старая актриса заболоцкий краткое содержание для читательского дневника

«Старая актриса» Н. Заболоцкий

В позолоченной комнате стиля ампир,
Где шнурками затянуты кресла,
Театральной Москвы позабытый кумир
И владычица наша воскресла.

В затрапезе похожа она на щегла,
В три погибели скорчилось тело.
А ведь, Боже, какая актриса была
И какими умами владела!

Что-то было нездешнее в каждой черте
Этой женщины, юной и стройной,
И лежал на тревожной ее красоте
Отпечаток Италии знойной.

Ныне домик ее превратился в музей,
Где жива ее прежняя слава,
Где старуха подчас удивляет друзей
Своевольем капризного нрава.

Орденов ей и званий немало дано,
И она пребывает в надежде,
Что красе ее вечно сиять суждено
В этом доме, как некогда прежде.

Здесь картины, портреты, альбомы, венки,
Здесь дыхание южных растений,
И они ее образ, годам вопреки,
Сохранят для иных поколений.

И не важно, не важно, что в дальнем углу,
В полутемном и низком подвале,
Бесприютная девочка спит на полу,
На тряпичном своем одеяле!

Здесь у тетки-актрисы из милости ей
Предоставлена нынче квартира.
Здесь она выбивает ковры у дверей,
Пыль и плесень стирает с ампира.

И когда ее старая тетка бранит,
И считает и прячет монеты, –
О, с каким удивленьем ребенок глядит
На прекрасные эти портреты!

Разве девочка может понять до конца,
Почему, поражая нам чувства,
Поднимает над миром такие сердца
Неразумная сила искусства!

Дата создания: 1956 г.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Старая актриса»

Стихи Николая Заболоцкого наделены глубинным философским смыслом. Этот поэт умел не только подмечать наиболее важные моменты жизни, но и проводить параллели меду событиями и явлениями. Именно по этой причине над каждым произведением автора приходится задумываться, чтобы понять, какой смысл он вкладывал в ту или иную строчку.

Человек настолько многогранен и непредсказуем, что даже такой тонкий знаток душ, как Николай Заболоцкий, не берется давать оценку тем или иным поступкам. Он может лишь констатировать факты, выступая в роли стороннего наблюдателя. И этот непредвзятый взгляд на события и явления помогает постичь суть вещей, которые предстают совсем в ином ракурсе. Таким является и стихотворение «Старая актриса», написанное в 1956 году. Автор умышленно не называет имен, так как созданный им образ может подойти ко многим служительницам Мельпомены. Тем не менее, поэт мастерски показывает, что обычная с виду женщина может не только блистать на сцене, но и покорять сердца миллионов людей теми образами, которые она создает.

Комната, в которой живет старая актриса, словно бы является продолжением сценических декораций. Она выдержана в стиле ампир, и «шнурками затянуты кресла», словно корсеты модных барышень. Вот только ее хозяйка, без грима и нарядов, напоминает щегла, беззащитного и загнанного в угол житейскими обстоятельствами. Описывая внешность той, которая когда-то была кумиром нескольких поколений, автор отмечает: «Что-то было нездешнее в каждой черте этой женщины, юной и стройной». В ее жилах явно текла кровь пылких и темпераментных южан, которая дает знать о себе по сей день. Ведь из ослепительной женщины, способной одним взглядом пленять мужские сердца, актриса превратилась в старуху, которая своими капризами изводит окружающих.

Она живет в квартире, которую еще при жизни превратила в собственный музей, рассчитывая таким образом вернуть прошлое. «Здесь картины, портреты, альбомы, венки, здесь дыхание южных растений», – так поэт описывает последнее пристанище своей героини. При этом он старается быть объективен, отмечая, что старухе по хозяйству помогает юная племянница-сирота, которой тетка отвела крохотную каморку в подвале. Столь жестокой обращение с девочкой никак не вяжется с образом героини многочисленных фильмов и спектаклей. Даже юная племянница с трудом пытается отыскать сходство между этой злобной старухой и настоящей принцессой, изображенной на многочисленных портретах. Однако ни у девочки, ни у автора нет ответа на вопрос, почему, «поражая нам чувства, поднимает над миром такие сердца неразумная сила искусства».

Источник

Николай Заболоцкий – Старая актриса

Николай Заболоцкий – Старая актриса

В позолоченной комнате стиля ампир,
Где шнурками затянуты кресла,
Театральной Москвы позабытый кумир
И владычица наша воскресла.

В затрапезе похожа она на щегла,
В три погибели скорчилось тело.
А ведь, Боже, какая актриса была
И какими умами владела!

Что-то было нездешнее в каждой черте
Этой женщины, юной и стройной,
И лежал на тревожной ее красоте
Отпечаток Италии знойной.

Ныне домик ее превратился в музей,
Где жива ее прежняя слава,
Где старуха подчас удивляет друзей
Своевольем капризного нрава.

Орденов ей и званий немало дано,
И она пребывает в надежде,
Что красе ее вечно сиять суждено
В этом доме, как некогда прежде.

Здесь картины, портреты, альбомы, венки,
Здесь дыхание южных растений,
И они ее образ, годам вопреки,
Сохранят для иных поколений.

И не важно, не важно, что в дальнем углу,
В полутемном и низком подвале,
Бесприютная девочка спит на полу,
На тряпичном своем одеяле!

Здесь у тетки-актрисы из милости ей
Предоставлена нынче квартира.
Здесь она выбивает ковры у дверей,
Пыль и плесень стирает с ампира.

И когда ее старая тетка бранит,
И считает и прячет монеты,-
О, с каким удивленьем ребенок глядит
На прекрасные эти портреты!

Разве девочка может понять до конца,
Почему, поражая нам чувства,
Поднимает над миром такие сердца
Неразумная сила искусства!

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push(<>);

Анализ стихотворения «Старая актриса» Заболоцкого

Стихотворение «Старая актриса» было написано Николаем Заболоцким в 1956 году и относится к позднему периоду творчества поэта. В это время он глубоко задумывался о том возможна ли внешняя красота без внутренней и наоборот, а также о неразрывной связи эстетики с этикой.

Тема и основная мысль произведения

Темой классического, во многом программного произведения «Старая актриса» является несоответствие между внешним и внутренним, между парадным обликом и мелочной душой, скрывающейся за ним. Для позднего Заболоцкого характерны этические поиски, в том числе и размышления об этике и эстетике. В стихотворении «Некрасивая девочка» он рассуждает о превосходстве внутренней красоты над внешней. «Старая актриса» посвящена обратной ситуации, обманчивости физической красоты, ее тленности, обнажающей душевное уродство.

Ребенок не в силах понять, как красавица-актриса превратилась в бранящуюся тетку. И если изначально читателю кажется, что поэт рассказывает историю о бренности земной славы, о том, что время способно превратить юную женщину, кумира, владычицу, в скорченную старуху, то именно детский взгляд расставляет все по своим местам. Внешний облик всего лишь стал отражением внутреннего. В поэзии позднего Заболоцкого это характерный прием, когда взгляд ребенка становится символом истинного видения, показывающего человеческую суть.

Иллюзия красоты, которая рушится еще при описании интерьера дома, превращенного в пыльный музей, где «Старая актриса, портреты, альбомы, венки», окончательно утрачивает силу, когда читатель видит бесприютного ребенка, спящего почти на голом полу и целыми днями ухаживающего за этим «ампиром».

В финале произведения становится ясно, что нынешняя внешность актрисы – затрапезная, неряшливая, согбенная – полностью соответствует ее внутреннему содержанию. И тут поэт с хорошо различимым негодованием ставит перед читателем следующий важный этический вопрос — как искусство может «поднимать над миром такие сердца»? И сам отвечает на него, называя его силу – неразумной. По мнению Заболоцкого, выраженному и в других его программных произведениях, искусство лишь тогда разумно и истинно, когда в нем есть правда настоящих чувств.

Жанр и размер

Стихотворение написано в жанре философской лирики. Его размер – анапест.

Выразительные средства

Отточенный поэтический талант Заболоцкого, его уникальный стиль нашел выражение и в широте литературных приемов, использованных им. Среди них:

Произведение «Старая актриса» еще один пример того, насколько художественный взгляд на мир присущ Заболоцкому. Портрет главной героини он практически «рисует», тщательно выписывая все детали интерьера.

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Источник

Николай Заболоцкий – Старая актриса

Николай Заболоцкий – Старая актриса

В позолоченной комнате стиля ампир,
Где шнурками затянуты кресла,
Театральной Москвы позабытый кумир
И владычица наша воскресла.

В затрапезе похожа она на щегла,
В три погибели скорчилось тело.
А ведь, Боже, какая актриса была
И какими умами владела!

Что-то было нездешнее в каждой черте
Этой женщины, юной и стройной,
И лежал на тревожной ее красоте
Отпечаток Италии знойной.

Ныне домик ее превратился в музей,
Где жива ее прежняя слава,
Где старуха подчас удивляет друзей
Своевольем капризного нрава.

Орденов ей и званий немало дано,
И она пребывает в надежде,
Что красе ее вечно сиять суждено
В этом доме, как некогда прежде.

Здесь картины, портреты, альбомы, венки,
Здесь дыхание южных растений,
И они ее образ, годам вопреки,
Сохранят для иных поколений.

И не важно, не важно, что в дальнем углу,
В полутемном и низком подвале,
Бесприютная девочка спит на полу,
На тряпичном своем одеяле!

Здесь у тетки-актрисы из милости ей
Предоставлена нынче квартира.
Здесь она выбивает ковры у дверей,
Пыль и плесень стирает с ампира.

И когда ее старая тетка бранит,
И считает и прячет монеты,-
О, с каким удивленьем ребенок глядит
На прекрасные эти портреты!

Разве девочка может понять до конца,
Почему, поражая нам чувства,
Поднимает над миром такие сердца
Неразумная сила искусства!

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push(<>);

Анализ стихотворения «Старая актриса» Заболоцкого

Стихотворение «Старая актриса» было написано Николаем Заболоцким в 1956 году и относится к позднему периоду творчества поэта. В это время он глубоко задумывался о том возможна ли внешняя красота без внутренней и наоборот, а также о неразрывной связи эстетики с этикой.

Тема и основная мысль произведения

Темой классического, во многом программного произведения «Старая актриса» является несоответствие между внешним и внутренним, между парадным обликом и мелочной душой, скрывающейся за ним. Для позднего Заболоцкого характерны этические поиски, в том числе и размышления об этике и эстетике. В стихотворении «Некрасивая девочка» он рассуждает о превосходстве внутренней красоты над внешней. «Старая актриса» посвящена обратной ситуации, обманчивости физической красоты, ее тленности, обнажающей душевное уродство.

Ребенок не в силах понять, как красавица-актриса превратилась в бранящуюся тетку. И если изначально читателю кажется, что поэт рассказывает историю о бренности земной славы, о том, что время способно превратить юную женщину, кумира, владычицу, в скорченную старуху, то именно детский взгляд расставляет все по своим местам. Внешний облик всего лишь стал отражением внутреннего. В поэзии позднего Заболоцкого это характерный прием, когда взгляд ребенка становится символом истинного видения, показывающего человеческую суть.

Иллюзия красоты, которая рушится еще при описании интерьера дома, превращенного в пыльный музей, где «Старая актриса, портреты, альбомы, венки», окончательно утрачивает силу, когда читатель видит бесприютного ребенка, спящего почти на голом полу и целыми днями ухаживающего за этим «ампиром».

В финале произведения становится ясно, что нынешняя внешность актрисы – затрапезная, неряшливая, согбенная – полностью соответствует ее внутреннему содержанию. И тут поэт с хорошо различимым негодованием ставит перед читателем следующий важный этический вопрос — как искусство может «поднимать над миром такие сердца»? И сам отвечает на него, называя его силу – неразумной. По мнению Заболоцкого, выраженному и в других его программных произведениях, искусство лишь тогда разумно и истинно, когда в нем есть правда настоящих чувств.

Жанр и размер

Стихотворение написано в жанре философской лирики. Его размер – анапест.

Выразительные средства

Отточенный поэтический талант Заболоцкого, его уникальный стиль нашел выражение и в широте литературных приемов, использованных им. Среди них:

Произведение «Старая актриса» еще один пример того, насколько художественный взгляд на мир присущ Заболоцкому. Портрет главной героини он практически «рисует», тщательно выписывая все детали интерьера.

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Источник

Николай Заболоцкий — Старая актриса: Стих

В позолоченной комнате стиля ампир,
Где шнурками затянуты кресла,
Театральной Москвы позабытый кумир
И владычица наша воскресла.

В затрапезе похожа она на щегла,
В три погибели скорчилось тело.
А ведь, Боже, какая актриса была
И какими умами владела!

Что-то было нездешнее в каждой черте
Этой женщины, юной и стройной,
И лежал на тревожной ее красоте
Отпечаток Италии знойной.

Ныне домик ее превратился в музей,
Где жива ее прежняя слава,
Где старуха подчас удивляет друзей
Своевольем капризного нрава.

Орденов ей и званий немало дано,
И она пребывает в надежде,
Что красе ее вечно сиять суждено
В этом доме, как некогда прежде.

Здесь картины, портреты, альбомы, венки,
Здесь дыхание южных растений,
И они ее образ, годам вопреки,
Сохранят для иных поколений.

И не важно, не важно, что в дальнем углу,
В полутемном и низком подвале,
Бесприютная девочка спит на полу,
На тряпичном своем одеяле!

Здесь у тетки-актрисы из милости ей
Предоставлена нынче квартира.
Здесь она выбивает ковры у дверей,
Пыль и плесень стирает с ампира.

И когда ее старая тетка бранит,
И считает и прячет монеты,-
О, с каким удивленьем ребенок глядит
На прекрасные эти портреты!

Разве девочка может понять до конца,
Почему, поражая нам чувства,
Поднимает над миром такие сердца
Неразумная сила искусства!

Анализ стихотворения «Старая актриса» Заболоцкого

Стихотворение «Старая актриса» было написано Николаем Заболоцким в 1956 году и относится к позднему периоду творчества поэта. В это время он глубоко задумывался о том возможна ли внешняя красота без внутренней и наоборот, а также о неразрывной связи эстетики с этикой.

Тема и основная мысль произведения

Темой классического, во многом программного произведения «Старая актриса» является несоответствие между внешним и внутренним, между парадным обликом и мелочной душой, скрывающейся за ним. Для позднего Заболоцкого характерны этические поиски, в том числе и размышления об этике и эстетике. В стихотворении «Некрасивая девочка» он рассуждает о превосходстве внутренней красоты над внешней. «Старая актриса» посвящена обратной ситуации, обманчивости физической красоты, ее тленности, обнажающей душевное уродство.

Ребенок не в силах понять, как красавица-актриса превратилась в бранящуюся тетку. И если изначально читателю кажется, что поэт рассказывает историю о бренности земной славы, о том, что время способно превратить юную женщину, кумира, владычицу, в скорченную старуху, то именно детский взгляд расставляет все по своим местам. Внешний облик всего лишь стал отражением внутреннего. В поэзии позднего Заболоцкого это характерный прием, когда взгляд ребенка становится символом истинного видения, показывающего человеческую суть.

Иллюзия красоты, которая рушится еще при описании интерьера дома, превращенного в пыльный музей, где «Старая актриса, портреты, альбомы, венки», окончательно утрачивает силу, когда читатель видит бесприютного ребенка, спящего почти на голом полу и целыми днями ухаживающего за этим «ампиром».

В финале произведения становится ясно, что нынешняя внешность актрисы – затрапезная, неряшливая, согбенная – полностью соответствует ее внутреннему содержанию. И тут поэт с хорошо различимым негодованием ставит перед читателем следующий важный этический вопрос — как искусство может «поднимать над миром такие сердца»? И сам отвечает на него, называя его силу – неразумной. По мнению Заболоцкого, выраженному и в других его программных произведениях, искусство лишь тогда разумно и истинно, когда в нем есть правда настоящих чувств.

Жанр и размер

Стихотворение написано в жанре философской лирики. Его размер – анапест.

Выразительные средства

Отточенный поэтический талант Заболоцкого, его уникальный стиль нашел выражение и в широте литературных приемов, использованных им. Среди них:

Произведение «Старая актриса» еще один пример того, насколько художественный взгляд на мир присущ Заболоцкому. Портрет главной героини он практически «рисует», тщательно выписывая все детали интерьера.

Источник

Анализ стихотворения Заболоцкого “Старая актриса”

Стихи Николая Заболоцкого наделены глубинным философским смыслом. Этот поэт умел не только подмечать наиболее важные моменты жизни, но и проводить параллели меду событиями и явлениями. Именно по этой причине над каждым произведением автора приходится задумываться, чтобы понять, какой смысл он вкладывал в ту или иную строчку.

Человек настолько многогранен и непредсказуем, что даже такой тонкий знаток душ, как Николай Заболоцкий, не берется давать оценку тем или иным поступкам. Он может лишь констатировать факты, выступая в роли стороннего

Автор умышленно не называет имен, так как созданный им образ может подойти ко многим служительницам Мельпомены. Тем не менее, поэт мастерски показывает, что обычная с виду женщина может не только блистать на сцене, но и покорять сердца миллионов людей теми образами, которые она создает.

Комната, в которой живет старая актриса, словно бы является продолжением сценических декораций. Она выдержана

В ее жилах явно текла кровь пылких и темпераментных южан, которая дает знать о себе по сей день. Ведь из ослепительной женщины, способной одним взглядом пленять мужские сердца, актриса превратилась в старуху, которая своими капризами изводит окружающих.

Она живет в квартире, которую еще при жизни превратила в собственный музей, рассчитывая таким образом вернуть прошлое. “Здесь картины, портреты, альбомы, венки, здесь дыхание южных растений”, – так поэт описывает последнее пристанище своей героини. При этом он старается быть объективен, отмечая, что старухе по хозяйству помогает юная племянница-сирота, которой тетка отвела крохотную каморку в подвале. Столь жестокой обращение с девочкой никак не вяжется с образом героини многочисленных фильмов и спектаклей.

Даже юная племянница с трудом пытается отыскать сходство между этой злобной старухой и настоящей принцессой, изображенной на многочисленных портретах. Однако ни у девочки, ни у автора нет ответа на вопрос, почему, “поражая нам чувства, поднимает над миром такие сердца неразумная сила искусства”.

Related posts:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *