Социальное волонтерство примеры акций
Лучшие волонтерские программы
в 2021 году
Penguin watch
Не вставая с кровати, можно присматривать за пингвинами : считать их и их птенцов, наблюдать за их жизнью, а также общаться в чате с любителями этих очаровательных птиц.
Волонтерство в Эрмитаже
Создание волонтерской службы было приурочено к 300-летию Санкт-Петербурга: тогда волонтеры помогали в проведении праздника и с тех пор принимают активное участие в жизни музея. Волонтеры занимаются разнообразной работой, не требующей специальной подготовки.
Todogood
Проект позволяет применить свои таланты и профессиональный опыт для помощи социальным организациям. Если у вас есть опыт от 2-х лет в сфере маркетинга, digital, аналитике и свободное время от 5 часов в неделю и желание помогать, смело заполняйте анкету на сайте.
ProCharity — платформа интеллектуального волонтерства, созданная фондом Друзья и Mastercard. Суть проекта заключается в том, чтобы объединить талантливых волонтеров и благотворительные фонды.
Участвовать просто: ежедневно различные НКО размещают на платформе задания в сфере маркетинга, стратегического консалтинга, юридических услуг, финансов, обучения и тренингов, дизайна и верстки, IT, фото и видео, переводов. После публикации заданий все желающие могут откликнуться на то, что им интересно, а фонд выберет подходящего исполнителя. За выполнение задания волонтер получает виртуальные баллы, которые можно обменять на ценные бонусы от партнеров проекта.
Вместо вывода
Сегодня абсолютно каждый может найти волонтерскую программу себе по душе практически в любой сфере: от IT и финансов до маркетинга и дизайна. Немаловажно, что благодаря волонтерству люди не только помогают окружающим, но и развивают свои профессиональные навыки и реализовывают социально значимые проекты.
Волонтерские проекты в России: куда поехать летом 2021 года
Я впервые стал добровольцем во время Олимпийских игр в Сочи. С тех пор почти каждый год участвую в волонтерских проектах, с которыми путешествую по России.
На Олимпиаде-2014 я помогал журналистам и переводчикам на хоккейном стадионе. Пару раз провел короткие интервью с игроками и тренером чешской сборной. В том же году на месяц уехал в археологическую экспедицию в Тыву — республику на границе с Монголией. Это был большой проект, который организовывало Русское географическое общество. В экспедицию отправились сотни людей, в том числе иностранцы. Мы жили в армейских палатках, участвовали в археологических раскопках и общались с местными жителями, которые до сих пор живут в юртах. Я побывал в уникальном месте, куда вряд ли поехал бы самостоятельно.
В таких поездках волонтеры не пытаются увидеть все и сразу — они подолгу живут в одном месте и погружаются в его атмосферу. В среднем проекты длятся от недели. За это время можно познакомиться с бытом и традициями разных народов и без спешки погулять по новым местам. Для добровольцев, которые много времени проводят за компьютером, это возможность заняться физическим трудом на природе.
Волонтеры не задумываются о выборе отеля, планировании маршрута и других мелочах, которые приходится учитывать в обычном путешествии. Организаторы проектов заранее все продумывают и часто оплачивают проживание и питание участников. В большинстве случаев волонтеры покупают только билеты на поезд или самолет. Иногда дополнительно делают взнос за участие.
Каждый год в России организуют десятки волонтерских проектов: в национальных парках, заповедниках, местах, где расположены памятники архитектуры. Заявки на участие в летних программах начинают принимать еще зимой, и иногда свободные места сразу заканчиваются.
В статье я расскажу о 10 интересных проектах, в которых еще можно успеть поучаствовать в 2021 году. Они пройдут в разных регионах России:
Где ждут волонтеров
Организатор: Музейный добровольческий десант.
Чем занимаются волонтеры: помогают в мемориальном лесу заповедника, например пилят ветки и убирают старые деревья. Утром для добровольцев проводят краткий инструктаж. После 15:00—16:00 работа заканчивается.
Что посмотреть. Вечером волонтеры гуляют по усадьбе, посещают музеи на территории или ездят в Тулу. Сотрудники заповедника могут пригласить добровольцев на экскурсию по оранжерее, лекцию или другое мероприятие.
Выходные в Ясной Поляне — отличный вариант для первого волонтерского опыта. Проекты там длятся всего несколько дней, это недалеко от Москвы, и созданы комфортные условия для добровольцев. Для такого путешествия даже не нужно брать отпуск или покупать палатку.
Сроки: с июня по октябрь.
Расходы. Волонтеры бесплатно живут в гостинице при музее с пятницы по воскресенье. В ней есть все удобства, в один номер селят несколько участников.
Волонтеры завтракают и ужинают за свой счет. В Ясной Поляне есть магазин и несколько кафе, в том числе прямо в гостинице.
В выходные для добровольцев готовят походный обед на костре. Можно взять на проект свою посуду, если не хотите пользоваться одноразовой.
Топ-10 волонтёрских акций 2020 года
Пандемия коронавируса в 2020 году заставила волонтёров адаптировать свою деятельность под новые реалии. Сначала добровольцы доставляли медикам обеды и средства индивидуальной защиты, помогали открывать новые корпуса больниц. Затем они взяли опеку над пенсионерами на самоизоляции. Волонтёры помогали тушить крупные пожары и ликвидировали их последствия. Важную роль добровольцы сыграли в организации различных акций, посвящённых празднованию 75-летия Великой Победы. Благодаря поисковым отрядам были перезахоронены останки погибших советских солдат, а воинские могилы за рубежом уже который год поддерживаются в идеальном состоянии. Полностью охватить все волонтёрские акции невозможно, но Ruposters отмечает лучшие из них.
«Молодёжка ОНФ» — #МыВместе
На горячую линию поступило более 4,2 млн обращений, к региональным штабам помощи присоединились 183 294 волонтёра, они оказали помощь 4,6 млн человек. 9708 партнёров, среди них — крупные коммерческие бренды, локальные компании и НКО. Всего в мероприятиях акции было задействовано до 20 млн россиян. Акция стала драйвером феномена гражданского участия в стране.
Волонтёры «Молодёжки ОНФ» в рамках акции #МыВместе неоднократно оказывали в 2020 году адресную помощь коллективам медицинских клиник и больниц. В одних регионах персонал больниц, работающих с короновирусными пациентами, обеспечивают бесплатными обедами и продуктовыми наборами, в других — довозят из дома на работу или после смены домой. В 69 регионах страны сформированы группы оперативного реагирования для помощи коллективам больниц, где идёт перепрофилирование корпусов под приём больных коронавирусом и пневмонией.
В Липецкой области волонтёры доставляли бесплатные обеды медицинским работникам Центра СПИДа, Областной инфекционной больницы, Кожно-венерологического диспансера, Интерната для пожилых и инвалидов, Станции скорой медицинской помощи и персоналу Липецкой городской больницы скорой медицинской помощи № 1.
В Северной Осетии волонтёры помогали переоборудовать терапевтическое отделение ЦРБ Пригородного района в коронавирусное. В Перми добровольцы совместно с птицефабрикой «Пермская» доставляют продуктовые наборы для врачей Краевой детской клинической больницы и ГКБ № 4.
В рамках всероссийской акции #МыВместе 10 человек из команды «Молодёжки ОНФ» вызвались помочь медикам больницы ГКБ им. Виноградова, где 13 апреля открылся терапевтический корпус для приёма 240 пациентов. Активисты занимались переоборудованием палат, оформлением ванных комнат и санузлов.
Участники команды «Молодёжки ОНФ» в рамках проекта #МыВместе берут под опеку пожилых, одиноких и маломобильных жителей, чтобы помогать им в период распространения коронавируса с бытовыми и другими вопросами.
В Омской области участники «Молодёжки ОНФ» взяли шефство над труженицей тыла Пелагеей Тимофеевной Касьяновой. Во время пандемии волонтёры несколько раз навещали её, чтобы передать необходимые лекарства и продукты.
В Оренбургской области участники региональной команды «Молодёжки ОНФ» взяли шефство над пожилой женщиной с онкозаболеванием. Первый раз она обратилась в штаб с просьбой помочь ей добраться в больницу на необходимые процедуры. Самостоятельно сделать это в инвалидной коляске крайне проблематично.
Добровольцы региональных штабов помощи #МыВместе провели 9 мая акцию «Вам, родные» — в 84 регионах страны они поздравили ветеранов Великой Отечественной войны с Днём Победы. Волонтёры дарили ветеранам георгиевские ленточки, цветы и праздничные корзины, в составе которых были красная икра, рыба, молочные и колбасные изделия, мёд, конфеты, чай, сок, овощи и фрукты. Наборы сформированы благодаря пожертвованиям в фонд акции #МыВместе. На закупку необходимых продуктов было выделено 162 миллиона рублей. Волонтёры поздравили с юбилеем Победы 44 447 ветеранов.
«Волонтёры Победы» — акция «Голубь мира»
Всероссийское общественное движение «Волонтёры Победы» 24 июня провело акцию «Голубь мира». Тысячи жителей России выкладывали в социальные сети фотографии бумажных птиц как символа мирной жизни со словами благодарности. Контент пользователи соцсетей публиковали с хештегами #Γoлyбь Mиpa, #РадостьПобеды, #2020.
В Псковской области создатель местной школы рисования Анастасия Баринова провела мастер-класс по созданию изображения голубя. В Брянской области волонтёры выпустили в воздух 170 голубей.
Майкопчане также присоединились к всероссийским акциям «Я рисую мелом» и «Голубь мира», посвящённым 75-летию Великой Победы. Местом для творчества стала площадка перед городским Домом культуры.
В Москве птицы, символизирующие мир на Земле, взлетели в небо возле Музея Победы на Поклонной горе. В акции приняли участие и дети, и взрослые. В небо участники проекта одновременно выпустили более 200 белых и серых голубей.
«Волонтёры Победы» — акции «Письмо Победы» и «Однополчане», международный субботник 20 июня
«Волонтёры Победы» из России и 46 государств 9 мая, в день 75-летия Победы, поздравили более 50 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны.
Участники движения организовали сразу несколько разных мероприятий: поздравляли ветеранов по телефону, дарили им цветы, устраивали под окнами их домов концерты, провели масштабные акции «Письмо Победы» и «Однополчане».
«Волонтёры Победы» со всего мира занялись благоустройством воинских захоронений и памятников. 20 июня в рамках Года памяти и славы прошёл международный субботник. Активисты из России и стран зарубежья за один день привели в порядок более 5 тысяч памятных мест, могил ветеранов Великой Отечественной войны. Добровольцы за рубежом взяли шефство над могилами советских воинов.
В России «Волонтёры Победы» всю неделю благоустраивали аллею Славы на кладбище Ноябрьска в Ямало-Ненецком АО, где похоронены участники ВОВ. В Москве приведена в порядок могила Шестопалова Михаила Семеновича — участника Великой Отечественной. А в Иркутской области волонтеры Победы убрались на старом ангарском кладбище, где похоронено 40 000 человек.
Всероссийский студенческий корпус спасателей — тушение пожаров в Рязанской, Ростовской областях и Забайкальском крае
После пожара на складах хранения боеприпасов команда ВСКС прибыла в Рязанскую область, чтобы помочь людям, эвакуированным в пункты временного проживания. Студенты-спасатели помогали специальным службам в тушении отдельных очагов возгораний сухой травы для недопущения распространения огня в населённые пункты, проводили разведку возгораний с последующим тушением.
Как подготовить и провести волонтерскую акцию? Инструкция руководителя Даниловцев
Для примера возьмем развлекательную акцию с элементами просвещения для жителей одного городского района. Часто благотворительные организации проводят такие акции для привлечения внимания к той или иной социальной проблеме, для популяризации своего бренда или для сбора пожертвований
О чем важно помнить?
Каждому организатору волонтерской деятельности необходимо помнить об основных принципах:
Первое, что следует сделать – минимизировать риски. О рисках необходимо помнить всегда. Проблемы, возникшие при проведении акции, и тем более ее безрезультатность – это основной и самый сильный демотиватор волонтеров. Дело в том, что добровольцы вкладываются бесплатно, и если что-то идет не так, то их труд, а на самом деле дар общему делу, обесценивается.
Для примера приведу три наиболее очевидных риска. Первый состоит в том, что на акцию придет мало участников или она вообще будет сорвана. Чтобы риск уменьшить, следует, к примеру, оценить местность с точки зрения доступности для участников, получения организаторами всех необходимых разрешений, чтобы внезапно не получить запрет на уровне администрации или полиции.
Второй риск в том, что аудитория придет “холодная”, не готовая к активному участию в акции. Как правило, у организаторов мало возможности предварительно “разогреть” участников. Но в их силах правильно оценить аудиторию и проработать сценарий в соответствии с оценкой. Волонтеры должны знать, кто их ждет и понимать, что делать.
Третий риск – это срыв праздника или сложности с его проведением в связи с погодными условиями. Минимизировать этот риск можно, договорившись о возможности оперативно переместиться в помещение (библиотеку, клуб и др.) или заранее приготовить шатер.
Важно то, что риски следует оценить заранее и продумать свои действия по их минимизации.
Сформулируйте желаемый результат
Второе, что мы делаем – формулируем возможный результат нашей волонтерской работы в максимально предметных категориях. Когда мы начнем приглашать волонтеров, следует предлагать им нечто максимально конкретное и понятное, то, что согласуется с нашей общей миссией, и что они могут соотнести со своими силами.
Например: “Мы хотим провести акцию для сбора пожертвований на благотворительные программы нашего фонда. На акцию придут минимум 50 детей и их мамы. Это реальные люди, и они ждут праздника. Мы сможем занять детей играми, а взрослым рассказать о наших благотворительных программах».
Или: “Мы планируем провести акцию в офисе крупной бизнес-компании. К нам придет ее руководитель. Мы сможем завоевать его доверие, и тогда они смогут стать нашими спонсорами». Возможен и такой результат: «На акции будет много СМИ. Благодаря им жители города узнают о работе нашего фонда, обратят внимание на ту социальную проблему, с корой мы работаем».
Организатору акции следует предпринять все усилия, чтобы этот результат был достигнут! Тогда волонтер придет еще раз!
Напишите волонтерские вакансии
Как правило, организаторы акции имеют план ее проведения. Для привлечения волонтёров этого недостаточно. Следует подготовить описание волонтерских вакансий, то есть, превратить план в своего рода сценарий – разложить на простые дела и составить таблицу. Таблица должна содержать графы: описание конкретного простого дела, адрес и время, условия участия, что иметь с собой, с кем связываться по работе, количество людей.
Например, может быть такое дело: “Нужен волонтер-фотограф на акцию, которая состоится в субботу, 12 марта с 10:00 до 14:00, в парке на ул. Цветочная. Важно сфотографировать людей, участвующих в мастер-классах и других активностях, баннер фонда, общие планы, по которым можно будет составить представление о количестве участников мероприятия. Благодаря красивым фотографиям, мы сможем сделать хороший отчетный пост. Координатор акции – Иван Васильев, моб. 8(901)123-4567.”
Так расписывается вся акция. Предполагаемая нагрузка на каждого волонтера 50%. То есть, на каждое дело набирается 2, а если дело ответственное – 3 человека, чтобы в случае отказа одного волонтера, оставшиеся справились.
В итоге мы понимаем, сколько волонтеров участвуют в подготовке и проведении акции, и что будем каждому из них предлагать.
Создаем мотивационный рекламный текст с таблицей вакансий
Наша задача не просто переслать потенциальным волонтёрам нашу таблицу, мол, найдите свое место и приходите. Наша задача – привлечь людей, объяснить им смысл, показать результат акции и дать понять, что без волонтеров акция не состоится. Благодаря мотивационному тексту волонтер должен принять решение об участии.
При составлении такого текста следует помнить, что мотивация волонтеров – это всегда личные (непредсказуемые для организаторов) ответы на ключевые вопросы:
Вопросы о личной выгоде в волонтерстве не является ключевыми! Ответы на них не в состоянии дать достаточного волевого усилия. Хотя подобные вопросы для многих важны.
На вопросы о делах, времени и месте волонтеры найдут ответы в таблице. Желательно предложить волонтерам электронную регистрацию и сразу предложить выбор своей вакансии. Если человек подписывается под какое-то конкретное дело, то ему сложнее отказаться.
В рекламном тексте для волонтеров необходимо указать контакты ответственного лица – организатора, знающего готовящуюся акцию и способного отвечать на вопросы.
Распространяем призыв (рекламу) и готовимся в режиме онлайн принимать ответы
Следует распространить мотивационный текст и таблицу вакансий, прежде всего, в вашем сообществе, то есть, среди тех, кто о вашей организации что-то знает и вам доверяет. Если есть возможность распространить где-то еще, то этим надо воспользоваться.
Перед началом призыва необходимо быть готовым сразу принимать отклики и отвечать на вопросы. Распространить рекламу и через пару дней заглянуть в почтовый ящик, чтобы увидеть ответы – никуда не годится. Современные средства связи позволяют доносить информацию мгновенно, и многие люди не любят ждать. Они могут захотеть участвовать, но им важно будет получить подтверждение или ответ на волнующий вопрос. Лучший способ сбора ответов – электронная регистрация. В итоге вы получите таблицу со всеми ответами.
Собирайте и обрабатывайте контакты волонтеров
Если волонтеры известны вам, и они опытные, то они могут просто записываться в пустые ячейки вашей таблицы. Если нет, то с каждым человеком, готовым принять участие, хорошо бы поговорить лично. Или списаться. И после согласия и прояснения всех вопросов можно утвердить списки волонтеров. Новичков следует прикреплять к опытным волонтерам. И самих по себе не нагружать.
На важные рабочие позиции приглашайте запасных волонтеров. Не напарников, а именно запасных. Но с ними необходимо обговорить время, когда вы им заранее объявите о их участии или неучастии. Например, если за сутки основной волонтер не отказался, и вы не подтвердили участие запасного, значит он в этой акции не участвует. Тот волонтер, что назначен основным, может отказаться от участия не позднее, чем за сутки.
Мотивированные люди, которые дали согласие участвовать, – это основа команды. И это даже команда с запасом. Вам надо их собрать. На этом этапе вы создаете чат команды под конкретную акцию, где будете управлять командой. В чате не должно быть ни одного лишнего человека. Участникам сразу предлагаются правила работы в чате. Главное тут – минимизация пустословия. Либо в чат пишут только модераторы, а вопросы волонтеров обсуждаются в личных сообщениях. Либо договариваются писать только по делу.
Для всей команды публикуется два документа: таблица по вакансиям с исполнителями и их контактами, и сценарий акции по ролям с указанием времени, адреса, задачами, сроками, описанием инвентаря и т.д. Все участники должны видеть всю картину и роли других волонтеров.
Если акция сложная, нужна репетиция. Она сплачивает команду и ясно выявляет проблемы сценария. Репетиция может быть короткой в виде проговаривания по ролям сценария. А может быть полномасштабной репетицией на месте проведения акции.
На репетиции следует проработать позиции и перемещения на локации, рабочие связи, публичные речи и выступления, формулировки заданий волонтерам, обеспечение инвентарем и расходными материалами и т.д. Важно с людьми проговорить все мелочи. Где и как питаться? Как одеться? И так далее. После репетиции собирается обратная связь от волонтеров и вносятся корректировки в сценарий. Важная часть репетиции – инструктаж всех участников, в том числе по правилам безопасности.
Если репетиция была не на месте проведения акции, то нужен осмотр места всей командой. Это не только знание, но и эмоциональная привязка к площадке и людям, начальная включенность в мероприятие. Осмотр можно сделать за час-полтора до начала акции, можно совместить с оповещением жителей двора о предстоящей акции.
В самый день с утра организатор всем пишет: “Привет. Мы начинаем. Всех жду там-то и во столько-то. Если кто-то из вас заболел или по каким-то другим причинам не сможет прийти, сразу мне отпишитесь”. В положенное время на выбранном месте в соответствии со сценарием вы проводите акцию. Если была репетиция, то больших проблем быть не должно.
И во время акции и после, организатор благодарит волонтеров, поддерживает их. Если кто-то из волонтеров уходит раньше, то хорошо попрощаться лично и поблагодарить. Хорошо, когда организатор акции не включен в саму акцию, а как бы всегда находится над всей ситуацией и готов решать возникающие проблемы.
После акции хоть на несколько минут следует собрать всю оставшуюся на месте команду, показать им результат и поблагодарить. Предложить желающим откликнуться и дать обратную связь. Если дело было непростое, то следует предложить пойти вместе в кафе и обсудить, дать возможность выразить свои чувства.
Что делать после акции?
В день акции вечером или на следующий день следует написать письмо всей команде с благодарностью. Это письмо носит исключительно эмоциональный характер: “Мы молодцы, все прошло хорошо, было много добрых слов и т.д.» В письме следует попросить волонтеров дать обратную связь. Обратная связь нужна рациональная, чтобы по свежим следам понять проблемы и сразу зафиксировать их.
В течение нескольких дней после акции следует написать развернутую благодарность с описанием результата, которое включает статистику, качественные результаты, фото. Должна быть отсылка к тем результатам, на которые мы ориентировались перед праздником. Следует связать просьбу стать волонтером и то, что было сделано. В нашей благодарности мы предлагаем и отклики жителей в пересказе или прямой речи, аудио- или видеозапись. И тут же дается ответ на обратную связь. В этом послании можно пригласить команду к участию в следующем мероприятии, но пригласить максимально конкретно, назвать дату, место.
По свежим следам организатор акции делает пометки в базе волонтеров. Справился – не справился. Кому стоит предложить лидерство – кто к этому предрасположен, и для кого это будет признанием и поощрением. И так далее.
Если все сказанное произошло, то команда сама не захочет расставаться. После мероприятия можно предложить волонтёрам “потусить” в кафе, даже если не все смогут. Между мероприятиями важно встретиться для “докручивания” того или иного сценария или обсуждения новых идей.