спасти ленинград актеры и озвучка
«Когда Сергей Безруков уйдет на пенсию, буду отбирать у него хлеб»
Военная драма «Спасти Ленинград» режиссера Алексея Козлова стала лучшей новинкой минувшей недели. Фильм, основанный на реальных событиях, произошедших на Ладожском озере в 1941 году, собрал в прокате более 130 млн рублей. «Известия» расспросили исполнителя одной из главных ролей Гелу Месхи о сходстве фильма с «Титаником» и балансе между романтикой и трагедией в военном кино.
— Зрители приняли картину тепло, но журналисты назвали ее калькой с «Титаника». Вас это обижает?
— Считаю, что критика полезна. Если журналисты так всполошились, значит, их что-то зацепило, тронуло, они захотели высказаться. Не имеет смысла делать работу, если реакция на нее: «Как всё классненько, как всё ладненько. ».
— Но вас такой прием расстроил?
— Наоборот. Например, мужчина, который говорил, что фильм «Спасти Ленинград» — это калька с «Титаника», после пресс-конференции подошел ко мне и сказал, что ему очень понравился мой персонаж.
— Если честно, у меня при просмотре этого фильма тоже возникла ассоциация с блокбастером Джеймса Кэмерона. У вас ее не было?
— Была. «Титаник» я обожаю, всегда плачу, когда Джек умирает. Тот факт, что наш фильм сравнивают с творением Кэмерона, мне приятен. Если бы нас с Ольгой Бузовой сравнили, было бы печально: я бы понял, что иду куда-то не туда.
— Трагическая история, рассказанная в картине, основана на реальных событиях. Тем не менее фильм получился скорее романтическим, нежели полным драматизма.
— Ну и что? Драм и так в жизни хватает: войны, скандалы и конфликты. Вы только посмотрите, что творится. Да, наша история основана на реальной трагедии, о которой мы должны знать и помнить. Но даже в этих страшных обстоятельствах были люди, которые любили друг друга.
— Мне кажется, одна из главных целей военных фильмов — показать человечеству, насколько это было страшно. Я ожидала этого от фильма «Спасти Ленинград», но не получила.
— Есть в ваших словах правда. Может быть, где-то что-то недоработано, где-то недожали. Иногда такое бывает. С другой стороны, каждый воспринимает искусство через какую-то свою призму. Невозможно угодить всем, да и не нужно.
К счастью, зритель сам может выбирать, что ему смотреть. Но я всё же надеюсь, что найдутся и те, кому эта история понравится — например, молодому поколению. Хотя они те еще привереды: им Marvel подавай, спецэффекты и экшн. А может быть, они посмотрят наш фильм, у кого-то в сердце екнет, и он побежит читать историю про этот подвиг.
— Ваш герой, офицер НКВД, влюблен в главную героиню?
— Да, у него есть к ней чувства. Будь моя воля, я бы сильнее акцентировал сюжет на этом любовном треугольнике. Ему очень понравилась эта девушка. Не столько потому, что она красивая и молодая, сколько потому, что благодаря ей в этом злодейском персонаже проснулось что-то чистое, откровенное. Мой герой легко добивается девушек, он обаятельный, властный. Но Настя не похожа на остальных: невинная, при этом дерзкая. Видимо, это его и привлекло.
— Все пассажиры баржи — персонажи милые и трогательные. И лишь ваш капитан.
— Плохой? Антигерой? На самом деле это не совсем так. Он человек, который занимает определенную должность. Если не выполнит свою задачу, его либо посадят, либо расстреляют. Поэтому он поступает так, как поступает, не может по-другому, он так воспитан, хочет выжить.
— По-моему, он просто упивается своей властью.
— Конечно, власть, даже небольшая, затмевает глаза. Мы же с вами знаем, как ведут себя чиновники, депутаты. Да если каждому из нас дать власть и потом посмотреть со стороны — такое вскроется. То же самое и здесь. У меня не было задачи сыграть антигероя, он таким получился. Но мне это нравится: мечта каждого актера — сыграть злодея. Никто из нас не любит амплуа Ромео и солнечных одуванчиков.
— Образ плохого мальчика для вас не в новинку. В сериале «Черная кошка» ваш герой так заигрался, что начал убивать.
— Там передо мной как раз ставили задачу из хорошего парня превратиться в монстра. Но это сериал, была возможность развернуться, раскрыть проблематику персонажа. В картине «Спасти Ленинград» такой задачи не было. Когда на барже начинается пальба, видно, что мой герой струсил.
— Но ведь после пережитого он меняется? Я о финальной сцене, где он по-доброму прощается с Настей.
— Мне кажется, что человек просто так не меняется. Он мог соврать, мог притвориться. Мне бы хотелось, чтобы этот момент каждый зритель додумал сам. Я люблю, когда в фильмах есть вопросы.
— Когда смотрела на вас в этой роли, видела копию Сергея Безрукова: интонация, мимика, фирменная хрипотца.
— Сережу? Как здорово! Мне это приятно. Когда я учился в Школе-студии МХАТ, пытался пародировать его голос. Значит, у меня не только это получилось, но и осталось на вооружении. Когда Сергей Витальевич Безруков уйдет на пенсию, буду отбирать у него хлеб (смеется).
— Почему вы ушли из Губернского театра?
— Изначально Сергей Витальевич пригласил меня играть в спектакле «Сирано де Бержерак» вместо себя. Потом он ставил «Вишневый сад», где я тоже должен был принимать участие. В это время Ренат Давлетьяров предложил мне сняться в фильме «Донбасс. Окраина», и график был составлен настолько плотно, что я, к сожалению, не смог совместить его и показы «Сирано». Мне нужно было сделать выбор, и для меня он был очевиден, ведь я жить не могу без кино. Но Губернский театр и его руководителя я очень уважаю и люблю.
— Вы часто снимаетесь в исторических фильмах и сериалах. Современные истории вам не интересны?
— Почему же? Осенью я закончил сниматься в современном проекте «Миллиард». Довелось поработать с таким выдающимся актером, как Владимир Машков, и с гениальным, на мой взгляд, режиссером Романом Прыгуновым. Премьера состоится уже этой весной. Еще с нетерпением жду выхода в прокат фильма «Донбасс». Тоже современная, как вы понимаете, история. Премьера картины уже прошла в Риме и во Франции.
— Как фильм приняли европейцы?
— По-разному. Одни говорят, что он аполитичен, другие, напротив, утверждают, что это политическая пропаганда. Мы такой цели не ставили. Просто хотели рассказать про людей, их судьбы и жизни. Не знаю, как он будет воспринят в России, но надеюсь, его поймут правильно. Люди в Донбассе выживают. Всё, чего они хотят, — быть понятыми. Наш фильм про это.
Гела Месхи окончил Школу-студию МХАТ (мастерская К.А. Райкина) в 2009 году. Во время обучения играл в постановках учебного театра МХТ, после окончания — в труппе Театра имени Станиславского и в Московском Губернском театре. В фильмографии актера роли в проектах: «Собибор», «Черная кошка», «Сын отца народов» и др.
Спасти Ленинград
«Спасти Ленинград» – военная драма, основанная на реальных событиях. Это история крушения баржи 752 на Ладожском озере. Трагедия стала прологом для создания легендарной «Дороги жизни». Режиссером, продюсером и сценаристом ленты стал Алексей Козлов, работавший над созданием таких проектов, как: «Криминальная Россия», «Всегда говори «всегда», «Опера. Хроники убойного отдела», «Береговая охрана», «Чума». Производством фильма занималась киностудия «АВК».
Сюжет ленты с глубоким смыслом
История фильма – события одного дня сложнейшего для Советского Союза 1941 года. Власти проводят экстренную эвакуацию жителей, попавшего в блокаду Ленинграда. Среди горожан молодой парень Костя и его любимая девушка Настя.
Глубокой ночью баржа, на которой они находились, попадает в шторм, за бортом оказываются тысячи человек. По стечению обстоятельств, первыми на месте крушения оказывается вражеская авиация.
«Спасти Ленинград» – это драматичная история одного дня. Незнакомые ранее люди объединяют усилия, отчаянно борются со стихией. Каждый из присутствующих на барже искренне верил, что останется жив. К сожалению, судьба распорядилась иначе, кому она помогла избежать смерти фанаты исторического кино узнают в январе 2019 года.
Актеры и роли
Влюбленного, но сильного духом Костю сыграл начинающий актер театра им. Е. Вахтангова Андрей Удалов. Для молодого артиста съемка в полнометражной ленте «Спасти Ленинград» стала первой серьезной работой. Это одна из главных ролей. Ранее Андрей играл в эпизодах таких лент, как: «Человек с бульвара КапуциноК», «Измена», «Соловей-разбойник», «Золотая Орда».
В образ девушки Кости перевоплотилась Мария Мельникова. В творческой копилке юной красавицы всего две кинематографические работы: эпизод в криминальном сериале «Литейный» и главная роль Насти в драме «Спасти Ленинград». Гела Месхи предстал в образе Петручика. Из последних картин с участием обаятельного артиста стоит выделить: «Вышибала», «Донбасс. Окраина», «Посольство», «Собибор».
Анастасия Мельникова – звезда криминальных многосерийных детективов: «Улицы разбитых фонарей», «Опера. Хроники убойного отдела», «Литейный», «Агент национальной безопасности» сыграла мать Насти – Марию Николаевну.
В роли отца девушки Александра Наумовича снялся Валерий Дегтярь. Советский актер играл в таких телевизионных лентах, как: «Казнить нельзя помиловать», «Морские дьяволы. Смерчь-2», «Григорий Р.», «Мажор 2».
Руководителя операцией по спасению людей с затонувшей баржи 752 сыграл Виталий Кищенко. Творческая копилка успешного артиста активно пополняется новым работами. В 2018 год Виталий снялся в пяти полнометражных фильмах: «В Кейптаунском порту», «Желтый глаз тигра», «Крепость Бадабер», «Посольство», «Русский бес».
Роли второго плана в картине Алексея Козлова «Спасти Ленинград» сыграли не менее известные, талантливые артисты. Среди них: Вадим Андреев, Борис Щербаков, Алексей Шевченков, Инга Оболдина, Сергей Жарков, Наталья Ткаченко.
Немного интересных фактов от создателя драматичной картины Алексея Козлова
По словам генерального продюсера, режиссера, сценариста проекта Алексей Козлова, для съемок бутофорщики построили несколько уменьшенных макетов легендарной баржи 752. Также он добавил, что кадры с затоплением плавсредства будут эффектными, реалистичными, возможно, лучше, чем в аналогичной сцене популярной в 90-е годы мелодрамы «Титаник».
Съемочная группа постаралась выполнить все настолько реалистично, чтобы самый внимательный зритель не заподозрил, что шторм ненастоящий. В кадрах, где судно резко вздымается на волнах работает несколько моторных лодок. Основная часть материала снята в Крыму, где обширные морские просторы, подходящие погодные условия.
Финальная сцена фильма снята в конце 2017 года. На протяжении следующих 12 месяцев команда работала над монтажом, компьютерной графикой, озвучиванием фильма «Спасти Ленинград». Премьера состоится 31 января 2019 года во всех кинотеатрах России.
Содержание фильма «Спасти Ленинград». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
8 мая 2019 года на канале НТВ телевизионная премьера фильма «Спасти Ленинград».
Сентябрь 1941 года. Юные влюбленные Костя и Настя волею обстоятельств оказываются на барже 752, которая должна вывезти людей из блокадного Ленинграда. Но вместо долгожданного спасения Костю и других пассажиров ждет настоящая катастрофа, которая унесет жизни более 1000 человек. Ночью судно попадает в шторм и терпит бедствие, на месте трагедии первыми оказываются вовсе не спасатели, а вражеские самолеты.
Режиссер фильма Алексей Козлов отмечал: «Мы очень много работали над тем, чтобы у зрителей не осталось сомнения в достоверности затопления баржи. Все выглядело максимально реалистично, для этого с помощью моторных лодок мы делали специальную волну, якобы приподнимающую судно. Получилось очень хорошо, и, если не знать, каким способом это было снято, никогда не догадаешься».
кадры из фильма «Спасти Ленинград»
Другое название: Блокада. Начало;
Режиссер: Алексей Козлов;
Сценарист: Алексей Козлов;
Операторы: Глеб Вавилов, Алексей Доронкин;
Композитор: Юрий Потеенко;
Художники: Дмитрий Малич-Коньков, Ольга Яковенко, Александр Суворов;
Продюсеры: Алексей Козлов, Аркадий Фатеев, Елена Громова, Алексей Козлов (иcп.), Антон Дементьев;
Кастинг-директора: Александра Колонистова, Ирина Громова;
Производство: Студия «АВК»;
Год: 2019;
Премьера: 27 января 2019 (прокат); 8 мая 2019 (НТВ).
Почему нужно идти на фильм «Спасти Ленинград»
Трагедия произошла в ночь с 16 на 17 сентября 1941 года на Ладожском озере. Судно, на котором было около 1500 пассажиров из блокадного города, попало в шторм, но на сигнал SOS первыми прилетели вражеские самолеты. Баржа пошла ко дну, и более тысячи двухсот пассажиров погибли.
На что делали основную ставку?
Алексей Козлов: Основные съемки прошли под Старой Руссой. На берегу озера Ильмень построили декорацию, состоящую из порта, причала и баржи. При подготовке к съемкам в разных местах было воссоздано более 30-ти локаций сентября 1941 года.
Целую зиму репетировали у меня в кабинете, прошли весь сценарий. И когда весной Маша вышла на съемочную площадку, она была великолепна! Уверен, что после выхода нашего фильма она станет звездой.
Расскажите, какие технологии использовали.
Алексей Козлов: Технологически история невероятно сложная, поэтому мы так долго готовились к съемкам.
Кто из операторов взялся за эту работу? И какого композитора пригласили?
В вашей семье что-то связано с блокадой?
Алексей Козлов: Да. Мой тесть рассказывал, как его в возрасте десяти лет вывозили из города той же дорогой. А отец Насти Мельниковой, тогда курсант Военно- морской медицинской академии, должен был плыть на этой барже, но его и нескольких однокурсников не взяли на борт. Он чудом спасся, впоследствии стал известным хирургом- онкологом.
Говоря о технологиях, вам «припомнили» фильм «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга.
Алексей Козлов: Фильм «Спасти рядового Райана» в свое время произвел революцию с точки зрения изображения кинематографического боя. Думаю, нам удалось в некоторых кадрах сухопутного боя добиться большего, чем Спилберг. Во всяком случае, я не постеснялся бы показать их ему. Российскому же зрителю всегда хочется больше видеть человеческих отношений. Я рос на советском кино («На войне как на войне» Трегубовича, «Проверка на дорогах» Германа, «Война и мир» Бондарчука), и мне кажется, у нас в фильме есть люди, человек, наш национальный юмор и характер в сочетании с технологией, которую, конечно, первым показал Спилберг.
— Фильм создан студией «АВК», без поддержки Министерства культуры РФ.
— В общей сложности в фильме снялись около четырех тысяч человек, 60 профессиональных актеров, Алексей Козлов выступил в качестве автора сценария, режиссера и продюсера (совместно с Аркадием Фатеевым).
— 27 января, в День окончательного снятия Блокады Ленинграда, фильм «Спасти Ленинград» показали родственникам пассажиров баржи 752.
Спасти ленинград актеры и озвучка
К юбилею снятия блокады Ленинграда в России на экраны вышел фильм, посвященный трагической истории затонувшей Баржи 752, которая в ночь на 17 сентября 1941 года попала в шторм, была атакована немецкой авиацией, разломилась на части и пошла ко дну, унеся с собой более тысячи жизней, в том числе погибло множество детей.
Режиссер и сценарист картины Алексей Козлов известен, прежде всего, своими многосерийными лентами на телевидении, в частности, зрителям НТВ знаком по криминальным сериалам («Всегда говори «Всегда», «Опера. Хроники убойного отдела», «Девяностые» и так далее). «Спасти Ленинград» снимался без поддержки Фонда кино и Министерства культуры, помогал только город – правительство Санкт-Петербурга «спонсировало» масштабную сцену боя на воде Ладожского озера, фильм снят при поддержке компании «Юниверсал».
600? ‘600px’: ‘100%’ ); width:100%;» title=»кадр трейлера «Спасти Ленинград»(2018)|Фото: youtube.com» />
И поэтому, пожалуй, неудивительно, что в нем есть много аллюзий на известные голливудские ленты, в том числе, на «Титаник», и во время пресс-конференции Козлов признался, что показать несколько эпизодов Спилбергу ему было бы не стыдно. В то же время автор сценария и режиссер полностью отрицает, что пытался взять сильные моменты из спилберговской драмы: здесь есть любовный треугольник, тема с тонущим «кораблем», автомобиль с запотевшими стеклами, музыканты, играющие на скрипках по колено в воде, а главное – точно такая же композиция сюжета, престарелая дама, хранящая некий артефакт в память о заглавном событии (катастрофе), который неразрывно связан с ее историей любви и объектом этой любви, в случае Роуз это «Сердце океана», в случае Насти – часы ее возлюбленного Кости. Часы она демонстрирует журналистам и начинает свой рассказ.
Даже неискушенный зритель замечает попытки повторить шедевр и находит их довольно «топорными». Козлов парирует, что если бы историю рассказывала не «бабушка», а дедушка авторов – обвинили бы в том, что это похоже на «Спасти рядового Райана». И вообще после «Титаника» табу на съемки в машине с запотевшими стеклами не стоит: «Эстетически это ближе к «Дюнкерку», к «Титанику» не имеет никакого отношения. Я не задумывал «Титаник», – сказал режиссер после предпоказа в Москве.
600? ‘600px’: ‘100%’ ); width:100%;» title=»Дюнкерк, Нолан, Вторая мировая(2017)|Фото: kanobu.ru» />
«Дюнкерк» Кристофера Нолана – действительно именно тот фильм, который приходит на ум в контексте того, что все же есть гораздо лучше снятое кино на тему эвакуации. Козлову не хватает динамичности, если целью было снять военный экшен, и не хватает катастрофы, если это фильм-катастрофа. Но взявшись снимать жанровое кино для массового зрителя, чего он не скрывает, а даже гордится, – режиссер до сих пор рассуждает о полутонах и недосказанности, которыми обычно любые пробелы в сюжете и объясняет творец российского артхаусного прома. А вопросов к сюжету у зрителей много. И первый – к главному, сюжетообразующему эпизоду.
Зачем сбежал?
Девочка Настя со своим новым знакомым военным Костей собирается в эвакуацию, им предстоит плыть на барже. Молодого человека «прессует» командир роты: «не люблю блатных». Юноша – сын капитана первого ранга, отвечающего за переправу по Ладоге. Капитан, несмотря на все предостережения, что баржа «без риска» только 600 человек довезет, командует взять на борт 1,5 тыс. человек и из разряда «мамой клянусь, доплывет» – несколько раз (чтобы зритель запомнил) повторяет – «там будет мой сын».
600? ‘600px’: ‘100%’ ); width:100%;» title=»фильм «Спасти Ленинград»(2019)|Фото: кадр из фильма» />
Остается вопрос – было бы в реальности хоть какое-то дело советскому руководству до того, плывет ли на барже сын пусть даже капитана? Только чисто буржуазное сознание сценариста, режиссера и продюсера Козлова смогло родить такую уродливую мотивацию для персонажа, которая совершенно не выдерживает критики.
Основная идея – молодой человек, про которого мы весь фильм думаем, что он дезертир и папенькин сынок, на самом деле герой. Он возвращается на баржу под видом морячка, но не потому, что отец боится пускать его на фронт, а потому что капитан первого ранга обещал, что вместе со всеми поплывет и его сын. На голубом глазу папа объясняет юноше, что если Костика не будет в лодочке, папочку расстреляют. Потому они идут на воинское преступление и организовывают дезертирство – пусть вас это не изумляет. Хотя, как окажется в одном из эпизодов, в списках военных никого с фамилией Горелов и не было – как собирался папа в случае чего доказывать присутствие там сына, если Костик побежал на баржу инкогнито в чужой форме?
Историк Евгений Спицын обращает внимание на другое – родственные или дружеские отношения в СССР во время войны и далее не выставлялись напоказ, у всех были дети и все воевали:
«У Сталина оба сына воевали, старший сын Яков воевал недолго, героически погиб в плену, младший сын Василий тоже воевал, командовал авиационным полком. Практически у всех членов Политбюро, военачальников дети были на фронте. Причем они не при штабах служили у пап и у мам, взять того же Щербакова, первого секретаря московского горкома партии, взять того же Ворошилова, у него приемные дети – Петр Ворошилов и Тимур Фрунзе, усыновленный ребенок Михаила Фрунзе – воевали, погибали, не было в этом ничего необычного. Все буквально прошли через фронт».
Потому в реальности удивить кого-то тем, что твой сын подвергается опасности на переправе, было бы невозможно – не мирное время, все дети в опасности, у всех сыновья в армии и подчиняются своим командирам. С другой стороны, соответственно, подтверждать уверенность в безопасности баржи тем, что там плывет твое дитятко, значило показывать особое положение сына, рядового красноармейца, этим капитан первого ранга буквально сказал – для меня неважны эти полторы тысячи человек, среди которых курсанты, женщины и дети, но вот там же будет мой сын, значит, я за дело ручаюсь, на него мне не плевать. Получается так? Вот это выделение родственных связей в условиях войны – порождение чисто буржуазного сознания современного режиссера, считает историк. Подобный эпизод не мог произойти, и потому ключевое событие фильма – точка опоры всей конструкции сюжета – глиняные ноги колосса.
И если самосознание советского офицера – не аргумент, то есть еще одна причина, почему ни один военный в здравом уме не поступил бы так, и причина – трибунал. По сути, отец совершил военное преступление – помог дезертиру, организовал побег из роты из страха, что его расстреляют за то, что не подразумевает расстрел ни разу, а вот за побег – действительно, это расстрел. Нормальный человек в выборе – совершить преступление (дезертирство – статья 193, п. 7-10 Уголовного кодекса РСФСР), за которое в условиях военного времени и ему, и сыну грозит высшая мера, или прослыть «свистуном» – на военное преступление бы не пошел. Но якобы напуганный расстрелом за нарушение слова капитан высшего ранга действует вполне себе логично?
«Сын на фронте не подчиняется отцу, он подчиняется, прежде всего, армейскому уставу, приказам своего командира и воинской дисциплине. И неважно кто он – сын, сват или брат. Если он нарушил приказ, то это, естественно, воинское преступление, если он находится на военной службе, предписан к определенной части, то он должен выполнять приказы командования этой части, вне зависимости от того, чей он сын», – подтверждает Евгений Спицын.
Немного истории
Кстати, командующий Ладожской военной флотилией (с августа 1941 по октябрь 1941 года) Борис Хорошхин не был расстрелян даже за то, что баржа не добралась до другого берега (хотя это опасение, как реальное, так легко слетает с губ киногероя, ответственного за переправу баржи), Хорошхин до этого за организацию переправ получил звание контр-адмирала, после его направили в Военный совет Балтийского флота. Он был командиром бригады, его бронекатер подорвался на мине близ Сталинграда в 1942 году.
То есть новый фильм снят на старых антисоветских дрожжах, домыслах про «кровавый совок, где без разбирательства расстреливают буквально за все».
600? ‘600px’: ‘100%’ ); width:100%;» title=»фильм «Спасти Ленинград»(2019)|Фото: кадр из фильма» />
Что, даже форму не дали?
Еще один маркер устаревшей антисовковой пропаганды – легенды с бородой про штрафбат. Доктор биологических наук, сиделец, узник совести – отец главной героини Насти, вышел на свободу для того, чтобы его тут же отправили на Невский пяточек. За что его посадили – неважно, как бы понятно между строк, что он совершенно невиновен, ведь сидели только невиновные, это все знают. Враг народа – это, скорее, почетный венец трагической личности. Врагу народа даже не дали форму, он с «коллегами» из мест не столь отдаленных сражается в штатском! Трогательная близорукость, круглые очки, запачканные землей после взрыва, делают его похожим на Лепса, который хотел, но не уехал жить в Лондон.
Еще один момент, вызывавший много вопросов к режиссеру – на кой черт после тяжелых перестрелок доктор биологических наук остается на поле боя? Режиссер во время пресс-конференции объясняет все силой духа – человек, обиженный на страну, обиженный на жену (за то, что отреклась) все же встал на защиту своего города и не ушел, погиб на Невском пяточке, даже несмотря на то, что смысла в этом не было.
«Это все из области мифологии, сказок, фантазий, откровенной фальсификации. Никого на фронт в таком виде, в своей одежде не отправляли, – говорит историк Евгений Спицын. – Посмотреть такие фильмы, так у нас войну выиграли уголовники и штрафбатчики. Эта психология – что «сама война была преступна», что «Сталин хуже Гитлера» – это все из одной песни».
Злодейский злодей злодействует злодейски?
На предпросмотрах всех удивил следователь НКВД – Вадим Петручик. Он составил главным героям очень невнятный любовный треугольник (то ли он охотится за школьницами – с одной целуется в машине с запотевшими стеклами, то ли он влюблен в эту дочь сидельца, которого сам арестовал).
Во-первых, всех позабавил его внешний вид, совершенно нетипичный – он выглядел а-ля Леонардо Ди Каприо в «Острове проклятых», во-вторых, всех «убила» его шикарная иномарка – то ли мафиози, то ли Гумберт, в общем, персонаж неоднозначный. Режиссер ответственно заявил, что все так и было задумано. То НКВД-шник играет на рояле, то преследует дезертира, то он смелый, то трус, то он устроил целую сцену, что не дает разрешения сбрасывать автомобиль с баржи, когда она дала течь, то тут же соглашается ее столкнуть.
Он такой необыкновенный, потому что два года пробыл на Западе – объясняет режиссер, и везет документы из Эстонии (которая уже почти два года как СССР, а не «Запад»). Папки с делами следователь перевозит в каком-то хаосе – на заднем сидении крутой машины, как будто сбегает. Понятно, что «ходульный» следователь НКВД – это не реальный человек, а просто архетип «богатого» злодея, многие сравнили его с гангстером не зря, это стандартный ход – принадлежность антагониста к аморальным или просто неприятным для главных героев структурам: у Джека из «Титаника» враг – богач, который принадлежит к касте высшего общества, в других случаях, действительно, «плохиш» – это гангстер, член незаконной организации, ведущей деятельность против человечества. Здесь НКВД-шник, он преследует главного героя как дезертира, а до этого арестовал отца главной героини (тоже просто так, из любви к искусству) – то есть принадлежит злодей к структуре, которую ненавидят все: и сценарист, и режиссер, и главные персонажи.
600? ‘600px’: ‘100%’ ); width:100%;» title=»фильм «Спасти Ленинград»(2019)|Фото: кадр из фильма» />
Любовный «чтоугольник»
Любовная линия красивых актеров тоже не вполне внятная. Почему Настя сначала отворачивается от жениха – как-то она очень быстро для школьницы просекла, что ее благоверный дезертировал? Но, допустим, у советских девушек был нюх на трусов, она четко говорит ему больше не подходить к ней. Нет никаких потрясающих воображение моментов или разговоров, чтобы понять, почему она опять его любит – ну, ветреные девушки, додумывает зритель. НКВД-шник предлагает ей место в его шикарной тачке, она отказывает, и на этом все. Целоваться Петручик будет уже с другой «школьницей». Почему вообще девочка Настя едет с Костей, когда ребятки еще не являются даже парой, она соглашается на баржу, куда офицеры берут только членов семей – много вопросов.
И в этом и беда – провалы в истории зрителю приходится додумывать самому, но ведь это что значит – халтура? Если режиссер мыслит стандартами Голливуда и делает ставку на «экшн» – флаг ему в руки, мы ждем зрелищности и простоты, которой не брезгуют Нолан и Спилберг. В тех же «Дюнкерке» или «Титанике», на которые скромно ссылается автор фильма, рассуждая об эстетике, помимо действительно масштабных сцен, есть еще очень крепкий сюжет. И после титров у зрителей не остается вопросов – как кто куда попал, почему данный персонаж поступил так, а не иначе – все довольно однозначно.
600? ‘600px’: ‘100%’ ); width:100%;» title=»кадр фильма «Спасти Ленинград»(2018)|Фото: kino-teatr.ru» />
«Бог из машины»: командир на катере
Непонятно куда делся связующий эпизод – каким образом все действующие лица (старшина роты, из которой «сбежал» Костя, сам Костя и Настя) оказываются вместе, чтобы обняться в конце фильма. Такое ощущение, что просто артисты вышли на поклон.
Именно тогда командир роты, до этого сомневавшийся в парне, решает вернуть ему часы – заслужил. Все вместе счастливо обнимаются. «Куда они плывут? Назад?» – спрашивают в зале недопонимающие зрители. «Да, – отвечают им, – за сценарием, забыли».
От улыбки станет всем светлей?
Если вдумываться, сюжет представляет собой неисчерпаемый колодец изумления, действия практических всех героев вызывают слабо сдерживаемое удивление. Режиссер объясняет нестыковки – особым ходом, несуразицы – видением истории, а откровенные проблемы с сюжетом – многозначной неоднозначностью.
Цель работы – приблизить наш кинематограф к канонам голливудских блокбастеров, да и мы тоже только за – пусть приближает, хоть и сюжет хромает на обе ноги, НКВД-шник в шляпе говорит: «Я привык, что меня не любят мои клиенты» (клиенты!), герои поступают странно – мы все простим, но покажите нам хотя бы саму катастрофу. К сожалению, режиссер даже не снял, как тонет баржа. Нет ощущения трагедии – а ведь погибли дети, утонули почти все, выжили единицы (в фильме спаслась еще и собачка – за что наше бесконечное спасибо).
Но, несмотря на жертвы, в финале вдруг – счастливый конец, романтическая история, дружеские объятья главных героев, улыбки. Могли ли они улыбаться, когда вокруг тысяча трупов, а ночь прошла в ледяных водах осенней Ладоги под бомбежкой нацистов? Тела погибших, кстати, режиссер, тоже «намеренно» решил не пускать в кадр, оставив только чемоданы – они метафорически должны олицетворять каждую потерянную жизнь, плавая в реке. Мы видим, как во мгле тонет концертный рояль, дорогой автомобиль, летят чемоданы, но людей нет, только вещи. Даже в титрах не указано, что в ту ночь на Ладоге погибли более тысячи человек.