статья белинского энциклопедия русской жизни

Сочинение по литературе.

. Кто растолкует «Онегина» так, что уже нечего будет добавить? Пусть живет эта книга вечно, и пусть каждое поколение находит в ней что-то важное для себя.

Какой застигло Россию начало XIX века? Под эгидой самодержавия пышно цвело крепостничество, размеренные деревенские порядки сохранялись в селах, в городах весело кипела светская жизнь. Движение декабристов тайно распространялось и крепло. Могло ли все это быть отражено в довольно небольшом произведении, притом произведении не исторического характера?

В первой главе автор изображает русское дворянство. Воспитание детей в этой среде поручается гувернерам-иностранцам. Затем ребенку дается образование, неполное и скудное:

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь.

Представление о культуре того времени дает описание театра. Упоминаются авторы, чьи произведения шли тогда на сцене:

Блистал Фонвизин, друг свободы.
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый.
. Там и Дидло венчался славой.

Театр посещают в основном дворяне, не слишком им интересующиеся, но не желающие нарушать «законы света».

Немалое место в романе занимает природа. Все времена года, от лета до весны, рисует для нас гений Пушкина. Лирические описания пейзажей правдивы и чисты.

В произведении находится место и для отображения устного народного творчества, прекрасным образцом которого является песня девушек-служанок, записанная Пушкиным в Михайловском. Песня эта одухотворенна и очень красива.

«Евгений Онегин» как великое произведение литературы не остался и не может остаться забытым. По сюжету этого романа поставлена одноименная опера, снят фильм. Этот памятник литературы ХIХ века никогда не утратит своего значения, и в будущем каждый сможет найти в нем нечто интересное для себя.

Источник

/В.Г. Белинский. Сочинения Александра Пушкина. Статья девятая. «Евгений Онегин» (окончание)/

Итак, в лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития, и с какою истиною, с какою верностью, как полно и художественно изобразил он его! Мы не говорим о множестве вставочных портретов и силуэтов, вошедших в его поэму и довершающих собою картину русского общества высшего и среднего; не говорим о картинах сельских балов и столичных раутов; всё это так известно нашей публике и так давно оценено ею по достоинству. Заметим одно: личность поэта, так полно и ярко отразившаяся в этой поэме, везде является такою прекрасною, такою гуманною, но в то же время по преимуществу артистическою. Везде видите вы в нем человека, душою и телом принадлежащего к основному принципу, составляющему сущность изображаемого им класса; короче, везде видите русского помещика. Он нападает в этом классе на всё, что противоречит гуманности; но принцип класса для него — вечная истина. И потому в самой сатире его так много любви, самое отрицание его так часто похоже на одобрение и на любование.

«Онегин» писан был в продолжение нескольких лет, — и потому сам поэт рос вместе с ним, и каждая новая глава поэмы была интереснее и зрелее. Но последние две главы резко отделяются от первых шести: они явно принадлежат уже к высшей, зрелой эпохе художественного развития поэта. О красоте отдельных мест нельзя наговориться довольно, притом же их так много! К лучшим принадлежат: ночная сцена между Татьяною и нянею, дуэль Онегина с Ленским и весь конец шестой главы.

В последних двух главах мы и не знаем, что хвалить особенно, потому что в них всё превосходно; но первая половина седьмой главы (описание весны, воспоминание о Ленском, посещение Татьяною дома Онегина) как-то особенно выдается из всего глубокостию грустного чувства и дивно-прекрасными стихами. Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является такою любящею, такою гуманною. В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества!

«Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. Удивительно ли, что эта поэма была принята с таким восторгом публикою и имела такое огромное влияние и на современную ей и на последующую русскую литературу? А ее влияние на нравы общества? Она была актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперед для него. Этот шаг был богатырским размахом, и после него стояние на одном месте сделалось уже невозможным. Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор.

Читайте также другие темы статей В.Г. Белинского о поэме А.С. Пушкина «Онегин»:

Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая

Сочинения Александра Пушкина. Статья девятая

Источник

Энциклопедия русской жизни

Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве поэта. Это одно из тех произведений, которое оказало столь значительное влияние на русскую литературу, так как оно заставляет о многом задуматься, затрагивает великое множество философских, нравственных проблем и несёт в себе глубокий смысл. Написание романа заняло у поэта более восьми лет. Он работал над ним с весны 1823 года вплоть до 1831 года.
Данный роман уникален в своём роде, это «зеркало» эпохи, в которую жил Пушкин. В нём мы видим картину русского общества в один из моментов исторического развития. С помощью романа мы можем познакомиться с историей, поэтому, несмотря на то, что за основу не были взяты какие-либо исторические события и лица, он – исторический.

Уникальность также заключается в том, что «Евгений Онегин» в отличие от романов других авторов, был сложен из отдельных глав, над текстом которых Александр Сергеевич работал в совершенно разное время, в различные периоды творчества поэта. Таким образом, работа над романом охватывает четыре периода творчества Пушкина – от Южной ссылки до Болдинской осени.

За основу романа взята тема любви – тема, к которой обращались практически все поэты. Однако огромную роль в жизни романа сыграло именно время. Автор в произведении одновременно и повествователь, и «герой» романа. Мнение автора совпадает с мнением лирического героя. В авторе отразилась личность самого создателя «Евгения Онегина».

При создании образа героев немаловажную роль сыграло личное мировоззрение Александра Сергеевича Пушкина, в роман было многое включено из того, что автор сам пережил и прочувствовал.

Таким образом, роман задействовал многое из жизни поэта и в нём очень явно прослеживаются изменения в душе Пушкина, так как за долгие восемь лет его жизненный опыт обогащался, и вместе с тем, менялся образ главного героя.

Недаром в одной из статей, Виссарион Григорьевич Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни». Действительно, в произведении, как в истинной энциклопедии, отражены все стороны русской жизни начала 19 века. Первая половина – время подъема национального самосознания.

Поэт изображает русскую жизнь с размахом, но в то же время делает это лаконично, в предельно сжатой форме. В романе Пушкин показал типичную жизнь города и деревни, столицы и провинции, жизнь различных слоёв общества. Частично поэт даже рассказал о быте, нравах, традициях и обычаях России. Но, безусловно, ведущее значение имеет описание жизни главных героев – Татьяны Лариной и Евгения Онегина.

Название у романа не случайное. Оно подчёркивает центральное положение в произведении Евгения. Личность этого героя сформировалась в петербургской светской среде. Евгений – человек, принадлежащий к высшему слою дворянства, ведущий беззаботный, не обременённый службой образ жизни. Однако из описания героя в произведении можно понять, что человеком Онегин был совсем не глупым, а очень оригинальным, остроумным и незаурядным. Евгений «истинный был гений» и «знал он твёрже всех наук», науку «страсти нежной», что свидетельствует об этом человеке, как не об искреннем. Он оставался холодным. Лишь имитируя чувства истинные чувства «рано в нём остыли». Всю свою жизнь главный герой проводит в поиске новых истин.

О жизни национального дворянства можно судить на примере семьи Ларины. Автор знакомит читателя с традициями и обычаями, хранимыми ими. Татьяна – воплощение идеала русской женщины для Пушкина. В те времена такие понятия, как «девичья гордость», «честь» и «чувство долга» не были пустым звуком. И именно этими качествами обладала Татьяна. В образе Татьяны присутствуют доверчивость, наивность, религиозность.
«Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.»

Кроме зарисовок России, данных непосредственно в повествовательной части романа, многое можно узнать из авторских лирических отступлений. Автор сообщает своё мнение относительно тех или иных событий, даёт характеристики своим героям. Так, читатель знакомится с размышлениями автора о смысле жизни, о любви и многом другом, что даёт возможность составить представление не только о героях романа и о жизни русского общества, но и об авторе.

Белинский высоко и по достоинству оценил гениальное творение Александра Сергеевича Пушкина. Великий критик писал: «Пусть идёт время и приводит с собой новые потребности, пусть растёт русское общество и обгоняет Онегина: как бы далеко оно ни ушло, всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор…»

Источник

статья белинского энциклопедия русской жизни

личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы. Не говоря уже об эстетическом достоинстве «Онегина», эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение».

внутренние силы на сплетни и злобу. Это и порождает пустоту мыслей, холодность сердец, преждевременное старение души и постоянная суета, царящая в свете, превращает жизнь людей в однообразную и пеструю, внешне ослепительную, но в то же время лишенную русской

жизни. Искренне она признается Евгению: А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мой модный дом и вечера, Что в них?. Это общество коверкает души людей, принуждает соблюдать порядки, заведенные в свете. Именно из-за этого Онегин убивает на поединке Ленского. Ведь как бы душа Евгения не протестовала против поединка, социальные условности все-таки взяли верх. И вот общественное

Светское общество в романе неоднородно. Это и «светская черта», превратившая погоню за модой в главный принцип жизни, и в тоже время круг людей, принятых в петербургском салоне Татьяны, является истинной интеллигенцией. Очень верно объясняет это противоречие

интеллектуальных и. духовных сил, поэзией, гордостью, как мир Карамзина и декабристов, Жуковского :и самого автора «Евгения Онегина», он сохраняет безусловную ценность».

Общество неоднородно. От самого человека зависит, примет он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света. Сам Пушкин принадлежал к высшим аристократическим кругам. Поэтому в романе он изобразил, как Евгений Онегин тратит свои

лучшие годы на балы, театры, любовные приключения. Однако очень скоро Онегин начинает понимать, что эта жизнь пуста, что за «внешней мишурой» не стоит ничего. Но, несмотря ни на что, этот герой стоит выше своих сверстников. Именно это, на мой взгляд, вынудило

свет. Одно появление четы Скотининых на именинах Татьяны заставляет читателей смеяться сквозь слезы. Ведь эти герои уже не первый раз появляются на сцене. За 50 лет до появления на свет «Евгения Онегина» эта чета была высмеяна Фонвизиным в комедии

«Недоросль». Таким образом, Пушкин показывает, что за срок, отделяющий современную Пушкину провинцию от провинции, описанной Фонвизиным, ничего не изменилось. Представителями провинциального общества являются семейства Лариных и Ленских. Пушкин тщательно описывает их увлечения, то, как они привыкли проводить время. Они не читали книг и жили, в основном, пережитками старины. Пушкин, раскрывая характер отца Татьяны, писал: Отец ее был добрый малый, В прошедшем веке запоздалый, Но в книгах не видал вреда; Он, не читая никогда, Их почитал простой игрушкой. Таково было большинство представителей провинциального общества. Но на фоне этой глухой помещичьей провинции автор изображает «милую» Татьяну, с чистой душой, добрым сердцем. Почему эта героиня

так непохожа на своих близких, на сестру Ольгу, ведь воспитывались они в одной семье? Прежде всего потому, что Татьяна много читала, ей нравилось бродить среди дубрав, мечтать, «она любила на балконе предупреждать зари восход, когда на бледном небосклоне звезд исчезает хоровод. » Глубокой основой образа Татьяны является народность.

характерное противопоставление деревенской жизни героини, полной тихих и поэтических прелестей, светской суете, где героиня вынуждена носить маску холодной и учтивой вежливости. Белинский писал: «Природа создала Татьяну для любви, общество пересоздало ее». На мой взгляд, это не так. Попав в светское общество, она осталась той же

чистой и возвышенной Таней, преданной деревне, своей полке книг, воспоминанию о своей няне: Татьяна смотрит и нe видит, Волненье света нeнaвuдum, Ей душно здесь. она мечтой Стремится к жизни полевой, В деревню, к бедным поселянам, В уединенный уголок.

огромное влияние на современную и последующую литературу. «Пусть идет время и приводит с собою новые потребности новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор».

http://stadyy. *****/soch. htm

http://www. georgy. org/EDUCATE/educate4.htm

В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о культуре того времени, о том, как одевались и что было в моде («широкий боливар», фрак, жилет Онегина, малиновый берет Татьяны), меню престижных ресторанов («бифштекс окровавленный», сыр, шипучее аи, шампанское, страсбургский пирог), что шло в театре (балеты Дидло), кто выступал (танцовщица Истомина). Можно даже составить точный распорядок дня молодого человека. Плетнев, друг Пушкина, писал о первой главе «Евгения Онегина»: «»Онегин» твой будет карманным зеркалом русской молодежи». На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет

Источник

«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни

сочинение по литературе 9 класса

Введение

«Энциклопедией русской жизни» назвал роман «Евгений Онегин» знаменитый критик В. Г. Белинский. В этой меткой характеристике нет никакого преувеличения. Пушкин действительно смог изобразить общую картину всего русского общества в определенный исторический период. О многом поэт лишь намекнул, но этих намеков вполне достаточно, чтобы «дорисовать» недостающие детали.

Глубокий смысл произведения намного шире его содержания. Сам Пушкин снабдил роман комментариями, поясняющими возможные непонятные места. На сегодняшний день количество всевозможных «комментариев» к «Евгению Онегину» и посвященных ему трудов в сотни раз превосходит объем произведения.

Детали

Трудность понимания романа современным читателем без специальных объяснений заключается в том, что Пушкин упоминает огромное количество бытовых деталей, использует вышедшие из обращения слова, делает неясные намеки. Это максимально приближает роман к конкретной эпохе. Белинский отмечал, что «Евгений Онегин» — «поэма историческая… хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица».

Достаточно привести лишь несколько случайно взятых примеров, подтверждающих неразрывную связь произведения с живой русской жизнью. Онегин отправляется на прогулку, «надев широкий боливар». Боливаром в России называли цилиндр с широкими полями, названный в честь латиноамериканского вождя национально-освободительного движения Симона Боливара. Онегин едет на бал в «ямской карете», т. е. наемном экипаже. Отсутствие собственной кареты («выезда») означает расстроенное финансовое состояние главного героя. «С кувшином охтинка спешит», т. е. жительница окраинной части Петербурга Охты несет молоко. Такими примерами изобилует весь роман и в очередной раз свидетельствует об «энциклопедическом» охвате автором всего русского общества.

«Евгений Онегин» стал первым действительно национальным романом (к тому же стихотворным) как по форме, так и по содержанию. До него русская литература носила по преимуществу подражательный характер. Герои произведений, весь их внутренний мир, чувства и переживания были напрямую списаны из классических западных романов. К тому же русское дворянство находилось под абсолютным влиянием европейской культуры. Для высшего общества было характерно: обязательное знание французского языка (в ущерб русскому), европейская мода и обычаи, пренебрежительное отношение к «простонародным» национальным традициям и т. д.статья белинского энциклопедия русской жизни

Дворянство и простой народ

В «Евгении Онегине» четко прослеживается связь русского дворянства с простым народом. Назвав главную женскую героиню Татьяна, Пушкин нарушил негласное общепринятое правило. После «прорубленного» в Европу Петром I окна имена в России делились на благородные и «низкие». Имя Татьяна было распространено среди крестьянства. В романе есть еще немало мест, позволивших критикам обвинять Пушкина в поэтизации грубой жизни простолюдинов. Например, в журнале «Санкт-Петербургский зритель» Б. Федоров возмущался тем, что автор назвал девою простую крестьянку («в избушке распевая, дева прядет…).

Поэтически изображая жизнь простого народа, беря из нее примеры, Пушкин в то же время критиковал бездумное подражание европейской культуре. Самый яркий пример — письмо Татьяны к Онегину, написанное по-французски. «Она по-русски плохо знала», — словно бы извиняется автор. Пушкин имеет в виду не разговорную, а письменную речь. Вплоть до падения самодержавия имел место печальный факт: многих дворянских детей сперва учили иностранным, а только потом — русскому языку.

Старшая Ларина также в молодости не избежала повального увлечения: «звала Полиною Прасковью», «русский Н как N французский произносить умела в нос». Пушкин уверен, что все это — всего лишь внешняя форма, шелуха, не затрагивающая национальных корней. Постепенно мать Татьяны и Ольги забыла «корсет, альбом, княжну Алину», «стала звать Акулькой прежнюю Селину».

Используя широкий общенародный фон, Пушкин сосредоточивает внимание на двух главных героях — Евгении Онегине и Татьяне Лариной. На основании романа можно с детальной точностью восстановить образ жизни, занятия, привычки столичного и провинциального дворянства.

Образ жизни дворян в провинции имеет существенные отличия. Семья Лариных также отдает внешнее предпочтение европейской культуре, но при этом близко соприкасается с народом и невольно поддерживает национальные традиции: «Они хранили в жизни мирной привычки милой старины». Татьяна доверяет все свои сердечные тайны преданной старушке-няне, с волнением слушает песни крестьянских девушек, участвует в святочном гадании и т. д.

Автор явно отдает предпочтение патриархальному укладу жизни. Вынужденный переезд в Москву и вхождение в высший свет становятся трагедией для Татьяны. Деревенская уютная горница сменяется модными гостиными, где целыми днями раздается «бессвязный, пошлый вздор». Брак по расчету Татьяны с «толстым генералом» — еще одно типичное для высшего света явление. Главная героиня покоряется необходимости, но в душе остается до конца преданной своему родному очагу: «отдать я рада… весь этот блеск, и шум, и чад… за наше бедное жилище».

Заключение

В заключение можно вновь привести слова Белинского о «Евгении Онегине». Оценивая масштабы романа и его значение для русской литературы, критик отмечал, что это — «в высшей степени народное произведение», один из первых «актов сознания», богатырский «великий шаг вперед» для русского общества.

«Энциклопедия русской жизни» и сегодня не утратила своего значения. Художественные достоинства романа очевидны, но при этом он может помочь понять и почувствовать сам дух пушкинской эпохи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *