спенсер считал что в основе жизни общества лежат законы
Социология О. Конта, Г. Спенсера (2)
Механизмы физической защиты
Шифрование
Сканирование на наличие уязвимых мест
Сканирование компьютерных систем на наличие уязвимых мест играет важную роль в программе безопасности. Оно позволит выявить потенциальные точки для вторжения и предпринять немедленные меры для повышения безопасности. Однако такое исследование не остановит легальных пользователей, выполняющих несанкционированный доступ к файлам, не обнаружит злоумышленников, которые уже проникли в систему через «прорехи» в конфигурации.
Для самостійного вивчення: Визначення ризику. Види загроз. Агенти загроз. Виявлення ризику для організації. Оцінка ризику. [3, 4, c.67-81]
1. Как Огюст Конт назвал новую науку об обществе?
Социальная история |
Социальная физика |
Социальная философия |
Социальная экология |
2. Как кратко охарактеризовать философскую доктрину, представителем которой можно считать Огюста Конта?
Объективный идеализм |
Атомизм |
Позитивизм |
Субъективный идеализм |
3. Основателем социологического позитивизма является …
Эмиль Дюркгейм |
Огюст Конт |
Фридрих Энгельс |
Герберт Спенсер |
4. Зарождение социологии связано с именем …
Герберт Спенсер |
Огюст Конт |
Карл Маркс |
Эмиль Дюркгейм |
5. Термин «социология» Огюст Конт впервые употребил в …
6. Позитивность у Огюста Конта относится к…
Объяснению общества и групп |
Пониманию общества и групп |
Описанию общества и групп |
Познанию и социальному устройству |
7. По мнению Огюста Конта, социология делится на динамические и статические части по …
По степени общности |
По степени конкретности |
По характеру и способу проявления |
По степени регулирования межличностных отношений |
8. По мнению Огюста Конта, раздел социологии, который изучает «общественный прогресс, решающим фактором которого выступает духовность, умственное развитие человечества», называется …
Социальная дивергенция |
Социальная динамика |
Макросоциология |
Социальная статика |
9. По мнению Огюста Конта, раздел социологии, который изучает «условия и законы функционирования общественной системы», называется …
Социальная дивергенция |
Социальная динамика |
Макросоциология |
Социальная статика |
10. Герберт Спенсер сравнивал общество с …
С паровым двигателем |
С банком |
С человеческим организмом |
С природной средой |
11. Герберт Спенсер считал, что в основе жизни общества лежат определенные законы…
Герберт Спенсер и его роль в становлении социологии как самостоятельной науки
Содержание
Введение
Герберт Спенсер родился в 1820 году в небольшом английском городке Дерби в семье школьного учителя. В связи со слабым здоровьем Спенсер не мог регулярно посещать школу и преимущественно занимался самостоятельным обучением. Наиболее углубленно он изучал естественные науки, такие как математика и механика, уделяя гуманитарным наукам меньше внимания.
Работая затем в течение почти десяти лет инженером на железной дороге, Спенсер продолжал заниматься самообразованием в свободное время, и в 1848 году стал редактором журнала «Экономист», в котором опубликовал ряд своих научных работ. В 1853 году, получив после смерти родственника богатое наследство, он покинул службу и начал жизнь независимого исследователя и публициста.
Научные интересы Герберта Спенсера были чрезвычайно обширны, и социология являлась лишь одной из широкого спектра наук, которыми он занимался, однако наиболее значительный вклад он внес именно в социологию. В 1950 году вышел первый социологический труд Герберта Спенсера «Социальная статика». Наиболее фундаментальная монография «Основания социологии», заключающая целостную социологическую систему, разработанную Спенсером, была написана значительно позднее – в 1877 году.
Социологические взгляды Спенсера обычно характеризуются как «эволюционно-организмическая теория»[1], поскольку ключевые идеи социологической теории Спенсера связаны с результатами сравнительного анализа человеческого общества и живого организма с акцентом на вопросах развития (эволюции).
Связь социологической теории Спенсера с общей биологией, в наибольшей мере соответствующей интересам автора данной работы, и обусловила выбор данной темы контрольной работы.
1. Научно-методологические основы социологической теории Г.Спенсера
Середина XIX века характеризуется широким распространением теории Чарльза Дарвина, оказавшей большое влияние на все области научного знания. Социологическая наука в то время находилась в зачаточном состоянии и ограничивалась единственной крупной теорией – теорией ее основоположника французского ученого Огюста Конта, которая воспринималась в научных кругах преимущественно скептически.
Г.Спенсер, вслед за О.Контом, стремился создать «такую науку об обществе, которая, подобно физике или биологии, могла бы открывать и обосновывать законы общественного развития»[2]. Особое внимание он уделял проблеме беспристрастной объективности в общественных науках. Спенсер считал, что в основе социологии должен лежать принцип «свободы от оценочных суждений», т.е. «разделение того, что есть в действительности, что подтверждается фактами и может быть эмпирически перепроверено другими исследователями, от того, что желательно с позиций социальных групп, политических движений или религиозных (идеологических) воззрений»[3]. По мнению Спенсера, ученые, занимающиеся социальными науками, должны сделать сознательное усилие и освободить себя от неизбежных пристрастий и предубеждений.
По мнению Спенсера, «не может быть полного принятия социологии как науки, пока сохраняется убеждение, что социальный порядок не следует закону природы»[4]. Под влиянием теории Дарвина Спенсер использовал эволюционный подход к изучению общества, считая, что все аспекты вселенной, органические или неорганические, социальные или несоциальные, являются субъектом законов эволюции. В своих работах автор применял историко-сравнительный метод анализа обширного этнографического материала, позволяющий последовательно проследить ход развития общества в различных культурах[5].
В результате Спенсер пришел к выводу, что для биологической эволюции и развития общества (социальной эволюции) характерны одни и те же закономерности, и провел аналогию между обществом и биологическим организмом. Спенсер выделял следующие сходства между обществом (социальным организмом) и живым организмом:
В то же время, по мнению Спенсера, нельзя полностью отождествлять биологический и социальный организмы, поскольку между ними существуют следующие основные различия:
2. Социальная эволюция: представления Г.Спенсера о развитии общества
Как уже отмечалось, Г.Спенсер рассматривал развитие общества (социальную эволюцию) не как стихийный процесс, а как совокупность закономерных изменений, имеющую упорядоченный и направленный характер. Эволюция человеческого общества, с точки зрения Спенсера, является одним из частных случаев универсального закона природы, и закономерности развития общества в целом не отличаются от закономерностей развития любых других явлений живой и неживой природы.
Он подчеркивал, что социальная эволюция (как и любая другая) представляет собой многолинейный процесс, заключающийся в реализации одновременно нескольких тенденций. Согласно Спенсеру, социальная (надорганическая) эволюция происходит в следующих основных направлениях:
Таким образом, с точки зрения Спенсера, социальная эволюция представляет собой «переход от состояния относительной неопределенности, несвязности, однородности к состоянию относительной определенности, связности, многогранности»[14].
Исходя из концепции социальной эволюции, Спенсер разработал и классификацию обществ, в основе которой лежит уровень эволюционной сложности, т.е. стадия развития, на которой находится данное общество:
По мнению Спенсера, социальная эволюция осуществляется поэтапно от простых обществ к сложным, затем к обществам двойной и далее – к тройной сложности. При этом этапы усложнения происходят последовательно. Чем на более высоком этапе развития находится общество, тем более сложной является его структура, т.е. тем больший уровень дифференциации характерен для данного общества: «В простых обществах, где составные части в целом похожи друг на друга, они могут легко взаимозаменяться. Но в сложных обществах неудачные действия одной части не могут быть взяты на себя другими частями. Таким образом, сложные общества более уязвимы и более хрупки в своей структуре, чем их более ранние и менее совершенные предшественники»[17].
Несмотря на то, что любое общество развивается по одним и тем же законам, особенности процесса социальной эволюции каждого отдельного общества, по мнению Спенсера, не являются однозначно предопределенными. Социальная эволюция в каждом случае осуществляется под влиянием различных факторов социальной эволюции[18], к которым автор относил:
Изучая влияние перечисленных факторов на течение процесса социальной эволюции, Спенсер обосновал и сформулировал следующие законы развития общества[20]:
3. Структурно-функциональный подход Г.Спенсера к изучению общества
Уподобляя общество биологическому организму, Г.Спенсер считал, что развитый социальный организм (общество) состоит из систем органов (социальных институтов), где каждый орган связан с другими и обусловливает его функционирование. В основе различия систем органов общества лежит разделение труда между социальными элементами как результат процесса дифференциации, характерного для эволюции социального организма. По мнению Спенсера, структура общества включает следующие составляющие:
В зависимости от особенностей регулирующей (управляющей) системы органов социального организма Спенсер разработал классификацию обществ по типу внутренней регуляции, разделив все общества на:
Согласно Спенсеру, социальная эволюция осуществляется по пути от обществ военного типа к обществам промышленного типа. Однако автор признает «возможность общественной регрессии – промышленное общество может приобретать параметры военного, особенно при международных столкновениях. В военном обществе армия и народ слиты воедино, для него характерен тотальный контроль над индивидами, жесткая социальная иерархия, принудительное участие граждан в общественном производстве, которые должны выполнять определенные функциональные обязанности. Все социальные структуры, задействованные в них люди, подчинены, в конечном счете, выполнению военных функций общества»[27].
Исходя из того, что отдельные личности обладают гораздо большей самостоятельностью и ценностью, чем биологические клетки, и общество существует во благо личностей, а не наоборот, Спенсер считал, что при отсутствии каких-либо остро неблагоприятных условий среды промышленное общество является оптимальным типом социального организма: «существенным измерением социального прогресса Спенсер считает переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному целому, к такому состоянию, при котором социальный организм или общество «служит» составляющим его индивидам. Как он писал: «…Идеалом, к которому мы идем, является общество, в котором управление будет доведено до возможно меньших пределов, а свобода достигнет по возможности наибольшей широты»»[28].
4. Политические взгляды Г.Спенсера
Как уже отмечалось, Герберт Спенсер придерживался мнения о том, что эволюция общества осуществляются под влиянием естественных закономерностей независимо от желаний людей, и для развития общества не требуется никакого вмешательства со стороны человека.
Поэтому Спенсер выступал против каких-либо социальных реформ и социальных революций, подразумевающих целенаправленное влияние людей на развитие общества. Согласно Спенсеру, принудительно организованные социальные изменения приводят к нарушению естественного процесса развития общества, к дезорганизации структуры общества и другим негативным последствиям: «В этой связи социолог выступал против политического ускорения общественного прогресса, заявляя, что любые попытки искусственно подтолкнуть социальную эволюцию с помощью, например, политики регулирования спроса и предложения, или радикальных политических реформ без учета свойств членов, составляющих общество, должны обернуться катаклизмами и непредсказуемыми последствиями. Вмешательство в естественный порядок природы, отмечал Спенсер, нередко оборачивается тем, что никто не может предсказать конечных результатов»[29].
Исходя из своего постулата о том, что общество существует для индивидов, а не индивиды для общества, Спенсер был непримиримым противником идеологии социализма. Он был убежден, что «социализм в любой форме подразумевает рабство. Характерной чертой рабства он считал труд по принуждению. Степень рабства зависит от того, сколько раб должен отдать и сколько он может оставит себе, а кто его господин – личность или общество, принципиального значения не имеет. Если человек должен отдавать весь свой труд обществу и получать из общего достояния лишь ту часть, которую общество ему назначит, он раб общества»[30].
Отношение Спенсера к государству и государственной власти было неоднозначным. С одной стороны, автор отмечал, что «политическая организация, постоянно распространяясь на все большие массы, прямо способствует благосостоянию, удаляя те препятствия для сотрудничества, которые возникают из антагонизма индивидов»[31]. С другой стороны, «политическая организация также имеет свои невыгоды, и вполне возможны случаи, когда эти невыгоды перевешивают выгоды … Организация предполагает известные ограничения индивидов, и эти ограничения могут достигнуть таких крайних пределов, что сделаются хуже анархии со всеми её бедствиями»[32].
Спенсер считал, что государственная власть должна быть основана на идее справедливости и придерживаться следующих основных принципов[33]:
Смысл существования государственной власти, согласно Спенсеру, сводится к защите прав индивидов (граждан) и коллективной защите от внешних противников. «Все остальное должно быть предоставлено свободной инициативе индивидов, вступающих друг с другом в соглашения … хорошее общество основывается на соглашениях между индивидами, преследующими свои соответствующие интересы. Там, где государство вмешивается в эти согласительные договоренности как в целях повышения социального благосостояния, так и в любых других, – это либо нарушает социальный порядок, либо приводит к отбрасыванию достижений индустриального общества и возвращению к ранним формам тиранического и воинствующего социального порядка»[34].
Заключение
Социологические взгляды Г.Спенсера получили широкое распространение среди современников и «увлеченно обсуждались в университетских аудиториях и модных «интеллектуальных» салонах, редакциях журналов и в респектабельных клубах. Дискуссии о Спенсере ведут герои двух самых серьезных произведений Джека Лондона «Морской волк» и «Мартин Иден»»[35]. Даже сам Ч.Дарвин признавал серьезное влияние, которое оказали на него работы Г.Спенсера.
Сам термин «социология» благодаря Спенсеру получил второе рождение, поскольку теория Конта считалась утопичной и не была принята всерьез в научных кругах. Поэтому Спенсера считают вторым основоположником социологии как науки: автор «внес решающий вклад в превращение социологии в науку, в ее очищение от мессианских, утопических, политических, мистических и прочих примесей, с которыми она появилась на свет»[36].
Г.Спенсер заложил фундамент формирования понятийной системы социологии: он «впервые в истории социологии попытался дать систематическое изложение предмета, задач и проблематики социологии. Он ввел в социологию многие широко употребляемые социологические термины: социальная система, социальный институт, социальный контроль, структура и функция и другие»[37].
Кроме того, Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать общенаучный подход, получивший впоследствии название общей теории систем, и применять его к человеческому обществу.
Таким образом, социологическая теория Спенсера сыграла большую роль в развитии социологии как науки.
Список литературы
[1] Социология: Курс лекций для студентов всех направлений и специальностей / Под ред. В.А. Михайлова. – Ульяновск: УлГТУ, 2004.– 207 с.
[2] Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. – М., 2002.
[4] История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов / Под ред. академика РАН Г.В.Осипова. – М.: Издательство «Норма» (Издательская группа «Норма – Инфра-М»), 2001. – 576 с.
[5] Громов И.А., Мацкевич А.Ю. Западная теоретическая социология. Социологические воззрения Г.Спенсера. – Библиотека «Полка букиниста» (www.polbu.ru).
[7] Социология как наука. Учебник. В 2-х частях – Онлайн-бибилиотека на www.zipsites.ru.
[8] Громов И.А., Мацкевич А.Ю. Западная теоретическая социология. Социологические воззрения Г.Спенсера. – Библиотека «Полка букиниста» (www.polbu.ru).
[9] Социология как наука. Учебник. В 2-х частях – Онлайн-бибилиотека на www.zipsites.ru.
[10] История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов / Под ред. академика РАН Г.В.Осипова. – М.: Издательство «Норма» (Издательская группа «Норма – Инфра-М»), 2001. – 576 с.
[11] Спенсер Г. Основания социологии // Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия / Сост. и отв. ред. д.ф.н. В.И. Добреньков, к.ф.н. Л.П. Беленкова. – М.: Наука, 1994 – 383 с.
[12] История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов / Под ред. академика РАН Г.В.Осипова. – М.: Издательство «Норма» (Издательская группа «Норма – Инфра-М»), 2001. – 576 с.
[13] Социология как наука. Учебник. В 2-х частях – Онлайн-бибилиотека на www.zipsites.ru.
[14] История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов / Под ред. академика РАН Г.В.Осипова. – М.: Издательство «Норма» (Издательская группа «Норма – Инфра-М»), 2001. – 576 с.
[15] История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов / Под ред. академика РАН Г.В.Осипова. – М.: Издательство «Норма» (Издательская группа «Норма – Инфра-М»), 2001. – 576 с.
[16] Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. – М., 2002. – 314 с.
[17] История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов / Под ред. академика РАН Г.В.Осипова. – М.: Издательство «Норма» (Издательская группа «Норма – Инфра-М»), 2001. – 576 с.
[18] Социология как наука. Учебник. В 2-х частях – Онлайн-бибилиотека на www.zipsites.ru.
[20] Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. – М., 2002. – 314 с.
[21] История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов / Под ред. академика РАН Г.В.Осипова. – М.: Издательство «Норма» (Издательская группа «Норма – Инфра-М»), 2001. – 576 с.
[22] Социология: Курс лекций для студентов всех направлений и специальностей / Под ред. В.А. Михайлова. – Ульяновск: УлГТУ, 2004.– 207 с.
[24] История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов / Под ред. академика РАН Г.В.Осипова. – М.: Издательство «Норма» (Издательская группа «Норма – Инфра-М»), 2001. – 576 с.
[25] Громов И.А., Мацкевич А.Ю. Западная теоретическая социология. Социологические воззрения Г.Спенсера. – Библиотека «Полка букиниста» (www.polbu.ru).
[26] Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. – М., 2002. – 314 с.
[27] Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. – М., 2002. – 314 с.
[28] Громов И.А., Мацкевич А.Ю. Западная теоретическая социология. Социологические воззрения Г.Спенсера. – Библиотека «Полка букиниста» (www.polbu.ru).
[29] Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. – М., 2002. – 314 с.
[30] Громов И.А., Мацкевич А.Ю. Западная теоретическая социология. Социологические воззрения Г.Спенсера. – Библиотека «Полка букиниста» (www.polbu.ru).
[31] Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. – М., 2002. – 314 с.
[33] Громов И.А., Мацкевич А.Ю. Западная теоретическая социология. Социологические воззрения Г.Спенсера. – Библиотека «Полка букиниста» (www.polbu.ru).
[34] История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов / Под ред. академика РАН Г.В.Осипова. – М.: Издательство «Норма» (Издательская группа «Норма – Инфра-М»), 2001. – 576 с.
[35] Социология как наука. Учебник. В 2-х частях – Онлайн-бибилиотека на www.zipsites.ru.
[36] Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: учебное пособие для вузов. – 5-е изд. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. – 216 с.
[37] Социология: Курс лекций для студентов всех направлений и специальностей / Под ред. В.А. Михайлова. – Ульяновск: УлГТУ, 2004.– 207 с.
Социологические взгляды Герберта Спенсера. Органическая теория общества
Герберт Спенсер (1820—1903) – английский философ и социолог, основатель органической школы в социологии.
Спенсер был довольно разносторонней личностью. Он успел поработать учителем в школе, инженером на строительной железной дороге, начальником инженерного бюро, журналистом.
С именем Спенсера связывают два подхода к рассмотрению общественных явлений:
Социально-философскую теорию Спенсера отличает глубокий оптимизм, в основе которого лежит вера в промышленный, научный и общественный прогресс. Эта вера во многом объясняется особенностями эпохи, современником которой он являлся.
Его главный социологический труд «Основания социологии» дал целостное представление о методологических принципах ученого и его взглядах на общество.
Органическая теория общества Г.Спенсера
Органическая теория Спенсера представляет общество как социальный организм, который развивается по тем же законам, что и биологический.
Социолог выделяет пять общих черт социального и биологического организма:
Для подтверждения своих положений Спенсер привел конкретные примеры: мозг в обществе – это правительство; кровообращение — торговля; сосудистая система — транспорт; система питания — промышленность и земледелие и т.д.
Также Спенсер утверждал, что общество имеет свои отличительные черты от биологического организма:
Спенсер выделил три подсистемы высокоорганизованного общества:
В каждой подсистеме существуют свои социальные институты. Например, регулятивная система имеет институты социального контроля ( государство, церковь, семья и т.д.) Вся система социального контроля, по утверждению Спенсера, держится на «страхе перед живыми» (поддерживается государством) и «страхе перед мертвыми» (регулируется церковью).
Типы общества по Г.Спенсеру
В зависимости от способов борьбы за существование Спенсер различал два типа общества:
Военное общество подчиняет внутреннюю организацию задачам агрессии или борьбы за выживание. Военизированные общества формируют эффективно функционирующую строгую систему, которая почти не приспособлена к социальным изменениям. Это более низкая ступень развития общества. Классическим примером этого общества Спенсер считал Спарту.
В промышленном обществе, по мнению Спенсера, управление имеет следующие черты:
Переход от военного типа общества к промышленному рассматривался Спенсером как прогресс. В течение времени спенсеровская концепция «однолинейного» прогресса, т.е. непрерывного поступательного движения общества, модифицируется в теорию усложненной «многолинейной» эволюции, предполагающей в отдельных случаях даже возможность социальной деградации.
Спенсер считал конкуренцию естественным отбором, которая повышает интеллектуальный и моральный уровень общества. Он был противником вмешательства государства в частную и экономическую жизнь, потому что считал правительство «неизбежным злом». Однако именно государство призвано, по мнению Спенсера, защищать права своих граждан.
Так же ученый был против революционных изменений, так как считал, что любое вмешательство в естественный ход развития общества несет за собой непредсказуемые последствия.
Задача социологии
Герберт Спенсер отразил новый этап становления социологической науки. Спенсер является одним из первых социологов, который разработал системный подход в отношении общества и соединил его с эволюционизмом. Он заложил основы структурно-функционального метода, получившего в дальнейшем широкое распространение в социологии. Так же им впервые были применены многие важнейшие социологические категории (социальная система, социальная структура, социальная функция, социальный институт, социальный контроль и другие).
Отрицание социологии, как говорит Спенсер, зачастую происходит из-за смешений двух групп явлений: массовых (типичных) и единичных (случайных).
Во время размышления о специфике социологии, Спенсер выделяет субъективные и объективные трудности социального познания. Социологические факты, по мнению социолога, не измеряются при помощи приборов, наблюдения под микроскопом. Их устанавливают только опосредованно, с помощью сравнения множества данных. Социальными фактами для Спенсера являются такие явления, в которых возникают эволюционные процессы, к примеру, дифференциация функций и структуры, усложнение политической организации и т. п.
Герберт Спенсер является виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии, которая рассматривает социальную эволюцию как продолжение и часть биологической эволюции.