средняя продолжительность жизни народов крайнего севера
На Крайнем Севере продолжительность жизни населения гораздо меньше, чем в среднем по стране
Жители Крайнего Севера живут на 20 меньше, чем в среднем по России, сообщает ТАСС.
Об этом рассказал заведующий научно-исследовательский лабораторией комплексных проблем гигиены и эпидемиологии Медицинского университета им. И.И. Мечникова Валерий Чащин. По его словам, средняя продолжительность жизни в российской Арктике – 53 года, по России этот показатель находится на уровне 72 лет.
Такой сильный разрыв в 20 лет связан, с тем, что на Крайнем Севере наблюдается отличная от других регионов страны картина болезней. В частности, на тихоокеанском побережье Камчатки и Чукотки в 40 раз выше заболеваемость раком пищевода и желудка. Кроме того, в этих регионах фиксируется огромное количество паразитозов, а также выходят наружу болезни, существовавшие десятки тысяч лет назад, от которых нет вакцин. Как подчеркнул Чащин, это может быть, и натуральная оспа, но мутировавшая. Чтобы изменить ситуацию, необходимо готовить врачей, которые ранее не сталкивались с такими заболеваниями и паразитами.
Еще одной серьезной проблемой из-за сурового климата остаются обморожения. По данным ученого, в России ежегодно проводятся 12-16 тысяч ампутаций из-за обморожений, значительная часть приходится на арктический регион. Чтобы изменить ситуацию, в России ведется разработка фармакологических средств управления тепловым состоянием. Это позволит сократить количество локальных обморожений и общей гипотермии.
Ранее на Крайнем Севере проводились специальные исследования беременных женщин. Они показали, что в крови исследуемых находятся пестициды, применяемые в Юго-Восточной Азии. А попадают они в кровь с пищей. Основу рациона коренных народов Арктики составляют появления рыба и перелетные птицы.
Новости Югра
Интервью , 25.11.2019
Новости , Кратко , Популярное , Тюмень , Ямал , Югра
Представитель Ассамблеи КМНС о народах севера: продолжительность жизни – 47 лет, им не светит работа и полноценная медпомощь
В конце минувшей недели в Югре прошло очередное заседание совета представителей коренных малочисленных народов Севера при правительстве округа. Стороны обсудили изменения в концепцию устойчивого развития коренных народов региона. Кроме того, были выделены 2 новых направления: повышение уровня трудоустройства и занятости малочисленных народов и сохранение, развитие и популяризация их языков. Между тем, как рассказал в интервью агентству представитель Ассамблеи коренных малочисленных народов севера (КМНС), депутат югорской думы Александр Филипенко, проблемы КМНС не решить отдельными, не связанными между собой мерами, необходим системный организованный подход. Пока же коренные народы Югры живут недолго, теряют традиционные промыслы, не могут найти работу,
НД: Как Вы оцениваете ситуацию с КМНС в Югре в целом?
АФ: «У семи нянек дитя без глазу». Данная пословица кратко, но емко характеризует государственную политику по реализации федеральных и региональных законов в отношении коренных малочисленных народов Севера на территории Югры.
НД: Сколько представителей КМНС проживает в регионе, какие народы?
АФ: Ханты, манси и ненцы – чуть более 31 тысячи человек. Но это данные Всероссийской переписи населения 2010 года! В Югре не ведётся учёт данных народов на постоянной основе. Конечно, есть отдельные реестры. Например, реестр территорий традиционного природопользования, где содержатся сведения о чуть более 4 тысячах гражданах из числа КМНС.
НД: Есть ли тенденция к увеличению или снижению численности представителей этих народов?
АФ: Если верить органам ЗАГС, то есть прирост численности. Но данный орган не ведёт специализированного учёта.
НД: Основные проблемы представителей КМНС?
АФ: Во-первых, средняя продолжительность жизни, по данным ученых из Екатеринбурга, 47 лет! Почти 70 процентов граждан из числа КМНС живут на межселенной территории или в сельской местности. Интенсивное промышленное освоение территории, несомненно, оказало влияние на традиционный образ жизни, исторически сложившиеся способы жизнеобеспечения. Многие были вынуждены переехать в посёлки и города, но не все смогли социализироваться в новых условиях. Наблюдается высокий процент неофициальной безработицы по причине отсутствия достаточного количества рабочих мест в деревнях и посёлках. В основном предлагаются временные рабочие места. Даже при наличии необходимой квалификации нефтяники не устанавливают квот для жителей населённых пунктов в непосредственной близости от месторождений. Не осуществляется полная диспансеризация медицинскими работниками жителей отдалённых и труднодоступных территорий. Но это не только проблема нашего региона. Федеральный тренд на оптимизацию системы здравоохранения, закрытие ФАПов по всей стране не сделали доступней медицинскую помощь. О проблемах можно говорить много, нужны решения.
НД: Насколько эффективно с Вашей точки зрения власть решает эти проблемы?
АФ: Вышеуказанные проблемы активно обсуждаются, но не всегда предлагаемые варианты решений воплощаются в жизнь. В каких-то случаях не сформирована политическая воля. В каких-то – не хватает исполнительской дисциплины. А действующим мероприятиям не всегда хватает средств. Например, уже 5 лет не принимают заявления по программе улучшения жилищных условий для коренных жителей, так как не хватает средств закрыть очередь по заявителям, подавшим документы до 2014 года.
НД: Какие меры должны быть предприняты властью в первую очередь, чтобы значительно улучшить ситуацию с КМНС?
АФ: В первую очередь, уйти от действующей системы, когда задачи распределены на десяток департаментов, для которых коренные народы не основной вопрос. Например, развитием традиционной экономики занимается департамент недропользования и природных ресурсов, у которого совсем другие задачи. Во-вторых, предусмотреть дополнительные мероприятия в государственных программах в соответствии с Уставом округа, федеральными и региональными программами, стратегическими документами. К числу которых, например, относится Концепция устойчивого развития коренных народов.
НД: Насколько эффективна структура органов власти и общественных организаций, которые сейчас занимаются вопросами КМНС?
АФ: Не во всех муниципалитетах есть специалисты по работе с коренными народами. Сейчас нет единого уполномоченного органа по реализации государственной политики в отношении коренных народов на территории округа. Для многих департаментов это не основной вопрос. Например, в настоящее время не определён орган исполнительной власти по реализации закона о факториях, задачами которого являются развитие системы заготовки, хранения, переработки, транспортировки и сбыта продукции, произведенной коренными малочисленными народами и содействие их занятости.
Ханты-Мансийск, служба информации
Ханты-Мансийск. Другие новости 25.11.19
Экс-полицейские из Югры, которые изощренно пытали задержанных, получили условные сроки (ВИДЕО). / В Югре изъяли 82 тысячи бутылок и более 200 канистр контрафактного алкоголя. / В центре флебологии «Ангиолайн» скончалась пациентка. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш Whatsapp +7 (901) 454-34-42
Чукчи долго не живут
Долгожительниц на Чукотке можно пересчитать по пальцам одной руки.
Фото автора
Средняя продолжительность жизни чукчей и эскимосов мала. Медики видят причину в том, что аборигены злоупотребляют алкоголем, много курят, плохо питаются, а теперь еще и используют наркотики. На Чукотке, где сейчас проживает 35 тысяч взрослого населения, по данным окружного Управления пенсионного фонда, здравствуют лишь 200 человек, возраст которых более 75 лет.
Во многом на это повлиял шквал социальных перемен конца прошлого века. Престарелые северяне не смогли пережить потерю в одночасье сбережений, которые они копили всю жизнь на черный день, обесценивания пенсий, нищету. Тогда, в 1991 году, в селе Лорина ушла из жизни старуха Тантет, которой было 106 лет, – местная рекордсменка по продолжительности жизни.
Мужчины на Севере умирают в более раннем возрасте. В настоящее время наибольшее количество мужчин, кому за 75 лет, проживают в столице Чукотки – Анадыре, их 48 человек. Старейшиной среди мужчин коренной национальности считается Николай Иванович Эйнетку, 1930 года рождения. Но главным «дедушкой» Чукотки является русский Иван Федорович Прохоренков, родившийся в 1920 году. На Чукотку участник битвы под Сталинградом и медик по образованию приехал совсем молодым.
Три женщины, возраст которых под 90 лет, живут в разных местах Чукотки. Самые пожилые – бабушка Котай и бабушка Авелико. Бабушка Котай, 1918 года рождения, всю жизнь провела в тундре, но когда совхоз распался, ей пришлось перебраться в село Тавайваам, которое расположено в двух километрах от Анадыря и считается пригородным. Общительная и веселая бабушка Котай активно участвует в делах села, консультирует молодежь танцевального ансамбля. Без посторонней помощи гуляет по селу. Правда, в настоящее время лежит на излечении в противотуберкулезном диспансере – обострилась давняя болезнь.
Еще одна долгожительница Чукотки, 89 лет, обитает в селе Ваеги. Бабушка Авелико тоже тундровичка, из оленных людей. Девочкой в 14 лет она потеряла зрение, но никогда не была обузой ни для семьи, ни для стойбища. Она оказалась мастерицей в пошиве меховых изделий – тапочек, малахаев, памьят (меховые носки), торбасов. И теперь, несмотря на преклонный возраст и слепоту, бабушка Авелико продолжает заниматься шитьем. Обмерит руками голову человека и сошьет шапку из меха точно по размеру. Как сообщила корреспонденту «НГ» опекунша долгожительницы Валентина Левчук, питается самая пожилая женщина Чукотки мясом и рыбой, любит хлеб свежей выпечки. В праздники непременно просит, чтобы ей купили бутылочку водки. Пьет по маленькой рюмочке, как говорит, «чтобы веселее жилось среди вечной темноты». Русского языка старуха не знает, говорит только по-чукотски. Общается на том языке, каким чукчи говорили еще сто лет назад.
Авелико пережила своих четырех детей и мужа. Сноха (жена утонувшего сына Авелико) и теперь живет в тундре, в оленеводческой бригаде, и часто присылает своей свекрови оленину. Долгожительница получает пенсию в размере 5 тыс. руб., пособие по старости в размере 670 руб. в месяц и так называемые хлебные (250 руб.) – это пособие на покупку хлеба. Если учесть, что прожиточный минимум на Чукотке приблизился к 9 тыс. руб., а цены на продукты питания в селах округа выше городских на 30%, то становится ясно, что быть долгожителем – не просто. Выручают родственники, соседи. Кроме села, Авелико нигде не была. Она не может понять, кто такой президент, считает его главным бригадиром всех пастухов. Говорит, что родилась счастливой, потому что навсегда осталась для себя девочкой, которую увидела в отражении озерной воды, когда была зрячей.
Есть еще старуха Неук, проживающая под Анадырем. Вообще-то она старше на год бабушки Котай, но по паспорту – 1928 года рождения. Когда началась первая паспортизация на Чукотке, Неук находилась в тундре, а паспортистка по ошибке «омолодила» женщину на 11 лет. Так что юридически она претендовать на статус одной из главных долгожительниц Чукотки не может.
Северяне всегда уважительно относились к старикам, оказывали им всяческую помощь. Любовь к пожилым и уважительное отношение к ним воспитывались у чукчей с раннего детства. В давние времена, да и теперь, если в семье или среди родственников нет пожилых бабушек или дедушек, то роль таковых непременно выполняют старики стойбища или села. На семейных праздниках и других торжествах стариков усаживали на почетное место, щедро угощали и специально для детей просили рассказать о былой жизни или что-то интересное о далеких родственниках.
В чукотских легендах и сказаниях старики непременно предстают опытными, мудрыми в делах людьми, тонко разбирающимися в секретах охоты, выпасе оленей, чутко понимающими природу, строгими наставниками молодежи. Старики являлись хранителями не только легенд и сказаний, но и истории рода, важных, героических поступков его представителей. Всякие распри и споры также разрешали старейшины стойбища.
Кстати, издревле чукотские оленеводы и охотники занимались поиском «эликсира вечной молодости». Автору этих строк не раз приходилось слышать от чукчей-долгожителей, что в горах можно найти некое белое вещество, которое выделяется из скал и исцеляет человека от всех болезней, а также на много лет продлевает его жизнь. Некоторые считают, что это особое, белое мумие, которое пока не найдено (на Чукотке еще много мест, где не ступала нога человека). Возможно, что когда-то и будет открыт этот самый «эликсир вечной молодости». Пока же, как считают сами долгожители, их здоровью способствует радушие, доброта, интерес к жизни.
Что ненцу смерть
Могут ли северяне перейти на европейскую диету
Высокая адаптивность человека как биологического существа позволяет ему приспосабливаться к самым суровым условиям проживания. Представители коренных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока наделены физиологическими особенностями, позволяющими им не только обходиться без многого, что составляет основу жизни в регионах с более мягким климатом, но и делать то, что жителям этих регионов прямо противопоказано. Например, всю жизнь сидеть на мясо-жировой диете. О том, чем питаются северные народы, каковы особенности их пищеварения и физиологии и что происходит, когда представители этих народов сталкиваются с диетами «цивилизованного» мира, читайте в нашем материале.
Климат и калории
География распространения северных народов весьма обширна, она включает Арктику с прилегающими регионами, в Сибири доходит до Саян и Алтая и охватывает почти весь Дальний Восток, включая Камчатку и Сахалин. Экологические условия в местах их традиционного проживания имеют выраженную специфику, способствовавшую возникновению и закреплению различных приспособительных механизмов.
Так, холодный климат требует повышенной теплопродукции, а значит, интенсивного энергообмена и высококалорийного питания. Нехватка солнечного света приводит к недостаточной выработке витамина D (его активная форма синтезируется в коже под действием ультрафиолетового излучения), а значит, требуются надежные внешние источники этого нутриента.
Отсутствие земледелия и крайне ограниченное количество доступных съедобных растений вынуждают обитателей этих регионов потреблять преимущественно животную пищу, то есть получать энергию преимущественно из белков и жиров, а не углеводов, как в регионах с более теплым климатом.
Традиционный дневной рацион морских зверобоев — эскимосов и чукчей — включал около полутора килограммов мяса и 160 граммов животных жиров. В итоге вклад основных нутриентов — белков, жиров и углеводов — в общую калорийность пищи составлял у гренландских эскимосов начала ХХ века соответственно 44, 47 и 8 процентов против 15, 30 и 55 процентов, прописанных в современных европейских диетологических рекомендациях.
Подобные экологические факторы на протяжении веков служили инструментами естественного отбора, закрепившего ряд приспособительных механизмов генетически. В исторически недавнее время этим механизмам пришлось столкнуться с изменениями рациона и образа жизни, завезенными русскоязычными переселенцами и централизованной властью.
Корякское селение, 1900–1901 годы
Вековые контакты
Контакты северных аборигенов с русскими первопроходцами начались в конце XVI века при освоении Арктики и Сибири. Это освоение, а скорее покорение, зачастую сопровождалось нешуточными вооруженными конфликтами, снизившими численность многих северных народов и в ряде случаев потеснившими их с традиционных мест обитания и промысла. Свой печальный вклад в демографию внесли и эпидемии «завозных» инфекций: оспы, тифа и других.
Со временем более или менее наладились совместное проживание, торговля и налогообложение, однако к массовому распространению «западных» продуктов или радикальному изменению жизненного уклада это не привело, за исключением учащающихся контактов местного населения с алкоголем. Скорее, имел место обратный процесс — русские переселенцы знакомились с местной пищей и во многом строили на ней свой рацион.
Ситуация изменилась лишь в 1920-30-х годах, когда советские власти плотно занялись «национальными меньшинствами». С одной стороны, это означало достаточно регулярные поставки непривычных для северян продуктов: сахара и сладостей, зерновых (в том числе муки и макаронных изделий), консервов, спиртного и тому подобных. С другой — изменение жизненного уклада с полным или частичным переходом от кочевой жизни к оседлости, борьбой с традиционными верованиями, организацией систем образования и медицинской помощи.
В силу этого в рационе коренных народов по нарастающей происходили (и происходят) радикальные изменения, к которым они плохо приспособлены метаболически. В первую очередь это резкое увеличение доли углеводов (сахаров и крахмала) в рационе на фоне столь же резкого сокращения оленины, рыбы, мяса и жира морских млекопитающих, а также широкое распространение употребления алкоголя.
Подобные процессы массово происходят лишь в течение последнего столетия, однако ученые начали заявлять о проблеме «вымирания» коренных народов гораздо раньше — работы, посвященные энцам и селькупам, появились еще в конце XVIII века.
В 1926 году исследователь Василий Анучин писал:
. В русской литературе имеется на данную тему количественно очень обильный материал, но качественно он, к сожалению, далеко не весь может быть использован и принимаем в расчет. Установлен один совершенно бесспорный факт: обитатели северной полосы Сибири вымирают. Исследуя причины вымирания, все авторы сходятся в том, что такими причинами являются: антисанитария, антигигиеничность, болезни (сифилис и др.), алкоголизм, экономический гнет, политическое бесправие, дурная администрация и т. п.
На основании собственных наблюдений ученый добавлял еще одну причину, которую считал практически основной, — чрезвычайную распространенность неврологических и психических расстройств, связанную, по его мнению, с особенностями арктической экологии. При этом Анучин писал, что подобные наблюдения в равной степени относятся и к коренным жителям, и к русским переселенцам.
Изучение влияния метаболических особенностей на здоровье северного населения началось лишь в 1960-70-х годах и продолжается до сих пор. Основные параметры обмена веществ коренных народов в той или иной степени известны, что приближает ученых к пониманию того, как влияет на здоровье северян «вестернизация» диеты и жизненного уклада.
Согласно законодательству в России выделяют 40 коренных малочисленных (менее 50 тысяч представителей) народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, которые проживают «на территориях традиционного расселения их предков» в 28 субъектах федерации.
Эти народы разнородны по историческому происхождению и говорят на языках разных групп: финно-угорских (например, саамы, ханты, манси), самодийских (ненцы, энцы, нганасаны, селькупы), тунгусо-манчжурских (эвенки, эвены, нанайцы, ульчи), тюркских (шорцы, долганы, теленгиты), палеоазиатских (чукчи, коряки, ительмены, эскимосы) и других.
Белки, жиры и холод
Разумеется, белково-жировая диета не могла не отразиться на обмене веществ и даже на физиологических особенностях представителей северных народов.
Основное количество потребленного белка переваривается в желудке при помощи фермента пепсина. Он действует при крайне низких значениях рН (1,5-2), поэтому желудочный сок содержит высокие концентрации соляной кислоты. Чтобы агрессивная среда не разрушила сам орган, он изнутри покрыт постоянно обновляющимся слоем защитной слизи.
Исследования показали, что кислотность желудочного сока у северян значительно повышена — у европейца она неминуемо вызвала бы гастрит, а впоследствии — и язвенную болезнь. Однако у представителей коренных народов слизистая оболочка желудка намного толще, и, помимо высоких концентраций пепсина и кислоты, она производит большой объем слизи, что позволяет усваивать много белка без ущерба для желудочной стенки.
Свою специфику имеет и липидный обмен, хотя он изучена в меньшей степени. Например, показано, что среди северных народов широко распространен генетический вариант аполипопротеина Е, участвующего в транспорте жиров в крови, который отвечает за повышенную концентрацию холестерина.
Тем не менее, существенных отклонений в липидном составе крови у северян не наблюдается, как и ожидаемой в такой ситуации высокой заболеваемости атеросклерозом. Исследователи связывают это с профилактическим действием физической активности, однако вопрос нуждается в дальнейшем изучении.
Кроме того, у коренного населения Арктики наследственно закреплена высокая активность бурой жировой ткани, чья основная функция — теплопродукция. Частота встречаемости такого генетического варианта в северных регионах на порядок выше, чем, например, в Экваториальной Африке. Это способствует утилизации большого количества потребляемых жиров, благодаря чему холод переносится легче.
National Library of Norway
Как упоминалось выше, из-за недостаточной инсоляции у северян в организме синтезируется мало витамина D. Эту проблему успешно решает традиционная диета с большим количеством животного жира и особенно рыбы (вспомним пресловутый рыбий жир).
Важное место в обеспечении витамином D занимает оленина — существенный компонент рациона многих коренных народов Севера. Дело в том, что биологические предшественники этого вещества — фитостеролы — в большом количестве синтезируются водорослями, а основной корм северного оленя — ягель — представляет собой, как и остальные лишайники, симбионт гриба и водоросли.
В организме животного фитостеролы преобразуются в витамин D, который в существенных количествах накапливается в мышцах и затем поступает на стол к человеку. В силу этого отказ от традиционных охоты, рыбного промысла и оленеводства повышает риск витаминного дефицита и, как следствие, нарушения обмена кальция и рахита.
Без сахара, пожалуйста
Метаболизм углеводов, в связи с их исторически низким содержанием в диете северных народов, обладает, пожалуй, наибольшей спецификой. В организме основным «активным» углеводом служит моносахарид глюкоза, именно ее используют ткани для получения энергии (для нервной системы этот сахар — главный и практически единственный источник питания).
В пище содержатся преимущественно сложные углеводы, такие как дисахариды (сахароза — обычный пищевой сахар, лактоза — молочный сахар, трегалоза — сахар, содержащийся в грибах) и полисахариды, например крахмал. В кишечнике усваиваются только простые сахара, поэтому сложные необходимо сначала расщепить.
При этом для каждого ди- и полисахарида нужен собственный фермент: для сахарозы — сахараза, для лактозы — лактаза, для крахмала — амилаза и так далее. При низком поступлении углеводов с пищей глюкоза синтезируется в организме из аминокислот (структурных единиц белка).
У жителей регионов с теплым и умеренным климатом ферментов для гидролиза растительных сахаров, как правило, достаточно. Продукция лактазы у большинства животных и изначально у человека снижается после окончания грудного вскармливания и к концу подросткового периода практически сходит на нет.
Однако несколько тысячелетий назад среди животноводов Европы и Ближнего Востока возникли, закрепились и распространились мутации, обеспечивающие синтез достаточного количества этого фермента на протяжении всей жизни, что позволяет взрослым пить молоко.
У северных народов, для которых растительная пища и молоко не были значимым компонентом рациона, потребность в перечисленных ферментах исторически отсутствовала — глюкозу они получали преимущественно синтезом из аминокислот. В силу этого среди них широко распространена непереносимость различных дисахаридов, которая проявляется болью в животе и диареей после употребления соответствующего вещества.
Низкая продукция лактазы представляет, пожалуй, наибольшую проблему при «европеизации» диеты северных народов. В советские времена о ней не было известно, и детей оленеводов-кочевников, которых на несколько месяцев в году в рамках образовательной программы помещали в школы-интернаты, снабжали «здоровым» питанием, включавшим ежедневное употребление молока. Дети страдали нарушениями пищеварения, которые расценивали как кишечные инфекции и назначали антибиотики, что только усугубляло ситуацию.
Актуальности непереносимость лактозы не теряет и сейчас. Этот сахар в значимых количествах присутствует не только в цельном и сгущенном молоке, но и в таких не очевидных и широко распространенных современных продуктах, как кондитерские и колбасные изделия, пюре и каши быстрого приготовления и тому подобное. Употребляющие их северяне могут страдать от пищеварительных расстройств, причина которых не ясна ни им самим, ни врачам.
Сахароза, непереносимость которой встречается значительно реже, также служит источником недомоганий. Еще в 1920-е годы аборигены Чукотки практически не употребляли сладкого (за исключением небольшого количества сезонных ягод). По оценкам, уже в 1937 году каждый из них в среднем съедал 30 граммов сахара в день, а вместе с другими сладостями в целом — 40 граммов. Сейчас эти показатели почти не отличаются от средних по России — около 60 граммов и 125 граммов соответственно.
Такой резкий рост потребления сахара и других углеводов (в частности, крахмала) приводит к распространению нарушений обмена глюкозы, в том числе сахарного диабета. По данным российских исследователей, у представителей северных народов, придерживающихся традиционной диеты, частота подобных расстройств не превышает пяти процентов, что в 2-4 раза ниже, чем среди европейцев.
У жителей этнических поселков, часть рациона которых представлена привозными продуктами, этот показатель достигает 11 процентов, а у студентов, переехавших для обучения в города, — 17 процентов.
Помимо нарушений обмена глюкозы повышенное потребление углеводов затрагивает и обмен веществ в целом, что проявляется ростом заболеваемости ожирением и поражениями сердечно-сосудистой системы.
Жители острова Врангеля на борту канонерской лодки «Красный Октябрь», 19 августа 1924 года