старые наличники вторая жизнь
Дизайнер превращает наличники со старых деревенских домов в колоритные шедевры
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Виталий родился в 1969 году в столице Удмуртии Ижевске, в Москве он живет и работает уже более двадцати лет. Получив образование в Школе искусств, он несколько лет трудился графическим дизайнером, потом арт-директором в журналах интерьера, а затем решил заняться промышленным дизайном. Он окончил высшую школу в Великобритании по этому направлению и через несколько лет организовал собственный проект Made in August («Сделано в августе»). Своей дизайн-лаборатории, которую он обустроил в гараже, Виталий дал такое название неслучайно. Он поясняет, что в этом английском словосочетании, с одной стороны, чувствуется романтика, а с другой – отсутствует привязка к месту, времени либо направлению деятельности.
Поначалу Жуйков много экспериментировал с самыми разными материалами – от пластика до металла. Однако в итоге он понял, что интереснее всего ему работать с деревом. Поскольку возможности (а, может быть, и острого желания) открыть собственное производство у Виталия не было, он решил брать уже готовые предметы, которые владельцам стали не нужны: из них дизайнер делает настоящие шедевры.
Виталию приходится часто ездить на свою родину в Удмуртию, и ему очень грустно смотреть, как постепенно умирают деревни и как сносят старинные деревянные дома с чудесными наличниками.
Дизайнер собирает в таких домах предметы быта и, конечно, уникальные наличники, которые иначе должны были отправиться на свалку. Он привозит их не только из Удмуртии, но и из других отдаленных уголков нашей страны.
В своей дизайн-лаборатории в Москве он придумывает, как обыграть ту или иную деревянную вещицу так, чтобы соединить в своей работе и простоту ремесла, и высокие технологии, сохраняя при этом изначальный, подлинный вид предмета.
Например, этот превращенный в зеркальную раму наличник из Ивановской области, на котором хорошо видна прекрасная фактура старого дерева, станет отличным подарком романтической девушке. Виталий отреставрировал его, обработал защитным антисептиком, а затем покрыл бесцветным акриловым лаком.
А его деревянный собрат стал витриной для коллекции тарелок, которую Виталий выполнил на заказ. Он постарался оставить на наличнике как можно больше «родной» краски, покрыв его бесцветным матовым лаком. Полки по фактуре и цвету сделаны под старое дерево.
А этот ивановский наличник прошел сильный обжиг, брашировку, а затем был покрыт несколькими слоями глубоко-матовой черной краски и бесцветным лаком. Наличник выглядит так, словно его вылепили из глины.
А еще Виталий делает из фрагментов наличников новогодние ёлки-зеркала. Тоже неплохой подарок. Наличники для «ёлок» он нашел в Удмуртии.
А это «бывшие» наличники их Городца. Изначально они были белыми. Такая синяя рама для зеркала выглядит очень эффектно.
Кстати, о зеркалах. Если сейчас такой подарок никого не удивляет, то у наших предков получить подобный презент считалось плохой приметой. Почему? Об этом можно узнать, прочитав наш материал запрещенные подарки: что нельзя был дарить на Руси
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как превратить резной наличник в антикварное зеркало
Мало кого из людей оставляет равнодушной ажурная резьба наличников старых домов, рассуждает Фомина. «К сожалению, сегодня это уходящая натура, хотя еще есть надежда на возрождение традиции в новом качестве, соответствующем архитектуре XXI века. Наша уникальная, даже в мировом масштабе, традиция должна жить!», – подчеркивает она. Если у вас есть гараж или домашняя мастерская, вы можете дать наличнику вторую жизнь, самостоятельно переделав его в зеркало или стеллаж. Если нет, то вы можете заказать такое изделие в профессиональной мастерской.
Мало кого из людей оставляет равнодушной ажурная резьба наличников старых домов, рассуждает Фомина. «К сожалению, сегодня это уходящая натура, хотя еще есть надежда на возрождение традиции в новом качестве, соответствующем архитектуре XXI века. Наша уникальная, даже в мировом масштабе, традиция должна жить!», – подчеркивает она. Если у вас есть гараж или домашняя мастерская, вы можете дать наличнику вторую жизнь, самостоятельно переделав его в зеркало или стеллаж. Если нет, то вы можете заказать такое изделие в профессиональной мастерской.
Самое простое – это найти уже снятые и выброшенные наличники, или, если вы знаете дом с наличниками, который готовится под снос или капительный ремонт, можно договориться с хозяевами о том, чтобы аккуратно снять наличники, советует Фомина. Если изначально геометрия наличника оставляет желать лучшего, то придется выравнивать задний край, чтобы зеркало держалось плотно и не раскололось.
Самое простое – это найти уже снятые и выброшенные наличники, или, если вы знаете дом с наличниками, который готовится под снос или капительный ремонт, можно договориться с хозяевами о том, чтобы аккуратно снять наличники, советует Фомина. Если изначально геометрия наличника оставляет желать лучшего, то придется выравнивать задний край, чтобы зеркало держалось плотно и не раскололось.
Искажение подрамника наличника может быть значительным, размер зеркала также может иметь погрешность, предупреждает Фомина. Чтобы зеркало не зажало рамой, и оно не лопнуло, заказывайте зеркальное полотно на 3-4 миллиметра меньше, чем выемка (выборка), которая проделывается специально под зеркальное полотно, советует она.
Искажение подрамника наличника может быть значительным, размер зеркала также может иметь погрешность, предупреждает Фомина. Чтобы зеркало не зажало рамой, и оно не лопнуло, заказывайте зеркальное полотно на 3-4 миллиметра меньше, чем выемка (выборка), которая проделывается специально под зеркальное полотно, советует она.
В качестве задней стенки будем использовать оргалит толщиной 2,8 миллиметра. Размер – на 2 сантиметра меньше задней поверхности наличника по всем сторонам. Если конструкция наличника и его подрамника недостаточно прочная, то в качестве задней стенки используется фанера толщиной 6-8 миллиметров, добавляет Фомина.
В качестве задней стенки будем использовать оргалит толщиной 2,8 миллиметра. Размер – на 2 сантиметра меньше задней поверхности наличника по всем сторонам. Если конструкция наличника и его подрамника недостаточно прочная, то в качестве задней стенки используется фанера толщиной 6-8 миллиметров, добавляет Фомина.
Можно упростить изготовление зеркала, исключив выборку. Для этого в качестве задней стенки используется фанера толщиной 6-8 миллиметров, зеркало размером на 4 миллиметра меньше проема кладется прямо на фанеру, спереди крепится декоративными штапиками по всему периметру проема, объясняет Фомина.
«Такой способ гораздо проще, но будет видно, что штапики новые. Их можно искусственно состарить, брашировать их, покрасить разведенной гуашью древесного оттенка для достижения эффекта состаренной древесины. После высыхания покрасить гуашью в цвет наличника, почти сразу слегка протерев штапики ветошью для достижения эффекта облезшей краски», – поясняет она.
Можно упростить изготовление зеркала, исключив выборку. Для этого в качестве задней стенки используется фанера толщиной 6-8 миллиметров, зеркало размером на 4 миллиметра меньше проема кладется прямо на фанеру, спереди крепится декоративными штапиками по всему периметру проема, объясняет Фомина.
«Такой способ гораздо проще, но будет видно, что штапики новые. Их можно искусственно состарить, брашировать их, покрасить разведенной гуашью древесного оттенка для достижения эффекта состаренной древесины. После высыхания покрасить гуашью в цвет наличника, почти сразу слегка протерев штапики ветошью для достижения эффекта облезшей краски», – поясняет она.
Первичная очистка от пыли и ошметок краски производится щеткой. Затем очень бережно вручную при помощи абразивной губки или стальной шерсти удаляются те остатки старой краски, которые слабо держаться на наличнике. Особая осторожность нужна при очистке ажурных элементов. Лак наносим кистью. Пока он сырой, наличник меняет цвет, но затем, при высыхании, возвращается оригинальный цвет.
Первичная очистка от пыли и ошметок краски производится щеткой. Затем очень бережно вручную при помощи абразивной губки или стальной шерсти удаляются те остатки старой краски, которые слабо держаться на наличнике. Особая осторожность нужна при очистке ажурных элементов. Лак наносим кистью. Пока он сырой, наличник меняет цвет, но затем, при высыхании, возвращается оригинальный цвет.
Следующий этап – покраска защитным лаком. Сначала мы очищаем и шлифуем наличник, готовим его к покраске. Подойдет любой матовый прозрачный акриловый лак на водной основе. Это нужно, чтобы защитить старый материал наличника от перепадов важности и облегчить очистку наличника от пыли в дальнейшем.
Следующий этап – покраска защитным лаком. Сначала мы очищаем и шлифуем наличник, готовим его к покраске. Подойдет любой матовый прозрачный акриловый лак на водной основе. Это нужно, чтобы защитить старый материал наличника от перепадов важности и облегчить очистку наличника от пыли в дальнейшем.
После высыхания лака вставляем зеркало и крепим заднюю крышку. На крышку устанавливаем мебельные навесы для крепления зеркала на стену. Хотя если наличник большой, его можно поставить прямо на пол. Работа закончена!
После высыхания лака вставляем зеркало и крепим заднюю крышку. На крышку устанавливаем мебельные навесы для крепления зеркала на стену. Хотя если наличник большой, его можно поставить прямо на пол. Работа закончена!
Колоритные шедевры из наличников от старых деревенских домов
Очень важно, что дизайнер старается сохранить индивидуальность и народный колорит старинных деревянных предметов, заложенный много лет назад авторами, но вместе с тем сделать их модными.
С таким зеркалом в спальне очень уютно.
Треугольное зеркало из старых наличников.
Виталий родился в 1969 году в столице Удмуртии Ижевске, в Москве он живет и работает уже более двадцати лет. Получив образование в Школе искусств, он несколько лет трудился графическим дизайнером, потом арт-директором в журналах интерьера, а затем решил заняться промышленным дизайном. Он окончил высшую школу в Великобритании по этому направлению и через несколько лет организовал собственный проект Made in August («Сделано в августе»). Своей дизайн-лаборатории, которую он обустроил в гараже, Виталий дал такое название неслучайно. Он поясняет, что в этом английском словосочетании, с одной стороны, чувствуется романтика, а с другой – отсутствует привязка к месту, времени либо направлению деятельности.
Фрагмент старого наличника.
Поначалу Жуйков много экспериментировал с самыми разными материалами – от пластика до металла. Однако в итоге он понял, что интереснее всего ему работать с деревом. Поскольку возможности (а, может быть, и острого желания) открыть собственное производство у Виталия не было, он решил брать уже готовые предметы, которые владельцам стали не нужны: из них дизайнер делает настоящие шедевры.
Настоящее произведение искусства.
Виталию приходится часто ездить на свою родину в Удмуртию, и ему очень грустно смотреть, как постепенно умирают деревни и как сносят старинные деревянные дома с чудесными наличниками.
Эффектное зеркало.
Дизайнер собирает в таких домах предметы быта и, конечно, уникальные наличники, которые иначе должны были отправиться на свалку. Он привозит их не только из Удмуртии, но и из других отдаленных уголков нашей страны.
Старые наличники могли бы лежать а свалке, но Виталий даёт им новую жизнь.
В своей дизайн-лаборатории в Москве он придумывает, как обыграть ту или иную деревянную вещицу так, чтобы соединить в своей работе и простоту ремесла, и высокие технологии, сохраняя при этом изначальный, подлинный вид предмета.
Дизайнер часто выполняет такую работу на заказ.
Например, этот превращенный в зеркальную раму наличник из Ивановской области, на котором хорошо видна прекрасная фактура старого дерева, станет отличным подарком романтической девушке. Виталий отреставрировал его, обработал защитным антисептиком, а затем покрыл бесцветным акриловым лаком.
Рама для зеркала выполнена из наличника.
А его деревянный собрат стал витриной для коллекции тарелок, которую Виталий выполнил на заказ. Он постарался оставить на наличнике как можно больше «родной» краски, покрыв его бесцветным матовым лаком. Полки по фактуре и цвету сделаны под старое дерево.
Шкафчик и его прежний вид.
А этот ивановский наличник прошел сильный обжиг, брашировку, а затем был покрыт несколькими слоями глубоко-матовой черной краски и бесцветным лаком. Наличник выглядит так, словно его вылепили из глины.
Создается впечатление, что рама для зеркала сделана из глины.
А еще Виталий делает из фрагментов наличников новогодние ёлки-зеркала. Тоже неплохой подарок. Наличники для «ёлок» он нашел в Удмуртии.
Ёлочки из наличников.
А это «бывшие» наличники их Городца. Изначально они были белыми. Такая синяя рама для зеркала выглядит очень эффектно.
Вещи с душой, или Новое решение для дома из старых наличников
Казалось бы, ну что можно сделать из оконных деревенских наличников? Тем более из старых, так сказать, отживших свой век. Несомненно, эти предметы уникальны, самобытны, но ведь это уже не модно, не оригинально, не креативно. Ведь сейчас так много других, более современных, более удобных материалов для отделки на любой вкус.
А не тут-то было, скажу я вам! Посмотрите, какие уникальные вещи из этого «ненужного хлама» делает художник из Москвы Виталий Жуйков.
Дизайнер Виталий Жуйков родился в Удмуртии. После 8-го класса поступил в строительный колледж, затем учился в Москве, закончил Британскую высшую школу дизайна (British Higher School of Art & Design). Затем 15 лет работал графическим дизайнером и арт-директором в журналах, посвященных дизайну интерьеров. В 2012 году организовал собственную дизайн-лабораторию August.
Однако идея создания коллекции предметов интерьера из старых наличников, дверей, амбарных досок пришла к нему не сразу. Сначала Виталий занимался реставрацией старой мебели, а точнее — стульев. «Я их реставрировал, красил в интересные цвета, придумывал необычные сидушки, спинки, и люди начали обращать на это внимание, им стало интересно: ведь подобные вещи не только необычны по дизайну, но ещё и практичны. Когда я только начал заниматься этим, мне в соцсетях постоянно присылали фотографии выброшенных стульев и адреса, где их можно было найти», — рассказывает художник.
Но однажды летом он гостил в Удмуртии и увидел, как знакомая, решив обшить свой старый дом сайдингом, выбрасывает наличники. Виталий не смог пройти мимо ставшей ненужной старины и привёз свой первый наличник в Москву, обработал его, вставил зеркало. С этого всё и началось. Впоследствии деятельность по переделке стульев стала художнику неинтересна, и он полностью переключился на работу со старинными предметами. Коллекция, созданная им из этих предметов, получила название UТВАРЬ и слоган «Выносимая грубость бытия». В нее вошли серия наличников Portal, столы из старых дверей, сундуки-комоды, зеркала из спилов старых деревьев.
Наличник-стеллаж Portal brut — найден в г.Сарапуле в доме под снос (примерно 1920-е гг.) Оснащен полками из старых заборных досок, найденных в д. Макшаки. Задняя стенка обита ржавым кровельным железом, найденным на старом участке в д. Дулесово.
Наличник-стеллаж Portal red — найден в г.Сарапуле в доме под снос (примерно 1940-1950 гг.) Отремонтирован и окрашен красной матовой эмалью.
Наличник-стеллаж Portal steelage — найден в г. Кинешма (Ивановская обл.) (примерно 1950-е гг.) Отреставрирован, выбелен тонирующим акриловым лаком, полки обработаны маслом. На задней стенке натянута пластиковая сетка-рабица. Поверхность стеллажа фактурная, с облупившейся старой краской.
Наличник-зеркало Portal skipper — найден в доме под снос в г. Ижевске (примерно 1920-е гг.) Верхняя часть украшена перекрещенными якорями (когда-то Ижевский и Воткинский заводы ковали морские и речные якоря, поэтому мастера использовали этот символ для того, чтобы показать свою причастность к производству)
Наличник-зеркало Portal karl — найден на ул. Карла Маркса в г. Ижевске (отсюда и название karl) (примерно 1950-е гг.) Небольшой и аккуратный, оснащен зеркалом с фацетом.
Наличник-зеркало из коллекции Portal. Найден в г. Сарапул (примерно 1930-1940-е гг.)
Наличники-зеркала PORTAL Shatura — найдены в г. Шатура (Московская обл.) (примерно 1940-е гг.)
Наличник-стеллаж Steelage — найден в г.Сарапуле в доме под снос (примерно 1950-е гг.) Полки изготовлены из старой амбарной доски. Конструкция обработана маслом с воском. На заднюю стенку натянута пластиковая сетка-рабица черного цвета.
В течение двух лет художник собирал эти предметы для своей коллекции в Сарапуле. «Дело в том, что я знаю эту местность, знаю дома, их историю, людей, которые там жили. Мне легче и приятнее работать, когда чувствую, что есть отдача, какая-то энергия. Корни дают о себе знать. Поэтому каждый год я заказываю «Газель» и везу предметы старины в Москву», говорит Виталий. В поисках рабочего материала для своих работ он устраивает целые экспедиции: ездит по деревням, знакомится с хозяевами и оставляет записки на заброшенных домах с предложениями о покупке наличников.
Что касается стоимости таких изделий, то здесь все зависит от размера и года создания самого наличника. Если это очень старый наличник, Виталий старается не вносить никаких дизайнерских новшеств, а просто вставлять зеркало. Ведь это уже антиквариат, и ценен сам факт его существования. Например, в запасах художника имеется экземпляр 1905 года и ещё несколько старинных наличников величиной более трёх метров. Такие экземпляры можно смело назвать бесценными, поэтому и цена на них — по запросу. Стоимость готовых изделий из наличников попроще — от 20 тыс. рублей. Их покупают ценители дачной эстетики и любители современных стилей (лофт, минимализм и т.д.). Особый интерес проявляют иностранцы.
Этот наличник-стеллаж теперь живёт во Франции
На изготовление одного зеркала из наличника уходит приблизительно одна неделя. Если это стеллаж, то времени требуется гораздо больше. Технология изготовления таких изделий довольна проста: их зачищают, обрабатывают антисептиком, затем в ход идут масло и воск. Лак используется крайне редко, т.к. на дереве появляется неприятная химическая пленка. Если дерево не крашеное, то его обрабатывают только маслом, предварительно пройдясь по поверхности металлической щёткой. «Когда я вижу, что наличник крашенный, а цвет — не очень интересный, то с чистой совестью выкрашиваю его в какие-то модные интересные цвета. С ним уже ничего не сделать: старую краску никак не снять, зачастую там её — несколько десятков слоёв» — признаётся художник.
Срок службы обработанных наличников — более 100 лет! Максимум, что может произойти с деревом, по словам Виталия, — небольшое ссыхание. Но это обычно происходит при его эксплуатации на улице. А в домашних условиях такой предмет интерьера может прослужить десятки, а то и сотни лет.
Поленница из фрагментов старого разрушенного наличника
Несмотря на то, что наличники — это все-таки деревенская тематика, и казалось бы, лучше всего они будут смотреться где-нибудь в загородном доме или на даче, дизайнер считает что им самое место именно в городской квартире: «. Очень хорошо смотрятся в городских минималистичных интерьерах, хорошо контрастируя со стеклом, бетоном и привнося в такой дизайн свою теплоту. В городской среде наличники становятся акцентным предметом, вокруг которого можно выстроить весь интерьер. Это как некая скульптура, арт-объект, который играет очень яркую роль. На мой взгляд, здесь они смотрятся гораздо лучше, чем в загородных дачных домах, где они зачастую просто теряются», — говорит создатель необычных предметов.
Сейчас уже появились и последователи, которые копируют идею переделки старых оконных наличников в различные полезные вещи для дома. «Но я не сержусь — это ведь не плохо, что люди начали обращать внимание на вещи с историей, необычные фактуры» — говорит Виталий.
Кроме того, в современнй дизайн городской квартиры отлично впишется и креативная мебель Виталия Жуйкова, также выполненная из старых и кому-то совершенно ненужных предметов. Например:
Стол из корыта, найденный в одной из поездок в Удмуртию в поисках наличников; его отдали впридачу (а ведь из него когда-то хрюшки кушали)
Или вот этот журнальный стол Implant 2 — сделан из старых церковных напольных досок, найденных возле храма в селе Яромаска, Удмуртия. В столешницу инкрустирована дубовая резная вставка от дверцы старого шкафа. Сам шкаф был найден в доме под снос в Ижевске. Ножки сделаны из стоек перил, взятых с дачи в селе Степаново. Стол тонирован и пропитан маслом с воском.
Стол Amabar. Столешница изготовлена из старой деревенской двери, найденной в селе Нечкино (примерно 1950-е гг.) Обработан маслом и воском. Подстолье из металлического профиля.
Но Виталий не собирается останавливаться на достигнутом! Как говорится, талантливый человек— талантлив во всем: «На данный момент вот увлёкся плетением по дереву. Вообще я открыт ко всему, всеяден. Мне очень интересно экспериментировать и пробовать что-то новое. Сейчас присматриваюсь к керамике и думаю, почему бы не совместить в моём творчестве два направления: наличники и керамику. Конечно, наличники — это «рабочая лошадка». Они меня кормят и дают возможность экспериментировать. В планах же — создание штучного дизайна, небольших серий, коллекционных вещей, которые не хотелось бы потом повторять».
Конечно, может быть кто-то скажет: «Ерунда какая-то, всякий хлам собирает»! Но, на мой взгляд, — это уникальные вещи! Стильно, необычно, изящно и неповторимо! А главное — прекрасная возможность сохранить уходящие предметы нашего прошлого, которое уже никогда не вернется!
«Новодел — это другое. Его сразу видно. В нём нет той души, истории, фактуры, которая присутствует в вещах, проживших долгую жизнь». (Виталий Жуйков).