стеблов актер личная жизнь жена дети
Евгений Стеблов
Евгений Юрьевич Стеблов. Родился 8 декабря 1945 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист Российской Федерации (1993).
Евгений Стеблов родился 8 декабря 1945 года в Москве.
Бабушка была учительницей, как и его мама.
После школы поступил в Театральное училище им. Б.В. Щукина, которое окончил в 1966 году. После вуза стал актером Московского театра им. Ленинского комсомола, в котором был занят в спектаклях: «Похождения зубного врача» А. М. Володина — зубной врач; «До свидания, мальчики» Бориса Балтера — Витька Аникин; «Судебная хроника» Я. И. Волчека.
В 1967—1968 годах служил в Центральном академическом театре Советской армии, играл в постановке «Часовщик и курица, или Мастера времени» Ивана Кочерги (режиссёр: Л. Е. Хейфец, роль — Юркевич).
Евгений Стеблов в фильме «Я шагаю по Москве»
После этого фильма на него сразу обрушилась слава. Как отмечал Евгений Юрьевич, медные трубы ему удалось выдержать из-за повышенной требовательности к себе: «Меня спасал комплекс неполноценности, я часто себе не нравился. Когда началось повышенное внимание ко мне после фильма «Я шагаю по Москве», я не понимал, за что. Мне казалось, что это какой-то обман, сейчас все вскроется и будут бить. Только через несколько лет, посмотрев фильм и увидев себя на экране отстраненно, я понял, что хорошо там поработал. Никакого зазнайства у меня не возникало».
В целом же Георгий Николаевич Данелия открыл ему дорогу в большой кинематограф.
Далее были успешные работы в картинах «Первый троллейбус», «До свидания, мальчики». Правда, с последним фильмом возникли сложности. Сначала он не вышел на экраны в связи с наличием неприемлемых для того времени сцен. Картину порезали, а затем и во все задвинули на полку. Только в начале 1980-х фильм «До свидания, мальчики» вышел на экраны в первозданном виде.
Заметными стали его роли учителя Константина Михайловича в ленте «Урок литературы», геолога Андрея Гришко в приключенческом фильме «Вас вызывает Таймыр», актера Леши Канина в мелодраме «Раба любви».
В 1977 году на экраны вышел культовый советский фильм «По семейным обстоятельствам», в котором он исполнил роль зятя Игоря, который живет в квартире тещи (ее сыграла Галина Польских) и никак не может с ней ужиться.
Евгений Стеблов в фильме «По семейным обстоятельствам»
В 1984-м он получил Государственную премию РСФСР имени Н.К. Крупской за исполнение роли папы Димы в фильме «Не хочу быть взрослым».
В 1990-е наиболее заметной ролью стала роль великого князя в знаменитом фильме Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник». В 2000-е снимался в телесериалах. Среди его работ – ленты «Центральный округ», «Сыщики-2», «День Выборов», «Сыщик Путилин», «Привет, киндер» и другие.
Евгений Стеблов выступил как режиссёр ряда спектаклей. Написал повесть «Возвращение к ненаписанному» (1983). Иногда выступал на страницах СМИ со статьями.
Много снимался в документальных фильмах, посвященных ушедшим актерам.
В 2001 году Евгений Стеблов был ведущим телеигры «Клад графа N» на телеканале ТВЦ.
В 2004 году а Театральном центре СТД «На Страстном» поставил и сыграл главную роль в спектакле «Адвокат» Джона Мортимера.
12 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.
Евгений Стеблов в программе «Наедине со всеми»
Рост Евгения Стеблова: 185 сантиметров.
Личная жизнь Евгения Стеблова:
Первая жена — Татьяна Ивановна Осипова (1945—2010), финансист.
В браке 13 марта 1973 года родился сын Сергей, окончил Театральное училище имени Б. Щукина, был актёром, сценаристом, режиссёром, продюсером. В 2010 году поступил в Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь.
Евгений Стеблов и первая жена Татьяна Осипова
После смерти жены Татьяны, с которой актер прожил 38 лет, он сильно переживал. Кроме того, кончина матери сильно повлияла на их сына Сергея. Поначалу он пропал и Евгений Стеблов несколько месяцев не знал, где он. Затем Сергей объявился, прислал письмо Евгению Юрьевичу, что решил стать священнослужителем и поселился в подмосковном монастыре.
Вскоре он встретил другую женщину.
Вторая супруга — Любовь Владимировна Глебова, финансист (имеет дочь и двух внуков). Их познакомили общие друзья.
Евгений Стеблов и вторая жена Любовь Глебова
На протяжении многих лет занимается йогой, имеет свою систему занятий.
Фильмография Евгения Стеблова:
Озвучивание Евгения Стеблова:
Сценарии Евгения Стеблова:
последнее обновление информации: 01.03.2021
Евгений Стеблов
Биография
Врожденный талант народного артиста РФ Евгения Стеблова переоценить действительно сложно: этот актер поучаствовал в таких картинах, которые со временем стали классикой жанра. Евгений Юрьевич показал себя как разноплановый артист, например, он умудрился выступить в роли Иоганна Себастьяна Баха и перевоплотиться в средневекового персонажа Ипатия.
Детство и юность
В 1945 году заканчивается Великая Отечественная война: вечером 8 мая вооруженные войска Адольфа Гитлера капитулируют, что становится для СССР началом жизни с чистого листа. У народа появляется вера в светлое будущее, а руководство Советского Союза под предводительством Сталина разрабатывает четвертый пятилетний план, который должен восстановить народное хозяйство и промышленность страны. Именно в это смутное и пока еще непонятное время 8 декабря 1945 года в Москве родился будущий великий актер – Евгений Стеблов.
Семья Евгения происходит из древнего рода дворян: его прапрадед – Павел Акинфиевич – служил на заводе Демидовых, а сын Павел Павлович был генералом, депутатом городской думы, а также директором мужской гимназии в Рыбинске. По слухам, в музее этого города хранится фотография Владимира Александровича, брата Александра III: на снимке запечатлен великий князь в окружении первых лиц Ярославской области, среди которых значится прадед актера, а также Сергей Владимирович Михалков – дальний родственник Никиты Михалкова.
Примечательно, что дедушка Евгения – Виктор Павлович – вел себя скромно и не делал свое знатное происхождение достоянием общественности, предпочитая указывать в графе социального положения, что он не из рода дворян, а из «служащих». Маленький Женя рос и воспитывался в среднестатистической квартире советского типа, которая была расположена неподалеку от Северо-Восточного округа Москвы – Марьиной рощи. Как известно, эта местность имела дурную славу и ассоциировалась у жителей столицы как криминальный район. Поэтому ночной шум на улице и драки хулиганов стали привычными для многих семей.
Отец будущего актера – Юрий Викторович – трудился радиоинженером и был ревностно увлечен своей профессией; мать Евгения – Марта Борисовна – работала учительницей, а позже стала директором школы. В интервью актер вспоминал, что на каждое торжество на столе вместе с праздничным пирогом стоял новенький радиоприемник, собранный его отцом (правда, потом Юрий его все-таки разбирал и принимался за новый). Также в силу специальности главы семейства в доме Стебловых появился телевизор, что для тех времен считалось невиданной роскошью. Благодаря этому чудо-аппарату Женя обзавелся многочисленными знакомыми: с интеллигентным мальчиком старались общаться даже отпетые хулиганы.
Евгений Юрьевич рассказывал, что в детстве на зависть другим детям он не ходил в садик: летом ребенок резвился в деревне, а зимой, пока родители были на работе, за Женей присматривали родственники. Большую часть своего времени мальчик проводил с дедушкой: они часто гуляли по Останкинскому парку и посещали музеи. Примечательно, что Шереметьевский театр оставил в душе мальчика неизгладимые впечатления.
Наблюдая за красочной игрой актеров, Женя воодушевился тем, что все герои – это не сказочные персонажи, а обычные люди, переодетые в сценические костюмы и маски. Поэтому, когда остальные мальчики мечтали о профессии космонавта или пожарного, юноша понял, что его судьба непременно будет связана с актерским мастерством. В комнате Жени даже был свой собственный кукольный театр, а все игрушечные «лицедеи» изготавливались его бабушкой.
Театр
Юрий и Марта не препятствовали увлечению своего чада, однако все же мечтали, что Женя выберет гуманитарную стезю. В надежде на то, что их сын в зрелом возрасте станет преподавателем филологии, мама и папа будущего актера не пожалели денег на репетитора по литературе, который, по их мнению, должен был направить юношу на «истинный путь». Но по иронии судьбы учитель оказался страстным любителем театра, и именно он посоветовал Стеблову записаться в драматический кружок.
Евгений Юрьевич часто вспоминает о былых временах, проведенных в студии при драматическом театре имени Константина Станиславского. И это неудивительно, ведь актеру приходилось общаться с будущими мэтрами российского кино – Инной Чуриковой, Никитой Михалковым, Александром Пашутиным и другими знаменитыми деятелями.
После окончания школы Стеблов не подчинился родительской воле и стал студентом Театрального института имени Бориса Щукина – одного из самых престижных вузов страны. По слухам, российская актриса Цецилия Мансурова (знакомая бабушки Евгения) помогала молодому человеку в подготовке к вступительным экзаменам. Первоначально будущий актер хотел стать учеником МХАТа, однако приемной комиссии не понравилось выступление Евгения, который страстно читал стихи Владимира Маяковского.
Окончив вуз, с 1966 года Евгений Юрьевич служил в Ленкоме, где в то время режиссером был Сергей Штейн. Из-за недопонимания с постановщиком актер вынужден был покинуть труппу. С 1967 по 1968 год он выходил на сцену театра Советской армии, а в 1969-м перешел в Театр имени Моссовета, на подмостки которого выходила Фаина Раневская. Он играл в таких классических спектаклях, как «Старик» (М. Горький), «Вишневый сад» (А. Чехов), «Василий Теркин» (А. Твардовский), «Бабье лето» (А. Менчелл).
Фильмы
Впервые перед камерами Евгений Юрьевич появился в 1958 году – это была драма «Юность наших отцов». Однако мимолетная роль не принесла популярности Стеблову (имя молодого человека не указали в титрах). Зато уже в 1969 году актер принял участие в культовом фильме, который был на слуху чуть ли не у каждого советского школьника и взрослого. Это была картина Георгия Данелии «Я шагаю по Москве», где Евгений сыграл незаурядного юношу, мечтающего об отсрочке в армии, Сашу Шаталова. Компанию на сценической площадке ему составили молодые звезды советского кино – Никита Михалков, Алексей Локтев, Галина Польских.
С первых дней на съемочной площадке молодой человек показал себя как профессиональный актер. Поэтому неудивительно, что именитые режиссеры чуть ли не каждый год приглашали Стеблова в свои фильмы. В фильмографии Евгения Юрьевича есть примечательные работы, которые вошли в историю кино. Это и драма «До свидания, мальчики», и трагикомедия «Урок литературы», и комедия «Вас вызывает Таймыр».
Несмотря на то, что киноискусство идет в ногу со временем и появляются новые технологии, российские зрители все равно отдают предпочтение отечественным картинам, которые снимались в СССР.
Евгений Стеблов в фильме «Я шагаю по Москве»
Дружба с Никитой Михалковым, которую Евгений Юрьевич пронес через всю жизнь, повлияла и на его творчество. Коллега и режиссер с радостью приглашал его в свои проекты. Так, в фильме «Раба любви» Стеблов перевоплотился в звезду немого кино, в экранизации «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» сыграл отца главного героя в детстве, а в знаменитом «Сибирском цирюльнике» – великого князя Алексея.
Помимо прочего, в 1981 году актер вместе с Василием Ливановым, Виталием Соломиным и Риной Зеленой сыграл в культовом детективе по роману сэра Артура Конан Дойла «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей», где Евгений исполнил роль загадочного доктора Мортимера.
В 1982 году Стеблов снялся в детском мюзикле «Не хочу быть взрослым», в котором перевоплотился в Дмитрия Константиновича Орлова, отца Павлика. За эту роль артисту присвоили Государственную премию РСФСР имени Надежды Крупской. Также в этой картине участвовали Наталья Варлей, Павел Винник, Нина Агапова, Валентина Ушакова и другие актеры.
Главные роли доставались исполнителю и в других популярных кинолентах своего времени. Это образ молодожена в лирической комедии «По семейным обстоятельствам», роль парикмахера в полнометражной картине «Не ходите, девки, замуж». Вместе с Ларисой Гузеевой Стеблов появился в фильме Владимира Хотиненко «СВ. Спальный вагон».
Евгений Стеблов в фильме «По семейным обстоятельствам»
В новом веке актер нечасто появлялся на экране. Он сыграл эпизодические роли в сериалах «Сыщики», «Москва. Центральный округ», появился в комедии «День выборов». Драматический образ Стеблов воплотил в мелодраме «Жить дальше». В 2019 году с участием Евгения Юрьевича вышел на экраны исторический фильм «Медный всадник России», режиссером которого стал его давний друг и коллега Василий Ливанов.
Сейчас Евгений Юрьевич редко появляется на публике, но периодически становится гостем популярных телепередач. В 2018 году в его квартире побывала съемочная группа программы «Когда все дома», а сам актер посетил студию телешоу «Раскрывая тайны звезд».
В начале 2019 года состояние здоровья актера вызвало тревогу у его поклонников. Во время церемонии прощания с коллегой Сергеем Юрским, которая состоялась в Театре имени Моссовета, Евгений Стеблов упал в обморок. Звезду экрана увели за кулисы, где ему была оказана медицинская помощь. Госпитализация артисту не понадобилась, информация об инсульте не подтвердилась.
Личная жизнь
В интервью Евгений Юрьевич вспоминал, что в детстве он был довольно влюбчивым: когда мальчику было 12 лет, он проявлял чувства к соседской девочке. По слухам, в молодости статный Стеблов (рост актера – 185 см) пользовался повышенным вниманием у женского пола. Однако стоит сказать, что Евгений Юрьевич – примерный семьянин.
В 1971 году актер нашел свое счастье и сделал предложение руки и сердца Татьяне Осиповой, работавшей финансистом. В 1973-м жена родила ему сына Сергея. На беременность супруга Стеблова решилась при существующем смертельном диагнозе – пороке сердца. Несмотря на то, что врач, принимавший роды, скептически отнесся к пациентке, все закончилось благополучно.
Впоследствии болезнь часто давала о себе знать, и Евгений Юрьевич всегда был морально готов потерять супругу. После смерти Татьяны в 2010 году Евгений Стеблов женился во второй раз на Любови Глебовой. В интервью артист отметил, что на новый брак его благословила первая жена. За месяц до смерти в разговоре с мужем она обронила фразу: «Ты женись!»
О личной жизни актер рассказал в эфире программы «Судьба человека». По словам Стеблова, он ждал от наследника продолжения рода, но этого не случилось. После смерти матери сын ушел в монастырь, хотя в молодости был женат, строил актерскую и телевизионную карьеру. Он принял монашество на Соловках, пройдя путь от трудника и инока.
Из биографии актера известно, что он – верующий человек. В 1976 году мужчина попал в автомобильную аварию и чудом остался в живых. До события, едва не закончившегося трагедией, Евгения Юрьевича пригласили в картину Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино». Однако Стеблову не было суждено поучаствовать в этом фильме, так как после несчастного случая актеру понадобились месяцы реабилитации. Автокатастрофа заставила его заново взглянуть на жизнь.
«Тогда Господь меня остановил: “Одумайся! Переоцени свою жизнь. Какое твое место в ней?” И, возможно, это был один из существенных толчков к перемене моего мировоззрения. Меня это подтолкнуло к Богу. Может, это и раньше жило во мне, но я не понимал», – признавался актер в интервью.
Помимо прочего, Евгений Стеблов попробовал себя в качестве писателя: в 2005 году вышла его книга «Против кого дружите?». Также известно, что актер неравнодушен к политике, например, в 2014 году он поддержал стратегию Владимира Путина в Украине и Крыму.
Евгений Стеблов сейчас
В 2020 году Евгений Юрьевич отметил юбилей – 75 лет. В честь торжественного события на телевидении состоялся показ популярных передач, посвященных актеру, а также документального фильма «Вы меня совсем не знаете».
Евгений Стеблов: «Я Таню не потерял, она со мной»
— Я не из тех, кто смотрит на сторону. Мне это в принципе не интересно. Никого не осуждаю из своих собратьев-мужчин, дай Бог всем здоровья… Но, изменяя жене, я в первую очередь изменял бы себе. Она может и не узнать об адюльтере. Но сам-то я уже другой.
В своем доме, в своей семье вместо расслабленного комфортного существования должен вести себя как разведчик в тылу врага. Что это за жизнь? Может, кому-то не хватает игровых ситуаций… Так благодаря профессии у меня их с избытком — на сцене, на экране. Нет, бывают, конечно, непреодолимые обстоятельства, люди расходятся. Но когда мужчина женился, а потом через небольшой промежуток времени начинает, что называется, ходить налево, в определенном смысле это второгодничество. Ну что он там ищет? Это значит, в любви человек недостаточно творческая натура, потому что любовь — сфера творчества. Там существуют разнообразные стадии. И подъемы, и крахи, и кризисы. А после кризисов бывают такие взлеты! За 38 лет нашего брака мы с Таней пережили множество самых разных периодов. У нас с ней все происходило бурно.
Такие страсти-мордасти кипели: «война в Крыму — все в дыму». Сережа, наш сын, говорил, что мы — итальянская семья. Характеры сильные. Но нас всегда связывала большая любовь. Таня — эмоциональная, артистичная, темпераментная. Я Танюшу очень любил. Будучи на протяжении многих лет тяжелобольным человеком, она вела себя как абсолютно здоровая женщина.
По медицинским показателям ей нельзя было рожать. Нежелательно, скажем так. А нам с ней, конечно, хотелось ребенка. И то, что она решилась родить Сережу, — это просто героический поступок. Что мы пережили — не описать словами, настоящий кошмар. Врачи, со свойственным этой профессии здоровым цинизмом, спрашивали меня впрямую: «Если что- то пойдет не так, кого оставляем: мать или ребенка?»
Я не мог ответить на этот вопрос. Сын родился на удивление легко — нормальный здоровый мальчик… Тане всю жизнь ставили неправильные диагнозы и, соответственно, неверно лечили. Она сердечница была, страдалица, с врожденным пороком сердца. Если бы в детстве сделали операцию, возможно, Таня до сих пор была бы жива и здорова. Хотя кто что знает? Кардиохирургия тогда находилась на другом уровне…
Чтобы у Жени, у Сережи все было».
Для меня уход Тани из этого физического мира — огромная духовная школа. Меня не оставляет чувство, что вместе с Таней я прошел сложный путь. Сдал важный экзамен…
Сердце прихватило прямо в дороге. Только с Пушкинской площади Таня позвонила сыну. Он примчался, посадил ее в троллейбус и потом на руках нес через весь наш двор. Но и тогда мы еще не понимали всей серьезности положения. Волею случая Таня попала на консультацию к профессору Леониду Поликарповичу Черепенину. Мало того что он хирург милостью Божьей, у него золотые руки, так еще и его диссертация была посвящена особенностям Таниного заболевания: врожденным порокам, их имитации и так далее. Он сказал, что надо оперироваться. Но мы были в растерянности: операция на открытом сердце. А последствия? А гарантии? Я понял, насколько ситуация серьезная, когда жену перевели в отдельную палату с телефоном. Сотрудники больницы говорили нам: «Если Черепенин вас берет, вы не раздумывайте».
И мы согласились. Если сначала боялись оперироваться, то потом молились, чтобы только Леонид Поликарпович не отказался. Мне профессор говорил: «Посмотрим. Понаблюдаем». На самом деле все уже было решено, а эти разговоры — своеобразная психотерапия, моральная подготовка и для пациента, и для родственников. А Таня мне рассказала потом, что однажды, лежа в больничной палате, вдруг пережила нечто нереальное: «Меня буквально накрыл Покров Богородицы. Я ощутила такое спокойствие. И уверенность, что все будет нормально».
И действительно, все прошло хорошо. Хотя операция очень сложная. Не хочу говорить, как тяжело и долго Таня восстанавливалась после нее. Но как птица Феникс, она словно заново воскресла. К Черепенину относилась, как к своему второму отцу.
Действительно: он нам подарил 17 лет жизни — полноценной, счастливой. Таня работала, водила машину, мы и за границу ездили, и гостей принимали, и ходили куда-то — на концерты, на премьеры… Безусловно, эта операция продлила Тане жизнь. Специалисты говорили мне, что 17 лет — это хороший срок. Но здоровым человеком жена все-таки не стала. Она жила с тяжелейшей формой нарушения сердечного ритма. Ее организм работал на износ. И, как следствие, развилась тромбоэмболия. У Тани случились три тяжелейших приступа. И каждый раз они происходили в мое отсутствие. Такое впечатление, будто это судьба распоряжалась так, чтобы я находился не в Москве. Сережа был рядом с Таней, он ее спасал. Вызывал «Скорую помощь», сопровождал в больницу. Последний приступ случился в январе 2010 года.
Новогодние каникулы. И вдруг телефонный звонок от Александра Александровича Калягина, председателя нашего театрального союза. А я в СТД его первый заместитель. «Жень, ты сидишь?» — спрашивает меня мой непосредственный начальник. «Стою». — «Ну тогда сядь. Тебе надо лететь в Караганду. Вместе с премьер-министром Казахстана открывать памятник Станиславскому». Я думал, он шутит. Потом оказалось — нет, правда. В Москве нет памятника Станиславскому, а в Караганде отремонтировали здание русского драматического театра и решили провести такую культурно-политическую акцию. 10 января я улетел. В течение дня одно мероприятие сменялось другим: торжественный митинг, потом собрание, потом обед. Протокол, одним словом, невозможно ни на что отвлечься.
Домой позвонил только вечером. Сережа сказал: «Мама в реанимации». И даже эта фраза меня не напугала. Потому что я уже дважды слышал ее от Сережи. Когда вернулся в Москву, мы с ним сразу же поехали в больницу. Ну, в реанимацию нас, естественно, не пустили. Сказали, что Таня в коме. Я хотел поговорить с лечащим врачом, а она как раз отошла. Дежурный реаниматолог говорит нам: «Вы сейчас увидите Татьяну Ивановну. Ее с компьютерной томографии повезут». И действительно, проходит несколько минут, по больничному коридору везут каталку. Я вскочил. Крикнул: «Таня!» И врач, которая сопровождала жену, тут же мне сказала: «Она вас услышала». Поняла это по какому-то мимолетному движению Таниного лица. Ведь, находясь в коме, люди все слышат. Через три дня Таня пришла в сознание. Первое, что она спросила: «Женя был?» Я позвонил врачу.
Она не обнадеживала, сказала: «Боюсь что-то обещать. Но сейчас у вашей жены все неплохо…» Я попросил передать трубку Тане. Спросил ее: «Танечка, ты меня слышишь?» И вот тоже пример Таниного характера. Только что она находилась в коме, у нее слабость ужасная. И тем не менее ответила мне не как больной человек, а по-женски кокетливо, даже игриво: «Слышу». Тут у меня комок в горле. Я смог сказать только: «Мы за тебя молимся!» — и разрыдался. Для Таниного состояния моя чрезмерная эмоциональность была во вред. Врач прервала наш разговор: «Все. Нам нельзя волноваться». Больше я Таню не видел и не слышал. 17 января позвонили из больницы и сказали, что Татьяны Ивановны не стало. Тогда я жил на даче. Перезвонил Сереже, он тут же приехал. Мне казалось, что я абсолютно спокоен. Хотя по моему лицу текли слезы.
Наверное, это шок. И почему-то именно в этот трагический момент я сказал сыну: «Вряд ли женюсь снова. Но присутствия женщины в своей жизни не исключаю». По какой причине эта мысль пришла мне в голову, не понимаю…
Помню, как приехал в храм на отпевание, сел рядом с гробом. Мне стало так хорошо. Просто удивительное умиротворение, благодать, оттого что я опять рядом с Танюшей. Срывы у меня случались потом. Ведь 38 лет вместе. Вся жизнь Таней устроена. На какую-то мелочь натыкаешься, и накатывает вдруг тоска, слезы. Знаете, то свое состояние я могу сравнить с жизнью после войны. Люди возвращались с фронта домой — а дома-то нет. Одно пепелище. И никого, кто раньше в этом доме жил, не осталось… СЕРЕЖА
Практически все, что написано за последнее время о Сереже, — вранье.
Потом поступил на Высшие режиссерские курсы к Володе Хотиненко, работал в «ТРИТЭ» Никиты Михалкова. Телевидение Сережа знает от и до. Он снял несколько короткометражных телевизионных фильмов, один полнометражный. Написал пьесу, которую я поставил в театре «Вернисаж», а Сережа в ней сыграл.
При рождении Сережа не был крещен. Когда учился в 10-м классе, собрался креститься его товарищ. И Сережа пошел с ним, что называется, за компанию. И еще потому, что мы пообещали сводить их после этого в кафе. Но очень быстро сын стал по-настоящему верующим человеком. По окончании актерского факультета вдруг собрался в семинарию. Мы тогда его отговорили. Я понимал, что для Тани такая разлука окажется мучительной.
Она безумно любила Сережу. Была еще некая осторожность: как бы сын себе жизнь не испортил. Сейчас думаю, может, и зря отговаривали… Я ему сказал: «Знаешь, ты все-таки завел бы семью, родил бы дитя. А потом уже решил — уходить тебе, не уходить…» Сережа был женат, но брак не сложился. И детей они с Леной не нажили. Чуть позже Сережа стал ездить по монастырям в качестве трудника, то есть человека, который добровольно и бескорыстно работает в монастырском хозяйстве. Это тяжелая физическая работа. А он возвращался из этих поездок такой счастливый, вдохновленный, прямо весь сиял.
После Таниной смерти мы с ним съездили в Иерусалим, ко Гробу Господню. Удивительная была поездка. Говорили о том, что Таня всегда хотела здесь побывать. Но вот не пришлось. Многое вспоминали. Вернулись в Москву.
Спустя месяц, придя домой, я нашел письмо от Сережи… Думаю, он сознательно заранее ничего мне не рассказал. Не хотел, чтобы я вновь начал его отговаривать. А еще понимал, что рвать связь с внешним миром надо сразу, одним махом. Сын писал, что уходит в монастырь. Объяснил, что после нашей поездки у него наступила абсолютная ясность относительно своего жизненного пути. «При маминой жизни я бы не решился это сделать. Потому что знал: ее это убьет. А вас с бабушкой — нет». Он считал нас более устойчивыми натурами, для матери-то он был свет в окне… Сын обещал дать о себе знать, написать, как только все устроится: «Я не благословлен на переписку. Тебе писать иногда могу, а ты мне нет. Это для того, чтобы информация из внешнего мира не отвлекала, чтобы дать возможность человеку сосредоточиться на жизни духовной».
Вот такое письмо. Где именно находится Сережа, я не знал дней пять, наверное. Но потом нашел способ добыть нужные мне сведения, человек я сообразительный. Еще раз повторюсь, решение сына я принял спокойно и сразу. Вскоре от Сережи стали приходить коротенькие письма, где он описывал, как живет. В июле 2011 года я к нему съездил. Это оказалось нетрудно. Всякий монастырь имеет в Москве свое подворье. Вот я через подворье и договорился. Созвонился с монастырским начальством. Мне разрешили навестить Сережу. Чтобы мы пообщались, сына частично освободили от работ — у него же там послушание. Пришел ко мне, ряса испачкана белой пылью. «Баржу, — говорит, — с мукой разгружал». В монастыре меня очень приветливо встретили. Предлагали поселиться тут же, в свободной келье. Но я подумал, что деликатнее будет мне жить в гостинице.
И Сережа сказал: «Папа, тебе это неудобно, потому что график твоего существования несколько иной». Я несколько раз там с ними трапезничал за общим столом. Имел аудиенцию у благочинного — это второй человек после настоятеля монастыря, который занимается братией. Часа три мы с ним беседовали, чай пили. В общем, от этой поездки у меня осталось очень хорошее чувство. Я видел, что к Сереже там все по-доброму, даже с уважением относятся. Конечно, мы с ним разговаривали. Я спрашивал сына: «Ну как же так? Ты многого достиг в профессии, уже столько всего умеешь. И сознательно все это отодвигаешь?» Еще такая мысль у меня была, сугубо мирская, конечно: «Не будет продолжения рода». А у Сережи свое видение: «Папа, это все вещи относительные. Нам не дано знать, что будет после нас. Через сколько поколений прервется род. А для мамы там, где она сейчас, важнее, что я здесь, в монастыре.
И для тебя, кстати, тоже».
Уезжая, я его спросил: «Ты счастлив?» Он ответил: «Более чем». И добавил: «Знаешь, послушание — это великая вещь. Ты делаешь только то, что тебе предписано Богом. Тут все просто: работа и молитва. Что неясно — есть духовник, есть старшие, более опытные люди среди братии. Они могут дать дельный совет. В мире есть многовариантность — у Бога ее нет».
НАДЕЖДА, ВЕРА И ЛЮБОВЬ
Вот так и получилось, что на 65-м году жизни я остался один. Моей маме 87 лет, она еще чувствует себя молодцом, и дай ей Бог здоровья. Но она живет отдельно. Чувство одиночества меня не мучило. Здесь другие причины. Я привык к семейной жизни, привык, чтобы в доме была женщина.
И дело не в каких-то бытовых вещах — убрать, приготовить, постирать. Это как раз легко устроить. Но мне не хватало чувства дома. Тут в своем мобильном телефоне я случайно наткнулся на незнакомый мне номер. Я его туда не заносил, я не умею этого делать. Стало быть, решил, это сделала Таня. Она была такая невероятная женщина, что я не исключал такой возможности. Танюша вполне могла «передать меня с рук на руки». Может, она оставила мне этот номер для какой-то другой цели, я не знаю. Позвонил. Мне ответила женщина. Мы познакомились, несколько раз встретились. Но не сложилось у нас. Я очень быстро понял, что такие гостевые отношения не для меня. Они априори предполагают, что ты должен быть мужчиной-праздником. Я к этому не готов. У меня «праздничная» работа, когда я выхожу на сцену или на съемочную площадку.
А дома я хочу совсем другого. Мы расстались. А женщину эту звали Надежда.
Я посоветовался со своим духовником. Спросил: «Что мне делать? Наверное, придется жениться». И духовник сказал: «Женись. Но не раньше чем через год». Это я еще по Пушкину помнил. Умирая, он сказал Наталье Николаевне: «Год держи траур, а потом выходи за хорошего человека». Но я уточнил: «А присматриваться-то пока можно?» — «Не только можно, а нужно. Но не суетись». (Смеется.) И я стал присматриваться.
Танина приятельница познакомила меня со своей сослуживицей. Мы один раз с ней встретились, поговорили. Я ей цветочки подарил. Очень достойная женщина, но холостячка. Есть такой тип женщин. Вера, так ее звали, жила вдвоем с мамой, и все ее в жизни устраивало, больше ничего не надо.
Хотя все данные для того, чтобы удачно выйти замуж, у нее были — интересная, неглупая, обеспеченная. Я почувствовал, что ничего не приобрету в этих отношениях.
И тогда в моей жизни появилась Люба. Позвонила наша с Таней общая подруга. Мы дружили семьями. Спросила, как дела, чем живу. Я рассказал ей, что вот Сережа ушел. И она всполошилась: «Ты совсем один остался. Давай я тебя познакомлю с хорошей женщиной». А она раньше никого никогда не знакомила, потому что умная — вот так познакомишь, а получится себе дороже. Но тут настаивает: «Давай я ее в гости приглашу. И ты тоже придешь». Я подумал: мне уже много лет, ну что устраивать какие-то «случайные» знакомства? Взрослые же люди. И предложил: «Ты дай мне номер телефона. И попроси у нее разрешения, чтобы я позвонил».
Люба — человек занятой, работает финансовым топ-менеджером. Она специально выделила мне время, потому что понимала — разговор у нас будет не пятиминутный. Для нее мое появление сначала было довольно непривычным. Я все-таки публичный человек. Мы сразу договорились, что наши возможные отношения будем рассматривать в таком ракурсе — если у нас все сложится, то речь пойдет о браке. Некоторое время мы общались только по телефону. Потом решили встретиться. Я пригласил Любу к себе на дачу. Было лето, всю Москву окутала невыносимая гарь. Люба ехала ко мне на машине, добиралась долго, потому что пробки же. Чтобы скоротать время, несколько раз звонила мне по телефону. Видимо, волновалась, какое произведет впечатление. «Жень, — говорит, — я маленького роста. Но всегда на каблуках».
У нас поселок закрытый. Своих гостей я встречаю у поста охраны. Иду к проходной и вижу: около машины стоит женщина. Действительно, невысокого роста, но стройная, симпатичная. Когда подошел ближе, Люба мне сразу понравилась. И как-то быстро мы с ней сошлись. Легко общаться. Люба — умная. И потом, я сразу почувствовал, что по своему женскому устройству, по психологии, она очень на Таню похожа. Отношением к дому, к семье, к детям, своей необыкновенной жизненной активностью. Таня у меня была чистюля, у нее вся квартира всегда блестела. И Люба такая же. И потом, у нее сильный характер. А я люблю женщин с сильными характерами. Короче говоря, оказался в обстановке, к которой привык. Пока я находился в поиске, было такое ощущение, что меня как будто несет волна. А когда встретил Любу, ощущение пропало, волна остановилась. Конечно, у нее свой жизненный опыт, характер опять же.
Случаются мелкие конфликты, недопонимание. Но все происходит гораздо спокойнее, чем в молодости. В нас уже больше терпимости. У Любы замечательная семья — дочка, зять, двое внуков. Мы живем отдельно от них. Но Люба — самоотверженная бабушка, у дочери бывает часто, помогает. Иногда из-за своих эгоистических соображений мне хочется, чтобы Люба со мной проводила больше времени. Но я бы, наверное, ее меньше уважал. Для женщины нормально быть рядом с дочерью, когда у той маленькие дети. Это хорошо, правильно. Был и у меня такой интересный опыт. Мы ездили отдыхать в Черногорию. Взяли с собой Любину внучку. Полтора года девочке, прелестный ребенок, но активности невероятной. Говорить малышка тогда не умела, когда ей что-то было нужно, начинала визжать. Тогда мы ее научили говорить: «Ап!»
На свою голову. Потому что она замучила нас этими «апами». Ты пойди догадайся, чего она хочет. (Смеется.) Сейчас Люба учит внучку говорить. Показывает ей на меня: «Ну-ка, кто это? Скажи: «Дедушка». Так что осваиваю новую для себя роль — роль дедушки…
В одном из первых писем Сережа мне написал: «Какие бы ни были у тебя отношения с твоей избранницей, я верю, что это будет приятная, симпатичная женщина. Ваш союз, какую бы форму он ни принял, все равно должен быть осенен церковью. » В феврале 2011 года мы с Любой венчались. Когда я навещал Сережу, то показал ему наши фотографии. Сын очень спокойно их посмотрел, вернул мне и сказал только: «Ну хорошо. » Я спросил: «Как ты относишься к тому, что я женился?» Он говорит: «Пап, ну я же знал это. Мне мама сказала: «После меня папа скорее всего женится.
Ты должен к этому нормально отнестись».
Может, кому-то это странно слышать, но я не воспринимаю уход Тани как трагедию. Я ее не потерял, она со мной. Таня ведь существует. Только в других пространствах. Все, что между нами было, — наша жизнь, общее прошлое, воспоминания, — никуда не делось. И мне кажется, что к моему браку Таня относится благосклонно. Одна из ее подруг спросила меня недавно: «Ты Таню-то вспоминаешь?» — «Ну а как же!» Она говорит: «Как пульс, да?» Действительно, хороший образ. Это то, что в тебе присутствует постоянно, пульсирует, без чего невозможно жить.