социальный институт в политической сфере жизни общества
ЕГЭ. Общество.Тема 4. Социальные институты
Институт. Чаще всего данное слово употребляется в значении высшего учебного заведения( педагогический, медицинский институт).Однако слово « институт» — многозначное. «Институт» — слово латинское. В переводе обозначает « учреждение».
В общественных науках употребляется термин « социальный институт».
Что такое социальный институт?
Определений данного понятия несколько.
Вот одно из них, легко запоминающееся и вмещающее в себя суть данного термина.
Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
ПОЯСНЕНИЕ.
И таких социальных институтов в обществе огромное количество. За всё кто-то где-то отвечает, выполняет определённые функции, чтобы удовлетворять социальные потребности людей.
Приведу таблицу, в которой обозначу наиболее важные социальные институты в каждой сфере общественных отношений.
Социальные институты, их виды
Институты по сферам общества. | Что регулируют | Примеры |
Экономические институты | Регулируют производство и распределение товаров и услуг. | Собственность, рынок, производство |
Политические институты | Регулируют общественные отношения, используя властные полномочия. | Главный институт — государство. Органы власти, партии, право, армия, суд |
Социальные институты | Регулируют распределение социальных позиций и общественных ресурсов. Обеспечивают воспроизводство и наследование. | Воспитание, здравоохранение, досуг, семья, социальная защита |
Духовные институты | Регулируют и развивают преемственность культурной жизни общества, духовное производство. | Церковь, школа, вуз, искусство |
Социальные институты — постоянно развивающаяся структура. Возникают новые, отмирают старые. Это процесс называют институционализацией.
Структура социальных институтов
Структура, то есть элементы целого.
Ян Щепальский выделил следующие элементы социальных институтов.
Признаки социальных институтов
Функции социальных институтов
Формальные и неформальные социальные институты
Формальные институты — в них деятельность регулируется в рамках действующего законодательства (органы власти, партии, суд, семья, школа, армия и др.)
Неформальные институты — их деятельность не установлена формальными актами, то есть законами, приказами, документами.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Социальный институт в политической сфере жизни общества
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «социальный институт»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об одном из социальных институтов в политической сфере жизни общества;
− одно предложение, раскрывающее одну из функций любого социального института.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: социальный институт — система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение, содержащее информацию об одном из социальных институтов в политической сфере жизни общества, например: Государство является главным институтом политической сферы;
(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию об одном из социальных институтов в политической сфере жизни общества.)
3) одно предложение, иллюстрирующее одну из функций любого социального института, например: Одной из функций права как социального института является регулятивная функция — регулирование общественных отношений.
(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее одну из функций любого социального института.)
Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.
№ | Критерии оценивания выполнения задания | Баллы | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
25.1 | Раскрытие смысла понятия | 2 | ||||||||||||||||||||
Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я)) | 2 | |||||||||||||||||||||
Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий, в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу | 1 | |||||||||||||||||||||
В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу. Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия. Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | |||||||||||||||||||||
25.2 | Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия | 2 | ||||||||||||||||||||
Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия | 2 | |||||||||||||||||||||
Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания | 1 | |||||||||||||||||||||
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | |||||||||||||||||||||
Указание по оцениванию: При оценивании не засчитываются: – предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов; – предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний; Социальный институт в политической сфере жизни обществаИспользуя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «социальный институт»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию об одном из социальных институтов в политической сфере жизни общества; − одно предложение, раскрывающее одну из функций любого социального института. Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: социальный институт — система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение, содержащее информацию об одном из социальных институтов в политической сфере жизни общества, например: Государство является главным институтом политической сферы; (Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию об одном из социальных институтов в политической сфере жизни общества.) 3) одно предложение, иллюстрирующее одну из функций любого социального института, например: Одной из функций права как социального института является регулятивная функция — регулирование общественных отношений. (Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее одну из функций любого социального института.) Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.
|