социальная жизнь основные элементы социальной жизни
Базисные элементы социальной жизни.
Своеобразие социологии как самостоятельной науки среди других общественных наук находит свое выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения – сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности-социума как объекта социологии. Социология изучает социальную жизнь общества, т. е. такую область отношений как отношений между более или менее широкими общностями людей (классы, социальные группы, нации и народности, коллективы и т. д.) и самими людьми, выступающими в качестве представителей этих общностей.
1.Понятие социального и социальной жизни общества.
2.Социальное действие и взаимодействие.
3.Социальные институты, социальные группы и социальные общности.
Определение социологии как науки об обществе еще не дает ответа на вопрос о специфическом объекте и предмете данной науки, об особом социологическом способе изучения общества. В этом плане принципиальное значение имеет уяснение содержания понятие «социальное».
Что такое социальное? В обыденном сознании понятие «социальное» отождествляется с понятием «общественное». С этим связано и то, что термин « социология» часто употребляется в предельно широком смысле слова, включая в себя все или почти все общественные науки, выступая как синоним всего обществознания. Точно также и понятия «социальное», «социальные отношения» не отождествляются с понятиями «общественное», «общественные отношения».
В зависимости от своеобразия субъектов тих отношений социальные отношения подразделяются на: социально-групповые (классы, социальные группы, слои); социально-демографические (мужчины и женщины, дети, молодежь, пенсионеры, члены семьи ); социально- территориальные ( городское и сельское население ); социально-этнические (нации и народности ); социально-профессиональные (трудовые коллективы, организации) ; межличностные (личности) и другие.
Таким образом, в центре социальной жизни находятся действие и взаимодействие людей и их объединений, а социология выступает как наука о поведении людей в среде себе подобных.
Своеобразие социальных отношений состоит, прежде всего, в том, что они носят комплексный характер и несводимы только к экономическим, политическим или духовным отношениям. Они по-своему проявляются во всех сферах общественной жизни и включают в себя так или иначе и социально-экономическое, и социально-политическое, социально-духовное, и социально-культурное содержание.
Социальное— это не просто одна из сфер общественной жизни, наряду с экономической, политической и духовной, а общественная жизнь в целом, взятая во взаимосвязи с действием и взаимодействием субъектов исторического развития. Понятие «социальное» шире понятия «социальные отношения», так как включают в свое содержание также и социальную структуру, социальные институты, социальные нормы и т. п. Такое понимание социального и социальных отношений позволяет правильно уяснить, каким образом социология, изучая общество как целое, не подменяет и не поглощает собой другие общественные науки, она имеет свой специфический объект и предмет исследования.
Социология изучает не все и вся в обществе, а только социальное. Вместе с тем и благодаря этому социология – это наука о целостности общественных отношений. Г.В. Осипов считает, что социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе и процессам общественной жизни. Иными словами это есть проявление общественных отношений на межличностном уровне. Социальное явление или процесс возникает тогда, когда поведение одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или группы (общности), независимо от того присутствует ли данный индивид или общность при этом. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуя тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств.
Немецкий социолог М.Вебер, например, считал, что социология – это наука о социальном поведении, которое она стремиться понять и истолковать. Социальное поведение, по М. Веберу,- это отношение человека, внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Поведение считается социальным, когда по смыслу оно соотнесено с поведением других индивидов.
Социальная (общественная) жизнь общества в широком смысле слова – это жизнедеятельность общества, функционирование, развитие и взаимодействие его различных сторон. Остановимся на более узком значении социальной жизни как части, области, стороны общественной жизни.
Жизнь общества сложна по своей структуре, многогранна и неоднородна, как и оно само. Также поэтому наряду с указанным широким ее пониманием очень часто используются и такие категории, как «политическая жизнь», «экономическая жизнь», «социальная жизнь», « культурная жизнь» и т.д. Эти понятия отражают многообразие общественной жизни в отдельных сферах общества, в том числе и социальной. Это, очевидно, более частное и конкретное понимание социальной жизни, особенно важное для социальных наук, изучающих или призванных изучать явления и процессы данной области общественной жизни.
Для социологии важно понимание и рассмотрение социальной жизни как организованной и упорядоченной системы действий, взаимодействий людей, их групп и общества в целом, функционировании социальных институтов и организаций, социальных норм и ценностей, социального контроля.
Таким образом, социальная жизнь в социологическом плане – это (социальное) социум, его структура в движении (функционировании), в действии и взаимодействии.
Социальная жизнь проходит в определенных условиях и под воздействием различных факторов. Их можно подразделить на четыре основные группы:
А) природные, или космические. (Например, климат, рельеф местности, почва, и др.)
Б) биологические (например, такие жизненные потребности человека, как питание, размножение, самозащита, и др.,)
В) социально-психические (идеи, эмоции, желания, теории),
Г) исторические (историческое наследие, опыт предшествующих поколений в организации и результатах общественной жизни).
Все это определяет объективную обусловленность и сложность социальной жизни, ее многофакторность. Кроме этих общих условий и факторов социальной жизни, жизнь каждой личности, социальной группы или общности определяется воздействием и ряда специфичных для нее условий и факторов, что находит свое отражение в своеобразии их образа жизни.
Следует помнить, что культура, как способ ценностно-нормативного освоения действительности, как образа мысли и действия людей, составляет основу и стержень социальной жизни.
Охарактеризуем механизм ценностно-нормативной регуляции социальной жизни. Во-первых, формируя, утверждая, закрепляя и развивая определенные ценности, общество определяет желательно, стратегическое направление действия и взаимодействия своих членов, их объединений, ориентирует их поведение в соответствии с установленными им общими правилами. (Например, демократия, гуманизм в качестве важнейших, приоритетных ценностей данного общества). Общность социальных ценностей лежит в основе устойчивого и прочного объединения людей, а их существенное различие и тем более противоположность – в основе социальных разъединений, противоречий и даже борьбы.
Во-вторых, в социальных нормах (правовых, моральных) общество на основе признаваемых и защищаемых ценностей четко предписывает своим членам конкретные образцы (правила) поведения в определенных ситуациях. Вне нормативной культуры были бы невозможны совместные, согласованные, целенаправленные действия членов общества, да и оно само как единое целое. Н.Смелзер называет культуру цементом всего здания общественной жизни.
В-третьих, общество не только определяет систему правовых и моральных норм поведения личности, но и вырабатывает систему мер и способов их реального осуществления.
Таким образом, на основе практического опыта и теоретических знаний в обществе утверждаются определенные социальные ценности как общепринятые убеждения по поводу целей, к которым должны стремиться люди, как основа нравственных принципов
2. Формирование социальных взаимосвязей.
Социальные взаимосвязи имеют различные основания и множество разных оттенков, зависящих от личностных качеств индивидов, вступающих во взаимосвязь. Формирование этих связей происходит постепенно, от простых форм к сложным. Отметим и проследим развитие социальных связей, остановимся на наиболее важных моментах их формирования.
Социальные контакты. В соответствии со своими потребностями и интересами человек отбирает в этом множестве тех, с которыми он затем вступает в сложные
взаимодействия. Это селекционная работа представляет собой особый тип мимолетных кратковременных связей, т.е. контакты.
Выявлены два типа пространственных контактов: 1. предполагаемый пространственный контакт или « опосредованный», когда поведение человека изменяется в силу предположения о присутствии индивидов в каком-либо месте; 2. визуальный пространственный контакт, или « контакт молчаливого присутствия», когда поведение индивида изменяется под влиянием визуального наблюдения других людей, т.н. «публичный эффект».
Пространственный контакт- необходимое первоначальное звено формирования социальных взаимосвязей. Контакты заинтересованности. Сущность этих контактов состоит в выборе социального объекта, обладающего определенными ценностями
Или чертами, соответствующими потребностям данного индивида. В контактах заинтересованности проявляются индивидуальные уникальные черты личности, а также особенности социальных групп, организаций, институтов, к которым она принадлежит.
Контакты обмена. Развивая и углубляя социальные связи, индивиды вступают в контакты, в ходе которых происходит обмен какими-либо ценностями (материальными предметами, информацией, образцами поведения, и т.п.). Контакты обмена происходят ежедневно: в процессе поездки в транспорте, обмен репликами в транспорте.… В большинстве случаев при осуществлении контактов обмена он совершенно не обращает внимания индивидов, с которыми вступает в контакт. Его интересует всего лишь предмет обмена. (Например, покупка газет, журналов в киосках). Повторяющиеся контакты обмена могут привести к возникновению более сложных видов социальных взаимосвязей, обращенных не на предмет обмена, а на человека.
Социальные контакты являются основой группообразующих процессов, первым шагом в образовании социальных групп.
Социальные действия.
Понятие «социальное действие» очень важное для социологии понятие. Значение социального действия тем, что оно представляет собой простейшую единицу, простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Например, такие социальные процессы, как общественные движения, крупные социальные конфликты, мобильность социальных слоев, состоят из отдельных действий индивидов, связанных между собой в сложные цепи и системы.
Сущность социального действия. Впервые в социологии понятие «социальное действие» было введено и научно обосновано М.Вебером. Социальным действием он называл « действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируются на него».
Социальное действие в понимании М.Вебера имеет две особенности: 1. оно должно быть рациональным, осознанным; 2. оно должно быть ориентировано на других людей. Действия, поступки людей, связанные с ориентацией на несоциальные, материальные объекты нельзя назвать социальными (например, изготовление орудий труда, охота, сами по себе не являются социальными действиями, если они не соотносятся с поведением других людей.) Представляется достаточно сложным провести четкую грань между социальным и несоциальным, так называемым природными, или естественными действиями.
Также достаточно сложно определить осознанность, рациональность поведения, которая составляет неотъемлемую часть социального действия. Многие поступки людей бывают совершенно неосознанными, автоматическими, аффективными, например, поведение человека в результате приступа гнева, страха, раздражения, когда он действует
не задумываясь о происходящем). Если индивид действует осознанно, обдумано, ставит перед собой цели и добивается их реализации, изменяя при этом поведение других людей, то по М.Веберу такие действия можно считать социальными. Однако многочисленные исследования показывают, что человек никогда не действует полностью осознанно. В этой связи полностью осознанные действия можно считать идеальной моделью. На практике, очевидно, социальными действиями будут частично осознанные поступки, преследующие более или менее ясные цели.
Всякому социальному действию предшествуют социальные контакты, но в отличие от них социальное действие – достаточно сложное явление. Любое социальное действие должно включать в себя: 1. действующее лицо,2. потребность в активизации поведения, 3. цель действия, 4. метод действия, 5. другое действующее лицо, на которое направлено действие, 6. результат действия. Также следует помнить, что социальное действие совершается под влиянием окружающей среды, внешнего окружения, или ситуации, Ни один индивид не совершает социальное действие без учета ситуации. Ситуация входит в систему социального действия через ориентацию индивида.
Социальные действия, в отличие от рефлексивных, никогда не совершаются мгновенно. Сложился определенный механизм совершения социального действия. Он содержит: потребность, мотивацию, само действие. Социальные действия являются следующей после контактов ступенью в формировании и развитии сложных социальных взаимосвязей.
Социальные взаимодействия.
Выделение отдельных социальных действий весьма полезно при изучении социальных процессов. Совершая социальные действия, каждая личность испытывает на себе действия других. Происходит обмен действиями, или социальное взаимодействие. Под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действие одного субъекта является причиной последующих действий. Таким образом, социальные действия – это звенья в неразрывной цепи, называемой взаимодействием.
Большую роль в осуществлении взаимодействий играет система взаимных ожиданий, предъявляемых индивидами и социальными группами друг к другу перед совершением социальных действий. Общепринятые ожидания дают нам возможность оценивать поведение данного индивида и принимать решение о продолжении взаимодействия. При продолжении взаимодействия к общепринятым ожиданиям присоединяются ожидания, носящие индивидуальный характер, соответствующие интересам участников взаимодействия.
Взаимодействие может продолжаться и стать устойчивым, многоразовым или даже постоянным. В ходе устойчивого взаимодействия взаимные ожидания индивидов постоянно видоизменяются, но в тоже время появляется определенный набор устойчивых социальных ожиданий, которые придают взаимодействию достаточно упорядоченный предсказуемый вид.
Такие упорядоченные и устойчивые социальные взаимодействия называют социальными отношениями. Социологи различают два самых общих типа взаимодействий: сотрудничество и соперничество (конкуренция).
Сотрудничество подразумевает взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон. Взаимодействия на основе соперничества состоят из попыток отстранения, опережения или подавления соперника.
Таким образом, эти типы взаимодействий полярные, они сопровождаются противоположными установками, ориентациями у взаимодействующих индивидов. В результате повторения того или иного типа взаимодействия возникают различные виды отношений между людьми.
Социальные отношения. Мы уже отметили, что совокупность повторяющихся взаимодействий, соотнесенных по смыслу друг с другом и характеризующихся соответствующим поведением, называют социальными отношениями. Социальные отношения, порождаемые сходными взаимодействиями, как правило, отличаются друг от друга по содержанию. Что лежит в основе этих различий? Социологи считают, что основой, придающей социальным взаимодействиям определенную окраску и содержание, и делающей из них социальные отношения, являются ценности.
Ценность можно определить как желательное целевое событие. Допустим субъект Х, ценит объект. У, это значит, что Х действует так, чтобы достичь уровня У или хотя бы приблизиться к ему. Личность занимает позицию оценки по отношению ко всем компонентам окружающей ее среды. Но социальные действия личность будет осуществлять в отношении кого-то из-за тех вещей, которые ценит и считает для себя полезными, желательными, т.е. ради ценностей. Ценности могут служить толчком, необходимым условием для любого рода взаимодействий. Характер устойчивых социальных отношений определяется непреходящими ценностями.
В обществе существует неравенство и в силу этого неравенства, ценности распределяются среди членов общества неравномерно. В каждой социальной группе, в каждом социальном слое или классе существует свое, отличное от других распределение ценностей между членами социальной общности. Такое распределение обусловливает первоначальный характер взаимодействий, а затем и социальных отношений. Именно на не равном распределении ценностей строятся отношения власти, подчинения, все виды экономических отношений, отношения дружбы, партнерства и т.п.
Распределение ценностей в социальной группе называется ценностным образцом данной группы. Для изменения ценностного образца какой-либо группы используется распределительный индекс, показывающий дисперсию показателя какой-либо ценности среди членов группы. Ценностной позицией можно назвать место отдельного индивида или однородного социального объекта в ценностном образце. Ценностные позиции и ценностные образцы не остаются неизменными, так как в ходе обмена имеющимися ценностями и взаимодействиями, направленные на приобретение ценностей, индивиды и социальные группы постоянно перераспределяют ценности между собой.
Социальные отношения возникают из взаимодействий, направленных на достижение разного рода ценностей. Условно ценности можно разделить на две основные группы: ценности благосостояния и прочие ценности. Первые – это такие ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности индивидов. В эту группу ценностей прочие ценности входят: благополучие, богатство, мастерство, просвещенность выражаются в действиях самого индивида. Значимыми ценностями являются власть, уважение, моральные ценности, любовь, дружба.
Социальные институты.
Социальные институты являются важной формой социальных связей, и вместе с тем, инструментом их формирования. М.Вебер метко назвал социальные институты «фабриками» по воспроизводству социальных связей. Социальный институт
– это устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающая в себя нормативно регулируемую совокупность лиц и учреждений.
Социальный институт – это всегда нормативно регулируемая совокупность лиц и учреждений (чиновников, менеджеров, управляющих, служащих и т.п.) Существуют различные трактовки понятия «социальный институт». Так в книге М. Тейлора, С.Розенталя «Введение в социологию» социальный институт рассматривается как « набор норм и видов деятельности, группирующихся вокруг удовлетворения частных потребностей или интересов общества».
В английском словаре по социологии отмечается, что термин « институт» широко используется для описания социальной практики, постоянно и регулярно повторяемой и санкционированной социальными нормами. В Энциклопедическом социологическом словаре под ред. акад. Г.В.Осипова – социальный институт – это относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.
Институционализация социальных связей достигается:
1.Особым типом регламентации. В социальных институтах механизм регуляции приобретает более жесткий и обязывающий характер, что обеспечивает регулярность и большую четкость. Обязывающая сила социального института органично связана с социальным контролем, санкциями, стимулирующими желательное поведение и препятствующими, удерживающими от нежелательного.
2. Четким распределением функций, прав и обязанностей участников институционального взаимодействия. Каждый должен выполнять свою функцию. Невыполнение обязанностей ведет к применению санкций. Таким образом, поведение индивида в рамках социального института оказывается предсказуемым, а деятельность института становится регулярной.
3. Регулярность и самовозобновляемость многих социальных институтов обеспечивает обезличенность требований к тому, кто включается в деятельность института, замещает выбывшего. Вновь пришедшие берут на себя обязательства и права, статус, ролевые ожидания предъявляются как указания данного института, общества. Этим обеспечивается независимость функционирования социального института от случайных обстоятельств, его устойчивость, стабильность.
4. Выполнением определенного круга обязанностей. Это способствует разделению труда, профессионализации.
5. Для выполнения своих функций институт имеет учреждения, в рамках которых организуется деятельность того или иного института, осуществляется контроль за его деятельностью.
Каждый социальный институт имеет:
1. Установки и образцы поведения (институт семьи – ответственность, уважение, привязанность).
3. Утилитарные культурные признаки (институт образования – аудитория, кафедра).
4. Кодекс устный и письменный (институт государства – конституция, законы).
5. Идеологию (семья – это любовь, совместимость)
Данные признаки социального института свидетельствуют о том, что именно в рамках социального института социальное взаимодействие между людьми по поводу того или иного предмета связи (образования, здоровья, труда, науки) приобретает регулярный, самовозобновляющийся характер.
Социальные институты призваны выполнять следующие функции в обществе:
-функции закрепления и воспроизводства общественных отношений; каждый институт имеет определенную систему норм и правил поведения, закрепления и стандартизирующих поведение своих индивидов, что делает поведение индивидов ожидаемым, предсказуемым;
— регулятивная функция, обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества с помощью неких шаблонов поведения. Наша жизнь протекает при участии социальных институтов. Социальные институты регламентируют деятельность человека в обществе. Такое регулирование необходимо для совместной деятельности; интегративная функция, включает процессы сплочения, взаимозависимости в обществе. Институциональные нормы, ценности, правила, способствуют этому процессу. Интеграция способствует упорядочиванию системы взаимодействий;
3. Транслирующая функция, способствует передачи социального опыта. В каждом социальном институте предусмотрен механизм социализации к его ценностям и нормам, ролям.
Если институт не приносит пользы, от него наносит ущерб обществу, вред, тогда побочные действия этого явные института будем называть дисфункцией. Функции и дисфункции бывают, если они официально заявлены, всеми осознаются и очевидны, а также латентные, то есть скрытые. Например, к явным функциям школы относятся следующие: приобретение аттестата зрелости, подготовка к вузу, усвоение базисных ценностей общества. Скрытые функции (латентные) приобретение социального статуса, поддержание выпускников в момент вступления на рынок труда. Функция может быть явной для одних членов общества и латентной для других. Точно также и дисфункция. Например, обучение в вузе – одним важно приобрести знания, другим – приобрести знакомых, устроить личную жизнь. В таком случае пересечение функций, дисфункций, явных, латентных можно изобразить в виде логического квадрата.
Логический квадрат функций социальных институтов.
Понятие социальная жизнь
Понятие “социальная жизнь” употребляется в широком и узком смысле.
В узком смысле (в социологическом понятии) – это рассмотрение социальной жизни как организованной, упорядоченной системы действий и взаимодействия людей, социальных общностей (групп), общества в целом через функционирование социальных институтов и организаций, социальных норм и ценностей, социального контроля.
Социальная жизнь – это особый тип жизни. Ее самые разнообразные формы – от семьи до общества погружены в природу, которая способна прямо или косвенно, сильно или слабо влиять на них. Общество вынуждено считаться с природой, адаптироваться к ней.
Рассмотрим различные аспекты влияния природы на жизнедеятельность человека, формы организации социальной жизни.
1. Первый механизм – это механизм принудительного воздействия, или достаточно жесткого воздействия географической среды, проявляющегося в нескольких аспектах:
· Прежде всего, это наличие необходимого минимума природно-географических условий, необходимого для успешного развития человека. Вне границ этого минимума социальная жизнь как таковая невозможна, или носит вполне определенный характер (малые народы севера, которые как бы замерли на определенном этапе своего развития)
· Принудительная сила экологического фактора, который обязывает социум вырабатывать такие правила, которые могли бы предотвратить возникновение экологической угрозы или способствовали бы ее своевременной нейтрализации.
· Влияние природных катаклизмов (гибнут целые цивилизации с их нравами, порядками и устоями; люди вынуждены покидать свои жилища, расселяясь в разных концах Земли, в результате чего их обычаи и нравы исчезают; иногда люди совместно переселяются на новое место и в основном воспроизводят свои прежние обычаи и традиции).
2. Второй механизм – это механизм формирующего воздействия природно-географической среды, механизм адаптации к внешним природно-географическим условиям путем прямого приспособления:
· Характер занятий, тип хозяйственной деятельности, тип жилья и т.п. – все это несет отпечатки той природно-географической среды, в которой находится социум (хлопководство, оленеводство и т.п.).
· Влияние среды на духовно-этическую жизнь общества (специфика архитектуры, живописи, языка, песен, танцев, одежды и т.д.).
3. Третий механизм проявляется в содействии или препятствии географической среды эффективному социальному развитию (например, плодородие почвы создает благоприятные условия для прогресса народа, и наоборот, скудные почвы сдерживают развитие благосостояния человека, эффективность прилагаемых усилий снижается; высокие горы затрудняют контакты между общинами, равнина же способствует возникновению крупных этносов; наличие рек благоприятно для установления контактов с другими народами, развития торговли).
При всем этом приходится констатировать, что одна и та же географическая среда может по-разному отразится на жизни людей (т.е. в одних случаях природно-климатическая среда оказывает прямое воздействие, в других – незначительное, в третьих, – не оказывает вообще). Следовательно, существует некая невидимая стена, “оболочка”, пройдя через фильтры которой природно-географическая среда оказывает то или иное воздействие на социальную жизнь. Этой “оболочкой” становится социокультурная система, которая включает в себя ценности, нормы поведения, стандарты хозяйственной деятельности, организацию общественно-политической жизни. И, видимо, чем совершеннее организация социальной жизни, тем слабее способность географического фактора влиять на социальную жизнь.
Социальная реальность символична. По сути своей – это сфера смыслов и значений, рожденных внутри человеческого общения. А чтобы уловить эти значения необходимо иметь “социальное зрение”, которое формируется социальной средой.
Важной формой проявления социальных длительных, постоянных, системных, обновляемых, разнообразных по содержанию связей являются социальные отношения.
Они являются отношениями сходства и отличия, равенства и неравенства, господства и подчинения между отдельными людьми и группами.
Основой социальных отношений являются социальные связи, которые объединяют индивидов, группы и другие элементы общества в функциональное целое. Ядром их являются отношения равенства и неравенства, поскольку раскрывают взаимоотношения между людьми, которые находятся на разных социальных позициях. Речь идет о сложной диалектике равенства и неравенства между людьми в границах социальной структуры общества. Поскольку отношения абсолютного равенства невозможные, ведущими выступают отношения социального неравенства.
Характер социального неравенства в системе социальных отношений определяют:
— отличия между людьми заложенные природой, присущие им от роду: этническая принадлежность, половые и возрастные особенности, физические возможности, интеллектуальные способности;
— отличия между людьми, которые возникают в связи с профессиональными ролями;
— отличия между людьми, которые обусловлены владением (собственностью, товарами, привилегиями и др.).
Отношения неравенства в определенных ситуациях превращаются в отношения социального равенства (когда речь идет о справедливом стимулировании равноценного труда).
Выделяют разнообразные виды социальных отношений:
— по объему властных полномочий: отношения по горизонтали, отношения по вертикали;
— по степени регламентации: формальные (официально оформлены), неформальные;
— по способу общения индивидов: безличные или опосредствованные, межличностные или непосредственные;
— по субъектам деятельности: межорганизационные, внутриорганизационные;
— по уровню справедливости: справедливые, несправедливые.
Основой отличий между социальными отношениями являются мотивы и потребности, главными из которых являются первичные и вторичные потребности (власть, уважение) каждого человека.
Специфика социальных отношений состоит в том, что:
— эти отношения осознанны;
— они связаны с действием в социуме высокоразвитых знаковых систем (языка, мимики, жестов, поз), с созданной в обществе системой этикетных норм и правил.
Осознанность социальных отношений связана с наличием у человека высокоорганизованной материи (мозга), которая способна отражать объективную реальность и на этой основе формировать субъективный психический образ, который регулирует поведение и деятельность человека. Для неживой материи отражение возможно только на физическом и химическом уровне. Существенной особенностью человека является наличие у него интеллекта, т.е. способности не только отражать предметы, но и связи между ними, а также абстрагироваться от конкретных явлений действительности.
Развитие психики животных обусловлено чисто биологическими законами, а человеческое сознание – ходом общественно-исторического развития.
Большинство знаний, умений и приемов поведения человека не столько является результатом личного опыта (как у животных), сколько формируется путем усвоения общечеловеческого опыта в обучении посредством высшей формы человеческого общения – человеческой речи.
Человеческая речь – это также продукт общественно-исторического развития, что связано с формирование артикуляционного аппарата, приспособленного к произношению членораздельных звуков, комплексы которых наделены определенным смыслом и образуют символически-знаковую систему – язык.
Язык – это уникальное социальное явление. Если язык животных не имеет границ, то язык, созданный людьми одной общественной системы, может быть не понятен представителям другой общественной системы (французский, китайский, украинский и т.д.).
Жесты и мимика – также достаточно сложные знаковые системы человеческого общения, которые позволяют не только лучше понимать друг друга представителям одного социокультурного пространства, но и затрудняют общение представителей разных культур.
Благодаря сформировавшимся в обществе нормам и правилам поведения, люди имеют возможность прогнозировать поведение друг друга в той или иной ситуации и вести себя соответственно социальным ожиданиям. По сути, это определенные правила игры в обществе, которые представляют собой своеобразные договоренности, разделяемые всеми взаимные обязательства, в соответствии с которыми люди строят свою жизнь.
Родовой предпосылкой социальных отношений является социальное действие. Анализ системы социальных действий приводит к пониманию сущности социальных отношений.
Под социальным действием понимается осмысленное индивидуальное поведение человека, соотносимое с поведением другого человека и ориентируемое на него. Теория социальных действий разрабатывалась М. Вебером, К. Марксом, Т. Парсонсом, Р. Мертоном, Г. Беккером и др.
М. Вебер называл социальными действиями только те поведенческие акты, которые носят в той или иной мере преднамеренный характер, являются мотивированными, т.е. осуществляются во имя определенной цели, связаны с анализом, выбором определенных средств, способствующих достижению цели в данной ситуации, в данных условиях.
Следовательно, социальное действие должно отвечать таким условиям: преднамеренность, мотивированность, ориентированность на другого (других).
Социальное действие – это самый элементарный узел социальной действительности. Но для всех очевидно, что социальная жизнь – это взаимодействие, интеграция людей.
Субъекты вступают в социальную связь, т.к. зависят друг от друга в процессе удовлетворения различных потребностей, реализации жизненных целей и установок.
Основными элементами социальной связи независимо от ее формы являются:
1) субъекты связи (ими может быть любое количество людей);
2) предмет связи (т.е. по поводу чего осуществляется связь);
3) механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами).
Социальная связь может иметь вид или социального контакта, или социального взаимодействия.
Социальный контакт – это единичный акт (контакт с пассажирами в транспорте, прохожим на улице, гардеробщицей в театре и т.п.)
Социальное взаимодействие – систематические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную (ожидаемую) реакцию со стороны партнера; причем ответная реакция порождает новую реакцию со стороны партнера.
Именно сопряженность систем действий обоих партнеров по отношению друг к другу, возобновляемость (и не только действий, но и их координации), устойчивый интерес к ответным действиям своего партнера отличают социальное взаимодействие от социального акта, делают его главным предметом социологического анализа.
В основе социального взаимодействия всегда находится обмен, который проявляется в договорных и диффузных формах.
Договорные формы наиболее отчетливо проявляются в экономической сфере; социальный обмен здесь приобретает форму сделки, в которой строго оговорены объем услуг, сроки их возмещения, стоимость и т.д.
Широко развиты договорные формы в политической сфере (договоры между государствами, партиями, договоры между политическими деятелями о координации деятельности и т.п.).
Диффузность (нежесткость) в чистом виде проявляется в обменах, имеющих морально-этическое содержание: дружба, соседство, взаимоотношения родителей и детей, партнерство.
Сколь бы ни были жесткими договорные формы социального обмена, они базируются на таких нежестких материях, как ожидание, доверие и т.п. Основная масса обменов между людьми в обществе осуществляется в кредит, на основе риска, ожидания взаимности, на основе доверия.
Обмен осуществляется на уровне как индивидов, так и социальных групп, общностей.
Строятся социальные взаимодействия на основе определенных принципов: личностной целесообразности, взаимной эффективности интеракций, принципе единого критерия, социальной дифференциации, принципе равновесия в системе социальных взаимодействий.
Основными типами социальных взаимодействий являются сотрудничество и соперничество.
Сотрудничество проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, государствами, сотрудничество между фирмами и др. Отличительные черты взаимодействий типа сотрудничества: обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, наличие совместной цели, уважение, поддержка, признательность, верность.
Соперничество как тип взаимодействия предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний обеих сторон (голоса избирателей, авторитет, территория, властные права и т.п.). Основу соперничества составляют: стремление опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника, отсутствие общих целей, но обязательное наличие аналогичных целей, неприязнь, озлобленность, неискренность, скрытность.
Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта.
Таким образом, социальные отношения возникают в связи с реализацией потребностей и интересов, достижением определенных жизненно важных целей отдельными людьми или их совокупностями.
Императивами социальных отношений выступают: социальные потребности – социальные интересы – социальные цели индивидов, проявляющиеся в их деятельности во всех без исключения сферах жизни.
Ознакомившись с особенностями современных социальных общностей и людей, которые в них участвуют, мы можем подойти к пониманию более крупных структур, а именно — современных обществ. Вместе с тем, мы можем понять также причины сложности и неопределенности многих структур, систем и институтов, которые возникают и действуют в современных обществах.
Социология определяет общество как исторически сложившееся множество отношений, систем и институтов, функционирующее на некоторой территории.
Таким образом, общество состоит:
— из множества лиц, граждан, объединяемых по месту проживания (города, поселки, деревни), по месту работы (предприятия, государственные учреждения), по месту учебы (школа, институт, университет);
— множества социальных позиций, или статусов, которые занимают люди, а также социальных функций (граждане, руководители, депутаты разных уровней, деятели политических и общественных организаций);
— множества разнообразных норм и ценностей, определяющих в той или иной степени особенности и содержание деятельности людей, общественных институтов и систем.
Из приведенного определения видно, что общество имеет очень сложную структуру, причем все ее элементы находятся в состоянии непрерывного и неопределенного движения.
Вместе с тем, общество представляет собой относительно целостный (хотя и не свободный от противоречий) социальный организм. Общество состоит их множества людей, но не является простой суммой людей. Общество — это крупное образование, отличающееся устойчивыми формами взаимодействия и взаимозависимости составных частей — людей, социальных институтов, социальных общностей (групп) и социальных норм. В этом смысле понятие общества может считаться совпадающим с понятием государства.
Социальная структура — это сеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы, обусловленных отношениями классов и других социальных групп, разделением труда, характером социальных институтов. Различают социальную структуру в целом, охватывающую совокупность всех общественных отношений, и социальную структуру отдельных подсистем и сфер данного государстве! — производства, политики, науки, культуры и т. д.