спектакль ревизор на канале культура актеры
Ревизор
Московский академический театр сатиры
К огда Валентин Плучек стал художественным руководителем театра Сатиры, то дал себе слово, никогда не ставить произведения, спектакли по которым создал его учитель Всеволод Мейерхольд. Лишь гоголевскому «Ревизору» удалось заставить режиссера поступиться своим обещанием — очень уж ситуация начала 70-х годов XX века напомнила ему бессмертную пьесу.
Собственно, своего Мастера Плучек ничем не повторил. «Ревизор» Мейерхольда весь был фантасмагория, фантастика, гипербола, у Плучека же получился спектакль о современности. Хотя налет мистики вошел и в сатировский спектакль — был здесь некий персонаж, которого не было в пьесе: безымянный и бессловесный чиновник (Алексей Левитин), первым возникающий на сцене. В профиль он чем-то напоминал самого Гоголя. В начале спектакля у него в руках была свеча, а в конце он держал то самое письмо, которое извещало о настоящем Ревизоре. Этот человек был какой-то плавающей субстанцией, одновременно и представителем автора, и его альтер-эго, — свойственный Гоголю страшный сон, который не укладывался в границы обыденного.
Плучек взглянул на пьесу сквозь призму гоголевской «Шинели». Спектакль был несомненной актерский, здесь были живые, хотя и преувеличенные характеры и страсти, главное — звездная актерская команда — Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Георгий Менглет, Юрий Авшаров, Зиновий Высоковский, Вера Васильева, Татьяна Васильева, Нина Корниенко. Каждый персонаж получился особенным, хоть, возможно, и отличным от традиционного их видения, но сохранившим характер оригинала. Неоднозначность и противоречивость характеров оттенялась еще и их человечностью. Словно на привычные и яркие сатирические карикатуры посмотрели через призму подлинного психологического театра.
По Плучеку, и Хлестаков — Андрей Миронов, и Городничий — Анатолий Папанов становились жертвами психологического гипноза. Зритель чуть ли не на физиологическом уровне ощущает страх — им пропитан весь образ управителя города N. То, как городничий в растерянности крестится кулаком, потом угрожает «своим», рубашка, вылезшая из брюк, его мысли за кадром — все это говорит о многом. В панике он не может отличить Хлестакова от настоящего ревизора. К слову, когда появляется проверяющий, исчезает безымянный чиновник Левинского, видимо, сливаясь в сознании Городничего с Хлестаковым.
Ужас Городничего-Папанова столь велик, что образ его максимально приближается к драме, оставляя комедийную составляющую другим персонажам. В герое, созданном Анатолием Папановым, до сих пор угадывается вполне современная удушающая сила безответственной власти, что еще точнее описана Салтыковым-Щедриным. Страх Городничего вырастает до предельных обобщений, становясь страхом всего чиновничьего мира. Именно его страх создает ту химеру, которая на наших глазах приобретает вполне осязаемые очертания и воплощается в фигуре Хлестакова. По сути, Городничий Анатолия Папанова сам создает своего ревизора в лице Андрея Миронова.
И ревизор этот появляется почти бесплотно — под щемящую мелодию, что станет лейтмотивом мечты Хлестакова о Петербурге, в одиноком и обшарпанном дверном проеме появится рука, а вслед за ней просочится спиной на зрителя и сам герой. Жалкий, голодный, щемящий. Некоторая неуловимость останется в Хлестакове Андрея Миронова и в дальнейшем — в нем соединится множества характеристик, настроения и поступки будут сменяться с фантасмагорической скоростью, а сам актер будет подобен ртути. Бравада и трусость, собственное ничтожество и феерия фантазий, — буквально захватят это существо. Вся эта чехарда взрывает зрительный зал раскатами смеха, который вдруг резко умолкает, стоит Миронову взглянуть в партер (в камеру) внезапным горьким и грустным взглядом и с затравленной интонацией произнести: «Меня нигде так хорошо не принимали»…
Сегодня постановка Валентина Плучека воспринимается почти что как «гоголевский канон», а тогда, в 1972 году в ней было много свежести и новизны. Именно они и позволили снять с классических образов пьесы налет всевозможных штампов.
К нам едет новый ревизор. Смотрим премьеру Театра Олега Табакова
На сцене на Сухаревской Театра Олега Табакова состоялась премьера спектакля «Ревизор». Первый показ прошел на фестивале «Атом Солнца», посвященном памяти Олега Павловича.
Постановка знаменитой гоголевской комедии — вторая в истории этого театра. Впервые «Ревизора» показали здесь в 1991 году. Над новым спектаклем работала практически та же команда: режиссер Сергей Газаров, актеры Александр Марин и Сергей Беляев, а также Владимир Машков, который снова, как и 28 лет назад, сыграл Городничего.
Старый «Ревизор»
1991 год. Московская театральная публика устремляется в «Табакерку» — дают «Ревизора». К всегда злободневной комедии Николая Гоголя обратился режиссер Сергей Газаров, выпускник первого курса Олега Табакова в ГИТИСе.
В главных ролях — молодые звезды театра, учившиеся у Табакова. Хлестакова играет Александр Марин, Землянику — Сергей Беляев. В городничего Сквозник-Дмухановского перевоплотился Владимир Машков, недавно окончивший Школу-студию МХАТ, а в его жену Анну Андреевну — Евдокия Германова. В постановке играли также Андрей Смоляков, Авангард Леонтьев, Евгений Миронов и Михаил Богдасаров.
«Ревизор» неизменно собирал полные залы. Те, кто видел спектакль, уверяли: на нем смеются даже самые серьезные люди. О зрителях, пытавшихся сдержать хохот и выходивших из зала в предобморочном состоянии, ходили легенды.
Союз театральных деятелей России назвал постановку Газарова лучшим спектаклем года. Но главной наградой для команды стало одобрение мастера — Олег Павлович был очень доволен «Ревизором», сделанным учениками.
«Ревизор» 2019 года
И сегодня, говоря о новом спектакле, художественный руководитель Театра Олега Табакова Владимир Машков в первую очередь вспоминает об учителе.
Этот «Ревизор» — не восстановленный спектакль 1991 года, это абсолютно другая постановка, говорит Сергей Газаров, который взялся за пьесу в очередной — третий — раз. Между двумя спектаклями был одноименный фильм, снятый в 1996-м, — с Евгением Мироновым, Никитой Михалковым, Мариной Нееловой и Олегом Янковским.
На сцене снова провинциальный городок XIX века. Никакого переноса в современность — в спектакле все как в пьесе Гоголя. Единственное изменение, которое позволил себе режиссер, — небольшое сокращение действующих лиц. В постановке нет Бобчинского — из дуэта двойников-интриганов остался один, единый в двух лицах Бобчинский-Добчинский.
«Осовременивание — это путь, который я не очень приветствую. Мне кажется, это немножко от лукавого. Если в пьесе ты видишь связь с сегодняшним днем, значит, в ней все и так актуально, ничего осовременивать не надо», — считает Сергей Газаров.
Владимир Машков — один из артистов, игравших в том самом «Ревизоре» 28 лет назад. В новом спектакле он снова играет Городничего. «Ни в спектакле, ни в постижении роли нет окончательной точки, — уверен он. — И именно этим прекрасен наш русский психологический театр. Мы не можем ничего забить гвоздями раз и навсегда»
Сергей Беляев, который в первой версии играл Землянику, стал Осипом — слугой Хлестакова. Александр Марин, игравший Хлестакова, теперь предстает в роли Добчинского-Бобчинского, виртуозно переключаясь с одного на другого.
Хлестакова предложили сыграть 20-летнему Владиславу Миллеру, выпускнику Школы Олега Табакова. В труппе театра он числится только с прошлого года, и «Ревизор» — его вторая большая работа на этой сцене. Дебют Миллера состоялся в еще одном громком возобновленном спектакле театра — «Матросской тишине», где он сыграл Давида Шварца. Его Хлестаков — самый молодой за всю историю постановок «Ревизора».
«От того, что я самый молодой, волнения нет. Оно есть от того, что на мне лежит ответственность, как и на любом другом артисте в этом спектакле. Но объем моей роли больше, чем у других, поэтому я думаю о том, как сделать свою линию целостной. Тем более что это мне доверили Владимир Львович и Сергей Ишханович», — говорит Владислав Миллер.
Жена Городничего играет Яна Сексте. Сыграть Анну Андреевну — большое счастье для актрисы, говорит она. Это очень характерная и интересная роль.
«Это женщина бальзаковского возраста, у которой уходит последний трамвай, поезд, воздушный шар, — рассказывает артистка. — Она живет в городе, из которого “хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь”. Она полна отчаяния и тоски, нерастраченной жажды жизни, мощи, любви. Это раздирает ее».
Сложные трюки и царица Нефертити
Над декорациями работал художник-постановщик Александр Боровский, лауреат премии «Золотая маска». Он оформил более 150 спектаклей — не только в России, но и в США, Дании, Италии и других странах. Для «Ревизора» он придумал огромный фронтон дома с террасой. За ним — множество лестниц, по которым передвигаются герои, выглядывая из окон.
Владислав Миллер в этих декорациях чувствует себя как рыба в воде: в два прыжка оказывается на втором этаже, танцует на перилах и выполняет практически акробатические трюки. Это результат многолетних тренировок — он с детства занимался классической хореографией и танцевал хип-хоп.
«Хлестаков — это не человек, а воздух, антигравитация, нечто облачное. Поэтому здесь очень много пластики, трюков. Очень долго все это отрабатывали, репетировали, я вечно был в ссадинах и синяках. И сейчас я без страховки залезаю на второй этаж. Естественно, если упаду, надо будет давать занавес. Поэтому к репетициям подходили очень ответственно», — вспоминает Миллер.
Костюмы создала Мария Боровская — дочь Александра Боровского. Это ее вторая работа в Театре Олега Табакова. Городничего она нарядила в элегантный бордовый бархат, Хлестакова — в модные туфли оксфорды, подвернутые брюки, пиджак с закатанными рукавами. Сразу видно — парень из столицы, возможно даже из сегодняшней, просто очень увлечен винтажной модой.
Однако самые яркие наряды — у Яны Сексте и Юлианы Гребе, играющей Марью Антоновну, дочь Городничего. Царица Нефертити, русская красавица в кокошнике — и это еще не все образы, в которых героини успевают предстать в течение спектакля.
«Они обе сходят с ума от скуки, ничего не делая. У них много разной одежды, они себя развлекают, как могут. Режиссер нам сказал: “Я предлагаю вам похулиганить. Как хотите, так и приходите на репетиции”. И мы каждый раз что-то придумывали вместе с художником по костюмам», — рассказала Яна Сексте.
Путь «Ревизора»
Считается, что сюжет «Ревизора» Николаю Гоголю подсказал Александр Пушкин, рассказав, как в Новгородскую губернию заезжал мошенник, выдал себя за высокопоставленного господина из министерства и всех обманул. Воодушевленный историей Гоголь взялся за работу и закончил пьесу через несколько месяцев. «Ревизор» был опубликован в 1835 году.
Поставить пьесу удалось через год — чиновники не хотели видеть сатиру на себя. Василию Жуковскому — другу и поклоннику творчества Гоголя — пришлось самому убедить императора Николая I, что ничего оскорбительного в произведении нет.
Впервые «Ревизора» показали в Александринском театре в 1836 году. Император был на премьере и одобрил постановку. Сидя в ложе, он аплодировал и смеялся, а после падения занавеса произнес знаменитую фразу: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне — более всех!» Николай I настоятельно рекомендовал спектакль всем министрам и часто цитировал пьесу. Возникали персонажи «Ревизора» и в переписке императора с цесаревичем Александром Николаевичем. Отец и сын писали друг другу о встречах с людьми, напоминавшими Городничего или Бобчинского, и о смехе, который едва могли сдержать.
Однажды император не смог удержаться от шутки. Оказавшись вскоре после премьеры в уездном городке Чембаре Пензенской губернии, он весело обвел глазами столпившихся вокруг него местных чиновников и сказал: «Ба, да я вас всех знаю!» Поспешив уверить удивленных собеседников в том, что видит их в первый раз, он добавил, что знает их всех по «Ревизору».
В следующий раз посмотреть «Ревизора» в Театре Олега Табакова можно 21 ноября, а также 4, 10 и 27 декабря.
Ревизор (спектакль)
«Ревизор» — спектакль Московского театра Сатиры, поставленный по одноимённой комедии Н. В. Гоголя режиссёром Валентином Плучеком в 1972 году. Спектакль был записан для телевидения в 1982 году.
Содержание
Сюжет
Действие происходит в небольшом провинциальном городке. Городничего Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского кто-то предупреждает о скором прибытии в город столичного ревизора; известие повергает в панику привыкших к злоупотреблениям чиновников. Господа Бобчинский и Добчинский обращают внимание на странного постояльца местной гостиницы, молодого человека по фамилии Хлестаков, и легко убеждают городничего в том, что это и есть ревизор.
Хлестаков, мелкий чиновник из Петербурга, проигравшийся в дороге в пух и прах, именно из-за отсутствия денег оказался вынужден остановиться во владениях Сквозник-Дмухановского. Поначалу его удивляют внимание и забота, которыми окружают его должностные лица городка; но, осознав, что его принимают за кого-то другого, он сам делает всё, чтобы поддержать заблуждение. Пользуясь тем, что в городке не всё благополучно и соперничающие чиновники сами наперебой доносят друг на друга, Хлестаков под видом то ли займов, то ли взяток вымогает у них немалые суммы и покидает гостеприимный городок, предварительно написав другу-литератору о приключившейся с ним истории. Письмо с нелицеприятными характеристиками городничего, его домочадцев и местных чиновников перехватывает почтмейстер и оглашает в доме Сквозник-Дмухановского. Не успевают чиновники опомниться, приходит сообщение о прибытии в город ревизора.
Спектакль «Ревизор» в Малом театре
Легендарное произведение в постановке народного артиста СССР Юрия Соломина.
Для организаторов мероприятий
Персонажи комедии Гоголя «Ревизор», равно как и многих других его произведений, вышли «из народа». Поэтому они так узнаваемы и любимы. Известно, что изначальный сюжет подсказал Гоголю сам Пушкин, сославшись на некую историю, произошедшую в городе Сердобске. Тогда народ был потрясен историей о человеке, выдавшем себя за чиновника и запросто завладевшим казенными финансами мелкого городишки.
Позже первые чтения «Ревизора» слушали сам Александр Сергеевич и поэт Вяземский. Николай Васильевич Гоголь не сразу одолел столь замысловатый сюжет и даже несколько раз порывался забросить его. Однако при помощи друзей и, в первую очередь, самого Пушкина он смог разглядеть в «Ревизоре» тайные глубины. В итоге на свет родилось столь гениальное творение.
Комедия без преувеличения является не только литературным шедевром, наполненным одновременно и искрометным юмором, и жесткой сатирой. Можно сказать, что вторую жизнь произведение получило на театральных подмостках. Говоря об истории постановок, в Малом театре в 2011 году прошел сотый показ комедии «Ревизор». Персонажи Городничего, Хлестакова, Бобчинского и Добчинского оживали в исполнении таких знаменитых актеров, как Щепкин, Ленский, Орлов, Шумский, Никифоров.
Первая постановка, кстати говоря, состоялась в Петербурге, на которой присутствовал государь-император Николай I. К сожалению, представление разочаровало Николая Васильевича, в особенности игра актера, исполнявшего роль Хлестакова. Автор сетовал, что тот не понял «ни на волос», что такое Хлестаков. Государю же, напротив, сюжет очень понравился, и он хохотал от души весь спектакль.
Нынешняя постановка появилась в премьерной версии в 2006 году и идет одновременно на двух сценах — основной Малого театра и в филиале на Ордынке. Роли исполняют: Дмитрий Солодовник, Людмила Полякова, Виктор Низовой, Екатерина Базарова, Сергей Кагаков, Виктор Бунаков и другие.
Продолжительность спектакля 3 часа 55 минут.
РЕВИЗОР
Н. В. Гоголь. Комедия с одним антрактом на основе сценической версии Вс. Мейерхольда и М. Коренева (ГОСТИМ, 1926 год)
2 часа 30 минут,
С антрактом
Режиссер, автор спектакля
Музыкальный руководитель спектакля, ассистент режиссера
Балетмейстер, педагог по пластике
ЛЮДМИЛА ФИЛИППОВА, ЮЛИЯ МАТВЕЕВА
И здесь закономерно обретают власть три архетипа. Во-первых, образы давней исторической премьеры, во-вторых, реминисценции из гениального спектакля Всеволода Мейерхольда, поставленного в ГОСТИМЕ в 1926 году и, конечно же, отражения самого Петербурга – не только того, гоголевского, но и сегодняшнего открывающегося нам и своим величием, и своими саркастическими гримасами. Рождение абсурда из духа обыкновенной жизни – вот подвох, подстерегающий сегодня многих, возомнивших, будто порок и безнаказанность могут править миром. В этом смысле гениальная комедия Н.В. Гоголя может восприниматься как «государственная» пьеса.
Пресса о спектакле
Культура декабрь 2002-январь 2003
Лилия Шитенбург. ЖИЗНЬ ИГРОКА
Империя драмы апрель 2007
Роман Должанский. «Ревизор» только для взрослых
КоммерсантЪ октябрь 2002