современная социология и ее роль в жизни общества
Основы социологии и политологии: Учебное пособие
Автор: Демидов Н.М. | Год издания: 2004 | Издатель: Москва: Издательский центр «Академия» | Количество страниц: 208
Современная социология и ее роль в жизни общества
Социология (от лат. societas — общество и греч. logos — учение) в буквальном смысле слова означает «наука об обществе». Этот термин в 30-х гг. XIX века ввел в оборот французский философ Огюст Конт. До него различные учения о функционировании и развитии общества выступали как составные части философских концепций. Вопросами общественной жизни занимались античные мыслители Платон и Аристотель, древнеиндийские и древнекитайские философы, ученые эпохи Просвещения Ж. Ж.Руссо, А. Сен-Симон и др. Заслуга О. Конта в том, что он выдвинул идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений, познания общества на научной основе и принципах позитивизма, т. е. эмпирического опыта. По его мнению, исследователь должен изучать законы окружающей социальной действительности, опираясь на достоверные факты, а не на схоластические, отвлеченные философские рассуждения.
В широком смысле слова социология — это система знаний об общественном устройстве жизни людей, о природе и разнообразных проявлениях человеческой коллективности. В узком смысле социология занимается анализом структуры социальных отношений, процессов социального взаимодействия, группового поведения.
Существует множество определений социологии как науки, предложенных известными отечественными и зарубежными учеными: «наука о факторах культуры в широком смысле слова» (Е. В. де Роберти); «наука о порядке и прогрессе человеческих обществ» (М. М. Ковалевский); «наука, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности» (П. А.Сорокин); «наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации, о социальных отношениях, о закономерностях социальных действий и массового поведения» (В. А. Ядов). Краткое, но достаточно четкое определение принадлежит современному английскому социологу Э. Гидденсу: «Социология — это наука о социальной жизни человека, групп и обществ».
На основе приведенных высказываний можно заключить следующее. Социология как наука решает фундаментальные проблемы развития общественных форм жизни, процессов группового поведения и взаимодействия между людьми. Это самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах, которая рассматривает все социальные явления и процессы в их взаимодействии. При этом социология пользуется специально разработанными средствами, особыми методиками познания. Среди социологических источников получения информации — опросы, интервью, анкетирование, наблюдение, эксперименты.
На самостоятельный характер социологии указал в свое время французский социолог Э. Дюркгейм. Такой же точки зрения придерживаются многие видные современные ученые, в частности П. Лазарсфельд, Р. Мертон, Т. Парсонс и др.
Важные сведения, которые накопила социология об общественных явлениях и процессах, используются в социальном управлении для воздействия на экономическое, политическое и правовое поведение человека. В условиях рыночной системы нужны маркетологи, исследователи социальных сегментов рынка, формирования покупательских потребностей, и здесь тоже не обойтись без социологии.
Большую роль в современном обществе играет изучение общественного мнения: взглядов людей, их ценностных ориентации, представлений о социальных проблемах образования, семьи, здоровья, о растущей угрозе наркотизации и алкоголизации и т. д. Следует особо подчеркнуть, что социология призвана не просто выявлять и описывать тенденции общественного развития, но и объяснять, интерпретировать их, предлагать варианты практического решения тех или иных проблем.
С 20-х гг. XX века началась активная специализация социологии. Сейчас она объединяет свыше 40 отраслей (семьи, города, права, медицины, образования, труда, катастроф, науки, религии, предпринимательства, управления и т. д.), и их число постоянно растет. По мере развития общества расширяется и круг изучаемых явлений и процессов внутри каждой отрасли.
Например, в рамках социологии семьи до 70-х гг. XX века не рассматривался такой феномен, как пробный брак, но, когда он получил массовое распространение (особенно в молодежной среде), его начали изучать наравне с другими явлениями, относящимися к данному социальному институту. А в социологии образования сейчас интерес исследователей привлекают коммерциализация высшей школы, переход многих отечественных вузов на платную форму обучения, введение единого государственного экзамена, элементы рыночных отношений в школе и т. д. К каким последствиям приведут эти изменения, как скажутся на социальной структуре общества, не углубят ли социальное неравенство, не станут ли противоречия в системе образования серьезным тормозом общественного развития страны — в поиске ответов на эти вопросы социологи принимают самое непосредственное участие. Роль социологии многократно возрастает именно в переходные периоды, когда меняются решительно все стороны жизни — экономика, политика, социальные институты, система ценностей, быт. По образному выражению польского социолога П. Штомпки, подобные значительные социально-экономические преобразования носят травматологический характер. В таких условиях перед социологами встают две главные задачи: во-первых, осмыслить радикальные трансформации в обществе посредством разных теоретико-методологических подходов и, во-вторых, найти максимально адекватную связь между «высокой теорией» и повседневной социальной практикой.
Сводить социологию к опросам, процентам и цифрам в корне неверно. Такой подход упрощает ее содержание, лишает права социологию считаться наукой, сужает проблемное поле исследований. Как и у любой самостоятельной отрасли знания, у социологии существует система четких определений, концепций и постулатов, она имеет свой объект и предмет, свои методы и функции.
Глава 1. Современная социология и ее роль в жизни общества
Термин «социология» происходит от лат. societas – общество и греч. logos – учение, в буквальном смысле слова означает «наука об обществе». Его ввел в оборот французский философ О. Конт в 30-х гг. XIX в. Объективным основанием процесса становления социологии как самостоятельной отрасли знания послужили экономические и политические потребности общества, а также внутренняя логика развития наук. Субъективно этот процесс стимулировался стремлением утвердить в обществе идеалы рациональности, ориентированные на принципы научного знания.
До О. Конта учения о функционировании и развитии общества выступали как составные части философских концепций. Попытки объяснить общественную жизнь предпринимали античные мыслители Платон и Аристотель, древнеиндийские и древнекитайские философы, ученые эпохи Средневековья и Нового времени Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, А. Сен-Симон и др. Заслуга О. Конта в том, что он выдвинул идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений, познания общества на научной основе, используя принципы позитивизма, т. е. эмпирического опыта. По его мнению, исследователь должен изучать законы окружающей социальной действительности, опираясь на достоверные факты, а не на схоластические, отвлеченные философские рассуждения.
Однако большинство социологов в первой и даже второй половине XIX в. продолжали издавать труды, содержащие концепции, созданные на основе случайных фактов. Превращение социологии в отрасль знаний, опирающуюся на эмпирический базис, ускорилось лишь в конце XIX в. Известную роль в этом процессе сыграли немецкая и английская школы статистиков и американские институционалисты, но только в 1920-е гг. сбор, обработка и анализ информации начали осуществляться научными методами. Прогресс в этой области под влиянием позитивизма часто сопровождался упадком теоретического анализа. Основные усилия западных социологов после 1920-х гг. оказались направленными не на построение теоретических конструкций, таких, какие создавали в свое время Г. Спенсер или М. Вебер, а на решение многочисленных частных задач сугубо прикладного плана.
Основоположниками современной социологии признаны Э. Дюркгейм и М. Вебер. Они многое сделали для того, чтобы узаконить социологию как науку.
В широком смысле слова социология – это система знаний об общественном устройстве жизни людей, о природе и разнообразных проявлениях коллективности. В узком смысле социология занимается анализом структуры социальных отношений, процессов социального взаимодействия, группового поведения.
Существует множество определений социологии как науки, предложенных известными отечественными и зарубежными учеными, например «это наука о факторах культуры в широком смысле слова» (Е.В. де Роберти); «наука о порядке и прогрессе человеческих обществ» (М.М. Ковалевский); «наука, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности» (П.А. Сорокин); «наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации, о социальных отношениях, закономерностях социальных действий и массового поведения» (В.А. Ядов). Краткое, но четкое определение принадлежит современному английскому социологу Э. Гидденсу: «Социология – это наука о социальной жизни человека, групп и обществ».
Социология как наука решает фундаментальные проблемы развития общественных форм жизни, процессов группового поведения и взаимодействия между людьми. Это самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах, которая анализирует все социальные явления и процессы, взятые в их взаимодействии. Социология пользуется специально разработанными средствами, особыми методиками познания. Среди социологических источников получения информации опросы, интервью, анкетирование, наблюдение, эксперименты.
На самостоятельный характер социологии указал в свое время французский социолог Э. Дюркгейм. Такой же точки зрения придерживаются многие видные современные ученые, в частности П. Лазарсфельд, Р. Мертон, Т. Парсонс.
Важные сведения, которые накопила социология об общественных явлениях и процессах, используются в социальном управлении, для воздействия на экономическое, политическое, правовое поведение человека. В условиях рыночной системы нужны маркетологи, исследователи социальных сегментов рынка, формирования покупательских потребностей, и здесь не обойтись без социологии.
Большую роль в современном обществе играет изучение общественного мнения относительно разных вопросов социальной жизни, того, как меняются взгляды людей, их ценностные ориентации, представления о социальных проблемах образования, семьи, здоровья, растущей угрозе наркотизации и алкоголизации и т. д.
Социология призвана не просто выявлять и описывать тенденции общественного развития, но и объяснять, интерпретировать их, предлагать варианты практического решения тех или иных проблем, отвечая тем самым на вызовы природы и истории.
С 1920-х годов происходит активная специализация социологии. Сейчас она объединяет свыше 40 отраслей (семьи, города, права, медицины, образования, труда, катастроф, науки, религии, предпринимательства, управления и т. д.), и их количество постоянно растет. По мере развития общества расширяется и круг изучаемых явлений и процессов внутри каждой отрасли. Так, в рамках социологии семьи до 1970-х гг. не рассматривался такой феномен, как пробный брак, но когда он получил массовое распространение (особенно в молодежной среде), его начали изучать наравне с другими явлениями, относящимися к данному социальному институту. В социологии образования интерес исследователей привлекают сейчас коммерционализация высшей школы, переход многих отечественных вузов на платную форму обучения, введение ЕГЭ, элементы рыночных отношений в школе и т. д. К каким последствиям приведут эти изменения, как скажутся на социальной структуре общества, не углубят ли социального неравенства, не станут ли противоречия в системе образования тормозом общественного развития страны – в поиске ответов на эти вопросы социологи принимают самое активное участие.
Роль социологии возрастает в переходные периоды, когда меняются все стороны жизни – экономика, политика, социальные институты, система ценностей, повседневность бытия граждан. По образному выражению польского социолога П. Штомпки, значительные социально-экономические преобразования носят травматологический характер. В таких условиях перед социологами возникают две главные задачи: во-первых, осмыслить радикальные трансформации в обществе под углом зрения разных теоретико-методологических подходов и, во-вторых, найти максимально адекватную связь между «высокой теорией» и повседневной социальной практикой.
Социология, возникшая после других наук, вобрала в себя их понятия, статистику, а заимствование является показателем преемственности развития научного знания. Его состояние в современной социологии выражается прежде всего в предмете исследования.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Социология (от лат. societas — общество и греч. logos — учение) в буквальном смысле слова означает «наука об обществе». Этот термин в 30-х гг. XIX века ввел в оборот французский философ Огюст Конт.
В широком смысле слова социология — это система знаний об общественном устройстве жизни людей, о природе и разнообразных проявлениях человеческой коллективности.
Существует множество определений социологии как науки, предложенных известными отечественными и зарубежными уче ными: «наука о факторах культуры в широком смысле слова» (Е. В. де Роберти); «наука о порядке и прогрессе человеческих обществ» (М. М. Ковалевский); «наука, которая изучает жизнь и дея тельность людей, живущих в обществе себе подобных, и резуль таты такой совместной деятельности» (П.А.Сорокин); «наука о становлении, развитии и функционировании социальных общно стей и форм их самоорганизации, о социальных отношениях, о закономерностях социальных действий и массового поведения» (В. А.Ядов). Краткое, но достаточно четкое определение принадлежит современному английскому социологу Э.
логия — это наука о социальной жизни человека, групп и об ществ».
На основе приведенных высказываний можно заключить сле дующее. Социология как наука решает фундаментальные проблемы развития общественных форм жизни, процессов группового поведения и взаимодействия между людьми. Это самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подси стемах и отдельных элементах, которая рассматривает все соци альные явления и процессы в их взаимодействии. При этом социо логия пользуется специально разработанными средствами, особыми методиками познания. Среди социологических источников получения информации — опросы, интервью, анкетирование, наблюдение, эксперименты.
На самостоятельный характер социологии указал в свое время французский социолог Э. Дюркгейм. Такой же точки зрения при держиваются многие видные современные ученые, в частности П.Лазарсфельд, Р. Мертон, Т. Парсонс и др.
Важные сведения, которые накопила социология об общественных явлениях и процессах, используются в социальном управлении для воздействия на экономическое, политическое и правовое поведение человека. В условиях рыночной системы нужны марке тологи, исследователи социальных сегментов рынка, формирования покупательских потребностей, и здесь тоже не обойтись без социологии.
Большую роль в современном обществе играет изучение обще-ственного мнения: взглядов людей, их ценностных ориентации, представлений о социальных проблемах образования, семьи, здо ровья, о растущей угрозе наркотизации и алкоголизации и т.д. Следует особо подчеркнуть, что социология призвана не просто выявлять и описывать тенденции общественного развития, но и объяснять, интерпретировать их, предлагать варианты практи ческого решения тех или иных проблем.
С 20-х гг. XX века началась активная специализация социологии. Сейчас она объединяет свыше 40 отраслей (семьи, города, права, медицины, образования, труда, катастроф, науки, религии, предпринимательства, управления и т.д.), и их число постоянно растет.
Например, в рамках социологии семьи до 70-х гг. XX века не рассматривался такой феномен, как пробный брак, но, когда он получил массовое распространение (особенно в молодежной сре де), его начали изучать наравне с другими явлениями, относящи мися к данному социальному институту. А в социологии образова ния сейчас интерес исследователей привлекают коммерциализация высшей школы, переход многих отечественных вузов на платную форму обучения, введение единого государственного эк-
замена, элементы рыночных отношений в школе и т.д. К каким последствиям приведут эти изменения, как скажутся на социальной структуре общества, не углубят ли социальное неравенство, не станут ли противоречия в системе образования серьезным тор мозом общественного развития страны — в поиске ответов на эти вопросы социологи принимают самое непосредственное участие. Роль социологии многократно возрастает именно в переходные периоды, когда меняются решительно все стороны жизни — экономика, политика, социальные институты, система ценностей, быт. По образному выражению польского социолога П.Штомпки, подобные значительные социально-экономические преобразования носят травматологический характер. В таких условиях перед социологами встают две главные задачи: во-первых, осмыслить радикальные трансформации в обществе посредством разных тео ретико-методологических подходов и, во-вторых, найти макси мально адекватную связь между «высокой теорией» и повседнев ной социальной практикой.
Сводить социологию к опросам, процентам и цифрам в корне неверно. Такой подход упрощает ее содержание, лишает права социологию считаться наукой, сужает проблемное поле ис следований. Как и у любой самостоятельной отрасли знания, у социологии существует система четких определений, концепций и постулатов, она имеет свой объект и предмет, свои методы и функции.
Значение социологии и ее роль в современных условиях
Вы будете перенаправлены на Автор24
Задача социологии как научного направления
Социология – это наука, задача которой состоит в том, чтобы обеспечить человека знаниями об обществе.
Общество является целостным организмом, где взаимодействуют как объективные, так и субъективные факторы. Человек не может жить без другого человека, он рождается в социальной группе (семье), социализируется в обществе, постигая социальные нормы и ценности. На развитие общества влияют субъективные и объективные факторы, которые воздействуют на историческое развитие общества, на его функционирование.
В России социологию как самостоятельную науку признали во второй половине 20-го века, а именно в 80-е годы. Именно тот период характеризуется масштабными идеологическими переменами, трансформациями в экономической и политической жизни общества. Однако социология того времени значительно отличается от социологии, с которой специалисты имеют дело сейчас. Одно из основных отличий состоит в том, что в Советском Союзе социология как наука была очень неоднородной. В обществе она разделилась на несколько форм:
Что касается современной социологической науки, то ее считают неотъемлемым элементом российского общества. Однако социология сегодня переживает этап кризиса, а все из-за того, что исследователям неинтересно погружаться в теоретические и историко-социологические общенаучные проблемы. В стране не проводятся репрезентативные социологические исследования, а социологическая школа очень сильно ослабла. Теперь люди без специального образования и соответствующей подготовки провозглашают себя социологами и стремятся производить на свет исследования, которые не имеют ничего общего с реальной картиной мира. Опросы проводят на улице, в магазинах, где наблюдается большое скопление людей. Однако они не относятся к социологии и не имеют никакого отношения к науке, поскольку осуществляются с серьезными нарушениями.
Готовые работы на аналогичную тему
Роль социологии в современном мире
Но нельзя сказать, что ситуация, которая была описано в первой части статьи, совсем безнадежна. За большой промежуток времени исследователи создали серьезные, фундаментальные научные труда, которые имеют большую ценность. Эти исследования касаются изучения общества в постперестроечный период, исследования социальных проблем, социальных групп, институтов. На основе фундаментальных трудов разрабатываются социологические словари и учебные пособия по теории социологии, истории социологии и иным отраслям социологической науки.
На сегодняшний день актуальной задачей социологической науки является разработка теоретических и методологических основ социологического знания, которые будут соответствовать международным научно-исследовательским стандартам. Масштабы социологических исследований также постепенно расширяются, и производятся они в соответствии с грамотно выработанной системой и инструментарием. К числу ученых, которые сделали огромный вклад в развитие науки, следует отнести:
Их имена ставят на первое место, поскольку этим авторам удалось уделить в своих работах внимание социальной структуре общества, а также социальным проблемам, в том числе социальным проблемам трудовой деятельности населения. Затрагиваются вопросы институтов семьи и образования, их вклада в развитие современного общества. Но несмотря на то, что количество исследований растет, а список имен известных и выдающихся социологов пополняется, все же в большинстве своем социологические исследования рассматривают скорее как дополнение к общему циклу работ, поэтому инструментарию и методикам отводят небольшое внимание.
Тем не менее благодаря социологии у специалистов есть четкое представление о структуре общества, об основных проблемных точках, которые могут перерасти в серьезные риски. Преимущество социологии состоит в том, что она может изучать как глобальные и масштабные проблемы, так и более локальные проблемы, которые присущи отдельному сообществу. Выбор методов социологических исследований позволяет получать качественные и количественные данные, сравнивать их друг с другом, проводить исследования с привлечением различных социальных и возрастных групп. Призвание социологии как науки состоит в том, чтобы сформировать современную и научно подкрепленную картину существующей реальности, прогнозировать любые исходы различных событий, а также определить спрос или проанализировать общественное мнение о том или ином событии, явлении или процессе, о другой социальной группе, политической партии или выдающейся личности.