социальные сети жизнь в виртуальной реальности
Жизнь в виртуальном мире
Фото: pexels.com / Ekaterina Bolovtsova
Самоизоляция словно через увеличительное стекло показала проблему наших дней: люди не умеют себя занять. Человек проводит большую часть жизни в виртуальном мире. Когда нужно придумать, как провести свободное время без компьютера, он приходит в растерянность.
Оказалось, что эта проблема актуальна не только для детей и подростков, но и для взрослых людей. Отдохнуть? При этом многие люди представляют, как устраиваются поудобнее на диване, включают любимый фильм или видео популярного блогера. У некоторых отдых ассоциируется с компьютерной игрой или общением в социальных сетях. Люди привыкли использовать виды развлечений, придуманные кем-то, отдыхать, не задействуя при этом творческие способности.
На днях увидел такой вопрос в интернете: человек весь рабочий день проводит за компьютером, вечером, чтобы отдохнуть, садится за ноутбук или берет в руки телефон. От этого стало сильно портиться зрение. Где найти достойную альтернативу виртуальному отдыху? Человек вынужден просить помощи у окружающих.
Заметим, что с этой проблемой сталкиваются люди разного возраста, образа жизни, профессиональной деятельности. Жизнь сконцентрирована в интернет-пространстве: работа, учеба, общение, отдых и др. Слишком многое человек связывает с компьютерными технологиями, в том числе мечты и надежды. Он теряет драгоценные часы жизни на выдумку.
Поиграть с близкими в настольные или словесные игры, собрать мозаику, прочесть книгу, украсить дом, вырастить редкий вид цветов, разучить любимую музыку, освоить новый вид рукоделия, написать маслом картину… Часто встретишь людей, которые так проводят досуг? Чаще человек выбирает из готовых вариантов вид отдыха. Этим он лишает себя впечатлений, которые дарит настоящая жизнь.
Дети привыкают к тому, что близкие люди не отходят от компьютера, и тоже все свободное время проводят в виртуальном пространстве. Что же тогда человек будет вспоминать о детстве, когда вырастет? Вообще, что обычно всплывает в памяти? Что-то неожиданное, незапланированное. Например: «Папа, помнишь, мы плавали с тобой в озере. Наша собака никогда не видела столько воды. Она так разволновалась: жалобно скулила, бегала по берегу, а потом ка-а-ак бросилась в воду и поплыла за тобой — хотела спасать!» Или: «А помнишь, мам, как мы готовили желе, а оно так сильно замерзло, что получилось мороженое?» Все самые яркие воспоминания связаны с ситуациями, которые невозможно предугадать. Такие впечатления появляются, когда родители вместе с детьми придумывают, как проведут свободное время.
Сегодня даже активный отдых приобретает отпечаток «заготовленности». Родители не хотят вместе с ребенком придумать, как в этом году провести праздники: может быть, это будет поездка в зоопарк, отдых на природе, а может быть, сказочный бал? Проще нанять аниматора, который уже продумал программу торжества.
В результате у детей в полной мере не развиваются творческие способности. Ребенок в школе хуже запоминает стихотворения, потому что не связывает слова с образами, не умеет пересказывать содержание сказок, рассказов и других литературных произведений.
Привычка к виртуальным развлечениям приводит к падению читательской активности. Умения придумывать мир, описанный в книге, представлять героев произведения не развиты. Чтение требует от человека осмысления, внутренней работы над собой. Ребенок видит пример родителей, смотрит на окружающих и решает: «Зачем напрягаться? Я же могу воспользоваться готовым». Он садится у экрана ноутбука и в зависимости от настроения смотрит видео. Достаточно одного клика и тебя рассмешат, напугают, удивят. Никаких усилий.
Виртуальные игры, просмотр мультиков, излишняя привычка показывать все наглядно не дает в полной мере развиться фантазии ребенка. За зрителя все уже представили, ему дали готовую картинку, хотя он вполне мог бы сам представить ее в воображении.
Абстрактное мышление не развивается. Человек не может дорасти до уровня воображения, мышления, самоорганизации, который должен быть у взрослого. Он зависает на каком-то промежуточном уровне и не реализует творческий потенциал, который в него заложен.
Чтение — одна из возможных альтернатив нахождения в виртуальном мире. Оно позволяет человеку быть разносторонним и является увлекательным средством времяпрепровождения. Как писал драматург, прозаик и поэт Феликс Лопе де Вега: «Любая книга — умный друг: / Чуть утомит, она смолкает; / Она безмолвно поучает, / С ней назидателен досуг».
Жизнь в виртуальном мире опасна тем, что приучает человека пользоваться всем готовым, следовательно, притупляет творческие способности. Лишает жизнь многоцветия, превращает в рутину.
Увлечение виртуальной реальностью уводит от главной жизненной цели. Драгоценное время, данное Богом для научения добродетелям и обретения вечной жизни, человек растрачивает впустую, подобно блудному сыну, расточившему имение (см. Лк. 15: 11–32). По словам святителя Иоанна Кронштадтского, театр, кино и другие подобные развлечения отвлекают от Христа, отнимают время, которое можно было бы уделить чтению Священного Писания, церковной молитве и другим духовным делам. Это наиболее достойный вариант того, чему можно уделить свободное время.
Есть много способов организовать досуг, чтобы он принес пользу и послужил на радость близким. Стоит только на время отлучиться от компьютера и применить творческие способности.
Виртуальный мир: как не утонуть в соцсетях
Каким бы безопасным и притягательным ни казался виртуальный мир, в нем очень легко потерять связь с реальностью. Психолог, специалист по эмоционально-образной терапии Юлия Панфилова рассказывает, чем опасен полный уход в мир социальных сетей и как в нем не пропасть.
Социальные сети — потребность современного мира, но только нам решать, какую роль они будут играть в нашей жизни и как именно их использовать: как средство самовыражения, реализации потребности в принадлежности к группе по интересам, одобрения, недополученного в жизни, или избегания реальности.
Чем опасен полный уход в мир социальных сетей и виртуального пространства?
1. Человек — существо социальное. Интернет-ресурсов недостаточно, чтобы эффективно существовать в мире. Реальное общение — источник мощных позитивных эмоций. Например, если в младенческом возрасте к ребенку мало подходят, редко уделяют ему внимание (как это часто происходит в детских домах и других государственных учреждениях), дети хуже развиваются, больше болеют, а в некоторых случаях даже умирают.
2. У тех, для кого общение в социальных сетях важнее, чем реальное общение, существует больший риск формирования депрессии. Если для человека уход в социальные сети — способ избежать реальности, то рано или поздно эта реальность его настигнет. В этом случае, возможно, стоит задуматься, как соприкоснуться с ней уже сейчас, а не убегать.
3. Потеря гибких коммуникативных навыков. В современном мире они ценятся выше других качеств, их развитие помогает стать более успешными в работе, личной жизни, в построении отношений с другими людьми. Сокращая время реального общения с людьми, можно серьезно ухудшить свои коммуникативные навыки.
4. Когда вы делаете выбор в пользу виртуального пространства, близкие могут оказаться лишенными вашего внимания. А это в свою очередь может привести к ухудшению отношений с ними и усилить ваше чувство одиночества. К сожалению, часто мы не осознаем, насколько важно для других общение с нами, а ведь многим его действительно может не хватать.
Изоляция или социализация: как VR повлияет на человеческое общение
Об авторе: Ирина Трипапина, занимается маркетингом VR/AR технологий и работает над созданием европейского XR сообщества в Делфтском техническом университете (TU Delft) в Нидерландах.
Рабочие встречи, учеба, вечеринки и путешествия в виртуальной реальности (VR) уже превратились в ежедневную рутину для фанатов технологии. Сейчас это в основном «новаторы» и «ранние последователи», но Facebook, Apple и Google делают все, чтобы в ближайшие годы VR добрался до «раннего большинства». Анонсируя многообещающий VR-шлем Oculus Quest, CEO Facebook Марк Цукерберг напомнил о планах привлечь в виртуальную реальность 1 млрд человек.
Учитывая возможности Facebook, достижение этой цифры — лишь вопрос времени. Сегодня более 2,4 млрд людей используют эту социальную сеть каждый месяц. Правда, ее социальность часто ставится под вопрос: согласно исследованиям, сегодняшний уровень вовлеченности в социальные сети культивирует чувство изоляции, вызывает зависимость и потерю контакта с реальностью. Распространение VR выводит эти дискуссии на новый уровень: футурологи предсказывают, что к 2040 году мы полностью перейдем в виртуальную реальность, нейроученые предупреждают об опасностях деперсонализации, а писатели смакуют тему одиночества и эскапизма в виртуальном мире.
Цукербергу не раз приходилось защищать технологию: «Мнение, что VR способствует изоляции людей — очень узкий взгляд на мир. В действительности, у всех нас есть границы реальности: места, куда не попасть, люди, которых не увидеть, вещи, которые не сделать. Открытие этих возможностей для всех нас — это не изоляция, а освобождение».
Как эти оптимистичные ожидания соответствуют сегодняшней реальности? Стартапы, общественные организации и медиа разделяют взгляды технологических гигантов и уже создают продукты, сближающие людей и расширяющие их возможности.
Развлечения и общение с близкими
Если прислушаться к планам IT-гигантов, масштабное проникновение виртуальной реальности в нашу жизнь не похоже на фантастические антиутопии с одинокими и зомбированными жертвами технологии. В 2020 году Facebook обещает запустить Facebook Horizon, Новый Социальный VR мир, где можно путешествовать, играть с близкими, находить друзей с другого конца света и создавать свои миры. Правда, в новых коронавирусных реалиях теперь неясно, удастся ли корпорации выполнить свое обещание в 2020 году.
На рынке уже есть подобные проекты, правда, менее масштабные. Пользователи AltSpaceVR и VRChat путешествуют, играют, создают собственные виртуальные мероприятия или просто участвуют в уже открытых: концертах, книжных клубах, лекциях, вечеринках, группах по рисованию.
На виртуальных событиях присутствуют аватары пользователей, которые полностью передают движения реального тела. Физически человек находится дома в VR-очках — например, на танцевальной вечеринке на Марсе. В этот момент он танцует дома, с контроллерами в руках, которые отслеживают его движения и синхронизируют их с аватаром на Марсе.
Для большей реалистичности опыта многие компании работают над фотореалистичной копией человеческого образа. Например, лаборатория Facebook Reality Labs исследует возможности по созданию ультра-реалистичных full-body аватаров, которые смогут передавать не только мимику, голос и движения реальной копии головы, но и полностью воспроизводить тело пользователя. Добавить к этому реалистичную копию любого значимого для вас пространства (конечно, Facebook работает и над этим проектом) — и телепортация становится реальностью.
Тренд на удаленную работу продолжает расти. C 2005 года количество людей, которые работают удаленно, выросло на 140%. А если учитывать ситуацию с коронавирусом, то цифры наверняка будут в разы больше.
Для компаний удаленная работа сотрудников, если отбросить кризисные ситуации, — это возможность не только мотивировать их, но и сокращать расходы на офис, расширяться, нанимая персонал по всему миру. В то же время основная проблема при удаленной работе — это чувство изоляции. Согласно исследованию Buffer, 19% респондентов, работающих удаленно, жаловались на одиночество и 17% — на недостаток коммуникации с коллегами из других локаций. VR компании уже решают эту проблему. Например, MeetinVR помогает людям из распределенных команд проводить рабочие встречи в виртуальных пространствах: от традиционной переговорки или уютной террасы до поля для гольфа или космической станции. При этом в VR сохраняются все возможности обычного офиса: возможность работать с документами, 3D-объектами, делать заметки, презентовать идеи. А также благодаря трекингу можно пожимать руки, понимающе кивать, разводить руками и даже подходить к кофемашине — правда, пока без возможности выпить виртуальный кофе.
MeetinVR отмечают, что формат VR-встреч на 25% повышает вовлеченность сотрудников по сравнению с традиционными видео-звонками.
Снятие физических и географических границ особенно актуально для образования. VR позволяет потреблять контент в два два раза эффективнее традиционных методов обучения. Представьте: группа студентов-антропологов пробирается через подземные тоннели древнеегипетских пирамид. Они находят загадочные иероглифы и спорят об их значении. Обычная история, если не учитывать, что часть студентов находится в аудитории британского университета Кембридж, а другая часть — в в Восточном Китае. Все они далеко от Египта. Это один из проектов, cделанных компанией Doghead Simulations.
VR погружает в новый мир, но основная задача обучающих проектов — возможность использовать практические и социальные навыки в реальности. Один из самых популярных сегментов для VR — корпоративное обучение навыкам коммуникаций («мягкие» навыки или soft skills). Последнее исследование профессиональной сети Linkedin объясняет этот тренд: 57% управленцев считает soft skills важнее профессиональных навыков, hard skills.
За навыками презентаций и ведения переговоров, как правило, стоят огромные вложения компаний: стоимость тренера, аренда помещений, командировки сотрудников. VR решает задачу с меньшими потерями. Тренинг может проводиться как виртуальным преподавателем с запрограммированными скриптами общения, так и реальным сотрудником, управляющим своим аватаром здесь и сейчас. Например, платформа для корпоративного VR-обучения SpeakerGuru придерживается второго, более живого формата. Отрабатывая навыки презентаций, вы тренируетесь перед реальными коллегами, аватары которых смотрят на вас из аудитории. Сами коллеги в этот момент могут находиться в разных филиалах, дома или в командировке. Через аватаров они делятся обратной связью: задают вопросы, аплодируют в случае успеха, отправляют грустные смайлы в случае неудачи. В таком формате получается быстро собрать обратную связь и отработать распространенные ошибки: потеря контакта с аудиторией, необходимость оборачиваться на презентацию и подглядывать в суфлер, неспособность уложиться в тайминг.
Как и в других проектах, окружающее спикера пространство меняется в зависимости от задачи: для презентации продукта клиенту это может быть переговорка, для выступления — зал на сотни человек.
Социальная ответственность и развитие эмпатии
Социализация не ограничивается общением, совместно проведенным временем и общими впечатлениями. Для объединения людей важна развитая эмпатия, к которой не всегда можно прийти через совместные развлечения, работу или учебу. Проект Equal Reality позволяет представить себя на месте другого человека, буквально став им в VR. Пользователь выбирает пол, возраст, сексуальную ориентацию, национальность или физические характеристики и проживает один из заранее заданных сценариев. Таким образом создатели хотят изменить отношение к отличиям и снизить дискриминацию в офисах и других общественных пространствах.
В то время, как они проекты переносят нас в тело отличающихся от нас людей, другие — позволяют оказаться в их обстоятельствах. Проект 6Х9 Guardian переносит пользователя в одиночную тюремную камеру. Лаборатория VR Cтенфорда — на улицу, в качестве бездомного в поисках ночлега. The New York Times и Within телепортирует в Южный Судан, Сирию и Украину, где дети-беженцы рассказывают свои истории.
Используя иммерсивный формат VR, СМИ, общественные организации и независимые проекты меняют взгляды на темы домашнего насилия, отношение к людям с ограниченными возможностями и другим социальным проблемам, часто отдаляющим людей друг от друга.
Идея технологий как способа объединять людей транслируется в большинстве сегодняшних VR проектов. И хотя взгляды основателя Facebook и других сторонников VR расходятся со взглядами настороженных футуристов, все стороны сходятся в одном: нет ничего лучше живого общения. Исследования показывают, насколько живое общение в реальности критично для поддержания психического здоровья, и Цукерберг не спорит: «Ничто никогда не заменит живое общение и совместные активности, но когда мы не имеем к этому доступ, VR значительно улучшает нашу реальность».
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.
Как социальные сети повлияли на межличностное общение?
Каждый человек так или иначе сталкивается с социумом. Детский сад, школа, работа, досуг – в каждой сфере люди взаимодействуют друг с другом. Общение происходит на разных уровнях: от банального разговора до жестов и телодвижений. Наверно, все проходили в школе термин «межличностные отношения»; к нему относится любое взаимодействие людей, цель которого понятна всем участвующим лицам (хотя бы теоретически).
Но человечество непрерывно развивается, поэтому неизбежно образуются новые языки общения. Настоящий феномен людских отношений – социальные сети. Мы даже не заметили, насколько плотно они вошли в нашу жизнь. Порой мы не задумываемся об их пользе и вреде, влиянии на реальную жизнь и социализацию.
Но насколько сильно сетевое виртуальное общение изменило мир? И стоит ли беспокоиться о будущем? Давайте разбираться!
Что такое межличностные отношения
Сперва вспомним, что означает понятие «межличностные отношения». Может быть, кто-то вспомнил школьные годы и уроки обществознания.
Само понятие делится на несколько характеристик:
Существует два вида отношений – деловые и личные, то есть официальные и неофициальные. Обращаясь за помощью в правоохранительные органы, мы соблюдаем формальности и разговариваем с представителями закона, соблюдая определенную этику. А с друзьями и родными гораздо проще: никаких правил нет, по крайней мере законодательных.
Чувства делятся на симпатию и антипатию. Если человек не желает общаться, значит, он проявляет антипатию к вашей личности. Соответственно, здоровые отношения строятся на симпатии.
Формы отношений разделяются на несколько категорий:
Уверен, читая описание термина, многие подумали о реальных взаимоотношениях между людьми. Знакомый – хоть иногда, но попадающийся на глаза; коллега – вот он, снова пролил кофе на стол; друг – всегда рядом и готов поддержать. Но на самом деле межличностные отношения давно переступили грань обычного общения.
Социальные сети захватили мир, и здесь нет ничего удивительного, ведь с появлением интернета виртуальное общение оставалось лишь вопросом времени. Однако масштабы никто предсказать не мог.
Что такое социальные сети
Изначально словосочетание «социальные сети» не ассоциировалось с интернетом. Социолог Джеймс Барнс охарактеризовал это понятие как структуру, в которой социальные объекты (то есть люди или группы людей) связаны между собой. Проще говоря, каждый участник будет как-то связан со всеми членами социальной группы. Например, начальник знает своих подчиненных – в социальной сети они указаны как «ветви» начальника. У «ветви» есть свои знакомые.
Этот термин обрел популярность и начал активно внедрятся в повседневную жизнь. Социальные сети в первую очередь существуют в реальной жизни. Но сейчас не о них: нас интересует виртуальное общение, хотя принципы обоих понятий в чем-то пересекаются.
И все же интернет-технологии сильно изменили понятие социальной сети. С одной стороны, доступен весь мир и можно знакомиться с кем угодно, с другой – настоящих, живых людей рядом нет, ведь все общение в интернете чаще ограничивается общими интересами. Подробнее об этом после краткой истории сетевого общения.
История виртуальных сетей
Изначально интернет создавался для «профессионального общения», то есть быстрой передачи важных данных, а не изображений милых котиков и щенят. В 1969 году Министерство Обороны США спроектировало ARFANET – внутреннюю военную сеть. Конечно, до виртуального идеала было далеко; только в 1983 году технология научилась работать с маршрутизацией пакетов данных, став первой сетью в мире, использующей протокол IP.
Секретные разработки становились все менее секретными. Интернет постепенно проникал в дома простых граждан. И все же сеть использовалась скорее для коммерческих целей, и большинство пользователей не понимали, зачем им «этот интернет». Но в 1995 году Рэнди Конрадс создает сайт classmates.com, который помогал найти одноклассников, одногруппников, сослуживцев или бывших коллег по работе. Люди получили возможность пообщаться с теми, кого не видели много лет!
Успех был неизбежен. Тот период вообще можно считать «золотым» для многих современных IT-гигантов. В 2004 году появился Facebook, изначально предназначенный для студентов Гарварда. Но идея всем так понравилась, что через два года социальная сеть стала доступна всем пользователям мира старше 16 лет. Сегодня Facebook – один из самых посещаемых сайтов мира.
Какие социальные сети существуют
Российские аналоги Classmates и Facebook – ВКонтакте и Одноклассники – также утвердились в топе посещаемых сайтов среди русскоязычной аудитории (русский язык – восьмой в мире по количеству носителей).
К социальным сетям относятся и прогрессивные ответвления – фотосети, видеохостинги и мессенджеры. Яркие примеры оригинальных комбинаций – Instagram и TikTok; в них выкладываются фотографии или короткие видео, которые можно оценить и обсудить.
Сегодня существует множество сайтов и приложений с функциями общения. Даже форумы, которые были популярны в «бородатые» годы, тоже относятся к межличностному виртуальному общению.
Голые цифры и факты
Статистика поражает: по данным на октябрь 2020 года, во всем мире социальными сетями пользуются 4,14 млрд человек, что на 12,3% выше показателей предыдущего года! Получилось посчитать и среднюю продолжительность увлечения в день – 2 часа 29 минут, при этом 40% используют соцсети в рабочих целях.
Видеохостинг YouTube охватывает 2 млрд человек, из них 80,1 млн – российские пользователи. ВКонтакте уверенно догоняет – 72,9 млн человек в одной только России. В нашей стране также любят Instagram – 54 млн (топ-5 по посещаемости).
Получается, больше половины всех людей на планете в том или ином виде пользуются социальными сетями. Выше я затронул проблемы массовой интеграции социальных сетей, но поверьте – их гораздо больше. Межличностные отношения в интернете порождают множество трудностей, противоречий и неадекватных способов общения. Интернет как сплачивает, так и разделяет людей, как помогает, так и вредит.
Если охватывать полную статистику, то количество активных пользователей интернета за прошлый год увеличилось более чем на 7%, а конкретно в России – на 5%. Согласно исследованиям, каждый год среднее время пребывания в интернете увеличивается на полчаса: в 2015 году оно составляло 6 часов 20 минут в день, а в 2020 – почти 7. Российские пользователи вырвались вперед, проводя в сети около 8 часов в день.
Чем люди занимаются? Чаще всего ищут какую-то информацию, поддерживают связь с родными и друзьями. Замыкает тройку активностей отслеживание новостей (и это еще не упоминая другие популярные способы провести время в интернете). Естественно, постоянно крутясь в информационном поле, человек начинает общаться с другими пользователями сети, то есть заводит межличностные отношения.
Как виртуальные сети меняют межличностные отношения
Раньше никто не мог и представить себе знакомство с человеком, о котором ничего не известно. Если кто-то выдавал себя за того, кем не является, то рано или поздно общество об этом узнало бы. Но в интернете все совершенно по-другому. Даже наши друзья и знакомые в социальных сетях преподносят свою жизнь в ином свете. Общаясь с людьми в комментариях, вы можете удивляться наглости и дерзости пользователя, но на деле это может быть неуверенный в себе человек, страдающий от психологических проблем. Конечно, это всего лишь пример, однако он ярко отражает модифицированность виртуальных межличностных отношений.
Но сначала о явных плюсах общения в интернете:
Безусловно, социальные сети – большой скачок в развитии человечества. Однако проблем возникает не меньше, и порой они затмевают все достоинства виртуального общения.
Страшные болезни информационной революции
У многих людей есть склонность убегать от ответственности. И это проявляется в выборе мнения или веры в какие-то факты. К сожалению, в интернете правды меньше: чаще всего она смешана с личными выдумками или, того хуже, намеренным искажением действительности. И люди верят, особенно доверяют популярным личностям. Вера в добро есть у каждого, но без критического мышления в этом мире никуда. Совместное исследование психологов из США, Франции, Великобритании и Арабских Эмиратов показало, что пользователи сетей больше доверяют виртуальным друзьям и медийным персонам, поэтому, сами того не понимая, распространяют ложную информацию. Сколько раз вы слышали фразу «расходимся, это был фейк»?
К предыдущему пункту относится огромное количество мошеннических действий, к которым пользователи могут быть не готовы. Злоумышленника должны наказать, но как его вычислить?
Социальные сети порождают зависть. И это не просто библейское поучение: выкладывая свои лучшие фото, пользователи создают иллюзию идеальной жизни. И другие, смотря на красивый морской бриз или наблюдая за ужином в дорогом ресторане, начинают считать, что их жизнь скучна и однообразна. Самое страшное, что пользователь может не заметить, как у него появится апатия к простым радостям.
Интернет-зависимость – доказанное психологическое заболевание. Постоянный поток информации становится наркотиком: каждый раз человеку нужно все больше и больше. Поэтому сегодня мы наблюдаем тренд на короткие видео (например TikTok или Youtube Shorts), незатейливый контент и бесконечную ленту фотографий, новостей и шуточек.
Еще одна форма зависимости – удовлетворение потребности быть любимым через социальные сети. Человек может помешаться на количестве лайков под фото и лестных комментариев. Например, практически весь Instagram построен на самолюбовании. Это очень серьезная проблема, так как интернет все равно не сможет заменить реальное признание друзей, родных или коллег. Почему у человека появляется ложное чувство удовлетворения?
Специалисты из университета Джорджия выяснили, что такой пользователь испытывает чувства, похожие на дружеские отношения с людьми, которых мы близко знаем. Поэтому человек испытывает иллюзию постоянной поддержки и связи с понимающими людьми. От этого страдает социализация в реальном обществе, а эмоции становятся более ранимыми; стоит кому-то высказать отрицательное мнение, как человек впадает в уныние и даже депрессию.
Выше я немного затронул тему троллинга. Кто-то может считать это безобидной забавой, но на деле это серьезная проблема, ведь слова могут очень сильно ранить. И если в реальной жизни можно попасть под статью об унижении человеческого достоинства, то в социальных сетях проблематично привлечь пользователя за оскорбительные слова. Под угрозой находятся дети: наткнувшись на «тролля», ребенок может серьезно пострадать и получить психологическую травму.
Еще одна проблема – сотрудничество с правоохранительными органами и передача данных третьим лицам. Хотя вычислить человека в интернете сложно, владельцы сайта владеют информацией о каждом зарегистрированном аккаунте. И если власти хотя бы пытаются ловить преступников, то слив личных данных преступникам – действительно страшная практика. К счастью, многие пользователи фильтруют информацию и думают о безопасности, не выкладывая в интернет всю свою жизнь.
Заключение
Нет, не нужно объявлять войну всем виртуальным сетям и становиться аскетом. Мы, здравомыслящие пользователи интернета, должны учиться грамотному подходу к современным технологиям.
А что думаете вы? Как сильно изменились межличностные отношения с приходом социальных сетей?