сообщение о появлении зеркал в жизни человека
История зеркала
Ученые предполагают, что история создания зеркал началась более 7000 лет назад. В качестве них тогда служили различные металлические поверхности, наполированные до блеска – золотые, серебряные, оловянные, медные, бронзовые. Иногда использовали даже камни.
Упоминания о зеркальных поверхностях встречаются даже в древнегреческой мифологии. Вспомним историю о Персее и медузе Горгоне. Согласно легенде, любой, кто посмотрит в глаза медузе Горгоне, превратится в камень. Именно этим и воспользовался Персей, подставив ей свой щит в качестве зеркала. Медуза Горгона, увидев свое отражение, превратилась в камень.
Первые в истории зеркала, по мнению археологов, представляли собой отполированные кусочки магматической горной породы – обсидиана. Такие «зеркала» были найдены в Турции и насчитывали около 7500 лет. Правда, так их можно назвать весьма условно, поскольку было невозможно в них что-то тщательно рассмотреть. Позволить себе такую металлическую наполированную поверхность могли только очень состоятельные люди, поскольку зеркала требовали длительного ежедневного ухода.
Намного позже, в 1279 году Джон Пекан впервые описал следующий способ изготовления зеркала: на обычное стекло наносили очень тонкий слой свинца. Позже применяли другой метод: между двумя листами бумаги помещали фольгу из олова, покрытую ртутью, сверху накладывали стекло, после чего аккуратно извлекали бумагу. В то время лучшими считались венецианские зеркала. Они стоили невероятно дорого, поэтому Венеция всеми способами старалась сохранить тайну их изготовления. Зеркальщикам было строго запрещено покидать город. По следам же тех, кто всё-таки ослушался, посылали убийц, а их родственникам угрожали расправой. Все эти меры позволили Венеции сохранить первенство по производству зеркал в течение трех веков!
Во времена французского короля Людовика XIV, который был большим любителем этого предмета роскоши, была разгадана тайна изготовления венецианских зеркал, что незамедлительно снизило цену на них. Изделия стали более доступны простым гражданам, и уже в XVIII веке большая часть парижан могли похвастаться этой вещицей. Первое напольное зеркало появилось тоже в Париже, в королевском дворце.
Когда в жизнь людей вошел данный предмет домашнего обустройства, появилась возможность посмотреть на себя со стороны. Это привело к тому, что состоятельные граждане стали больше уделять внимание своему внешнему виду, а не поведению.
В 1835 году немецкий ученый, профессор Юстус фон Либих, придумал новую технологию изготовления зеркал. Для того чтобы они получались более ясными и сверкающими, он предложил вместо олова использовать серебро.
На протяжении многих веков к зеркалам относились уважительно, с опаской и даже с мистическим страхом. Они являлись неизменным атрибутом гаданий.
В наши дни зеркало стало обычной, повседневной вещью, имеющейся в каждом доме. Конечно, и сейчас мода на них меняется. На смену круглым и овальным зеркалам, столь распространенным в 20-х годах, приходят прямоугольные. В середине века модной становится неправильная форма, а в 70-х годах их стремились стилизовать «под старину». Сегодня можно приобрести любое по внешнему виду и размеру зеркало, которое, несомненно, поможет украсить любой интерьер.
История возникновения зеркала
Стекло для создания зеркал начали применять в Риме в I веке н.э.: пластина стекла присоединялась с прокладкой из олова или свинца, поэтому отражение выходило эффективнее. А философ Греции Сократ советовал молодым людям чаще глядеть на свое отражение — чтобы имеющие отличный внешний вид, не порочили свой образ, а те, кто некрасив, старались украшать себя добродетельными поступками.
Целебные свойства зеркал
В средние века зеркала из стекла пропали совсем: многие религии сочли, что сквозь них сам дьявол видит мир. Модные дамы были вынуждены как раньше, использовать полированный металл и тазы с водой.
Зеркала с тонкой полировкой широко применяли, они были целебными. Их применяли при лечении туберкулеза, водянки, оспы и при психических расстройствах. Удивительно — многие на самом деле получали выздоровление. Теплые металлические цветовые оттенки (бронзовые, латунные, золотые, медный) нейтрализуют холодные, негативные энергии и отдают «тепло», «солнце». Холодные цвета производят противоположное действие. Сочетая зеркала из разных металлов, получали биологическую стимуляцию. Заболевший активно противостоял хворям.
Главные периоды в производстве зеркал
Только в 1500 г, во Франции начали смазывать ровную стеклянную поверхность ртутью и присоединять таким методом тонкий слой фольги из олова. Такие зеркала были очень дорогими, и их производили только в Венеции. Купцами был выкуплена монополия у фламандцев на изготовление качественных зеркал (ими они по сути изобретены), которую держали 150 лет.
В 15 веке остров Мурано был центром изготовления стекла, относящийся к Венеции. Намеренно организованный совет строго сохранял тайны изделий, максимально платя мастерам, при этом отстраняя их от остального мира: очень большими были доходы, чтобы утратить секрет. На остров мастеров отселили в целях пожарной безопасности Венеции.
В начале 16 века братья Андреа Доменико из Мурано срезали по длине еще не остывший цилиндр стекла и доли его разровняли по столу из меди. Образовался лист зеркального полотна с необычным сиянием, хрустально-чистым. Это явилось главной исторической датой в создании зеркал. В состав стали добавлять золото и бронзу, поэтому все изображения в зеркале стали намного красивее, чем в реальности. Цена такого венецианского зеркала была одинаковой со стоимостью кораблей небольших размеров, целых имений, состояний. В 1500 г во Франции простое ровное зеркало 120/80 см по стоимости выходило в 2,5 раза выше, чем картина Рафаэля. Приобретать и собирать зеркала позволяли себе лишь слишком зажиточная аристократия и короли.
Короли Европы всеми способами хотели открыть тайны муранских мастеров. Это смог в 17 веке при Людовике 16 — министр Кольбер. Золотом и деньгами он уговорил трех стеклоделов и увез их. Французские мастера были талантливыми в обучении и быстро стали выше своих учителей. Зеркала начали изготовлять не с помощью выдувания, а методом литья. Техника сводилась к тому, что жидкое стекло прямо из емкости для плавления разливалось на гладкую плоскость и выравнивалось валиком. Этот метод придумал Лука Де-Нега.
Новое открытие подошло очень вовремя: в Версале делали Галерею зеркал. По длине 73 м и ей нужны были огромные зеркала. В Сен-Габене произведено 306 зеркал, дабы их блеском вызвать восторг у всех, кому повезло гостить. В результате Людовик XIV получил имя солнечный король.
Новый исторический период зеркал считают XIII век в Голландии. За ней идут Фландрия и город в Германии Нюрнберг, где в 1373 г открыт впервые цех зеркал.
С 16 столетия к зеркалам снова возвратилась популярность самых тайных вещей с необыкновенной силой из всего, что создавало человечество.
История появления зеркал
История появления зеркал
Использование зеркал с давних времен до наших дней
До появления зеркал
Однозначно ответить на вопрос, где и когда появилось зеркало, невозможно. Первым «зеркалом» для человека стала водная поверхность. В безветренную погоду в стоячей воде (пруд, озеро) облик человека отражается достаточно чётко.
Подобная гипотеза содержится в разных мифах и легендах (пример, о самовлюблённом Нарциссе). Образы, отражающиеся в воде, возможно, послужили основанием для появления мифов о русалках, водяных и душах утопленников, которые встречаются в мифологии, датированной различными временными периодами и в разных странах.
На вопрос, в каком году появилось зеркало, археологи отвечают следующим образом. Первые прототипы зеркал, изготовленные человеческими руками, которые дошли до наших дней, найдены на территории Турции. Это куски обсидиана, прошедшего полировку, возраст которых оценивается в 7500 лет.
Аналогичные находки, обнаруженные на территории Египта, датированы четырёхтысячным годом до н.э. Там же археологи нашли полированный селенит и металлы в разных сочетаниях, используемые для изготовления зеркал, которые требовали постоянной полировки.
Размещая информацию о том, в каком веке появились зеркала, археологи указывают регион, о котором идёт речь. Пример, аналогичные находки на территории Месопотамии датированы I веком н.э.; К этому же периоду относятся аналогичные находки в Центральной Америке (речь идёт о землях ацтеков, майя, тараско, иных индейских племён). Их религиозные верования относили зеркала к порталам, через который боги контролируют людей и могут самостоятельно прибыть в наш мир.
Как выглядело первое зеркало
Пытаясь ответить на этот вопрос и понять, где появилось зеркало, археологи смогли найти варианты подобных изделий в древних культурах, существовавших до Н.Э.
что нашло отражение в текстах легенд и мифов. Самый знаменитый повествует о Персее, зеркальный щит которого позволил обратить в камень Горгону.
Пример второй. Легенда о том, что в ходе пунической войны Архимеду удалось сжечь зеркалами римский флот.
Рассматривая, когда появилось первое зеркало в древнем Риме, учёные называют I век до н.э. Здесь научились соединять пластинку из свинца со стеклянной пластинкой. Однако изобретение появилось в период упадка империи. Поэтому было утрачено. В немалой степени, благодаря роли христианства, стремительно распространявшегося в Европе. В этой религии зеркала были отнесены к изделиям бесовским и греховным.
Много находок сделано в Китае. Здесь уже в 500 году н.э. освоили изготовление разноразмерных зеркал с применением ртутной амальгаммы.
Средневековая история создания зеркала
Информация о производстве зеркал, начиная с XIII века, археологами и историками отнесена к разделу современной. В это время в Европе появляются мастера-стеклодувы. Первое решение было далеко от совершенства. Внутрь раскалённого стеклянного пузыря заливалось расплавленное олово (первые сведения об этом датированы 1279 годом, мастер, монах Джон Пекам). После остывания шар разбивали. Куски использовали в роли зеркал. Изображения сильно искажались. Но вполне устраивали пользователей, применялись магами и предсказателями.
Первое «современное» зеркало удалось создать братьям Доминико и Андреа в Венеции (начало века XVI). Им удалось соединить плоские листы стекла с ртутной амальгаммой. В рецептуре отражающего состава содержалась бронза и золото, что позволило повысить качество изображения, сделав сопоставимым с нынешними изделиями подобного назначения. Такие зеркала стоили баснословно дорого (цена парусного судна или поместья). Чтобы сохранить секреты изготовления в тайне венецианские Дожи переселили семьи мастеров на остров Мурано и выставили строгую охрану.
Европейскими монархами прилагались усилия завладеть подобным секретом, так как казна государств сильно оскудевала из-за покупок венценосными особами множества зеркал. Сильнее всего это ощущалось во Франции в царствование Людовика XIV.
Чтобы предотвратить подобные расходы, министр финансов, Кольбер, сумел денежными посулами уговорить нескольких мастеров переехать с семьями во Францию, гарантировав им защиту французской короны.
Но это не помогло. Скоро большая часть переехавших мастеров умерли по неизвестным причинам. Остальные вернулись на родину. Но французам уже была известна технология изготовления венецианских зеркал. В 1665 году открывается первое производство в Тур де Виле.
Появление зеркал на Руси
На территории России зеркала появились позднее. Это объясняется противодействием церкви, считавшей их заморским грехом и бесовской вещью. В связи с этим немногие зеркала на Руси использовались преимущественно для «страшных» гаданий с целью узнать будущее.
Только в царствование Петра I у нас появляется собственное производство зеркал (первый завод поставили в Москве).
Считалось дурным знаком, если смотрящий в зеркало человек не отражался в нём целиком. Поэтому зеркала делали ростовыми и вешали на стены под углом. Зеркало помещалось в богатые оклады и багет и становилось подлинным произведением искусства. Часто его передавали по наследству.
Подлинным прорывом в технологии производства зеркал стало изобретение Юстаса фон Либиха, германского химика, датированное 1835 годом. Он первым начал использовать серебро. По технологии, разработанной им, налажено современное производство.
Технология изготовления зеркала – от древности до наших дней
Производители зеркал используют при их изготовлении сложное производственное оборудование, формируя три основных слоя изделия:
Современные экстрасенсы утверждают, вслед за своими предшественниками, что зеркала прекрасно хранят энергетику человека, который в них смотрится. И становятся генераторами положительных либо отрицательных эмоций, многократно усиливая их. Поэтому не рекомендуется смотреться в них в плохом настроении. Кроме того, существует ряд ограничений на размещение зеркал в доме, множество ритуалов, соблюдаемых и поныне (занавешивание зеркала в доме умершего).
Кроме использования по прямому назначению и мистической составляющей современные зеркала широко востребованы в различных областях науки и техники.
Всем прекрасно известны микроскопы и телескопы, конструкции которых немыслимы без зеркал.
В медицине широко применяются вогнутые зеркала (вспомните лор-врача, стоматолога, офтальмолога).
Всевозможные оптические системы используются в конструкциях вооружения и военной техники, геодезических и навигационных приборов.
Зеркала являются важным элементом солнечных батарей.
Существуют цветные версии, востребованные дизайнерами, модели, прошедшие искусственное старение.
До настоящего времени существуют варианты зеркал, изготовленных с ручным нанесением настоящего серебра в качестве амальгамы по старинным технологиям. Это товары премиум-сегмента, которые стоят очень дорого.
Благодаря появлению новых технологий и материалов зеркала всё более широко применяются при создании элементов декора и дизайна интерьера. На рынке появился большой ассортимент мебели, изготовленной из зеркал и стекла.
Варианты использования зеркал постоянно расширяются.
Как изобрели зеркало. Материалы и технология изготовления зеркал
История
Археологи обнаружили первые небольшие зеркала из олова, золота или платины, относящиеся к эпохе Бронзы.
Современную историю зеркал отсчитывают с XIII века, а точнее — с 1240 года, когда в Европе научились выдувать сосуды из стекла. Изобретение настоящего стеклянного зеркала следует отнести к 1279 году, когда итальянский монах-францисканец Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова.
Производство зеркала выглядело так. В сосуд через трубку мастер вливал расплавленное олово, которое растекалось ровным слоем по поверхности стекла, а когда шар остывал, его разбивали на куски. Первое зеркало было несовершенным: вогнутые осколки слегка искажали изображение, но оно стало ярким и чистым.
В XIII веке в Голландии освоили кустарную технологию производства зеркал. За ней последовали Фландрия и немецкий город мастеров Нюрнберг, где в 1373 году возник первый зеркальный цех.
В 1407 году венецианские братья Данзало дель Галло выкупили у фламандцев патент, и Венеция целых полтора века удерживала монополию на производство отличных венецианских зеркал, которые следовало бы именовать фламандскими. И хотя Венеция была не единственным местом производства зеркал в то время, но именно венецианские зеркала отличало высочайшее качество.
Венецианские мастера добавляли в отражающие составы золото и бронзу. Стоимость одного венецианского зеркала равнялась стоимости небольшого морского судна, и для их покупки французские аристократы иногда были вынуждены продавать целые имения.
Например, цифры, дошедшие до наших дней, говорят, что не такое уж большое зеркало размером 100×65 см стоило больше 8000 ливров, а картина Рафаэля того же размера — около 3000 ливров. Зеркала были чрезвычайно дороги. Покупать и коллекционировать их могли лишь очень богатые аристократы и королевские особы.
В начале XVI века братья Андреа Доменико из Мурано разрезали вдоль ещё горячий цилиндр из стекла и половинки его раскатали на медной столешнице. Получилось листовое зеркальное полотно, отличавшееся блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Такое зеркало, в отличие от осколков шара, ничего не искажало. Так произошло главное событие в истории производства зеркал.
В конце XVI века, поддавшись моде, французская королева Мария Медичи заказала в Венеции 119 зеркал для своего зеркального кабинета, заплатив за заказ огромную сумму. Венецианские зеркальщики в ответ на королевский жест проявили также необыкновенную щедрость — подарили французской королеве Марии Медичи зеркало. Оно является самым дорогим в мире, и сейчас хранится в Лувре. Украшено зеркало агатами и ониксами, а рама инкрустирована драгоценными камнями.
Французские аристократы во время роскошных приёмов в своих замках и дворцах, демонстрируя гостям своё благосостояние, с гордостью показывали зеркала в богатых, отделанных драгоценными камнями оправах, более того, знать, а также их жены и любовницы обожали украшать маленькими зеркалами свои парадные наряды.
Однажды французская королева Анна Австрийская, мать Людовика XIV, появилась на балу в платье, усыпанном кусочками зеркал. В свете свечей от неё исходило поистине царственное сияние. Это зеркальное платье стоило государственной казне огромных денег, и министр финансов — месье Кольбер — решил, что необходимо что-то срочно делать, иначе страна разорится.
Кольбер отправил в Мурано своих доверенных лиц, которые смогли подкупить четырёх мурановских мастеров и под покровом ночи вывезли их на маленькой лодочке во Францию. Французы, поселив беглецов в прекрасной усадьбе, вывезли с Мурано и их семьи. Конечно же, Венеция так просто смириться с дерзким побегом своих подданных не могла — мастерам послали два строгих предупреждения, но те на них не среагировали, понадеявшись на защиту Французской короны.
Некоторое время итальянцы работали, наслаждаясь вольной жизнью и высокими заработками. Но потом от отравления умер лучший и самый опытный из них, через две недели — второй. Оставшиеся в живых, осознав, что им грозит, в ужасе стали проситься обратно, домой. Их не удерживали — сообразительные французы уже успели освоить все секреты изготовления зеркал, и в Тур де Виле в 1665 году открылась первая во Франции зеркальная мануфактура.
Французы оказались способными учениками, и вскоре даже превзошли своих учителей. Зеркальное стекло стали получать не выдуванием, как это делали в Мурано, а литьём. Технология заключается в следующем: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливают на ровную поверхность и раскатывают вальцом. Автором этого способа называют Луку Де-Негу.
Изобретение пришлось как нельзя кстати: в Версале строили Галерею зеркал. Она была длиной 73 метра, и нуждалась в зеркалах большого размера. В фирме «Сан-Габен» изготовили 306 таких зеркал, чтобы их сиянием ошеломить тех, кому посчастливится побывать в гостях у короля в Версале. Как после этого было не признать за Людовиком XIV права именоваться «король-солнце»?
После открытия французской зеркальной мануфактуры цены на зеркала стали резко снижаться. Этому способствовали также немецкие и богемские стекольные заводы, производившие зеркала по более низкой стоимости. Зеркала стали появляться на стенах частных домов, в картинных рамах. В XVIII веке уже две трети парижан обзавелись ими. Кроме того, дамы стали носить на поясе маленькие зеркальца, прикрепленные цепочками.
Революцию в производство зеркал принес немецкий химик, Юстус фон Либих, начав применять серебро в 1835 году для серебрения зеркал и получая более ясное изображение. Эта технология, практически без изменений до сих пор используется в производстве зеркал.
Зеркальная история Древнего мира
Самые ранние искусственные зеркала были из полированного черного вулканического стекловидного камня — обсидиана, — который обрабатывали в форме круга. Некоторые образцы таких зеркал были найдены в Турции. Их возраст относят к 6000 году до нашей эры.
В какой стране изобрели зеркало? Самые ранние рукотворные рефлекторы в виде кусков полированного обсидиана были найдены в Анатолии – современной Турции. Древние египтяне использовали полированную медь для производства зеркал, обратную сторону украшали орнаментом.
Древние жители Месопотамии также делали полированные металлические зеркала, а отражающие поверхности из полированного камня появились в Центральной и Южной Америке еще около двух тысяч лет до н. э. В процессе появления этого обычного сегодня предмета принимали участие целые цивилизации.
Где изобрели зеркало? В какой стране? Считается, что изготовленные с металлической спинкой со стеклом, они впервые появились в ливанском Сидоне в первом веке нашей эры. Первые стеклянные зеркала были произведены в I году нашей эры римлянами – из выдувного стекла со свинцовыми подложками. Стеклянные рефлекторы впервые были изготовлены в третьем веке нашей эры.
Изобретение метода выдувания стекла в XIV веке привело к открытию выпуклых зеркал, что еще больше повысило их популярность.
Физика хода лучей
Изображение A’ точечного источника света A в плоском зеркале.
Принцип хода лучей, отражённых от зеркала, прост, если применять законы геометрической оптики, не учитывая волновую природу света. Пусть луч света падает на идеальную плоскую зеркальную поверхность, полностью отражающую весь падающий на него свет, под некоторым углом к нормали (перпендикуляру), проведённой к поверхности в точке падения луча на зеркало. Тогда отражённый луч будет лежать в плоскости, образованной падающим лучом и нормалью к поверхности, а угол, образованный отражённым лучом и нормалью, будет равен углу падения. Луч, падающий на зеркало под прямым углом к плоскости зеркала, отразится сам в себя.
Для простейшего — плоского — зеркала изображение будет расположено за зеркалом симметрично предмету относительно плоскости зеркала, оно будет мнимым, прямым и такого же размера, как сам предмет. Это нетрудно установить, пользуясь законом отражения света. Плоское зеркало также можно рассматривать как предельный случай сферического зеркала (неважно, выпуклого, или вогнутого), при радиусе, стремящемся к бесконечности, тогда его свойства получаются из формулы сферического зеркала и формулы увеличения сферического зеркала.
Материалы и технология изготовления зеркал
Первые зеркала относятся к бронзовому веку. Они изготавливались из серебра, меди или бронзы. Позднее стали делать зеркала из стекла, на заднюю поверхность которых наносили тонкий слой серебра, золота или олова.
Вогнутые зеркала появились в 1240 году. Выдували стеклянные шары, в которые вливали расплавленное олово, оно растекалось ровным слоем по внутренней поверхности. Затем шар разбивали на куски.
В начале XVI века зеркальщики научились делать плоские зеркала. Горячий цилиндр из стекла разрезался вдоль, и эти половинки раскатывали на медной столешнице, получая листы стекла. Тогда же стали применять амальгамы (жидкие сплавы ртути с другими металлами) для нанесения отражающего слоя на стекло.
Позднее французы стали получать зеркальные стекла не выдуванием, а литьем. Расплавленное стекло выливали на ровную поверхность и раскатывали вальцом.
В некоторых оптических приборах используются зеркала, работающие за счёт эффекта полного отражения на границе сред с различными показателями преломления.
Как зеркала влияли на жизнь людей
Многие века люди испытывали страх перед зеркалами, считавшимися вратами в потусторонний мир. В средние века женщину могли обвинить в колдовстве, если среди ее вещей был этот предмет. Позднее зеркала стали активно использовать для гаданий, в том числе и на Руси.
С появлением возможности видеть свое отражение люди стали уделять больше внимания своей внешности, поведению. Благодаря зеркалу зародилось и одно из направлений в психологии, называемое рефлексия, т.е. – «отражение».
В современном интерьере зеркало несет не только отражающие функции, оно применяется для усиления ощущения пространства и света. Правильно установленные зеркала раздвигают границы помещения, делают его светлым и уютным.
Применение в научных приборах
Медицинский налобный рефлектор
Как оптический инструмент используются плоские, вогнутые и выпуклые сферические, параболические, гиперболические и эллиптические зеркала.
Зеркала широко используются в оптических приборах — спектрофотометрах, спектрометрах в других оптических приборах:
Зеркала и зазеркалье в литературе и кинематографе
В средневековых текстах зеркало является образом, символом иного мира. Зеркало есть символ вечности, поскольку в нëм есть всë, что минуло, что есть сейчас, всë, что грядет.
Зеркало в искусстве средневекового Востока — это художественный образ мира, в котором живëт божество. Так, надписи на бронзовых зеркалах представляли собой заклинательные тексты.
Литературный приём «в зазеркалье» широко используется авторами книг. Наибольшую известность приобрела дилогия Льюиса Кэрролла — «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Аналогичный приëм использовал Гастон Леру: в книге «Призрак Оперы» Кристина попадает в подземное жилище Призрака через зеркало. Через зеркало в Королевство кривых зеркал попадает Оля — героиня одноимённой повести-сказки Виталия Губарева и поставленного по ней фильма.
Развлечения
В Диснеевском аттракционе «Призрачное поместье» есть Бесконечный зал (Endless Hallway), где эффект бесконечности получается за счёт двух зеркал, направленных друг на друга, на небольшом расстоянии. Плюс ко всему прочему в этом зале есть парящий в воздухе канделябр. Призрачное поместье является первым аттракционом, где используются зеркала как для украшения какого-либо помещения, так и создания оригинального эффекта.
Не так давно в новых американских аттракционах ужасов появились Зеркальные лабиринты, что является самой забавной игрой. В России первые зеркальные лабиринты появились в Санкт-Петербурге и приобрели большую популярность в развлекательной индустрии.