спорт в жизни людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Спорт в жизни людей с ограниченными возможностями

спорт в жизни людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностьюЛюдей, которые стали инвалидами по разным причинам, в мире очень много. Большинство из них навсегда прикованы к постели или инвалидной коляске. Только небольшая часть таких людей, преодолевая боль и страх, живут полноценной жизнью. Несомненно, внимание и забота близких людей, помогают сориентироваться в новом положении. Но, главное, это воля самого человека вернуться к нормальной жизни. На первое место встает физическое преодоление. Спорт любит целеустремленных людей и помогает в достижении результата. Физическая культура и спорт укрепляют здоровье и улучшают настроение, позволяют достичь определенных успехов, расширить границы общения.

Человек развивает двигательную активность, восстанавливает эмоциональное состояние. Он обучается новой способности трудиться. Многие добиваются больших спортивных достижений. Каждодневный физический труд, преодоление себя, дают шанс на победу. Такие люди участвуют в паралимпийском движении, в различных соревнованиях, чемпионатах и ставят рекорды. Желание людей с ограниченными возможностями развиваться в определенном виде спорта, объединяет их в секции и клубы по характеру инвалидности. Под руководством профессиональных тренеров они упорно тренируются и двигаются к победе, не только в спорте, но и над собой.
Спорт помогает в каждодневной жизни: люди учатся обслуживать себя самостоятельно, без посторонней помощи, получают подходящую работу, а самое главное – безграничный круг общения. Управляет физкультурой и спортом Всероссийское Общество Инвалидов, сформированное в 1988 году. Оно подбирает виды спорта для инвалидов с учетом возраста и характера инвалидности, создает сборные команды России. Готовит их к выступлениям на различных соревнованиях. Современные технические достижения призваны помогать спортсменам – инвалидам достигать новых побед. Огромное количество людей разных профессий работают на результат спортсмена.

Спорт для людей с ограниченными возможностями – это жизнь, полноценная и насыщенная. Нужно только желание и неимоверное трудолюбие. В каждом городе есть общества инвалидов, которые помогут в достижении выбранной цели. Нужно изучать положительные примеры, которых очень много во всем мире, учиться у спортсменов – инвалидов, достигших высоких вершин. Трудолюбие даст свои результаты. Нужно верить.

Источник

Полезно знать: как спорт помогает людям с ограниченными возможностями

Медики рассказали, как спорт помогает людям с ограниченными возможностями. Всемирная организация здравоохранения располагает данными о том, что в мире есть приблизительно полмиллиарда инвалидов.

спорт в жизни людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Другими словами, это 10% населения планеты. Речь идет о людях, отличающихся физическими недостатками. Не все из них опустили руки и смирились со своим незавидным положением. Многие держат себя в тонусе, не унывают и стараются быть полноценными членами общества.

Достойное место в социуме

Проблема реабилитации людей, утративших трудоспособность, не теряет своей актуальности. Наоборот, с каждым годом она становится все более острой, ведь количество инвалидов постоянно растет. Связано это с ухудшением экологии, криминогенной обстановкой, частыми военными конфликтами на земном шаре, постоянным усложнением производственных процессов. В такой ситуации мировая общественность должна уделять особое внимание адаптации инвалидов к повседневной жизни. Одним из способов является привлечение их к физкультуре.

спорт в жизни людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

На первый взгляд, это кажется странным. Большинству из нас трудно представить, как недееспособный человек может заниматься спортом. На самом деле ничего удивительного в этом нет, ведь инвалиды вполне могут проявлять физическую активность. Пусть и не наравне со здоровыми спортсменами, но они способны успешно осваивать различные дисциплины.

Трудно поспорить с тем, что существование людей с ограниченными возможностями коренным образом отличается от жизни обычных граждан. Им каждый день приходится преодолевать много различных препятствий, от чего запросто можно впасть в депрессию. Здесь на помощь приходит спорт, который помогает укрепить веру в счастливую жизнь, завести новые знакомства и занять свое место в обществе.

В спортклуб из больничной койки

Спортивные занятия предоставляют инвалидам шанс проявить мужество, стать более выносливыми и в итоге изменить свою жизнь. Многие из них бросают вызов судьбе, с восторгом пожиная плоды победы. Даже те, которые прикованы к инвалидным коляскам, после упорных тренировок показывают замечательные результаты и даже участвуют в международных состязаниях. В мире регулярно проводятся паралимпийские игры, в ходе которых спортсмены-инвалиды получают свои заслуженные награды.

И пусть далеко не все из них становятся чемпионами или занимают вторые и третьи места. Важны не столько медали, сколько активное участие в спортивной жизни и вера в неминуемую победу.

Даже если паралимпиец не занял призовое место, он может рассчитывать на восстановление функций организма.

Спортивная жизнь инвалидов

Сложно назвать вид спорта, недоступный людям с потерей трудоспособности.

Им по силам следующие дисциплины:

спорт в жизни людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Список можно продолжать почти до бесконечности. Занимаются спортом также люди, страдающие нарушениями зрения.

Кажется невероятным, но слепые освоили биатлон, который с недавних пор стал одним из паралимпийских видов.

Незрячие спортсмены стреляют довольно метко, используя:

Люди, которые практически не видят, с успехом играют в шахматы. В отличие от обычных шахматистов они могут притрагиваться к фигурам, прежде чем сделать ход. Положение на доске озвучивает ассистент.

Статус инвалида подразумевает особые отношения с обществом. Люди с ограниченными возможностями наделяются льготами, получают социальные пособия. С одной стороны, это хорошо — государство заботится о них, поддерживает на должном уровне. Но есть и обратная сторона медали: помощь извне порождает пассивность, формирует иждивенческие настроения.

Занятия спортом помогают инвалидам самоутвердиться, адаптироваться к условиям окружающей среды, активно включиться в нормальную жизнь, с оптимизмом смотреть в завтрашний день.

Источник

Стрельба из лука, велотуризм и дартс: как спорт помогает людям с инвалидностью в их реабилитации

спорт в жизни людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Реабилитационный центр для инвалидов с использованием методов физической культуры и спорта, подведомственный столичному Департаменту труда и соцзащиты, существует уже больше 12 лет. Он объединяет тренеров, методистов, врачей и психологов, которые разрабатывают реабилитационные маршруты — программы комплексной реабилитации людей с инвалидностью. В центр обращаются с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, мышц, суставов, в случае нарушения способности к самостоятельному передвижению и самообслуживанию. Помимо основных курсов, в центре есть и дополнительные программы — это большое количество занятий на выбор, о которых подробно рассказали специалисты центра.

Сотрудники этого реабилитационного центра убеждены, что в процессе реабилитации ничто не заменит физическую активность. Традиционная программа реабилитации состоит из лечебной физкультуры (ЛФК), адаптивной физкультуры (АФК) и адаптивного спорта (АС). Это основа для максимально эффективного восстановления. Но есть еще и дополнительные программы, которые обогащают спортивные занятия и делают реабилитацию для каждого участника по-настоящему уникальной.

спорт в жизни людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Скандинавская ходьба

Это особая оздоровительная ходьба с двумя палками, напоминающими лыжные. Однако палки, которые используют для этого вида активности, специальные: по длине они гораздо короче и бывают разных видов. Скандинавская ходьба назначается практически всем реабилитантам за очень небольшим исключением. Занятия проводятся как в зале (обучение технике ходьбы), так и в лесопарковой зоне, прилегающей к центру. Такой вид физических нагрузок способствует улучшению функций почти всех основных систем организма, а также, как бонус, помогает развивать умение коммуникации и улучшает эмоциональный фон.

Стрельба из лука

При выборе дополнительной программы специалисты центра учитывают пожелания самого реабилитанта. Например, можно заниматься стрельбой из лука — если у вас нет серьезных противопоказаний. Для начала занятий физические параметры человека совершенно не важны, зато спустя некоторое время можно получить приятный эффект: улучшатся физическая подготовка, выдержка, меткость. Стрельба из лука повышает самооценку, воспитывает серьезное отношение к выполнению правил техники безопасности, формирует чувство ответственности, дух соперничества, позитивные эмоции.

спорт в жизни людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Верховая езда

Занятия с лошадьми — не менее красивое и эффективное реабилитационное направление, которое будет полезно реабилитантам с нарушениями в развитии интеллектуальной и психической сферы или при наличии заболеваний опорно-двигательного аппарата и нервной системы. Во время верховой езды для поддержания правильного положения тела работают почти все группы мышц, тренируется координация, выдержка, но в то же время нагрузка достаточно щадящая для сердечно-сосудистой и респираторной систем.

Дартс

Если реабилитант хочет заняться чем-то более спокойным, дартс — самое доступное направление дополнительной программы, но по-своему интересное и эффективное.

Результатом игры в дартс станет улучшение координации движений, особенно кистей рук. Игра активизирует интеллектуальную деятельность, улучшает способность к контролю своих эмоций, повышает самооценку.

Городской велотуризм

Это направление реабилитации повышает общий уровень физической подготовки и улучшает координацию. Во время занятий тренируются самые важные системы организма — сердечно-сосудистая, респираторная, нервная, обмен веществ, увеличивается мышечная сила. Есть и неожиданные позитивные эффекты: улучшается зрение, тренируется вестибулярный аппарат, улучшается настроение.

В реабилитационный маршрут может быть включено до 12 часов занятий дополнительными программами. А это дает возможность полноценно познакомиться и освоить методики одного или даже нескольких направлений.

спорт в жизни людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Справка

Двери реабилитационного центра открыты для всех москвичей с инвалидностью или первым годом заболевания. Специалисты готовы составлять самые эффективные маршруты, следить за успехами и показателями. И в течение реабилитации сделать все, чтобы после прохождения своей программы каждый реабилитант мог почувствовать значительные позитивные изменения.

Первичную консультацию можно получить по телефону 8 (499) 734-00-84 или в корпусе 309 Зеленограда.

спорт в жизни людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник

Спорт для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями

Содержание

Спорт и качество жизни лиц с ограниченными возможностями [ править | править код ]

В. А. Пономарчук Научно-исследовательский институт физической культуры и спорта Республики Беларусь, Белорусский государственный университет им. Максима Танка, Беларусь

Фатхе Матуг Ахмат Салих Комиссия по делам инвалидов, Ливия

Проблема инвалидности относится к числу наиболее острых и актуальных проблем, решаемых человечеством в наши дни, поскольку по статистике ВОЗ каждый десятый человек на Земле щ инвалид, и, как свидетельствует статистика, динамика распространения инвалидности в обществе в ближайшее время в лучшую сторону не изменится.

Лицо с ограниченными возможностями с приобретенной инвалидностью попадает в ситуацию маргинальности, когда индивид чувствует себя находящимся между двумя культурами с присущими им образом жизни, в ситуацию пограничного положения по отношению к конкретным социальным общностям, что накладывает определенный отпечаток на его психику и образ жизни. Он обретает новое социальное положение, занимая место как бы «на границе» разных социальных групп, попадает в новую социальную действительность, требующую особых черт сознания и поведения, что препятствует полноценной интеграции в новое социальное окружение. Его жизненная ситуация осложняется также тем, что человек с приобретенным ограничением возможностей находится, как правило, уже в достаточно зрелом возрасте и уже накопил культурный потенциал, имеет сформировавшиеся привычки, усвоил традиции и обычаи конкретной культуры, забыть которые или отучиться от которых трудно. Такой человек фактически вступает в новый жизненный цикл, и ему приходится проходить все три фазы освоения социальных ролей и усвоения культурных норм: социализацию (освоение ролей и норм), десоциализацию (разобучение) и ресоциализацию (переобучение новым ценностям и стандартам поведения).

Понятно, что такая ситуация требует активной жизненной позиции самого инвалида и в то же время помощи со стороны социума, его социальных институтов. Причем не только института здравоохранения и социальной защиты, но и института спорта, позволяющего человеку активизировать свою жизнедеятельность и, оптимизируя средства самозащищенности, добиться обеспечения должного и максимально высокого качества жизни. В этой связи в социально ориентированных государствах не может не уделяться специального внимания контингенту лиц с ограниченными возможностями.

Правда, в этом случае необходимо уйти от узкой трактовки потенциала спорта только как средства построения телесности и повышения эффективности функционирования «природного» (органического) тела человека. Важно учитывать возможности спорта как одного из регуляторов процессов взаимодействия и взаимосвязей людей, способствующих удовлетворению их материальных и духовных, личных и общественных потребностей в конкретно-исторических условиях, как социального образования, выражающего специфически устойчивую совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе совместной деятельности людей для выполнения социально значимых функций. Только в таком случае можно подойти к решению основной задачи адаптивных форм физической культуры и спорта | рассмотрению их возможностей в плане обеспечения здоровья лиц с ограниченными возможностями как оптимизации их социального благополучия, что соответствует трактовке понятия «здоровье» Всемирной организацией здравоохранения и сущности обеспечения прав человека.

Разработка проблемы повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями не может игнорировать региональный аспект ее решения, поскольку реабилитационная работа должна обязательно соотноситься с реальными социально-экономическими условиями, в которых она проводится, поскольку комплекс позитивных, объективно-разумных потребностей и интересов людей во многом зависит от состояния конкретной экономики и ценностного сознания конкретного социума. В этой связи для принятия управленческих и собственно педагогических решений и продуктивного ведения работы по повышению качества жизни лиц с ограниченными возможностями в поисках наиболее рациональных и адекватных мер необходим специальный мониторинг и сравнительные межрегиональные исследования, изучение уже имеющегося исторического опыта социально-педагогической работы с лицами с ограниченными возможностями с опорой на потенциал спорта.

Качество жизни инвалидов [ править | править код ]

Спорт и социальная адаптация [ править | править код ]

На таком фоне закономерно в большей степени предметом внимания и исследовательской деятельности становится институциональный подход, в рамках которого реализуется потенциал конкретных социальных институтов, касающийся не только морфофункциональных аспектов реабилитации, но и реабилитации социальной. Понятно, что в таких условиях на первый план выходит социальный институт спорта, способный и призванный обеспечивать как физическое благополучие человека, так и его социальное благополучие, поскольку в этом социальном институте человек по сути дела проходит школу жизни и именно в нем вырабатываются социально значимые психические качества и ценностные ориентации. Все большее внимание экспертов привлекает физкультурная деятельность лиц с ограниченными возможностями и адаптивный спорт, их реабилитационный потенциал.

Именно в спорте в широком смысле этого слова, включая физкультурную деятельность с соревновательным компонентом и без такового, в наибольшей степени реализуются права и возможности человека на здоровый, или, точнее, культурный, образ жизни. Совместная деятельность, которая является неотъемлемым компонентом спорта, особенно важна для лиц с ограниченными возможностями, социальное общение которых ограничено. Тем более практически ценны разработки современных исследователей, касающиеся этой стороны дела, поскольку именно учет социальных аспектов качества жизни лиц с ограниченными возможностями важен для организации профилактических мероприятий, разработки программ социальной поддержки и может выступать одним из средств оценки эффективности реабилитационного процесса.

Сегодня основной поток теоретических и практических разработок в основном направлен на создание и внедрение в практику собственно педагогических технологий, которые позволяют «приобщить» лиц с ограниченными возможностями к активным занятиям спортом. Не в последнюю очередь именно вследствие этого в сфере педагогики при понимании роли спорта в социальной реабилитации указанного контингента все еще отсутствуют фундаментальные разработки, касающиеся выявления потенциала спорта как социального института в ведении социальной работы с лицами с ограниченными возможностями и технологических предпосылок их реализации.

Основой реабилитационной работы средствами спорта является осознание того факта, что отношение к инвалиду во многом зависит от его отношения к самому себе: как он будет к себе относиться, так общество будет относиться к нему. А поскольку спорт оказывает на социальный статус и в глазах окружающих, и в их собственных глазах позитивное влияние, то спорт для инвалида является не просто увлечением, способом заполнения свободного времени, а одним из основополагающих аспектов в образовательном процессе, в процессе создания своего индивидуального образа. Неудивительно, что в таких условиях существенной отличительной чертой работы с лицами с ограниченными возможностями в арабских странах является привнесение в целевые установки физкультурно-спортивной деятельности «принципа красоты», создание предпосылок эстетического восприятия своей телесности и движений и тем самым обеспечение внимания к себе окружающих.

К первостепенным задачам адаптивной физической культуры и адаптивного спорта относятся следующие: создание оптимальных условий для жизнедеятельности; восстановление утраченного контакта с окружающим миром; успешное лечение и последующая коррекция; психолого-пе-дагогическая реабилитация; социальнотрудовая адаптация и интеграция лиц с ограниченными функциональными возможностями. Поэтому качество жизни, являясь социальной составляющей здорового образа жизни, становится доминирующей темой в планировании и оценке эффективности всей системы реабилитационных мероприятий в отношении лиц с ограниченными возможностями.

Широкое развитие и популяризация физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными возможностями остро ставит проблему воздействия интенсивных физических нагрузок на организм лиц, чье состояние весьма далеко от так называемых стандартов здоровья, поскольку участие в спортивных соревнованиях, спортивные тренировки предъявляют повышенные требования к организму человека, функционированию всех его систем.

Методически важно, что выработка, закрепление и развитие компенсаторных механизмов организма с ограничением/утратой части функциональных возможностей в адаптивном спорте оказываются задействованными для решения тренировочных и достижен-ческих задач.

Не менее важно в методологическом плане иметь в виду, что человеку с ограниченными возможностями трудно дается общение с окружающими. Ему трудно самому, без создания адекватных условий, реализовать свой потенциал в жизнедеятельности и контактах с ближайшим окружением, и вследствие этого у социума возникают трудности в обеспечении условий реабилитационного процесса. Можно провести аналогию социального положения лиц с ограниченными возможностями с социальным положением «трудного подростка». Такая аналогия, на наш взгляд, вполне закономерна и перспективна.

Закономерна, поскольку подобно тому, как «трудный подросток» становится «трудновоспитуемым» лишь при недостаточном внимании к уровню и особенностям его социализации, так и процесс социальной реабилитации должен учитывать особенности личности человека с ограниченными возможностями. Вследствие этого процесс социальной реадаптации должен заключаться прежде всего в обеспечении условий для более легкого вхождения таких лиц в контакт с ближайшим окружением.

Перспективна, поскольку в работе с трудными подростками накоплен положительный опыт опоры на потенциал физической культуры и спорта, который может быть использован и при работе с контингентом лиц с ограниченными возможностями. Ведь и в том, и в другом случае речь идет о создании предпосылок и обеспечении условий социальной реадаптации.

Достоинства физкультурно-спортивной деятельности в этом плане заключаются в том, что она сочетает в себе следующие моменты:

Тем самым вовлеченность в сферу физической культуры и спорта помогает устранить характерные для лиц с ограниченными возможностями такие негативные черты и свойства характера, как деформированная система ценностей; конфликтность в отношении с окружающими; изоляция в пределах замкнутой группы; пониженное самоуважение, агрессивность и тревожность. Важным моментом в этом случае является тот факт, что физическое и психологическое благополучие во многом дело «рукотворное»: субъект может и должен быть активен в плане формирования адекватной для его потребностей и возможностей среды обитания, выступать как субъект самоорганизации своей жизнедеятельности. На этом пути важно задействовать не просто материальные ресурсы, но, прежде всего, социальные ресурсы государства и общества по формированию индивидуальной социальной самозащищенности.

При сопоставлении материалов конкретных социально-педагогических исследований, проведенных по достаточно близкому инструментарию и практически по единой программе в Ливии и Республике Беларусь, выявляются существенные различия в конкретных показателях качества жизни и отдельных моментах мотиваций и ценностных ориентаций нашего контингента, которые зависят от традиций, правовых моментов и социально-экономических условий конкретных стран. Вследствие этого при формировании целевых установок социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями и реализации таких установок в управленческих и социальнопедагогических решениях и их правовом обеспечении логично основываться на мониторинге запросов и потребностей лиц с ограниченными возможностями и динамики общественного мнения. Этот момент необходимо учитывать в процессе реабилитации, поскольку, в отличие от медицинского подхода, технологические достижения которого легко можно заимствовать и использовать в разных странах, проблемы социальной реабилитации должны решаться конкретно в каждой стране. Успех возможен лишь в том случае, если заимствованные педагогические технологии преломляются в собственных методических разработках специалистов по спортивной педагогике конкретной страны с учетом результатов проведенных в ней исследований.

Методические принципы реабилитационной работы с опорой на потенциал спорта [ править | править код ]

При построении работы с лицами с ограниченными возможностями методологически важно учитывать тот факт, что ценностные ориентации личности формируются путем наложения на индивидуально-психологическую основу, индивидуально-психологический фон данного индивидуума социальной информации, идущей по двум основным каналам:

Спортивному педагогу следует учитывать именно этот второй путь.

Человек вне экстремальных для своего биологического существования условий выступает именно как человек, как член социума, а не как биологический организм, всегда выступает носителем потребностей окультуренных, социально обусловленных. С таковыми мы имеем дело и в сфере физической культуры и спорта, в том числе и тогда, когда речь идет о вхождении в мир спорта человека с ограниченными возможностями г в период его ресоциализации.

Этот методический принцип приоритетности целей социального компонента над компонентом физическим, т.е. решения проблем чисто физического и психического совершенствования должно совершается в контексте решения вопросов достижения социального благополучия; приоритетность достижения в каждый относительно непродолжительный период хотя бы минимального прогресса в каком-либо отношении особенно важна именно при работе с лицами с ограниченными возможностями, ибо в таких случаях само участие в освоении конкретных двигательных действий определяется не меркантильными или престижными соображениями, а социальной необходимостью продвижения по пути вхождения в социум, продвижения по пути самодеятельного освоения жизнедеятельности, характерной для лиц без ограничения возможностей. Как раз такая направленность должна не только предполагаться спортивным педагогом, но и прямо декларироваться как цель занятий адаптивной физической культурой и спортом.

Указанный методический принцип реабилитационной работы с лицами с ограниченными возможностями с опорой на потенциал спорта становится основой еще одного принципа: принципа практико-ориентированности целевой установки, т.е. реабилитационные достижения должны выражаться в лично значимых для лица с ограниченными возможностями бытовых достижениях, хотя бы и не очень значительных, но всегда конкретных. Именно направленность личности занимающихся на социальные моменты реабилитации может и должна стать системообразующим элементом, определяющим своеобразие и уровень социальной зрелости личности. Это сделает реальное поведение менее зависимым от ситуативных побуждений. Причем важно сформировать позитивное эмоциональное отношение к отдаленным целям.

Сопоставительный анализ влияния разных форм физкультурно-спортивной активности на формирование физкультурной образованности и физической культуры личности в целом свидетельствует, что наиболее эффективна ориентация повседневной работы по социальной реабилитации по переводу вербальных мотиваций на уровень реализации знаний, умений и навыков в сфере физической культуры в реальное поведение индивида и подготовку лица с ограниченными возможностями к самодеятельным занятиям физическими упражнениями. Это позволяет добиться практически тех же результатов в отношении состояния здоровья и уровня физической подготовленности при более высоком уровне физкультурной образованности и широком круге интересов в сфере физической культуры, а потому акцент на подготовку к самостоятельным занятиям должен стать основой практической работы с опорой на потенциал спорта. Опыт свидетельствует, что такой подход достаточно перспективен, поскольку в этом случае фиксируются существенные сдвиги в оздоровлении образа жизни индивида, уровне его знаний и умений в сфере физической культуры и в физкультурно-информационных потребностях.

Таким образом, еще одним из методических принципов является принцип формирования во время занятий физической культурой лиц с ограниченными возможностями при акцентированном внимании к ее поведенческому компоненту, т.е. создание предпосылок к достижению должного уровня знаний, умений и навыков организации самостоятельных занятий в условиях повседневного быта.

Возможность успешной адаптации спортивный педагог может продуктивно реализовать лишь при условии овладения методическими и практическими навыками преломления общей схемы применительно к потребностям решения конкретных задач педагогического процесса или, в более широком плане, в процессе организации физкультурно-спортивной деятельности, организации физкультурно-оздоровительной работы и в целом организации активного отдыха. Здесь имеется в виду не только приспособление к конкретным специфическим действиям и технико-тактическим требованиям того или иного вида инвалидности, но и учет физического состояния (т.е. физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья) лица с ограниченными возможностями и его социально-демографических характеристик. Этот методический принцип работы с лицами с ограниченными возможностями можно охарактеризовать как принцип индивидуализации занятий в условиях адаптации принципиальной схемы физических упражнений к конкретным особенностям индивида, т.е. организация педагогической ситуации, при которой правила и условия занятия и дозирование нагрузки преломлены не только к ее конкретным целевым установкам, но и к индивидуальным особенностям лица с ограниченными возможностями.

И все же самый важный методический принцип организации и ведения реабилитационной работы — традиционный для стран арабского мира «принцип красоты». Этот принцип имеет место практически всегда в условиях первичной социализации, что наглядно демонстрирует и современная молодежь с ее увлечением фитнесом, бодибилдингом, культуризмом и т.д. В отношении же лиц с ограниченными возможностями тот процесс, который окружающие трактуют как ресоциализацию, для самого лица с приобретенным ограничением в морфологическом или функциональном отношении возможностей выступает как социализация первичная, ибо он субъективно воспринимает состояние своего тела как новое, неполноценное по сравнению с более ранним периодом. А потому или должен примириться с таким положением, существуя с сознанием своей неполноценности по отношению к окружающим, или должен построить новую телесность, с которой должен войти в социум.

Основной целью, согласно этому принципу, должна стать в качестве практико-ориен-тированной установки нацеленность на повышение эстетичности восприятия своего тела и двигательных действий занимающимся. В этом случае создаются предпосылки для более благожелательного восприятия лица с ограниченными возможностями его окружением и вообще всеми членами социума. Ведь самоуважение вызывает в качестве ответной реакции уважение окружающих. Вследствие этого «принцип красоты» как принцип методической направленности занятий является не только идеей воплощения чисто эстетических канонов, и даже не просто элементом позитивного психоэмоционального настроя инвалида, но и собственно результирующим показателем социальной реинтеграции лица с ограниченными возможностями в социум в качестве его полноценного члена.

Реализация принципа заключается в обучении позитивно-эстетическому восприятию своего тела и движений с учетом динамики, наблюдающейся вследствие занятий физическими упражнениями.

Формируемая на основе рассмотренных принципов физкультурно-спортивная активность контингента выступает как наиболее значимое средство оптимизации физического и психоэмоционального состояния, поскольку на психологическую компоненту социального самочувствия позитивно влияет физическая культура личности и, прежде всего, практическая реализация таковой в поведенческом компоненте, т.е. интенсивность и регулярность занятий, особенно самодеятельных.

Читайте также [ править | править код ]

Глоссарий [ править | править код ]

Реабилитация физическая — двигательная активность, направленная на восстановление и/или компенсацию временно утраченных, нарушенных и/или ослабленных функций и физических способностей (составная часть адаптивной физической культуры).

Библиография [ править | править код ]

Аксенова О. Э., Евсеев С. П., Евсеева С. П. (2007). Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре. М.: Советский Спорт, 295 с.

Багов Р., Безруков М. (1999). Физическая культура и спорт как фактор социальной защиты населения: проблемы и перспективы формирования системы индивидуальной социальной защищенности. М.,38 с.

Безруков М. П. (1999). Потенциал физической культуры в формировании социальной защищенности населения. М., 134 с.

Зозуля, Т. В. (2005). Комплексная реабилитация инвалидов. М., 304 с.

Кораблинов В. А., Гониянц С. А., Пономарчук В. А. (1993). Физическая культура и спорт глухих: Методическое пособие. М.: ВОГ-ГЦОЛИФК-ВНИИФК, 47 с.

Лисицын Ю. П., Петленко В. П. (1992). Детер-минационная теория медицины: доктрина адаптивного реагирования. СПб.: Гиппократ, 416 с.

Матуг Фатхе Н.С., Пономарчук В. А. (2009). Роль физической культуры в обеспечении качества жизни лиц с ограниченными возможностями в Ливии. Ученые записки: сб. рец. науч. тр. БГУФК. Минск: БГУФК, Вып. 12, 307-316.

Приходько В. И. (2006). Социальная защита инвалидов в Республике Беларусь. Минск: БГУФК, 59 с.

Романов П. В. (2006). Политика инвалидности: социальное гражданство инвалидов в современной России. Саратов: Науч. кн., 258 с.

Столяров, В. И. (2003). Инновационная спар-тианская технология духовного и физического оздоровления детей и молодежи. М.: Госкомспорт РФ по физической культуре и спорту, Центр развития спартианской культуры, 335 с.

Холостова Е.И. (2008). Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Дашков и К, 236 с.

Юдин В. П. (1995). Социальная защита: понятие, сущность, границы: Уч.-метод. пособие. Казань: Казан, гос. технолог, университет, 121 с.

Научные интересы: проблемы спорта как социального института, понятийный аппарат спорта при институциональном подходе, вопросы социальной возрастной классификации при проведении социологических исследований в институте спорта; вопросы социального управления институтом спорта как сферой услуг и как социально-зрелищной сферой, создания и функционирования отраслевой социологической службы в сфере спорта; проблемы «Физическая культура личности», «Спорт и становление личности», «Культурный образ жизни», «Спорт и качество жизни». Автор более 150 научных работ, в том числе 7 монографий и 19 брошюр.

Директор колледжа повышения квалификации преподавателей, председатель комиссии по делам инвалидов (Ливия).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *