сослуживцы телеспектакль актеры и роли 1973
«Сослуживцы». История спектакля, из которого вырос «Служебный роман»
Одна из самых известных отечественных картин, лирическая комедия «Служебный роман», появилась благодаря пьесе Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского «Сослуживцы». Ее много ставили в театрах, но настоящим хитом стала постановка Театра имени Владимира Маяковского, за которую взялся молодой режиссер Борис Кондратьев.
«Наша мымра» и любовь
Сюжет пьесы «Сослуживцы», которую написали в 1971 году друзья Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский, известен даже тем, кто никогда ее не читал. Но освежить его в памяти все же стоит.
В одном московском статистическом учреждении освобождается место начальника отдела легкой промышленности. Занять его мечтает старший статистик Анатолий Новосельцев — трудолюбивый, ответственный, но очень скромный. Директор учреждения Людмила Калугина не торопится повышать Новосельцева. Тот ее немного побаивается: она чересчур строгая. «Наша мымра» — называют ее за глаза подчиненные. По совету замдиректора Юрия Самохвалова Новосельцев начинает ухаживать за Калугиной, чтобы получить вожделенную должность. Постепенно притворство перерастает в любовь, но на пути у героев — служебные сплетни, недопонимания и конфликты.
На работу над текстом драматургам потребовалось всего 22 дня. Рязанов позже говорил, что их с Брагинским герои буквально вели за ручки — так их увлекла история любви Новосельцева и Калугиной. Хотя за сочинение производственной мелодрамы они взялись с прозаической целью — немного подзаработать на незатейливом комедийном сюжете. Они не подозревали, что совсем скоро он получит всесоюзную славу.
Странная интерпретация
Московские и региональные театры с большим удовольствием брали пьесу в свой репертуар. Спектакли шли более чем в 100 театрах, но авторам нравились далеко не все.
Например, однажды Рязанов и Брагинский побывали на «Сослуживцах» Псковского театра драмы, который приехал на гастроли в Ригу. Драматурги находились в этом городе по делам. Увидев на афише знакомое название, они заинтересовались. В своей книге «Неподведенные итоги» Эльдар Александрович рассказал, что они купили билеты в кассе, а не обратились напрямую к администрации. В противном случае им бы, несомненно, дали лучшие места, а после спектакля предупрежденные актеры начали бы аплодировать, указывая на сочинителей. Так было принято. Но авторы пришли инкогнито, и никто не догадывался об их присутствии в зале. Оказалось, поступили правильно: спектакль был плохим.
«Смысл наших фраз был насильственно запихнут в стихотворный размер. Доверчивая публика сидела как ни в чем не бывало, думая, что так и положено. Захотелось вскочить, прервать спектакль, заорать, что мы этого не сочиняли. Но мы не посмели решиться на такой поступок! Мы вжались в кресла, стараясь сделаться поменьше, и покорились печальной судьбе. Спектакль шел то в стихах, то в прозе. Шел так, как хотел он, а не мы. Мы корчились, порывались уйти, но, в конце концов, взяли себя в руки и заставили себя испить горькую чашу до дна», — писал Эльдар Александрович.
В том же 1971 году пьесу поставил Театр имени Маяковского. И версию, созданную 32-летним режиссером-дебютантом Борисом Кондратьевым, авторы посмотрели с удовольствием. «Прекрасный спектакль», — отзывался Рязанов.
«Праздник умной режиссуры»
Успех был огромным. На премьеру и последующие показы было сложно попасть, билеты выметались из касс подчистую.
Новосельцева играл Борис Левинсон, один из последних учеников Константина Станиславского, Калугину — прима Галина Анисимова, которая всего через два года получит звание заслуженной артистки РСФСР. Вместе с ними на сцену вышли Евгений Лазарев (Самохвалов), Эмма Сидорова (Ольга Рыжова, подруга Новосельцева), Валентина Шендрикова (Верочка, секретарша Калугиной). Режиссер пошел на небольшие изменения, например убрал из действующих лиц начальника общественного питания Петра Бубликова, о смерти которого ошибочно сообщили коллективу. В спектакле Бубликов упоминался только в одном из диалогов.
Известный театральный критик Вадим Фролов называл постановку «праздником умной режиссуры». «Комедия с неожиданными внутренними ходами, со своими драмами, происходящими в душах персонажей (своеобразную драму отчуждения от людей переживает Калугина, а Новосельцев — характер не комедийный, а скорее драматический), с сатирическими характерами», — писал он.
Режиссер Борис Кондратьев, будучи учеником знаменитого Андрея Гончарова, во многом перенял у него стиль работы: был строг с артистами, но в меру, требовал от них и от себя блестящего результата и не успокаивался, пока его не добивался. Он волновался: «Сослуживцы» стали его первой полноценной режиссерской работой. До этого он был ассистентом у своего учителя, когда тот ставил в этом же театре «Трамвай “Желание”» по пьесе Теннесси Уильямса — спектакль был первой постановкой этого драматурга в Москве.
Подход Кондратьева к работе впечатлил Гончарова, и после этого он — как главный режиссер театра — предложил Борису поставить что-то свое.
Популярность «Сослуживцев» набрала такие обороты, что в Гостелерадио решили сделать телеверсию, чтобы показать ее перед новым, 1972-м годом. Режиссер и актеры — те же. Правда, были опасения, что люди, увидев все на экране, не пойдут на спектакль. Однако постановка еще очень долгое время собирала полные залы.
Как «Сослуживцы» стали «Служебным романом»
В отличие от спектакля, телеверсия «Сослуживцев» не впечатлила Эльдара Рязанова. Его друзья рассказывали, что он даже ругался, когда случайно видел ее на экране. Ему не нравилось, что герои действуют в одном и том же пространстве, раздражало отсутствие полноценного монтажа. Поэтому, чтобы заглушить гнетущее чувство, в конце концов он решил сам снять полноценное кино по своей пьесе.
Кроме того, Рязанов давно хотел поработать с Алисой Фрейндлих. На роль Калугиной он не желал рассматривать никого, кроме нее (а ей в партнеры он сразу наметил Андрея Мягкова, с которым уже работал на съемках «Иронии судьбы»). Без сложностей не обошлось. В то время Фрейндлих служила в Ленинградском театре имени Ленсовета, и художественный руководитель Игорь Владимиров не отпускал ее, аргументируя тем, что у нее и так слишком много работы. Рязанову пришлось самому ехать в Северную столицу — уговаривать.
Он ни разу не пожалел о своей настойчивости: Фрейндлих в этой роли действительно оказалась очень хороша. Она ответственно готовилась к работе — наблюдала за женщинами-начальницами, похожими характером на Калугину, чтобы скопировать их манеру поведения. Чтобы завершить образ строгой и одновременно нелепой героини, одна часами репетировала походку, о которой секретарша Верочка говорит: «Чешет на работу, как будто сваи вколачивает!»
Сняли фильм всего за пару месяцев. В один из дней в сентябре в Москве неожиданно выпал снег. Редкое природное явление успели заснять, а потом Рязанов придумал использовать эти кадры, наложив на них песню на свои стихи «У природы нет плохой погоды». Музыку написал Андрей Петров — он же отвечал за музыкальное оформление прошлой картины Рязанова «Берегись автомобиля».
«Служебный роман» вышел в 1977-м, а через год стал лидером проката — его посмотрели свыше 50 миллионов зрителей. Фильм наградили Государственной премией РСФСР, а исполнителей главных ролей журнал «Советский экран» назвал актерами года.
Сослуживцы
Театр Маяковского. Основная и Малая сцены
С егодня никто уже и не вспомнит, что комедия Эльдара Рязанова «Служебный роман» — не премьера, а ремейк. На самом деле сначала Рязанов и его постоянный соавтор Эмиль Брагинский написали пьесу — всего за 22 дня. Называлась она «Сослуживцы», ее охотно брали для постановки столичные и провинциальные театры. По воспоминаниям самого Рязанова, спектакль шел на сцене 134-х театров. Не везде постановки были удачными. Вот что пишет Рязанов в своей книге «Не подведенные итоги» о «Сослуживцах» в постановке Псковского театра драмы, где чередовались слова авторов со стихами играющих актеров: «Захотелось вскочить, прервать спектакль, заорать, что мы (с Брагинским) этого не сочиняли. Но мы не посмели решиться на такой поступок! Мы вжались в кресла, стараясь сделаться поменьше, и покорились печальной судьбе. Спектакль шел то в стихах, то в прозе. Шел так, как хотел он, а не мы. Мы корчились, порывались уйти, но, в конце концов, взяли себя в руки и заставили себя испить горькую чашу до дна».
В 1971 году пьесу поставили в обеих столицах: в Ленинградском Театре комедии им. Акимова (с Петром Вельяминовым и Ольгой Волковой в главных ролях), и в Московском театре им. Вл. Маяковского. По московской версии в 73-м году был снят телеспектакль. Именно этому спектаклю и обязаны поклонники «Служебного романа» выходом фильма: посмотрев телеспектакль, Рязанов решил снять по «Сослуживцам» кино, что и осуществил спустя четыре года.
Говоря о самой пьесе, Рязанов отмечает: «В «Сослуживцах» рассказывается о том, как забитый, затюканный жизнью экономист Новосельцев, получающий небольшую зарплату и обладающий, как он сам про себя говорит, заурядной внешностью, пускается в рискованную авантюру: чтобы стать начальником отдела и получить прибавку к жалованью, начинает ухаживать за немолодой и некрасивой начальницей, по прозвищу Мымра. Постепенно он открывает в ней необычного, яркого человека. Рассудочное, корыстное ухаживание перерастает в любовь. Замкнутая женщина сбрасывает с себя защитную маску «сухаря», за которой скрывалась нежная и трепетная душа. «Сослуживцы» — это пьеса о том, что нужно внимательно и пристально вглядываться в человека; постараться увидеть в нем то, чего раньше не замечали; никогда не торопиться с выводами, не судить по внешности, не спешить выносить человеку приговор». К слову, о версии театра им. Вл. Маковского Рязанов отзывался благосклонно: «там …шел прекрасный спектакль, поставленный молодым режиссером Б. Кондратьевым».
В послужном Бориса Кондратьева «Сослуживцы» остались не единственным спектаклем по Рязанову-Брагинскому, авторы доверили ему и свою пьесу «Родственники».
Борис Кондратьев начинал как актер в Иркутском театре юного зрителя. Затем его судьба совершила географический и жанровый поворот — он окончил Вильнюсскую консерваторию, замет вернулся в Иркутский ТЮЗ и поставил как режиссер немало интересных спектаклей. В начале 1971 года уехал в Москву, где окончил Высшие режиссерские курсы Андрея Гончарова, был приглашен в Театр имени В. Маяковского. К сожалению, жизнь его была слишком короткой, он умер в начале 1978 года, ему было всего 39 лет. Несмотря на старания всемирно известного кардиохирурга Амосова (у Кондратьева была тяжелая болезнь сердца), Бориса спасти не удалось.
Кстати, пребывание на западе (в Литве), кажется, сказалось на музыкальном оформлении «Сослуживцев». Вот, например, в гостях у Самохвалова, пижона, вернувшегося из-за границы, звучит фанк-композиция Get Me Back On Time. Неизвестно, «под каким соусом» удалось протащить в постановку 1973 года музыку, только-только изданную на западе. Не ограничились, скажем каким-нибудь советским ВИА или — на крайний случай — Битлз. Нет! Цыганочку товарищ Новосельцев танцует под фанк американского хулигана Уилсона Пиккета.
Новосельцева в спектакле сыграл актер Борис (его полное имя Бернгард) Левинсон, один из последних учеников Станиславского. Работал в оперно-драматической студии (впоследствии — Театр) имени Станиславского. В Московский театр имени Вл. Маяковского его пригласил Николай Охлопков, распознав в Левинсоне характерно-драматического героя. Действительно, Левинсон был хорош и лицедеем, и актером «из народа», то вдруг перевоплощался в комедийного актера.
Борис Левинсон организовал театральную студию при Московском авиационном институте, выпустил спектакль «Друзья остаются друзьями» К.М. Симонова и В.А. Дыховичного, который возобновлялся каждые десять лет. В Московском театре эстрады поставил «Мелочи жизни» А.И. Хаита. Уже после выхода на пенсию время от времени играл моноспектакли «Записки юного врача» по Булгакову (1980, Театр им. Маяковского), «Смех и слезы театрального романа» по «Театральному роману» (1992, Театр «У Никитских ворот»). В театре на Таганке поставил спектакль «Ничего особенного» по пьесе Виктории Токаревой. Борис Левинсон скончался в Москве в 2002 году.
А вот актриса Галина Анисимова, сыгравшая «мымру» Людмилу Прокофьевну, до сих пор (уже 60 лет!) служит в Театре им. Вл. Маяковского. Ее, девочку из нетеатральной семьи, не игравшую даже в самодеятельности, — с ходу приняли во ВГИК, на курс Бориса Андреевича Бабочкина и Нины Алисовой. Но, волею судьбы, доучиться там не пришлось — юная Анисимова стала студенткой Театрального училища им. Щукина, а затем Охлопков пригласил ее в театр им. Маяковского. Андрей Гончаров говорил о Галине Анисимовой: «…В созвездии прославленных звезд Театра им. Вл. Маяковского она занимает свое место, но главное — выделяется таким отношением к профессии, которое делает эту профессию призванием». В одной из последних премьер театра — спектакле «Маяковский идет за сахаром» — Галина Анисимова сыграла роль Лили Брик. В «Женитьбе» она играет Арину Пантелеймоновну, а в «Мертвых душах» — Даму, во всех отношениях приятную.
Конечно, при просмотре телеспектакля Бориса Кондратьева не избежать сравнения с опусом Эльдара Рязанова — но стоит сказать, не всегда чаша весов окажется на стороне «Служебного романа».