советская актриса играла бабушек
10 известных кинобабушек, которых зритель не помнит молодыми
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Они очаровывали уже одним своим появлением на экране. За их плечами – мудрость прожитых лет, огромный опыт и невероятный талант. Актрисы, которые воплощали на экранах образы настоящих бабушек, добились успеха, будучи уже довольно возрастными актрисами. Однако это не умаляет величины их таланта, обаяния и профессионализма, хотя некоторые до своей первой съёмки не имели никакого отношения к кинематографу.
Татьяна Пельтцер
Она так и не получила актёрского образования, однако прошла хорошую профессиональную школу благодаря своему отцу Ивану Романовичу, известному актёру и режиссёру. Именно он вывел дочь на сцену в девятилетнем возрасте, а затем задействовал ещё в нескольких спектаклях. Татьяна Пельтцер была успешной театральной актрисой, а в кино начала сниматься уже почти в 40 лет.
Анастасия Зуева
Разве возможно забыть эту светлую бабушку-сказочницу, которая начинала почти все фильмы-сказки Александра Роу?! Но впервые актриса снялась в кино, когда ей было 36 лет, сыграв классную даму в картине «Просперити» Юрия Желябужского. Всего в фильмографии Анастасии Зуевой более 40 картин, а ещё она сыграла порядка 50 ролей на театральной сцене. И навсегда осталась доброй сказительницей, открывающей волшебное окошко, чтобы начать своё повествование. И свою последнюю роль Глафиры Андреевны она сыграла в сказке «Там, на неведомых дорожках…»
Александра Назарова
Актриса 64 года прослужила в Театре имени Ермоловой, снялась в ста фильмах, но слава пришла к Александре Назаровой после роли бабы Нади в сериале «Моя прекрасная няня». Эксцентричная, живая, очень яркая, – она была неподражаема в этом образе. Изначально она должна была появиться лишь в одном эпизоде, однако продюсеры, увидев, насколько баба Надя хорошо вписалась в концепцию сериала, расширили роль. В последний раз Александра Назарова снялась в 2018 году, в августе 2019 её не стало.
Галина Стаханова
Актриса с детства мечтала о театре и кино, но не верила в то, что с такой внешностью её примут в театральный ВУЗ. Свою карьеру начала со студенческого театра МГУ, где и сыграла свои первые роли. В театре ей помог раскрыться Роман Виктюк, а затем в одной из постановок её увидел Евгений Евтушенко и на всех уровнях отстаивал затем кандидатуру актрисы на роль бабушки в фильме «Детский сад». Галина Стаханова впервые снялась в кино в 43 года, а всего снялась в 180 фильмах.
Альбина Евтушевская
Альбина Станиславовна вовсе не мечтала о карьере актрисы и всю жизнь работала на текстильной фабрике в Моршанске. Она прошла путь от простой прядильщицы до заведующей лабораторией и лишь после выхода на пенсию оказалась в столице, где жила её дочь. Альбине Евтушевской было 64 года, когда в метро она встретила ассистента по актёрам Анжелику Грицук. Именно она уговорила женщину прийти на кастинг. Первой ролью непрофессиональной актрисы стала бабушка в «Русалке» в 2007 году. Сейчас в фильмографии Альбины Станиславовны уже 14 картин.
Ёла Санько
Мама Ёлы Санько была театральной актрисой, а потому девочка с самого детства не представляла себя вне театра и кино. Тем более, что впервые она снялась в кино в восьмилетнем возрасте в фильме «Полюшко-поле». Ёла Санько служила в театре, снималась в кино, но в 1990-е её почти перестали приглашать на съёмки. А уже в начале XXI века актриса вновь оказалась очень востребована. Более ста ролей в кино и сериалах она сыграла, начиная с 2002 года. Сегодня Ёле Ивановне 72 года, а она по-прежнему полна сил и творческих планов, продолжает сниматься, озвучивает фильмы и мультфильмы.
Татьяна Жукова-Киртбая
Актриса начала сниматься в кино ещё в 1960-е годы, однако расцвет её творчества пришёлся на 2000-е. Роль бабы Симы, прабабушки Виктории Прутковской в сериале «Моя прекрасная няня», вернула Татьяну Жукову-Киртбая в кино. С тех пор она часто радует зрителя своим появлением в самых популярных картинах. Она снималась в сериалах «Папины дочки» и «Счастливы вместе», «Воронины» и «Отель Элион», и ещё во множестве самых разных фильмов.
Мария Скворцова
Актриса окончила студию известной Софии Бирман, затем работала в провинциальных театрах, а во время Великой Отечественной войны выступала в составе концертной бригады на фронте, после Победы пришла в областной ТЮЗ в Царицино. В кино Мария Скворцова снялась впервые в 62 года, сыграв мать Любы в фильме «Калина красная» Василия Шукшина. Всего же актриса успела сняться в 43 фильмах, а ещё в двух выпусках «Ералаша». В 2000 году Марии Скворцова ушла из жизни.
Ирина Мурзаева
Зрители далеко не всегда могут назвать имя и фамилию этой актрисы, но большинство тут же вспоминают её, едва увидев на экране. Она часто появлялась в киножурнале «Ералаш» и в сатирическом альманахе «Фитиль», в её фильмографии всего более 50 работ, и нет ни одной главной роли. Но каждый эпизод, в котором снялась Ирина Мурзаева, заставлял зрителя улыбаться. Даже коллеги актрисы называли её отрадой и настоящим чудом.
Ирина Чипиженко
Мама Ирины Чепиженко была актрисой, а потому девочка часто выходила на сцену вместе с ней. После Ирина Георгиевна окончила Щукинское училище, работала в театрах в Омске, Барнауле и Грозном. До начала 2000-х снималась в кино довольно редко, зато с появлением сериалов стала очень востребована. Если с 1960 по 1995 актриса снялась всего в шести картинах, то с начала 2000 её фильмография увеличилась более, чем на 150 работ в кино и сериалах. Главные роли Ирине Чипиженко, как правило, не достаются, зато каждый эпизод с её участием надолго запоминается зрителю.
Актёрская профессия совершенно непредсказуема, а карьера талантливого актёра слишком часто зависит от многих факторов, в том числе от банальной удачи. Талантливые люди, окончившие учебное заведение по специальности, могут годами ждать своей роли. А никому неизвестный счастливчик получает роль, оказавшись в нужное время в нужном месте. Предлагаем вспомнить актёров, которые оказались в кино совершенно случайно и стали настоящими звёздами.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Татьяна Пельтцер, Рина Зеленая и еще 5 звезд, гениально игравших бабушек
Их роли делали картины ярче, они запоминались зрителям благодаря своим талантам. Актрисы, игравшие пожилых героинь, были настолько разными, что перепутать их невозможно.
Евгения Ханаева
Актриса не числилась среди фаворитов у режиссеров долгие годы. Лишь в 1976 году Владимир Меньшов предложил ей роль учительницы в картине «Розыгрыш». В 55 лет к ней пришла слава и всенародная любовь — артистку считали педагогом и писали письма, прося совета в вопросах воспитания детей. После этого Ханаевой стали давать роли женщин, которые непреклонны и безапелляционны в своих суждениях. Обычно это были мамы: оператора Родиона из фильма «Москва слезам не верит», героя Евгения Евстигнеева из «По семейным обстоятельствам», ученого Николая из «Блондинки за углом».
Любовь Соколова
За шесть десятков лет, которые Любовь Сергеевна отдала кинематографу, ей повезло сыграть всего пару главных ролей.
Татьяна Пельтцер
Любовь Добржанская
В 61 год Любовь Ивановна проснулась известной после выхода комедии «Берегись автомобиля». Она исполнила роль мамы Юрия Деточкина. В 1975 году она сыграла еще одну маму, после чего ее стали останавливать даже на улицах и просить автограф. Роль мамы Жени Лукашина из «Иронии судьбы» — мудрой женщины взрослого сына — была близка многим зрительницам.
Анастасия Зуева
Константин Станиславский, который был одним из первых ее учителей, сказал, что она будет «быть вечной старухой». Эти слова оказались пророческими. Несмотря на то, что Анастасия Платоновна сыграла во многих картинах, зрителям она запомнилась в роли Коробочки в «Мертвых душах», когда актрисе было уже 64 года.
Самая известная роль Зуевой — сказочница, которая начинала рассказ из терема с расписными ставнями в фильмах «Морозко», «Огонь, вода и. медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса». Этот персонаж стал одним из любимых для детей, смотревших сказочные фильмы.
Галина Стаханова
Ради того чтобы приблизиться к своей мечте — стать актрисой — Галина Константиновна сначала трудилась начальником отдела снабжения в ГИТИСе, потом администратором на «Мосфильме». Со временем она перебралась в театр МГУ, где ее заметил поэт Евгений Евтушенко и пригласил в фильм по своему сценарию. Благодаря этому счастливому случаю в 43 года Стаханова стала актрисой. В 2000-х годахона начала получать одну роль за другой и это был ее звездный час. Но и сейчас актриса играет бабушек в фильмах и сериалах. Галину Константинову можно увидеть в «Ёлках», «Универе», «Марше Турецкого».
Рина Зеленая
Екатерина Зеленая начинала как эстрадная певица, потом играла в театре, а в 38 лет в ее жизнь прочно вошло кино. В 1939 году вместе с Агнией Барто она написала сценарий комедии «Подкидыш» и там же сыграла домработницу Аришу. Долгое время Рине Зеленой доставались маленькие роли генеральш, гувернанток, посетительниц и секретарш, а вот по-настоящему знаменита она стала только в 70-х годах.
Она была яркой героиней в «Сказке о потерянном времени», «Внимание, черепаха!», «12 стульев», «Операция «Ы», «Про Красную Шапочку» и многих других фильмах, но всенародную любовь ей принесли мудрая Черепаха Тортилла из «Приключений Буратино» и неподражаемая миссис Хадсон из «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
Татьяна Пельтцер
Биография
Татьяна Пельтцер, по национальности наполовину немка, наполовину еврейка, стала без преувеличения великой русской актрисой. «Счастливая старуха» — так она сама себя называла. Личная жизнь ее сложилась так, что не было ни детей, ни внуков, но основу фильмографии артистки составляют картины, в которых она мать, бабушка, няня.
Даже если Пельтцер играла уборщицу или медсестру, то такую добрую, внимательную и душевную, что незнающий человек не мог заподозрить у нее отсутствие родительского опыта. К слову, точного количества кинолент с участием Татьяны Ивановны никто не знает.
Детство и юность
Биография народной артистки СССР, лауреата Сталинской премии Татьяны Пельтцер началась 6 июня 1904 года в Москве в семье знаменитого режиссера и актера, который до Октябрьской революции снял несколько фильмов и играл в театрах. Иван (Иоганн) Пельтцер для дочери был не просто отцом, а учителем, наставником, образцом для подражания. Он научил Таню живо смотреть на мир, воспринимать жизнь неожиданно.
Дед актрисы по материнской линии был главным раввином Киева. Мать Эсфирь Боруховна Ройзен после замужества стала зваться Евгенией Сергеевной. В 1906 году у Пельтцеров родился сын Александр, ставший впоследствии известным конструктором, автогонщиком, председателем Союза советских картингистов. До начала Великой Отечественной войны в семье говорили исключительно на немецком языке.
Глядя на папу, девочка осваивала актерское ремесло. Первые роли Татьяна сыграла в его спектаклях, а в 9 лет получила первый гонорар за роль в пьесе «Дворянское гнездо». Профессионально актерству она не училась — отсутствие образования мешало карьере. Татьяна Ивановна сменила много театров. Признание пришло поздно — почти в 50 лет.
Театр
Татьяна Пельтцер дебютировала как профессиональная актриса в 1916 году в антрепризе Николая Синельникова. Затем был Передвижной театр Красной армии в Ейске. Вскоре в трудовой книжке актрисы появились записи из Колхозного театра и театра Военно-морского флота. Через несколько лет Пельтцер вернулась в столицу. В Москве она познакомилась с немецким коммунистом Гансом Тейблером, в 1927 году вышла за него замуж, а через 3 года уехала с мужем в Германию.
Там Татьяна вступила в Коммунистическую партию, устроилась работать в советское торгпредство. В Берлине немецкий режиссер предложил актрисе сыграть в спектакле «Инга». Это была ее единственная роль в Германии, потому что в 1931 году Татьяна Ивановна вернулась в СССР и поступила в театр МГСПС (сейчас это Театр Моссовета). Актрису без образования зачислили во вспомогательный состав.
Отношения с руководством МГСПС у нее не сложились: через 4 года Пельтцер уволили за профессиональную непригодность. В 1936-м разочарованная Татьяна переехала в Ярославль, где 2 года работала в старейшем драмтеатре России. Затем вернулась в Москву и устроилась в только что открывшийся Театр миниатюр.
Его сцене Татьяна Пельтцер отдала 7 лет. Она играла бытовые роли молочниц, банщиц, управдома. Актриса посмеивалась над своими персонажами и в то же время любила их. Было сложно сделать карьеру в Театре миниатюр, но со временем у Пельтцер появились свои поклонники.
В 1947 году Татьяна Ивановна перешла в Московский академический театр сатиры, ставший для нее вторым домом, театром жизни. Актриса играла увлеченно, а известность к ней пришла после роли Лукерьи в «Свадьбе с приданым». В 1953 году эту постановку сняли на пленку и показали в кинотеатрах страны. Зрители оценили талант Пельтцер — она проснулась знаменитой.
Татьяна Пельтцер в театре (кадр из фильма-спектакля «Три девушки в голубом»)
Расцвет карьеры актрисы пришелся на 70-е годы. В этот период у Татьяны Пельтцер было много ролей в театре: Прасковья в «Старой деве», Марселина в «Женитьбе Фигаро», тетя Тоня в «Проснись и пой!» и многие другие. Ее героини были близки и понятны зрителям, она играла легко и очень жизненно, но давалась такая игра Татьяне Ивановне с большим трудом. Партнеры по сцене знали, что она теряется, как только визави отступает от текста и начинает импровизировать.
В 1972 году Татьяне Пельтцер присвоили звание народной артистки СССР. Это произошло впервые за 48-летнюю историю Московского академического театра сатиры. Во многом актрисе помог Марк Захаров, поставивший в этом театре пять спектаклей, где у Пельтцер главные роли.
С переходом Марка Захарова в «Ленком» у актрисы начались проблемы. В 1977 году, после 30 лет работы на сцене Московского академического театра сатиры, она со скандалом уволилась и отправилась в «Ленком».
Коллеги сочли ее уход безумством, потому что начать сначала в почтенном возрасте не каждый бы смог. У Захарова Татьяна Пельтцер сыграла старуху в спектакле «Три девушки в голубом», Клару Цеткин в постановке «Синие кони», Надежду Крупскую в «Диктатуре совести». Ее последняя роль — в спектакле «Поминальная молитва».
Фильмы
Кинодебютом Татьяны Ивановны стал эпизод в комедии «Свадьба» в 1943 году. Затем была работа в драме «Она защищает Родину». Первую большую роль артистка получила в 1945 году в драме «Простые люди». Увы, картина пропылилась на полках 11 лет, а Пельтцер играла малозаметные эпизоды все это время.
Татьяна Пельтцер (кадр из фильма «Солдат Иван Бровкин»)
Успех ей принесли роли в комедиях «Максим Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин», снятые в 1955 году. Татьяна Ивановна настолько блистательно сыграла сельскую женщину, что ее окрестили «матерью русского солдата». В картине «Иван Бровкин на целине» роль Евдокии сценаристы писали уже под нее.
Татьяна Пельтцер снималась много, чтобы ее не забыли. Она играла мам в сказке «Морозко» и комедии «Укротительница тигров», бабушек в «Карантине», «Раз, два — горе не беда!», преподавателя в киноповести «Это мы не проходили», медсестру в «Медовом месяце», Бабу-Ягу в «Там, на неведомых дорожках».
Татьяна Пельтцер в роли Бабы-Яги (кадр из фильма «Там, на неведомых дорожках. »)
Ее персонажи часто затмевали главных героев фильмов. Взять хотя бы «Приключения желтого чемоданчика», где 66-летняя актриса спускается по водосточной трубе и ездит на крыше троллейбуса. В мелодраме «Вам и не снилось» у нее не совсем положительный образ: героиня читает чужие письма, придумывает всевозможные отговорки, только бы любимый внук не связывался с одноклассницей.
Не одно поколение зрителей выросло на сюжетах «Ералаша» с участием Пельтцер, на мультфильмах и радиопостановках, в которых звучит голос Татьяны Ивановны. Например, «Три толстяка», «Волк и семеро козлят», «Приключения домовёнка», «Ёжик плюс черепаха».
Личная жизнь
В молодости Татьяна не блистала красотой, такой, чтобы покорять мужчин. Однако девушку среднего роста с довольно крупным носом отличал магнетический взгляд, не свойственный советским артисткам, и неуемный характер, получивший прозвище пионерский.
Советские кинобабушки и их молодые годы
Автор: Наталья Сергеева · Опубликовано 30.04.2020 · Обновлено 30.04.2020
Об этих женщинах принято говорить: «Мы не помним их молодыми». Их юные годы пришлись на довоенное время, однако славу принесли роли бабушек, соседок, сослуживиц в советском кино второй половины прошлого века. Именно такими мы и узнаем их на экране, а в этой статье поговорим о тех далеких годах, когда они только начинали свой путь в профессии.
Варвара Попова, Мария Виноградова, Ирина Мурзаева
«Комическая старуха» Ирина Мурзаева
Родилась Ирина в 1906 году в Красноуфимске (ныне — Свердловская область). Позже семья переехала в Москву, где Мурзаева поступила в гимназию. Её родители были педагогами в детском доме, мать занимала пост директора. Девушка пошла в отца-художника и тяготела к творчеству, играла в театре теней, который он организовал, занималась в драмкружке и впоследствии окончила театральное училище.
А вот талант организатора от матери ей не передался — до самой старости Ирина совершенно не была приспособлена к быту: её легко могли обмануть где-то на рынке, ей нельзя было надолго доверить внука, потому как сама Мурзаева в обычной жизни была большим ребенком.
Карьера Ирины началась на театральных подмостках, сначала в Свердловске (куда она попала по распределению), а потом и в Москве. В кино Мурзаева попала, когда ей было хорошо за 30. В 1941 году она вместе со своей подругой Валентиной Серовой пошла на пробы к фильму «Сердца четырех». Взяли обеих актрис, Серовой досталась главная роль, а Мурзаевой — эпизод. И хотя дебют Ирины на большом экране из-за войны состоялся на несколько лет позже, зритель запомнил её соседку-маникюршу, а впоследствии она сыграла еще массу характерных ролей.
Ирина Всеволодовна дважды была замужем, во втором браке с актёром Николаем Толкачёвым родился её единственный сын Борис. Он стал конструктором. В жизни Мурзаева была совершенно не похожа на своих героинь — серьезная, замкнутая, очень тактичная, но одновременно гордая и не прощающая обид. При этом она была великодушна: например, когда после войны актриса вернулась из эвакуации, она уступила свою московскую квартиру беженцам, которые там поселились.
Однако мужу Ирина предательства не простила, в дальнейшем в её жизни была лишь работа. Коллеги ценили Мурзаеву как большого профессионала своего дела, но в 50-х она не приняла новое руководство театра имени Ленинского комсомола, где тогда служила, и также гордо ушла, целиком посвятив себя кино.
«Звездный мальчик» Мария Виноградова
Родилась будущая артистка в 1922 году. С детства Маша воспитывалась в творческой атмосфере, её мать сама сочиняла сказки и рассказывала их дочери. Энергия и артистизм ей также достались по наследству. Уже в детском саду девочка впервые вышла на сцену, а в школьные годы ездила на гастроли с хором, в котором пела.
На вступительных экзаменах во ВГИКе Виноградова заставила приемную комиссию хохотать до слез и, конечно, тут же была зачислена, несмотря на огромный конкурс. В студенчестве Мария получила прозвище Муха, которое очень точно передавало её непоседливость и харизму. Красавицей она не была, но из-за своего обаяния таковой считалась.
Первую роль в кино Виноградова получила в 1940 году в фильме «Сибиряки», где в свои 18 лет сыграла ученицу 6-го класса. Практически до 50 лет Мария спокойно играла маленьких мальчиков и девочек на сцене и в кино, имела амплуа травести. Сама же стала матерью в 41 год, когда родилась её единственная дочь Ольга от актера Сергея Голованова, с которым они познакомились в Германии, где оба работали.
Во второй половине жизни Виноградова стала настоящей Королевой эпизода, сыграв огромное количество ролей. Работа у нее была всегда, Мария считала, что актер должен играть. Кроме того, голос Виноградовой в СССР знал каждый ребенок, практически ни один мультфильм не обходился без ее участия.
«Баушка» Татьяна Пельтцер
Главным учителем в своей судьбе Татьяна Пельтцер считала своего отца — актера и режиссера Ивана Пельтцера. Она родилась в 1904 году и на сцену вышла еще до Революции. Причем, маленькая Таня не только играла в постановках отца и других режиссеров, но уже могла и зарабатывать этим на жизнь.
Татьяна имела немецкие корни по отцу и еврейские по матери. В молодости она пользовалась успехом у противоположного пола благодаря своей харизме и до старости оставалась душой любой компании. Тогда же, видимо, сыграли свое отцовские гены, а потому в мужья дочь себе выбрала немецкого коммуниста Ганса Тейблера и уехала с ним в Германию. Назывались разные причины, почему они вскоре разошлись. В 30-х Пельтцер вернулась в СССР и продолжила актерскую карьеру. Ганс же так и остался главным мужчиной в её жизни, они дружили и он даже приезжал с другой семьей к ней в гости.
Однако тогда из-за «немецкого прошлого» у Татьяны возникло немало сложностей на родине, что, конечно, сказалось и на карьере. В кино она появилась в 40 лет, могла еще играть молодых героинь, но как-то сразу за ней закрепилось амплуа тетушек, а позже и бабушек. «Баушка» — именно так ласково называли Татьяну Ивановну в Ленкоме, где она служила до конца жизни. Своих детей у нее не было, она считала таковыми практически всех молодых актеров, с которыми играла.
Галина Макарова — белорусская бабушка советского кино
С детства Галина стала проявлять лидерские качества, верховодила в компании мальчишек, гоняла на мотоцикле и даже стала впоследствии чемпионкой Белоруссии по мотокроссу.
Галина Макарова в юности
Галина носила фамилию первого мужа — офицера Ивана Макарова. Еще до войны он увидел ее на сцене Белорусского драматического театра и увез с собой на Кольский полуостров, где служил. У супругов родился сын Эдуард. Когда началась война, муж ушел на фронт, а Галина с ребенком поехали в Москву, где её приняли в Вахтанговский театр. Однако с войны Иван вернулся с другой женщиной. Галина не простила и, отвергнув его помощь в воспитании общего ребенка, уехала назад в Минск. Потом она второй раз вышла замуж за известного белорусского актера Павла Пекуру, родила дочь Татьяну, которой впоследствии признавалась, что любила всю жизнь только первого мужа.
Макарова была женщиной простой в общении и с отменным чувством юмора, душой компании. Она стала звездой белорусской сцены, а всесоюзная слава пришла к ней в 60 лет, когда вышел на экраны фильм «Вдовы» (1976).
Анастасия Зуева — главная рассказчица советского кино
Анастасия родилась в 1896 году в Тульской Губернии. Семья была крестьянской, но довольно зажиточной, могла позволить дать детям хорошее образование. Однако желание юной Насти стать актрисой не поддержали и тогда она уехала к тетке в Москву, где была бесплатно принята в театральную студию. Вся дальнейшая жизнь Зуевой будет связана с МХАТ, куда она поступила после обучения.
В молодости Анастасия вышла замуж за инженера Ивана Евсеева, у супругов родился сын Константин, названный в честь Станиславского. Однако требование мужа бросить театр привело к разводу. Второй раз Зуева вышла замуж в начале 30-х за композитора Виктора Оранского, сама уже будучи известной артисткой.
Квартира Зуевой находилась прямо напротив МХАТ и стала центром притяжения московского бомонда. Здесь бывали многие легендарные личности, а сама Анастасия в жизни была потрясающей рассказчицей с отличным чувством юмора. Это ее качество обрело всесоюзное признание после выхода фильмов Александа Роу, чьим талисманом стала Зуева уже в весьма зрелом возрасте.
Вера Кузнецова — самая интеллигентная бабушка советского кино
Вера родилась в Саратове в 1907 году. Семья была многодетной. Когда девочке было 11 лет, ушла из жизни ее мать. Отцу приходилось трудно, но детей он поднял. Будучи большим поклонником театра, он привил Вере любовь к этому виду искусства на всю жизнь. Однако успехом дочери на подмостках насладиться уже не успел.
Когда отца не стало, Кузнецова (тогда еще — Сдобникова) переехала в Ленинград к старшей сестре и именно с этим городом будет связана вся её дальнейшая жизнь. В 20 лет Вера вышла замуж за актера Анатолия Кузнецова и прожила с ним всю жизнь. В браке она родила двоих сыновей, старший Всеволод тоже стал актером.
В кино Кузнецова впервые появилась в 43 года, а фильм «Большая семья» (1954) принес ей невероятный успех, после чего Веру начали часто приглашать на съемки.
Варвара Попова — самая добрая бабушка советского кино
Когда смотришь на фотографии Варвары Поповой в молодости, сложно представить, что перед нами та самая добрая бабушка из советских фильмов-сказок. Попова родилась в 1899 году в Самаре, но о её детстве известно мало. Варвара Александровна была довольно замкнутым человеком и редко кого впускала в свою жизнь. Она не участвовала в закулисных интригах, не боролась всеми путями за роли и среди коллег слыла неудачницей.
Её творческая биография началась в Третьей студии МХТ под руководством Евгения Вахтангова, статус его любимой ученицы так и остался её единственным званием. Попова начинала вместе Цецилией Мансуровой и Рубеном Симоновым — будущими звездами Вахтанговского театра, была с ними «на ты», но никогда не кичилась и не пользовалась этим знакомством.
Она заставила Москву заговорить о себе, когда в конце 20-х сыграла Луизу в пьесе «Коварство и любовь», но далее довольствовалась вторыми ролями в театре. Кино Попова в юности откровенно не жаловала, хотя и начинала в немом кинематографе под руководством мэтров Якова Протазанова и Михаила Доллера.
Карьера Варвары в театре закончилась в середине 50-х. Она стала жертвой интриг, которых так избегала, вступившись за друга Бориса Захарву. На несколько лет Попова вообще исчезла из профессии, а в начале 60-х вернулась уже в кино в привычных нам ролях добрых русских бабушек.
«Вечный мальчик» Валентина Сперантова
Валентина родилась в 1904 году в Рязанской губернии. Семья была многодетной и очень творческой, в собственном дворе постоянно устраивались концерты, а дети сами мастерили декорации. Валя ходила в драмкружок, где однажды в роли Золушки ее заметил один московский артист и посоветовал ехать с таким талантом в Москву.
Когда Сперантова окончила школу, она отправилась покорять столицу, но в театральный ее не взяли, а тот артист ничем помочь не смог. Расстроившись, она уже было собралась назад, но заболела тифом. Когда выздоровела, поняла, что все-таки хочет остаться в Москве и поступила в художественное училище. Однако актрисой стать Валентине все-таки было по судьбе.
На сцене миниатюрной Сперантовой часто доставались роли мальчишек, которых она играла до 50 лет, после чего перешла на возрастные роли, в том числе и в кино. У Валентины было два брака, в которых родились дочери Оксана и Наталья.
Екатерина Мазурова — бабушка Кости Иночкина и «мама» Евгения Леонова
Екатерина родилась в 1900 году во Владимирской губернии. Отец ее матери был известным мануфактурщиком, однако еще в 19 веке его завод сгорел. Когда самой Мазуровой исполнилось 16 лет, семья переехала в город Шуя. Там девушка устроилась на фабрику, а чуть позже стала заведовать библиотекой, где организовала драмкружок. От отца Екатерине передалась страсть к антиквариату, свою огромную коллекцию она потом завещала Шуйскому литературно-краеведческому музею, при жизни став почетным жителем города.
В юности же из Шуи Мазурову увез муж — актер Николай Морозов, вместе они успели поиграть в нескольких провинциальных театрах, пока не оказались в Москве. Когда началась война, Николай отправился на фронт, а Екатерина продолжала выходить на сцену Московского Областного ТЮЗа и даже в перерывах между бомбежками развлекала оставшихся в столице детей. В 1944 году пришло грустное известие — муж в госпитале, тяжело ранен. Ни секунды не сомневаясь, Мазурова отправилась к нему и выходила.
После возвращения домой работать в полную силу Николай уже не мог и на долгие годы Екатерина стала главной кормилицей в семье. Она стояла у истоков нового Театра на Таганке, откуда была вынуждена уйти в 50-х по состоянию здоровья. Теперь время пришло уже мужу заботиться о жене, он же, чтобы подбодрить, уговорил ее уже в зрелом возрасте принять предложение сняться в кино.
Одна из самых известных ролей Мазуровой — бабушка Кости Иночкина в «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1965). Вот только сама она ее не жаловала: во время съемок не стало ее любимого мужа.
Мария Скворцова
Мария родилась в 1911 году в деревне Тульской губернии. В детстве пела в церковном хоре. Когда девочка немного повзрослела, была отправлена к старшим братьям в Москву, где окончила школу и поступила в студию при Всесоюзном радиокомитете. Работала в театре в Великих Луках, в войну выступала в составе фронтовых бригад, после вернулась в Москву и работала в Областном ТЮЗе, где из-за маленького роста переиграла все роли детей.
В кино Мария дебютировала в 50 лет, сыграв эпизод в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», а известность к ней пришла после роли в фильме «Калина красная» (1973). Была замужем за актером Семеном Скворцовым.