станиславский биография личная жизнь
Константин Сергеевич Станиславский
Первый и незаконнорожденный его сын от крестьянской девушки Авдотьи Назаровны Копыловой В. С. Сергеев (1883-1941) был усыновлён отцом Станиславского С. В. Алексеевым, по имени которого получил фамилию и отчество, впоследствии стал профессором МГУ, историком античности.
Сценические опыты начал в 1877 году в домашнем Алексеевском кружке. Усиленно занимался пластикой и вокалом с лучшими педагогами, учился на примерах актёров Малого театра, среди его кумиров были Ленский, Музиль, Федотова, Ермолова. Играл в опереттах: «Графиня де ла Фронтьер» Лекока (атаман разбойников), «Мадемуазель Нитуш» Флоримора, «Микадо» Салливана (Нанки-Пу).
На любительской сцене в доме А. А. Карзинкина на Покровском бульваре в декабре 1884 года состоялось его первое выступление в роли Подколесина в гоголевской «Женитьбе». Также впервые молодой актёр работал под руководством артиста Малого театра М. А. Решимова, ставившего спектакль.
В 1886 году Константина Алексеева избрали членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и состоящей при нём консерватории. Его сотоварищами по дирекции консерватории были П. И. Чайковский, С. И. Танеев, С. М. Третьяков. Вместе с певцом и педагогом Ф. П. Комиссаржевским и художником Ф. Л. Соллогубом Алексеев разрабатывает проект Московского Общества Искусства и Литературы (МОИиЛ), вложив в него личные финансовые средства. В это время, чтобы скрыть свою настоящую фамилию, взял для сцены фамилию Станиславский.
Толчком к созданию Общества послужила встреча с режиссёром А. Ф. Федотовым: в его спектакле «Игроки» Н. Гоголя Станиславский сыграл Ихарева. Первый спектакль состоялся 8 (20) декабря 1888 года. За десять лет работы на сцене МОИиЛ Станиславский стал известным актёром, его исполнение ряда ролей сравнивалось с лучшими работами профессионалов императорской сцены, часто в пользу актёра-любителя: Анания Яковлева в «Горькой судьбине» (1888) и Платона Имшина в «Самоуправах» А. Писемского; Паратова в «Бесприданнице» А. Островского (1890); Звездинцева в «Плодах просвещения» Л. Толстого (1891).
В январе 1891 года Станиславский официально взял на себя в Обществе искусства и литературы руководство режиссёрской частью. Поставил спектакли «Уриэль Акоста» К. Гуцкова (1895), «Отелло» (1896), «Польский еврей» Эркмана-Шатриана (1896), «Много шума из ничего» (1897), «Двенадцатая ночь» (1897), «Потонувший колокол» (1898), сыграл Акосту, бургомистра Матиса, Бенедикта, Мальволио, мастера Генриха. Станиславский искал, по сформулированному им позже определению, «режиссёрские приёмы выявления духовной сущности произведения». По примеру мейнингенцев использует подлинные старинные или экзотические предметы, экспериментирует со светом, звуком, ритмом. Впоследствии Станиславский выделит свою постановку «Села Степанчикова» Достоевского (1891) и роль Фомы («Рай для артиста»).
Неудовлетворённость состоянием драматического театра в конце XIX века, необходимость реформ, отрицание сценической рутины провоцировали поиски А. Антуана и О. Брама, А. Южина в московском Малом театре и Вл. Немировича-Данченко в Филармоническом училище.
14 (26) июня 1898 года в подмосковном дачном месте Пушкино началась работа труппы Художественного театра, созданной из учеников Немировича-Данченко по Филармонии и актёров-любителей Общества искусства и литературы.
Значительнейшие спектакли Художественного театра, такие, как «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого, «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад» А. П. Чехова ставились Станиславским и Немировичем-Данченко совместно. В следующих постановках Чехова открытия Чайки были продолжены и приведены к гармонии. Принцип непрерывного развития объединял на сцене рассыпавшуюся, разрозненную жизнь. Был развит особый принцип сценического общения («объект вне партнера»), неполного, полузамкнутого. Зрителя на чеховских спектаклях МХТ радовало и томило узнавание жизни, в её немыслимой прежде подробности.
На судьбе Станиславского отозвались две последние его актёрские работы: Сальери в трагедии «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина (1915), и Ростанев, которого он должен был вновь играть в готовившейся с 1916 новой постановке «Села Степанчикова» Ф. М. Достоевского. Причина неудачи Ростанева, роли, не показанной публике, остается одной из загадок истории театра и психологии творчества. По многим свидетельствам, Станиславский «репетировал прекрасно». После генеральной репетиции 28 марта (10 апреля) 1917 года он прекратил работу над ролью. После того как «не разродился» Ростаневым, Станиславский навсегда отказался от новых ролей (нарушил этот отказ лишь в силу необходимости, во время гастролей за рубежом в 1922-1924 годах согласившись играть воеводу Шуйского в старом спектакле «Царь Фёдор Иоаннович»).
Осенью 1918 года Станиславский поставил 3-минутный шуточный фильм, который не выходил в прокат и не имеет названия (в сети встречается под названием «Рыбка»). В фильме принимают участие сам Станиславский и актёры Художественного театра И. М. Москвин, В. В. Лужский, А. Л. Вишневский, В. И. Качалов. Сюжет фильма заключается в следующем. В саду при доме в Каретном И. М. Москвин, В. В. Лужский, А. Л. Вишневский и Станиславский начинают репетицию и ждут опаздывающего В. И. Качалова. К ним подходит Качалов, который жестами показывает, что не может репетировать, так как у него что-то не в порядке с горлом. Москвин осматривает Качалова и извлекает у него из горла металлическую рыбку. Все смеются.
Первой постановкой Станиславского после революции стал «Каин» Д. Байрона (1920). Репетиции только начались, когда Станиславский был взят заложником при прорыве белых на Москву. Общий кризис усугублялся в Художественном театре тем, что значительная часть труппы во главе с Василием Качаловым, выехавшая в 1919 в гастрольную поездку, оказалась отрезанной военными событиями от Москвы. Безусловной победой стала постановка «Ревизора» (1921). На роль Хлестакова Станиславский назначил Михаила Чехова, недавно перешедшего из МХАТа (театр уже был объявлен академическим) в его 1-ю студию. В 1922 году МХАТ под руководством Станиславского отправляется в длительные зарубежные гастроли по Европе и Америке, которым предшествует возвращение (не в полном составе) качаловской труппы.
После тяжелого сердечного приступа, случившегося в юбилейный вечер в МХАТ в 1928, врачи навсегда запретили Станиславскому выходить на подмостки. Станиславский вернулся к работе только в 1929, сосредоточась на теоретических изысканиях, на педагогических пробах «системы» и на занятиях в своей Оперной студии Большого театра, существовавшей с 1918 года (ныне Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко).
Для постановки Отелло во МХАТе он написал режиссёрскую партитуру трагедии, которую акт за актом высылал вместе с письмами из Ниццы, где надеялся закончить лечение. Опубликованная в 1945, партитура осталась неиспользованной, поскольку И. Я. Судаков успел до окончания работы Станиславского выпустить спектакль.
Жена при великом муже: Полвека любви Константина Станиславского и Марии Лилиной
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Его псевдоним «Станиславский»- также возник не на ровном месте, его Константин Алексеев взял себе в 1885 году в знак признания талантливого артиста-любителя доктора Маркова, который также использовал его в качестве сценического имени.
О себе Станиславский в воспоминаниях писал так: «Я родился в Москве в 1863 году — на рубеже двух эпох. Я еще помню остатки крепостного права, сальные свечи, карселевые лампы, тарантасы, дормезы, эстафеты, кремневые ружья, маленькие пушки наподобие игрушечных. На моих глазах возникали в России железные дороги с курьерскими поездами, пароходы, создавались электрические прожекторы, автомобили, аэропланы, дредноуты, подводные лодки, телефоны — проволочные, беспроволочные, радиотелеграфы. и прочее ».
Несколько страниц из биографии великого режиссера
Будущий гений режиссуры родился морозным январским днем в 1863-м в Москве, в многодетной семье известного фабриканта и промышленника Сергея Алексеева. У него с женой Елизаветой Васильевной, матерью которой была знаменитая парижская артистка Мари Варлей, было десять детей. Маленький Костя был очень слабым ребёнком, страдал рахитом и часто болел. Почти до десяти лет не мог выговорить буквы «р» и «л». Но благодаря заботливой матери, он окреп и выздоровел, стал среди сверстников заводилой.
Родители много времени уделяли воспитанию и образованию своих отпрысков: с детьми занимались педагоги по музыке, танцам, литературе, иностранным языкам, фехтованию, словесности. У большого семейства был абонемент в ложу Большого театра, детей туда возили постоянно, не пропуская практически ни одной премьеры.
Вскоре детская забава перешла в разряд серьезных увлечений, и невзирая на то, что родители уготовили Константину роль наследника семейного бизнеса, он буквально проникся актерством и грезил театром. Тогда отец, пытаясь пресечь увлечение сына, назначил его управляющим фабрикой. Польщенный Константин гордо провозгласил на семейном совете: «Алексееву в театре не место!» Родители были счастливы, но… Спустя некоторое время до них начали доходить слухи, что на театральных подмостках появился артист «очень похожий на Константина», по фамилии Станиславский…
В действительности юноша умудрился совместить ответственную работу с увлечением. Так, днем решал производственные вопросы, а по вечерам играл в Алексеевском театральном кружке. Публика признавала Константина лучшим актёром-любителем и родителям ничего не оставалось, как смириться с увлечением своего наследника.
К слову, первая любовь Станиславского также была связана с театром. Однажды на приеме у императора Константин увидел балерину Анну Игансон и влюбился в нее без памяти. Чувства молодого человека были безответными, и это очень его тяготило.
Видя страдания молодого барина, его страсть утешила горничная – Авдотья Копылова. Все домашние знали об их связи, но не стали противиться. Более того, когда Авдотья родила сына, его практически приняли в семью, записав в метрике — Владимир Сергеевич Сергеев, дав отчество отца Константина. Заботясь о мальчике, дали ему прекрасное образование. В будущем он станет профессором истории античности.
А самого Константина родители пытались женить на девушке из приличной и состоятельной семьи, однако все попытки были обречены на провал – юноша напропалую крутил романы с актрисами.
В созданном МХАТ Станиславский одновременно был и директором, и режиссером, и актером, и теоретиком искусства. Именно там он создал ту самую знаменитую «Систему Станиславского». Стоит отметить, что всех своих актеров он муштровал нещадно. Даже маститых и знаменитых артистов он держал на сцене часами, заставляя без конца произносить одну и ту же фразу, отрабатывая жесты, движения мускул на лице.
Грянувшие события в 1917 году стали для Станиславского и Лилиной настоящей драмой. Один за другим погибали родные, терзал страх за будущее детей. От былого состояния, которое приносила фабрика ничего не осталось. Спасение от ужасных реалий жизни Константин Сергеевич и Мария Петровна находили в любви друг к другу и в театре.
В 1928 году МХАТ отмечал 30-тилетний юбилей. Со сцены Станиславского увезли в больницу с инфарктом. Больше он в качестве актера на сцену не выходил, учил молодых актеров и писал книги. Свою главную работу «Работа актёра над собой» гений режиссуры посвятил своей лучшей ученице, любимой артистке и преданной жене.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Константин Станиславский
Биография
Константин Сергеевич Станиславский – выдающийся актер, режиссер, педагог, театральный теоретик, создатель уникальной актерской системы, театра МХАТ и Оперного театра студии (Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко).
Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский – это псевдоним, который актер взял в 1885 году) родился в Москве 17 января 1863 года. Семья Константина владела домом возле Красных ворот, и никто из его родственников, кроме бабушки по матери, не имел отношения к театру. Бабушка Мари Варлей в молодости блистала на Парижских подмостках в амплуа трагической актрисы.
Константин Станиславский в детстве
В семье, помимо Константина, было еще девять детей. Родители много времени уделяли воспитанию и образованию отпрысков: с детьми занимались приходящие педагоги по музыке, танцам, литературе, иностранным языкам, фехтованию, словесности. По моде той эпохи Алексеевы устроили любительский театр.
Константин Станиславский с семьей
Представления, в которых нередко участвовали и профессиональные актеры, друзья дома, проводились для узкого круга близких родственников и гостей. Летом все общество перемещалось в Любимовку на реке Клязьме, где также был устроен домашний театр, названный Алексеевским.
Впервые маленький Костя принял участие в одном из семейных спектаклей в возрасте 4 лет, затем такие выступления стали постоянными. Мальчик, будучи от природы рахитичным и слабеньким, проявлял недюжинный талант в лицедействе, что родители всячески поощряли, но лишь в качестве увлечения. Настоящая «солидная» профессия ожидала Константина на отцовской ткацкой фабрике в должности директора.
Три года мальчик отучился в гимназии при институте восточных языков (который впоследствии успешно закончил в 1881 году), после чего упросил родителей забрать его домой.
Константин Станиславский в молодости
Все постановки Алексеевского кружка в период с 1877 по 1888 годы осуществлялись по инициативе юного Константина Сергеевича. Он был идейным вдохновителем, сорежиссером и одним из актеров любительских спектаклей.
Закончив Лазаревский институт, Константин Алексеев начал службу на отцовской фабрике, заняв должность директора. Днем он занимался делами, причем уделял немало внимания технической стороне вопроса (ездил за границу, изучал возможности развития производства и внедрял прогрессивные технологии на семейном предприятии), но мыслей о театре не оставил.
МХАТ и режиссура
В 1888 году Станиславский с Федором Комиссаржевским и Федором Сологубом организовал Московское общество искусства и литературы, устав которого разработал лично.
За десять лет деятельности общества Станиславский создал немало ярких персонажей, участвуя в спектаклях «Горькая судьбина», «Самоуправцы», «Бесприданница», «Плоды просвещения». Его актерский талант признала публика и видные критики. С 1891 года работа Станиславского в МОИиЛ уже заключалась не только в личном участии в постановках, он взял на себя руководство режиссурой.
Константин Станиславский в спектаклях «На дне» и «Три сестры»
Будучи режиссером общества, Константин Сергеевич поставил следующие спектакли:
В 1898 году произошла встреча Станиславского и Немировича-Данченко. 18 часов основатели классической театральной школы обсуждали проект создания Московского художественного театра. Первый состав труппы легендарного МХАТа отцы-основатели набрали из своих учеников, членов МОИиЛ и слушателей Московской филармонии.
Первая труппа МХАТа
Дебютировал новый театр спектаклем «Царь Федор Иоаннович», но настоящим событием мирового сценического искусства стала «Чайка» Чехова, представленная на суд зрителей в 1898 году. Впоследствии силуэт чайки стал символом театра и остается им по сей день, а с Антоном Павловичем у Станиславского завязались дружеские отношения, основанные на совместном творческом процессе.
Константин Сергеевич уделял много времени режиссуре, воспитанию молодых актеров, теоретической и практической разработке своей системы, согласно которой артист должен полностью вживаться в роль, а не изображать чужие переживания, одновременно стараясь передать зрителю основные мысли пьесы.
Константин Станиславский в спектакле «Дядя Ваня»
В 1912 году при МХАТе открылась первая студия, где Станиславский преподавал студентам актерское мастерство. В 1918 году он создал оперную студию при Большом театре.
В 1922-1923 годах Станиславский с основной труппой МХАТа гастролировал в США. Тогда же он начал писать первую из своих книг о разработанной им системе «Моя жизнь в искусстве».
Несмотря на кардинальные перемены в стране и обществе, а также на социальное положение и происхождение режиссера, у советской власти деятельность Станиславского находила самую горячую поддержку и одобрение. Сам Иосиф Сталин не раз бывал на спектаклях МХАТа, который к тому времени получил статус государственного, сравнявшись по рангу с Большим и Малым театрами.
Личная жизнь
Константин Сергеевич был женат один раз на Марии Петровне Лилиной (сценический псевдоним), урожденной Перевощиковой. Пара оставалась вместе до самой смерти Станиславского.
Константин Станиславский с женой
У супругов было трое детей. Дочь Ксения умерла в 1890 году еще в младенчестве, от пневмонии. Вторая дочка Кира Алексеева была директором Дома-музея Станиславского. Третий ребенок, сын Игорь Алексеев, был женат на внучке Льва Толстого.
Смерть
В 1928 году, на юбилейном вечере МХАТа у Константина Сергеевича, игравшего в спектакле, случился сердечный приступ. После этого врачи категорически запретили Станиславскому выступать на сцене, и он целиком отдался режиссерской и педагогической деятельности.
В 1938 году вышла его книга «Работа актера над собой», уже посмертно. Десять долгих лет режиссер боролся с болезнью и творил, превозмогая боли. Скончался Константин Сергеевич 7 августа 1938 года.
Могила Станиславского
У Станиславского немало наград, однако ярче самых громких званий о его таланте свидетельствуют театральные постановки, на которых училось не одно поколение режиссеров и актеров. В их числе следующие ставшие легендарными спектакли:
Константин Станиславский: биография, личная жизнь и деятельность
Биография Константина Сергеевича Станиславского, знаменитого русского режиссера и актера, была полна интересных событий и фактов. Он активно развивал теорию сценического мастерства. Эту знаменитую фамилию слышали даже те, кто не имеет к театру никакого отношения и мало им интересуется.
Детство и семья Станиславского
Биография К. С. Станиславского берет свое начало в 1863 году. Знаменитый театральный деятель родился в городе Москве. Его родители по фамилии Алексеевы происходили из рода потомственных работников промышленности. Они занимались производством тонких золотых и серебряных проволок (канителей), которые шли на производство парчи.
Никто из членов семьи маленького Константина не принадлежал к театральной среде. Единственным членом семьи, который был связан со сценой, была бабушка Станиславского. Ее звали Мари Варлей. В свое время она была знаменитой французской актрисой, которая оказалась в Петербурге на гастролях. Будущий актер и режиссер не отличался крепким здоровьем. Он часто болел и мучился от рахита, вызванного недостатком витаминов. Мать приложила все усилия, чтобы ребенок выздоровел, и со временем мальчик действительно окреп, став главным бунтарем среди своих сверстников.
Семья Алексеевых насчитывала 9 детей. Особое внимание родители уделяли их образованию, на которое не жалели ни сил, не средств. Все дети занимались изучением языков, хореографии и фехтования, помимо остальных предметов.
Летний период семья часто проводила в Любимовке, которая находится на берегу реки Клязьмы. Здесь часто устраивались веселые праздники с салютами, а на домашней сцене разыгрывались любительские представления. Именно сам Константин и был главным идейным вдохновителем семейного «драмкружка».
Происхождение псевдонима
Личная жизнь
Биография Константина Сергеевича Станиславского обязательно содержит сведения о его личной жизни. Женщина, которая была рядом с ним, оказала значительное влияние на развитие его творческой личности.
В биографии Станиславского личная жизнь сыграла важную роль, так как оказала значимое влияние на развитие его творческой деятельности. В любительских театральных представлениях часто была задействована Перевощикова Мария Петровна. Ее сценической фамилией была Лилина. Она являлась внучкой уважаемого нотариуса из Москвы.
Девушка окончила Екатерининский институт благородных девиц с отличием и решила связать свой дальнейший жизненный путь со сценой. В июле 1889 года Станиславский женился на Лилиной. В марте следующего года в новой семье на свет появилась девочка, которую назвали Ксенией. Но жизнь ребенка продлилась недолго. Из-за развившегося воспаления легких Ксения умерла в мае того же года. В июле 1891 года в семье снова родился ребенок, и снова это была девочка. Ей дали имя Кира.
Если говорить о биографии Станиславского Константина Сергеевича, личную жизнь кратким хотя бы пересказом следует упомянуть обязательно.
Новое назначение и начало творческого пути
Биография Константина Станиславского, краткое ее изложение в том числе, должна включать в себя сведения о том, с чего же начался его творческий путь.
В 1886 году будущий «отец сценического искусства» назначается членом директората и ответственным за финансовые вопросы Русского музыкального сообщества, а именно его филиала в Москве. При нем осуществляла свою деятельность и консерватория. Совместно с певцом Ф. П. Комиссаржевским и художником Ф. Л. Соллогубом Станиславский создал целый проект Московского общества искусств, на который он потратил значительную часть личных сбережений. Идея создания такого объединения пришла к Станиславскому после встречи с режиссером А. Ф. Федотовым.
Режиссерская деятельность
Биография Станиславского как режиссера началась с 1888 года. Первое театральное представление прошло в декабре. За 10 лет творческой деятельности на сцене Константин Сергеевич стал очень известным актером, сыгравшим много сложных и глубоких ролей. Первый спектакль в качестве режиссера он представил в 1889 году. Это была постановка «Горящие письма» Гнедича.
Официально Константин Станиславский в качестве режиссера стал осуществлять свою деятельность с 1981 года. Под его руководством были поставлены такие спектакли, как «Отелло», «Польский еврей», «Уриэль Акоста» и др.
Основание нового театра
Важным событием в биографии Константина Станиславского стало основание нового театра.
На момент конца 19-го столетия состояние, в котором пребывал театр, оставляло желать лучшего. Сцена требовала радикальных изменений и реформ. Решением этой задачи занимались О. Брам, Южин и А. Антуан – в Малом театре Москвы; Немирович-Данченко – в Филармоническом училище.
Именно Немирович-Данченко в 1897 году пригласил его встретиться и обговорить возможные варианты развития театра в России. Немирович-Данченко сыграл важную роль в биографии Станиславского. Встреча стала поистине значимой для развития всего театрального мира. В ходе разговора собеседники определили главные пути развития театральной сцены и методы, при помощи которых все эти задумки возможно воплотить в жизнь. Беседа длилась почти сутки. В результате был утвержден состав новой театральной труппы. В нее вошли молодые и талантливые актеры. Саму сцену при постановках было принято оформлять сдержанно и без лишнего лоска. Также было обговорено, кто и какие задачи должен выполнять. На Немировича-Данченко легла ответственность за литературно-художественную часть. Станиславский отвечал в целом за саму концепцию постановок. Был определен круг писателей-авторов и репертуар.
Через год, в июне 1898 года, в Пушкино, недалеко от Москвы, стартовала деятельность труппы МХТ, в которую вошли ученики Немировича-Данченко из филармонии и непрофессиональные актеры из общества литературы и искусства.
Работа над спектаклями
Начались активные репетиции постановки «Царь Федор Иоаннович». Станиславский занимался разработкой мизансцен, которые произвели неизгладимое впечатление на зрителей. Немирович-Данченко берет на себя ответственность за распределение ролей. На роль царя он утвердил своего ученика И. М. Москвина. На обособленных репетициях учитель помогал создавать своему ученику трогательного «царя-мужичка», который покорил публику и стал открытием театрального вечера.
Благодаря тандему двух режиссеров вышли такие спектакли, как «Царь Федор Иоаннович», «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад». Последние три были написаны А. П. Чеховым.
Расхождение творческих интересов и поиски нового
Бывали в биографии Станиславского и трудные времена. При работе над постановкой по мотивам произведения М. Горького «На дне» в 1902 году начались первые разногласия между Станиславским и Немировичем-Данченко.
У каждого режиссера был свой взгляд на то, каким образом должна выстраиваться сюжетная линия спектакля и каким деталям следует уделять особое внимание. Первой постановкой, над которой Константин Сергеевич трудился самостоятельно, стала пьеса «Брандт». Во время работы над постановкой он также основывает экспериментальную студию на Поварской. Станиславский не перестает искать новые театральные формы. В спектакле «Жизнь человека» он активно экспериментирует с новым гримом, декорациями, костюмами и освещением.
Создание теории сценического искусства
Краткой биографию Константина Сергеевича Станиславского назвать нельзя. Она была богата на знаменательные события.
Константин Сергеевич не прекращает ставить перед собой все новые и новые задачи. В период между 1905 и 1910 годами им была разработана целая теория театрального искусства и сценического поведения. Краткая версия биографии Константина Сергеевича Станиславского обязательно должна включать в себя упоминание об этом эпизоде из его жизни.
Ее суть сводилась к формированию трех подходов к актерской игре, каждый из которых обладал своими особенностями. Первый («ремесло») подразумевал использование уже известных приемов и штампов, чтобы показать ту или иную эмоцию. Второй («искусство представления») – помогает при актерской игре показать чувства, которые актер в данный момент не ощущает, отрепетировав их на репетициях. Третий («искусство переживания») – актер полностью вживается в роль и на самом деле начинает испытывать те эмоции и чувства, которые переживает его герой. Это помогает сделать образ наиболее полным и глубоким. Особая роль в системе Станиславского отводится еще и взаимодействию актеров друг с другом.
Особенностью разработанной системы стало то, что разница между «переживанием» и «представлением» в актерской игре, которая ранее была почти неуловима, стала очевидной. Отработка голоса и проработка движений актеров на сцене перестали быть приоритетными.
Новая методика породила на свет так называемый актерский метод (особые приемы и репетиции, позволяющие развить в игре актера выразительность, чувственность и эмоциональную окраску). Особую популярность эта методика получила на Западе.
Рассказывая биографию Константина Сергеевича Станиславского, следует упомянуть об этом главном достижении в его профессиональной деятельности.
Послереволюционный период
После революции первым спектаклем Станиславского стал «Каин» в 1920 году. В самом начале репетиционного процесса Константин Сергеевич оказался в заложниках при попытке прорыва белых на Москву.
В труппе МХТ наблюдался общий кризис, который еще более усугубился, когда труппа под руководством Качалова, уехав на гастроли в 1919 году, оказалась отрезанной от театра из-за неспокойной военной обстановки.
Триумфом стала постановка «Ревизора» в 1921 году. Роль Хлестакова была отдана Михаилу Чехову. В 1922 году театральная студия МХТ под управлением Станиславского выезжает на гастроли за границу.
Смена поколений во МХАТе
О биографии и творчестве Станиславского кратко и емко рассказать достаточно сложно. Но даже в кратком изложении нельзя забывать о переломном моменте в ходе творческой деятельности этой знаменитой личности.
Театральная деятельность в 1920-1930-х годах
Творческая деятельность великого русского актера и режиссера в 1920-1930 годах в основном была направлена на то, чтобы сохранить традиционные художественные наработки и ценности русской сцены. Газеты того времени нередко обвиняли в своих статьях Станиславского в отказе учиться чему-то новому, в «отсталости», нежелании поддерживать революцию и др. Театр Станиславского считали «буржуазным театром», и работа в нем протекала в напряженных условиях.
Громким ответом всем недоброжелателям стала постановка «Горячее сердце». Она доказала, что театр полон интересных художественных решений и способен на их реализацию. Немалым успехом пользовалась и другая пьеса – «Женитьба Фигаро» по произведению Бомарше. Она отличалась легкостью, особенной торжественностью и яркими декорациями.
Когда к МХТ примкнули актеры из второй и третьей студий, Станиславский стал ставить спектакли, в работе над которыми принимали участие и совсем еще юные режиссеры. Такими постановками были «Дни Турбиных» в 1926 году, «Сестры Жерар» и «Две сиротки», «Бронепоезд» 1927 года, «Растратчики Катаева» в 1928 году.
При проведении юбилейного театрального вечера МХТ у Станиславского произошел сердечный приступ. В результате подорванного здоровья Станиславский больше не мог выходить на сцену и играть. Режиссер смог возобновить свою деятельность лишь в 1929 году. Но уже не как актер, а как теоретик. Он стал много времени уделять педагогической основе своей концепции и работе в Оперной студии, которая начала свою работу еще в 1918 году.
Закат карьеры и смерть
Используя все свое влияние и авторитет, а также заручившись поддержкой Горького, который только вернулся в СССР, Станиславский сформулировал прошение в правительство, чтобы обеспечить своему художественному театру особое положение. Его просьба была услышана. В начале 1932 года его театральная студия была удостоена названия МХАТ СССР. В сентябре того же года театр получил название в честь Горького. В 1937 году он был удостоен ордена Ленина, в 1938 году – ордена Трудового Красного Знамени.
В этот период на сцене МХАТа с успехом проходят такие постановки, как «Страх» Афиногенова (1931 год), «Таланты и поклонники» по пьесе Островского (1933 год), гоголевские «Мертвые души», «Тартюф» Мольера и др. Последняя была поставлена М. Н. Кедровым уже после смерти Станиславского и считалась экспериментом с точки зрения режиссерских решений.
1935 год ознаменовался открытием оперно-драматической студии Станиславского (последней из таковых). Уже не имея возможности выходить из дома по Леонтьевскому переулку, Константин Сергеевич часто встречал у себя гостей и друзей. Его дом стал местом репетиций и своеобразной маленькой актерской школой.
Описывая кратко биографию Станиславского, можно сказать, что это был яркий, не всегда легкий, путь творческой личности. На протяжении всей жизни великий актер и режиссер не переставал трудиться и совершенствовать свою систему. Им была написана даже книга под названием «Моя жизнь в искусстве». Книга увидела свет в 1926 году в России, в Америке чуть раньше – в 1924 году. Станиславский писал еще один труд – «Работа актера над собой» и даже успел отдать в издательство первый том для редакции. Книга была выпущена уже после смерти своего автора в конце 30-х годов.
Краткой биографию Константина Сергеевича Станиславского назвать сложно. За свой жизненный путь этот поистине талантливый человек запомнился неиссякаемым творческим потенциалом и вкладом, который он внес в развитие сценического искусства как в России, так и во всем мире. Скончался Константин Сергеевич Станиславский 7 августа 1938 года и был захоронен на Новодевичьем кладбище города Москвы.