специальная организация жизни ребенка дошкольного возраста которая чередует активную и пассивную

Организация жизнедеятельности детей младшего возраста в условиях детского сада

специальная организация жизни ребенка дошкольного возраста которая чередует активную и пассивную ЕЛЕНА ШУМКИНА
Организация жизнедеятельности детей младшего возраста в условиях детского сада

Воспитание, полученное в семье и дошкольных образовательных учреждениях, является наиболее важным для дальнейшей жизни ребенка. Это связано с тем, что мировосприятие ребенка, восприятие себя зачастую связано с теми установками, которые они получил в детстве.

Необходимо отметить. что воспитания подрастающего поколения всегда считалось важным. У каждого народа есть свои традиции и обычаи в воспитании детей, которые они передают юных гражданам страны.

Важность воспитания именно в дошкольном возрасте связано с тем, что в это время закладываются основы для дальнейшего осознания ребенком себя. Именно в это время ребенок начинает проявлять большую активность в социализации, общаясь со сверстниками и взрослыми.

Воспитание ребенка только в условиях семьи по утверждениям некоторых современных исследователей хотя и возможно, но все же для дальнейшей социализации не дает таких же результатов, как при воспитании в общении с другими детьми. Поэтому так велика роль дошкольных учреждений в воспитании ребенка.

Правильная организация повседневной жизни детей в рамках дошкольного образовательного учреждения закладывает основы физического и психологического здоровья детей.

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время еды, сна, прогулок, игр и занятий-то, что И. П. Павлов назвал внешним стереотипом, – обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Режим дня – это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим дня укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме.

В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость, малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни…

Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.

Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка (враждебная в эмоциональном и физическом планах, или стимулировать его развитие (благоприятная, развивающая среда). Возможен и нейтральный вариант воздействия среды, когда она и не тормозит, но и не стимулирует развитие ребенка. Все это необходимо учитывать при создании обстановки в детском дошкольном учреждении.

Исследователи в области образования полагают, что специальным образом организованная среда способна оказывать позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства. Развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля. Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм развития ответственности за содеянное, за результат. В ребенке пробуждаются силы, способствующие как можно лучшему осуществлению задуманного.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей (без принуждения и натаскивания); способностью ребенка познавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта восприятия, познания в играх, общении, рисунках, поделках и т. д.

В общем, обогащенное развитие — это развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка. Безусловно, наиболее высоким уровнем познавательного и личностного развития обладает индивид, находящийся под воздействием развивающей среды. Таким образом, предметно-пространственная среда развития – это организация пространства и использования оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности психического благополучия ребенка, его развития.

Для детей третьего года жизни необходимо свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании.

На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими.

Предметная среда группы детей младшего возраста организуется так, чтобы стимулировать восприятие детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий. Предметы подбираются чистых цветов, четкой несложной формы, разных размеров, выполненных из разнообразных (но безопасных для здоровья ребенка) материалов. Хорошо, если из предметов можно извлекать звуки, чувствовать аромат, запах, познавать характер поверхности (гладкость, шероховатость, прозрачность, твердость-мягкость и другие разнообразные свойства.

Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек: вкладышей, пирамидок, шнуровок, можно использовать пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления. Примеряя крышки к коробкам, ребенок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов.

В группе детей младшего дошкольного возраста используются игрушки, отражающие реальную жизнь (например, машина скорой помощи, грузовая, легковая машины, кукла-доктор и т. п.). Ряд игровых атрибутов нужно заменить предметами-заместителями для развития воображения ребенка, расширения творческих возможностей игры.

Маленькие дети предпочитают крупное игровое оборудование. Необходимо размещать материалы на открытых полках, а сами материалы подбираются внешне привлекательные, яркие, и довольно часто их надо менять (не реже одного раза в неделю). Все игрушки и пособия, находящиеся в группе, должны быть доступны для ребенка, это способствует развитию его активности, самостоятельности.

Много возможностей развития детей заложено в игре- экспериментировании. Игры с песком, водой, глиной, красками требуют специального оборудования это оборудование можно приобрести или сделать своими руками, сегодня наши воспитатели вам об этом подробно расскажут и покажут во время мастер классов. Из дидактических игр предпочтительны игры типа лото и парных картинок. Должны быть также мозаика (крупная пластиковая, магнитная, пазл из 3-15 частей, наборы кубиков из 4-12 штук, развивающие игры (например, «Сложи узор», «Сложи квадрат», а также игры с элементами моделирования и замещения. Разнообразные «мягкие конструкторы» на ковролиновой основе позволяют организовать игру по- разному: сидя за столом, стоя у стены, лежа на полу.

Ребенок младшего возраста начинает проявлять все более активный интерес к рисованию. Для накопления опыта изобразительной деятельности лучше всего иметь специальные самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон простых белых обоев и восковые мелки (они не пачкают руки, не осыпаются). Обои закрепляются на стене, покрытой пленкой, или на столе и перематываются по мере использования. Любят малыши рисовать ладошками, для такого рисования лучше использовать гуашь с добавлением жидкого мыла или специальные краски.

Очень полезно в группе иметь много зеркал в разных местах, поскольку малыш сможет видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид. А уголок ряженья позволит ему изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.

Умелое использование всех положительных сторон в процессе совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, в процессе проведения режимных моментов будет содействовать формированию в коллективе правильных взаимоотношений, интереса детей к совместным играм, общим занятием, коллективной трудовой деятельности.

специальная организация жизни ребенка дошкольного возраста которая чередует активную и пассивнуюФотоотчет «Новогодние забавы в группах младшего дошкольного возраста детского сада» «Елка новогодняя в комнате стоит И, блестя игрушками, с нами говорит. Вспоминает елочка с грустью зимний лес, Полный звонких песенок,.

специальная организация жизни ребенка дошкольного возраста которая чередует активную и пассивнуюФотоотчет «Вот и прошла зима» из цикла «Будни воспитанников семейного детского сада» для младшего дошкольного возраста Самый маленький воспитанник моей семейной группы, мой младший сынок, активно стремится подражать старшим друзьям. Так уж вышло, что его,.

специальная организация жизни ребенка дошкольного возраста которая чередует активную и пассивнуюИндивидуальный проект «Жизнь леса» для воспитанника семейного детского сада младшего дошкольного возраста из цикла «Отдыхаем и развиваемся» Даже в отпуске воспитатель не может обойтись без педагогической деятельности. Когда мы приехали на базу.

Из опыта работы «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» Из опыта работы: «Обучение детей плаванию в условиях детского сада». В нашем детском саду занятия по обучению плаванию проводятся 2 раза.

Консультация для родителей «Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей дошкольного возраста в условиях семьи» Цель консультации: Повышение компетентности родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях семьи. План консультации:.

специальная организация жизни ребенка дошкольного возраста которая чередует активную и пассивнуюКонсультация «Как воспитывать и развивать слабослышащего ребёнка дошкольного возраста в условиях обычного детского сада» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ, родителей, гувернёров. • К вам в группу поступает слабослышащий ребёнок. 1. До поступления.

специальная организация жизни ребенка дошкольного возраста которая чередует активную и пассивнуюОхрана безопасности жизнедеятельности «Зимняя прогулка» в старшей группе детского сада для детей с ОВЗ Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию небольшой материал по ОБЖ. Зимние прогулки хоть и приносят огромную радость детям, но иногда.

специальная организация жизни ребенка дошкольного возраста которая чередует активную и пассивнуюВсеобуч для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Всеобуч для родителей на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». Подготовила Красикова Д. И., МДОАУ №107 г. Оренбурга.

Источник

ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Жизнедеятельность ребенка — это разные аспекты его жизни, формы активности, все виды деятельности. В них проявляется его энергичность, жизненная сила, стремление заявить о себе другим и самому себе. Дошкольник является субъектом познавательной, предметно-практической и коммуникативной деятельностей, благодаря которым удовлетворяет свои потребности в физическом, психическом и социальном росте. Как субъект жизнедеятельности он активно ориентируется в окружающей среде, приспосабливается и влияет на неё, развивается, учится оказывать сопротивление внешним негативным влияниям.

Организовывая жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении, следует учитывать: его возрастные и индивидуальные особенности; современные тенденции в обновлении содержания дошкольного образования и учебно-воспитательных технологий; желание родителей; специфику и возможности учреждения. Именно они служат точкой отсчета в определении педагогом задач, содержания и форм учебно-воспитательной работы.

Бытие ребенка в дошкольном учреждении — это последовательный ход определенных составляющих, которые|какие| нормируют смену|чередование| активной деятельности и отдыха. Основные из|с| них:

• утренние, дневные, вечерние прогулки;

• разнообразные гигиенические процедуры;

питание (завтрак, обед, полдник, ужин);

игры (самостоятельные и организованные);

общение (со взрослыми и детьми);

занятия (коллективные, подгрупповые, индивидуальные, самостоятельные);

Детально|подробно| и жестко запрограммировать жизнедеятельность детей крайне|вконец| трудно, а то и невозможно. Этому препятствуют различные| жизненные события, обстоятельства, неотложные потребности, которые вносят коррективы в предварительно запланированную деятельность. В то же время|одновременно| c целью создания размеренного, ритмичного бытия ребенка следует сохранять |стабильность важнейших элементов жизнедеятельности|, поддерживать привычные|обычные| для детей организационные мо­менты| (прогулку, гимнастику, питание, игры, занятия, самостоятельную деятельность, сон и т. п).

В|одновременно| повседневную жизнь до­школьников целесообразно вносить | элементы сюрпризности|, экспромты, которые будут разнообразить| их жизненные впечатления, демонстрировать вероятность и естественность разнообразных|многообразных| жизненных изменений|смены|, их динамику, определенную непредсказуемость; учить детей принимать | это и относиться|ставиться| с пониманием.

Длительность пребывания воспитанников в дошкольном учреждении регулируется потребностью родителей|отца|, особенностями их| трудовой деятельности и семейного|родственного| уклада, психо-физиологическими| характеристиками детей, типом учреждения. В первые дни длительность пребывания малыша среди сверстников должен|сверстника| ре­гулировать| взрослый, исходя из эмоционального, физиологического состояния|стана|, позитивной|положительной| активности, комфортного (дискомфортного|) состояния|стана| ребенка. Уместным является кратковременное присутствие родителей|отца|, что даст ребенку ощущение|чувства| защищенности, стабильности| привычного|обычного| общества|товарищества| и т. п.

В дальнейшем родители|отец| самостоятельно определяют и согласовывают с работниками учреждения время прихода детей в сад и возвращения | их домой, однако не раньше начала работы учреждения и не позже времени ее завершения. Нецелесообразно жестко ограничивать| процессы, которые могут продлеваться|удлинять|, сокращаться в зависимости от состояния|стана| воспитанников, условий жизнедеятельности, чрезвычайных ситуаций и т. п.

Частота приемов пищи регулируется физиологическими | потребностями детей определенного возраста|века|, медицинскими рекомендациями, диетическими нормами. Завтрак следует начинать не позже чем через|из-за| час после утреннего пробуждения, а ужин|вечерю| — не позже, чем за час до сна. Важно учитывать факторы|, которые могут повлиять на процесс приема пищи или отказ от нее, а именно:

• индивидуальные вкусовые|смак| пристрастия ребенка;

• особенности семейного|родственного| питания;

• смысловое наполнение или динамика жизнедеятельности ребенка;

• исключительность (непохожесть|несхожесть|) обстоятельств предыдущей| жизненной ситуации;

• эмоциональные, психо-физиологические расстройства|разлад| и т. п.

Следовательно|итак|, в организации питания необходимо проявлять|выявлять| гибкость. Желаемым|желанным| является расширение или варьирование меню, обеспечение заменяемости блюд|пищи| с сохранением|сохранностью| калорийности и энергетичности|. Не следует навязывать ребенку продукты и блюда|пищу|, которые вызывают отвращение, рвоту|рвоту|, навязывать сжатые и неизменные сроки| приема еды. Насыщенность организма ребенка определяется отказом| от потребления пищи и требует прекращения процесса кормления независимо от того, какой объем еды|пищи| остался. Целесообразно учитывать вкусы|, культуру питания, сформировавшиеся у малыша, или рекомендации педиатра относительно|касательно| раздельного питания, доминирования растительной| пищи, многоразовых|многократных| приёмов пищи небольшими порция­ми|; учитывать особенности национальной кухни в местах компактного проживания|проживания| представителей определенной национальности.

Динамика процессов жизнедеятельности дошкольника предусматривает варьирование активных и пассивных форм. Общая длительность| суточного сна зависит от возраста|века| ребенка: ранний возраст — не менее|меньше| 13-14 час., младший и старший дошкольный возраст|век| — не менее|меньше| 12 час. Однако временные границы дневного сна могут быть продлены|удлиняет| или сокращены в зависимости от возможных индивидуальных проявлений, особенностей нервной системы, эмоциональной| перегрузки и т. п. (длительное засыпание|, беспокойный сон, раннее пробуждение, глубокий сон на время запланированного подъема). Одному ребенку стоит дать возможность отдохнуть, не прерывая|прерывает| его сна и не поощряя |до| активных форм деятельности, другому — позволить подняться раньше|ранее| (позже) других.

В старшем дошкольном возрасте|веке| растет|вырастает| количество детей, которые|какие| отказываются спать днем, ссылаясь|посылается| на свой возраст|век|, на «свободную» организацию режима дома, образ жизни старших братьев и сестер и т. п. Уместно поощрять ребенка отдохнуть|| в положении лежа, что, как правило, влечет общую релаксацию и засыпание|. Однако отдельные воспитанники не засыпают днем ни при каких|каких-нибудь| условиях. Поэтому на это время нужно создать развивающую среду, которая удовлетворит их индивидуальные |интересы, поможет избежать одиночества| или бездеятельности. Такие дети в течение дня требу­ют| пристального|бдительного| внимания педагога и медицинского работника для того, чтобы иметь информацию об их психо-физиологическом| состоянии|стан|, причинах и следствиях отказа от сна.

То, что ведущая деятельность дошкольника — игра, знают сегодня все педагоги. Однако она как специфическая детская деятельность| не однородна: каждый вид игры (дидактическая, сюжет­но-ролевая|, режиссерская и др.) выполняет|исполняет| свои функции в развитии| ребенка. Возложение на игру сугубо дидактических задач|задачи|, стирание грани между учебными и игровыми приемами – с одной стороны и самодеятельными играми – с другой может привести к|до| исчезновению самостоятельных| игр как таковых, к снижению роли личностного общения| со сверстниками. К тому же условия организации и ре­зультаты| игровой и учебной деятельности существенно отличаются|разнятся|. Поэтому недопустимо возлагать на игру функции учебы|обучения|. Не следует подменять учебную деятельность с использованием игровых приёмов игровой деятельностью.

Учебный процесс — составляющая жизни ребенка, особенно|в особенности| старшего возраста|века|. Правильно организованный, он сохраняет самобытность| и специфику дошкольного детства, предусматривает разнообразие форм организации, ориентирует на| первичное значение слова «занятие» как интересного|любопытного|, содержательного, полезного для развития времяпровождения. В до­школьном| учреждении занятие не должно быть прототипом школь­ного| урока. Развивающее, индивидуально ориентированное обучение| дошкольников проводится фронтально, по подгруппам или индивидуально, в зависимости от содержания, задач|задачи|, сложности, особенностей | жизненной ситуации, объективной потребности.

Коллективная или групповая деятельность дошкольников осуществляется| на занятиях, имеющих определенное время, место, оборудование|, материалы, наглядность|предметный| и т. п. Проводить их целесообразно время от времени, не придавая доминирующего значения и обеспечивая их| производительность. Коллективная организация детей оправдана тогда, когда речь идет об общем наблюдении, экскурсии, просмотре|просматривает| театральных представлений, проведении праздничных утренников, создании общего продукта творческой, речевой, изобразительной деятельности.

Смысловое наполнение занятий необходимо связывать с реальной повседневной жизнью. На них ребенок получает сведения||ведомость|, которые помогают ему адаптироваться к современности, вести себя компетентно при любых|каких-нибудь| условиях и обстоятельствах.| Целесообразно связывать между собой, интегрировать разные|различные| формы активности, виды деятельности воспитанников. Обучение|обучение| в форме занятий обычно проводится, начиная с третьего года жизни, с постепенным наращиванием их количества и длительности|. С детьми старшего дошкольного возраста|века| необходимо прово­дить| два-три занятия общей длительностью 1-1,5 часа (одно из них можно во второй половине дня). Однако такое распределение|разделение| времени ориентировочно, может изменяться в зависимости от задач|задачи|, их ак­туальности|, сложности, желания и возможностей|состоятельности| детей. Как правило, количество и длительность занятий воспитатель определяет сам по согласованию с воспитателем-методистом, устанавливая при этом| целесообразное соотношение между организованными и самостоятельными формами занятости детей.

Привлечение к|до| работе в дошкольных учреждениях узких спе­циалистов| (музыкальных руководителей, инструкторов по|с| физическому воспитанию|, преподавателей изобразительного искусства, иностранного языка,| хореографии и т. п.) не всегда гарантирует высокую эффектив­ность| воспитания и обучения|обучение| малышей. Даже высококвалифицированные| специалисты не всегда учитывают возрастные|возрастные| особенности до­школьников|, пытаются прививать|прищеплять| им специальные навыки за счет общего развития личности, искусственно вводят в обращение сложные приемы работы, формы организации, лексику, нерационально по времени планируют| работу, делают это за счет прогулки, самостоятельных игр, дневного отдыха; разрушают детское содружество, общую деятельность,| коллективные игры.

Важно, чтобы «узкие» специалисты:

· предоставляли приоритет общему развитию дошкольни­ка| по сравнению со специальными умениями; побуждали к разным формам активности базовых качеств личности|, формировали компетентность в разных|различных| сферах жизнедеятельности;

· гармонично вписывались в коллективную жизнь детей по содержанию и времени|подчас|, не нарушая важных аспектов их жизнедеятельности;

· тесно взаимодействовали с воспитателем, согласовывали свою деятельность с воспитателем-методистом, налаживали
открытые взаимоотношения с ними, принимали участие в жизни дошколь­ного| учреждения, его мероприятиях.

В ходе планирования своей работы педагог конкретизирует общие задачи |Программы, учитывая личностные достижения| детей, промежуточные показатели их компетентности согласно фор­мам| активности, линиям развития, видам деятельности, сфе­рам| жизни. Он наполняет образовательные (развивающие, воспитательные, обучающие|) задачи|задачу| содержанием, подбирает эффективные формы и мето­ды| работы с дошкольниками, уделяет надлежащее|подобающее| внимание созданию развивающего жизненного пространства|простора|.

Планирование должно основываться на анализе возрастных|возрастных| и инди­видуальных| особенностей воспитанников, подчиняться|соподчинять| принципам целесообразности (здравого смысла) и системности. Педагог планирует образовательную работу как со всеми воспитанниками, так и с отдельными детьми (новичками, теми, кто часто болеет и не посещает из-за этого дошкольное учреждение, кто по различным причинам|по разным причинам| имеет проблемы в личностных достижениях и т. п.). Время от времени следует применять дифференцированный подход в подборе задач, разных|различных| по содержанию, сложности, условиям организации |задачи|; предоставлять воспитанникам возможность самостоятельно выбирать содержание, материал, вариант выполнения. Это касается как группы в целом|, так и детей, которые|какие| опережают сверстников|сверстника| или отстают от них (разделение условно, поскольку развитие — процесс дина­мичный|). Воспитатель определяет зону ближайшего развития каждого ребенка, выдвигает|выделывает| оптимистичную гипотезу его развития, способствует|содействует| достижению им ежедневного успеха.

Углубить представление об индивидуальных особенностях воспитанников, освободиться от субъективизма педагогу поможет дневник наблюдений, в котором он фиксирует объективные факты, примечательные поступки, непонятное поведение, особенности высказываний конкретного ребенка в реальной жизненной ситуации. Записи не должны содержать субъективных оценок, а должны быть объективным «фотографированием» событий, фиксацией ди­намики| их хода.

Больше|более| времени следует отводить на самостоятельную деятельность воспитанников| (продуктивный труд, художественную деятельность, игру, общение). Это естественная приемлемая форма деятельности, которая учитывает желания, намерения, интересы| каждого ребенка и подсказывает вектор его индивидуального развития. В зависимости от ви­да деятельности| и желания детей самостоятельная деятельность осуществляется в разное|различное| время дня, варьируется по продолжительности. Важно, чтобы педагог не вмешивался, не нарушал|возбуждает| ход деятельности, не прерывал|прерывает| ее. Он мо­жет| предложить воспитанникам заняться чем-то другим, об­ъяснив| целесообразность и привлекательность своего предложения, но не принуждая|заставлять| детей.

В планировании важно не столько определение «сетки занятий», сколько конкретизация и подбор содержания и форм работы с детьми, планирование условий для их самостоятельной деятельности. При вариативной организации жизнедеятельности детей и проектировании педагогической деятельности в планах (в том числе и тематических) всегда должны быть отображены три основных блока:

• задачи развития детей;

• содержание и формы работы с ними;

• организация развивающего жизненного пространства|простора|.

(Конкретные материалы по|с| организации жизнедеятельности детей и планировании педагогической деятельности будут освещаться в разработках методических работников и педагогов, |какие| принимавших участие в экспериментальной апробации Программы).

Нуждаются в обновлении содержание и формы работы дошколь­ного| учреждения с семьей. Это касается прежде всего объединения усилий с целью формирования у детей реалистичной картины мира и образа «Я», развития разнообразных|многообразных| форм активности, воспитания| компетентного поведения в сферах жизнедеятельности: «Природа», «Культура», «Люди», «Я Сам»; становление ба­зовых| качеств личности; создание в семье и дошкольно­м| учреждении комфортных и благоприятных для ее развития условий.

СПЕЦИФИКА ВЛИЯНИЯ РАЗНЫХ|различных| СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Ребенок дошкольного возраста|века| может посещать разные|различные| типы учебных учреждений или воспитываться дома. Следует принимать во внимание особенности влияния на его развитие каждого социаль­ного| института, ориентироваться в их специфике, учитывать сильные и уязвимые места, эффективно использовать пози­тивные| возможности семьи и дошкольного учреждения.

СЕМЬЯ

Благополучная семья, теплые и доверительные взаимоотношения ее членов — важное условие формирования у дошкольника оптимистичного миропонимания, хорошего самочувствия, уверенности в завтрашнем дне, ощущения надежности и постоянства жизни, ее перспективности, доверия и расположения к людям, ощущения самоценности. В семейном кругу зарождается «чувство родительского дома», умение дорожить любовью родных людей, воспитывается восприимчивость к их состояниям и настроениям, формируется потребность и умение заботиться о малых и старых, помогать родителям по хозяйству. Именно в семье ребенок приобщается к семейным ценностям, традициям, мировоззренческим ориентациям,вероисповеданию; получает первые представления о взаимоотношениях представителей разных поколений, профессий. Семья играет ведущую роль в эмоциональном развитии дошкольника, открытости жизненным впечатлениям, чутком отношении к людям. Особенная атмосфера семьи, уют, отсутствие жесткой регламентации жизни,наличие у ребенка права на выбор, разнообразие жизнедеятельности определяют специфику семейного воспитания.

В то же время родителям следует уделить особое внимание формированию у сына или дочки умения стать на место другого, посмотреть на проблему с разных сторон, воздержаться от эгоцентрических попыток, проявить заботу о других, осознать, что у взрослых есть своя личная жизнь и они имеют право на удовлетворение собственных интересов и потребностей. Поскольку в условиях семейного воспитания дошкольник чувствует дефицит контактов со сверстниками, важно расширять круг общения с детьми разного|различного| возраста|века|, учить налаживать с ними гармоничные и продуктивные отношения, обогащать опыт согласования пози­ций|, заключения соглашений, выхода из|с| конфликтных ситуаций, миролюбивого| решения спорных вопросов, ощущения|чувства| удовлетворения|удовольствия| от совместной деятельности и общения. Если ребенок воспитывается| в религиозной семье, на родителях|отце| лежит ответственность за формирование детского мировоззрения|миросозерцания|, сбалансированность научной, религиозной и мифологической картины мира.

ДОШКОЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Вступление в дошкольное учреждение — важное событие в жизни ребенка, знаменующее новый этап развития, связанный|повязал| с|с| вхо­джением| в широкий социум, адаптацией к|до| новым условиям жизни|, освоением правил поведения в группе. В отличие от семьи ребенок находится|перебывает| в коллективе сверстников|сверстника|, с которыми|какими| может себя сравнить, вместе играть, дружить. Благодаря этому фор­мируется| чувство принадлежности к|до| детскому содружеству, которым|каким| дошкольник дорожит и в котором|каком| стремится находиться|перебывать|. Он ведет себя болеее самостоятельно, чем дома, освобождается от центрации| на себе и своих проблемах, учится согласовывать| собственные интересы с интересами других детей, договариваться, уступать|поступаться|, отстаивать|доказывать| собственное мнение, проявлять|выявлять| гибкость и самоуважение. Ребенок получает|заполучает| удовлетворение|удовольствие| от общих игр, развлечений, праздников, соревнований, апробирует свои возможности, определяется со статусом в группе сверстников|сверстника|, осознает, какие качества способствуют его |авторитету среди товарищей. Он вовлекается в сис­тематичные| занятия, расширяются его представления о мире, совершенствуются умственная|мыслительная| и практическая|практичная| деятельность. Прио­ритеты образования старшего дошкольника — социальная компете­нтность|, практическая|практичная| умелость, сбалансированное физическое, умственное|, волевое и нравственно- духовное развитие.

Уязвимым местом остается недостаточная сбалансированность| социализации с индивидуализацией, некий дефицит| личностного общения взрослого с каждым ребенком|. Усредненость требований|востребования| воспитателя к|до| разным|различным| детям, несогласованность| интересов коллектива и каждого индивидуума|, ограниченность прав дошкольника на выбор, отсутствие личного времени и возможности распоряжаться собой по собственному усмотрению, жесткая регламентация жизнедеятельности, сравнение между собой разных|различных| по индивидуальным особенностям| детей, распределение|разделение| по группам|только| согласно паспортному возрасту|веком| (без учета возраста|века| биологического, психологического и социального|), преобладание женской модели организации жизни и распространения практики воспитателей-предметников| ориентируют детское бытие на школьную модель жизни.

Необходимо уделить особенное внимание таким направлениям педаго­гической| деятельности: осуществлять|свершать| индивидуальный подход к|до| раз­витию|, воспитанию и обучению|обучение| дошкольника; учитывать его жизненный опыт, выражать|высказывать| веру в его возможности; увеличивать | степень свободы ребенка; уменьшать регламента­цию|. Признание педагогом приоритета детского бытия, общих| способностей (умственных|мыслительных|, чувственных, волевых, комуника­тивных|, практических|практичных|) по сравнению со специальными (математическими, речевыми|, художественными, трудовыми и т. п.), приоритета детских видов деятельности| (сюжетно-ролевой| игры, продуктивной и самостоятельной художественной деятельности, общения) по сравнению с организованным обучением|. Сбалансированность коллективной и индивидуальной ак­тивности| — залог|ручательство| позитивного|положительного| влияния дошкольного учреждения| на развитие личности в старшем дошкольном возрасте|веке|.

ДЕТСКИЙ ДОМ

Заведение интернатного| типа обеспечивает развитие, воспитание, обучение и социальную адаптацию детей-сирот и детей, лишенных| родительской заботы (дошкольного и школь­ного| возраста|века|), которые находятся|перебывают| в семейных|родственных| отношениях и содержатся| за счет государства. Ребенок, воспитанный в детском доме, растет|вырастает| практически|практично| умелым, ловким, с ощущением|чувством| своей причастности к|до| жизни коллектива и благодарности взрослым|, которые|какие| за ним ухаживают и заботятся о его здоровье и образовании. В то же время|одновременно| жизнь, ограниченная рамками детского дома, негативно отражается|обозначается| на социальной компетентности стар­шего| дошкольника: каждый выход в широкий социальный свет для него серьезное испытание|опробование| и сопровождается сложными| переживаниями, значительными усилиями воли. Привыкший к|до| определенному кругу сверстников, |окружности| младших|сверстника| и старших| детей, он| стесняется, теряется в необычных|непривычных| ситуациях, трудно приспосабливается|приспособляет| к|до| новым условиям жизни, плохо ориен­тируется| в них, не может адекватно влиять на социум, ком­плексует из-за| этого. Преобладание делового общения |детей| над личностным, доминирование распорядительной формы обращений к ним авторитетных взрослых, пристальный|бдительный| контроль, жесткое нормирование,| однообразное существование|, ограниченность жизненного пространства|простора| и пространства|простора| «Я», невозможность уединиться формируют |выделывают| у ребенка чувство ненужности||, зависимое|зависящее| поведение, при­учают| к|до| приспособленчеству и угодничеству людям, которые о них заботятся|. Дефицит тактильных| и эмоциональных контактов с приятными взрослыми, привычка ориентироваться на слово, как жизненно важный сигнал (услышанное|услыхал| требование|востребование|, своевременное реагирование| на него — залог|ручательство| физического и психологического ком­форта|, покоя, защищенности) отражаются|обозначаются| на формировании соответствующих жизненных установок и ожиданий. Отсутствие в учреждении| представителей мужского пола тормозит процесс половой идентификации: многие|многие| мальчики, говоря о себе, используют| женский род — «я пришла», «я уже сделала|совершила|» и т. п. Усложняется|осложняет| процесс формирования элементарной жизненной перспективы, осознания своих прав и обязанностей|долга|, станов­ления| реалистичной картины мира и собственного «Я».

Воспитателям детского дома следует увеличить количество| и длительность личностных контактов с каждым ребенком|, утешать и употреблять ласкательные слова во время общения с ним. Целесообразно чаще предоставлять ему право выбора и принятия| самостоятельных решений, формировать сознательное отношение к своей жизни, создавать благоприятные условия для проявления творческих способностей, обогащения жизненных впечатлений, воспитывать| гибкость, формировать практические|практичные| жизненные навыки, упражнять в умении ориентироваться, приспосабливаться|приспособлять| и конструктивно влиять на среду, устанавливать доверительные| контакты с приятными людьми. Гуманизация жизнедеятельности| — важное условие разностороннего и гармоничного развития личности старшего дошкольника в условиях детского| дома.

ВНЕШКОЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Сегодня определенное количество старших дошкольников посещает разные|различные| типы внешкольных заведений — дворцы, центры, станции, клубы, музыкальные и художественные школы, студии и т. п. Таким образом| современная семья пытается дать ребенку надлежащее|подобающее| образование и в то же время|одновременно| развить его способности. В большинстве| современных внешкольных учебных учреждений (ВУУ) функционируют так называемые «школы для маленьких», цель которых|каких| — общее развитие малыша, подго­товка| его к|до| школьной учебе|обучению|. Приобщение к|до| интенсивно­му| и в то же время|одновременно| гибкому режиму жизни, новым разнообразным|многообразных| видам деятельности способствует|содействует| расширению степени свободы ребенка|, дает ему возможность апробировать себя в новом, учиться принимать самостоятельные решения, развивать свои креативные и коммуникативные способности. В ВУУ старший дошкольник не питается и не спит днем, пребывает без родных|родимых| лишь|только| ко­роткий| промежуток времени, может по собственному желанию изменить|сменить| род занятий и педагога, имеет право достаточно свободно передвигаться| по помещению, обогащается разнообразной|многообразной| информа­цией| и впечатлениями, осознает, что добровольность — важ­ная| составляющая часть человеческого существования. В то же время|одновременно| система занятий в ВУУ, как правило, организована по школьной модели, т.е.| сориентирована преимущественно на усвоение ребенком знаний по|с| разным|различных| предметам. Развитию личности и воспитанию стар­шего| дошкольника, организации игровой деятельности здесь уделяется | недостаточно внимания. С ребенком работают|трудятся| разные|различные| педагоги-предметники|, что формализует взаимоотношения, снижает ответственность| взрослого за динамику развития каждого конкретного ребенка, реализует порционный, а не целостный|цельный| подход к|до| личности. Нестабильным является детское содружество, которое создает­ся| на короткое время и часто изменяется по качественному и количественному| составу|складом|. Это усложняет|осложняет| формирование постоянных|устоявшихся| взаимоотношений между сверстниками, важных для этого возрастного|возрастного| периода, обесценивает специфические для дошкольного возраста|века| детские виды деятельности.

Оптимизации жизнедеятельности воспитанника 6-7-го| года жизни во внешкольном заведении будут способствовать|содействовать|: сохранение| детской субкультуры и специфических для возраста|века| видов де­яльности|; использование|употребления| игры как основной формы проведения занятий с дошкольниками; отказ от школьной модели обучения|; формирование детского мировоззрения|миросозерцания|, реалистичного об­раза| мира; преподавание|выкладывание| основ|основания| философии жизни, обогащение детей жизненно важными знаниями, умениями и навыка­ми|; воспитание базовых качеств личности, развитие ком­петентности| в сферах жизнедеятельности: «Природа», «Культу­ра», «Люди», «Я Сам»; сбалансированность взаимоотношений временного детского коллектива и личности. Важно, чтобы педагоги были ознакомлены с содержанием Базовой программы развития ребенка| дошкольного возраста|века| «Я у Світі», ориентировались на нее при выборе направлений учебно-воспитательной работы, при создании собственных |авторских программ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *