срок жизни катализатора автомобиля
Срок службы катализатора. Когда его нужно менять?
Каталитический нейтрализатор, а по-простому «катализатор» устанавливается сейчас на все бензиновые автомобили. Нужен он только для одного — разлагать вредные газы, которые выходят из двигателя машины, и делать из них менее токсичными (которые минимально наносят вред окружающей среде). Если сказать простыми словами, то это своеобразный фильтр, который делает наш мир (а точнее воздух вокруг) чище. Ведь планета итак сильно загрязнена, а мы ее еще больше губим. Однако многие заверяют – «нейтрализатор, не работает долго (как известно, нет ничего вечного), через определенный срок службы его нужно менять»! Правда это или нет? Как обычно будет текстовая версия + подробное видео …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
Статья будет обширная, но она раскроет вам все аспекты современных катализаторов, а именно: — срок службы, почему они «умирают» (выходят из строя) и что делать, чтобы их уберечь.
Как работают
У меня про это есть обширная статья (почитайте интересно), однако здесь я хочу напомнить без углубления.
Простыми словами, это часть глушителя (толстая часть), в которой есть слой из сот (для большего соприкосновения с отработанными газами). Покрываются соты (по всей длине) различными благородными металлами, например – «палладий» или «родий» (все элементы платиновой группы), да и зачастую самой «платиной». Это если можно так выразиться – «активаторы», без них работы не будет.
Основная задача, как я писал сверху, это разложение, дожигание, по-научному «доокисление» (как хочешь, называй), вредных газов и перевод их менее вредные состояния (работа начинается при температурах от 300 градусов Цельсия):
Таким образом, вредные вещества уходят на 95, а на современных нормах ЕВРО (5,6) на 98%. Что практически безвредно для окружающей среды и самого человека в целом (ведь дышать вредным токсичным выхлопом, в первую очередь плохо для вашего здоровья)
Именно поэтому выбивать просто так катализатор, это совсем не хорошая идея (машина будет вонять как старое «ЖИГУЛИ», 80-х годов).
Возможно, вас даже подташнивать будет. Ведь газы идут в зону пониженного давления, когда вы открываете окно (также их засасывает печка с улицы), а дальше они там находятся, а вы ими дышите! Так что думайте перед удалением несколько раз, если нет надобности, удалять не стоит (про это мы еще поговорим чуть ниже).
Металл или керамика?
Еще один важный аспект — это металлический или керамический катализатор. Основой сот (на которые затем напыляется благородные металлы) может быть либо металл, либо керамика.
Сейчас все больше производителей переходят именно на керамические варианты, уходят от металлических. В этом-то есть и большая проблема.
Металлический нейтрализатор: Здесь много плюсов – этот вариант намного надежнее, мог ходить очень и очень долго. Ему практически нестрашны физические удары, перепады температур, попадание на него воды, напор отработанных газов, легче переносит неисправность системы подачи топлива.
Однако минусы: – не так эффективно очищает выхлоп, и на стандарт «ЕВРО 6», скорее всего не пройдет, потому как соты нельзя сделать тонкими, для увеличения площади покрытия (также разогрев происходит медленнее, а ведь катализатор начинает работать только при температуре примерно 300 градусов Цельсия). Также его производство – дороже, чем керамический вариант. Поэтому многие производители сейчас начинают отказывать от них
Керамическая основа. Плюсы: – дешевый, что хорошо для производителя. Лучше очищает выхлоп (из-за того что соты можно сделать меньше), быстрее прогревается (начинает быстрее работать). НА этом положительные моменты заканчиваются.
Отрицательные моменты: — более хрупкая конструкция, он легче разрушается (срок службы может быть минимальным). И от потока отработанных газов (бывает, что выпускной коллектор, сделан неправильно), от перепада температур (когда он резко охлаждается, например попала вода), от неправильной подачи топлива, да и от самого топлива. Еще один глобальный минус, это то, что — крошится и превращается в керамический песок, который может засосать в блок двигателя (и скорее всего, образуются задиры).
В общем, керамика лучше чистит «отработку» (до 98% выхлопа), но она хрупкая, и ей нужны идеальные условия.
НО бич современных автомобилей в том, что именно керамика стоит сейчас на многих авто, начиная от КИА, ХЕНДАЙ, ТОЙОТЫ, НИССАНА и заканчивая китайскими производителями.
Когда менять катализатор?
Тут как говорится вопрос на «миллион долларов». А действительно когда? Какой его срок службы?
В сети ходит такая информация, что нужно менять при 100 – 150 000 км. Правда это или нет? Вообще 100 – 150 000 км это официальная гарантия производителей на весь автомобиль, именно от этого и растут ноги. Многие проверяют нейтрализаторы в этот пробег и иногда они могут быть изношены. ДА и зачастую машина сама вам может указывать ошибками (различными CHECK ENGINE), что очищение газов отработки недостаточное
ОДНАКО — может быть, я сейчас удивлю многих, но у этой части нет определенного срока замены! То есть в идеале, она может проходить всю эксплуатацию автомобиля. Как заверяют производители, нейтрализаторы не расходуют активный слой со временем (это важно). И на старых авто так и было! Но на новых машинах он «дохнет» и в 10 – 20 – 50 – 70 000 км. Но почему? ДА все просто
Старые автомобили зачастую использовали металлические катализаторы (или толстостенные керамические), а как мы с вами уже узнали они намного прочнее, да и ячейки у них больше. ОНИ НЕ ОСЫПАЛИСЬ КАК ОППОНЕНТ, ОНИ МОГЛИ ОПЛАВЛЯТЬСЯ, НО ЭТО НЕ ТАК СТРАШНО. Но подходили они под нормы ЕВРО3 — ЕВРО4 или ЕВРО5. И именно из-за норм экологии, их начинают снимать с производства или в крайнем случае ставят несколько (один за другим), но это неоправданно дорого. Именно поэтому ходили они и по 150 – 200, есть случаи, когда и по 300 000 км.
Однако новые, керамические такой выносливостью не отличаются. И тут действительно их лучше проверить при пробегах, начиная уже от 50 000 и выше. Сделать это можно обычным эндоскопом, изношенная поверхность сразу будет видна. В противном случае, мы можем получить задиры стенок блока цилиндров.
Прежде чем определить срок службы своего нейтрализатора, постарайтесь узнать его технологию изготовления. Металлическая основа, можно ездить весь срок гарантии и не парится, керамическая основа, стоит проверять от 50 000 км и выше
НО не всегда проблемы именно в катализаторе, есть несколько причин, которые могут его вывести из строя.
Как выходит из строя
Причин не мало, давайте по порядку:
Это не все причины, но как я считаю основные именно они, могут в разы сокращать срок службы каталитических нейтрализаторов, и вы предстанете перед выбором либо менять его, либо выбивать.
Почему выбивать не выход
Про удаление катализатора, я уже писал статью и снимал видео, посмотрите интересно. Там я сказал что в принципе можно это сделать и «прошиться» под ЕВРО2 (убрать второй лямбда-зонд), установить пламегаситель и ездить.
НО ЗНАЕТЕ, машина получается, прямо таки «токсичная». Еще раз напишу свои слова из верхних абзацев: — «отработанные газы могут попадать в машину, через окно или засасываться печкой (кондиционером). В городе при пробках и слабом потоке, это мягко сказать неприятно, а если вы находитесь за рулем весь день, это еще и неблагоприятно влияет на здоровье. Головокружение и тошнота обеспечены»
НО как же быть? Например, мне пишут некоторые владельцы KIA RIO или CEED, особенно 2012 – 2014 годов, когда гарантия на катализаторы была абсурдно мала (около 1000 км) и он мог выйти из строя и «понести» за собой и мотор в целом. А если закончилась гарантия, срок службы «каталика» также подошел к концу (причем это могло быть на коротких пробегах) – ЧТО ДЕЛАТЬ ТОГДА? Не оставлять же двигатель погибать?
Решение написали мне несколько из моих читателей. Установить универсальный катализатор в «катколлетор» или просто вварить его перед вторым «лямбда-зонтом».
Причем сейчас есть универсальные типы, на металлической основе, то есть намного надежнее. Да и стоят они не так много (можно взять почти по цене пламегасителя, ну чуть дороже). Есть даже варианты под ЕВРО4, так что второй датчик кислорода, который идет за катализатором, может показывать нормальные данные (если нет можно бахнуть обманку, даже не прошивку).
Кстати кто-то даже вваривал нейтрализаторы от ЛАДА ПРИОРА, и они нормально работали.
В итоге мы убираем запах (уходят вредные газы), не загрязняем атмосферу, и нет звенящего (пустого) звука. Как то так. А старый, который отработал свой срок службы можно сдать, да еще и за это денежку получить.
Сейчас полезное видео смотрим.
На этом заканчиваю, думаю, моя статья была вам полезна. Искренне ваш АВТОБЛОГГЕР
(75 голосов, средний: 4,52 из 5)
Похожие новости
Паук 4-2-1 и 4-1. Как тюнинг системы выпуска. Что это такое и за.
Удалить (вырезать) катализатор. И не сделать ошибок + видео
Катализатор, плюсы и минусы
Признаки неисправности катализатора
О том, что катализатор скоро выйдет из строя, в первую очередь свидетельствует снижение мощности мотора: ухудшается разгонная динамика, снижается максимальная скорость, со временем затрудняется пуск двигателя. Закоксовывание катализатора на ранней стадии можно и не заметить. Просто водителю для компенсации потери мощности приходится интенсивнее нажимать на педаль газа. В этой стадии выхлоп иногда приобретает резкий ядовитый запах сероводорода, что как раз и свидетельствует о проблемах с катализатором, в котором нарушаются химические процессы разложения отработавших газов.
Катализаторы выходят из строя в основном по двум причинам: либо когда из-за нарушений правил эксплуатации происходит оплавление керамической сердцевины или соты забиваются сажей, либо когда вследствие длительной эксплуатации в нем разрушаются каталитический слой или сама керамика.
Мифы о катализаторах.
«Катализатор очень быстро выходит из строя»
Это не совсем так. Срок службы катализатора при правильной эксплуатации (использование качественных нефтепродуктов) составляет 60-150 тыс. км пробега автомобиля, после чего рекомендуется его замена, что вполне естественно. Катализатор фильтрует выхлопные газы, а фильтры, как известно, надо менять.
Однако его работоспособность во многом зависит от исправной работы систем зажигания и питания, а также от качества бензина. Внутренние детали катализатора могут быть сделаны из керамики или металла. Керамические катализаторы более дешевые и поэтому более распространены. Однако керамический катализатор довольно хрупок и боится механический воздействий.
Металлический катализатор в этом отношении более надежен. Но все же какая бы ни была внутренняя структура катализаторов, все они выходят из строя из-за следующих причин: этилированный или просто некачественный бензин; масло или охлаждающая жидкость, попадающая в камеру сгорания и соответственно в катализатор; долгая работа двигателя на холостом ходу; переобогащенная топливная смесь, вызванная неполадками в системе питания двигателя.
Катализатор способен нормально работать только с двигателем, оборудованным электронным зажиганием и системой впрыска с микропроцессорным управлением.
«Катализатор уменьшает мощность мотора»
Это не совсем так. Исправный катализатор, хотя и имеет общую площадь поверхности сот около 20 тыс. кв. м, никоим образом не препятствует прохождению выхлопных газов и практически не снижает мощности двигателя. А вот неисправный (оплавленный, разрушенный) или забитый сажей катализатор действительно снижает проходимость выхлопных газов, в результате чего автомобиль начинает терять мощность. Внутри неисправного катализатора температура может возрасти настолько, что керамика оплавляется и полностью перекрывает путь выхлопным газам. Естественно, ничего хорошего это двигателю не сулит. Поэтому рекомендована замена катализатора через 100 000 км вне зависимости от его работоспособности.
Признаки неисправности катализатора
О том, что катализатор скоро выйдет из строя, в первую очередь свидетельствует снижение мощности мотора: ухудшается разгонная динамика, снижается максимальная скорость, со временем затрудняется пуск двигателя. Закоксовывание катализатора на ранней стадии можно и не заметить. Просто водителю для компенсации потери мощности приходится интенсивнее нажимать на педаль газа. В этой стадии выхлоп иногда приобретает резкий ядовитый запах сероводорода, что как раз и свидетельствует о проблемах с катализатором, в котором нарушаются химические процессы разложения отработавших газов.
Катализаторы выходят из строя в основном по двум причинам: либо когда из-за нарушений правил эксплуатации происходит оплавление керамической сердцевины или соты забиваются сажей, либо когда вследствие длительной эксплуатации в нем разрушаются каталитический слой или сама керамика.
Почему катализатор стоит дорого?
Производство катализаторов – это довольно дорогой и сложный технологический процесс. К тому же в качестве химического катализатора используется дорогостоящая платина, которая способна противостоять соединениям серы. Для большей эффективности работы в каталитический слой нейтрализатора к платине добавляют палладий и редкоземельный элемент родий.
Чтобы избежать проблем с катализатором, необходимо соблюдать следующие правила эксплуатации:
заправлять автомобиль только качественным бензином;
не запускать двигатель с «толкача», так как попадающее в катализатор несгоревшее топливо может привести к его перегреву и соответственно выходу из строя (дешевле купить новый аккумулятор);
если двигатель не запустился после двух-трех попыток, необходимо сделать паузу, чтобы скопившееся на поверхности устройства топливо успело испариться;
если при устранении неисправностей электрооборудования требуется включить зажигание, во избежание попадания топлива в выхлопную систему и катализатор необходимо отключить реле питания топливного насоса;
на работающем двигателе нельзя проверять наличие подачи тока высокого напряжения на свечи зажигания, снимая с них наконечники высоковольтных проводов, так как топливо из неработающего при этом цилиндра попадает в катализатор;
вероятность выхода из строя катализатора повышается из-за выброса в систему выпуска порции несгоревшего топлива при перебоях в работе двигателя из-за отказа одной из свечей зажигания или пробоя высоковольтного провода.
Как взаимосвязаны катализатор и лямбда-зонд?
Для нормальной работы катализатора нужно обеспечить постоянное оптимальное соотношение воздуха и топлива в рабочей смеси, поступающей в камеру сгорания.
14.7 части воздуха и 1 часть топлива – именно такой состав обеспечивает максимальное сгорание топливно-воздушной смеси, а лямбда-зонд предназначен как раз для того, чтобы поддерживать эту пропорцию. В зависимости от содержания кислорода в выхлопе датчик выдает соответствующее напряжение, и блок управления корректирует состав смеси путем изменения количества топлива, подаваемого в цилиндры.
Обычно датчик стоит перед катализатором и измеряет содержание кислорода в газах именно перед ним. То есть наличие или отсутствие катализатора никак не влияет на сигналы, которые дает лямбда-зонд, на них влияет только количество кислорода. Другое дело, когда стоят два кислородных датчика, один – до, а другой – после катализатора. На основании сигналов от второго датчика происходит дополнительная корректировка состава смеси, а содержание кислорода после прохождения газов через катализатор, конечно же, меняется, и вот тогда его отсутствие может отрицательно сказаться на процессе образования топливно-воздушной смеси.
Можно ли отключать лямбда-зонд?
После замены катализатора на пламегаситель наличие лямбда-зонда как детали, обеспечивающей в числе прочего качественную работу катализатора, становится не важным. Поэтому часто возникает вопрос: можно ли эксплуатировать автомобиль совсем без лямбда-зонда? Здесь одного решения для всех нет. Наиболее просто и правильно эта задача решается в том случае, если у данного автомобиля предусмотрена возможность перепрограммирования блока управления на режим работы без катализатора, как, например, у большинства BMW.
В этом случае после удаления катализатора меняется программа управления и лямбда-зонд просто снимается. У некоторых марок автомобилей перепрограммирование невозможно, и, если неисправность датчика сильно влияет на работу мотора, тогда выхода нет – должен стоять исправный датчик. Также у многих автомобилей неисправность или отсутствие лямбда-зонда практически не сказывается ни на динамике, ни на расходе топлива.
Срок службы катализатора
На сегодняшний день любая система современного транспортного средства, который функционирует на бензине, не обходится без каталитического нейтрализатора. Основной функцией, которую выполняет катализатор, является осуществление процесса разложения вредных газов, которые производит двигатель ТС. В первую очередь, это такие вредные элементы, как окись углерода, окись азота, углеводород и иные. Образуются они в цилиндрах авто при сгорании топливной смеси.
В результате, данные газы становятся менее токсичными для окружающей среды и менее опасными для здоровья человека. Автомобильный катализатор служит своеобразным фильтром, посредством которого можно позаботиться о и так плачевном состоянии экологии нашей планеты, о чистоте воздуха вокруг. Срок службы катализатора, как и любой иной системы или автомобильной запчасти, не бесконечен. Сколько служит катализатор в машине будет зависеть от ряда факторов.
Нейтрализатор представляет собой устройство, которое имеет металлический корпус и патрубки на входе и выходе. Встроенный керамический блок имеет пористую структуру с многочисленными ячейками. Католический слой, который наносится на поверхность внутренних компонентов, может содержать палладий, родий или платину. При создании более дорогостоящих моделей катализатора может использоваться золото.
Устройство катализатора так же оснащено металлическим кожухом, который выполняет защитную функцию (защищает от различного рода механических повреждений). Сколько служит катализатор в машине, так же зависит от того, какой вид изделия в ней установлен:
Большим спросом пользуются первые два вида устройств, где для каждого присущи, как преимущества, так и определенные недостатки. То, из чего сделан авто катализатор, и какое его наполнение очень важно и отражается на сроке службы катализатора.
Для создания металлического КН применяется достаточно сложное технологическое оборудование, что позволяет в результате получить достаточно надёжное изделие. Такой катализатор стоек при высоких и низких температурных режимах, не поддаётся негативному механическому влиянию со стороны.
Передняя металлическая часть блока служит нагревательным элементом, а благодаря тонким стенкам несущего материала обеспечиваются невысокое аэродинамическое сопротивление. Такой каталитический нейтрализатор подходит для самых различных видов техники (в т.ч. повышенной мощности). К основным преимуществам металлического катализатора относится минимальный расход топлива и длительный период эксплуатации. Основным недостатком является высокая стоимость изделия.
Сотовая конструкция керамического катализатора на сегодняшний день очень популярна и чаще всего устанавливается на современных моделях ТС. Поверхность устройства так же покрывается благородными металлами, которые начинают своё действие от высоких температур.
Существенным преимуществом керамического катализатора является приемлемая цена, но срок его службы не превышает 120 тысяч километров. И это при условии, что заправляемый бензин будет хорошего качества, в ином случае, срок службы катализатора данного типа не будет превышать 80 000 км. Непосредственно на сроке службы отражается и хрупкость керамики, целостность которой нарушается от езды по некачественным дорогам.
Когда нужно менять катализатор машины?
Каталитический нейтрализатор является неотъемлемой частью выхлопной системы автомобиля, а точнее её глушителя. В основном конструкция катализатора представляет собой утолщённую часть глушителя, внутри которой находится сама сетка фильтра, от целостности которой и зависит срок службы катализаторов.
Сотовая структура фильтра дополняется редкоземельным напылением, что отражается на конечной стоимости готового изделия. Учитывая то, что стоимость запчастей, используемых при создании КН, достаточна высока, за его ремонт тоже попросят приличную сумму денег, не говоря уже о цене, установленной на новое оригинальное изделие (в случае необходимости замены вышедшего из строя фильтра). Данные цифры гарантированно удивят даже обеспеченного автолюбителя.
Многие владельцы современных моделей автомобилей даже и не знают, что на их авто установлен катализатор. Время знакомства непременно наступит, ведь ресурс катализатора ограничен, а иногда время, когда менять катализатор уже пора, может наступить значительно раньше отведённого ему граничного срока эксплуатации.
Конечно, раздумывать над вопросом: «Стоит ли менять катализатор?» владелец нового автомобиля скорее всего не будет, если продаст его в течении трёх-пяти лет с незначительным пробегом. Совершенно иная ситуация будет у владельца, который приобрёл подержанный автомобиль, пробег которого более 100 тысяч километров, ведь именно таков на сегодняшний день средний срок службы данных устройств. В данном случае ресурса катализатора хватит ещё не намного.
Ближе к концу отведённого срока эксплуатации соты авто катализатора подгорают, в результате чего каталитический нейтрализатор просто не способен справиться со своей основной функцией касательно очистки выхлопных газов. Признаки забитого катализатора сможет выявить даже неопытный водитель. Такой авто катализатор остаётся только демонтировать, а на его место установить новое оригинальное изделие или один из предлагаемых на рынке аналогов.
На каком пробеге лучше вырезать катализатор
«Как понять, когда нужно менять автомобильный катализатор?» —вопрос, на который на самом деле очень трудно ответить, ведь в каждом отдельном случае это может быть совершенно разный период времени и километраж пробега.
Очень важно своевременно выявить имеющиеся проблемы с КН, для того, чтобы вовремя произвести необходимые ремонтные работы с ним. К примеру, попавшая в мотор через выпускной коллектор керамическая пыль, может стать причиной выхода из строя выхлопной системы и двигателя машины, ремонт которого очень дорогостоящий.
К причинам преждевременного выхода из строя авто катализатора также можно отнести использование некачественного бензина, в составе которого находится ряд примесей. Замена фильтрующего элемента выхлопных газов может понадобиться уже на 130-140 тысячи километров пробега. Та же ситуация наблюдается и с устройствами, которые установлены на бюджетных марках ТС (их пробег может не достигнуть даже 50 000 километров).
Не стоит игнорировать сервисные сообщения, которые появляются на приборной панели современных авто. Ведь это специальный датчик выявил неисправность или износ КН, поломку мотора, а такие ситуации требуют немедленного обращения в специальную сервисную службу для проведения диагностики.
Только по результатам специальной проверки можно будет сказать, в каком состоянии находится катализатор, подлежит ли он ремонту или требует замены. Своевременное обращение за помощь позволит не только избежать появление серьёзных неисправностей с мотором, но и минимизировать затраты на ремонт.
Основные признаки и причины поломок катализаторов
Сколько служит катализатор зависит от типа и вида устройства и определяется производителем. Когда нужно менять катализатор на машине поможет определить граничная дата использования КН или показатель спидометра. Появление каких-либо иных признаков поломки в основном связаны с нарушением правильного функционирования двигателя.
Признаками того, что эксплуатационные характеристики и рабочие параметры оборудования снизились, свидетельствует:
Причинами преждевременного выхода из строя КН, кроме выше указанных могут быть:
Стоит ли менять катализатор
Когда старый авто катализатор выходит из строя, автовладельцу предстоит принять решение:
Процесс удаления катализатора непременно стоит доверять только профессионалам своего дела, имеющим опыт в данной области, ведь это достаточно сложная процедура. Из-за высокой стоимости оригинального изделия купить его может позволить себе не каждый, поэтому больше автовладельцев склоняются к варианту по удалению фильтрующего компонента выхлопной системы.
В нашей стране пока не столь жёсткое законодательство касательно токсичности выхлопных газов, как, например, на Западе, где существуют достаточно строгие экологические правила. В связи с этим, там каталитическим нейтрализатором в обязательном порядке должны быть оснащены все транспортные средства, тогда как у нас, даже удалив КН, без проблем можно по количественным показателям содержания тяжёлых металлов вписаться в допустимые нормы.
Кроме физического удаления фильтра специалисты, осуществляющие работы, должны позаботиться о корректном функционировании блока управления двигателя и расходомера воздуха, для чего устанавливаются специальные датчики обманки.
Удаление катализатора из системы на самом деле финансово выгодное дело, ведь нет необходимости в последующей замене катализатора, а его некорректная работа больше не будет отражаться на состоянии иных систем и запчастях автомобиля.
Удаление катализатора и мощность двигателя связаны, ведь отсутствие КН способствует увеличению мощности двигателя, при этом расход топлива заметно уменьшается. На самом деле причина, по которой вырезают катализаторы, может быть самой разнообразной, в основном всё зависит от предпочтений автомобилиста и его финансовых возможностей. Единственная проблема, с которой может столкнуться владелец авто без катализатора, так это штраф, который можно получить за езду на таком авто в странах Западной Европы. Удаление катализатора и экология — два процесса так же непосредственно взаимосвязанных между собой. Взвесив все плюсы и минусы удаления катализатора, каждый автолюбительдолжен решить для себя, будет ли он это делать или нет.