средняя продолжительность жизни индейцев
«Их бог любит выпить, покурить и женщин» Нищета, наркотики и колдуны: что увидел россиянин, пожив среди индейцев
Коренное население Америки неспроста ассоциируется у большинства туристов с чем-то загадочным, духовным и очень древним. Индейцы до сих пор совершают таинственные обряды, верят в подземных богов и уходят жить в горы, чтобы в глаза не видеть цивилизацию. Тем не менее у их существования есть и обратная, неприятная сторона — наркотики, алкоголизм и жуткая нищета. Журналист и писатель Игорь Ротарь решил изучить все особенности Латинской Америки, в том числе жизнь аборигенов, и отправился в многомесячное путешествие по континенту. Его впечатления от общения с индейцами — в репортаже «Ленты.ру».
Кока и «старшие братья»
В автобусе, едущем из деревушки на берегу Карибского моря, меня поразила группа странных пассажиров — длинноволосые босоногие люди ростом не выше 150 сантиметров в белоснежных балдахинах везли огромные тюки с ракушками. «Что за странные коллекционеры?» — подумал я.
Оказалось, что это индейцы, проживающие в колумбийских горах Сьерра-Невада (дословно в переводе «снежные горы») — без преувеличения уникальном природном образовании. Оно начинается прямо с побережья Карибского моря и завершается величественным, самым высоким в Колумбии пиком Боливара.
Местные индейцы считают эти места священными, а всех людей, живущих за их пределами, снисходительно называют «младшими братьями» (сами они, соответственно, старшие). В начале 1990-х аборигены вышли на корреспондентов «Би-би-си» и передали заблудшим жителям земли послание: если «младшие братья» не перестанут уничтожать природу, то Земля погибнет.
Когда-то аборигены Сьерра-Невады обладали достаточно развитой цивилизацией. Испанские конкистадоры описывали увиденный ими край как плотно населенный, с хорошо развитой ирригацией полей. Интересно, что до сих пор в джунглях можно увидеть тропы из каменных глыб, проложенные индейцами до прихода испанцев. Кроме того, конкистадоры были очарованы золотыми украшениями, которыми были увешаны туземцы. Именно в этих горах и родилась легенда о стране Эльдорадо.
Кстати, любовь индейцев к ракушкам имеет достаточно прозаическое объяснение. Каждый взрослый индеец носит на поясе специальную традиционную емкость, калабасу, в которой хранится смесь толченных ракушек и перемолотых листьев коки. От употребления этого вещества аборигены всегда находятся под легким кайфом, или медитацией (кому как больше нравится).
Охота на индейцев
Столь необычный стиль жизни аборигенов заинтересовал меня, и я решил побывать в их деревнях. Жил я в это время в небольшом (около 500 жителей) поселении Минка, считающемся негласной столицей Сьерра-Невады. Как я узнал, индейцы живут лишь в нескольких километрах от Минки.
Увы, меня ожидало ужасное разочарование. Деревня, в которую я попал, располагалась рядом с шикарным отелем, где сотрудницы ресепшена даже говорили по-английски (признак очень большой крутости заведения!). Создавалось впечатление, что туристы специально приезжают посмотреть на аборигенов как на диких зверушек.
Поселение представляло собой несколько десятков очень примитивных хижин с тростниковыми крышами. Внутри из мебели были только гамаки. Все бы ничего, но самих индейцев в деревне не было: из-за пандемии они углубились в горы.
Это меня, конечно, не остановило. Недолго поразмышляв, я нанял мотоциклиста (для машин местные джунгли непроходимы) и отправился в сторону ледников. Пейзаж стремительно менялся, стало существенно холоднее, а вскоре мы и вовсе оказались выше облаков, которые можно было наблюдать со склонов гор.
Приблизительно через два часа мы доехали до крошечной (всего-то десять домов) деревеньки. Как ни странно, здесь даже были бильярдная, ресторан и гостиница. Подкрепившись типичной едой горных колумбийцев — говяжьей отбивной с рисом и жареными бананами, я разговорился с хозяином заведения, и он сообщил мне, что индейцы живут в двух часах хода отсюда возле водопадов: «Как раз завтра туда идет группа туристов. Присоединяйся!»
Волшебный доллар
Мои попутчики оказались колумбийцами и были страшными разгильдяями: по пути они распивали ром, а на привалах употребляли марихуану. Неудивительно, что на их фоне я очень хорошо шел.
— A что, русские все такие сильные, никогда не устают? — с удивлением интересовались они.
— Да, мы на батарейках.
На самом деле идти мне было не слишком легко. До сих пор не могу понять, как проводник угадывал дорогу: по-моему, тропинки просто не было. Но, к счастью, мы добрались до нужного места.
В этом поселении индейцев были как традиционные дома, так и глинобитные хижины с железной кровлей. В отличие от доброжелательных колумбийцев, очень охотно позирующих перед фотоаппаратом, индейцы фотографироваться не хотели и вообще смотрели на меня достаточно враждебно. Но когда я предложил им доллар за съемку их жилища, то они сразу же согласились.
Наверное, лучше бы я этого не делал: эти хижины поразили меня своей убогостью. Посреди комнаты был разведен костер, годовалый ребенок томился в специальном гамаке-люльке, мебель отсутствовала полностью, но зато в углу стоял плазменный телевизор, работавший от аккумулятора.
Как же индейцы доставили в деревню огромный экран и другие тяжелые вещи? Оказывается, с помощью ослов, которые, в отличие от туристов, спокойно перемещаются через заросли джунглей.
Кстати, возле их домов валялась куча пустых бутылок от пива и дешевой текилы. Я уже слышал от антропологов о том, что многие индейцы страдают алкоголизмом, но не думал, что настолько. Другая серьезная проблема — то, что большинство аборигенок рожают уже в 14-летнем возрасте.
Зато у них мне удалось попробовать очень необычное блюдо. Так, специально для нас, естественно, за отдельную плату индейцы пожарили нам игуану. Эта такая огромная ящерица, напоминающая динозавра. О том, что эта гадость считается в Латинской Америке изысканным деликатесом, я знал еще из рассказов О’Генри, ну а сейчас у меня появилась возможность выдержать это кулинарное испытание лично. Как ни странно, блюдо действительно оказалось довольно вкусным: напоминало даже мясо курицы или крокодила (его я уже пробовал в Aфрике).
Колдуны за 300 долларов
Я уже было подумал, что больше индейцы ничем не смогут меня удивить, но ошибся. Как-то местные русские пригласили меня на «церемонию очищения кармы предков», которую специально для них и других «духовных» иностранцев проводят приглашенные мамы. Мамы — это не женщины с детьми, как вы подумали, а индейские шаманы. Кстати, курс очищения кармы, по местным меркам, совсем не дешев — за трехдневный ритуал мои русские друзья заплатили аж миллион песо (около 300 долларов).
Обряд проходил на берегу реки. В начале по кругу пустили стаканчик анисовой водки (мне почему-то вспомнился фильм «Иван Васильевич меняет профессию»), потом индейцы окуривали моих знакомых какими-то травами, а в завершении церемонии было омовение в реке.
Не знаю уж, из добрых ли побуждений или из корысти, но организаторы обряда проявили интерес и к моей персоне и спросили, есть ли у меня проблемы, которые я хочу устранить. Я пожаловался, что из-за пандемии все откладывается выпуск моей книги, и попросил помощи колдунов.
Не уверен, что индейцы поняли слово книга, поскольку все, что они мне ответили, — это то, что белый цвет индейских балдахинов символизирует снега вершин Сьерра-Невады. Кстати, свои балдахины индейцы не стирают, а очищают лимонным соком. Можно спорить, насколько такие меры гигиеничны, но белый цвет одежды сохраняется.
Также мамы раскрыли мне еще несколько индейских секретов. Например, оказывается, волосы они не стригут, «чтобы не потерять силу», а босиком ходят, чтобы поддерживать контакт с подземными духами. Увы, сколько я ни пытался, другой информации мне получить так и не удалось.
По-видимому, почувствовав мое разочарование, мамы пригласили меня на общение с духами, а если точнее — на церемонию употребления галлюциногенного отвара из лианы айяуаска. Индейцы верят, что лианы — волосы бога, который когда-то посетил эту землю. Примечательно, что в Колумбии, Перу, Эквадоре и Бразилии данный напиток не только считается безвредным, но даже признан национальным достоянием.
Увы, ритуал не всегда заканчивается хорошо. Было даже несколько смертельных случаев, а зачастую дикари просто грабили или насиловали туристов во время церемоний. Кроме того, влиятельный путеводитель Lonely Planet рекомендует проходить этот обряд только с проверенными шаманами. Не то чтобы я не верил местным докторам, но от общения с духами все-таки уклонился.
Курящий и пьющий бог
То, что я увидел в индейских поселениях Колумбии, вызвало у меня устойчивое дежавю. Очень похожие сценки я уже наблюдал в индейских поселениях других стран. Так, например, аборигены майя в Гватемале и Мексике малограмотны, к тому же многие с трудом говорят по-испански.
Они по-прежнему ходят в национальной одежде, спят в убогих жилищах, где нет никаких бытовых удобств. Среди них много алкоголиков — теряющих сознание от опьянения на улицах здесь видишь гораздо чаще, чем в России. В местных магазинах даже практикуется такая необычная услуга: за шесть центов дают понюхать пустую бутылку из-под текилы.
Кроме того, по-прежнему в разных уголках Гватемалы есть множество капищ, к которым индейцы совершают регулярные паломничества. Одно из главных таких святилищ расположено в кратере вулкана у озера Чикабал. Оно абсолютно правильной прямоугольной формы, что, по мнению племенных жителей, свидетельствует о его божественном происхождении.
Демографическая ситуация
По оценочным данным, к моменту образования США в пределах их нынешней территории проживало около 1 млн индейцев. В результате войн, болезней, переселений, создания резерваций и прочих негативных последствий колонизации белым населением западных районов страны к 1900 г. коренных жителей осталось приблизительно 200 тыс. Однако в XX в. их численность сначала стабилизировалась, а после второй мировой войны обозначилась весьма устойчивая тенденция ее роста. В 1950 г. в США насчитывалось 357,4 тыс. индейцев, в 1960 г.— 573,5 тыс., в 1970 г.— 763,5 тыс., в 1980 г.— 1,42 млн, что составляет 0,6 % населения страны.
Увеличение численности индейского населения в послевоенное время в первую очередь было вызвано факторами объективного порядка: высоким уровнем рождаемости и снижением уровня смертности. По показателям темпов прироста в последнее десятилетие индейцы более чем в 2 раза превосходят белое население. Что касается уровня смертности, то за истекшие 30 лет он существенно снизился. Так, например, смертность от туберкулеза, желудочно-кишечных и простудно-инфекционных заболеваний уменьшилась в среднем на 70 %. Показатель детской смертности среди коренных жителей—18,2% — в настоящее время лишь немного выше, чем у белых,— 16,1%. И хотя в целом состояние здравоохранения индейцев в сравнении с общеамериканским уровнем продолжает вызывать озабоченность, отмеченные сдвиги не могли не сказаться на увеличении средней продолжительности их жизни. Если в 50-е годы коренные американцы жили в среднем около 44 лет, то к началу 80-х годов, по данным Национального конгресса американских индейцев, этот показатель увеличился до 66 лет 2
Вместе с тем рост числа коренных жителей в особенности в истекшем десятилетии не может быть объяснен без учета социокультурного фактора и роста национального сознания коренных американцев, вследствие которого многие лица, имевшие ту или иную степень индейского происхождения и скрывавшие это в силу известных причин, стали называть себя индейцами.
Благодаря высоким темпам естественного прироста возрастная структура индейского населения отличается от аналогичной у белых жителей США. Средний возраст аборигенов в 80-е годы равен 21 году (у белых — 28 лет). Молодежь до 20 лет среди индейцев составляла 51,3%, тогда как лица старше 65 лет — всего 5,4 % (у белых эти группы составляют соответственно 18,6 и 10 %). Индейские семьи более многодетны: в среднем они насчитывают 4,9 человека, а у белых — 3,5 человека.
В региональном отношении нынешнее расселение индейцев США выглядит так. Наиболее крупный их отряд — 77 % — проживает на юге и юго-западе страны. На северо-западе живет 17,5 % индейцев, а на северо-востоке — лишь 5,5%. Региональные перемещения их в настоящее время весьма незначительны и направлены к юго-западу. Самые крупные группы коренных американцев проживают в следующих штатах (в тыс. человек): Калифорния — 201, Оклахома — 170, Аризона — 153, Нью-Мексико — 105, Вашингтон — 61, Южная Дакота — 45, Мичиган — 40, Нью- Йорк — 39, Миннесота — 35, Висконсин — 30. По доле индейцев в населении штата на первом месте находится Нью-Мексико — 8 %, а на втором — Южная Дакота — 6,5 %.
По-иному обстоит дело с миграцией «село — город». В послевоенный период она проходила весьма интенсивно. Доля городских индейцев с 1950-х по 1980-е годы увеличилась с 16,4 до 44,2 %. Рост горожан среди индейцев происходил двумя путями: за счет стихийных перемещений жителей индейских территорий к рынкам труда и в рамках планового переселения избыточного самодеятельного населения этих районов в город, которое осуществлялось американскими властями в связи с программой релокации, действовавшей с 1954 г. до середины 1960-х годов.
Как и их сельские собратья, городские индейцы расселились в городах США дисперсно. Численность групп в пределах одного населенного пункта, как правило, не превышает 5 тыс. человек. На этом фоне выделяются индейские анклавы следующих городов (данные на 1980 г. в тыс. человек): Лос-Анджелес — 47,2, Сан-Франциско— 17,5, Миннеаполис — 15,8, Сан-Диего — 14,3, Сиэтл — 15,6, Нью-Йорк — 13,4, Детройт — 12,3, Чикаго — 11,5, Даллас — 11,0, Сакраменто— 10,9, Денвер — 8,9, Портленд — 8,5, Буффало — 7,3. Все эти крупные города были в свое время центрами релокации. Помимо этого за счет стихийных миграций довольно многочисленные группы коренных американцев появились в средних и мелких городах, расположенных, как правило, вблизи от традиционных мест проживания индейцев: Талса — 38,4, Оклахома-Сити — 24,6, Финикс — 22,7, Альбукерке — 20,7, Тусон — 14,3, Якима — 6,6. В столице США — Вашингтоне живет свыше 6 тыс. коренных американцев. В настоящее время миграция «село — город» стабилизировалась.
Специфической характеристикой индейского населения служит и особый статус, который оно имеет в Соединенных Штатах Америки. С одной стороны, с 1924 г. индейцы являются полноправными американскими гражданами, а с другой — большинство их имеют легально зафиксированный статус, который гарантирует им целый ряд льгот: а) их земли и недвижимость не подлежат ни федеральному, ни местному налогообложению; б) они имеют право на особые каналы государственной социальной помощи по линии БДИ; в) получают бесплатное медицинское обслуживание, осуществляемое правительственной Индейской службой здравоохранения (ИСЗ), действующей с 1955 г.; г) владеют так называемыми общинными фондами на общую сумму в 1,5 млрд долл. (это денежная компенсация за «добровольную» уступку своих земель и переселение в резервации в прошлом веке). Фонды, во-первых, являются источником личных доходов индейцев: банковский процент с них распределяется ежегодно среди жителей соответствующей резервации и колеблется в зависимости от величины фонда от 50 до 1000 долл. в год. Во-вторых, если опять-таки размер фонда достаточен, его можно использовать для экономического развития резервации. Но так как общая сумма фондов распределена среди сотен общин, значение этого ресурса капиталов не велико. Статусные льготы индейцев не следует, однако, рассматривать в качестве признаков их привилегированного положения в США, как это делает порой официальная американская пропаганда. При сравнительно низком уровне жизни коренного населения эти льготы выступают лишь в виде барьера на пути полной его пауперизации.
Статус также дает индейцам право на особую форму социальной организации — общинную, посредством которой на основании принятых еще в 30-х годах общинных конституций, хартий и сводов законов осуществляется через выборные органы (советы общин) индейское самоуправление. В настоящее время в США насчитывается 493 официально зарегистрированные общины.
Как правило, община живет на территории специально созданной для этого резервации. В настоящее время в США существует 267 федеральных, то есть созданных правительством страны, и 24 штатных, то есть созданных легислатурами отдельных штатов, индейских резерваций. Они представляют собой особую категорию земель, формально являющихся собственностью соответствующей общины и находящихся под управлением ее совета. Отчуждение или продажа земель невозможны без санкции совета общины, обязательно подтвержденной федеральным правительством. В резервациях живет около 750 тыс. индейцев.
В литературе об индейцах США сложилось упрощенное мнение, будто бы их земли постоянно сокращаются. В действительности ситуация здесь несколько сложнее. В послевоенный период земельная база резерваций была в целом стабильна, составляя около 52 млн акров. Однако вследствие роста численности индейского населения за истекшие 30 лет произошло уменьшение принадлежащих ему земель в расчете на душу населения: если в начале 60-х годов на жителя резерваций приходилось в среднем по 91,4 акра, то в конце 70-х годов — лишь по 37 акров. При этом следует учитывать, что резервационные земли распределены среди общин крайне неравномерно.
Особую группу статусного населения составляют индейцы Оклахомы. Хотя федеральное правительство и признает их общины, принадлежащие им земли резервациями не считаются и поэтому не выделяются из категории частных земельных владений. Численность статусного нерезервационного населения Оклахомы приближается к 170 тыс. человек.
Наконец, в Соединенных Штатах имеется относительно большое количество индейцев, не имеющих официального статуса коренных жителей. Прежде всего это жители 43 общин, которые не признаются ни федеральными, ни штатными органами власти. В их число входят почти все народы штатов атлантического побережья страны, в том числе ламби, яки и техасские кикапу. Свыше 60 % нестатусного индейского населения живет в Северной Каролине, а около 30 % — в штатах Новой Англии. Общая численность этой категории индейцев приближается к 100 тыс. человек.
Кроме того, к нестатусным индейцам относятся лица или их потомки, которые, пройдя предусмотренную законом процедуру, официально ликвидировали свой статус и вышли из общины. Причины такого выхода могут быть различными: необходимость получения денег за счет продажи своего земельного участка, конфликты с соседями в резервации, желание ассимилироваться среди белых сограждан и т. п. Причем не следует думать, будто ликвидация статуса автоматически связана с миграциями индейцев в город. Отнюдь не все городские индейцы спешат расстаться со своим статусом. Многие хотят продолжать пользоваться его некоторыми льготами, хотя, несомненно, доля нестатусных лиц среди индейцев-горожан выше, чем среди жителей резерваций.
Таким образом, современную демографическую ситуацию среди коренного населения США, безусловно, характеризует ряд положительных тенденций, наиболее важные из которых — устойчивый рост численности индейцев и увеличение продолжительности их жизни. В этой связи говорить о вымирании в настоящее время коренных американцев неправомерно. Вместе с тем нельзя не видеть и негативные стороны демографии индейцев: дисперсность их расселения, которая консервирует общинный партикуляризм; недостаточность земельной базы, препятствующая проживанию многих представителей коренного населения в привычной социокультурной обстановке среди своих народов. Это в известной мере выступает основой многих проблем социально-экономического характера, с которыми сталкиваются индейцы Соединенных Штатов.
Почти первобытная Америка Индейские резервации XXI века глазами русского путешественника
Индейцы Северной Америки, в свое время жестоко согнанные европейскими колонизаторами с родных земель, на протяжении нескольких поколений вынуждены обитать в резервациях. Однако благодаря этому многим племенам удалось сохранить свою культуру и традиционный образ жизни. Корреспондент «Ленты.ру» выяснил, как сегодня живут представители коренного населения североамериканского континента.
Первое знакомство с индейцами произошло неожиданно. В городке Анза в Южной Калифорнии я наткнулся на лоток с товарами из близлежащей резервации. Среди безделушек этнографического содержания лежали добротные майки с надписью: «Терроризм с 1492 года!» (год открытия Америки). Заинтригованный этим утверждением, я решил поехать в саму резервацию.
«Выживших расстреляют снова!»
У входа — казино и магазин сигарет. В индейских землях (в отличие от других регионов США, за исключением Лас-Вегаса) игровой бизнес разрешен, чем индейцы активно и пользуются. Другой стабильный доход — это продажа по бросовым ценам сигарет, выпускаемых в резервациях.
Припарковавшись на стоянке «для гостей племени», я прямиком отправился за сигаретами. Цены действительно приятно удивили. В Сан-Диего пачка стоит шесть долларов, а у индейцев всего лишь два пятьдесят. Правда, сигареты могут покупать только члены племени. Но эту проблему удалось быстро решить. Около магазина сидела благоухающая алкогольными парами индианка — за небольшую переплату она приобрела для меня несколько блоков.
Те немногие индейцы, которых мне довелось увидеть в казино и табачном магазине, никак не напоминали легендарных героев в исполнении Гойко Митича.
Увы, продолжить знакомство с представителями коренного населения Америки в тот день не удалось. На въезде в резервацию возвышался внушительных размеров плакат: «Не вторгаться! Нарушителей застрелят. Выживших расстреляют снова!» Искушать судьбу не хотелось.
Переводчица духов
Вернувшись в Сан-Диего, я попытался «пойти другим путем»: завести контакты уже с городскими, американизированными индейцами и проникнуть в резервацию с их помощью.
Скоро я познакомился с красивой блондинкой Ребеккой Ховард. У нее лишь одна восьмая индейской крови, однако девушка категорически не согласна считать себя белой. Зов предков не давал ей покоя, и, несмотря на отчаяние мамы, она отказалась от христианства, став довольно известной среди индейцев «переводчицей языка духов».
«Индейцы по-прежнему не любят белых и именно поэтому не пускают их на свои территории. Лично я разделяю эти чувства. Да, сейчас нас уже не убивают как диких зверей, но для белых мы по-прежнему люди второго сорта! Так, например, операцию по уничтожению Бен Ладена американские военные назвали «Джеронимо». А между прочим, Джеронимо — это наш национальный герой, легендарный предводитель апачей, боровшийся с американскими войсками!» — почти кричит на меня Ребекка. Тон ее таков, словно в проблемах индейцев виновен и я лично. Однако девушка смягчилась: «Впрочем, вы же русский. Я читала интереснейшую книжку «Дерсу Узала» и поняла из нее, что русские были гораздо терпимее к своим аборигенам, чем наши белые. Не расстраивайтесь — наиболее крупные резервации доступны для посещения. Езжайте, например, в расположенную поблизости от Гранд Каньона крупнейшую в США резервацию «Нация Навахо». Рядом с ней живут другие индейцы — хопи, близкие по культуре к ацтекам. Так что за одну поездку вы получите почти полный срез жизни различных индейских племен». Совет дельный, грех было им не воспользоваться.
Не племя, a нация!
Площадь резервации, которую индейцы гордо называют «Нация Навахо» и очень обижаются, когда их считают племенем, больше, чем территория такой страны, как Латвия. И резервация действительно имеет признаки государства: здесь свое правительство, парламент, флаг, полиция.
Бойцовские качества навахо, хотя и с несколько неожиданной стороны, использовали американские военные во время Второй мировой войны. Язык навахо настолько необычен, что человеку, если он не принадлежал к этому племени, выучиться ему практически невозможно. Поэтому янки охотно брали навахо в армию радистами, а те просто общались на родном языке.
Мясо для космонавтов
Кроме знаменитых ножей «навахо», в резервации есть и другой фирменный продукт индейцев — мясо «джерки». Это английское слово — чуть видоизмененное название вяленого мяса на языке индейцев кечуа, но навахо настаивают на том, что тут именно их know-how. Этот индейский деликатес очень популярен среди белых американцев. Его даже отправляют на орбиту американским астронавтам: это выгодно, поскольку продукт очень калорийный и крайне мало весит. Сегодня большая часть «мяса по-индейски» производится на фабриках, а затем в герметичных упаковках поступает в супермаркеты по всей стране. Но индейцы считают такое джерки жалкой подделкой.
«Мы слишком быстро спиваемся!»
Увы, экзотикой мне удалось наслаждаться не слишком долго. Первый же встреченный мной относительно крупный поселок индейцев Туба-сити практически ничем не отличался от небольшого городка где-нибудь в американской глубинке: те же магазины, бензоколонки, рестораны и даже вездесущий «Макдоналдс».
Почувствовать особый навахский колорит удалось лишь в местном ресторане. Жаренное на углях мясо (очень напоминает шашлык) подают на специальной «тарелке» из свежевыпеченного хлеба по-навахски, похожего внешне на наш пончик. Такое удовольствие мне захотелось закрепить кружечкой пива, но официант с грустью ответил, что в землях навахо действует сухой закон: «Это правило соблюдается и в других резервациях. Нам, аборигенам, нельзя пить — мы слишком быстро спиваемся!»
Мирные люди
Насытившись почти первобытной романтикой земель навахо, я решил познакомиться с другой стороной индейской культуры: не воинственных кочевников, а мирных земледельцев. И отправился к хопи.
Хопи (дословный перевод — «мирные люди») близки по культуре и языку к ацтекам. Они очень гордятся своей древней земледельческой культурой. «Картошка, помидор и кукуруза. Не забывайте, что эти столь любимые в Америке продукты вам подарили именно хопи», — сообщает надпись в ресторане при местном культурном центре.
Кстати, кухня хопи заметно отличается от навахской и напоминает скорее ту, что распространена в деревнях индейцев майя в Гватемале: мясо здесь непопулярно, зато очень много овощей, острейших соусов и самых разнообразных блюд из кукурузы. Кукуруза для хопи — основной продукт питания. По древним поверьям, именно из этой зерновой культуры произошли первые люди.
Традиционные деревни хопи расположены на вершинах холмов — таким образом в старину «мирные люди» защищались от набегов навахо. Дома, как правило, двух- или трехэтажные и обязательно с плоской крышей. В качестве строительного материала используются неотесанные каменные глыбы.
Другая местная экзотика — диковинные деревянные фигурки в масках. Когда я спросил продавца, сколько стоит кукла, он обиделся: «Это не куклы, а духи, помогающие людям в разных делах. Мы называем их качина. Этот, например, спасает женщин от бесплодия».
В отличие от других североамериканских индейцев, хопи очень редко переходят в христианство. У них множество религиозных праздников, которые отмечаются по лунному календарю. Все обряды непременно сопровождаются раскуриванием трубки. Табак для хопи — важнейшая и совершенно необходимая в повседневной жизни вещь.
Некоторые религиозные обряды хопи описаны в знаменитом романе английского писателя Олдоса Хаксли «О дивный новый мир», и, вероятно, поэтому их религия вызывает жгучее любопытство у части американцев, разочаровавшихся в современной цивилизации. Особенно пугает янки пророчество местных шаманов о скором конце мира, опубликованное в 1959 году: «На землю явится белый брат, не тот белый брат, что воюет, что злой и жадный, а тот, что вернет утраченный текст древних писаний и ознаменует своим возвращением начало конца».
Индейские резервации вряд ли покажутся привлекательными тем российским туристам, которые приехали в страну для того, чтобы приобщиться к благам цивилизации. Но эта часть США может быть очень интересна тем, кто хотел бы изучить Америку контрастов, увидеть страну, где новейшие достижения удивительным образом уживаются с почти первобытном миром. И, судя по всему, такие туристы в нашей стране есть. Так, в городке Туба-сити имеется банкомат, общающийся с клиентами только по-русски. Как объяснили местные, его заклинило после того, как тут сняла деньги большая группа туристов из России.