сомерсет моэм театр актеры

Театр

Иронический роман в пространстве сцены

Постановка Ольги Субботиной

3 часа 20 минут c 1 антрактом

К Международному дню театра в своём 100-м сезоне Вахтанговский театр выпускает спектакль «ТЕАТР» по одноимённому роману Уильяма Сомерсета Моэма. Постановка Ольги Субботиной объединит все поколения вахтанговских артистов.

Ольга Субботина, режиссёр спектакля «Театр»:

Знаменитый роман английского классика Сомерсета Моэма неоднократно экранизировался. Однако театральных постановок этого блистательного текста не так много. Я понимаю почему: роман охватывает почти тридцать лет жизни английских актёров Джулии Лэмберт и Майкла Госселина, а уместить эту развёрнутую историю в рамки спектакля сложно, почти невозможно. В Театре Вахтангова мы всё-таки попытаемся решить эту задачу. Мне неинтересно показать в спектакле лишь «наши дни» героев романа, а именно – середину 1930-х. Тогда большинство «вкуснейших» персонажей и перипетий их жизни в молодости останется «за кадром», мы не познакомимся ни с обаятельным антрепренёром Джимми Лэнгтоном, ни с французской актрисой Жанной Тэбу… Поэтому я предложила сделать острую, динамичную, монтажную форму сценического повествования, не останавливаясь на длинных сценах и монологах.

Не хочу раскрывать все подробности, но это будет спектакль не о какой-то конкретной личности, а о ТЕАТРЕ как таковом, о том универсуме, к которому мы все – люди театра – принадлежим, о театре, который для нас и Голгофа, и спасение.

Источник

Рецензия на фильм «Театр»

Иштван Сабо снял «Театр» по Сомерсету Моэму. У него получился очень женский и отчасти феминистский фильм. В отличие от того нашего, старого, где грустью и уходящей молодостью веет от каждого кадра. Аннетт Бенинг, кажется, не боится ничего. Разумеется, с легкой руки режиссера.

сомерсет моэм театр актеры

Трейлер

сомерсет моэм театр актеры

Иштван Сабо снял «Театр» по Сомерсету Моэму, почти феминистский фильм

Наверное, многие помнят советский «Театр» (1978) Яниса Стрейча по роману Сомерсета Моэма. Как монументально красива была там Вия Артмане в роли стареющей звезды лондонских подмостков Джулии Ламберт, как обаятельно подонист был Ивар Калныньш в роли ее юного неверного любовника Тома. И веяло от фильма легкой неуловимой грустью по уходящим годам, по сознанию того, что жизнь – театр, а театр – жизнь, и если даже сойтись им на время, то счастья не принесет это ни жизни, ни театру, и уж тем более – ни уходящим годам. И, говоря откровенно, был тот фильм скучен и назидателен.

Кадр из фильма «Театр»

сомерсет моэм театр актеры

Можно, конечно, напомнить сюжет. 46-летняя актриса Джулия (Аннетт Бенинг), жена главного режиссера театра Майкла Госселина (Джереми Айронс) влюбляется в юного безденежного пройдоху Тома. Само собой, Том, заняв немалую сумму у Джулии, через какое-то время убегает от увядающих прелестей звезды к крепкому телу молоденькой актрисы, рассчитывающей занять место Джулии в театре. Джулия страдает, мечется, но в какой-то момент понимает: молодость – это, конечно, штука весомая, но ведь и свои позиции сдавать так просто нельзя. Надо найти белого коня, взгромоздиться на него, забыв про все остеохондрозы, и въехать на этом коне обратно в славу, в молодость, в счастье. И, загнав эмоции подальше, героиня Аннетт Бенинг красиво убирает соперницу с пути, устроив на премьере вместо ее бенефиса свой собственный, не запланированный ни режиссером, ни автором.

Кадр из фильма «Театр»

сомерсет моэм театр актеры

У Иштвана Сабо получился очень женский и – да простят автора этих строк – отчасти феминистский фильм. В отличие от того нашего, старого, где грустью и уходящей молодостью веет от каждого кадра. Аннетт Бенинг (и почему она так поздно стала известна российскому зрителю, только после оскароносной «Красоты по-американски» /American Beauty/ (1999)?), кажется, не боится ничего. Разумеется, с легкой руки режиссера. Вот она красотка, знаменитость, с дежурной улыбкой принимающая корзины цветов. А вот – красные от слез глаза, опухшее лицо и так безжалостно и словно бы надменно схваченные оператором глубокие морщины на шее. Те самые, что подло выдают возраст. Сначала в эти морщины («милые морщинки, как я люблю их!») так влюблен ее юный любовник, а потом они же становятся тонкой, но непреодолимой чертой, через которую он уже не хочет переступать.

Кадр из фильма «Театр»

сомерсет моэм театр актеры

За роль в «Театре» Аннет Беннинг выдвинута на «Золотой глобус», и если она его не получит, то будем считать, что так просто неудачно сошлись звезды. Потому что Беннинг в этом фильме действительно может все, словно сдает сложнейший экзамен на актерское мастерство. При, в общем-то, заурядной внешности она может быть красавицей и чудовищем, любящей матерью и стервозной женой, нежным другом и разъяренной фурией. Даже утонченный аристократ Айронс, играющий ее мужа, порой кажется на ее фоне бледноватым фоном.

Впрочем, кажется, Иштваном Сабо так и было задумано. И умный Айронс на это согласился. Как согласились и все остальные, даже Сомерсет Моэм, сам того, бедняга, по известным причинам не ведающий.

Источник

Забытый кинохит 1970-х: Почему фильм «Театр» стал для Ивара Калныньша судьбоносным и роковым одновременно

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

сомерсет моэм театр актеры

сомерсет моэм театр актеры

Фильм «Театр» режиссера Яниса Стрейча стал одним из самых известных проектов Рижской киностудии. В конце 1970-х гг. по заказу Центрального телевидения выпустили несколько фильмов-бенефисов к юбилеям известных советских артистов. Так, Евгений Гинзбург снял музыкальную картину «Бенефис Людмилы Гурченко», а на Рижской киностудии решили в качестве бенефиса к 50-летию Вии Артмане сделать экранизацию романа Сомерсета Моэма «Театр». При этом режиссер шел на определенный риск, так как историю о стареющей актрисе и ее молодом любовнике могли запретить в любой момент.

сомерсет моэм театр актеры

По тем временам фильм действительно был слишком смелым, о чем рассказывал Ивар Калныньш: « В какой-то момент мы осмелели настолько, что сняли два варианта сцены, в которой мой Том Феннел выходит из ванной навстречу Джулии, которую играла Вия. По сюжету с моих плеч спадало полотенце. Так вот, в первом варианте, который мы для себя назвали «шведской эротикой», полотенце падало на пол, и в кадр попадала моя голая попа. А второй вариант – «польский» – был более целомудренным, я успевал подхватить полотенце и показывал только спину. Я легко согласился играть эту сцену – и с полотенцем, и без него, потому что я совершенно не стеснялся Артмане ».

сомерсет моэм театр актеры

сомерсет моэм театр актеры

Вия Артмане и Ивар Калныньш так убедительно смотрелись в образах любовников, что после выхода фильма тут же возникли слухи об их романе за кадром. Поводы для этого давали и сами актеры. Вия Артмане признавалась, что у нее много общего с героиней, и на вопрос о том, не сыграла ли она в «Театре» саму себя, отвечала: « Да, конечно. Я не могу сыграть того, чего нет во мне. К мужчинам я неравнодушна. Считаю, что, если было бы наоборот, это было бы противоестественным. Но это не значит, что они все перебывали в моей постели ».

сомерсет моэм театр актеры

сомерсет моэм театр актеры

Слухи подогревались и публикациями о процессе съемок – известным фактом было то, что актера на роль молодого любовника Вия Артмане выбирала сама. Якобы режиссер предоставил ей право выбрать одного из претендентов самостоятельно, и она указала на Ивара Калныньша. Впрочем, сам актер говорил, что это было не совсем так: « Понимаете, в тот момент я уже был выбран – главным режиссером! Но Янис Стрейч под бенефис актрисы просто сделал такой красивый жест: уже зная, кто каких персонажей будет играть, как бы предоставил возможность выбора и Вие. Мы с ней, кстати, работали в одном театре – отсюда, видно, и потянулась ниточка. Но на съемочной площадке эта наша встреча оказалась первой и последней, к сожалению ».

сомерсет моэм театр актеры

Актеры действительно симпатизировали друг другу – иначе, по их словам, они не смогли бы сыграть так убедительно, но никакого романа между ними не было. Ивар Калныньш признавался: « Уж слишком достоверно играют!» – считали наши коллеги по труппе в Театре имени Яна Райниса. Они были убеждены, что это Артмане пропихнула меня на эту роль как своего любовника. Слышать это было очень неприятно… Я уважал ее. Следовала какая-то влюбленность, потому что такие чувства нам приходилось играть. Но мы всегда оставались на «вы». К ней непросто было подойти, поздороваться. Это был целый ритуал. Она требовательна к себе и к другим. Но с ней всегда было интересно. Съемочный период я даже не помню. Он прошел как мгновение ».

сомерсет моэм театр актеры

Кинорежиссер Илья Хотиненко говорил о легендарной актрисе: « Она умела держать дистанцию, за которую перейти нельзя. То есть при всем коммуникативном комфорте есть расстояние вытянутой руки, за которое перейти нельзя ».

сомерсет моэм театр актеры

сомерсет моэм театр актеры

Хотя кинодебют Ивара Калныньша состоялся еще в 1972 г. и к моменту съемок в «Театре» в его фильмографии было уже больше 10 работ, дорогу к славе ему открыл именно этот фильм – после роли Тома Феннела он стал знаменит во всем СССР. Однако эта популярность сыграла с ним злую шутку: после «Театра» актер надолго «застрял» в амплуа героя-любовника и коварного соблазнителя. Ни режиссеры, ни зрители не хотели замечать других красок его актерского таланта.

сомерсет моэм театр актеры

сомерсет моэм театр актеры

Статус героя-любовника тяготил Калныньша, он говорил: « Это амплуа меня буквально преследовало и в театре, и в кино, где после «Театра» я снялся в нескольких салонных историях: «Сильве», «Зимней вишне». Но, слава Богу, я смог оторвать эту этикетку, доказал и зрителям, и режиссерам, что способен не только разъезжать в каретах. Сыграл более чем в 70 фильмах – мелодрамах, боевиках, детективах, даже комедиях ». Хотя до сих пор актер подчеркивает, что без этого фильма не состоялась бы его актерская судьба.

сомерсет моэм театр актеры

Если с выбором главных героев проблем не было, то с остальными персонажами возникли определенные сложности. Руководство предлагало свою кандидатуру на роль служанки, но режиссер настоял на том, чтобы утвердили непрофессиональную актрису, реквизитора Рижской киностудии Илгу Витолу – она настолько внешне попадала в типаж, что никто другой не мог с ней конкурировать.

сомерсет моэм театр актеры

Во многих советских фильмах прибалтийских актеров озвучивали русские коллеги – по мнению руководства, герои должны были говорить без акцента. Так произошло и с фильмом «Театр»: героиню Вии Армане Джулию Ламберт озвучила Антонина Кончакова, служанку Илги Витолы – Римма Маркова, лорда Таммерли – Игорь Ясулович, героя Ивара Калныньша – Сергей Малишевский (во многих следующих фильмах он озвучивал своих героев сам, как, например, в «Зимней вишне», и фирменный акцент стал его визитной карточкой).

сомерсет моэм театр актеры

Бюджет фильма был ограничен, и хотя режиссеру удалось убедить руководство Центрального телевидения увеличить его вдвое, денег все равно не хватало. И вместо задуманных 30 костюмов для главной героини пошили только 6. Однако художник по костюмам нашла выход из положения: в тех сценах, где героиню Вии Артмане снимали только по пояс, она просто драпировала ее фигуру в разные ткани.

сомерсет моэм театр актеры

Одной из составляющих успеха фильма была не только великолепная актерская игра, но и музыка, написанная Раймондом Паулсом. К тому же режиссер уговорил его сняться в эпизодической роли пианиста. Янис Стрейч и сам исполнил одну из ролей в своем фильме – он предстал перед камерой в образе автора.

сомерсет моэм театр актеры

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

МосКультУРА

сомерсет моэм театр актеры

Автор отзыва:

сомерсет моэм театр актеры

В день работников культуры и в преддверии Дня театра, отмечающемуся сегодня, Театр Вахтангова представил премьеру спектакля режиссёра Ольги Субботиной по роману Сомерсета Моэма «Театр». На сцене мы видим настоящий звёздный небосклон: Лидия Вележева, Евгений Князев, Андрей Ильин, Павел Любимцев, Владислав Демченко, Светлана Йозефий и молодые «звёздочки» театра.

Джулию Лэмберт играет Лидия Вележева. Она изящна, внутренне холодна. Она постоянно играет и непонятно, где же Джулия настоящая, а где же актриса. Её жизнь превратилась в ей созданный театр, в котором она сама и запуталась. И её страсть к молодому Тому, который её не любит, перерастает в дикую ревность к начинающей актрисе Эвис Крайтон, за которой стал ухаживать Том. Очень тонко была сыгран диалог Джулии с сыном Робертом, когда Джулия, пожалуй впервые, задумалась о том, как она живёт.

И прекрасно были отображены чувства Джулии в сцене, когда она пошла гулять, думая, что с ней будут флиртовать. Один мужчина заметил её и, вроде бы, уже начался флирт, но. Ему нужен был всего лишь автограф. Какая горечь и разочарование были написаны на лице актрисы. Она понимает, что молодость ушла.

03.
сомерсет моэм театр актеры

Андрей Ильин сыгравший лорда Чарлза Тэмерли достаточно комичен в своей любви к Джулии, где-то даже рассеян. Но он по-настоящему любит искусство и театр. Это та самая интеллигенция, которая всегда поддерживает театры и актёров.

Этот спектакль объединил все поколения актёров театра. И тут я хочу выделить Полину Кузьминскую, которая сыграла роль коварной Эвис Крайтон. Она прекрасно показала двуличие сей девицы. А в сцене, когда Джулия буквально «съела» её на сцене, показав, что Эвис бездарна, причём в её же мизансцене, очень мощна. Трагедия и понимание, что на сцену её уже не пустят сыграны на разрыв аорты.

Выход Джулии в премьере спектакля в сверкающем платье был шикарен. Да, она раздавила Эвис. Причём раздавила в сцене, которую играла её соперница. Сверкающее платье, красный шарф и гордый, чуть презрительный взгляд Вележевой прекрасно показал победу Джулии над Эвис.И тут я снова вспоминаю холодно-торжествующий взгляд Джулии-Вележевой, в котором было выражено всё призрение к Эвис. Шикарный дуэт получился.

08. Ольга Субботина
сомерсет моэм театр актеры

Ода театру получилась великолепной. И в День театра «Москультура» поздравляет Театр Вахтангова и служителей всех театров с праздником! Новых премьер, шикарных постановок и пусть толпы поклонников толпы поклонников осаждают вход в его величество Театр.

12.
сомерсет моэм театр актеры

14.
сомерсет моэм театр актеры

15.
сомерсет моэм театр актеры

16.
сомерсет моэм театр актеры

17.
сомерсет моэм театр актеры

18.
сомерсет моэм театр актеры

19.
сомерсет моэм театр актеры

20.
сомерсет моэм театр актеры

Фото: Михаил Брацило / Москультура

Источник

«Театр» Сомерсета Моэма в «Современнике»: бенефис Елены Яковлевой и «траурный карнавал»

15 апреля, в день рождения театра «Современник», состоялась премьера спектакля «Театр» по одноименному роману Уилльяма Сомерсета Моэма. Рассказываем, как Елена Яковлева играет четыре роли одновременно, что такое саундрама и почему режиссер Владимир Панков называет спектакль «траурным карнавалом».

После смерти [Галины Волчек], вместе с Олегом Ефремовым создававшей «Современник» в 1956 году, театр возглавил [Виктор Рыжаков], до того руководивший Центром им. Мейерхольда (ЦИМ). Но в день юбилея, 15 апреля, главным на сцене был другой режиссер — Владимир Панков, художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры, создатель студии SoundDrama.

SoundDrama — это когда музыканты сидят не в оркестровой яме, а на сцене, а их музыка — это не лирический фон, а воздух спектакля, почти самостоятельно действующий персонаж. В «Театре» наряду с корифеями и молодняком труппы «Современника» играют девять музыкантов с саксофоном, контрабасом, скрипкой, трубой.

Чтобы понимать, что вообще происходит, перед спектаклем все же стоит прочесть роман Уилльяма Сомерсета Моэма об актрисе Джулии Ламберт, которая никогда не выходит из роли и напрочь теряет границы своего «я». Потому что от оригинала драматург Светлана Петрийчук, автор инсценировки, оставила только немного сюжетных линий и атмосферу театрального бенефиса длиною в жизнь. Два с половиной часа Джулия Елены Яковлевой не сходит со сцены, в блестках и овациях, с толпой поклонников и внутренним голосом своего первого режиссера: «На сцене не надо быть естественной, изволь казаться естественной!»

Декорация спектакля — модель зрительного зала: ряды стульев стекаются к сцене, на заднике — еще один занавес. Слои занавесов, как матрешка, открываются снова и снова, проецируются на видеоэкран, спускаются сверху отдельной ширмой — из мира театра выхода нет. Мельтешат и множатся стулья, перья, шляпы, зонты. Если вам показалось, что где‑то вы уже это видели, вам не показалось. Художник спектакля Максим Обрезков — соавтор спектаклей Юрия Бутусова, и флер его эстетики очевиден и здесь. Обрезков дарит спектаклю образ двоящейся реальности, крикливой, блестящей, никогда не настоящей.

Виктор Панков называет спектакль «черно-белым траурным карнавалом» и соединяет в нем все возможные виды зрелищ. Неожиданная оперная дива уступает место прыгающей балерине. Костя Треплев с компанией отплясывают современный танец. Мимы на ходулях выводят на сцену лающего пса с бантом, толпа гостей в сцене загородного пикника Ламбертов ест сахарную вату, идет снег, бьют барабаны… Под мощным напором музыки SoundDrama все это превращается в эдакий «Ла-Ла Ленд» под музыку Горана Бреговича. Сцены мелькают бродвейскими номерами, создавая ощущение неустанной фабрики по производству вау-эффектов, вращающейся вокруг главной героини.

«Когда мне будет 60, я сыграю все свои роли», — говорит в романе 40-летняя Джулия. 60-летняя Яковлева в спектакле Панкова это обещание исполняет. Фантомы сыгранных и несыгранных ролей вторгаются в ее жизнь так внезапно, что свидание с Томом вдруг оборачивается сценой объяснения в любви Настасьи Филипповны с князем Мышкиным. Джулия играет Раневскую, Аркадину, Мамашу Кураж на сцене лондонского театра. Играет жену, любовницу, мать, заигрывается и переигрывает: Елена Яковлева — хорошая актриса. А вот Джулия Ламберт — не очень.

«Современник» стремительно меняется — от нового фирменного стиля до обновленного здания и всего технического оснащения. Но постоянно отдает должное истории театра. Благодаря фонду Олега Дерипаски «Вольное дело», который в прошлом году стал генеральным партнером «Современника», скоро на Чистопрудном бульваре появится скульптурная композиция основателей «Современника» (Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и Виктор Сергачев). Им же будет посвящена майская премьера Виктора Рыжакова «Семь» по документальной пьесе Михаила Дурненкова.

«Театр» тоже претендует на подарочный спектакль к юбилею для корифеев труппы (в нем заняты старейшие актеры «Современника» Елена Миллиоти, Владимир Суворов, Владислав Федченко) — но становится абсолютным бенефисом Елены Яковлевой и, возможно, одной из лучших ее театральных ролей.

В финале спектакля на фоне черно-белых кадров с крупными планами «отцов-основателей» выплывает хрупкий белый домик — точная копия здания «Современника» на Чистых прудах. Кажется, впервые за два часа действие замедляется, повисает легкой дымкой над сценой, над последними репликами Фирса из «Вишневого сада»: «Уехали… А меня забыли…» Иронизируя над штампами и законами старого театра и пародируя тренды нового, спектакль Панкова не только отдает должное традициям «Современника», но и предлагает подумать над тем, куда он двинется теперь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *