способ познания подход к изучению явлений природы и общественной жизни 5 букв

Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, 5 букв, 2 буква «Е», сканворд

Отгадайте загадку:

Все время стучит, Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит. Показать ответ>>

Всё ест — Не наедается, А попьёт — Умирает. Показать ответ>>

Все иголки да булавки Выползают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят. Показать ответ>>

Другие значения этого слова:

Случайная загадка:

Туки-туки — Перестуки, Если взял Меня ты в руки, Так не бей же Как попало, Чтоб по пальцу Не попало.

Случайный анекдот:

Молодой еврейский паренек записывается в еврейскую же армию. Комиссия задает вопрос:
— Представьте, вы в поле. Впереди вас араб. Ваши действия?
— Хватаю автомат и убиваю араба.
— Правильно. Следующая ситуация: вы в поле, впереди вас араб, слева и справа тоже по арабу. Ваши действия?
— Хватаю автомат и убиваю всех.
— Правильно. Такая ситуация: вы в поле, перед вами три араба, сзади тоже три араба, справа/слева опять же по три араба и, еще танк едет. Ваши действия?
— Хватаю автомат и убиваю арабов. Потом бросаю гранату и подрываю танк.
— Правильно. А вот такая ситуация: вы в поле, впереди сотня арабов, справа/слева/сзади по сотне, три танка из-за холма показались и пяток вертолетов пикируют. Ваши действия?
— А можно вопрос?
— Можно.
— Я один в еврейской армии.

Знаете ли Вы?

Сканворды, кроссворды, судоку, кейворды онлайн

Источник

Способ познания, исследования явлений пpиpоды и общественной жизни

Последняя бука буква «д»

Ответ на вопрос «Способ познания, исследования явлений пpиpоды и общественной жизни «, 5 (пять) букв:
метод

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова метод

Определение слова метод в словарях

Википедия Значение слова в словаре Википедия
«Метод» — российский сериал производства кинокомпании «Среда», вышедший на экраны в 2015 году. Сериал демонстрировался на Первом канале по воскресеньям в 23:00. Первая серия 1 сезона вышла в эфир 18 октября 2015 года, последняя 20 декабря 2015 года. Возрастное.

Примеры употребления слова метод в литературе.

Ну, а что до ваши намеков и подозрений, дорогой коллега, то должен дать вам отчаянную отповедь: наши методы правые и мы победим!

Я предлагаю несколько ответов на этот вопрос и затем пытаюсь показать, как оппозиция абсолютизму в России имела тенденцию обретать форму борьбы за какие-то идеалы, а не за классовые, интересы, и как царское правительство в ответ на соответствующие нападки разработало административные методы, явно предвосхитившие методы современного полицейского государства.

Тем более актуальной задачей становится, следовательно, автоматизация познавательных методов хотя бы на библиографическо-издательском уровне.

Этот новый метод очень легко понять: он более не является полным автоматизмом, это как бы половинный автоматизм.

Мы должны признать условную рациональность строгого обращения с ребенком, если надеемся убедить педагога, вынужденного применять авторитарный метод воспитания, в возможности обойтись без такого метода на основе профилактики невротических состояний.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Источник

Словари

412 способ познания подход к изучению явлений природы и общественной жизни 5 буквметод

1. Способ познания, подход к изучению явлений природы и общественной жизни.

2. Прием или система приёмов, совокупность определённых операций над материалом, нацеленных на решение определённой, ясно очерченной задачи.

Морфология: (нет) чего? ме́тода, чему? ме́тоду, (вижу) что? ме́тод, чем? ме́тодом, о чём? о ме́тоде; мн. что? ме́тоды, (нет) чего? ме́тодов, чему? ме́тодам, (вижу) что? ме́тоды, чем? ме́тодами, о чём? о ме́тодах

1. Методом называют определённый способ делать что-либо.

В последнее время появились новые формы и методы управления предприятиями.

2. Силовыми методами называют действия, которые осуществляются с помощью армии, милиции и т. п.

Они полагались на силовые методы решения этой проблемы.

Экспериментальный метод. | Диалектический метод.

МЕ́ТОД, метода, муж. (греч. methodos). Путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь. «…метод Ленина является не только восстановлением, но и конкретизацией и дальнейшим развитием критического и революционного метода Маркса, его материалистической диалектики.» Сталин. Диалектический метод. Экспериментальный метод. Марксистский метод. Аналитический метод. Метод наводящих вопросов (в преподавании). Метод целых слов (в обучении грамоте). Применять какой-нибудь метод. Пользоваться каким-нибудь методом.

1. Способ теоретического исследования или практического осуществления чего-н. Новые методы в медицине. Поточный м. производства.

2. Способ действовать, поступать каким-н. образом, прием (в 3 знач.). М. воздействия, внушения.

1) Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни.

2) Прием, система приемов в какой-л. деятельности, способ осуществления чего-л.

мето́дика, методи́ст, методи́чный, методоло́гия

В художественной литературе и других областях искусства методом называют те основные принципы, которыми руководствуется писатель, отбирая, обобщая, оценивая и изображая в художественных образах явления жизни. Такими художественными методами в литературе являлись классицизм, романтизм, символизм, разные этапы реализма. В литературоведении методом называют те принципы, которые в тот или иной исторический период лежали в основе изучения литературы.

Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, достижения теоретической или практической цели в какой-л. области деятельности.

[Мария Склодовская-Кюри] разработала методы радиоактивных измерений, применила радиоактивное излучение в медицинских целях… (Журн.).

Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, способ построения и обоснования системы философского знания как основы научной деятельности и познания действительности.

Способ действовать, поступать каким-л. образом, прием, система приемов в какой-л. деятельности.

1. Способ действия в процессе познания чего-л.; последовательность действий при теоретическом исследовании чего-л. Экспериментальный м. Методы проектирования сложных объектов.

2. Один из приёмов, позволяющий осуществить чего-л. на практике; процедура. М. обучения. Использовать свои методы руководства. Изучить методы борьбы с преступностью.

1. Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни.

Диалектический метод. Экспериментальный метод. Сравнительный метод.

2. Прием, система приемов в какой-л. деятельности.

Передовые методы производства. Метод обучения.

Способ или образ действия.

— Разве не затем только стояла она у икон, когда мы вошли, чтобы отвести нам глаза. Это метод всех преступников-новичков. Чехов, Шведская спичка.

[На суде] я не признал себя виновным ни в чем и до конца держался своего метода, как можно меньше говорить со своими врагами. Морозов, Повести моей жизни.

Квадратно-гнездовой метод. Жарг. студ. Ирон. Метод обучения, рассчитанный на самое примитивное восприятие. Максимов, 175.

Метод проб и ошибок. Научн. и Публ. Достижение результатов, изучение чего-л. непосредственно на опыте, экспериментах, без специальных методик, теорий. НСЗ-70; Мокиенко 2003, 57.

Методом индукции. Жарг. мол. Шутл. Обходным путём. Максимов, 246.

Методом научного тыканья. Разг. Шутл.-ирон. Наугад, методом проб и ошибок. Вахитов 2003, 98.

ме́тод, м. и устарелое мето́да, ж. Произношение [мэ́тод] устарело.

ме́тод, ме́тоды, ме́тода, ме́тодов, ме́тоду, ме́тодам, ме́тодом, ме́тодами, ме́тоде, ме́тодах

сущ., кол-во синонимов: 33

методика, способ, средство, схема, технология; манера, прием, путь, рецепт, отсадка, метода, манер, лучизм, декрипитация

Syn: методика, способ, средство, схема, технология

1) обобщённые совокупности теоретических установок, приёмов, методик

исследования языка, связанные с определённой лингвистической теорией и с

2) Отдельные приёмы, методики, операции, опирающиеся на определённые

теоретические установки, как техническое средство, инструмент для

Наиболее обобщённый метод всегда находится в тесной связи с

Советское языкознание подчёркивает важную роль философии и её методов в

выработке подхода к объекту исследования на всех этапах истории

языкознания. Каждый общий метод вычленяет именно ту сторону (или те

стороны) языка как объекта исследования, которые признаются

важнейшими в данной теории языка, например исторический аспект языка в

языкознании, его структурный аспект в структурной лингвистике, его динамический механизм

в генеративных грамматиках (см. Генеративная лингвистика) и т. д. В этом смысле

методом создаётся предмет исследования. Любой крупный этап в

развитии языкознания, характеризующийся изменением взглядов на

язык, изменением лингвистической теории, сопровождается коренным

изменением методов, стремлением создать новый обобщённый метод. При

этом, в отличие от исчезновения старых взглядов на язык и замены их

новыми, методы, унаследованные от предыдущего этапа, не исчезают

полностью, а сохраняют своё значение на новом этапе в качестве более

частных, специальных, но при этом основных методов. Таким образом,

современное языкознание обладает несколькими основными общими научными

методами, восходящими к различным эпохам. Единым философским методом советского языкознания является

диалектико-материалистический метод (см. Методология в языкознании, Философские проблемы языкознания).

первый научный метод в языкознании, ознаменовавший своим появлением в

начале 19 в. становление языкознания как науки в трудах Р. К. Раска,

Ф. Боппа, Я. Гримма, А. Х. Востокова и других и рассматривавшийся тогда

сравнительно-историческое языкознание. Основные положения

сравнительно-исторического метода: 1) каждый язык отличается

неповторимыми особенностями, раскрывающимися только при сравнении с

происхождение из общего источника, какого-либо существующего или уже

исчезнувшего языка (см. Родство

основании языки группируются в языковые группы и далее в языковые семьи,

родственных языков могут быть объяснены только непрерывным историческим

развитием, которое признаётся важнейшим свойством языка вообще; 4) при

историческом изменении звуки изменяются быстрее других элементов языка.

Преобразования звуков в пределах одной языковой семьи строго

закономерны и могут быть сформулированы в виде фонетических законов. Корни

звуковых законов) обычно сохраняют устойчивость на протяжении

тысячелетий, что и позволяет установить архетипы этих элементов языка.

Сравнительно-исторический метод развивается и совершенствуется,

охватывая, помимо фонетики и морфологии, также постепенно синтаксис и семантику

(в трудах Ф. Ф. Фортунатова, В. К. Поржезинского, Я. М. Эндзелина,

А. М. Селищева, Л. А. Булаховского, В. М. Жирмунского, А. Н. Савченко,

Б. А. Серебренникова, О. Н. Трубачёва, А. С. Мельничука,

Т. В. Гамкрелидзе, Вяч. Вс. Иванова, Г. Б. Джаукяна, Г. А. Климова,

Ограниченность сравнительно-исторического метода проявляется в

невозможности объяснить сходства неродственных языков, т. е. сходства

лингвистическая), главным образом в сфере семантики и синтаксиса и в

невозможности воссоздать целостную картину языка как синхронной, действующей системы. Первое ограничение

вызвало к жизни разработку типологии языков, понятия фреквенталий

(наиболее частых явлений в языках самых разных семей, «почти универсалий»), а второе привело к радикальному

логического (концептуального) анализа языка (см. Логическое направление в языкознании).

Структурные методы ознаменовали перелом в развитии

языкознания, происшедший в 20‑х гг. 20 в. и связанный с трудами Ф. де

Соссюра и И. А. Бодуэна де Куртенэ. Основные положения структурных

методов: 1) подлинной реальностью признаётся не отдельный факт (морфема, звук, предложение и т. п.) какого-либо языка, а язык как

система; система не суммируется из элементов, а,

напротив, определяет их: каждый элемент языка существует в силу его

отношений к другим элементам в составе системы; 2) костяк, структуру

системы создают вневременные отношения, отношения доминируют над

элементами, структура доминирует над историей системы; основными

являются отношения оппозиции элементов

вне текста (см. также Парадигматика) и отношения взаимного расположения,

дистрибуции элементов в тексте (см. Дистрибутивный анализ, Синтагматика); 3) благодаря примату отношений

изучение системы; возможно применение математических методов в

фольклор, обычаи и ритуалы, отношения родства и др.; их изучение и

тремя потоками в разных школах структурализма. Восточноевропейский

лингвистическая школа) ввёл понятие оппозиции и основанный на ней

образом в морфологию и семантику. Датский структурализм (см. Копенгагенский лингвистический кружок)

разработал учение об алгебраических отношениях в языке, глоссематику. Американский структурализм (см. Дескриптивная лингвистика) разработал

понятие дистрибуции и основал на нём метод описания фонологии,

морфологии и элементарного анализа предложения (см. Непосредственно составляющих метод).

Структурные методы сохраняют значение как научный метод начального

описания всякого языка, установления его структуры и систематики

ограниченность связана с предельной абстрактностью и с

невозможностью применить их к изучению языка как общественной,

применения для описания различных коннотаций, семантики предложения-высказывания,

синтаксиса, явлений связной речи и текста, в особенности в динамике последних.

Необходимость решения этих проблем привела к возникновению новых,

о динамической, «порождающей» системе.

Конструктивные методы (конструктивизм) возникли в начале

60‑х гг. 20 в. Основные положения этих методов: 1) требование

конструктивности, т. е. возможности и необходимости построения,

конструирования теоретических объектов: объект может быть принят как

объект теории, только если он может быть построен или смоделирован

исследователем. При этом конструктивным должен признаваться не реальный

объект, а его теоретический аналог, или модель; например, порождающая

грамматика «порождает» не реальные высказывания, как они производятся в

объектом является предложение (в виде его теоретической модели),

поэтому конструктивными методами исследуется главным образом синтаксис

предложения и те явления семантики и словаря,

которые наиболее непосредственно связаны с предложением (например,

система тезауруса, идеография). Другие сферы

языка, например фонологическая, рассматриваются

по аналогии с последним. В предложении обнаруживаются динамические

высказывания в речи; 3) динамические законы построения

предложения-высказывания признаются универсальными, в то время как

национальные, исторически изменчивые особенности того или иного языка

рассматриваются как форма реализации этих универсальных

закономерностей, например морфология как «техника» семантики и

синтаксиса; 4) язык вообще понимается как динамическая система,

обеспечивающая порождение речевых произведений.

Основные идеи конструктивных методов восходят к так называемому

конструктивному направлению в математике. Ведущее место среди этих

методов заняли генеративные, или порождающие, грамматики (см. Генеративная лингвистика), в которых

метод неразрывно связан с соответствующей теорией (школы Н. Хомского в

США и «аппликативной грамматики» в СССР). Существуют генеративные

грамматики и соответствующие им методы двух типов: 1) генеративные

грамматики как средство описания какого-либо конкретного языка, в

основном создаваемые на основе задания некоторого количества исходных,

«ядерных» предложений и выведения из них других предложений путём

метод); 2) генеративный метод «выбора» наиболее адекватной

генеративной грамматики из нескольких возможных. Опыты решения этих

математическим языком и к превращению генеративной грамматики в раздел

лингвистика). Конкретное применение этих теорий к языковому

материалу показало их существенную ограниченность. Присущая

кризис генеративного и в значительной степени конструктивного

(1960-70‑х гг.) направлений в языкознании и ускорила поиски новых

методов описания и объяснения языка. Эти поиски характеризуются

ориентацией в различных направлениях: а) на вовлечение в круг

логико-семантическое описание предложения и текста в целом, в) на

возможно полный учёт прагматики,

социальных факторов при описании всей системы языка (см. Социолингвистика) и т. д.

Современное языкознание характеризуется разнообразием как

общему методу структурализма), трансформационного

и в ещё большей степени языковедческим преломлением общенаучных методов

Таким образом, современные тенденции в развитии методов

характеризуются отказом от исключительности того или иного

общего метода, стремлением сочетать и комбинировать различные

общенаучные, общие и частные лингвистические методы.

Мейе А., Сравнительный метод в историческом языкознании,

пер. с франц., М., 1954;

Глисон Г., Введение в дескриптивную лингвистику, пер. с

Сводеш М., Лексико-статистическое датирование

доисторических этнических контактов, пер. с англ., «Новое в

лингвистике», в. 1, М., 1960;

Ельмслев Л., Пролегомены к теории языка, там же;

Хэррис З. С., Совместная встречаемость и трансформация в

языковой структуре, там же, в. 2, М., 1962;

Хомский Н., Синтаксические структуры, там же;

Основные направления структурализма, М., 1964;

Пражский лингвистический кружок. Сборник статей, М., 1967;

Климов Г. А., Вопросы методики сравнительно-генетических

исследований, Л., 1971;

Кибрик А. Е., Методика полевых исследований. (К постановке

Общее языкознание. Методы лингвистических исследований, М., 1973

Степанов Ю. С., Методы и принципы современной лингвистики,

Принципы и методы семантических исследований, М., 1976;

Макаев Э. А., Общая теория сравнительного языкознания, М.,

Гипотеза в современной лингвистике, М., 1980;

Караулов Ю. Н., Лингвистическое конструирование и тезаурус

литературного языка, М., 1981;

Фрумкина Р. М., Психолингвистические методы изучения

семантики, в кн.: Психолингвистические проблемы семантики, М.,

Проблемы искусственного интеллекта и распознавания образов, К.,

Долинин К. А., Интерпретация текста. Французский язык, М.,

Марчук Ю. Н., Методы моделирования перевода, М., 1985;

Логический анализ естественного языка, в кн.: Новое в зарубежной

лингвистике, в. 18, М., 1986;

Демьянков В. З., Новые тенденции в американской лингвистике

1970-1980 гг., Изв. АН СССР, сер. ЛиЯ, 1986, т. 45, № 3;

Методологические проблемы языкознания, К., 1988;

анализировать методом => использование

апробировать метод => оценка

действовать методом => непрямой объект, использование

использовать метод => использование

исследовать методом => использование

касаться методов => непрямой объект, касательство

метод основан => касательство

метод позволяет => возможность, субъект, модальность

осуществлять методом => продолжение, использование

относится метод => субъект, касательство

получать методом => использование

получить методом => использование

предлагать метод => демонстрация

предложить метод => демонстрация

применить метод => использование

применять метод => использование

проводить методом => непрямой объект, использование

разработать метод => существование / создание

существующий метод => существование / создание, субъект

Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где méthode < methodus «прием, способ, метод», восходящего к греч. methodos «путь, способ» (meta «пере» и hodos «дорога, способ»). См. метаморфоза, ход.

МЕТОД а, м., МЕТОДА ы, ж. méthode f., нем. Methode <, лат. methodus <гр. methodos путь вслед за чем-н.

1. устар. Метода. Определенный порядок в расположении частей чего-л. и в действиях; система. БАС-1. В дуэлях классик и педант, Любил методу он из чувства. Пушк. Е. Онегин. Надо уметь образовать из девушки женщину по обдуманному плану, по методе, если хочешь, чтоб она поняла и исполнила свое предназначение. Гонч. Обыкн. истор.

— Способ освоения действительности.

— Способ решения задачи.

— Российский телесериал с Константином Хабенским и Паулиной Андреевой в главных ролях.

— Повесть Стивена Кинга «. дыхания».

— Российский детективный телесериал со Светланой Ходченковой в главной роли «. Лавровой».

Число принципов, определяющих содержание метода, в публикациях различных представителей метода неодинаково. Можно говорить о следующих основных принципах М. а.:

1. Принцип двуплановости процесса обучения (сформулирован Г. Лозановым, в работах сторонников метода получил творческое переосмысление). Под вторым планом в поведении человека подразумеваются особенности его мимики, жестов, манеры держаться, говорить (интонирование фразы), посредством которых он располагает к себе окружающих. Умелое использование второго плана поведения способствует, в частности, созданию авторитета, порождает обстановку инфантилизации (обстановку взаимного доверия, обеспечивающую благоприятные возможности для овладения учебным материалом).

3. Глобальное использование всех средств воздействия на психику учащегося. Имеется в виду не только опора на слуховые и зрительные образы, но и создание у обучаемого определенного эмоционального состояния, положительно влияющего на эффективность усвоения материала.

4. Принцип устного опережения (последовательно выдерживается на протяжении всего курса). Обучение начинается с «устного курса», который подготавливает переход к овладению чтением и письмом.

5. Индивидуальное обучение через групповое обучение. Сотрудничество преподавателя и учащихся способствует возникновению управляемого эффекта группового обучения.

6. Взаимодействие ролевых и личностных элементов в обучении. Учащиеся распределяются по ролям согласно сценарию курса и эти роли закрепляются за ними на весь период обучения. В ходе занятий происходит постепенный переход от ролевого (учебного) общения к личностному. В рамках М. а. и в соответствии с названными выше принципами была разработана модель обучения, предусматривающая четырехкратное предъявление учебного материала в виде диалога (первая и вторая дешифровка, активный сеанс, музыкальный сеанс) и последующую активизацию материала в форме различных разработок, обеспечивающих тренировку в общении. М. а. привлекает внимание преподавателей благодаря заложенным в нем возможностям обучения языку как средству общения за короткий отрезок времени в пределах тем и ситуаций, представляющих для учащихся практический интерес. При этом максимально учитывается мотивационная сторона обучения. Благоприятным фактором при обучении оказывается и организация занятий: обучение в процессе общения, использование ролевых игр, музыкального фона, средств наглядности. Несмотря на значительный объем прорабатываемого материала и интенсивный характер занятий, при правильной организации обучения по М. а. учащиеся испытывают чувство удовлетворения от учебного процесса. Предпринимаются попытки усовершенствования интенсивных методов, в том числе и М. а., путем включения приемов обучения, свойственных иным, неинтенсивным методам (например, приемов межциклового обучения (Гегечкори, 1975): упражнений, выполняемых самостоятельно и направленных на автоматизацию (см.) языковых моделей). Идеи М. а. получили реализацию в курсах русского языка для иностранных учащихся (Кирш и др., 1981; Рожкова, Пирогова, 1981; Китайгородская и др., 1993).

Метод важнейшего направления

(critical path method), адм. способ контроля за стр-вом крупного объекта, к-рый необходимо сдать в срок. Сначала весь строит, проект подразделяется на отд. виды работ и заданий, с установлением опред. срока их выполнения. Затем в соответствии с этими работами и заданиями, составляется расчетная схема, в к-рой показана их взаимосвязь в хронологическом порядке. Напр., если планируется стр-во дома, то работа по закладыванию фундамента должна предшествовать возведению стен, ввиду чего прокладка труб внутри здания может осуществляться одновременно с прокладкой кабелей и проводов. Поскольку каждый вид деят-ти имеет свой график, заполненная расчетная схема демонстрирует важнейшие из них и соответственно сроки исполнения, необходимые для своевременного завершения всего проекта. Можно также, исходя из этой задачи, определить самые ранние и самые поздние нач. сроки для каждого вида работ.

Метод, при котором наблюдатель выступает не в роли интервьюера, а в качестве одного из участников коммуникативного акта. М.в.н. наиболее эффективен при изучении речевого поведения малых групп, члены которых объединены «неформальными» связями. Его использовал Дж. Гамперц в исследовании тематически обусловленного «переключения кода» в условиях диглоссии.

Метод, при котором наблюдатель выступает не в роли интервьюера, а в качестве одного из участников коммуникативного акта. М.в.н. наиболее эффективен при изучении речевого поведения малых групп, члены которых объединены «неформальными» связями. Его использовал Дж. Гамперц в исследовании тематически обусловленного «переключения кода» в условиях диглоссии.

Условное название метода обучения иностранным языкам в семьях состоятельных людей в России, приглашавших для воспитания своих детей иностранцев. Иностранцы, как правило, не знали родного языка своих воспитанников или плохо владели им, и занятия сводились к повседневному общению на изучаемом языке. Перевод и грамматика из системы обучения исключались, а занятия языком протекали в форме подражания речи носителя языка и формированию речевых навыков в результате повторения речевых образцов. М. г. можно считать первым прямым методом обучения иностранным языкам. Получил широкое распространение в России в XVIII в. в период увлечения французским языком и культурой.

м. устар. ж. 1. Способ познания, подход к изучению явлений природы и общественной жизни. 2. Прием, система приемов в какой-л. области деятельности

МЕ́ТОД ИНТУИТИ́ВНОГО УСВОЕ́НИЯ.

Исследовательский прием, представляющий совокупность правил исследования, сформулированных как методика анализа. Например, метод внутренней реконструкции или дистрибутивный метод. Такие приемы являются частью метода или используются в разных методах. Так, прием трансформаций (преобразований) используется при синхронном и историческом изучении языка, при исследовании его системы и нормы, языка и речевой деятельности, при обычном лингвистическом и логико-математическом описании. А значит, трансформационный метод сам по себе не существует: он используется в других лингвистических методах как общий прием. Однако в практике лингвистического исследования термин «метод» зачастую совмещает в себе оба понятия:

1) методом называется совокупность научно-исследовательских приемов, объединенных аспектом исследования (например, сравнительно-исторический, сопоставительный, структурно-математический методы)

МЕ́ТОД КА́РТА ПА́МЯТИ.

Технология обучения, построенная на основе записи (визуализация мыслей) мыслей, идей, ассоциаций (карта памяти, англ. Mind-Map). Тема текста обозначается в центре листа, после изучения текста основная тема соединяется с выделенными понятиями и ключевыми словами. После дополнительного чтения полученная схема дополняется уточнениями в виде ответвлений от ключевых слов. На основе полученной карты организуется пересказ, обсуждение или дискуссия. Используется в качестве опор для упорядочивания мыслительного процесса, развития ассоциативного мышления, решения творческих проблем. Иногда называется технологией когнитивных карт или когнитивной сетки. См. кластерный метод.

сущ., кол-во синонимов: 1

Частный научно-исследовательский метод, применяемый в лингвистике.

1. Совокупность приемов и правил изучения того или иного явления или группы явлений.

2. Аспект исследования, подчиняющий себе:

а) приемы исследования;

б) методику (технику, процедуру) их использования;

в) способы описания полученных результатов.

Структура исследовательского метода определяется взаимодействием аспекта, приема, методики исследования, способа описания. Различаются четыре понятия, выражаемые термином «метод»:

Попытка найти неполадки, решить вопрос методом случайных проб и ошибок, не зная предмет в достаточной степени.

Непосредственное наблюдение над живым речевым поведением типичных представителей различных социально-демографических групп в различных ситуациях общения, анализ случаев переключения с одного кода на другой и связанных с этим типом диглоссии и двуязычия, распределения сред и сфер общения между разными формами существования языка, степени владения разными формами существования языка и разными языками; интерпретация формальной стороны разговорной речи с помощью информантов.

2) непредвзятость наблюдения;

3) установление тактичных, дружественных отношений с наблюдаемыми.

Непосредственное наблюдение над живым речевым поведением типичных представителей различных социально-демографических групп в различных ситуациях общения, анализ случаев переключения с одного кода на другой и связанных с этим типом диглоссии и двуязычия, распределения сред и сфер общения между разными формами существования языка, степени владения разными формами существования языка и разными языками; интерпретация формальной стороны разговорной речи с помощью информантов.

2) непредвзятость наблюдения;

3) установление тактичных, дружественных отношений с наблюдаемыми.

♦ методы сбора социолингвистических данных

1. Общедидактическое понятие. Совокупность способов взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленных на достижение целей образования, воспитания и развития учащихся; являются универсальными и применимыми в преподавании разных дисциплин, однако в каждой конкретной дисциплине имеют свое специфическое выражение. М. о. объединяются в две взаимосвязанные группы: методы преподавания (показ, объяснение, организация тренировки, организация практики, коррекция, оценка) и методы учения (ознакомление, осмысление, участие в тренировке, практика, самооценка, самоконтроль). Ведущими для методики преподавания иностранных языков считаются следующие М. о.: показ, объяснение, практика (Общая методика. 1967).

М. о. классифицируются по разным признакам:

a) по источнику получения знаний и формирования навыков и умений (слово учителя, рассказ, беседа, анализ языка, упражнения, работа с книгой, экскурсии, использование средств наглядности);

б) по степени и характеру участия обучаемых в учебном процессе (активные, пассивные М. о., различаемые по степени самостоятельности учащихся в процессе учебной деятельности);

в) по характеру работы учащихся (устный и письменный, классный и домашний, индивидуальный и коллективный М. о.). В настоящее время наибольшее распространение получила классификация М. о., основанная на деятельностном типе обучения. В этой связи выделяются:

1) методы, обеспечивающие овладение учебным предметом (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные);

2) методы, стимулирующие и мотивирующие учебную деятельность (познавательные игры, учебные дискуссии, проблемные ситуации и др.);

3) методы контроля и самоконтроля учебной деятельности (опрос, зачет, экзамен и др.).

2. Частнометодическое понятие. В отличие от общедидактических М. о., достаточно универсальных и используемых в преподавании разных дисциплин, частнометодические М. о. отражают специфику конкретного учебного предмета или группы предметов. В методике преподавания иностранных языков исторически сложилось двойственное определение метода как частнометодического понятия:

1) направление в обучении в широком значении;

2) способ обучения аспектам языка или видам речевой деятельности в более узком значении (Общая методика. 1967). При разделении методов на общедидактические и частнометодические можно закрепить за М. о. неродному языку значение направления в обучении, реализующее цели, задачи и содержание обучения языку и определяющее пути и способы их достижения. В таком случае, каждому М. о. присущи:

a) наличие ведущей идеи, определяющей пути и способы достижения цели обучения; дающей представление об общей стратегии обучения в рамках избранного для работы метода (так, для групп сознательных методов обучения характерна установка на сознательное овладение языком);

в) использование в качестве теоретической базы метода (или группы методов) лингвистической, психологической, дидактической концепции (так, в основе сознательно-практического метода обучения лежит психологическая теория деятельности и теория поэтапного формирования умственных действий, в то время как лингвистическое обоснование метода связано с именем Л. В. Щербы и современными направлениями коммуникативной лингвистики);

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *