сослан варзиев биография хаджисмелович

Сослан варзиев биография хаджисмелович

сослан варзиев биография хаджисмелович сослан варзиев биография хаджисмелович

сослан варзиев биография хаджисмелович

Сослан Хаджисмелович Варзиев

Советский, российский специалист в области специальной силовой подготовки в сфере физической культуры и спорта высших достижений, один из основоположников персонализации тренировочного процесса специальной силовой подготовки.

Официальная деятельность началась с 1985 года в качестве инструктора и тренера по физической подготовке при ДСО (Добровольное спортивное общество) «Трудовые резервы», после уже имеющегося достаточного практического опыта собственных самостоятельных апробаций методик совершенствования тела и организма, существовавших в мире и СССР.

Фундаментальный подход к проблемам удовлетворения запросов массового физкультурника и потребностей тренеров спорта высших достижений породил авторские технологии, позволяющие совершенствовать существующие методики и создавать новые конкурентоспособные. Касательно запросов со стороны представителей массовой физической культуры были разработаны оздоровительные технологии, направленные на оздоровление разновозрастного населения России посредством специальных атлетических программ, которые могут успешно применяться в клубах, центрах, комплексах и других объектах физкультурно-досуговой и спортивно-оздоровительной направленности, а также на уроках физкультуры в средних и высших учебных заведениях.

Окончательное решение уделить больше внимания проблемам атлетического совершенствования на основе Специальной Скоростно-Силовой Подготовки спортсменов в спорте высших достижений пришло после общения в 1990 году с советским ученым, профессором Юрием Витальевичем Верхошанским (см. фото 1-е слева в нижнем ряду) на курсах повышения квалификации в Московском Городском Доме Физической культуры и Спорта при МОСГОРСПОРТКОМИТЕТе (Удостоверение №000783). Это общение дало Варзиеву важный импульс в реализации собственных идей, впоследствии опубликованных в виде научных статей, монографий и учебных пособий. В период 1989-90 годов по 1-му каналу общесоюзного радио СССР Сослан Варзиев в интервью корреспонденту открыто отверг свою причастность к идеологии «фитнеса», заявив, что «физическая культура для меня, как не умыться и не почистить зубы» и в отличие от фитнеса, считает, что «мышцы априори даны природой не для демонстраций или позерства, а для каждодневного функционального применения». Поэтому Варзиев остается приверженцем советских технологий «физической культуры», отличительной особенностью которых всегда оставались поддержание и улучшение функциональных качеств организма и тела, а также отсутствие соревновательности во внешнем телесном виде.

Важным этапом в профессиональной деятельности стала широкая популяризация термина «атлетика» («атлетическое состояние», атлетический тюнинг» и др.), относительно которого Сослан Варзиев уточнил, что «Понятие «атлетика» является отражением совокупной прикладной телесно-двигательной кондиции вмещающей показатели силы, скорости, ловкости, выносливости и других качеств тела и организма».

На фоне деятельности в пользу нужд спорта высших достижений Варзиев составил (по заказу своего отца, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Хаджисмела Петровича Варзиева) новейший, по своей сути, корригирующий экзерсис (специальный комплекс упражнений) для танцовщиков классического балета и народного танца «у станка» и «на середине»), который направлен на совершенствование синергирующих возможностей мышечных пучков при выполнении самых сложных прыжковых и партерных танцевальных элементов, требующих больших физических усилий для достижения высокой техничности.

Сегодня Сослан Варзиев тесно сотрудничает с Магистратурой Московской Государственной Академии Физической Культуры, являясь консультантом.

Сослан Варзиев является автором словосочетания «атлетическая беседка» и основателем идеи ее функционирования, которое стало устоявшимся термином, твердо вошедшим в употребление в Российской Федерации. Впервые словосочетание «атлетическая беседка» были официально обозначены Сосланом Варзиевым в научном журнале «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ» №5 в 2008 году. Основав принцип действия атлетической беседки, Сослан Варзиев, стал законодателем мод на использование всех аналогичных уличных физкультурно-оздоровительных объектов на территории Российской Федерации.

Дополнительная информация на персональном сайте С.Варзиева

Источник

Сослан Варзиев. О культуре физической и духовной

сослан варзиев биография хаджисмелович

Председатель совета автономной некоммерческой организации «Центр развития культуры и спорта Лаборатория Варзиева». Учредитель Общенационального союза некоммерческих организаций. Консультант лаборатории физиологии спортивной деятельности и восстановления ГЦОЛИФК, магистратуры Московской государственной Академии физической культуры, а также — Федерации боевого самбо России. Эксперт-аналитик в системе лечебно-оздоровительной гимнастики и специальной силовой атлетики.

Сослан, позволь к твоему краткому пресс-портрету добавить еще несколько штрихов. Недавно Эвелина Хромченко в интервью одному из популярных изданий отозвалась о тебе и твоих консультациях с большой теплотой и благодарностью, сказав, что персональный комплекс, разработанный тобой для нее, неизменно помогает ей пребывать в отличной форме. Среди тех, кто обращался и, насколько я знаю, продолжает обращаться к тебе, немало известных людей – Леонид Ярмольник, Андрей Малахов, Лариса Долина, Анита Цой… Есть среди твоих клиентов и политики…

— Да, не скрою, среди тех, кого я консультирую, немало публичных людей. Со многими, с кем работал прежде, поддерживаю отношения. Они ждут открытия моего нового центра. Очевидно, я так и сделаю. Но это уже будет новая форма работы с клиентом – комплексная, многофункциональная, я бы сказал – полифоничная, учитывающая взаимосвязи, не всегда осознаваемые людьми, но очень важные для публичного человека.

— Вот здесь, пожалуйста, поподробнее…

— Видишь ли, манера походки человека, его осанка, движения, жест – все это психофизика, дающая мне массу информации. Эту информацию я осознанно «снимаю», анализирую и использую, предлагая свои рекомендации. Так, например, А что касается консультаций и моих клиентов, подробно распространяться на этот счет не буду. Скажу только, что нередко бывает и так — звонит общественный деятель: «Сослан! Срочно поставь мне осанку, у меня сегодня прямой эфир!» Типичная ситуация…

— В Москве не так давно были очень популярны твои атлетические клубы под маркой «SоslanSport». Этот проект сегодня актуален?

— Нет. В 2000-х наступил момент, когда я почувствовал, что «переел». Мною открываемые клубы были, как тогда говорили, статусными. Жесткий контроль, вступление в клуб строго по рекомендации и т.д. и т.п. Но даже икра становится приторной, когда ее переешь.

Для многих, кто занимался у меня – а это были люди из очень разных сфер — клуб являлся местом закрытого, по большей мере, делового общения. Эдакая статусная бизнес-тусовка. Хотя, конечно же, атлетические, развивающие, корректирующие и другие программы, индивидуальные занятия, консультации были обязательной нормой. Конечно же, некоторые ходили в клуб для того, чтобы потом сказать, что они занимаются в «SoslanSport». Я оставил этот бизнес, эту сферу. Это уже был пройденный этап. Да и в отпуске не был с 1985 года.

сослан варзиев биография хаджисмелович

— А сейчас получается отправить себя на отдых?

— Какой там! Сейчас – научно-практические исследования. Консультирую некоторые клиники по реабилитационной лечебно- оздоровительной гимнастике, веду консультации в спорте высших достижений в России, а также в ближнем и дальнем зарубежье. Работаю экспертом в знаковых проектах и программах — например, фонда Лео Бокерии (о деталях пока не распространяюсь). Постоянного участия требует «Центр развития культуры и спорта — Лаборатория Варзиева». Его я основал 20 лет назад и под этой маркой реализовал много интересных проектов, в том числе – в сфере культуры и искусства. Пишу новую монографию… Так что не до отдыха.

— Сослан, твой отец, Хаджисмел Петрович Варзиев – известный советский и российский танцовщик, артист балета, хореограф и балетмейстер, Заслуженный деятель искусств России. Как фиксирует Википедия, «его творческая жизнь была преимущественно связана с Государственным ансамблем народного танца « Алан». Та же Википедия о тебе: «советский, российский специалист, тренер и экспертаналитик ССП (специальной силовой подготовки), разработал метод «Атлетический тюнинг» («Athletic tuning»), в основу которого вошла система тотальной персонализации процесса ССП в различных видах спорта, направлениях массовой физической культуры и оздоровительной атлетической гимнастики…» Объясни, пожалуйста, как тебя, сына своего отца, занесло в спортивную нишу?

— Да, я – сын своих родителей. Мама отлично танцевала в московском ансамбле «ОССА» и учила меня с раннего детства азам народного осетинского танца. Конечно же, очень многое передалось от отца…

С детства помню этот неподражаемый запах сцены. И запах канифоли. И кожи, из которой делали ичиги. У меня даже мои детские ичиги сохранились, которые мне шил дядя Сандро — увы, покойный уже мастер, равного которому не было не только в Орджоникидзе, а и на всем Северном Кавказе…

А в десятом классе (это был год Олимпийских игр-80), когда дома обсуждали, в какой вуз мне поступать, отец позвал меня в кабинет, посадил перед собой и сказал: «Тебя ждут в ГИТИСе, все уверены, что мой сын пойдет по моим стопам. Педагоги ГИТИСа ждут. И ждут некоторые мои однокурсники, которые теперь стали педагогами! Им так интересно тебя увидеть на балетмейстерском факультете. Но скажу тебе откровенно и прямо: я этого не хочу! Я не хочу, чтобы ты, мой сын, прошел через эти жернова культуры в большом искусстве и знаю, почему…»

Отец сказал так, что ослушаться было невозможно! Сказал, как отрезал: нет, значит – нет. В итоге я окончил строительный факультет СКГМИ. Другой итог, более поздний – мои многочисленные научные статьи по народному танцу. Отец их внимательно читал и что-то даже карандашом подчеркивал. И однажды мне сказал:

А со спортом у меня история другая. С ним я тоже дружил с детства — и плавание, и легкая атлетика, и борьба, и шахматы — всем занимался. Читал много о том, что происходило в спортивном мире. Помню, нас, первоклашек, привели в школьный актовый зал на встречу со студентами факультета физвоспитания СОГУ (как я сейчас понимаю — для количества). Они начали задавать вопросы о спорте. И когда поинтересовались, знает ли кто-то из нас, как зовут Пеле, я тут же выпалил: «Эдсон Арантес ду Насименту!». И на другие вопросы я отвечал за всех. И совсем добил их, когда на вопрос «А знаете ли Вы, кто такой Борис Кулаев?» ответил: «серебряный призёр Олимпийских игр 1956 года». К 6-му классу я уже не на шутку разбирался во всём, что происходило в гонках Формулы-1. Ники Лауда, Джеймс Хант, Марио Андретти… Для меня имена этих автогонщиков звучали, словно музыка (мне и самому сейчас это кажется странным – ведь в те годы информации об автогонках было очень мало).

А потом спорт «внедрялся» в мою жизнь каким-то мистическим образом. В СКГМИ мне досталась тема дипломной работы — спортивный комплекс в городе Москва… После института меня распределили в Москву в Госкомпрофобр СССР в отдел капитального строительства, работу в котором я вполне успешно совмещал с тренерской работой в ДСО «Трудовые резервы», вел секцию атлетической гимнастики. Вскоре перешел в Миннефтегазстрой СССР. Министерство в это время построило самый лучший в стране ведомственный спортивный центр «Прометей». И в этом центре мне предложили в 26 лет стать старшим тренером. И я одновременно с работой посещал шестимесячные курсы, организованные тогдашним Московским Домом Спорта совместно с главным институтом физической культуры и спорта страны ГЦОЛИФК. Потом заканчивал курсы по повышению квалификации тренеров, где преподавали известные специалисты – профессионалы и профессора. И тут меня закрутило, затянуло…

На курсах произошла встреча, которая многое определила в моей профессии. Я познакомился с Юрием Витальевичем Верхошанским, мэтром от спортивной науки и непререкаемым авторитетом в специальности силовой подготовке.

В 1989 году он предложил мне поехать с ним в Италию. Но это были серьезные советские времена и такой отъезд запросто расценивался бы как «уход за кордон». А я, конечно же, подумал о родителях… В Риме Юрий Витальевич открыл свою лабораторию. По сей день – не только в Италии, но и других европейских странах и США используют его методики и технологии специальной силовой подготовки. По факту, я остаюсь его последним учеником и тем человеком, с которым он переписывался и делился своими мыслями до последних своих дней. Отсюда мой профессиональный интерес к атлетике в спорте, атлетике в массовой физической культуре, к новым технологиям развития человеческих способностей, распознавание свойств, заложенных генетически.

— Во Владикавказе становится популярным и даже модным ходить в фитнес-клубы, стремиться к хорошей физической форме. Немало инструкторов, специалистов, предлагающих фитнес-программы, появилось на этом рынке…

— Скажу грубо: многие из них понахватались или начитались американизированных «фитнес-продуктов» и это всем и впаривают. Но американские фитнес-технологии – это не суть технологии тренировочного процесса в чистом виде. Это, в немалой степени, идеология: «ты сможешь, ты лучший, ты, ты… я, я, я …». Прививается искусственная уверенность в себе: я – лучший. И вроде бы, должно помогать. Но парадокс: в итоге у человека снижается адекватность самооценки.

С точки зрения профессионалов, такие гуру смотрятся нелепо и даже карикатурно. Эти «горе специалисты», как правило, владеют единственной унифицированной методикой, которая подходит далеко не всем. И проницательный клиент это быстро понимает.

Процесс должен быть персонализированным. А это требует серьезного и глубокого погружения в тему.

Но больше меня огорчает, когда с пафосом молодежь использует новомодные термины, в том числе и слово «фитнес». Не сознавая даже, что в основе своей фитнес есть не что иное, как синтез технологий физической культуры, разработанных еще во времена дореволюционной имперской России!

— В 1960-м году, после публикации данных о снижении уровня физической подготовки призывников и ухудшении состояния здоровья нации, Президент США Джон Ф. Кеннеди учредил Президентский совет по фитнесу…

— Уверю всех, что американцы с 70-х годов скрупулёзно штудировали наши отечественные разработки, а потом нам же представили это все как свою американскую систему физического совершенствования – фитнес.

Прекрасный пример – тренажеры. Ведь это те самые аппараты, которые были изобретены несколькими европейскими врачами-травматологами в 60-х годах 19 века, когда появилась реабилитационно-восстановительная аппаратная гимнастика, которая культивировалась при санаториях и лечебницах.

сослан варзиев биография хаджисмелович

— Насколько я знаю, в те времена тренажеры появились и на Северном Кавказе, а точнее – в Минводах. В Ессентуках даже организовали зал «Механотерапия», оборудованный самыми современными по тем временам «фитнес-тренажерами». Моду на занятия в «Механотерапии» поддерживали VIP-персоны того времени, приезжающие в Ессентуки на лечение или на отдых… А во время Великой Отечественной войны, когда город был оккупирован, Гитлер, судя по некоторым воспоминаниям, приказал переправить эти уникальные «аппараты» в Германию. К счастью, этого не случилось…

Или вот теперь «воркаут» появился. Нынешний воркаут, по сути, в далеких 70-х-80-х годах означал – «тренировка», «тренировочный процесс». Так вот, приспособлениями для воркаута служат турник и брусья, которые еще в советский период стояли чуть ли не в каждом дворе, а в армии были обязательным атрибутом физической подготовки. Почему же мы, как зачарованные зомби, повторяем: фитнес, воркаут и т.п., тогда как, в Америке никто не позволил себе использовать российские термины из сферы физической культуры.

— И это говорит человек, которого называют фитнес-гуру?!

— Категорически не приемлю этого «титула»! Еще в 90-м году во время прямого радиоэфира, свидетелем которому была Эвелина Хромченко, журналисты меня спросили: а что значит для вас фитнес? Я ответил: ничего не значит. Они удивились: вы что, не идете в ногу со временем и не дружите с модой? Разве фитнес — не модно? Спрашиваю: модно для кого? Ну, хорошо, — говорят мне, — скажите, а вот чем вы занимаетесь, это разве не фитнес? Это, — отвечаю, — физическая культура или культура физической активности. Не успокаиваются: ну, хорошо, а что для вас физическая активность? Говорю: это как умыться и почистить зубы… В конце интервью меня спросили: ваша цель в жизни? Ответил не раздумывая: достойно встретить старость… До сих пор не могу объяснить, что меня в мои 26 лет побудило сказать такое? Но от слов тех не отказываюсь! По сей день объясняю, что к фитнесу отношения не имею. И продолжаю делать все от меня зависящее, чтобы достойно встретить старость! Но журналисты по-прежнему используют штампы, которые в моде и на которые, как им кажется, потребитель лучше реагирует.

— В конце концов, «не важно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей». Фитнес, физическая культура становятся модой в Осетии, особенно во Владикавказе. Все больше людей, разных возрастов, выходят на набережную Терека, бегают кроссы, делают зарядку, все больше людей идут в фитнес клубы, в спортивные залы, сортплощадки… Хорошая мода. Но эта дама переменчива. При каких условиях мода может стать повседневной потребностью?

— Есть такая давнишняя мудрость: А чтобы человек знал больше о физической культуре, о фитнесе, в конце концов, необходима тотальная культурно-просветительская работа. Это начинают постепенно понимать. Сейчас, например, в этом контексте со мной проводят переговоры центральные штабы общественных организаций, политических партий и движений. Нужно начинать с регионов одновременно и создавать авторитетные теле- и радиопрограммы, а также колонки в печатных СМИ, популяризирующие здоровый образа жизни — с учетом, конечно, местного менталитета, особенностей и мотиваций людей разных возрастов и даже особенностей национальной культуры.

Необходимы и профессионалы (инструкторы, менеджеры, методисты и другие специалисты) высокой компетенции, то есть сертифицированные специалисты. И вот тут проясняется, что из многих регионов специалисты уезжают на курсы, нередко в Москву. Спрашивается, неужели не в состоянии, Северная Осетия-Алания организовать во Владикавказе курсы по подготовке инструкторов по направлениям общей физической культуры, лечебно-оздоровительной, специальной силовой гимнастике и др. С тем, чтобы, инструкторы получали не сомнительные «левые» сертификаты, а достойные удостоверения государственного образца и знания от педагогов факультета физической культуры и спорта Государственного университета; Северо-Осетинской государственной медицинской академии; Республиканского врачебно-физкультурного диспансера. Такие курсы должны выдавать лицензии и контролировать работу тех, кому выдавали свой документ.

Есть еще одна, на мой взгляд, актуальная и перспективная тема, которая выходит за рамки нашего разговора. Мною для детей ясельного и детсадовского возраста разработана гимнастика, выполнение которой должно сопровождаться считалочками, двустишиями и четверостишиями на осетинском языке. Именно, на осетинском. Чтобы дети, могли впитывать осетинский дух и обучаться языку через движения, через простые добрые слова и словосочетания, которые удобно выговаривать даже тем, кто, как сейчас говорят, не является носителем языка, но проживает на территории Осетии. Я уже приступил к реализации этой идеи.

сослан варзиев биография хаджисмелович

— Здоровый образ жизни нередко сталкивается с прозой жизни: системные фитнес-занятия требуют от человека внутренних усилий, преодоления лени, каких-то ограничений. А тут – осетинские пироги, десерты вкусноты неземной…

— Поделюсь многолетними наблюдениями. Во-первых, многие из тех, кто, следуя моде, приходит в клуб или спортзал — не получив быстрого результата, через некоторое время, уходят. Но есть и те, кто даже не получая желаемого результата, все равно остается – потому что уже сформировалась привычка, потребность в физической нагрузке, и с этой нагрузкой они себя лучше чувствуют.

И, во-вторых. У тех, кто втянулся в занятия, постепенно меняется отношение к потреблению пищи. Придя на застолье, они уже не едят все, что им предлагают. Они уже внимательны к своему организму. И уже человек ест не фыдджын (осетинский пирог с мясом – прим. noar), а, например, кабускаджын (осетинский пирог с капустой – прим. noar) – не потому, что говорит себе: нельзя. А просто потому, что организму нужны конкретные микроэлементы. Эти «продвинутые» едят то, что хочет он – его величество организм, и при этом, не повторяют словно мантру: я на диете… Но знаешь, в чем самое большое заблуждение наших представительниц сейчас уже сильного слабого пола?

— Прежде поясни, почему ты так говоришь: сильного слабого пола?

— По моим наблюдениям, в Северной Осетии наступила затяжная мужская хандра. Видимо, это влияние массовой безработицы. А женщины вынужденно становятся более сильными, приобретая заодно и не самые лучшие мужские черты характера, например, дерзость. Носочки, трусики, салатики, машинки… Тогда как девочек, наоборот, сызмальства настраивают: ты должна быть сильной, не давай себя в обиду… Они и вырастают сильными, волевыми…

Но вернемся к моде на каноны женского тела. Фитнес-клубы лозунгами кричат: за три недели ты добьешься невиданных результатов и сногсшибательных параметров… И они идут за этими параметрами в надежде похудеть до невероятных размеров. В Москве, кстати, подобные лозунговые приемы уже давно воспринимают как признак непрофессионализма. А в Осетии за это платят…

Остановитесь и включите здравый смысл! Посмотрите на свои деньги, которые вы готовы заплатить инструктору и клубу, как на инвестиции. Расставьте приоритеты! Инвестировать нужно, прежде всего, в собственное здоровье. А уж утилизация жировой прослойки или ее нормализация – это уже сопутствующий эффект.

Бывает, что девушка добилась своего: похудела. А на самом деле — отощала. Ни искры в глазах, ни осанки, ни задора, ни куража — той особой энергетики, которая, источая флюиды, притягивает внимание и симпатии…

То есть, инвестировать в группу активов, ключевым из которых является здоровье…

— Именно! Это – одно из главных правил действительно здорового образа жизни.

Источник

Сослан Варзиев: история одного мальчишки

Сослан Хаджисмелович Варзиев — советский, российский специалист в области специальной силовой подготовки в сфере физической культуры и спорта высших достижений, один из основоположников персонализации тренировочного процесса специальной силовой подготовки. Официальная деятельность началась с 1985 года в качестве инструктора и тренера по физической подготовке при ДСО (Добровольное спортивное общество) «Трудовые резервы», после уже имеющегося достаточного практического опыта собственных самостоятельных апробаций методик совершенствования тела и организма, существовавших в мире и СССР.

Родился и жил я Москве. Но, потом, моя мама, Римма Кирилловна (Крымсолтановна) Варзиева (в девичестве Кулова) перевезла в Северную Осетии в город Орджоникидзе (ныне Владикавказ), где, я ходил в школу № 27. А почему в неё? А всё потому, что эта математическая школа была рядом с филармонией, внутри которой располагалась творческая база тогдашнего состава артистов Государственного ансамбля народного танца «Алан», в котором мой отец Хаджисмел Петрович Варзиев являлся художественным руководителем и главным балетмейстером. Вот, сразу после занятий, я шел туда, а после репетиций отец отводил меня домой.

Уверен, что мне очень повезло, не только с родителями, но, и с бабушками – Ажаухан Сипкаевной Фриевой и Бадиной Дзараховной Цгоевой, которые внесли свой вклад в развитие моих определенных умений, способностей и природных талантов. Помню, как мои родители бесконечно спорили, как мне нужно лучше решать задачу по математике или, эффективнее точить карандаш, как развить мои способности в рисовании, то ли учить меня срисовывать иллюстрации великих художников, то ли рисовать только с натуры, например, вазу, тарелку и другое. Однажды, я был в дошкольном возрасте, мои родители собирались на концерт и отец оставил мне три рубля, сказав, чтобы к их возвращению я сумел максимально достоверно срисовать эту купюру. Я прекрасно помню их восхищенные лица! Отец долго носил этот шедевр в кармане своего пиджака.

Уже в 5 или 6 классе, я выиграл всероссийский конкурс детского политического рисунка. Мои родители спорили даже о том, как мне писать изложение. Мама приучала к более развернутому стилю подачи информации, а отец – как это излагалось в книгах «100 балетных либретто».

Первые уроки по освоению трех традиционных народных осетинских танцев мне в дошкольном возрасте дала моя мама, которая являлась членом московского осетинского студенческого самодеятельного ансамбля «ОССА». В этом детском возрасте, в домашних условиях, я освоил не только характерные темпераментные мужские движения и элементы непростой гасмы танца «Картули», но, и некоторые простые трюковые элементы, как, например, «кольцо» – это когда, выпрыгивая вверх, нужно изогнуться назад так, чтобы коснуться подошвой затылка. Но, при этом, для меня осталось загадкой, почему, когда мы переехали в Орджоникидзе (Владикавказ), меня родители не отдали ни в один детский ансамбль.

От рождения я всегда был подвижным и активным, и уже с детства следил за всем тем, что происходит в различных видах спорта на международной арене. В первом классе я уже знал как звучит полное имя легенды футбола бразильца Пеле. Однажды нас первоклассников собрали в актовом зале школы на встречу со студентами СОГУ факультета физического воспитания. Эти студенты стали задавать нам вопросы о спорте и спортсменах. На вопрос: «А знаете ли вы, как зовут Пеле», я, первоклассник, выкрикнул: «Эдсон Арантес ду Насименту». Я продолжал отвечать и отвечать. Окончательно я их добил, когда на вопрос «Кто такой Борис Кулаев?», я ответил – «серебряный призёр олимпийских игр 1956 года». Тут уже меня один студент спросил в лоб: «Мальчик, а как твоя фамилия?» Помню, как учителя нашей школы стояли гордые. А уже в 6 классе я знал обо всем том, что происходило в мире в автомобильных гонках формулы 1 и о звездах: Ники Лауда, Джеймс Хант, Марио Андретти… Это сегодня многие уже что-то знают об этом виде спорта, а в те советские годы, это были единицы, среди которых был я, обычный школьник шестиклассник…

Наступил момент, когда нужно было принимать решение в какой поступать вуз. Мама хотела чтобы я поступал в медицинский вуз, некоторые мои близкие родственники советовали технический. А отец, уже тогда предугадывая мои знания и способности в народном танце, посадил меня перед собой и сказал: «Тебя ждут в ГИТИСе, все знают, что мой сын пойдет по моим стопам. Педагоги ГИТИСа ждут. Им интересно тебя увидеть на балетмейстерском факультете. Но я этого не хочу. Я не хочу, чтобы ты прошел через эти жернова культуры и, я знаю, почему…». Я до сих пор помню его слова. Но, по прошествии лет, когда я стал самостоятельно рассуждать о народном осетинском танце в частности и о хореографическом разделе вообще, когда отец прочитал мои научные статьи и учебно-методические работы, он сказал, что совершил главную ошибку своей жизни – не отдал меня в ГИТИС.

В общем, я оказался в СКГМИ на строительном факультете. Позже я окончил Московский институт физической культуры и спорта. Я всегда был уверен, что посредством тех качеств, которые были во мне заложены с детства, я мог поступить в любой вуз, и быстро освоил бы любую профессию. Но, приносила бы она мне удовлетворение, это большой вопрос.

Помню свой последний зачет. Это была физика. Я забыл в такси зачетку, в которой были проставлены все зачеты, но, преподаватель, категорически отказался верить мне на слово. За 20 минут до его ухода собрать подписи других преподавателей физически было нереально. Я взял в деканате новую зачетку и положил перед собой чью-то из группы, со всеми зачетами, быстро собрал у сокурсников различные оттенки пасты в шариковых ручках. Через 5 минут я срисовал полностью все позиции зачетки с нужными подписями преподавателей и принес на зачет. Преподаватель улыбнулся и сказал: «Можете, если захотите!». Мои сокурсники улыбались, они-то знали, как я этого хотел, и, как я это смог!

Специфика моей работы менялась с годами. Сегодня – это персонализация специальной силовой тренировки спортсмена любого вида спорта. Я провожу экспертную оценку атлетического состояния спортсмена (быстрота, ловкость, выносливость и др.), которую обычно запрашивает профильный тренер чтобы подвести спортсмена к пиковой форме в самом важном соревновании сезона. Важно уберечь спортсмена от накопления утомления в мышцах и организме. Это касается не только борцов или боксеров, но и фигуристов-одиночников, толкателей ядра, фехтовальщиков. Не остаются без моего внимания и простые «разновозрастные» граждане — не спортсмены, а так называемые массовые физкультурники.

Я отдал своей профессии более 30 лет. И она является важнейшей частью моей жизни. Это уже на автомате все выстроено — смотришь на человека, оценивая его межсуставную координацию, подмечая то, как он выносит стопу при ходьбе, как держит корпус когда сидит и когда ходит, и даже как подносит ложку ко рту…

Молодежи бы я посоветовал не искать жизненную гармонию. Ее нет, потому что гармонию нужно создавать самому. А, при ее создании, важнейшим элементом является самодостаточность. Совершенствуйтесь не относительно кого-то, а только относительно себя самого. Кроме оценки сторонних наблюдателей, умейте честно и трезво сами оценивать себя.

Как ни странно, но если бы была возможность вернуться в прошлое и что-то изменить, я бы многое изменил, очень многое, очень. Верно говорили – «если бы молодость знала, если бы старость могла». Но, об этом, в моем конкретном случае, нужно писать целый трактат.

У меня много проектов, которые я собираюсь реализовать в ближайшем будущем: «Дом хореографии», «Национальная атлетическая лаборатория», «Фестиваль армейской пляски», «Всеосетинский фестиваль иллюстраций Нартского эпоса», телевизионные культурно-просветительские проекты и многое другое.

Сейчас режиссером Любовью Азаматовой снимается фильм об ансамбле «Алан», ну, и, соответственно, речь в нем заходит и о моем отце, Хаджисмеле Варзиеве. Меня пригласили быть консультантом. Идея фильма – рассказать моим соотечественникам о малоизученном нашими историками периоде в истории ансамбля «Алан». Когда сегодня в СМИ журналисты наперебой твердят о «великом прошлом» ансамбля «Алан», важно понимать, каким составом ветеранов ковалось это великое прошлое и как. За удивительно короткий срок с 1966 по 1969 годы был поднят престиж осетинского танцевального искусства, и ансамбль «Алан» вдруг оказался на одном уровне с самыми именитыми коллективами СССР, получив безупречную репутацию в стране, о чем свидетельствовали отзывы деятелей культуры и искусства регионов страны тех времен, а также статьи в самых авторитетных печатных изданиях СССР.

Важно донести до массового зрителя информацию о том, как двумя реформами ансамбль начал создаваться заново – из ГАПиТ (Государственный ансамбль песни и танца) перешел в форму ГАНТ (Государственный ансамбль народного танца), а уже в 1968 году ансамбль получил свое имя – «Алан». И как это повлияло на развитие искусства ансамбля и народного осетинского танца вообще.

Касаемо, информации о моем отце в будущем фильме, достаточно упомянуть о том, что те танцевальные темы (например, танец «Поединок»), элементы рисунка и композиции, которые сегодня используют многие ансамбли Осетии и Кавказа, были сочинены Хаджисмелом Варзиевым. Кроме того коллективы, которые более 50 лет используют движения, сочиненные Хаджисмелом Варзиевым по сей день считают, что эти движения являются народными осетинскими.

Кроме всего прочего, в фильме будут представлены интересные факты из истории становления ансамбля «Алан», и, скорее всего, будут развеяны некоторые мифы.

Материал Залины Гусовой

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *