советскому педагогу в а сухомлинскому принадлежит следующее высказывание в семейной жизни

В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня своё достоинство, надо уметь уступать друг другу (В.А. Сухомлинский) (ЕГЭ обществознание)

Прочитав высказывание известного педагога Сухомлинского, невольно задумываешься над правильностью его слов. Автор поднимает проблему семьи. Я полностью согласна с автором, ведь, действительно, целостность семьи основана на взаимном уважении, взаимных уступках. Нужно ценить чувства и мысли родных людей, но одновременно с этим не отказываться от своих стремлений и убеждений.

Данная проблема тесно связана с таким обществоведческим термином, как семья.

Семью рассматривают как социальный институт и как социальную группу. Она удовлетворяет потребности людей, основана на браке и кровном родстве, связана общностью быта. Основная функция семьи – репродуктивная (воспроизводство новых членов общества). Также она выполняют психологическую функцию (моральная поддержка членами семь друг друга), досуговую, социализацию (осуществляемый на протяжении всей жизни индивида процесс воздействия на него общества, в результате которого он накапливает социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становится личностью), воспитательную, хозяйственно-бытовую (ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и стариками), экономическую (материальное обеспечение членов семьи), статусную. Мы видим, что семья играет важную роль в жизни человека, помогает ему стать личностью. Члены семьи много делают друг для друга, поэтому следует ценить и уважать их мысли и чувства. Умение принимать, уважать и правильно понимать чужие стремления, убеждения, формы проявления человеческой индивидуальности называется толерантностью. Мне кажется, чтобы семья была настоящей, счастливой семьей, ее члены должны быть толерантными по отношению друг к другу. Нужно отметить, что толерантность не подразумевает отступление от своих взглядов. Нужно, сохранив себя, свою уникальную личность, уступать другим и уважать их.

В произведении Фонвизина «Недоросль» показан пример, какой семья быть не должна. Деспотичная помещица Простакова – грубая, злонравная и бесчеловечная женщина. В своей речи она часто прибегала к бранным словам, что, по моему мнению, уже многое говорит о человеке и о его достоинстве. Она ни во что не ставила мужа, оскорбляла его. Сына же, наоборот, чрезмерно опекала, что тоже до добра не довело. Порядок в ее семье держится на грубой силе. Простакова не уважала чужие чувства и помыслы и в конце потеряла все. По мнению Фонвизина, невежество, невоспитанность и грубость чувств – истинный источник погибели человеческой, в том числе и семьи.

Вместе с тем, доказательством данному высказыванию может служить факт из общественной жизни. Гражданин Иванов – примерный семьянин. Он не изменяет жене, заботится о детях, материально обеспечивает свою семью. На предстоящих выборах в парламент Иванов собирается голосовать за либеральную партию А, а его супруга за консервативную Б. Но муж с женой не ссорятся из-за разных взглядов на политику и не пытаются навязать свое мнение, ведь они считаются с мыслями и убеждениями друг друга. Также они умеют уступать. Иванов согласился поехать в отпуск в Таиланд, т.к. этого очень хотела его супруга, хотя он сам мечтал о поездке в Альпы. Но Иванова сказала, что, хоть она и не любит горы, в следующем году они обязательно поедут в Альпы, и мечта Иванова исполнится. Мне кажется, это образцовая семья.

В заключении хотелось бы отметить, что семья – это самое важное, что есть у человека. Поэтому так важно взаимопонимание и взаимные уступки, чтобы каждый чувствовал себя комфортно и счастливо.

Источник

В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня своё достоинство, надо уметь уступать друг другу (В.А. Сухомлинский)

Автор обращает наше внимание на то, что в семье большое значение имеют взаимопонимание и взаимные уступки. Советский педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский в изречении поднимает проблему семейных отношений.

Нельзя не согласиться с автором, ведь в семье важно ценить чувства близких и помогать им достигать своих целей. Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что многие современные браки рушатся и семейные ценности приходят в упадок.

Обратимся к теории. Семья – группа людей, основанная на браке, зарегистрированном в ЗАГСе, или на кровном родстве. Семья основана на единстве домашнего быта и ответственности друг за друга. В ней важны взаимопонимание, взаимоподдержка и искренняя любовь друг к другу. Она играет важную роль в обществе. Это связано с тем, что семья – это важный первичный институт социализации. Социализация – это вхождение человека в общество, его адаптация и овладение общепринятыми нормами. При рождении младенец является индивидом, и главная задача родителей заключается в общении с ним и передаче опыта. Индивид – это человек, для которого характерны особенные врожденные черты характера и генный набор, который унаследован от отца и матери. Индивид в процессе жизнедеятельности проходит социализацию, в результате чего создается и развивается личность. Личность – это человек, который является субъектом социальной деятельности. Личностью является любой взрослый человек. Взаимопонимание является обязательным условием для нормального существования семьи.

Обратимся к примерам из истории. Брак вождя советского народа Владимира Ильича Ленина и Надежда Константиновна Крупская можно в какой-то мере назвать образцовым, т.к. их отношения были построены на поддержке друг друга. В их семье все были равны и уважали мнение друг друга.

Подводя итоги своего рассуждения можно сказать о том, что главные составляющие семьи – уважение друг друга, уступки и поддержка. Василий Александрович Сухомлинский был абсолютно прав в своем изречении.

Источник

В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу. В. А. Сухомлинский

советскому педагогу в а сухомлинскому принадлежит следующее высказывание в семейной жизни

Данное высказывание известного педагога В.А. Сухомлинского обращается к важнейшей во все времена проблеме социальной жизни человека – проблеме взаимоотношения в семье. Автор цитаты считает, что эталонной будет лишь та семья, где члены ячейки общества уважают друг друга, поддерживают и принимают такими, какие есть. Сложно спорить с этими мыслями, поскольку умение понимать других – это важнейшее качество характера человека. Создавая семьи, такие люди будут успешно воспитывать своих детей, прививая им любовь и уважение.

Семья является древнейшим социальным институтом, от которого всегда зависело и зависит сейчас развитие общества. Определяя семью как малую группу и коллектив, для которого характерен общий быт и тесные социальные связи членов этой группы, социологи отмечают, что в современном общества проблема взаимоотношений является чрезвычайно острой. Статистика разводов, другой эмпирический материал по изучению причин распада семей неумолимо вторит, что сегодня высокий процент браков распадается именно из-за отсутствия взаимопонимания между супругами. А психологи утверждают, что эмоционально-психологическая, сексуальная и репродуктивная функции семьи выполняются этой ячейкой чрезвычайно слабо из-за смены убеждений в обществе, все большим вовлечением в экономику женщин и т.д.

Действительно, В. А. Сухомлинский учит тепло и уважительно относиться к любимому человеку, не быть эгоистом, проявлять заботу друг о друге, быть личностью. А поскольку семья является базовым институтом общества, который буквально «взращивает» новое поколение, важно понимать, что взаимоотношения супругов оказывают неоценимое влияние и на детей. Если же в семье не будут заложены базовые ценности, то человек рискует потерять ориентиры, что может привести к трагическим последствиям.

Примером идеальной семьи, где супруги любили и уважали друг друга может быть брак русского царя Михаила Фёдоровича Романова и Евдокии Стрешневой. Михаил Фёдорович берег и заботился о своей супруге еще до брака, а после венчания их счастье было бесконечным. Супруги прожили вместе до конца своих дней. Евдокия не смогла долго переживать разлуки со своим мужем, вскоре вслед мужем погибла, однако та любовь, теплота и душевное понимание, которое было в семье Романовых помогли воспитать чудесного сына. В браке родился прекрасный мальчик, будущий царь Алексей Михайлович Романов, который был сначала обласкан любовью матери, а потом под назиданием и заботой отца получил хорошее для XVII в. образование. Сам Алексей Михайлович также был хорошим мужем и чудесным отцом, который воспитал прекрасных детей, прославивших Россию во второй половине XVII- начале XVIII вв.

Другим прекрасным примером образцовой семьи и ее влияние на общество могут послужить Барак и Мишель Обама. Бывший американский президент всегда подчеркивал, насколько большую роль в его карьере сыграла эмоциональная поддержка Мишель, а его супруга в свою очередь замечает, что муж всегда к ней и их двум прекрасным дочерям проявлял большую заботу и внимание. Их семья на протяжении восьми лет президентства Барака Обамы стала настоящим символы любви, взаимопонимания и добра в Америке.

Таким образом, слова Сухомлинского сегодня нам вновь напоминают о том, как важно ценить и любить друг друга. Эта любовь одаривает счастьем семейной жизни двоих, а распространяет свое положительное влияние на все общество.

Источник

В.А. Сухомлинский: самые главные мысли о детях, семье и школе

советскому педагогу в а сухомлинскому принадлежит следующее высказывание в семейной жизни

ХОЧЕТСЯ ВСПОМНИТЬ ВЕЛИКОГО СОВЕТСКОГО УЧИТЕЛЯ, ВАСИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА СУХОМЛИНСКОГО. И ПУСТЬ СОВРЕМЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ ЕГО УЖЕ НЕ ЗНАЕТ, ОТ ЭТОГО ЕГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ И АФОРИЗМЫ НЕ ТЕРЯЮТ СВОЕЙ АКТУАЛЬНОСТИ, А ВОЗМОЖНО ДАЖЕ НАОБОРОТ, СТАНОВЯТСЯ СВОЕВРЕМЕННЫМИ КАК НИКОГДА.

советскому педагогу в а сухомлинскому принадлежит следующее высказывание в семейной жизни

Воодушевившись подвигом Януша Корчака, Сухомлинский посвятил себя детям. Он записывал все свои мысли, связанные с воспитанием и образованием детей. В основу его образовательной системы легло самое главное — личность ребенка. Он программировал всех детей на успех, давал отстающим детям задания полегче, чтобы они могли с ними справиться и не чувствовали себя хуже более сильных детей. А после этого учитель хвалил ребенка. Тем самым учитель не ставил в коллективе ребенка как неуспевающего, все дети были равны, хотя, безусловно, как и в любом коллективе, были более сильные дети и более слабые. Но Сухомлинский с этим боролся и открывал новые таланты у детей, чтобы каждый ребеночек нашел себя в том или ином занятии. Сухомлинский огромное значение в воспитании детей уделял труду, познанию красоты окружающего мира

Он написал великолепные книги, «Письма к сыну», «Сердце отдаю детям», «Воспитание человека», в которых открыто сформулировал принципы своего педагогического мировоззрения.

советскому педагогу в а сухомлинскому принадлежит следующее высказывание в семейной жизни

О НАКАЗАНИИ ДЕТЕЙ:

1. Воспитание перестаёт быть воспитанием, когда ребёнок чувствует, что с ним поступили несправедливо. Несправедливость порождает оскорбление и негодование, подлость и лицемерие.

2. У ребёнка никогда не бывает злого умысла. Он ошибается. И если мы помогли ему правильно понять и пережить ошибку, он всем сердцем постигнет моральный смысл своего поступка и будет стараться избегать аналогичной ошибки, хотя не всегда это ему и будет удаваться.

3. Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости родительской власти в деспотическое самодурство.

4. Нельзя допускать, чтобы ребёнок перестал уважать сам себя, дорожить собственной честью, перестал стремиться быть лучше, чем он есть.

5. Нельзя превращать детское сердце в пугливую птичку, которая забилась в угол клетки и ждёт расправы. Сердце, чуткое к добру, справедливости, доброжелательности, не требует не только крика, но и повышения голоса.

6. Как бы серьёзен ни был детский проступок, но если он совершён не по злому умыслу, за ним не должно следовать наказание.

7. Пусть над головой у ребёнка не висит меч наказания за неосторожный, опрометчивый шаг. Дети с угнетенными чувствами — это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью.

9. Там, где всё строится на наказаниях, нет самовоспитания, а без самовоспитания не может быть нормальным и воспитание вообще. Не может, потому что наказание уже освобождает воспитанника от угрызений совести, а совесть — это главный двигатель самовоспитания; где совесть спит, не может быть и речи о самовоспитании. Получивший наказание думает: мне нечего больше размышлять о своём поступке; я получил то, что положено.

11. Хулиган, сознательный нарушитель дисциплины не рождается внезапно. Его создают годы черствости, равнодушия и бессердечности взрослых.

советскому педагогу в а сухомлинскому принадлежит следующее высказывание в семейной жизни

О СЕМЬЕ:

1. Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

2. Прекрасные люди вырастают в тех семьях, где отец и мать по—настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей.

3. Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.

4. Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

5. Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.

6. Пусть с юных лет в сердце ребёнка живёт тревога за родную мать, отца, бабушку и дедушку; пусть грустит и болит детское сердце, если у родных что— то неблагополучно, пусть ночью не спит ребёнок, думая о матери и отце. Не оберегайте его от этих тревог, от этой боли: будете оберегать, вырастет человек с каменным сердцем, а в каменном сердце нет места ни для сыновней преданности, ни для отцовской ласки, ни для великих идеалов народа; кто равнодушен к матери и отцу, не может стать и настоящим патриотом.

7. Любого работника — от сторожа до министра — можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно.
Никогда не поднимает руку на другого человека тот, кто в детстве близко к сердцу принимает радости и горечи другого человека, кто готов отдать свою радость, свое благополучие во имя того, чтобы отец, мать, сестра, брат, дедушка, бабушка не знали горя, страданий.

8. Первый и главный воспитатель ребёнка, первый и главный педагог — это мать, это отец.

9. В семье, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. Самое большое зло — эгоизм, индивидуализм отдельных родителей.

10. Некогда воспитывать сына — значит некогда быть человеком.

11. У тебя будут дети, ты будешь озабочен тем, чтобы они стали настоящими людьми; так знай же, что самое главное в творении человека — это воспитание способности дорожить человеческой жизнью как самым дорогим, бесценным богатством.

советскому педагогу в а сухомлинскому принадлежит следующее высказывание в семейной жизни

О ДОБРЕ И ЗЛЕ:

1. Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла.

2. Сердца детей должны быть широко открыты радостям и горестям других людей.

3. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь.

4. Всё окружающее в той или иной мере касается тебя.

5. Никто не учит маленького человека: будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — всё равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать.

6. Зло утверждается само, достаточно не учить ребенка ни добру, ни злу.

7. Жалость к самому себе — вот душевное состояние, которое я без преувеличения называю неисчерпаемым источником эгоизма. Не допускай, чтобы у детей зародилось это состояние, оно породит ожесточенность. Пусть человек умеет жалеть себя лишь поскольку, поскольку он умеет быть добрым и жалостливым к другим.

8. С малых лет учись жить так, чтобы тебе было хорошо, приятно, когда ты делаешь хорошо для людей, и неприятно, когда ты сделал что-то плохое, предосудительное.

9. Говори о человеке, поступке, явлении, событии то, что ты думаешь. Никогда не стремись угадать, каких слов от тебя кто-то ожидает. Это стремление может сделать из тебя лицемера, подхалима и в конечном счете — подлеца.

10. Нет детей неспособных, трудных, злых, — есть те, кого в раннем возрасте неправильно воспитали, не дали достаточное количество любви.

11. Как важно, чтобы у детей был друг, о ком надо заботиться.

12. Если маленький человек не оставил частицы своего сердца в кукле, лошадке, плюшевом медвежонке, птичке, нежном и беззащитном цветке, деревце, в любимой книге — для него недоступно глубокое чувство человеческой дружбы, верности, преданности, привязанности.

советскому педагогу в а сухомлинскому принадлежит следующее высказывание в семейной жизни

О МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ:

1. Не должно быть людей незаметных, людей — безвестных пылинок. Каждый должен сверкать, как сверкают на небе миллиарды миллиардов Вселенных. Быть неповторимой личностью — это зависит в большей мере от самой личности. Надо стремиться к тому, чтобы не быть серым, незаметным.

2. Необходимо, чтобы у ребенка был близкий ему персонаж, на которого ему хотелось бы походить, герой, совершивший подвиг.

3. Помните древнюю мудрость: если хочешь погубить человека, дай ему всё, что он пожелает.

4. Труд — это, прежде всего, сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость.

5. Не бойтесь детского труда, дорогие родители! Пусть не тревожит вас то, что ребёнок отнёс для поливки цветов и винограда одно маленькое ведёрко воды, другое, третье, четвёртое, что он вспотел и устал, — этот труд для него истинная радость, несравнимая ни с какими другими радостями мира.

6. Если человек до пяти лет только дитя, ему трудно будет стать человеком.

7. Не бойтесь омрачить солнце золотого детства тем, что ребёнку будет тяжело, что он, напрягая свои усилия, сделает больше, чем, казалось бы, позволяют его маленькие силы.

8. Детство не должно быть постоянным праздником — если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребёнка останется недоступным и счастье труда.

9. Человек освободился от рабства подневольного труда вовсе не для того, чтобы стать рабом безделья.

10. Ленивым становится тот, чьи желания в раннем детстве удовлетворяются заботами старших, а ребёнку остаётся только повелевать и капризничать. Лодырь рождается там, где всё легко даётся и человек не знает, что такое трудно.

11. Изнеженные и распущенные индивидуумы формируются тогда, когда в их жизни главенствует единственная радость — радость потребления

12. Важно, чтобы человек не воспринимал труд как повинность, как данность, которую нужно выполнить, — труд для него должен быть радостью, он должен видеть в нем главное — возможность принести пользу людям, подарить что— то миру, создать своими руками какие— либо материальные ценности или идеи, которые позволят чему— то появиться на свет. Таким образом, человек осознает себя творцом, верит в собственную силу и могущество.

советскому педагогу в а сухомлинскому принадлежит следующее высказывание в семейной жизни

О ШКОЛЕ И УЧИТЕЛЯХ:

1. Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием.

2. Только тот сможет стать настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком.

3. Учитель лишь тогда становится воспитателем, когда в его руках тончайший инструмент воспитания — наука о нравственности, этика.

4. Я твердо убежден, что человечность, сердечность, доброта любого человека измеряются тем, как относятся к нему дети. Тот, кого любят дети, — настоящий человек. Детей никогда не обманешь, ничем не закроешь перед ними своего настоящего лица.

5. Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение — одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А, среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать.

6. Никогда нельзя спешить с разоблачением отрицательных, предосудительных поступков ребёнка, выставлять его перед коллективом со всеми его недостатками. Пусть ребёнок проявит внутренние духовные силы для преодоления своих недостатков, пусть коллектив видит в нём прежде всего хорошее.

7. Будьте творцами нравственных достоинств ребёнка. Как садовник заботливо лелеет веточку культурного сорта плодового дерева, привитого к дичку, так мы, воспитатели, должны беречь и охранять в ребёнке всё хорошее.

8. Воспитание словом — самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике.

9. Крик учителя ошеломляет, оглушает ребёнка. Дети, на которых часто кричат, теряют способность воспринимать тончайшие оттенки чувств других людей и — это особенно тревожно — теряют чуткость к правде, справедливости. Крик заглушает, притупляет голос детской совести. В крике дети чувствуют растерянность и бессилие того, кто кричит. Они воспринимают крик как одно из двух — или нападение на них, учеников, или же защиту от них, боязнь, страх. И то, и другое вызывает реакцию активного протеста.

10. Криком учителя воспитывают взрослых крикунов, равнодушных к людям, бессердечных.

11. Как часто приходится слышать от нашего брата учителя: ничего не выйдет из этого ученика, безнадёжный он. Хочется сказать: не спешите с выводом — на вашей совести человек. Врач произносит роковые слова — безнадёжно больной лишь тогда, если убедится, что всё сделано и мудрость исцелителя пока бессильна перед силами природы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *