составьте свою индивидуальную модель здорового образа жизни

Памятка: Основные принципы здорового образа жизни

7 апреля ежегодно отмечается Всемирный день здоровья. Он является уникальной возможностью мобилизовать действия в отношении какой-либо темы в области здравоохранения, волнующей людей во всем мире. Девиз кампании по проведению Всемирного дня здоровья 2017 г.: «Депрессия: давай поговорим».

Управление Роспотребнадзора обращает внимание, что одним из важнейших условий сохранения нравственного, психического и физического здоровья является поддержание здорового образа жизни. Вести здоровый образ жизни сейчас модно и совсем не сложно, для этого нужно соблюдать несколько основных принципов.

составьте свою индивидуальную модель здорового образа жизниЗдоровый и правильный сон – залог хорошего дня и прекрасного настроения. Чтобы добиться крепкого, глубокого и полезного для организма сна, соблюдайте некоторые правила:

выспаться взрослому человеку необходимо 8 часов. Ложиться лучше в десять-одиннадцать вечера. В это время организм расслабляется и легко можно уснуть.

составьте свою индивидуальную модель здорового образа жизни

Соблюдайте правила личной гигиены

Следите за чистотой тела, волос, ногтей и полостью рта. Содержите в чистоте одежду и обувь.

Правильно организуйте и соблюдайте режим дня

Режим дня – необходимый момент планирования собственной жизни. Рассмотрите свой режим дня по частям, с утра до ночного сна. Все 24 часа в сутки распределяются таким образом: 8 часов работы, 8 часов отдыха (но обязательно и активного) и 8 часов сна. Должно быть отведено время для физкультуры, водных процедур, прогулок на свежем воздухе. Проанализируйте свой режим дня, научитесь ценить время и использовать его для улучшения своего здоровья.

составьте свою индивидуальную модель здорового образа жизниНа зарядку становись!

Здоровый образ жизни невозможно представить без утренней зарядки, которая приведет Ваш организм в работоспособное состояние, устранит сонливость и вялость, поднимет настроение. Упражнения для утренней зарядки нужно подбирать с особой тщательностью. Отдавайте предпочтение упражнениям на гибкость, подвижность и дыхание. Утренняя зарядка должна проходить в медленном темпе без резких движений.

Режим питания нарушать нельзя!

Вести здоровый образ жизни – это значит соблюдать основные правила здорового питания. Приведем некоторые из них:

Питайтесь 4-5 раз в течение дня, желательно в одно и то же время.

составьте свою индивидуальную модель здорового образа жизниСтарайтесь ограничить количество употребляемой соли. Употребляйте только йодированную соль.

Откажитесь от вредных привычек!

Отказаться от вредных привычек всегда не просто, но представить здоровый образ жизни с вредными привычками еще сложнее. Курение и алкоголь отрицательно отражаются на трудовой и творческой деятельности человека, влекут за собой заболевания и социальное неблагополучие человека.

Спорт – залог красоты и здоровья!

Регулярные занятия физкультурой являются залогом здоровья и долголетия. Физически активные люди меньше подвержены различным депрессивным состояниям, и не страдают бессонницей. Важно подобрать такой вид спорта, который подойдет Вам не только физически, но и будет приносить удовольствие.

Пусть здоровый образ жизни станет Вашим стилем жизни!

Источник

Здоровый образ жизни

Что такое здоровый образ жизни?

В последнее время наблюдается положительная тенденция: все больше молодежи отказывается от пагубных привычек и следует основам здорового образа жизни. Здоровый образ жизни – это не только особенное питание или занятия спортом. ЗОЖ – это целый комплекс мер, направленных на улучшение здоровья и профилактику патологических процессов в организме. Соблюдение правил ЗОЖ позволяет значительно увеличить продолжительность жизни и улучшить ее качество.

Преимущества ЗОЖа

Здоровый образ жизни оказывает существенное влияние на иммунитет. Согласно опросу тех, кто недавно поменял свой образ жизни, после начала ЗОЖ заметно улучшилось самочувствие, настроение и изменилось мировосприятие.

Кроме того, стремление вести более здоровую жизнь способствует следующим улучшениям:

Кроме того, исследования показывают, что такой образ жизни позволяет снизить вероятность развития ряда возрастных заболеваний. Кроме того, это отличный пример для близких людей, и, в первую очередь, для детей.

Основы и методы формирования здорового образа жизни

Здоровый образ жизни имеет 7 основных «столпов»: физическая активность, сбалансированное питание, отсутствие вредных привычек, гигиенический уход, полноценный сон и отдых, оздоровительные процедуры и эмоциональный настрой. Если следить за всеми этими аспектами, качество жизни и самочувствие существенно улучшаются.

Соблюдение правильного питания составьте свою индивидуальную модель здорового образа жизни

Здоровье внутренних органов, внешний облик, самочувствие и иммунитет напрямую зависят от того, что мы употребляем в пищу. Здоровый образ жизни предполагает исключение ароматизаторов, усилителей вкуса, жирных продуктов, красителей и консервантов, или, как минимум, их сокращение.

Вот основные правила:

Если раньше вы не следили за питанием, вам может быть тяжело резко поменять рацион. Попробуйте начать с малого – уберите из рациона жирные соусы и продукты, которые их содержат, избегайте усилителей вкуса и химических добавок в пище, откажитесь от продуктов быстрого приготовления, полуфабрикатов, кондитерских изделий, увеличьте долю фруктов и овощей в меню. Выполнение каждого из перечисленных пунктов станет шагом к здоровому питанию.

Физическая активность составьте свою индивидуальную модель здорового образа жизни

Недостаток физической активности приводит к снижению скорости обмена веществ, развитию заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистым и неврологическим патологиям.

Если ваша работа не связана с движением, постарайтесь сами увеличить активность. Нормальным считается проводить в движении не менее 1 часа в день (это около 8000-10000 шагов). Ученые доказали, что каждая минута активности влияет на состояние организма в долгосрочной перспективе – это значит, что даже подъем по ступенькам, а не на лифте, уже приближает вас к здоровью.

Увеличить ежедневную активность можно, заведя привычку начинать и заканчивать день легкой разминкой. Если вы ездите на работу на общественном транспорте – выйдите на 1-2 остановки раньше и пройдите этот путь пешком. Очень полезно делать перерывы, если у вас сидячая работа. В выходные дни займитесь фитнесом, сходите на прогулку или в бассейн. Этих мер вполне достаточно для поддержания здоровья и хорошего самочувствия.

Личная гигиена – одна из составляющих ЗОЖа. В первую очередь это касается ротовой полости. Нужно как минимум два раза в день чистить зубы, причем уделять внимание всей полости рта. Помимо стандартного набора, состоящего из зубной щетки и пасты, обзаведитесь ирригатором, зубной нитью и ополаскивателем для полости рта. Несоблюдение этих правил чревато не только развитием кариеса, но также угрозой развития пародонтита и заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Также важно содержать в порядке дом: регулярно проводить влажную уборку, не допускать скопления пыли, ежедневно проветривать комнаты.

Соблюдение режима дня

Ученые пришли к выводу, что для здоровья и хорошего самочувствия важны продолжительность сна и его регулярность. Каждый человек должен спать как минимум 7 часов в сутки. При этом засыпать и просыпаться желательно в одно и то же время. Конечно же, иногда можно делать исключения, например, в выходные дни.

Нервные напряжения, постоянные срывы, стрессы – все это негативно сказывается на настроении, самочувствии и здоровье в целом. Специалисты рекомендует придерживаться следующих советов:

Как образ жизни влияет на здоровье и продолжительность жизни

Принято считать, что привычка формируется в течение 21 дня. Следуя вышеперечисленным правилам, вы можете сформировать привычку, которая поможет вам продлить жизнь и затормозить процесс старения. Очень важно соблюдать основы ЗОЖ в комплексе. То есть если вы следите за личной гигиеной, занимаетесь спортом и правильно питаетесь, но при этом курите – вредная привычка может затормозить позитивные изменения.

Привычка жить здорово составьте свою индивидуальную модель здорового образа жизни

Если вы соблюдаете здоровый образ жизни – постарайтесь сделать все возможное, чтобы передать полезную привычку своим детям. С раннего возраста приучайте ребенка к правильным действиям.

ЗОЖ не должен доставлять дискомфорта, все действия должны быть в радость. Прививайте полезные привычки постепенно. Для начала привыкните к новой пище, затем начните утром делать зарядку и т.д. Со временем вы начнете чувствовать себя лучше и спокойнее, и сможете достичь целей, которые казались раньше недостижимыми.

Источник

Составьте свою индивидуальную модель здорового образа жизни

Разброс взглядов ученых и практиков на понятие «здоровый образ жизни» не позволяет достичь желаемой эффективности педагогических результатов формирования здорового образа жизни обучающихся на основе формирования здоровьесберегающего образовательного пространства, предполагающего участие в здоровьесберегающей деятельности специалистов разных «секторов общества», в связи с чем необходимо определиться с этим ключевым понятием [4, с. 44]. От многообразия взглядов на понятие «здоровый образ жизни» необходимо перейти к его единому понятию, которое было бы простым и абсолютно ясным для всех участников здоровьесберегающей деятельности.

На основе анализа работ Л.Н. Волошиной, Г.К. Зайцева, В.В. Колбанова, А.А. Коробейникова. Ю.П. Лисицына, Л.Г. Татарниковой, Б.Н. Чумакова и иных, посвященных исследованию феномена «здоровый образ жизни» с позиций педагогики, психологии и культурологии, изучения ряда технологий его формирования, выявлено:

– у всех определений понятия «здоровый образ жизни» есть одно общее – необходимость активных действий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, которые выражены медицинским, физическим, экологическим или каким-либо другим видом активности человека [8, 9, 10];

– в основе активности человека, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья, лежат его потребности (наиболее эффективно активность индивида формируется тогда, когда она соответствует его потребностям);

– индивидуализация здоровьесберегающей активности человека зависит от состояния его психического здоровья и потребности в этом виде активности;

– для эффективной реализации своей здоровой жизнедеятельности человек должен обладать валеологическими знаниями и возможностью свободного выбора своего здорового стиля жизни [12, 13];

– наличие у данного понятия «цементирующей» основы, объединяющей все здоровьесберегающие подкомпоненты, которая характеризуется как культура здоровья, принадлежит конкретному субъекту и проявляется в социуме через различные виды активности в его здоровый стиль жизни [2, 6].

На основе этих заключений определена единая структура здорового образа жизни для всех изученных нами понятий этого феномена. Данная структура включает следующие компоненты: культуру здоровья; здоровьесберегающие виды активности и здоровый стиль жизни, которые взаимосвязаны и взаимозависимы. Структура и компоненты здорового образа жизни дают возможность продуктивно их использовать при разработке идеальной модели здорового образа жизни. В работах Л.Н. Волошиной, И.Ю. Кокаевой, Ю.С. Мануйлова рассматривается целесообразность анализировать или разбирать здоровый образ жизни как идеальную модель жизнедеятельности человека [3, 7].

Сегодня сущность понятия «здоровый образ жизни» в различных научных школах и практика его реализации, как показал проведенный нами анализ, представляет множество хаотично выстроенных рассуждений и действий, нацеленных на сохранение и укрепление здоровья людей. Процесс формирования здорового образа жизни индивида является открытой и нелинейной микросистемой. Этот процесс принимается индивидом тоже хаотично в зависимости от внешних (хаотичной информации о здоровом образе жизни) и внутренних факторов (от собственных неустойчивых потребностей в здоровом образе жизни). Приведение понятия «здоровый образ жизни» в вид идеальной модели здоровьесберегающей жизнедеятельности человека может систематизировать и значительно повысить эффективность процесса формирования его культуры здоровья.

Применительно к определению «здоровье», данному Всемирной организацией здравоохранения, можно сказать, что для достижения полного физического, духовного и социального благополучия, предупреждения болезней и физических недостатков человеку необходимо, обладая определенными знаниями о здоровой жизнедеятельности, системно проявлять физическую, медицинскую, духовную, экологическую, социальную и другие виды активности. В совокупности такой человек обладает «культурой здоровья», а процесс его жизнедеятельности соответствует здоровому образу жизни. Формирование пролонгированных устойчивых потребностей личности к здоровьесберегающим видам активности следует рассматривать как формирование его культуры здоровья.

Культуру здоровья индивида можно характеризовать как его «социальную компетентность» в вопросах здоровья, сформировавшиеся устойчивые потребности в здоровом образе жизни, умения и навыки их удовлетворять на основе здоровьесберегающих видов активности, «как его личностный ресурс» [1, с. 22]. Культура здоровья является конечным продуктом процесса формирования здорового образа жизни.

Опираясь на экзистенциальный, валеологический и рефлексивный подходы, выявление общего и частного во взглядах ряда ученых на сущность понятия «здоровый образ жизни», требований к моделированию педагогических процессов, мы разработали идеальную (образцовую) модель здорового образа жизни (рисунок).

составьте свою индивидуальную модель здорового образа жизни

Идеальная модель здорового образа жизни

Как реализуется ребенком эта идеальная модель в его жизнедеятельности? Он делает свой экзистенциальный выбор, связанный со смыслом своей жизни [11, с. 74]. Этот выбор непременно связан с событием, которое подтолкнуло ребенка сделать данный выбор, и он ставит цель его реализовать. Далее он осознает, что эта цель может быть достигнута лишь при условии, если он будет здоров.

Здоровье становится для него той ценностью, без которой у него нет перспективы. Это мотивирует его проектировать свой здоровый стиль жизни на основе смоделированной идеальной модели здорового образа жизни, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье. Он обладает определенной культурой здоровья, в основе которой лежат его потребности быть здоровым, и возникшие мотивы побуждают его к активностям, обеспечивающим сохранение и укрепление здоровья. У ребенка есть выбор формы, метода и средства здоровьесберегающей активности, он может сделать его самостоятельно, свободно на основе имеющихся валеологических знаний и приобретенных навыков [5, с. 12]. Важной составляющей при этом выборе, обеспечивающей индивидуализацию вида здоровьесберегающей активности, является психическое здоровье. Сделав выбор, переходом к реализации этих активностей он осуществляет свой индивидуализированный здоровый стиль жизни. Далее ребенок оценивает этот процесс на основе рефлексии: насколько эффективен его проект, нацеленный на сохранение и укрепление здоровья.

Педагог, реализующий задачу формирования здорового образа жизни ребенка, должен превратить сам процесс его формирования в событие, дать возможность ребенку самостоятельно определить смысл и цель жизни, спроектировать их на основе экзистенциального выбора, отталкиваясь от этого, помочь ему обрести собственную систему ценностей, в которой здоровье должно быть в приоритете. Это позиция, обретенная ребенком, чтобы развивать событие, связанное с формированием его здоровой, наполненной смыслом жизни на основе идеальной модели здорового образа жизни. Этот процесс и определяется как педагогическое сопровождение процесса формирования здорового образа жизни педагогом.

Представленный выше идеализированный проект жизнедеятельности ребенка, разработанный им самим на основе идеальной модели здорового образа жизни, по содержанию оптимистичен. Однако уровень культуры здоровья, связанные с ним потребности и психическое здоровье детей могут быть разными, что может привести к нежелательному для них результату. В связи с этим ребенок в процессе проектирования своей жизнедеятельности нуждается в педагогическом сопровождении со стороны взрослого: специально подготовленного учителя, психолога, социального педагога или родителя.

Для достижения целей сохранения и укрепления здоровья на основе спроектированной самим ребенком структуры своего здорового стиля жизни ему необходимы: высокий уровень культуры здоровья (сформировавшиеся пролонгированные здоровьесберегающие потребности); хорошее состояние психического здоровья; достаточные валеологические знания.

Ведущей из характеристик здоровой личности ребенка Л.Н. Волошина называет активность. Она утверждает, что «именно активность, в конечном счете, определяет здоровьесообразное поведение и состояние здоровья и обеспечивает превращение детей из безответственных и пассивных объектов в субъекты процесса здоровьесбережения с чувством ответственности, наделенные правами и обязанностями» [3, с. 40].

Когда мы говорим об обучении здоровому образу жизни, мы имеем в виду прежде всего обучение активностям: физической, медицинской, экологической, психологической, духовно-нравственной, которые мы определяем как базовые, исходя из того, что они отражены как наиболее значимые для здоровья человека во взглядах ведущих ученых на исследуемую проблему.

В результате целенаправленного педагогического процесса эти активности, и каждая в отдельности, превращаются в устойчивые потребности обучаемого, которые реализуются им в социуме в его здоровый стиль жизни. Этот алгоритм развития здоровьесберегающего поведения человека можно характеризовать как процесс формирования его культуры здоровья. Так как данные активности обеспечивают сохранение и укрепление здоровья человека, их также можно назвать здоровьесберегающими активностями, а приобретенные потребности — здоровьесберегающими потребностями. Данные потребности вполне обоснованно можно характеризовать как сформированные подкомпоненты общей культуры здоровья: физической культуры, экологической культуры, медицинской культуры, психологической культуры, духовно-нравственной культуры и др.

Итак, понятие «здоровый образ жизни» можно трактовать как активную деятельность человека, направленную на сохранение и улучшение своего здоровья, на основе постоянной доминанты — культуры здоровья. При этом необходимо учесть, что культура здоровья личности формируется в течение всей жизни целенаправленно и постоянно и требует условий для активной реализации ее здоровьесберегающих потребностей в социуме.

Исходя из вышеизложенного, можно вывести общее определение: здоровый образ жизни – это образцовая модель поведения, которая реализуется человеком в социуме на основе свободного выбора и удовлетворения им своих здоровьесберегающих потребностей на основе соответствующих индивидуализированных видов активности, психологически адекватных и обеспечивающих сохранение и укрепление его здоровья.

Данный образ жизни на его индивидуальном уровне характеризуется как здоровый стиль жизни и выражает культуру здоровья.

Это определение может использоваться в качестве единого нормативного понятия для всех секторов общества, участвующих в здоровьесберегающей деятельности на межведомственном принципе.

Анализ научно обоснованных моделей формирования здорового образа жизни, представленных в работах Г.К. Зайцева, В.Н. Касаткина, Т.Ф. Ореховой, С.А. Сенникова, Л.Ф. Тихомировой, Э. Томпсона и иных, позволил выявить ряд требований к проектированию процесса формирования здорового образа жизни:

– включать конкретные показатели, определяющие цель и результат;

– раскрывать процесс, содержание и условия формирования здорового образа жизни;

– отражать междисциплинарный характер процесса;

– показывать основные технологии формирования устойчивых здоровьесберегающих потребностей и активностей;

– учитывать психологическую адекватность активностей и соответствие их потребностям;

– включать компоненты, позволяющие оценить эффективность формирования здорового образа жизни;

– отражать экзистенциальный, валеологический и рефлексивный подходы.

Выявленные нами требования к проектированию процесса формирования здорового образа жизни, анализ различных научных подходов к совершенствованию процесса его формирования позволили разработать процесс формирования здорового образа жизни с использованием идеальной модели здорового образа жизни.

Главной вводной целью разработанного нами процесса формирования здорового образа жизни на основе идеальной модели является формирование здорового образа жизни у субъектов образовательного пространства, а конечным результатом — здоровый стиль жизни. Методологические подходы: системный, экзистенциальный, валеологический и рефлексивный. Алгоритм формирования здорового образа жизни включает пять стадий, раскрывающих поэтапно содержание, процесс, условия и результат формирования культуры здоровья, которая реализуется в социуме субъектами образовательного процесса в виде их здорового стиля жизни.

На первой стадии – диагностической — в содержательном разделе процесса формирования здорового образа жизни осуществляется оценка состояния здоровья субъектов образовательного процесса. В процессуальном разделе выявляются индивидуальные базовые здоровьесберегающие потребности детей и соответствующие им здоровьесберегающие виды активности, осуществляется оценка результатов выявленных потребностей и вырабатываются предложения по их коррекции, обобщаются и анализируются объективные и субъективные показатели здоровья субъектов, включенных в данный процесс.

В оценочно-результативном разделе для изучения потребностей и показателей здоровья подбираются единые стандартизованные методики мониторинга и оценки эффективности, с использованием которых оцениваются состояние здоровья у субъектов образовательного процесса и сформированность здорового образа жизни.

На второй стадии – планировочной – в содержательном разделе определяются субъекты образовательного пространства, реализующие программы и планы формирования здорового образа жизни, которые оценивают свой педагогический потенциал для этих целей. В процессуальном разделе организуется деятельность по междисциплинарному проектированию здоровьесберегающих программ, планов по формированию здорового образа жизни обучающихся. В оценочно-результативном разделе осуществляется разработка нормативной базы, обеспечивающей взаимодействие специалистов разных ведомств в реализации программ и планов формирования здорового образа жизни у субъектов образовательного процесса.

На третьей стадии – исполнительной – в содержательном разделе с лицами, организующими педагогический процесс формирования здорового образа жизни обучающихся, проводятся занятия по повышению их компетентности в вопросах сохранения и укрепления здоровья — на основе идеальной модели здорового образа жизни. В процессуальном разделе осуществляется обучение детей здоровому образу жизни специалистами разных дисциплин и их педагогическое сопровождение при проектировании своего здорового стиля жизни с использованием идеальной модели здорового образа жизни как педагогического средства обучения. В оценочно-результативном разделе создаются условия для признания идеальной модели здорового образа жизни как педагогического средства для его использования в практике и поддержки органами исполнительной власти в сфере образования.

На четвертой стадии – формирующей — в содержательном разделе дети обретают умения самостоятельно проектировать свою здоровьесберегающую жизнедеятельность, возможность на основе свободного выбора определить для себя вид здоровьесберегающей активности и психологически адекватно его реализовать. В процессуальном разделе у детей формируются устойчивые здоровьесберегающие потребности, которые классифицируются как их культура здоровья. В результативно-оценочном разделе процесс формирования здорового образа жизни должен иметь государственную и общественную поддержку на всех уровнях для создания условий реализации здорового стиля жизни.

На пятой стадии – реализующей – в содержательном разделе процесс переходит на индивидуальный уровень, когда устойчивые здоровьесберегающие потребности реализуются субъектом образовательного процесса в социуме через соответствующий вид здоровьесберегающей активности, и содержание этого процесса характеризуется как здоровый стиль жизни. Эффективность и качество здорового стиля жизни зависят от свободы выбора здоровьесберегающих видов активности самим ребенком, его культуры здоровья и психического здоровья. В процессуальном разделе идет процесс практического закрепления знаний, умений и навыков здорового образа жизни, «цементируется» культура здоровья субъекта. В оценочно-результативном разделе дети оценивают состояние своего здоровья с позиции ощущения своей свободы, счастья, ориентации на труд и благополучия. Это тот ориентир, который обучающиеся должны примерять к себе. Они рефлексируют результаты своего здорового стиля жизни. Здесь осуществляется оценка сформированности здорового образа жизни обучающихся.

Формирование здорового образа жизни детей во время занятий и во внеурочное время сопровождают подготовленные учителя, социальные работники или психологи.

Анализ реализации здоровьесберегающих программ в образовательных организациях ряда субъектов Российской Федерации, многолетний опыт экспериментальной исследовательской работы по формированию здорового образа жизни у субъектов образовательного процесса в образовательных организациях Вологодской области показали возможность успешной реализации разработанного нами процесса формирования здорового образа жизни на основе идеальной модели здорового образа жизни. Продуманная организация данного процесса и создание системы активизации мотиваций на здоровье и здоровый образ жизни, прежде всего с помощью создания соответствующих условий, повышают эффективность формирования здоровьесберегающей активности обучающихся.

Основными условиями эффективности формирования здорового образа жизни у субъектов образовательного процесса в образовательных организациях на основе предложенных нами методологических подходов являются:

– разработанная программа формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в образовательной организации;

– разработанная и внедренная идеальная модель здорового образа жизни как педагогического средства для воспитания здоровой, свободной, счастливой и ориентированной на труд личности;

–междисциплинарный принцип, на котором осуществляется данный процесс;

– возможность для свободного выбора и проектирования своего здорового стиля жизни, обеспеченная (данная) ребенку;

– осуществление педагогического сопровождения процесса формирования здорового образа жизни у ребенка;

– процесс формирования здорового образа жизни обучающихся, осуществляющийся на основе информационной поддержки с использованием средств массовой информации.

Изложенный в данной статье материал, раскрывающий сущность понятия «здоровый образ жизни» с авторских позиций, разработка идеальной модели здорового образа жизни и процесса его формирования у детей и молодежи дают основание определить идеальную модель здорового образа жизни как эффективное педагогическое средство формирования здоровой личности в здоровьесберегающем образовательном пространстве.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *