спектакль чудесный грузин мхат актеры
Спектакль «Чудесный грузин»
Описание
Продолжительность: 1 час 50 минут
«Чудесный грузин» – так называл молодого члена партии по кличке Коба Владимир Ленин. Долгие годы молодость Сталина была под грифом «секретно». Поэтому МХАТ берется за острую, провокационную, опасную тему – молодость вождя.
С какого события он начал восхождение к бездне?
Трагифарс Андрея Назарова написан на одном дыхании – в нем есть и приключение, и романтическая линия с горячими грузинскими соперниками в любви, и политика, и яркие характеры рабочих, подпольщиков, представителей власти и жандармерии, и шикарная певица «с двойным дном», и владельцы завода, и конечно, известные большевики. Даже говорящий памятник есть.
Действие происходит в городе Батуми, и одно это предполагает мощную сценографию, сильную музыкальную составляющую постановки. Перед нами город-трансформер на одном из холмов Кавказа, где оживают разные уголки тихого патриархального приморского мира, в который врывается искусительный дух протеста, разрушая его до основанья.
Перед спектаклем вы услышите инсценировку трансляции ХIII съезда РКП(б) в исполнении актеров МХАТ им. М. Горького:
Георгия Иобадзе, Александра Удалова, Кирилла Зайцева, Германа Андреева, Владимира Халтурина, Арины Алексеевой, Ларисы Некипеловой, Елены Коробейниковой, Юрия Коновалова, Валентина Клементьева.
В спектакле принимают участие:
группа «Legendire», а также Александре Кочаури (пандури), Георги Кочаури (гармошка), Мухамеднур Султанов (доли).
Выражаем благодарность волонтерам, помогавшим в создании реквизита спектакля: Юлии Антоновой, Александре Гуляевой, Дарье Козловой, Алине Омаровой, Елене Саввотеевой, Дарье Гавриловой, Алине Клюевой, Ольге Завертайло.
Организатор: Московский Художественный академический театр им. М.Горького
Бузова, Бузова и ещё раз Бузова: что выдали главные лица МХАТа после показа
Читайте нас в Google Новости
В четверг, 10 июня, на сцене Московского художественного академического театра имени Горького состоялся пресс-показ спектакля «Чудесный грузин» режиссёра Ренаты Сотириади. Главные роли исполнили Георгий Иобадзе (Иосиф Сталин), заслуженный артист РФ Максим Дахненко (Сильвестр Ломджария, руководитель группы рабочих) и Амина Синагатуллина (Наташа, дочь Ломджарии). Звездой постановки стала исполнительница и телеведущая Ольга Бузова, которая предстала в образе певицы, оказавшейся в итоге шпионкой, Бэллы Шанталь. Корреспондентам NEWS.ru удалось в числе первых увидеть экс-ведущую «Дома-2» на сцене одного из главных театров страны.
После показа режиссёр-постановщик, автор пьесы Андрей Назаров, художественный руководитель МХАТа Эдуард Бояков, исполнители ролей Сталина и Наташи, а также Бузовавышли к прессе, чтобы ответить на интересующие читателей вопросы и развеять все слухи. Самые яркие высказывания — в материале NEWS.ru.
«Специально не попадает в ноты»
Бузова много говорила о хейтерах, которые не поверили в её артистические способности или отрицательно высказывались насчёт вокала звезды. Однако, пожалуй, самым запоминающимся для журналистов стало объяснение Ольги того факта, что она не попадает в ноты.
Меня интересовала моя роль, моя задача и, самое главное, для чего меня пригласили. Потому что мне, конечно же, важно, чтобы был интерес ко мне в том числе как к личности, к раскрытию моего театрального потенциала. [Важно, чтобы хотели] раскрыть как актрису и певицу. [Она] специально не попадает в ноты, потому что на самом деле она не певица, (повышает голос) она шпионка, она делает вид, что поёт. Правильно? — спросила Бузова нежным голосом Сотириади.
Режиссёр утвердительно покачала головой, а журналисты, сама Ольга и гости, присутствовавшие на пресс-подходе, разразились смехом.
«Работала за копейки»
Журналисты поинтересовались у Бузовой, сколько же она заработала за роль на сцене МХАТа. Гонорар телеведущей за участие в постановке «Чудесный грузин» был указан в контракте, опубликованном на сайте госзакупок. По данным СМИ, Бузова якобы должна получить почти полмиллиона рублей за участие в спектакле (446 тысяч рублей). Однако Бояков не подтвердил данную информацию.
Гонорары для Ольги были просто смешные. Я не буду называть цифру, но поверьте. Во-первых, цифры, которые назывались, — это неправда. Во-вторых, то, что мы платим другим актёрам — народным, заслуженным артистам, — это больше. Так что денег нет совсем. Я сейчас работаю над фильмом, и там совсем другие суммы. Театр вообще исключает работу. Нельзя здесь говорить о деньгах, — подчеркнул Бояков.
Что касается мотивов, худрук тетра отметил, что ему было интересно поработать с Ольгой. Сама Бузова сделала вид, что оскорбилась таким вопросом.
Удивительно, что нет ни одного вопроса про то, как я вдохновлялась ролью, какие книги прочитала, какие взяла занятия или как долго шили мои костюмы, как сложно надевала свой парик. Вы спрашиваете про деньги. То есть это так узко, ну камон (заимствование английской понукательной фразы come on. — NEWS.ru). Есть что-то большее, чем финансы. Если я вам расскажу, в каких местах я работала за копейки и отказывалась от миллионных контрактов только для того, чтобы выйти на сцену, например, других антреприз. Поверьте, к этой истории (участие в спектакле МХАТа. — NEWS.ru) финансы точно не имеют никакого отношения, — отметила светская львица.
Позже один из журналистов задал ей вопрос о том, какие же книги она прочитала. Певица рассмеялась и завила, что это было сказано «для красного словца».
«Обсуждали разные имена»
В СМИ ходили слухи о том, что на роль кроме Бузовой рассматривалась певица Лолита Милявская. В беседе с NEWS.ru российский музыкальный продюсер Иосиф Пригожин говорил, что на сцене могла быть и певица Валерия. По его словам, ей за тот же гонорар, что и экс-ведущей «Дома-2», предлагали сыграть Бэллу Шанталь, однако в силу графика она решила отказаться от роли.
Худрук МХАТа прокомментировал данную информацию следующим образом.
Обсуждали разные имена. Даже с кем-то мы встречались, но никакой серьёзной такой вот работы и жёстко сформулированного предложения не было. Это точно. Более того, я не буду скрывать, что я прямо во время первой встречи с Ольгой Бузовой не был уверен, что мы сразу это сформулируем. Но встретившись с ней, я увидел эту энергию, поверил, и мы как-то сразу договорились, — сказал Бояков.
«Конечно, мы хайпанули»
Бояков удивил Ольгу и всех присутствующих модным словом «хайпанули», отвечая на вопрос о том, почему он предложил взять Бузову в спектакль.
Конечно, мы хайпанули. «Вы знаете такое слово?» — перебила певица (все смеются). Без всякого сомнения, здесь сработал комплект таких факторов. Во-первых, новый МХАТ, новая репертуарная политика, Сталин как тема и, конечно, Ольга Бузова. Этот треугольник, достаточно сложный, сработал, — сказал Бояков.
Он считает, что Ольга отлично вписалась в сюжет пьесы, которая задаёт множество этических вопросов, в том числе: «Можно ли быть частью одной среды, но на самом деле работать на другую?» Бояков также оценил показ, сказав, что это было достойно.
«Всё может случиться»
С одной стороны, абсурдный вопрос, но какой был дан ответ! Журналисты спросили худрука МХАТа, предлагали ли Бузовой присоединиться к труппе театра.
Нет, мы не делали такого предложения. Мы только начинаем сотрудничество. Я уже и за глаза говорил, и сейчас лично выражу свою огромную радость по поводу того, как Ольга относится к делу. Собственно, она всё сказала: и про иерархию, и про правила театра. Она с огромным уважением, как мне кажется, вошла в этот дом. Это не может не вызывать симпатии, и я рад, что мы обрели такого партнёра. У нас играют Леонид Якубович, Дмитрий Певцов, Андрей Мерзликин, Григорий Сиятвинда, и мы им не делали предложения войти в труппу, но всё может случиться и загадывать нельзя, — ответил худрук МХАТа.
Пресс-показ спектакля «Чудесный грузин» во МХАТе имени Горького
Актер Георгий Иобадзе в роли Иосифа Сталина в спектакле «Чудесный грузин» во МХАТе имени Горького
Пресс-показ спектакля «Чудесный грузин» во МХАТе имени Горького
Пресс-показ спектакля «Чудесный грузин» во МХАТе имени Горького
Пресс-показ спектакля «Чудесный грузин» во МХАТе имени Горького
Пресс-показ спектакля «Чудесный грузин» во МХАТе имени Горького
Пресс-показ спектакля «Чудесный грузин» во МХАТе имени Горького
Актер Георгий Иобадзе в роли Иосифа Сталина в спектакле «Чудесный грузин» во МХАТе имени Горького
Ольга Бузова в роли певицы Бэллы Шанталь в спектакле «Чудесный грузин» во МХАТе имени Горького
Пресс-показ спектакля «Чудесный грузин» во МХАТе имени Горького
Ольга Бузова в роли певицы Бэллы Шанталь в спектакле «Чудесный грузин» во МХАТе имени Горького
Ольга Бузова в роли певицы Бэллы Шанталь в спектакле «Чудесный грузин» во МХАТе имени Горького
Пресс-показ спектакля «Чудесный грузин» во МХАТе имени Горького
Пресс-показ спектакля «Чудесный грузин» во МХАТе имени Горького
Пресс-показ спектакля «Чудесный грузин» во МХАТе имени Горького
Ольга Бузова в роли певицы Бэллы Шанталь в спектакле «Чудесный грузин» во МХАТе имени Горького
Пресс-показ спектакля «Чудесный грузин» во МХАТе имени Горького
Ольга Бузова в роли певицы Бэллы Шанталь в спектакле «Чудесный грузин» во МХАТе имени Горького
Пресс-показ спектакля «Чудесный грузин» во МХАТе имени Горького
Ольга Бузова в роли певицы Бэллы Шанталь в спектакле «Чудесный грузин» во МХАТе имени Горького
Актриса Амина Синагатуллина, сыгравшая главную женскую роль в спектакле «Чудесный грузин»
Пресс-показ спектакля «Чудесный грузин» во МХАТе имени Горького
Пресс-показ спектакля «Чудесный грузин» во МХАТе имени Горького
Пресс-показ спектакля «Чудесный грузин» во МХАТе имени Горького
Ольга Бузова в роли певицы Бэллы Шанталь в спектакле «Чудесный грузин» во МХАТе имени Горького
Пресс-показ спектакля «Чудесный грузин» во МХАТе имени Горького
Пресс-показ спектакля «Чудесный грузин» во МХАТе имени Горького
Пресс-показ спектакля «Чудесный грузин» во МХАТе имени Горького
Художественный руководитель МХАТа имени М. Горького Эдуард Бояков, певица Ольга Бузова и актёр Георгий Иобадзе (слева направо на втором плане) после пресс-показа спектакля «Чудесный грузин» в МХАТ имени Горького
«Главная премьера года»
Бузова поделилась своими впечатлениями от показа, подчеркнув, что критика со стороны звёзд российского шоу-бизнеса её не волнует. Певица обращает внимание только на замечания худрука, режиссёра, коллег и зрителей.
Это главная премьера года, не побоюсь этих слов. Для меня это главное событие этого года и, возможно, даже жизни, потому что в 16 лет я мечтала поступать в театральный вуз, мама мне не разрешила. И вот сегодня, на ваших глазах, моя мечта, мечта шестнадцатилетней девочки, которая послушалась маму и окончила СПбГУ с красным дипломом, на ваших глазах реализовалась. Поэтому критика. Вы знаете, конструктивная критика — я готова её услышать. Так интересно, все вдруг вспомнили, что их куда-то звали. И всех звали на эту роль Бэллы. И туда звали, и звали в X-Factor в жюри. Всех звали, но почему-то везде я. Так, может быть, вас не позвали, потому что вы не подходите? Может быть, вы мало работаете? — подытожила Бузова.
Добавить наши новости в избранные источники
Не всё так плохо: чего добивались во МХАТе, приглашая Бузову — рецензия на спектакль
Именно этот факт привлек внимание абсолютно всех: и актеров, и зрителей, и поклонников Бузовой (у которой, как известно, в соцсетях 25 млн подписчиков).
Бузова – Бэлла Шанталь
Мало кому факт появления Ольги – ни разу не актрисы – на сцене одного из старейших театров страны показался уместным. Говорят, в процессе подготовки пьесы рассматривались и другие кандидатуры. СМИ называли Валерию и Лолиту, написав, что обе по разным причинам отказались. А Ольге предложение худрука МХАТа показалось интересным. И он уверен, что сделал в итоге удачный выбор. По его мнению, именно она идеально подошла на эту роль. Первые зрители, посмотрев пресс-показ накануне премьеры, не могли с ним не согласиться. Ольга сыграла во многом карикатурного персонажа: Бэлла поет романсы, но делает это неважно, раздражая окружающих и заставляя относиться к себе несерьезно. А уж когда ее бросил кавалер из жандармерии, она повела себя как в глубоком горе. При этом, правда, она явно (для зрителя) притворяется, а на самом деле подслушивает и подсматривает, чтобы в решающий момент спасти молодого Сосо от облавы и ареста.
Ольге ее роль очень понравилась. Понравилось репетировать и учиться новому делу. Целый месяц в театре с ней занимались вокалом, сценической речью, учили двигаться на сцене, вживаться в персонажа. Шили костюмы, изготавливали парик… «Театр – совершенно другой мир, – рассуждает она. – Здесь важен даже взгляд, как ты поднимаешь брови, как ты поворачиваешься… Здесь всё очень четко, конкретно, тонко – и в то же время масштабно. В кино-то неудачный дубль можно переснять… А здесь всё по-другому. В моей сфере, за все мои 17 лет на телевидении, в кино, на сцене (у Ольги есть несколько малоизвестных антрепризных спектаклей. – Прим. ред.) – я ни разу не останавливалась. Я всегда работаю, я жадная до эмоций, готова слушать, что-то предлагать… Знаете, моему будущему мужу очень повезет: я умею слушать и слышать».
Непонятно, смогут ли зрители воспринимать ее персонажа на сцене объективно. Пока все видят Олю Бузову, которая очень старается изобразить свою роль. И пока она играет водевильно.
Но ажиотаж вокруг спектакля «Чудесный грузин» (так Ленин иронически называл Сталина) неимоверный. И с точки зрения рекламы участие Бузовой – удачный (для кассы) маркетинговый ход. Как только стало известно о том, что у Ольги роль в спектакле, билеты на премьерные показы были тут же раскуплены.
Меж тем музыкальный критик Артур Гаспарян очень серьезно отнесся именно к этому. «Мне трудно представить себе какой-либо театр в Германии, который устраивал бы подобного рода сентиментальные посиделки по поводу жизни Адольфа Гитлера, – сказал он. – Образ Сталина, который был сейчас показан, кроме недоумения вызвать ничего не может».
Трагифарс о Сталине
Жанр спектакля определить оказалось сложно. Театр обозначил его в программке как трагифарс. В пресс-релизах называли еще и «спектаклем-провокацией». Идея была в том, чтобы на достоверном историческом материале показать, как главный герой постепенно идет к власти, перешагивая через жизнь людей и любовь, манипулируя своими соратниками, используя все средства, включая общение с бандитами и браконьерами, устраивая поджоги, организовывая манифестации… Место действия – Батум в начале прошлого века, именно там впервые развернулся молодой марксист Иосиф Джугашвили. Всё это «закольцовано» в воспоминания уже заматеревшего Сталина, которого депутатам партийного съезда предстоит избрать или не избрать во власть. Звучит письмо Ленина о том, что делать этого ни в коем случае нельзя. Но в финале в зале зажгут свет – и уже нам, зрителям, как если бы это мы были делегатами, предложат проголосовать… Казалось бы, всё очень серьезно.
Но форма подачи здесь, скорее, развлекательная. Звучат многоголосьем красивые грузинские песни (подпольщики собираются как бы за праздничным столом), много грузинских же танцев, есть цыганские песни и пляски, играет дудук. Потом в сюжет врывается самый настоящий рок – на фоне этой композиции на экране мелькают документальные кадры народных манифестаций… Превосходны «трехэтажные» декорации.
Среди персонажей постоянно появляются Ленин и Крупская. Он озвучивает цитаты из своих работ – об особенностях классовой борьбы, необходимости действовать жёстко и решительно. А Крупская объясняет, из какой именно работы взята цитата. И всё это было бы довольно страшно, не будь оба эти персонажа карикатурными. Ленин то летает по воздуху, то выныривает из-под пола, то стоит памятником, который вдруг оживает…
Георгий Иобадзе – чудесный грузин
Георгий Иобадзе, сыгравший молодого Сталина, – очень талантливый и обаятельный актер. Идеально владеет телом, использует пластические приемы – и это выглядит очень красиво. «Мне интересно играть душу и выражать ее через пластику», – сказал он после генеральной репетиции. На самом деле, в этом театральном сезоне у Георгия была необыкновенная роль такой вот «души» – пластический образ умирающей любви в спектакле Театра Наций «Живой Т». На этот раз, во МХАТе, он попытался отобразить отрицательное обаяние. И то, как у него это получилось, стоило увидеть, несмотря на спорную тему самого спектакля.
Кстати, на вопрос журналистов о взаимодействии с Бузовой на сцене – научились ли вы чему-нибудь друг у друга? – Георгий ответил: «Я научился у Оли смелости».
«Батум» Булгакова — на ту же тему
Будет ли Ольга Бузова участвовать в спектакле и дальше, допустим, осенью, будет видно. Она, по сути, уже «закрыла гештальт»: в 16 лет мечтала стать актрисой и выйти на сцену известного театра. Театр тоже задачу выполнил: сумел привлечь огромное внимание к своей премьере. И она выстрелила, как «Аврора» в 1917-м. Но воспримет ли публика этот спектакль так, как хотелось театру?
На самом деле, вычленить глубокие замыслы создателей непросто, в том числе и из-за множественных форм подачи. К тому же, наверное, надо быть очень подготовленным зрителем, интересующимся историей. Как заверил Андрей Назаров, в его пьесу вошло только то, что имело место на самом деле.
Но пьесы, конечно, всё-таки разные и их интересно сравнивать. (Допустим, Бэллы Шанталь у Булгакова нет.)
Кстати, история пьесы Булгакова интересна. Она была одобрена на всех уровнях. И МХАТ уже начал готовиться к постановке, спеша успеть к юбилею Сталина. Даже специальная группа уже выехала в Батум для сбора дополнительного материала. И тут… вождь лично запретил пьесу, заметив: «Все дети и все молодые люди одинаковы. Не надо ставить пьесу о молодом Сталине».
Потом говорили, что в том периоде биографии Сталина, видимо, слишком много «белых пятен».
Впрочем, Эдуард Бояков уверен, что «Чудесный грузин» приживется в репертуаре. Он обещал продолжать работу над ним, оттачивая характеры персонажей. И заверил, что «осенью это будет уже другой спектакль».
«Чудесный грузин»: антихудожественная самодеятельность на академической сцене
Саша Соколов
До вчерашнего вечера думал, что меня уже ничем не удивишь, не прошибешь, всякое повидал. Но я и предположить не мог, что жанр художественной самодеятельности при заводском Доме культуры, сохранился с советских времен и преспокойненько прописался на академической сцене МХАТ.
Впрочем, безвкусица, представленная вчера на сцене Художественного театра, это анти-художественная самодеятельность.
Бывают творческие удачи, бывают неудачи, бывают и компромиссы, на которые, со вздохом, идут вынужденно. Все бывает. Но, господа! Никто не отменял понятия чести и честности.
Перед тем, как засесть за колонку, я взглянул, что пишут о спектакле сотрудники и приближенные к художественному руководству театра.
Про восторженные и хвалебные оды в адрес спектакля, воспетые Бояковым, промолчу. Иначе, придется анализировать, что это: искреннее заблуждение, глупость, незнание предмета или бессовестное лукавство? Однако, не скрою, Бояков вызывает у меня смешанные чувства, в которых не последнюю роль играет сочувствие. Два с лишним года претерпевать чудовищную травлю со всех сторон, такое выдержит не каждый. Не хотел бы я быть на его месте.
Интересно, когда он это писал, то краснел или стыд остался в прошлом, как остались в прошлом, неизвестные тиктокерам, забытые ныне имена Фаины Раневской, Рины Зеленой, Татьяны Пельтцер, этих действительно больших комедийных актрис?
Возможно, что худрук Бояков и не видит, и не чувствует. Но продюсер Бояков конъюнктуру, спрос чует за версту и знает, что на самом низменном, безнравственном, пошлом создаются сегодня успешные проекты и делаются большие деньги.
Но отчего же на спектакль проданы все билеты? Отчего зашкаливают цены? Только ли дело в устроенном Бояковым хайпе, связанном именно с Бузовой? И совпадение ли, что об участии Бузовой в спектакле заявили сразу же после ПМЭФ, где с успехом блеснул еще один фрик, Даня Милохин, принесший своим лицом олигофрена большие дивиденды Сберу?
Эта система, с которой Бояков безуспешно боролся два года, в результате его победила.
Боякову пришлось наступить на горло собственной песне, задавить в себе носителя духовных скреп и вновь превратиться в дерзкого, талантливого продюсера и успешного хайповщика.
Стоило объявить об участии Бузовой в постановке МХАТ и, вуаля!, все билеты смели подчистую!
Но кто такая Бузова? Откуда она взялась? И почему именно она, апофеоз пошлости, ставшая именем нарицательным, получила приглашение во МХАТ, а не, например, Лера Кудрявцева или Ксения Собчак?
Вот где собака зарыта. Вот они, реалии сегодняшнего дня. Мышь рождает гору, а Сеть раскручивает пустоту. И чем проще, примитивнее, пошлее публикации в Инстаграмме, тем больше подписчиков, растущих в геометрической прогрессии.
Сеть стирает любые границы. В Сети можно писать уничижительные гадости, оскорблять уважаемых известных людей, возвысившись до их недосягаемого в реальной жизни уровня.
Унылую, беспросветную жизнь Сеть заменяет на виртуальную, яркую, волшебную, где серая, безликая дурнушка, посредством фильтров и фотошопа, становится сказочной красавицей, с большим числом подписчиков и, как результат, рекламодателей.
Сеть породила успешных блогеров Бузовых, Милохиных, Ивлевых и. им несть числа. Именно они, выпрыгнувшие из Сети пустоты, и есть герои нашего времени, успешные бизнес-проекты, несущие золотые яйца.
Сеть породила и нас, неожиданно ставших виртуальными, всезнающими политиками, врачами, учёными, министрами, военными специалистами, художниками, артистами, искусствоведами, писателями.
Мы все порождение Сети, мы давно живем в Сети.
Так что же мы так возмущаемся Бузовой? Стоит нажать на клавишу, отключиться от Сети и нет Бузовой! Карета превратится в тыкву, кучер в крысу, а мы в тех, кем и являемся в реальной жизни.
Но мы не нажмем на кнопку, не отключим Сеть.Мы не сдадим завоеванных в Сети позиций.
А если так, то бездарные Бузовы, Дани, фрики Моргенштерны, как внедренный сетевой вирус, продолжат плодиться и размножаться. И это только цветочки. Скоро, на горизонте появятся ягодки. А там и до Апокалипсиса рукой подать.