоза. Если звук исчез, поменяйте колодки.
Если после нажатия на педаль тормоза слышен скрежет, а на приборной панели горит восклицательный знак, нужно срочно заменить колодки, а, возможно, и тормозные диски, если вы уже давно ездите с таким скрежетом.
Пружины могут издавать звук трущихся между собой металлических частей автомобиля. Возникает он только на кочках.
Пружина может скрипеть после замены и/или снятия-установки из-за того, что её поставили не точно на прежнее место. Выход один — установить правильно, развернув её точно на прежнее место. Для этого придётся снова разобрать подвеску.
Стабилизатор поперечной устойчивости издаёт глухой стук, который на неровной дороге прослушивается очень плохо. Определить его можно на эстакаде.
Возьмитесь рукой за стабилизатор поочерёдно около каждой втулки и покачайте его вверх-вниз. Если изношены боковые втулки, можно поменять только их, если средние — нужно поменять весь стабилизатор (в сборе с втулками). Втулки изнашиваются при пробеге около 60 т. км.
Специфический звонкий жестяной звук бывает из-за того, что приемная труба глушителя бьется о стабилизатор поперечной устойчивости. Проявляется звук на кочках. Поверхность трубы в месте контакта блестящая или даже чуть-чуть смятая. Чаще это происходит из-за того, что сломался ленточный хомут крепления приёмной трубы к КПП. Если крепление выхлопной системы нормальное, то звук устраняется подкладкой двух металлических пластин толщиной 2-3 мм под кронштейны стабилизатора или заменой подушек двигателя.
При всех перечисленных выше неисправностях, отдельно или суммарно взятых, поведение автомобиля на дороге ухудшается.
Звуки из задней части автомобиля
Тяги заднего моста. При трогании с места и торможении слышен стук из-за износа втулок. Или после резкого нажатия на педаль газа заднюю часть машины немного разворачивает, приходиться корректировать рулём направление движения автомобиля.
Определить неисправность в тягах легко. Диагностику проводите на эстакаде или смотровой канаве, но не на подъёмнике. Возьмитесь рукой за тягу и покачайте её. Таким способом проверьте все тяги: продольные и поперечную. У неисправных тяг будет увеличенный люфт или стук. Неисправную тягу замените.
Задние тормозные колодки. После нажатия на педаль тормоза слышен шум или возникает вибрация всего кузова. Очень часто эта неисправность проявляется в сырую или влажную погоду. Обычно это связано с тонким слоем коррозии, грязи на колодках или на внутренней поверхности тормозных барабанов.
1. Попробуйте проехать несколько сотен метров с не до конца вытянутым ручником — слой коррозии сотрется и шум пропадет.
2. Очистите колодки и рабочую поверхность тормозного барабана от грязи наждачной бумагой.
Также возможен и эллипсный износ барабанов — тогда поможет только замена или проточка.
ШРУСы внешние: когда они неисправны, то при поворотах отчётливо слышны щелчки и перекатывание шаров.
ШРУСы внутренние обычно хлопот не доставляют. Но если выходят из строя, то симптомы аналогичные с внешними ШРУСами. Возьмитесь рукой за вал привода. Покачайте его и попробуйте провернуть вокруг своей оси. Увеличенные люфты говорят о неисправности ШРУСа. Такие ШРУСы долго не проживут. Их лучше заменить сразу.
Полуоси: с увеличением скорости нарастает гул. Сама полуось из строя не выходит, но у неё есть слабое место — подшипник полуоси. Проверить его работоспособность можно аналогично подшипникам передних колёс. Неисправную полуось замените вместе с подшипником или перепрессуйте подшипник.
Редукторы переднего и заднего мостов. Шум от них возникает при движении на скоростях 40-80 км/ч. Хорошо прослушивается под нагрузкой или при сбросе газа.
Как определить какой редуктор неисправен? Поиск удобно проводить на смотровой канаве.
Испытание №1. По очереди рукой проверните карданные валы вокруг своей оси по часовой и против часовой стрелки. Если какой-то из валов вращается более, чем на 15-20 градусов, то неисправен тот редуктор, к которому этот карданный вал присоединён.
Испытание №2. Поднимите спереди левую или правую сторону автомобиля. Резко крутаните колесо. Опустите машину. Теперь поднимите сзади левую или правую сторону. Резко крутаните колесо. Сравните уровень шума от переднего и заднего редуктора. Неисправен тот, который шумит громче.
Фланцы РПМ, РЗМ, РК и КПП. Из-за выработки в шлицевых соединениях издают глухой металлический стук в начальный момент движения. Определить неисправный фланец можно только после того, как снимите карданный вал. Покрутите фланец по часовой и против часовой стрелки с большой скоростью. Если имеется люфт, то могут быть две причины:
1. Не затянута гайка фланца.
2. Выработка в шлицевых соединениях.
В обоих случаях снимите фланец и проверьте его состояние. Если есть выработка, замените фланец, валы раздатки или ведущую шестерню редукторов, в зависимости от того, что изношено. Если не затянута гайка — затяните её требуемым моментом.
Грязезащитные кольца фланцев издают легкий металлический звон. Его хорошо слышно только при движении автомобиля на не больших скоростях. Отдиагностировать его можно на эстакаде, подъёмнике или просто на ровной площадке подлезть под машину. Рукой попробуйте провернуть все грязезащитные кольца (всего 6 штук). Оторванное от фланца кольцо вы обнаружите без труда: оно будет легко проворачиваться или просто болтаться на фланце. Два способа устранения неисправности:
1. Очистите металлической щеткой от грязи кольцо и фланец. Обезжирьте обе части бензином. Нанесите по кругу в месте контакта деталей холодную сварку и дайте ей застыть.
2. С помощью электросварки прихватить грязезащитное кольцо к фланцу в 2-4 точках.
Карданные валы. Звонкий металлический щелчок в начале движения или скрип в такт вращению валов указывает на неисправность крестовин. Найти неисправную крестовину несложно. Одной рукой возьмитесь за вал, а другой за фланец-вилку. Жёстко удерживая вал от проворачивания, попробуйте провернуть фланец-вилку вокруг своей оси, по часовой и против часовой стрелки. Стук или люфт укажет на неисправность той или иной крестовины. У ВАЗ-21213 их 4 шт., у ВАЗ-2121 — 5 шт. Неисправную крестовину замените и прошприцуйте.
Шум в районе КПП при работающем на холостом ходу двигателе в большинстве случаев бывает от подшипника первичного вала КПП, реже — от подшипников промежуточного вала или шестерней.
Для того чтобы убедиться в этом нажмите на педаль сцепления. Если шум прекратился, то его источником, скоре всего, был подшипник первичного вала. Точную причину шума установит только вскрытие КПП.
Выжимной подшипник редко доставляет неприятности. Но если шум или скрежет появляется при нажатии на педаль сцепления и прекращается после ее отпускания, то пора менять выжимной подшипник. Другой специфический звук — свист, тон которого иногда меняется на октаву (частота в два раза) — указывает на то, что собственно подшипник отклеился от своего основания. Такое наблюдалось у выжимных подшипников фирмы QH. Ездить можно, но звук не слишком приятный.
Звуки из моторного отсека
Пронзительный визг после запуска двигателя или при резком увеличении оборотов указывает на плохое натяжение или вытянутость ремня генератора.
Натяните ремень (как указано в разделе О генераторе), свист должен прекратиться. Если не прекращается или через некоторое время опять свистит или ремень уже больше невозможно подтянуть, замените его.
На холостом ходу из передней части моторного отсека слышен рокот и/или тонкий свист — это может быть как от помпы, так и от генератора.
Испытание №1. Возьмите длинный деревянный брусок или тонкий шланг и поднесите его одним концом поочерёдно к помпе и генератору, а другим приложите к уху (шланг — вставьте в ухо). Увеличенный шум, который вы услышите, укажет на неисправность помпы или генератора.
Испытание №2. Возьмитесь рукой за одну из лопастей вентилятора (только не дополнительного электрического :-)) и покачайте её. Увеличенный люфт укажет на неисправность помпы, а точнее её подшипника. Если к тому же перед этим вам часто приходилось доливать тосол и видны подтёки на помпе, то, однозначно, она подлежит замене.
Испытание №3. Снимите ремень генератора. Резко проверните рукой шкив помпы, а затем шкив генератора. Увеличенный шум, который вы услышите, укажет на неисправность помпы или генератора.
Шумы газораспределительного механизма на фоне общей работы двигателя прослушиваются очень хорошо.
Шум цепи — стрекочаще-хлопающий звук хорошо слышен, если натяжение цепи недостаточное. При увеличении оборотов двигателя шум исчезает, а при сбросе газа снова появляется.
Стук впускных или выпускных клапанов слышен с равномерными интервалами. Частота его меньше частоты любого другого стука в двигателе, т. к. клапаны приводятся в действие от распредвала, частота вращения которого в два раза меньше частоты вращения коленвала.
Стук коренных подшипников коленвала обычно металлического глухого тона. Он обнаруживается при резком открытии дроссельных заслонок на холостом ходу. Частота его увеличивается с повышением частоты вращения коленвала. Чрезмерный осевой зазор коленвала вызывает стук более резкий и с неравномерными промежутками, особенно заметными при плавном увеличении и уменьшении частоты вращения коленвала.
Стук шатунных подшипников резкий. Он хорошо прослушивается при резком открытии дроссельных заслонок. Если звук издаёт одна из шеек, то место стука легко определить, отключая по очереди свечи зажигания.
Стук поршней не звонкий, а приглушённый, вызван биением поршня в цилиндре. Лучше всего он прослушивается при малой частоте вращения коленвала и под нагрузкой. Добавление wl: стук поршней похож на колокольный звон (источник информации — книга Росса Твега «Ремонт двигателей «Жигулей»).
Звонкий стрекочущий звук при резком открытии дроссельных заслонок говорит о слишком раннем зажигании или о неисправности распределителя зажигания. Отрегулируйте УОЗ и/или проверьте на стенде распределитель зажигания. Для москвичей: это можно сделать в маг. «Автомобили» в ЮП, в павильоне немного левее центра первого этажа.
Выхлопная система. Если она неисправна, то её звук невозможно спутать с каким-либо другим.
При неисправности части выхлопной системы, её лучше поменять всю в сборе с хомутами и прокладками.