Социальные акции для подростков

Методические рекомендации «Акция. Социальная акция.»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Методические рекомендации по организации и проведению акций, направленных на пропаганду бесконфликтного общения.

Чрезвычайно важным фактором, влияющим на развитие личности, является активная общественная деятельность.

Данный вид деятельности можно организовать во внеурочном пространстве школы. И тем самым оживить и приблизить, с точки зрения подростковой культуры. Существуют современные формы социальной активности и современного искусства, которые обогащают внеклассную школьную жизнь. Одними из форм, являются акции и флешмобы. Рассмотрим акции.

Акция – активная форма работы, которую проводят участники движения в школах, клубах, на концертах, спортивных праздниках. Цель акции может быть различной: информирование, пропаганда здорового образа жизни, привлечение новых членов движения. Роль членов движения в акциях зависит от её целей и содержания. В одном случае это раздача листовок, буклетов, в другом – проведение ОУ тематического дня, в третьем – участие в телевизионной передаче.

1. Привлечение внимания к существующей проблеме (актуализация). Это может быть проблема, волнующая определенную группу учащихся школы, либо проблема, обозначенная взрослыми для проработки с профилактической целью. Таким образом, ключевым моментом акции является деятельность по привлечению внимания субъектов образовательного процесса к существующей проблеме, в том числе посредством распространения информации.

2. Создание условий для формирования толерантного поведения подростков;

3. Распространение среди субъектов образовательного процесса информации о правилах конструктивного общения.

4. Изучение отношения учащихся (учителей, родителей), к существующей проблеме.
Социальная акция – это реклама возможности повлиять на окружающий мир. Во время проведения социальной акции участники не просто получают информацию о проблемах и бедах, они вместе ищут пути решения этих проблем и методы выживания внутри них, если проблемы неразрешимы.

В школе (классном коллективе) можно проводить следующие виды акций:
— исследовательские: проведение опроса разных групп учащихся, педагогов и родителей;
— рекламные: реклама нравственных и социальных ценностей и т. п.;
— социально–педагогические, воздействующие на изменение сознания, поведения, отношения ученика (учителя, родителя) к чему – либо;
— профилактические, содержанием которых является предупреждение развития кризисных ситуаций, зависимого поведения, формирования вредных привычек и т.п.;

В подготовке и проведении акции можно выделить несколько этапов.
1. Подготовительный этап.

При разработке и подготовке акции целесообразно определить на решение какой проблемы она направлена, кто является ее целевой группой, какова цель и какие задачи она решает. Дети и молодёжь могут быть для взрослых очень ценными консультантами. (Никто так хорошо не объяснит, в чём состоит дефект обуви, как тот, у кого натёрта нога.)

Начиная акцию, организаторы акции должны четко ответить на 3 вопроса.

Первый вопрос: «Чего мы хотим добиться?» (перед началом акции)

— повышения информированности учащихся в вопросах …;

— признания важности продвигаемой акцией идеи;

— привлечения внимания к …;

— вовлечения учащихся в решение социальных проблем;

— увеличения количества участников акции (по сравнению с прошлой акцией);

Второй вопрос : «Что целевая аудитория должны понять?» (в ходе акции)

Третий вопрос : «Какие действия люди должны предпринять?» (после акции).

Также следует уточнить такие организационные моменты как, место и время проведения, форму.

Желательно, чтобы цель акции была сформулирована в виде слогана, девиза – легко и надолго запоминающегося.

В нашей гимназии реализованы акции, в рамках данной темы: «Стоп-Хандра», «Бегом от стресса».

Организационная подготовка любой акции обеспечивается изучением проблемной ситуации и формулировкой проблемы, формированием команды исполнителей, распределением обязанностей и зон ответственности между членами команды.

Методическая подготовка акции обеспечивается определением целей и задач, выбором формы ее проведения, разработкой сценария акции, подготовкой необходимых материалов и атрибутов.

Информационная подготовка социальной акции обеспечивается проведением PR─мероприятий социальной акции. Созданием и тиражированием информационного продукта социальной акции: стикеры, флаеры, плакаты, транспаранты, листовки.

Рекомендации к оформлению информационного материала:

листовка может содержать фразы из молодежного сленга,

составляя призывы к действию можно использовать различные мотивы, которые могут повлиять на выбор ребенка (например: ты хочешь проявить свои лидерские качества, интересно провести свой досуг, научиться новому делу…)

информационный материал, представленный в листовке, должен быть изложен кратко и лаконично, так как человек должен получить максимум информации за короткий промежуток времени.

Психологическая подготовка акции обеспечивается проведением инструктажа для ведущих и команды исполнителей. Важно, чтобы дети (команда) знали общий сценарий проведения акции, ответственных за каждый ее этап.

Основной этап – реализация сценария социальной акции.

Аналитический этап подразумевает подведение итогов акции, определение ее дальнейших перспектив.

Команда проекта подводит итоги и осуществляет анализ социальной акции. Предметом обсуждения является деятельность команды на всех этапах социальной акции. Изучаются успешные и не успешные стороны ее подготовки и проведения, уточняются причины и факторы, повлиявшие на ее результативность, обрабатываются и озвучиваются материалы обратной связи, рассматривается, насколько адекватны были содержание, форма проведения социальной акции ее целям и задачам.

Важно определить дальнейшие перспективы развития сценарного плана акции: целесообразно ли ее повторить, что необходимо усовершенствовать в содержании и технологии ее проведения, можно ли апробированную форму социальной акции «наполнить» иным содержанием.

При проведении акции следует руководствоваться следующими принципами.

Принцип учета возрастных, индивидуальных особенностей целевой группы, иных условий проведения социальной акции.

специальной одеждой участников команды акции (футболка, кепка, галстуки, жилеты, сценарные костюмы);

плакатным, музыкальным и иным оформлением;

другими сценарными эффектами (запуск бумажных змеев, воздушных шаров, фейерверк).

Реализация указанных принципов является важным условием результативности и успешности проведения социальной акции.

При организации акций участие является средством для развития. Подростки и их сообщества не развиваются, будучи пассивными наблюдателями. Только через непосредственное участие они могут развивать способности и навыки, формировать стремления и достигать самоутверждения. Компетенция появляется в результате полученного опыта. Чем значительнее чьё-либо участие, тем более опытным, компетентным и уверенным становится этот человек, что побуждает его к ещё более эффективному дальнейшему участию.

Что помогает, что мешает подросткам самим организовывать акции

Большее понимание проблемы

Личностный рост, развитие

Самоопределение, самореализация, профориентация

Возможность реализовать свою гражданскую позицию

Приобретение навыков, профориентация

Повышение общественного статуса

Приобретение круга общения

Нет доверия со стороны взрослых

Их не воспринимают серьёзно

Нет традиций добровольной работы

Нет организаторских навыков

Страх, что их используют в личных целях

Источник

Содержимое публикации

«С добрым сердцем – на добрые дела!»

Работа на II городской конкурс

Социально – значимых проектов

Ярлыкова Светлана Геннадьевна,

педагог дополнительного образования

Обоснование актуальности и новизны проекта………………5

5.1 Механизм реализации проекта………………………………….6

5.2 Условия реализации проекта……………………………………7

«С добрым сердцем – на добрые дела!»

Проект направлен на оказание помощи незащищенным слоям населения.

Волонтёры МБОУ ДО «ГЦД(Ю)ТТ г. Кемерово» и МБОУ «Лицей № 23» всегда готовы совершать добрые и полезные дела.

«С добрым сердцем – на добрые дела!»

МБОУ ДО «ГЦД(Ю)ТТ г. Кемерово» и МБОУ «Лицей № 23»

Руководитель проектной группы

Ярлыкова Светлана Геннадьевна, педагог дополнительного образования

Срок реализации проекта

Сентябрь 2018 г. – май 2019 г.

Проблема социальной защиты детей-сирот, детей с онкологическими заболеваниями, инвалидов, ветеранов ВОВ и труда.

Благотворительная деятельность – один из основных способов реализации человеком духовной потребности в помощи окружающим и важнейший фактор самоорганизации общества.

Организация благотворительности в образовательном учреждении, как способ формирования культуры социальной помощи подрастающего поколения и решение социальных проблем в современном обществе на примере реализации проекта «С добрым сердцем – на добрые дела!».

Развивать и поддерживать социальные инициативы, направленные на приобретение практического опыта посредством участия в планировании и проведении социально значимых акций;

Формировать нравственные ценности: гуманизм, милосердие, человеколюбие, сострадание;

Уровень нравственности и культуры социальной помощи будет повышаться, если социально – значимые акции организовывать и проводить в системе.

Краткое содержание проекта

Выявление проблемы и её актуальности;

Распределение ролей и обязанностей участников проекта;

Проведение и анализ необходимых опросов;

Определение характера помощи нуждающимся;

Привлечение средств массовой информации к освещению деятельности благотворительного волонтерства;

Подготовка и проведение мероприятий;

Анализ проделанной работы.

Осуществляется за счет средств родителей и учащихся.

Массовое вовлечение детей, подростков и взрослых в благотворительную деятельность;

Оказание социальной помощи детским домам, интернатам, социально – реабилитационным центрам и учреждениям здравоохранения;

Формирование нравственных ценностей учащихся;

Рост социальной и общественной активности волонтеров;

Появление солидарных волонтеров, готовых быть сопричастными к проблемам окружающих.

2. Проблема и актуальность проекта

Эта социальная проблема была и остается чрезвычайно актуальной на сегодняшний день. Мы не можем оставаться в стороне, когда дети и пожилые люди находятся в трудных жизненных обстоятельствах.

Проект мы назвали – «С добрым сердцем – на добрые дела!», потому что так важно делать все, чтобы люди чувствовали себя любимыми и нужными. Социальный проект направлен на оказание помощи детским домам, интернатам, домам инвалидов, социально – реабилитационным центрам и учреждениям здравоохранения.

В основе волонтерского движения, деятельность которого осуществляется в нашем учреждении, такой принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.

Благотворительное волонтерство помогает человеку подняться над собственными проблемами, увидеть беды и заботы других людей, а главное, не проходить мимо тех, кому трудно, дарить радость окружающим, надежду и душевное тепло.

Новизна данного проекта заключается в том, что он предусматривает подготовку добровольцев, начиная с планирования и организации благотворительных мероприятий до их завершения и анализа. Это способствует более осознанному включению волонтеров в добровольческую деятельность.

— Организация благотворительности в образовательном учреждении, как способ формирования культуры социальной помощи подрастающего поколения и решение социальных проблем в современном обществе на примере реализации проекта «С добрым сердцем – на добрые дела!».

— Развивать и поддерживать социальные инициативы, направленные на приобретение практического опыта посредством участия в планировании и проведении социально значимых акций;

— Формировать нравственные ценности:

гуманнность, милосердие, человеколюбие, сострадание, отзывчивость.

5. Методы, используемые волонтерами в социальной практике:

наблюдение, опрос, интервью, убеждение, побуждение, поощрение, просвещение, метод личного примера.

Эти методы являются эффективными на практике для привлечения учащихся в благотворительную деятельность.

5.1. Механизм реализации проекта

Для того, чтобы узнать насколько велик круг участников данной деятельности, нами было проведено исследование в форме анкетирования и опроса. Мы выясняли, какое отношение у ребят к благотворительности и готовы ли помогать лицеисты незащищенным слоям населения.

Данный этап включал работу с организациями, которые нуждаются в благотворительной помощи. Организован для детей детских домов, реабилитационных центров и больниц сбор канцелярии, одежды, обуви, игрушек, проведена информационная поддержка акций, подготовка плановых мероприятий: концертных программ, познавательных викторин, мастер – классов и др. В завершение этапа оценка мероприятий и анализ результатов деятельности.

Этот этап является аналитическим. Нами были подведены итоги проведенных акций, анализ работы и её перспективы. Были выпущены ф оторепортажи, отчеты, презентации о благотворительности проекта.

То, что волонтерская деятельность найдет своих последователей в стенах лицея, мы не сомневаемся. Нужно лишь установить прочные связи внутри ученического, педагогического и родительского коллективов,

Мы считаем необходимым систематизировать работу в данном направлении и наметить основные мероприятия, обязательные к проведению в ходе учебного года и каникул.

92% из опрошенных имеют представление о том, что благотворительность-это полезная деятельность, 96% считают этот вопрос актуальный и 90% хотели бы помогать нуждающимся. Эта проблема волнует не только нас, но является интересом моих знакомых, значит, есть потребность в развитии данного направления деятельности в лицее, во взаимодействии нашей ученической общественности.

5.2 Условия реализации проекта

Проект рассчитан на год.

— воспитанники детских домов, больниц и социально – реабилитационных центров;

— дети с онкологическими заболеваниями;

— ветераны ВОВ и труда.

Срок реализации проекта: сентябрь 2018 г. – май 2019 г.
Ресурсы проекта:

Благотворительные сборы (книги, игрушки, одежда, обувь, канцелярские товары и т.д.);

Миссия проекта – актуализация лучших нравственных качеств участников проекта: доброты, сочувствия, милосердия к детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

оказание социальной помощи детям и ветеранам;

— формирование нравственных ценностей учащихся;

— рост социальной и общественной активности волонтеров;

— появление солидарных волонтеров, готовых быть сопричастными к проблемам окружающих.

Календарный план реализации проекта

— Сбор информации, размещение объявлений,

опрос на тему «Благотворительность», распространение агитационных листовок;

— Литературно – музыкальная гостиная «От всей души примите поздравленья» и акция «Рука помощи» для ветеранов труда Ленинского микрорайона;

— Акция «Поможем детям вместе» для детей и подростков социально – реабилитационного центра «Маленький принц».

— Акция «Тепло души», посвященная Дню инвалида для Дома – интерната;

— Праздничная программа «Мамино сердце», посвященная Всероссийскому дню Матери.

— Патриотическая программа «День героев Отечества» и акция «Никто не забыт»;

— Акция «От сердца к сердцу» для детей онкологии.

— День памяти с ветеранами ВОВ и тружениками тыла «Подвиг Ленинграда»;

— Акция «Рождественские сюрпризы» для воспитанников детского дома № 2.

— Тематический вечер, посвященный истории локальных войн «Солдат войны не выбирает»;

— Военно – спортивная программа «Сыны Отечества» совместно с воспитанниками СРЦ «Маленький принц».

— Литературная гостиная совместно с ветеранами «Есть в марте день особый», посвященный Международному женскому дню 8 марта;

— «Весенняя мозаика» творческая гостиная мастер классов для воспитанников детского дома № 2.

— Акция «Витаминка», посвященная Дню здоровья для детей поликлиники № 7.

Выставка-презентация детского технического творчества «Военная техника глазами детей» совместно с Краеведческим музеем.

— Патриотическая программа совместно с городским советом ветеранов

«Солдаты Великой Победы»

— Акции: « Георгиевская лента» и «Поклон и память поколений» для жителей города.

— Выпуск презентации, фоторепортажа по реализации проекта.

— Трудовой десант по благоустройству территории района и посильной помощи ветеранам и детям – сиротам.

5.3 Экономическое обоснование.

При составлении проектной документации проекта, инициативной группой, совместно с руководителем проекта, рассмотрены все аспекты обеспечивающие экономическое составляющее проекта.

Получив необходимую информацию, оценив и сравнив предлагаемые услуги, подготовлена смета.

Бумага для принтера

Призовой фонд для отличившихся волонтёров:

Спец. одежда для волонтёров:

Принтер, сканер, копир.

Анализируя результаты деятельности, можно сказать, что цель и задачи проекта были достигнуты.

В проекте приняло участие 523 человека.

Оказана социальная (благотворительные сборы) и досуговая помощь (организация и проведение мероприятий)детям – сиротам.

Все мероприятия освещались на сайте. Деятельность, осуществляемая в рамках социальных проектов, направленных на помощь детям – сиротам, инвалидам и ветеранам будет продолжаться.

Мы считаем, каждому человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, важно чувствовать, что он нужен окружающим. Понимая это, он становится оптимистичным и счастливым.

В реализации проекта, мы шли к поставленной цели, решая все задачи. В процессе деятельности по оказанию помощи детям и ветеранам, мы получили большой опыт. Акции и творческие дела нас объединили с одноклассниками и учителями. Мы будем продолжать работу в этом направлении, и привлекать к участию всех ребят и родителей.

Наш проект живет, развивается, и мы уверены, что будет жить долгие годы . Во-первых, мы постоянно поддерживаем тесную связь с Советом ветеранов, Центрами по работе с населением, которые информируют нас о тех, кому нужна помощь. Во-вторых, принимаем активное участие в благотворительных акциях. В-третьих, мы убеждены, что если человек начал делать добрые дела, то они обязательно станут его естественной потребностью.

Аналитический материал по выявлению и устройству детей, оставшихся без родительского попечения // Вестник образования. – 2000.

Крылова Н. Школьное самоуправление перед выбором пути // Народное образование. – 2002. – №7.

Курбатова О. В. Прогнозирование, проектирование и моделирование социальной реальности. Социальная работа: Учебное пособие — Ростов Н/Д, 2003г.

Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации // Вестник образования. – 2000.

Пахомов В.П. «Молодежь обустраивает Россию», Москва – Самара: Издательство «НТЦ», 2002.

Прутченков А. С. Социальное проектирование в воспитательной работе школы // Воспитание школьников. – 2001. – № 9–10; 2002 – № 1–5.

Шпекендорф З. К. Путеводитель по Конвенции О правах ребенка ООН. – М.: Педагогика, 1997.

Источник

Социально-педагогический проект Социальные акции – как средство формирования социальной активности детей и подростков в условиях клуба по месту жительства «Все лучшее – впереди!»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр творчества детей и молодежи Аксайского района

Социальные акции – как средство формирования социальной активности детей и подростков в условиях клуба по месту жительства

Душа каждого ребенка – это уникальный неизведанный

мир, целая планета, на которой зарождаются и крепнут

его первые мечты, стремления и ценности.

В силах взрослых повлиять на ту форму, которые примут

эти первые плоды духовной работы ребенка.

Главное помнить, что у каждого человека свои звезды.

«Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто жить готовясь, в детстве не живет.

Зубкина Татьяна Александровна, педагог-организатор клуба по месту жительства «Родник» МБУ ДО ЦТДМ АР

Цель проекта: создание условий для развития социальной активности детей и подростков посредством включения их в деятельность по реализации социальных акций в условиях клуба по месту жительства

изучить теоретические основы и инновационный опыт по теме проекта;

выявить и обосновать комплекс педагогических условий, способствующих успешному формированию социальной активности в процессе социально-значимой деятельности;

обобщить имеющийся опыт по теме проекта, как основы формирования социальной активности детей и подростков;

спроектировать модель развития социальной активности у детей и подростков в условиях клуба по месту жительства

Направленность проекта: практико-ориентированный

Проблема состоит в выявлении, теоретическом обосновании комплекса эффективных педагогических условий для успешного развития социальной активности детей и подростков в процессе социально-значимой деятельности в условиях клуба по месту жительства

понять структуру, осмыслить содержательную характеристику понятий «социальная активность», «социальная акция» и выявить специфику ее развития в условиях клуба по месту жительства;

получить модель развития социальной активности у детей и подростков в условиях клуба по месту жительства;

систематизировать материалы по теме и проблеме проекта (формы, методы и средства развития социальной активности детей и подростков в процессе организации и проведении социальных акций в условиях клуба по месту жительства)

для воспитанников и обучающихся:

мотивация и способность включаться в деятельность высокого уровня, например, проявлять инициативу, брать на себя ответственность;

готовность включаться в субъективно значимые действия;

способность использовать свои выводы при выборе стратегии собственного поведения;

адекватное понимание того, как функционируют организация и общество, где живет человек и работает, и адекватное восприятие собственной роли и роли других людей в организации и в обществе в целом;

систематизированный материал по теме «Социальные акции – как средство формирование социальной активности детей и подростков в условиях клуба по месту жительства», которым может быть использован…..

Этапы реализации проекта

Теоретическая разработка проекта :

анализ проблем, определение задач и стратегии проекта;

определение составных частей проекта, формулировка целей и задач, определение критериев результативности проекта, установление последовательности

мероприятий, распределение обязанностей членов проектной группы;

презентация проекта и информирование участников проекта по поводу концепции и плана реализации проекта;

формирование положительной мотивации на сотрудничество у участников проекта;

Результат реализации I -го этапа – сформирована концепция проекта

диагностика уровня социальной активности обучающихся и воспитанников клуба;

разработка модели развития социальной активности у детей и подростков в условиях клуба по месту жительства «Родник»;

обобщение опыта проведения социальных акций на базе клуба по месту жительства «Родник»;

оформление проектной папки

Результат II этапа модель развития социальной активности у детей и подростков в условиях клуба по месту жительства «Родник» , презентация обобщения опыта проведения социальных акций

анализ реализации проекта поэтапно

анализ эффективности реализации Проекта

определение перспектив развития проекта

Результат III IV этапов – портфолио проекта (систематизированный материал по теме проекта)

Обоснование концептуальной идеи и актуальности проекта

В современных условиях, когда российское общество переживает сложный период социокультурных трансформаций, демократизации, включения в систему рыночных отношений, на первый план выдвигаются проблемы подготовки человека к сознательному участию в жизни социума, формирования его социальной и культурной компетентности, готовности к самостоятельному жизненному выбору. Преобразования в России определяют становление личности, одной из важнейших характеристик которой выступает активность в постижении социальной действительности, способность к проявлению ответственности и инициативности.

Особое место в этом направлении занимают клубы по месту жительства (входящие в систему дополнительного образования), работа которых строится, прежде всего, с учётом интереса детей и предполагает развитие их инициативы и общественной активности.

В клубах по м/ж рождается культура межличностных отношений и совместной деятельности, осуществляемой в групповых и коллективных формах; гармонизация индивидуальных, групповых и коллективных интересов; активная жизненная позиция: самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование, самореализация, творческое саморазвитие. Обладая активной жизненной позицией, личность станет полноценной составляющей общества направленной, на творческое преобразование окружающей действительности.

Неотъемлемой частью воспитательного процесса в клубе является социализация детей посредством включения обучающихся в активную социальную деятельность. Наиболее распространенной формой являются социальные акции, направленные на формирование социокультурной среды, создание условий, необходимых для всестороннего развития личности.

Теоретические основы проекта

Характеристика социальной активности личности.

Три основных критерия социальной активности:

второй критерий характеризует меру, глубину принятия, усвоения ценностей. Личность может принимать ценности на уровне чувств, настроений, знаний или волевых устремлений. Выражением связи знаний, Чувств и воли, обеспечивающим социальную активность, являются убеждения личности, ее социальные установки;

третий критерий раскрывает особенности реализации ценностей. Показателями выступают характер и масштабы, результаты, формы деятельности.

Важнейшим структурным элементом является рефлексия как познание и анализ личностью собственного сознания и деятельности. Рефлексия выступает в качестве одного из механизмов развития интеллектуальных новообразований и организации межличностного взаимодействия.

Сущность социально-активного поведения.

Социальная активность реализуется в виде социально-полезных действий, под влиянием мотивов и стимулов, в основе которых лежат общественно значимые потребности. Субъектом-носителем социальной активности выступает человек, социальная группа и другие общности. Социальная активность развивается через систему связей человека с окружающей социальной средой в процессе познания, деятельности и общения. Являясь динамичным образованием, социальная активность может иметь различную степень проявления. Тот или иной уровень социальной активности зависит от соотношения между социальными обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность.

Социальная активность связана с превращением интереса в фактор действия, с познанием, целеполаганием и преобразованием действительности, обусловлена деятельной природой человека, противоречием между условиями существования и объективными потребностями личности и направлена на ликвидацию несоответствия между потребностями и условиями бытия субъекта. Социальная активность личности тесно связана с внутренней мотивацией поведения индивида, его устремлениями, потребностями и интересами.

Признаки активности: 1) отсутствие безразличия к существенным, жизненно важным воздействиям внешней среды (в отличие от простой реактивности, т. е. неизбежного реагирования на несущественные перемены во внешней среде; 2) наличие комплекса свойств, обеспечивающих самодвижение социальной материи, выражающихся в самодетерминации, самоопределяемости социальных систем, в их способности к саморегуляции, самоорганизации, самосохраняемости, самовоспроизведению, саморазвитию и т. п.; 3) направленность воздействия на среду, связанная с преодолением в доступных для социосистем формах внешних разрушающих сил; 4) ориентированность системы в будущее — свойство, раскрывающееся в понятии «перспективная активность» и реализующееся в «опережающем отражении действительности», или модели «потребного будущего»; 5) выбор системой характера поведения в изменчивых условиях внешней среды. Совокупность данных свойств характеризует механизм, обеспечивающий социальным системам самостоятельную силу реагирования. Эту силу правильнее обозначить термином активность

Методики и технологии формирования социальной активности.

Формирование социальной активности осуществляется только в процессе включения личности в деятельность. Социальная активность проявляется в активной жизненной позиции. Механизм формирования социальной активности заключается в следующем. Прежде всего, необходимы знания, представления о том или ином явлении. В образовательном процессе – это система ценностей. На основе полученных знаний у школьника складываются представления о необходимости участия в той или иной деятельности. Чтобы появилось осознанное стремление к участию в деятельности, необходимо развитие социальных чувств. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и поэтому влияют на прочность формируемого качества. Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках и поведении. Таким образом, формируется активная жизненная позиция школьника, проявляющаяся в социальной активности.

Для формирования социальной активности обучающихся необходимы следующие условия:

1. Развитие самостоятельности, стимулирование активности обучающихся.

2. Развитие мотивации.

3. Включенность обучающегося в коллектив, организация совместной деятельности.

4. Учет индивидуальных особенностей обучающихся.

5. Выстраивание субъект-субъектных отношений в процессе образовательной деятельности.

6. Создание благоприятного социального пространства.

7. Гуманистические отношения в коллективе.

Используются индивидуальная работа, работа в малых группах, групповая работа.

Условия формирования социальной активности:

1. Развитие самостоятельности, стимулирование активности обучающихся и воспитанников

2. Развитие мотивации.

3. Включенность обучающегося в коллектив, организация совместной деятельности.

4. Учет индивидуальных особенностей детей и подростков.

5. Выстраивание субъект-субъектных отношений в процессе деятельности.

6. Создание благоприятного социального пространства.

7. Гуманистические отношения в коллективе.

Используются индивидуальная работа, работа в малых группах, групповая работа.

Формы работы: творческие работы; мастер-классы; работа в малых группах, флеш-мобы, соц.опросы, игры, тренинги и т.д.

Диагностика аспектов социально активной позиции учащихся.

Индивидуальность составляют: темперамент, характер, интересы, интеллект, восприятие, понимание, принятие, оценка самого себя, других людей, потребности, способности.

Определить уровень мотивации одобрения можно с помощью сопряженного варианта шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу, состоящей из 20 суждений. Изучение потребностей осуществляется с помощью метода интервью, беседы. Можно использовать опросники, анкеты.

Можно использовать следующие диагностики:

Экспресс-диагностика уровня социальной изолированности личности (Д. Рассел и М. Фергюссон)

Диагностика реальной структуры ценностных ориентации личности (С. С. Бубнова)

Диагностика волевого потенциала личности

Диагностика мотивационной структуры личности (В. Э. Мильман) и т.д.

Диагностику необходимо проводить как на начальном этапе работы, так и после ее завершения.

Компонент когнитивный отслеживается при помощи тестов достижений.

Компонент мотивационный диагностирован при помощи методики «Изучение художественно-эстетичекой потребности», разработанной В.С.Аванесовым и методики «Познавательной потребности» В.С. Юркевич.

Компонент коммуникативный отслеживался на основе методики выявления коммуникативных отношений склонностей учащихся (модифицированный тест КОС).

Эмоциональный компонент изучен при помощи «Цветописи» Лутошкина, через изучение эмоционального состояния детей в начале и в конце занятия.

Креативный компонент социальной активности может быть отслежен на основании методики диагностики уровня творческой активности учащихся (М.И. Рожков, Ю.С. Тюнников, Б.С. Алишев, Л.А. Волович).

Технология проведения социальной акции

Социальная акция – один из видов социальной деятельности, целями которой могут быть:

— привлечение внимания общества к существующей социальной проблеме. Это может быть проблема, волнующая определенную группу населения (молодежь, пожилых людей). Это может быть проблема, волнующая какое-либо профессиональное сообщество. Это может быть проблема жителей конкретной территории. Это может быть проблема, требующая привлечения внимания органов исполнительной и законодательной власти.

Таким образом, ключевым моментом социальной акции является деятельность по привлечению внимания общества к существующей проблеме, в том числе посредством распространения информации.

При разработке и подготовке социальной акции целесообразно ответить на следующие вопросы:

— на решение какой проблемы направлена социальная акция;

— кто является ее целевой группой;

— какова цель социальной акции, и какие задачи она решает;

— когда и где проходит социальная акция: на улице или в учреждении;

— какова форма социальной акции: шествие, концерт, митинг,

уличное действие, акция в транспорте и т.п.

Как подготовить и провести социальную акцию?

Можно выделить 3 этапа в подготовке и проведении социальной акции.

1 этап : подготовительный.

Цель этапа: организационная, информационная, методическая, психологическая и финансовая подготовка социальной акции.

Организационная подготовка социальной акции: (кто за что отвечает).

Информационная подготовка: подготовка и рассылка статьи, интервью, и т.п.), подготовкой, изданием и тиражированием информационного продукта социальной акции: буклеты, календари, плакаты, транспаранты и т.п.

Методическая подготовка обеспечивается определением целей и задач социальной акции, выбором формы ее проведения, разработкой сценария социальной акции, подготовкой необходимой атрибутики социальной акции (футболки, значки, кепки, флажки и т.п.).

Психологическая подготовка обеспечивается проведением инструктажа для ведущих и команды исполнителей. Важно, чтобы члены команды знали общий сценарий проведения социальной акции, ответственных каждого ее этапа.

Финансовая подготовка обеспечивается составлением сметы расходов социальной акции, утверждением и согласованием ее с организаторами.

Цель этапа: реализация сценария социальной акции.

При проведении социальной акции следует руководствоваться следующими принципами:

Принцип личной и социальной ответственности. Плохое выполнение порученного дела поставит под угрозу эффективность и результативность всей акции. Социальная ответственность – понимание того, что проведения акции, ее результаты и последствия не оказали отрицательного воздействия на целевую группу.

Принцип учета возрастных, индивидуальных, социокультурных особенностей целевой группы, иных условий проведения социальной акции.

Основополагающими характеристиками командных отношений является партнерство и сотрудничества

Принцип самореализации. Участие в социальных акциях создает условия для творческой самореализации личности, позволяет проявить способности в разных сферах деятельности.

Принцип наглядности и зрелищности.

Реализация данного принципа может обеспечиваться специальной одеждой участников команды акции (футболка, кепка, галстуки, жилеты, сценарные костюмы и т.п.), плакатным, музыкальным и иным оформлением, другими сценарными эффектами (запуск бумажных змеев, воздушных шаров, фейерверки т.п.).

3 этап: аналитический.

Цель этапа: подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив.

-составление итогового отчета о проведении социальной акции;

-составление финансового отчета по социальной акции;

-подготовка статьи по результатам социальной акции: пост информационное сопровождение социальной акции;

«Коммуникативные и организаторские склонности»
В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС)

Инструкция: на каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-).

Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?

Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?

Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?

Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?

Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?

Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?

Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?

Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?

Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?

Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?

Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

Верно ли, что у Вас много друзей?

Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

Правда ли, что Вас пугает перспектива оказаться в новом коллективе?

Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов и интерпретация

Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики, затем вычисляются оценочные коэффициенты отдельно для коммуникативных и организаторских способностей по формуле:

С – количество совпадающих с ключом ответов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *