стас копылов шелехов биография
Музей Г.И.Шелехова
Наш опрос
Каталог статей
Баклаши: родина легендарного полководца и олимпийская кузница
Журналистские командировки часто преподносят сюрпризы: порой неожиданным образом прямо на улице могут встретиться интереснейшие.
Собираясь в село Баклаши, что в пяти минутах езды от Шелехова, мы заранее знали, что сможем здесь побывать в музее легендарного советского генерала Афанасия Белобородова и познакомиться с родителями олимпийской спортсменки Ларисы Панковой. В жизни всё оказалось ещё интереснее.
Музей одного генерала
Вера Ивановна рассказывает, как земляка, о котором пишут в учебниках истории, миловали и пули, и репрессии. И как незадолго до смерти генерал сказал своему сыну: «Когда меня не станет, квартиру сдашь государству».
Сейчас в школьный музей приходят экспонаты уже от сына генерала, который живёт в Москве. Сам Афанасий Белобородов несколько раз бывал в родной баклашинской школе. Вера Ивановна показывает именные грамоты, которые в своё время подарил полководец.
Она с большим интересом рассказывает о баталиях, мирной жизни генерала, его наградах и присланных им вещах, хотя сама по образованию не историк, а учитель химии и биологии.
Вера Вельмова посвятила Баклашинской школе сорок лет своей жизни, и её имя тоже вписано в здешнюю историю. На стене школы, напротив мемориальной доски с портретом Афанасия Белобородова краснеет баклашинская аллея звёзд. Она появилась здесь в год 110-летия школы по предложению директора Валерия Балтаева. Сначала на жёлто-красных пятиугольных звёздах появились фамилии пяти самых известных педагогов Баклашей (в том числе и нашей героини). После к ним прибавились фамилии других уважаемых земляков, например, русско-китайского овощевода Ще Хайсына, который жил в селе и прославился качеством своих овощей.
Не детсад, а сказка
Не менее интересным, чем школа, оказался и баклашинский детсад. К его заведующей Ольге АФАНАСЬЕВОЙ мы отправились, чтобы узнать точную историю названия села. В итоге побывали в единственном в своём роде детском саду с углублённым изучением народной культуры. Детей здесь воспитывают при помощи сказкотерапии, а славянские праздники отмечают по традициям предков.
Ольга Викторовна, педагог русского языка и литературы, рассказывает о том, что означает слово «баклаши». Параллельно показывает выпущенную сотрудниками детсада раскраску о Байкале и календарь праздников, которые здесь отмечают вместе с детьми. Кроме привычных Пасхи и Масленицы можно встретить менее известные Медовый Спас или, например, Катерину-санницу.
«Все болели за Ларису»
Этим летом главной достопримечательностью Баклашей стали их олимпийские легенды. Здесь живёт семья велосипедистки Ларисы Панковой, за которую в Лондоне болела вся страна. Из-за падения на мокрой трассе Лариса, ставшая до этого чемпионкой Европы, пришла к финишу только тридцать восьмой. Тем не менее все Баклаши гордятся своей землячкой.
Александра, младшая сестра спортсменки, рассказывает, как болели за Ларису всей семьёй:
С Олимпиады, не заезжая домой, Лариса сразу отправилась на сборы в Голландию.
…Баклаши оказались одним из немногих сёл Приангарья, где есть чем гордиться и в прошлом, и в настоящем. Мы уезжаем с родины Афанасия Белобородова, и нам вслед смотрит «олимпийский» портрет Ларисы Панковой.
История
А с шестидесятых годов прошлого века в имени села осталось только последнее слово. Сейчас здесь много семей носят польские фамилии: Брянские, Станицкие. Сахацкие, Григолевские.
Кстати
Сейчас в Баклашах, Иркутске и Шелехове ежегодно проходят турниры по рукопашному бою, посвящённые памяти Станислава Копылова.
Языком цифр
Некоронованный король показал свою власть и силу
Приговор, прозвучавший 28 февраля в Иркутском областном суде, был как гром среди ясного неба. Павел Евгеньевич Киселев, известный в криминальном мире «авторитет», обвиняемый вместе со своими сообщниками в бандитизме, убийствах, кражах и других тяжких и особо тяжких преступлениях, оправдан по 11 статьям Уголовного кодекса.
Все восемь подсудимых торжественно освобождены в зале суда. Как прозвучало в приговоре, «за недоказанностью их участия в преступлениях, имевших место в действительности».
Теперь прокуратура собирается опротестовывать оправдательный приговор Киселеву в Верховном суде России. Можно предположить, какие доводы скорее всего будут включены в этот протест. Так, например, гособвинитель Светлана Николюк в открытом судебном заседании ходатайствовала об отводе судьи. Среди материалов дела было два документа, в которых упоминалась фамилия В.А. Арсентьева. Ходатайство было отклонено. Прокуратура области проводила служебную проверку по факту исчезновения из уголовного дела этих двух документов, вместо которых оказались подшитыми копии уже имеющихся бумаг. Суд также ответил отказом на предложение провести комплексную пожарно-техническую экспертизу в целях разрешения возникших в ходе судебного разбирательства вопросов (в довершение к неразберихе с причиной пожара объявился тип с ожогами, взявший на себя вину в поджоге). Как и на просьбу объявить перерыв, чтобы назначить закрытое заседание, где можно было бы исследовать секретные оперативные материалы.
Есть у прокуратуры к суду и еще ряд претензий. Например, один из участников процесса заявил судье в присутствии свидетеля о том, что ему угрожают расправой, но В. Арсентьев не принял никаких мер. (По этому факту имеется заявление в прокуратуре).
Пилот «дал порулить» Airbus A310 сыну-подростку. Погибло 75 человек
23 марта 1994 года в Кемеровской области рухнул Airbus A310 «Аэрофлота». На борту было 75 человек, все они погибли. В первые дни после крушения авиационные эксперты называли стандартный набор версий для катастроф при таких обстоятельствах: мол, лайнер мог упасть только при мгновенной декомпрессии, а она происходит при столкновении или взрыве. Но оказывается, может быть и еще одна причина падения лайнера с эшелона — настолько невероятная, что до этого случая никому и в голову не приходила. Эта катастрофа не входит в топ самых крупных или загадочных. Однако в рейтинге «самых нелепых» она точно займет первое место.
Новый самолет для новой страны
Восьмидесятые годы привели российскую авиацию в новые реалии: те, где важны низкий расход топлива и высокий комфорт. Поэтому флагманская компания «Аэрофлот — Российские авиалинии» (далее по тексту — «Аэрофлот») взяла в лизинг Airbus A310. Эта модель соответствовала современному международному рынку пассажирских перевозок куда лучше советских машин.
A310 стал конкурентом Boeing 767: широкофюзеляжный, рассчитанный на маршруты средней и большой дальности, но не столь крупный, как Boeing 747. По сравнению с использовавшимся на дальних рейсах узкофюзеляжным Ил-62 французский лайнер был на голову экономичнее для эксплуатанта и комфортнее для пассажиров. Наверняка власти принимали решение о приобретении зарубежного самолета от безысходности: Ил-96 в восьмидесятые годы был еще слишком далек от серийного производства, а замена устаревшему Ил-62 нужна была как можно быстрее. Заказ на Airbus A310 оформили еще при советской власти, а перевозчик получил машины уже будучи в Российской Федерации, в 1992 году.
«Ну что, будешь пилотировать?»
«Иномарку» ставили на дальние рейсы. Одним из них был Москва — Гонконг. 22 марта 1994 года 75 человек поднялись на борт A310 с именем «Глинка» — у «Аэрофлота» традиция называть самолеты именами выдающихся личностей, есть и SSJ 100 «Василь Быков». Экипаж состоял из 12 человек: стюарды, а также командир Андрей Данилов, сменный командир Ярослав Кудринский и второй пилот Игорь Пискарев. Все они — опытные летчики, которые начинали карьеру на советских самолетах (Ту-134, Як-40, Ил-76), а потом пересели на Airbus.
Рейс ночной: вылет из Шереметьево около 20:40. Лайнер занял высоту в 10 100 метров и летел в крейсерском режиме на автопилоте. Примерно в половине первого ночи по московскому времени, через четыре часа полета, резервный командир Кудринский позовет в кабину своих детей — 13-летнюю Яну и 15-летнего Эльдара.
Это, конечно, грубейшее нарушение техники безопасности. В кабине не должно быть посторонних на протяжении всего полета, а покидать рабочее место разрешается только в двух случаях — «для удовлетворения собственных потребностей» (как сказано в документации) либо для исполнения служебных обязанностей, то есть что-то проверить в системах самолета. Также в кабине был еще один пилот — Владимир Макаров, который летел в качестве пассажира.
Ярослав Кудринский предложил своим детям занять свое место слева. Первой в кресло командира села Яна. Как следует из расшифровки бортового самописца, она попросила отрегулировать кресло в верхнее положение, потому как такие кресла, собственно, не рассчитаны на подростков. Этим дело не ограничилось: отец предложил 13-летней дочери поуправлять лайнером с 75 людьми на борту. Непонятно, на что рассчитывал командир: попади запись разговора с фразой «Ну что, Яна, будешь пилотировать?» контролирующему органу — наверняка увольнение было бы самым мягким наказанием.
На первый взгляд странной может показаться реакция Пискарева, второго пилота. Вернее, реакции вообще не последовало: он никак не отреагировал на появление детей в кабине и стремление отца посадить ребят за штурвал. Наверняка дело в иерархии: мол, Кудринский — командир, он знает, что делает, и все держит под контролем. А идти против руководства, особенно когда речь о детях начальника, мало кто осмелится — по крайней мере, в те годы.
Судя по записям переговоров, девочка чувствовала себя некомфортно. Отец будто подталкивал ее к действиям: «Держись за штурвал, держись». Яна, впрочем, просто держит руки на штурвале: изменениями курса на 15 градусов влево-вправо управляет командир, задавая команды автопилоту. Соответственно, все это время автопилот тоже работал. Отклонения штурвала не превышали допустимых значений, при которых электроника отключается. Далее она освободила кресло для Эльдара, сына Ярослава Кудринского. Находившийся в кабине Владимир Макаров (пилот, летевший этим рейсом как пассажир) начал снимать Эльдара на камеру.
Отключение автопилота никто не заметил
В отличие от Яны, Эльдар явно чувствовал себя увереннее и проявлял интерес к пилотированию. Он спросил отца: «Этот крутить можно? Штурвал». Ярослав разрешил сделать примерно такой же маневр, как минутами ранее сделала его дочь. Но было важное отличие: Эльдар сам начал поворачивать штурвал. Самолет все так же летел на автопилоте, электроника реагировала на крены, удерживая лайнер в безопасных параметрах с помощью элеронов. Элероны — подвижные элементы, расположены на задней кромке крыла и отклоняются вверх-вниз.
Однако по достижении усилия на штурвале примерно в 11 килограммов автоматически отключился важный узел. Электроника перестала регулировать угол отклонения элеронов для компенсации крена, потому как воздействие на штурвал было слишком сильным. Теперь за крены отвечал летчик — вернее, Эльдар. В руководстве по эксплуатации Airbus A310 сказано, что «пересиливать» органы управления при активном автопилоте не следует: для этого сперва нужно перевести самолет в ручной режим. Само же частичное отключение автопилота на A310 сделано довольно незаметным: просто гаснет лампочка, без звуковой сигнализации.
Этого никто не заметил: 15-летний Эльдар попросту не знал особенностей управления A310 и причинно-следственных связей, а второй пилот, Пискарев, вероятно, не почувствовал изменения усилий на штурвале (они ослабли), потому как просто придерживал его. С момента частичного отключения автопилота начинается длинная цепочка событий, которая приведет к катастрофе.
В отчете комиссии сказано, что визуально штурвалы находились в близком к нейтральному положению. Таким образом, казалось, что они стоят прямо — но в реальности были чуть наклонены вправо. Самолет начал медленно крениться на правый бок. Что удивительно, первым неладное заподозрил Эльдар, а не три профессиональных летчика. Он спросил отца, который отвлекся на разговор с дочерью, почему самолет «поворачивается».
Еще удивительнее, что три пилота не сразу нашлись с ответом. Они упустили развитие ситуации, и хуже всего — до сих пор не знали, что автопилот уже не контролирует угол крена. Пискарев и Макаров предположили, что самолет вошел в зону ожидания и просто летает по кругу — на навигационном дисплее как раз появилась дуга. Однако самолет находился на высоте около 10 километров вдали от пункта назначения, и неясно, почему экипаж так быстро поверил в версию о выходе в зону ожидания. С другой стороны, разработчики системы автопилота допускали, что может возникнуть ложная траектория.
Упал как лист
Постепенно крен вправо превысил допустимое значение и достиг 45 градусов. Наконец, экипаж в кабине заметил перегрузку и начал срочно исправлять ситуацию. В такой ситуации непосредственно управлять самолетом мог только второй пилот Пискарев. Однако его кресло было отодвинуто назад до упора, и из-за роста в 160 сантиметров летчик не мог дотянуться до всех органов управления. А подвинуть кресло нельзя было из-за перегрузок. Командир Кудринский тоже не мог попасть в свое кресло.
В такой ситуации три летчика — Пискарев, Кудринский и Макаров — принялись наперебой давать команды Эльдару, который находился в сильном стрессе и не понимал, чего именно от него хотят. Более того, летчики использовали привычную для них лексику, не задумываясь, что обыватель может понимать ее иначе. Показательна команда Ярослава «Держи штурвал!»: подросток подумал, что нужно удерживать штурвал в текущем положении, хотя летчики под этой фразой подразумевают выравнивание самолета. Также в управление вмешивался и Пискарев, который пытался пересилить действия Эльдара.
Из-за угла крена более 80 градусов элероны потеряли эффективность и уже не могли вернуть самолет в эксплуатационный режим полета. A310 из-за нехватки подъемной силы (по сути, он летел боком) начал терять высоту. Автопилот, который по-прежнему отвечал за удержание высоты, вмешался и увеличил тангаж. Это лишь усугубило ситуацию, и лайнер начал сваливаться. Второй пилот больше всего беспокоился о слишком высокой скорости. В результате тягу двигателей снизили, а штурвал вытянули до упора на себя. Самолет сделал «свечку», встав практически вертикально.
Затем он развернулся носом вниз, быстро теряя высоту и вращаясь относительно своей продольной оси. Кудринский наконец смог занять свое место. Но его кресло тоже было в отодвинутом до упора положении. Самолет быстро терял скорость. Пилотам удалось выровнять положение A310, но горизонтальной скорости у лайнера почти не было: он, вращаясь как лист, снижался.
В последние секунды самолет удалось наклонить носом вниз для набора скорости, чтобы затем выровнять его — примерно так и выходят из сваливания. Однако должен быть приличный запас высоты, а здесь лайнер находился в сотнях метров от земли. Самолет рухнул почти плашмя в Кемеровской области возле города Междуреченск, загоревшись после удара. Из 75 человек на борту не выжил никто.
Вскоре стало ясно, что версии о теракте и столкновении в воздухе несостоятельны: двигатели работали вплоть до столкновения с землей, разброс обломков слишком маленький для разрушения самолета в полете. Первый намек на человеческий фактор возник, когда в разрушенной кабине обнаружили останки подростка. Это уже как минимум указывало на присутствие там постороннего лица. Но акт по результатам расследования представили спустя год после крушения: 22 марта 1995 года. Так подтвердилась версия, о которой поговаривали еще задолго до публикации финального отчета: за штурвалом нового и полностью исправного Airbus A310 находился 15-летний подросток, который по очевидным причинам не мог безопасно управлять лайнером.
В заключении акта о расследовании указано, что к катастрофе привели восемь факторов. Первый из них — разрешение командира Кудринского занять свое рабочее место сыну. Также критике подверглись действия второго пилота Пискарева, которые названы «неадекватными» и «неэффективными».
Зарубежные СМИ обрушились с критикой на «Аэрофлот», и это один из случаев, когда медиа едва ли можно упрекнуть в ангажированности. Как бы ни оправдывалась авиакомпания, катастрофа по причине того, что пилот посадил в свое кресло ребенка — нонсенс, в такое просто не верилось. Ущерб репутации «Аэрофлоту», которая начинала завоевывать место на международном рынке перевозок, был колоссальным. Парадоксально, но тогдашний гендиректор компании Владимир Тихонов назвал ситуацию вокруг катастрофы «обостренной неадекватной реакцией в российской и зарубежной прессе», что привело к потере около 30% возможных пассажиров. Стиль речи и формулировки в нынешние времена были бы явно совсем другими. Однако «Аэрофлот — Российские авиалинии» пережила эту и ряд других катастроф, сумев поработать над имиджем и закрепить свои позиции. С нынешними нормами безопасности подобная катастрофа едва ли могла случиться.
Новости
Региональный турнир памяти Стаса Копылова
Сегодня в Шелехове открывается традиционный региональный турнир по боксу памяти выпускника Восточно-Сибирского института МВД, ст. лейтенанта милиции, офицера СОБРа Станислава Копылова, Мастера Спорта России по боксу и рукопашному бою.
Общее руководство подготовкой и проведением соревнований осуществляют министерство спорта Иркутской области, Иркутская областная Федерация бокса, Центр спортивной подготовки сборных команд Иркутской области. При поддержке администрации города Шелехова и Администрации Шелеховского муниципального района. Турнир проводится так же при содействии ВСИ МВД России, Управления Росгвардии по Иркутской области, ветеранов службы МВД.
Уже третий год турнир памяти Мастера спорта России по боксу Станислава Копылова является Первенством Иркутской области среди старших юношей 2003 – 2004 г.р., и проводится в соответствии с календарным планом физкультурно-массовых и спортивных мероприятий.
Главный судья – Александр Преловский, судья всероссийской категории.
Соревнования соберут 120 участников – сильнейших спортсменов более чем из 20 территорий Иркутской области.
Турнир проводится 17 лет, с 2001 года, тогда мастер спорта по боксу, капитан милиции Копылов погиб в Чечне.
9 января 2019 года в 14.00 в спортивном зале «Металлург» в рамках церемонии открытия турнира состоится Урок Мужества «Станислав Копылов – спортсмен, воин, гражданин». В нем примут участие родители Станислава: Светлана Георгиевна и Юрий Григорьевич Копыловы, друзья, сокурсники, боевые товарищи по службе в СОБРе.
Традиционно в эти дни будут работать тематические экспозиции – выставка музея Г.И. Шелехова «Сыны Отечества. Станислав Копылов» и выставка современного вооружения. В рамках турнира участники и молодежь Шелеховского района встретятся с сотрудниками спецподразделений, ветеранами службы МВД.
Турнир продлится четыре дня. 12 января состоятся финальные бои и закрытие соревнований.
Региональный турнир по боксу памяти бойца спецназа Стаса Копылова открылся в Шелехове накануне
Жизнь достойного сотрудника милиции, мастера спорта России по боксу и рукопашному бою оборвалась от огнестрельного ранения в 2001 году. В память о нем в Шелехове, при поддержке друзей, коллег, родных, наставников по спорту и учебе, ежегодно проходят соревнования, участие в которых принимают молодые спортсмены из разных городов Иркутской области, Забайкальского края и Республики Бурятия.
Организаторами соревнования выступили администрация Шелеховского района и города, региональный главк МВД, Восточно-Сибирский институт МВД России и другие.
В городском спортивном зале «Строитель» около 150 участников из разных уголков Сибири приветствовали родители Стаса – Светлана Георгиевна и Юрий Георгиевич Копыловы, заместитель командира СОБРа подполковник Михаил Агофонов, заслуженный мастер спорта России по боксу, пятикратный чемпион России, трехкратный чемпион Европы, участник олимпийских игр в Сиднее ст. лейтенант полиции Алексей Мишин, президент федерации бокса города Шелехова Андрей Кобяков и многие другие.
Турнир проходит в 50-летний юбилей спортивной шелеховской организации. Настоящим подарком для участников, болельщиков и гостей соревнований стало историческое событие. Участник эстафеты Олимпийского огня в Иркутске многократный чемпион области по баскетболу, тренер спортивного клуба «Шелехов» Александр Грудинский передал в руки главе города Валерию Десятову олимпийский факел. Теперь символ олимпиады будет находиться в музее спортивной славы.
Этот волнующий момент на турнире в честь памяти Стаса Копылова ляжет в историю города металлургов. В этот день, в городском кинотеатре «Юность» для обучающихся городских школ Шелехова организаторы соревнований, провели урок мужества. Школьникам рассказали о жизни и нелегких достижениях Стаса Копылова. Ветераны шелеховской школы бокса, говоря о своем ученике, отметили, что его любимый вид спорта – бокс только для мужественных и смелых людей, которые смогут защитить свою Родину и близких.
Завтра, 22 декабря в 11 часов дня в спортивном зале «Строитель» города Шелехова состоятся финальные бои и торжественное закрытие турнира.
По информации пресс-службы ОМВД по Шелеховскому району