состав актеров на гребне волны
«На гребне волны» (1991) — дух свободы и молодой Киану
Типичный фильм о внедрении агента ФБР в банду преступников, за которым скрывается нетипичная история противостояния поколения хиппи и поколения яппи.
В последние пару лет я смотрю много фильмов: число просмотренных за прошлые 4 месяца кинолент перевалило за 50. Естественно, искать новый фильм на вечер постепенно становится все сложнее. Время от времени я мониторю всевозможные подборки: по жанрам, по актерам, режиссерам и т.д. И ни в одной из них за все время мне не попадался фильм «Point Break» или «На гребне волны». Я увидел его, когда изучал фильмографию Киану Ривза и, прочитав синопсис и бросив взгляд на рейтинг, решил посмотреть тем же вечером. Стоит оговориться, что речь в посте пойдет об оригинальном фильме 1991 года, а не о ремейке 2015.
Главный герой фильма — агент ФБР Джонни Юта. Он только что окончил академию и был направлен на работу в Лос-Анджелесский отдел. Его наставник — Папас — умудренный опытом федерал, проработавший в бюро большую часть своей жизни. Он уже три года ведет дело о банде «экс-президентов»: четверо преступников в масках бывших президентов США за это время успели ограбить 27 банков. Действуют они профессионально: умело контролируют заложников в зале и никогда не идут к хранилищу, обходясь лишь грабежом касс. Каждое свое дело они проворачивают ровно за 90 секунд и успевают уйти до прибытия полицейских.
Папас, как кажется на первый взгляд, уже и не надеется найти «президентов». Однако, во время осмотра брошенного грабителями автомобиля Джонни раззадоривает своего напарника, и после короткой перепалки тот рассказывает ему свою теорию. «Экс-президенты» не только профессиональные грабители банков, но еще и серферы. На это намекает загар одного из них, который удалось рассмотреть на записи с камеры видеонаблюдения. Кроме того, год назад, на месте преступления, один из них оставил следы: среди прочего экспертиза обнаружила в них содержание воска. Папас, тщательно изучив всевозможные способы его применения, узнал, что такой воск содержится в интимной смазке, которой, в свою очередь, серферы натирают доски перед катанием на волнах.
Последним аргументом в пользу этой теории являются даты ограблений: все они были совершены в период с июня по октябрь. Серферы собирают достаточное количество денег, чтобы путешествовать вслед за волной и сделать свое лето бесконечным. Единственный способ добраться до неуловимой банды — узнать, на каком пляже они предпочитают кататься и попытаться влиться в их тусовку. Сложности здесь две: Папас уже не молод, а Джонни Юта в жизни не катался на серфе. Ну и времени на это осталось не так уж много — один месяц, а потом про грабителей можно будет забыть на год. Тут-то и начинается самое интересное.
Согласитесь, даже после полноценного описания завязки не так уж легко понять, к какому жанру относится этот фильм. Сначала кажется, что это будет комедия: ФБРовец, едва заступивший на службу, вместо серьезных трудовых будней вынужден учиться кататься на серфе, выслушивая насмешки и терпя нападки от опытных серферов. Да и начальство такой способ времяпрепровождения не очень-то ценит. Однако, весьма быстро становится ясно, что эта картина — про другое. За, казалось бы, банальным сюжетом о внедрении спецагента в банду скрыто противостояние свободы и рутины, борьба поколения хиппи и поколения яппи.
Возьмем главного героя: ему 25 лет, за спиной неудачная попытка развития спортивной карьеры, ведь из-за травмы, полученной во время матча, ему пришлось оставить надежды попасть в большой спорт. Несмотря на это, Джонни находит себя в другом деле и заканчивает академию ФБР. Успех? Не совсем. Какое будущее ждет его на этой должности? Да, какое-то время придется раскрывать интересные дела и трудиться в поте лица на любимой и интересной работе. Чтобы понять, что ждет героя лет через 20-30 достаточно взглянуть на его наставника. Хороший ли он агент? Бесспорно, это нам дадут понять несколько раз за фильм. Но большую часть времени он просиживает в офисе и ворчливо обсуждает молодых агентов, как и подобает «старику». Он больше не горит своей работой. Если бы не запал Юты, Папас бы так и не поделился своей идеей о банде серферов, не говоря уже о полноценной отработке этой версии.
Герой буквально оказывается между двух миров: с одной стороны серый офис и рутинная работа, с другой — друзья, веселье и адреналин. Помимо всего прочего, кататься на доске его учит симпатичная девушка по имени Тайлер, с которой у Джонни довольно быстро начинают развиваться отношения. Казалось бы, вот она — идеальная жизнь. Но нельзя ведь просто так взять и бросить то, к чему шел долгие годы и о чем мечтал. Или можно? О выборе Юты вы узнаете в конце фильма, а сейчас перейдем к следующему пункту.
С одной стороны, нельзя назвать фильм 1991 года таким уж старым, с другой — прекрасно понимаю людей, которых это может насторожить. Спешу вас успокоить — фильм выглядит отлично. Да, он не может похвастаться невероятными спецэффектами или сложными трюками, но он и не про это. Актеры полностью соответствуют своим персонажам и отлично передают их характеры. Между ними ощущается химия, не в последнюю очередь благодаря Патрику Суэйзи — в его героя, возможно, не влюбляешься, но симпатизируешь и сопереживаешь до самого конца. Кроме того, для всех любителей Джона Уика, который скоро посетит экраны кинотеатров третий раз, это прекрасная возможность взглянуть на молодого Киану. Он еще не оброс бородой, не отрастил волосы и не вложил все очки прокачки в брутальность, но роль Джонни Юты исполнил хорошо.
Что касается операторской работы, монтажа и саундтрека — не могу отметить какие-то интересные или необычные находки и приемы. Но фильм не выглядит устаревшим, от монтажа не вытекают глаза, а динамика не проседает — сюжет постепенно разгоняется, в конце концов приходя к логическому завершению. Тем не менее, я хочу придраться к нашим переводчикам.
Учитывая свой печальный опыт, оговорюсь еще раз — в этом блоке содержатся спойлеры. И даже повешу эту замечательную ленточку. Если вы уже смотрели фильм — эта информация может быть вам интересна. Если нет — вернитесь сюда после просмотра, а пока что переходите к итогам.
Я, конечно, не Карамышев, но тоже Денис и не могу оставить столь чудесный перевод названия без внимания. Во-первых, занятный факт с кинопоиска:
Point break — это благоприятные для серфинга условия, создаваемые каким-либо выступающим участком суши (point) — мысом или волнорезом. Об этот выступ разбивается (break) накатывающая с открытого океана волна. Рожденные в результате новые волны отличаются стабильной частотой и силой. Кроме того, создается зона штиля, которую серфингисты используют, чтобы подгрести к тому месту, где начинаются большие волныPoint break — это благоприятные для серфинга условия, создаваемые каким-либо выступающим участком суши (point) — мысом или волнорезом. Об этот выступ разбивается (break) накатывающая с открытого океана волна. Рожденные в результате новые волны отличаются стабильной частотой и силой. Кроме того, создается зона штиля, которую серфингисты используют, чтобы подгрести к тому месту, где начинаются большие волны
«На гребне волны» — фильм, преисполненный духом свободы. Это кино, после которого так и тянет пойти и заняться любимым делом или развлечься в компании друзей. Именно поэтому мне кажется, что этот фильм просто идеально подходит для просмотра на майских праздниках. Ведь скоро лето — для кого-то пора долгожданных отпусков, для кого-то — каникул (не пинайте меня те, у кого сессия и практика, вы в сделку не входили). Автор не встает ни на одну из сторон и не говорит, кто из героев прав, а кто — нет. Но он ясно дает понять — истина, как и всегда, где-то посередине. Нельзя всю жизнь заниматься нелюбимым делом, заботясь лишь о карьере. Но и тратить все свободное время на развлечения — тоже не самая умная затея. Лето не может длиться вечно, но все таки оно наступает каждый год.
Рецензия на фильм «На гребне волны»
Зрелищно весьма эффектная, но драматически не дотягивающая даже до уровня «бэшки» картина, лишь по чистой случайности носящая имя культового фильма 1990-х
Спортсмен-экстремал по прозвищу Юта во время исполнения одного из головокружительных трюков оказывается неспособен помочь своему лучшему другу – тот срывается со скалы и погибает. Завязавший с адреналиновыми прыжками молодой человек отправляется учиться в академию ФБР, но и там прошлое не отпускает Юту. Эксперты бюро связывают воедино несколько дерзких налетов, произошедших в трех разных частях света, произвели их преступники, абсолютно лишенные страха. Юта просчитывает, каким должен оказаться следующий «подвиг» экстремалов, и отправляется проверить свою догадку. Молодой агент не только верно предсказывает место появления банды, но и умудряется стать ее частью, однако понимание истинных целей Бодхи и его команды заставляет Юту усомниться в правильности собственных поступков.
Кадр из фильма «На гребне волны»
Кадр из фильма «На гребне волны»
Прежде всего, причиной общей невыразительности нового фильма стала команда создателей – ни одно имя на афише не способно привлечь в кинозал дополнительного зрителя. Но это еще полбеды, отсутствие «звездности» неизбежно дало провал в качестве. Ведь кто такой Курт Уиммер? Автор «Эквилибриума» и «Законопослушного гражданина»? Фильмы эффектные, но сценарно довольно слабые, рассыпающиеся при малейшем анализе. Слышали ли вы раньше что-то о Эриксоне Коре? Ах, это оператор «Форсажа»? Ну что же, достижение серьезное, но вистов режиссерскому таланту практически не добавляющее. Наконец, Люк Брейси и Эдгар Рамирес… Не ведитесь на рассказы продюсеров о том, что им нужны были незаезженные лица, потому что главное в фильме история и экшен, а не узнаваемые лица – с нулевой харизмой «На гребне волны» делать нечего.
Кадр из фильма «На гребне волны»
На таких дрожжах замесить сколько-то удобоваримую драму, конечно, не получилось, новый фильм эмоционально на две головы слабее оригинала – его герои абсолютно не «клеятся», романтическая линия дешево слита, никакого внутреннего напряжения между Ютой и Бодхи не существует в принципе. Сценарий сплошь шит белыми нитками, сцены притянуты друг к другу за уши. Больше того, герои часто противоречат сами себе. Бодхи утверждает, что ни в коем случае нельзя вмешиваться в выбор другого, и тут же признается, что взял Юту с собой, потому что хотел его переделать. Или налетчики утверждают, что они стремятся отдать земле то, что у нее взято не по праву, но как в эту систему встраивается налет на алмазный фонд, разбрасывание над джунглями бумажных долларов и подрыв грузовиков с рудой, решительно непонятно.
Кадр из фильма «На гребне волны»
Да, обязательно нужно сказать, что наиболее комично в новом фильме выглядит попытка придумать героям-злодеям какое-то оправдание. В оригинальной ленте объяснения особенно не требовались – Бодхи и его компания в 1991-м просто переросли уровень обычных хулиганов и стали искать границы допустимого законом, обществом, природой, собственным духом. Теперь же у Бодхи другой внутренний стержень – он эколог-переросток. Теперь спортсмены-экстремалы ищут способы единения с природой, пытаются обуздать стихии, которые человек «прячет» в трубы, шахты, бетон. Красивый ход, но совершенно пустой и ничем не привлекательный – философию Бодхи и сподвижников и глупой-то не назовешь, это просто пустое место.
Кадр из фильма «На гребне волны»
И все же в картине есть один жирный плюс, который для зрителя, не особенно углубляющегося в драматические дебри, – фантастически поставленные экшен-сцены. Причем относится это не столько к перестрелкам и погоням, они, прямо скажем, невыразительны. А вот прыжки с горных вершин с самыми разными приспособлениями, дайвинг, океанский серфинг или сноубординг откровенно захватывают дух. В каждом подобном трюке нет ничего особенного, все уже где-то когда-то было, но упакованные в один фильм с фантастической плотностью эти показательные спортивные выступления превращают унылое кино в зрелище. Специфическое, но способное зрителей увлечь.
Конечно, новый «На гребне волны» не ждет культовый статус оригинальной ленты, здесь нет ничего про «подумать», это хорошо снятый аттракцион, превращающийся в дурное кино каждый раз, когда герои начинают говорить. Но это идеальное времяпрепровождение для поклонников непритязательно эффектного зрелищного кино, идущего на большом экране. Размах трюков доставляет удовольствие, но удовольствие это разовое, за таким Юта эпохи 90-х не пошел бы.
Против системы! 25 лет фильму «На гребне волны»
Каскадный ливень, тяжёлые волны океана, которые укрощает бесстрашный сёрфер, и Киану Ривз в обтягивающей футболке, могущественно сжимающий ружьё на полицейском стрельбище. Третьей картине Кэтрин Бигелоу, «На гребне волны», уже 25 лет, но она до сих пор даёт зрителю прилив ударного драйва.
Д жонни Юта (Киану Ривз) – молодой стоик, агент ФБР, который идёт на задание под прикрытием с бурчащим коллегой Энджело Папасом (Гэри Бьюзи). И если зритель надеется увидеть громыхающие перестрелки и остросюжетные погони в стиле «Схватки» или «Города воров», то стоит слегка притормозить, потому что сперва нас ждёт Юта в мокром гидрокостюме с сёрферской доской в руках. Теория полицейских гласит: искомые грабители банков занимаются сёрфингом. И Юта готов обучаться искусству катания по волнам, чтобы поймать преступников. В то же время новый коллектив и глава Джонни Юты Бен Харпен (Джон МакГинли) воспринимают его как неопытного, туповатого молокососа.
Просветление – то, что цепляет внимание зрителя и будоражит Бодхи (Патрик Суэйзи) – сёрфера, главного злодея и экзистенциального антигероя фильма. Он настолько убедителен и дерзок, что даже агент ФБР попадает под его чары. Грабители носят резиновые маски президентов Рейгана, Никсона, Картера и Линдона Джонсона и ловко разоряют банки. Уходят шустро и безобидно. И персонажу Киану Ривза – пареньку, желающему самоутвердиться, придётся противостоять ребятам, которые страдают манией величия и одержимы революционными идеями нонконформизма.
Предводитель невозмутимых безумцев Бодхи – мистика и преступник. Его шайка грабит банки, чтобы поддержать собственный жизненный азарт и спортивную страсть, а после двигаться дальше, когда меняются сезоны. Юта втягивается в доверие к банде и даже влюбляется в бывшую девушку Бодхи, Тайлер (Лори Петти). Правда, влюблённость представляется для агента лишь цепным звеном, чтобы добраться до самого Бодхи, но волей-неволей Джонни поддаётся психологической метаморфозе. Природа – вода, воздух, огонь и земля – могут смять и сокрушить человека, однако сёрферам она даёт волну, которую они дружно хватают и усмиряют. Один на один с природой-матерью. Для бесноватого персонажа Патрика Суэйзи природа – образ духовный, религиозный, и этой вере он учит Юту. А Киану есть Киану. Герой слегка унылый, но внушительно самоуверенный. К концу десятилетия Ривз также снимается в двух самых больших боевиках за последние 20 лет – кипучей «Скорости» и легендарной «Матрице».
Разумеется, «На гребне волны» – не то кино, которое требует углубленного анализа. Когда Бодхи узнаёт, что Юта – секретный агент, должен ли тот лететь куда-то с бандой и позволить Бодхи упаковать его парашют? Порой основания действий героев бесплодны. Джонни Юта находится в ловушке заклинания Бодхи, и этим всё сказано. Чувство среды становится сюжетной необходимостью, поэтому в фильме географической информации показано настолько много, насколько это возможно. Атмосферная история соткана из лирических изображений пляжа и океана, умело схваченными оператором Дональдом Питерменом, привлекательными людьми и, несомненно, экстримом: сёрфингом, свободным падением в небе и ограблениями банков. Независимо от того, кажется сёрфинг беспечным занятием или нет, Бигелоу иллюстрирует спорт с тенью переживания и страха. Вместе с героями зритель взволнованно ловит волну жизни в поисках бесконечного путешествия.
Нагло-смелый антигерой Суэйзи говорит, что если человек желает острых ощущений, ему придётся заплатить высокую цену. О какой цене толкует Бодхи и сможет ли Джонни Юта выжить во внушающий ужас переломный момент? Кэтрин Бигелоу очевидно увлечена крутыми и бешеными персонажами, которые живут опасно по личным философским догматам. Бодхи и его товарищи – не люди действия. На экране люди мысли, выбирающие действие как инструмент выражения своих убеждений.
«Речь никогда не шла о деньгах. Речь о том, что мы выступаем против системы. Системы, которая убивает человеческий дух. У нас есть высшая цель. Мы хотим отомстить за мёртвые души, которые находятся в этих железных гробах. Мы должны показать, что человеческий дух жив!»
Глубинные думы о братстве, несправедливости, эскапизме и свободе добавляют киноленте о полицейских и ворах славное значение, что позволяет проникнуться преступными актами бандитов и финальным противостоянием, учитывая весь несообразный характер сюжета.
«На гребне волны» Кэтрин Бигелоу совершенный антипод ремейка – бандитская романтика, жаркие калифорнийские пейзажи, поэтическая звуковая дорожка и грохот волн оказывают некое спиритическое влияние. Уникальное ассорти из детективного боевика и драмы о поиске души. Скажем, Бигелоу иллюстрирует наиболее дивную сцену союза Юты с его новыми друзьями и одновременно врагами. Герой Ривза прыгает с самолёта и пускается в свободное небесное плавание. Именно здесь рассказ достигает метафизического значения, ибо смертный возведён в роль ангела, в то время как камера поглядывает вниз, погружая зрителя в сердце действия.