срок жизни малого бизнеса в россии статистика
Год умирающего бизнеса: где и почему в России исчезают индивидуальные предприниматели
Индивидуальные предприниматели в России переживают не лучшие времена: сегодня они чаще ликвидируют бизнесы, чем создают новые. Убыль ИП началась в кризисном 2020 году, а в 2021-м ускорилась в восемь раз, следует из изученных Forbes данных СПАРК-Интерфакс (агрегирует сведения Федеральной налоговой службы).
За семь месяцев 2021 года ликвидировались 576 000 ИП, а открылись — всего 446 000 (в расчет не входят ИП, которые за январь-июль были и созданы, и ликвидированы). Таким образом общее количество ИП сократилось на 130 000 или на 4%. Всего в России сейчас зарегистрированы 3,6 млн индивидуальных предпринимателей.
До этого столь массово ИП в России сокращались лишь в 2013 году, когда правительство удвоило для их владельцев ставки страховых взносов. Тогда за семь месяцев 2013 года общее число ИП в стране сократилось на 418 000 или на 11%. С тех пор численность ИП не сокращалась, либо сокращалась незначительно.
В этом году «звезды не сошлись» по всем направлениям: экономический кризис, карантинные ограничения, необходимость прививать 60% работников и закупать средства индивидуальной защиты, нехватка рук из-за оттока мигрантов, отмена единого налога на вмененный доход, ужесточение государственного контроля. Становится проще уйти в тень или свернуть бизнес и стать «фрилансером», оформив самозанятость, солидарны опрошенные Forbes эксперты и предприниматели.
Какие предприятия исчезают
В целом, индивидуальных предпринимателей в этом году стало меньше практически во всех отраслях экономики: в торговле, строительстве, сельском хозяйстве, добыче, обрабатывающей промышленности, энергетике, транспорте, финансах, гостиничном и ресторанном бизнесе и других услугах.
Исключений два: связь и операции с недвижимостью. В первом случае — благодаря буму, который переживает почтовая и интернет-торговля: количество занятых в ней ИП за январь-июль увеличилось на 60% — с 52 000 до 83 000. По численности они обогнали таксистов и стали одним из самых массовых направлений малого бизнеса в России.
Что касается услуг по управлению и аренде недвижимости, то здесь как было больше всего ИП — 163 000 на начало года — так и осталось, увеличившись еще на 3% за первые семь месяцев 2021 года.
Где исчезают предприятия
Только в Республике Алтай — где, благодаря притоку туристов, выросло количество торговцев сувенирами — количество ИП увеличилось, а в Мордовии не изменилось с начала года.
Во всех остальных регионах убыль, самая большая в абсолютном выражении — в густонаселенных Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Краснодарском крае, а также в небольшом по численности Дагестане.
В Москве самые большие потери понесли таксисты — на них пришлось 15% всей абсолютной убыли ИП в столице. Также пострадали салоны красоты, грузовые автомобильные перевозки, рестораны и авторемонтные мастерские.
Дагестан, известный как регион с самыми богатыми ИП, среди которых есть крупные магазины и супермаркеты, стал вторым по абсолютной убыли после Москвы, за семь месяцев потеряв 31% всех своих ИП (большей доли — 34% — лишилась лишь Чечня). Здесь самая большая убыль была среди предпринимателей, занятых торговлей на рынках и «нестационарных торговых объектах» — лотках, палатках, киосках, автолавках; вторая по численности — среди торговцев непродовольственными товарами в супермаркетах, универсамах и универмагах.
В Санкт-Петербурге, как и в Москве, самые большие потери понесли таксисты, в Московской области — салоны красоты. Но рекордсменом по пропаже парикмахерских и бьюти-салонов стал Краснодарский край: там их количество за семь месяцев сократилось более чем на тысячу.
Из бизнесменов во фрилансеры
Отток россиян из предпринимательства начался еще до коронакризиса, с середины 2016 года, писали исследователи Высшей школы экономики и РЭУ им. Плеханова. Спрос на закрытие ИП, по данным «Яндекса» о запросах пользователей, активизировался весной 2020 года, и продолжает расти до сих пор.
Очевидная причина сокращения ИП — кризис в экономике: предприятия закрываются, потому что не могут существовать в убыток, говорит Александра Суслина из Экономической экспертной группы. 47% ликвидированных в первом полугодии 2021 года ИП де-факто перестали работать еще в 2020-м, оценивали аналитики FinExpertiza.
Сектор услуг до сих пор не восстановился до допандемийных уровней, замечает президент «Опоры России» Александр Калинин: введенная на время пандемии господдержка прекратилась, в то время как ограничения кое-где все еще действуют. Но главной причиной исчезновения ИП, по его мнению, стала самозанятость: сейчас в России в месяц регистрируется 100 000 новых самозанятых, около 30% из которых, по оценке Калинина — бывшие владельцы ИП.
Специальный налоговый режим для самозанятых ввели в 2019 году, чтобы легализовать доходы от фриланса, подработки, нерегулярной занятости. Его испытали в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях, и в июле 2020-го распространили на всю Россию. Если человек оказывает платные услуги, не привлекая наемных работников, и его годовой доход не превышает 2,4 млн рублей, он может стать самозанятым и отчислять в бюджет всего 4% дохода — если оказывает услуги физлицам или 6% — если работает с компаниями. Причем платить нужно только если доход есть.
В июне 2021 года количество самозанятых приблизилось к 2,4 млн, большинство из них оказывали автомобильно-транспортные услуги, а также услуги в сферах ремонта, строительства и красоты, рассказывала директор департамента инвестиционной политики и развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития Инна Дадаян.
Самозанятость — одна из главных причин ликвидации ИП в индустрии красоты, говорит вице-президент Ассоциации предпринимателей индустрии красоты Нина Литвинова. Слишком велика разница в ответственности: в отличие от владельца ИП, вынужденного платить налоги и социальные взносы, исполнять более 40 нормативных актов и подконтрольного девяти различным инстанциям, единственное, что обязан делать самозанятый мастер — это платить 4% или 6% с той выручки, которую сам же сочтет нужным показать. За самозанятыми нет никакой системы контроля, они не обязаны пользоваться кассовой техникой, а потому могут работать за наличные и занижать размер выручки, продолжает Литвинова. Им не нужно соблюдать СанПиНы, правила пожарной безопасности, закупать средства индивидуальной защиты.
Перетоку поспособствовала пандемия: многие мастера из салонов красоты во время локдауна в апреле-июне 2020 года, чтобы не остаться без средств к существованию, были вынуждены обслуживать клиентов на дому — кто-то из них так и продолжал работать в этом формате, рассказывает владелица арт-пространства СпешиLove (кофейня и салон красоты) Анна Спешилова.
Последнюю волну перехода ИП в самозанятые, по словам Литвиновой, спровоцировало введение требования о вакцинации 60% сотрудников салонов красоты, в то время как самозанятых прививаться не обязали. Мастера уходят, из-за оттока мигрантов заменить их некем, и салоны закрываются, говорит она. Некоторые их владельцы сдают помещения в аренду самозанятым мастерам как коворкинги, но большинство просто сворачивает бизнес и работают самостоятельно.
Перетока из более обременительных налоговых режимов в менее обременительные следовало ожидать, считает Калинин. В отличие от ИП, самозанятому не нужно отчислять взносы в государственные страховые фонды — сегодня это 40 874 рублей в год — а также сдавать отчетность. Он на пять лет позже выйдет на пенсию, но ее размер слишком мал, чтобы ради нее сохранять предприятие. Заключать [гражданско-правовые] договоры с фрилансерами также гораздо проще, чем содержать штат, добавляет Калинин. «Люди поняли, что нельзя планировать далеко вперед, нужно быть мобильным, готовым, что бизнес может всегда прекратиться. Многие поняли, что долгоиграющие модели даже опасны. Лучше иметь твердый доход, нормальные взаимоотношения с государством в виде самозанятости, чем строить воздушные замки», — говорит он.
Условия должны быть равными для всех игроков рынка, спорит Литвинова: ИП платит в казну значительно больше налогов, чем самозанятый, а ответственность несет несоразмерно большую.
В то же время некоторые сферы деятельности, такие как торговля или аренда, для самозанятых пока полностью закрыты, напоминает Калинин. С этим, по его словам, и связан рост количества ИП в интернет-торговле.
Обратно в тень
Однако режим самозанятости интересен далеко не всем владельцам исчезающих ИП. Так, убыль ИП в такси связана с общей экономической ситуацией и необходимостью платить налоги, считает руководитель центра компетенций Общественного института развития такси Станислав Швагерус. В России, за исключением Москвы и Подмосковья, до сих пор преобладает нелегальный извоз, напоминает он: разрешений выдано на 470 000 автомобилей, а услуги легкового такси, по оценке Швагеруса, оказывают более 1,5 млн авто. Из-за ужесточения контроля за безопасностью перевозок многие закрыли предприятия, чтобы не быть в зоне внимания уполномоченных органов, говорит председатель координационного совета профсоюза «Таксист» Андрей Попков.
В такси работает около трети всех самозанятых, но ликвидация ИП с этим вряд ли связана, поскольку статус самозанятого не позволяет получить лицензию на автомобиль: оформить ее может либо ИП, либо юрлицо (таксопарк), замечает Попков. Самый правильный способ — открыть ИП, получить разрешение на таксомоторную деятельность, а затем перейти на налог на профессиональную деятельность, то есть стать самозанятым ИП, рассуждает Швагерус. Ликвидировать ИП при этом нет никакого смысла.
Что касается авторемонта, то небольшие СТО (станции техобслуживания) уходят в тень из-за отмены с 2021 года единого налога на вмененный доход (фиксированный налог, заменяющий налоги на прибыль, имущество и НДС. — Forbes), поясняет председатель Российской Ассоциации станций технического обслуживания Ольга Селезнева. Из-за этого предприниматели вынуждены переходить на общую систему налогообложения, которая требует, помимо соцвзносов и налога на прибыль, уплачивать НДС, поясняет Чепуренко.
Из льготных налоговых режимов для ИП осталась только патентная система, но при персонале в 15 человек СТО должно ежегодно платить в казну 5,5 млн рублей — неподъемные деньги для небольших мастерских и гаражей, продолжает Селезнева. Самозанятность СТО не интересна, утверждает она: ремонтом автомобилей занимаются механики, а не руководители станций. Поэтому сервисы уходят в тень, переоформляют бизнес на другие организации, либо «вскладчину» открывают ООО, где ответственность директора ограничена уставным капиталом в 10 000 рублей, тогда как ИП отвечают всем своим имуществом.
Вряд ли бизнес может массово уйти в тень через закрытие ИП, возражает Суслина, скорее, предприниматели могут частично начать работать в тени, например — продавать из-под кассы: «Сейчас налоговая следит [за предпринимателями] в режиме реального времени. И если вчера ты приносил прибыль, а сегодня закрылся и стал работать в тени — это вызовет вопросы». Статистические данные, по ее словам, пока разрастания теневого сектора не фиксируют.
Бизнес в России долго не живет
Предпринимателям страны пятилетка не по зубам
Фото pixabay.com
Менее половины российских предприятий способны перешагнуть пятилетний рубеж, большинство компаний закрываются раньше. Об этом сообщают аналитики FinExpertiza. По оценкам опрошенных экспертов, самый короткий срок жизни у малого и среднего бизнеса, особенно в сфере услуг. Однако эксперты уточняют, что в сложившихся условиях если компании смогли преодолеть пусть и не пятилетний, но хоть какой-то рубеж в несколько лет – это уже достижение.
Ежегодно в России открывается около 300 тыс. компаний, однако не всем из них удается вырасти и укрепить свои позиции на рынке. За прошедшие пять лет менее чем половине компаний удалось перешагнуть пятилетний рубеж, сообщили аналитики международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
В качестве примера они приводят статистику за 2018 год: из 3,43 млн предприятий, активно ведущих свою деятельность (с численностью работников и оборотом, превышающим нулевые значения), только 1,58 млн, или 46%, перешагнули возрастную отметку в пять лет.
Как отмечают исследователи, больше всего «компаний-долгожителей» в Магаданской и Ленинградской областях (их доля составляет около 65% от всех активных предприятий), в Ставропольском крае – около 63%.
Меньше всего работающих предприятий старше пяти лет в Севастополе (почти 8%) и в Крыму (почти 11%), что, по уточнению исследователей, «вполне объяснимо, ведь эти субъекты сравнительно недавно интегрировались в экономику РФ».
Опрошенные эксперты по-разному интерпретируют эти данные. Часть из них не видят ничего удивительного в том, что большинство компаний не доживают до пяти лет, – такой отсев вполне допустим.
«На мой взгляд, совершенно нормально, когда до 90% стартапов (а большинство вновь открытых юрлиц – это, по сути, стартапы) закрываются в первые пять лет работы, а в следующие пять лет закрываются еще до 90% из оставшихся», – говорит директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.
По его словам, вновь создаваемые фирмы часто предлагают рынку продукты или услуги, которые либо не нужны, либо плохо обоснованы экономически, либо опережают время, а значит, не могут сформировать необходимый спрос.
При этом Жарский напоминает о российской специфике ведения бизнеса: «Многие юрлица закрываются не потому, что убыточны, а совсем наоборот. Закрывается одно юрлицо, и открывается другое того же направления, и хотя это недобросовестная практика, такое происходит, и это влияет на статистику».
«По статистике, лишь менее 20% всех стартапов превращаются в нормально работающий бизнес, приносящий прибыль, – продолжает начальник отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарек Авакян. – Это общемировая практика».
«Есть исследования, доказывающие, что подавляющее большинство стартапов прекращают свою работу в первые три года существования. Причем это доказывают исследования, проведенные в развитых странах», – добавляет аналитик компании «Фридом Финанс» Анастасия Соснова.
«В России чаще всего начинающий предприниматель старается делать бизнес в различных сферах услуг. В таких нишах крайне высокая конкуренция, особенно в крупных городах», – добавляет Авакян.
Большинство экспертов сообщают, что наименьшую продолжительность жизни имеют представители малого и среднего бизнеса в сфере услуг: кофейни, парикмахерские, различные салоны, фитнес-центры и т.п.
«А крупные системообразующие предприятия, например, в производственном секторе чувствуют себя в целом уверенно и работают долго. У них в подавляющем большинстве комфортная долговая нагрузка и приемлемая рентабельность», – уточняет старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов.
Хотя, как замечает, в свою очередь, Дмитрий Жарский, заниматься – по крайней мере с нуля – любого вида производством значительно сложнее, чем предлагать потребителям уже вполне востребованные услуги.
Между тем другие эксперты считают, что короткий срок жизни компаний свидетельствует о серьезных проблемах, о том, что деловой климат в стране пока оставляет желать лучшего.
Как говорит исполнительный директор Goldman Group Дмитрий Гелемурзин, то, что большинство компаний не могут преодолеть пятилетний рубеж, свидетельствует о многих проблемах ведения бизнеса в России: от излишней бюрократической нагрузки до монополизации рынка во многих областях. В списке проблем также «коррупция, недобросовестная конкуренция и прочие перегибы на местах», добавляет эксперт.
По его мнению, о хорошем экономическом положении свидетельствовал бы срок жизни новообразованных предприятий в 10–15 лет. «Именно за такой период любое дело может окупиться, развиться и принести доход как работодателю и работникам, так и государству», – считает Гелемурзин.
«Вести бизнес в России – своего рода героизм. Это постоянная борьба за выживание с частями государства. Не со всем государством, а именно с частями», – говорит член президиума «Опоры России» Ирина Капитанова. Потому что, как поясняет эксперт, с одной стороны, государство может серьезно поддержать бизнес, отдельные проекты. Но, с другой стороны, то же самое государство в лице некоторых его представителей может быстро этот же бизнес закрыть, уточняет Капитанова.
Поэтому любое количество компаний, преодолевших рубеж хотя бы в несколько лет, – «это уже хорошо», добавляет эксперт.
Кстати, и сами исследователи тоже скорее позитивно оценивают результаты проведенного анализа. Выживание 46% компаний «на пятилетнем отрезке в условиях пробуксовки российской экономики – это хороший показатель, здесь мы находимся на уровне европейских стран», сообщает председатель совета директоров сети FinExpertiza Елена Трубникова.
Но есть и негативные моменты. «Настораживает, что около 27% компаний стали убыточными по итогам 2018 года, и доля их растет», – обращает внимание Трубникова.
Эксперты напоминают, что есть еще такие показатели, как количество банкротств и соотношение численности закрывающихся и открывающихся юрлиц. По данным Росстата, и в 2018-м, и в январе–апреле 2019-го в стране было ликвидировано примерно в 1,5–2 раза больше предприятий, чем зарегистрировано.
По словам Дмитрия Жарского, «возможно, снижение налогового бремени позволило бы юрлицам жить намного дольше, чем пять или десять лет».
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
В России сократилось число малых и средних предприятий
Число индивидуальных предпринимателей (ИП) и юридических лиц, входящих в реестр малого и среднего бизнеса, сократилось за месяц на 7,6%, или на 461 900, следует из данных Единого реестра субъектов МСП, публикуемого Федеральной налоговой службой (ФНС). По состоянию на 10 августа 2020 г. количество субъектов малого и среднего бизнеса составило 5,6 млн, 10 июля данный показатель был на уровне 6,05 млн.
Из 5,6 млн существующих в России компаний малого и среднего бизнеса 3,3 млн составляют ИП, остальные 2,3 млн – юридические лица. Число ИП за указанный период сократилось на 214 300, число юрлиц – на 247 500.
При этом количество работников, занятых в малом и среднем бизнесе, выросло за отчетный период на 251 000 до 15,52 млн человек.
Налоговики наверстывают карантинный простой
Больше всего сокращение наблюдается среди микропредприятий (годовая выручка до 120 млн руб., число работников не превышает 15 человек) – на 459 700. Еще на 3400 сократилось число малых предприятий (выручка не более 800 млн в год, число работников не превышает 100 человек).
Количество средних компаний (годовая выручка до 2 млрд руб., число сотрудников не превышает 250 человек), наоборот, увеличилось впервые с августа 2018 г. на 497 – до 17 562.
Также, согласно данным реестра МСП, наблюдается и значительное снижение числа компаний за год – на 246 800 по сравнению с данными на 10 августа 2019 г. Число ИП сократилось на 115 900, а число юрлиц – почти на 131 000.
Рост числа занятых в малом и среднем бизнесе говорит о правильности и своевременности решений о снижении страховых взносов, выплате прямых субсидий на МРОТ работников, налоговых каникулах и реструктуризации кредитов, рассказал в беседе с «Ведомостями» президент «Опоры России» Александр Калинин.
«По сути, все принятые меры поддержки позволили частично «обелить» бизнес, и многие компании официально оформили часть своих сотрудников для того, чтобы претендовать на большие субсидии и льготы. Важно отметить, что количество средних предприятий в стране впервые за много лет выросло – на 5,2%. Этому поспособствовало увеличение доли госзакупок для субъектов МСП и упрощение механизмов выхода компаний на экспорт», – объяснил Калинин.
Он отметил, что на статистику по предпринимательской активности мог повлиять специальный налоговый режим самозанятых. «В августе 2019 г. их количество не превышало 200 000, год спустя я прогнозирую, что их число достигнет 900 000 человек», – сказал он.
Как сообщили «Ведомостям» в пресс-службе ФНС, доля субъектов малого и среднего предпринимательства в общем количестве действующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по-прежнему выше, чем в 2016–2018 гг. «По состоянию на 10 августа 2020 г. эта цифра составляет 73,4%. По сравнению с показателями прошлого года (74,1%) снижение составило менее 1%, несмотря на ограничения, связанные с пандемией, и снижение деловой активности», – отметили в ведомстве.
Исследование: средний возраст предпринимателя в России снизился на 5 лет. Типичному бизнесмену 30-35 лет
Средним российским предпринимателем оказался мужчина 30-35 лет с техническим или экономическим высшим образованием. Он работает в сфере услуг и живет в Москве, выяснили исследователи.
За последние годы средний возраст российского бизнесмена снизился на 5 лет — границы установились в диапазоне 30-35 лет. Аналитики компании «МультиСофт Системз» объясняют это стремлением предпринимателей начать развивать бизнес еще во время учебы в вузе. Более 40% опрошенных бизнесменов имеют высшее техническое образование, 23% — экономическое, и около 9% — гуманитарное.
Самым популярным сегментом бизнеса стала сфера услуг — по оценке аналитиков, в ней работает 57% предпринимателей. На 2-м месте оказалась розничная торговля — 26,4%. Больше всего бизнесменов живет в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Нижегородской, Тюменской и Томской областях. Кроме того, в российском бизнесе около 70% предпринимателей — мужчины.
Главным качеством бизнесмена 53% опрошенных назвали уверенность в себе, 28% — умение анализировать большие объемы информации, а 14% — гибкость. Проблемы с налоговой службой возникают у 26% респондентов, следующими по популярности сложностями в бизнесе стали конкуренция (24,7%) и нехватка кадров (8,4%).
Независимость от начальства мотивирует в работе 46% бизнесменов, выяснили аналитики. На 2-м месте среди мотивирующих факторов оказалась свобода выбора в выстраивании дел и рабочего графика — 39%, на 3-м месте — возможность заниматься любимым делом (12%). Более 85% предпринимателей связывают успех своего дела с оперативным внедрением современных технологий и качественным обслуживанием клиентов.
Согласно другому исследованию, которое провел сервис VK Business, 82% предпринимателей на работе постоянно решают проблемы. Каждый 2-й бизнесмен признался, что испытывает из-за этого стресс, и лишь 16% опрошенных смогли его преодолеть, сообщал Inc.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram: @incnews
Малый и средний бизнес: есть ли жизнь после трех лет
В качестве предисловия. Проект «СберДанные» — инициатива Сбербанка по обработке и анализу больших данных. На основе информации, получаемой из платежных систем и общедоступных источников, эксперты банка предоставляют количественные характеристики социально-экономических процессов, происходящих в стране на макро- и микроэкономическом уровне.
При анализе используются только агрегированные обезличенные данные. Как подчеркивают в Сбербанке, идентифицировать по таким данным конкретных клиентов невозможно. Персональная информация и любая информация, составляющая коммерческую тайну, не раскрываются.
Когда компания считается «погибшей»
На этот раз аналитики проекта «СберДанные» провели исследование на тему «Устойчивость малого и среднего бизнеса в России» и пришли к следующим выводам: более 70% компаний в России живут три полных года и более.
В среднем в мире около половины новых бизнесов закрывается в срок до 5 лет и лишь треть достигает возраста в 10 лет. К примеру, в США для выборки компаний, зарегистрированных после 2010 года, данный показатель составляет 61,6%.
«Более высокий уровень дожития в России, однако, необязательно положительный признак. Он может сигнализировать о меньшей склонности граждан рисковать, открывая собственное дело. Косвенно это также может быть следствием различий в законодательстве о банкротстве.
В нашей стране наблюдается колоссальный разброс показателей в зависимости от региона регистрации и сферы деятельности, при этом нет практически никаких различий между индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами».
Из исследования «Устойчивость малого и среднего бизнеса в России»
Аналитики акцентировали внимание на вероятности дожития до трех полных лет. Причина простая — для расчетов им были необходимы данные из реестра компаний МСП, который публикуется с 2016 года, а также информация из ЕГРИП/ЕГРЮЛ.
«Моментом „рождения“ компании мы считаем месяц регистрации юридического лица, а „смертью“, т.е. моментом прекращения деятельности, — месяц, когда компания совершила свой последний платеж. При этом компания считается „погибшей“, только если она снята с регистрации в ФНС».
Из исследования «Устойчивость малого и среднего бизнеса в России»
Анализ строится на усредненной выживаемости компаний. При этом количественно оценивались два показателя:
Ожидаемая продолжительность деятельности компании на момент ее создания;
Доля «доживших» до определенного возраста компаний.
«Заметим, что оценка ожидаемого срока жизни компании ограничена доступным горизонтом наблюдений — 40 месяцев. Однако на этом периоде ярко выявляются различия между регионами страны и среди отдельных отраслей».
Из исследования «Устойчивость малого и среднего бизнеса в России»
Сколько МСП живут в регионах
Как выяснили аналитики проекта «СберДанные», самая высокая вероятность дожития до возраста в 36 месяцев зафиксирована в обеих столицах, а также на Камчатке и Чукотке.
«При этом собственно ожидаемые сроки жизни предприятий МСП максимальные как раз на Дальнем Востоке (порядка 37 мес. на выборке в 40 мес.)
Можно предположить, что на этом рубеже европейская часть отстает из-за практики перерегистрации предприятий во избежание плановых проверок. Ввиду законодательной специфики новые компании действительно сталкиваются с ними меньше».
Из исследования «Устойчивость малого и среднего бизнеса в России»
Топ 5 регионов с наиболее высокой и наиболее низкой вероятностью того, что бизнес доживет до трех лет
Рейтинг регионов с наиболее высокой и вероятностью достижения предприятиями МСП возраста 36 месяцев возглавляют:
Камчатский край — 78,9%;
Москва и Московская область — 78,4%;
Санкт-Петербург и Ленинградская область — 77,5%;
Калининградская область — 76,7%;
Их антиподами являются:
Омская область — 57,4%;
Кабардино-Балкарская Республика — 57,4%;
Республика Дагестан — 55,9%;
Республика Калмыкия — 53,4%;
Чеченская Республика — 41,8%.
«Любопытно также, что „смерть“ компаний аномально часто происходит до достижения 6-месячного возраста. За первые полгода с рынка уходит 6,5% регистрируемых юрлиц, что примерно в полтора раза выше нормы. Значительная их часть, вероятно, фирмы-однодневки».
Из исследования «Устойчивость малого и среднего бизнеса в России»
Еще одно наблюдение — отчетливо прослеживается взаимосвязь сроков жизни компаний и количества субъектов МСП в расчете на 1000 человек. А высокий уровень предпринимательской активности, естественно, устойчиво ассоциируется с более высокими подушевыми доходами населения.
Сколько живут МСП из разных отраслей
Наиболее стабильными оказались компании, осуществляющие деятельность в области здравоохранения. По статистике 94 из 100 субъектов МСП продолжают работать на рынке более трех лет.
«Существенной особенностью отрасли является отсутствие всплеска „смертности“ компаний в течение первых 6 месяцев».
Из исследования «Устойчивость малого и среднего бизнеса в России»
Топ 5 сфер деятельности с наиболее высокой и наиболее низкой вероятностью того, что МСП доживет до трех лет
В рейтинге наиболее устойчивых бизнесов верхние строчки помимо здравоохранения занимают те направления, где требуются значительные капитальные инвестиции:
Добыча полезных ископаемых — 92,2%;
Добыча металлических руд — 91,9%;
Производство электрооборудования — 91,5%.
Самые ненадежные отрасли:
Обслуживание зданий и территорий — 64,9%;
Страхование и НПФ — 59,8%;
Сухопутный и трубопроводный транспорт — 58,4%.
Где бизнес предпочитает использовать фирмы-однодневки
Итак, наименее устойчивым оказался бизнес в сфере сухопутного транспорта. В этой отрасли за первое полугодие деятельности закрывается 8,7% компаний, а до возраста трех лет доживают лишь 58,4% (на 12% ниже среднего показателя по всем группам ОКВЭД).
«Отметим при этом, что риск быстрого закрытия компании наиболее высок в сфере строительства: 11,5% регистрируемых компаний прекращают деятельность уже в течение полугода.
Похожая ситуация отмечается и в небанковском финансовом секторе, рекламе, отдельных направлениях розничной торговли. Такая статистика косвенно свидетельствует о благоприятных условиях для использования фирм-однодневок в упомянутых отраслях».
Из исследования «Устойчивость малого и среднего бизнеса в России»
При этом аналитики советуют учитывать, что выборка сформирована с начала 2016 года. То есть в период стагнации потребительского спроса.
«Высокий уровень „смертности“ предприятий в розничной и оптовой торговле вполне ожидаем. При этом промышленность, особенно экспортно-ориентированные предприятия, росли относительно быстро. Поэтому добывающие компании — вверху списка».
Из исследования «Устойчивость малого и среднего бизнеса в России»
Рекорд — участие одного человека сразу в 167 действующих юридических лицах
После закрытия юридического лица россияне чаще всего не прекращают вести бизнес. Ликвидация компаний после 36 месяцев их существования необязательно связана с чисто экономическими причинами — зачастую это закрытие ЮЛ с последующим открытием нового.
«Почти 20% россиян, которые когда-либо открывали собственное дело, регистрировали более одного юридического лица. 16% активных предпринимателей — акционеры более чем одного предприятия, 1% имеют пять и больше компаний.
Согласно нашим оценкам, рекордом стало участие одного человека сразу в 167 юридических лицах, все из которых сейчас существуют и ведут деятельность».
Из исследования «Устойчивость малого и среднего бизнеса в России»
Проект «СберДанные» реализуется Сбербанком совместно с Центром прикладных данных и «Платформой ОФД».
Центр прикладных данных — экспертная команда Сбербанка, специализирующаяся на подготовке коммерческих отчетов по индивидуальным заказам.
«Платформа ОФД» — крупнейший оператор фискальных данных России по версии.