солон древняя греция годы жизни
Солон
Солон (ок. 640 – ок. 559 до н.э.) – афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции. Был первым афинским поэтом, а к 594 году до н.э. стал самым влиятельным афинским политиком. Автор ряда важнейших реформ, повлиявших на формирование Афинского государства.
В биографии Солона есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.
Итак, перед вами краткая биография Солона.
Биография Солона
Солон появился на свет около 640 года до н.э. в Афинах. Он происходил из знатного рода Кодридов. Повзрослев, он был вынужден заняться морской торговлей, поскольку испытывал финансовые трудности.
Парень много путешествовал, проявляя живой интерес к культуре и традициям разных народов. Некоторые биографы утверждают, что еще до того, как стать политиком, он был известен как талантливый поэт. В тот момент биографии на его родине наблюдалась нестабильная ситуация.
В начале 7 столетия до н.э. Афины были одними из многих греческих полисов, где действовала – политическая система архаического афинского полиса. Государством управляла коллегия из 9 архонтов, занимавших свою должность на протяжении одного года.
Очень важную роль в управлении занимал Совет Ареопага, где пожизненно находились бывшие архонты. Ареопаг осуществлял высший контроль над всей жизнью полиса.
Афинский демос находился в прямой зависимости от аристократии, что вызвало недовольство в обществе. Одновременно с этим афиняне воевали с Мегарами за остров Саламин. Постоянные разногласия между представителями аристократии и закабаление демоса, негативно воздействовали на развитие афинского полиса.
Войны Солона
Впервые имя Солона упоминается в документах, связанных с войной между Афинами и Мегарами за Саламин. Хотя соотечественники поэта были утомлены затяжным военным конфликтам, он побуждал их не опускать рук и до конца бороться за территории.
Кроме этого, Солон даже сочинил элегию «Саламин», в которой говорилось о необходимости продолжения войны за остров. В результате, он самолично возглавил экспедицию на Саламин, одержав победу над противником.
Именно после успешно проведенной экспедиции, Солон начал свою блестящую политическую карьеру. Стоит заметить, что данный остров, вошедший в состав афинского полиса, не раз играл важную роль в его истории.
Позже Солон принимал участие в Первой Священной войне, которая разразилась между некоторыми полисами Греции и городом Криса, взявшего под свой контроль Дельфийский храм. Конфликт, в котором греки одержали победу, продолжался в течение 10 лет.
Реформы Солона
Положением на 594 год до н.э. Солон считался наиболее авторитетным политиком, которого поддерживал и Дельфийский оракул. Важно отметить, что к нему проявляли благосклонность как аристократы, так и простой народ.
В тот период биографии мужчина был избран архонтом-эпонимом, имевшим в своих руках большую власть. В ту эпоху архонтов назначал Ареопаг, но Солона, по-видимому, избрало народное собрание ввиду особенной ситуации.
Согласно древним историкам, политику предстояло примирить враждующие стороны, чтобы государство смогло развиваться максимально быстро и эффективно. Самой первой реформой Солона являлась сисахфия, которую он называл своей важнейшей заслугой.
Благодаря данной реформе в государстве отменялись все задолженности наряду с запретом долгового рабства. Это привело к устранению ряда социальных проблем и экономическому развитию. После этого правитель распорядился ограничить ввоз товаров из-за границы, чтобы поддержать местных торговцев.
Далее Солон сосредоточился на развитии сельскохозяйственной отрасли и ремесленного производства. Интересен факт, что родителям, которые не смогли обучить своих сыновей никакой профессии, запрещалось требовать того, чтобы дети заботились о них в старости.
Правитель всячески поощрял производство оливок, благодаря чему оливководство стало приносить большую прибыль. В данный период биографии Солон занялся разработкой денежной реформы, введя в оборот – эвбейскую монету. Новая денежная единица способствовала улучшению торговли между соседними полисами.
В эпоху Солона были проведены очень важные социальные реформы, включая разделение населения полиса на 4 имущественных разряда – пентакосиомедимны, гиппеи, зевгиты и феты. Помимо этого, правитель образовал Совет Четырехсот, который служил альтернативой Ареопагу.
Плутарх сообщает, что новообразованный Совет готовил законопроекты для народного собрания, а Ареопаг контролировал все процессы и гарантировал охрану законов. Еще Солон стал автором постановления, согласно которому любой бездетный человек, имел право завещать свое наследство кому пожелает.
Дабы сохранить относительное социальное равенство политик подписал указ о введении земельного максимума. С того времени состоятельные граждане не могли владеть участками земли сверх установленной законом нормы. За годы своей биографии он стал автором ряда важнейших реформ, повлиявших на дальнейшее становление Афинского государства.
После окончания архонтства реформы Солона нередко подвергались критике со стороны разных социальных слоев. Богачи сетовали на то, что их права урезались, тогда как простой народ требовал еще более радикальных перемен.
Многие советовали Солону установить тиранию, однако он наотрез отказывался от подобной идеи. Поскольку в ту эпоху во многих полисах правили тираны, добровольный отказ от единовластия был уникальным случаем.
Свое решение Солон объяснял тем, что тирания навлечет позор как на него самого, так и на его потомков. Кроме этого, он являлся противником любой формы насилия. В результате, мужчина решил оставить политику и отправиться в путешествие.
На протяжении десятка лет (593-583 гг. до н. э.) Солон побывал во многих городах Средиземноморья, включая Египет, Кипр и Лидию. После этого он вернулся в Афины, где продолжали успешно действовать его реформы.
Согласно свидетельствам Плутарха, после продолжительного путешествия Солон уже мало интересовался политикой.
Личная жизнь
Некоторые биографы утверждали, что в молодости возлюбленным Солона был его родственник Писистрат. При этом, все тот же Плутарх писал, что правитель имел слабость к красивым девушкам.
Историки не нашили никаких упоминаний о потомках Солона. Очевидно, он просто не имел детей. По крайней мере, в последующие столетия не обнаружилось ни одного деятеля, который бы принадлежал к его родовой линии.
Солон общается с царем Крезом во время своих путешествий
Солон был очень набожным человеком, что можно проследить в его поэзии. Интересен факт, что причину всех бед и несчастий он видел не в богах, а в самих людях, которые стремятся к удовлетворению собственных желаний, а также отличаются тщеславием и самонадеянностью.
Очевидно, еще до начала политической карьеры Солон был первым афинским поэтом. До наших дней дошло множество фрагментов его произведений различного содержания. Всего сохранилось 283 строки из более 5 000 строк.
К примеру, Элегия «К самому себе» дошла до нас полностью только в «Эклогах» византийского писателя Стобея, а из 100-строчной элегии «Саламин» сохранилось 3 фрагмента, насчитывающих всего 8 строк.
Смерть
Солон умер в 560 или 559 году до н.э. Относительно кончины мудреца в древних документах содержатся противоречивые данные. По словам Валерия Максима, он скончался на Кипре и там же был погребен.
В свою очередь Элиан писал, что Солона похоронили за казенный счет возле афинской городской стены. Скорее всего данная версия наиболее правдоподобна. Согласно Фанию Лесбосскому, Солон ушел из жизни в родных Афинах.
Фото Солона
Письменные законы Солона для Афин Статуя Солона в библиотеке Конгресса США
Солон
Солон происходил из знатного рода Кодридов, который ранее был царской династией. Судя по всему, ещё до начала политической деятельности был известен согражданам как поэт. Он был первым афинским поэтом, и к тому же политическая направленность некоторых стихотворений должна была привлекать внимание слушателей. Политическая деятельность Солона началась его экспедицией на Саламин в ходе войны с Мегарами. После успешно закончившейся экспедиции инициировал Первую Священную войну. К 594 году до н. э. стал самым влиятельным и авторитетным афинским политическим деятелем.
Солон был избран архонтом-эпонимом на 594/593 год до н. э. Кроме того, ему дали чрезвычайные полномочия. Солон провёл ряд реформ (сисахфия, имущественный ценз, учреждение суда присяжных и Совета Четырёхсот и др.), которые представляют собой важнейшую веху истории архаических Афин, формирования Афинского государства. После своего архонтства реформатор отправился в путешествие, в ходе которого посетил различные регионы Восточного Средиземноморья. После своего путешествия Солон уже не принимал активного участия в политической жизни. Он умер около 559 года до н. э. в Афинах.
Самым ранним и аутентичным источником о Солоне являются его стихотворения, от которых дошло до нашего времени большое количество фрагментов различного содержания. Всего сохранилось 283 строки из более 5 тысяч строк. Вероятно, в древности существовал сборник стихотворений Солона. Также современными источниками являются его законы. Большинство из них приведены у Плутарха и Диогена Лаэртского. Некоторые законы упоминаются у Геродота, Аристофана, Лисия, Эсхина, Демосфена и Диодора Сицилийского. В древности Солону приписывалось более 100 законов, однако не все они были изданы им. Солоновский законодательный свод был записан на деревянных досках (кирбах) и выставлен на всеобщее обозрение. В середине V в. до н. э., по словам Кратина, кирбы находились в очень плохом состоянии, а в конце века законы, вероятно, были скопированы на каменные стелы.
О Солоне кратко упоминают некоторые авторы V в. до н. э., например, комедиографы Кратин, Аристофан и Евполид. Наиболее известны посвящённые ему рассказы в «Истории» Геродота, особенно знаменитый рассказ о разговоре Солона и Крёза в Сардах. В конце V в. до н. э. и в IV в. до н. э. в среде интеллектуальной элиты возрос интерес к идее «отеческого государственного строя», ассоциировавшегося в числе прочих с Солоном. Соответственно, он упоминается в трудах многих ораторов, философов и публицистов (Андокид, Лисий, Исократ, Демосфен, Эсхин). Платон приписывает ему миф об Атлантиде.
Деятельность Солона занимала большое место в трудах аттидографов, которые дошли до нашего времени в незначительных фрагментах. Этими трудами (в наибольшей степени трудом Андротиона), вероятно, пользовался Аристотель в своих работах. Рассказ о реформах Солона в «Афинской политии» является одним из самых важных источников о них. Плутарх тоже использовал труды аттидографов при написании биографии Солона.
Солон, сын Эксекестида, родился около 640 года до н. э. в Афинах. Есть также версия, что отца Солона звали Эвфорион. Плутарх передаёт оба варианта, но предпочтение отдаёт общепринятому. Некоторые античные авторы (Диодор Сицилийский, Диоген Лаэртский) ошибочно считали, что он родился на Саламине. По достатку Солон принадлежал к «гражданам среднего круга», а происходил из знатного рода Кодридов, который ранее был царской династией.
Так как та ветвь рода Кодридов, к которой он принадлежал, к концу VII в. обеднела, он был вынужден заняться морской торговлей для улучшения своего материального положения. Солон много путешествовал и знакомился с обычаями и нравами других государств. Так как в источниках существуют противоречия относительно морских путешествий Солона, некоторые исследователи подвергают сомнению факт его торговой деятельности.
Судя по всему, ещё до начала политической деятельности Солона он был известен согражданам как поэт. Он был первым афинским поэтом, и к тому же политическая направленность некоторых стихотворений должна была привлекать внимание слушателей. В своих стихах Солон порицал существующую обстановку в полисе и выдвигал идею эвномии (благозакония).
Реформаторская деятельность Солона сочетала в себе стремление к необходимым преобразованиям и здоровый консерватизм. В своих ранних стихотворениях он порицал обстановку в полисе (в частности, стремление аристократов к несправедливому обогащению, гражданские смуты, закабаление демоса) и выдвигал идею эвномии (благозакония). Идея эвномии имеет дельфийское происхождение. Для Солона благозаконие означало справедливые законы и сознательное подчинение граждан этим законам.
Судя по всему, ещё до начала политической деятельности Солон был известен согражданам как поэт. Он был первым афинским поэтом, и к тому же политическая направленность некоторых стихотворений должна была привлекать внимание слушателей. До нашего времени дошло большое количество фрагментов его произведений различного содержания. Всего сохранилось 283 строки из более 5 тысяч строк. Вероятно, в древности существовал сборник стихотворений Солона. В любом случае античные и византийские авторы располагали намного большим количеством стихов Солона, чем современные исследователи. Элегия «К самому себе», например, дошла до нас полностью лишь в «Эклогах» византийского писателя Стобея (V в. н. э.), а из элегии «Саламин», имевшей 100 строк, сохранилось три фрагмента, насчитывающие в общей сложности восемь строк.
Солон
Резюме
биография
То, что обычно называют «солоновскими классами», существовало до Солона: согласно г-ну Хансену, Солон мог бы добавить пентакозиомедимны к тетам, цевгитам, кавалерам, высшему ценовому классу. Но эти классы теперь определяются критерием богатства:
Критерий соответствия теперь основан на произведенном богатстве (а не непосредственно на капитале), а не на рождении. Только первые три класса, другими словами, самые богатые, могут получить доступ к магистратуре. С другой стороны, все классы имеют доступ к народному собранию и суду. Выборы магистратов, вероятно, происходили на Народном собрании, мы можем считать, что, начиная с Солона, избирательное право было универсальным среди граждан, что является важным моментом для понимания генезиса демократии в Афинах. Процедура доступа к архонтату, похоже, объединяет предварительные выборы и затем жеребьевку. Но для всех магистратур именно выборы, кажется, имеют перевес.
Вот два суждения Аристотеля о реформах Солона:
«Похоже, что Солон, заботясь о том, чтобы не упразднить существовавшие раньше институты, такие как Совет [ареопага] и выборы магистратов, на самом деле основал демократию, создав суды судей, взятых из всех граждан. Поэтому его иногда подвергают резкой критике за то, что он уничтожил недемократический элемент правительства, приписывая высшую власть судам, члены которых избираются по жребию ».
Также изменяется расписание и система мер и весов.
Путешествовать
Законы Солона и судьба их творца
Солон
Содержание :
Смуты в Афинах и начало деятельности Солона
На рубеже VII-VI веков до Р. Х. борьба между народом и знатью в Афинахдостигла большой остроты. Афинские аристократы (эвпатриды), пользуясь жестокими законами Драконта, беспощадно обращали бедняков в долговое рабство и даже продавали их за пределы Аттики. Один из видных горожан, победитель Олимпийских игр,Килон, сделал попытку захватить единоличную тиранию, обещая провести реформы в пользу народа, однако предпринятый им переворот был жестоко подавлен. Руководимая родом Алкмеонидов знать перебила всех участников «Килоновой смуты», дерзко нарушив при этом данную во имя богов клятву сохранить им жизнь. Смуты поставили афинское государство на грань гибели. Торговля и рыболовство остановились, промышленность была в застое, народ впал в бедственное положение, а законы о долговом рабстве применялись беспощадно. В народе поднялось глухое брожение и грозило перейти в открытый мятеж; при обнищании и раздраженности народа, происходили кровавые стычки, было много убийств и воровства.
Изгнание Алкмеонидов было первою уступкою эвпатридов народу, первым шагом к примирению с ним. Солон стал надеждою народа. Эвпатриды могли досадовать на эвпатрида, выступившего деятелем в пользу требований народа, но должны были слушать, его советы с уважением, потому что его положение в их сословии было очень высоко: Солон был очень знатен и очень богат. Подобно своему отцу, Эксекестиду, человеку тоже благородного характера, он употреблял свое богатство на помощь нуждающимся. Он обладал большою опытностью и обширными знаниями; он много путешествовал: был в Египте, на Кипре, в Малой Азии, везде беседовал с просвещенными людьми, увеличивая свое знание жизни. Солон был горячий патриот и человек, делавший много добра – все это придавало большую авторитетность его словам. Потомок древнего афинского царя Кодра, по бескорыстному желанию блага родине Солон стал защитником угнетенного народа; самые своекорыстные, надменные, жестокие из эвпатридов не могли не уступать влиянию слов такого человека.
Солон
Солон родился в 639 году. Ему было 39 лет, когда он совершил первое из великих дел своего благородного стремления служить благу родины. Он был человек сильного характера, гениальный, любознательный. В молодости Солон упорно занимался гимнастикой, занимался музыкой, учился, стал человеком превосходно, развитым и физически и нравственно. Афинские юноши следующих веков учили наизусть афоризмы, которыми Солон высказал результаты своих размышлений о жизни. Они содержались в стихах Солона, написанных в стиле элегии. До нас дошли отрывки этих поучений афинского мудреца. Солон излагал в них свои мысли о ходе жизни человека, о стремлениях и обязанностях человека в разные возрасты, о шаткости всех человеческих расчетов, о неравенстве состояний, неодинаковости характера людей и судьбы их. Солон порицал жадное стремление к чрезмерному богатству, скорбел о бедных, говорил нарушителям справедливости о гневеЗевса: Зевс долготерпелив, но когда преступления превышают меру его терпения, он поражает беззаконников, как молния весенней грозы, и карает детей за злые дела отцов. Лучше напрасной жадности наслаждение скромным благосостоянием. Сокровищами не откупишься от смерти. В элегиях Солона та же бодрость духа, та же сдержанность характера, та же гармоническая уравновешенность душевных сил, как в его жизни. Солон говорил, что должно наслаждаться и любовью и вином и дарами муз; что счастлив человек, у кого здоровые дети, у кого есть и быстрые кони и охотничьи собаки, кого посещают гости из чужой земли; он желает, чтоб его пожалели, когда услышат о его смерти; – Солон любил жизнь и её радости, но любил разумно; в его элегиях мы постоянно видим человека, избравшего своим девизом изречение: «Воздерживайся от излишества».
Солон в борьбе за Саламин
Незадолго до этого жители Мегары отняли у афинян важный по своему положению остров Саламин. Пока Саламин оставался во власти врага, афинская торговля не могла возобновиться, торговый и промышленный класс населения не мог быть избавлен от бедственного положения. Необходимо было, чтоб афиняне мужественным делом возвратили себе доверие к своим силам, освободили себя от блокады, стеснявшей их деятельность. Но предлагать возобновление военных действий против Саламина было запрещено под страхом смерти, так как прежние попытки к этому завершились тяжкими неудачами. Однако Солон нашел способ преодолеть это запрещение. Он притворился потерявшим рассудок, втеснился в толпу во время народного собрания и стал с горячим воодушевлением декламировать элегию «Саламин», написанную им для возбуждения афинян к задуманному им делу. Эту элегию заучивали наизусть афинские юноши следующих веков. Солон живо описывал афинянам унижение, в каком находятся они. Скоро, при встрече с афинянином, другие греки будут говорить: «Это афинянин, это один из бежавших в Саламинской войне». Афиняне обрекли себя на позор. Толпа понимала, на какую мысль Солон наводит этими упреками, и когда он воскликнул: «К оружию! В бой за Саламин! Возвратим себе наш милый остров, сокрушим постыдное иго!» – из народа выступили 500 человек и сказали, что они идут за ним в бой. Экспедиция отплыла на двух кораблях и на рыбацких лодках; нападение было неожиданное, дело было решено первою атакой; мегаряне были побеждены, Солон предложил им свободный пропуск, и они покинули остров. Земли его были розданы пожелавшим поселиться на нем афинянам. Блокада афинских пристаней прекратилась, афиняне снова стали господами своего моря и могли теперь без стыда смотреть в глаза людям. Правда, через некоторое времени, воспользовавшись раздором партий в Афинах, неприятель снова овладел Саламином. Но Солон отдал это дело на суд спартанцев, и по их приговору остров был возвращён афинянам.
Очищение Афин Эпименидом Кносским
Прежде всего надо было избавить афинян и от тяготевшего над ними чувства, что боги прогневаны на них за оскорбление святилищ казнью соучастников мятежа Килона. В Аттике были после этого неурожаи, заразные болезни; они считались посылаемыми в наказание народу от богов, и дух его был угнетен страхом. При таком подавленном настроении афинян, продолжавшемся даже и после изгнания Алкмеонидов, невозможно было исцелить бедствия, произведенные раздорами; потому Солон призвал в Афины пользовавшегося величайшим уважением у всех греков жреца-прорицателя, критянина Эпименида Кносского, чтоб он жертвоприношениями и обрядами очищения примирил богов с прогневавшими их афинянами.
Эпименид Кносский был благочестивый человек с глубоким нравственным чувством, импонирующим характером и могущественным даром слова. О нем говорили, что он, как это делали восточные пророки и святые, провел иного лет в отшельничестве, питался только плодами и кореньями; что он много лет пролежал в пещере, объятый глубоким сном, и получил откровения от Зевса критского. Он дружил с Солоном и охотно принял его вызов приехать в Афины, примирить народ с богами. Он воздвиг в Афинах новые жертвенники, совершил жертвы на них, совершил обряды очищения, торжественным процессии. Таким образом, Эпименид при участии Солона очистил от осквернения холм Ареса, храмы и весь город; народ почувствовал себя примиренным с богами и получил веру в то, что они будут милостивы к нему. Правительство хотело наградить Эпименида Кносского, предлагало ему целый талант; он отказался, и возвращаясь на родину взял только ветвь с оливкового дерева Афины. Афиняне поставили в честь его статую; он был изображен сидящим и задумавшимся. Следующие поколения рассказывали о нем легенды, исполненные чудес, и придававшие его жизни сверхъестественную продолжительность.
Ободрившись своим примирением с богами, афиняне почувствовали доверие к своим силам и стали способны действовать отважно. Они показали это, вскоре потом предприняв, по предложению Солона, священную войну против города Криссы в защитудельфийского оракула; их союзниками были Сикион и фессалийцы. Разрушив Криссу, проклятую амфиктионами, они приобрели себе признательность дельфийцев и поддержку влиятельного Дельфийского оракула. Глава семейства Алкмеонидов, Алкмеон, сын Мегакла, получивший вместе с другими изгнанниками позволение возвратиться на родину, действовал в этой войне очень энергично и своим усердием к Дельфийскому храму снял со своего рода проклятие. Одержав позже победу в состязании колесниц в Олимпийских играх (572 г.), он приобрел новую честь своему роду и своему отечеству.
Законы Солона
Подробнее – см. в статье «Реформы Солона»
Солон приобрел такую признательность, такое доверие афинского народа, что легко мог бы захватить в свои руки верховную власть и восстановить старое господство Кодридов на новых основах. Во многих государствах Греции владычествовали тогда тираны. Никому из них не было так удобно занять это положение, как Солону, имевшему такие великие правительственные дарования и оказавшему такие услуги родине. Одобрение народа оправдало или по крайней мере извинило бы его узурпацию. Но Солон предпочел блеску владычества славу законодателя; величие и благо отечества были ему дороже личного честолюбия.
Получив от сограждан необходимые полномочия, Солон около 594 года до Р. Х. приступил к реформам, которые изменили весь облик афинского государства. Законы Солона можно разделить на экономические и политические. Как законодатель Солон представлял интересы сельского и главным образом зажиточного городского демоса и примкнувших к нему эвпатридов, главные интересы которых уже сосредоточивались не в землевладении, а в торговле. Свои законы Солон издавал, опираясь на активную поддержку народного собрания.
Главной экономической реформой Солона была отмена долгового рабства. (Подробнее – см. в статье «Отмена долгового рабства (сисахфия)») У греческих историков она называется «сисахфией» – стряхиванием бремени, т. е. удалением долговых камней с заложенных земельных участков бедняков. До законов Солона кредиторы-эвпатриды, давая ссуду бедному соседу, ставили на его земельном участке каменный столб с надписью, в которой указывалась сумма долга. При неисправности должника этот долговой камень служил основанием для перехода земельного участка в руки кредитора. В дальнейшем, беря займы под залог личной свободы, неисправные должники попадали в долговое рабство и даже могли быть проданы за границу. Солон своими законами отменил долги крестьян, вернул им заложенные земельные участки и отменил на вечные времена долговое рабство. Более того, он предпринимал розыск рабов-должников, проданных за границы Аттики, выкупал их и возвращал на родину. Солон описал свою законодательную деятельность в стихах, отрывки которых дошли до нашего времени в цитатах у Аристотеля и других древних авторов.
Аристотель приписывает Солону также закон о введении им земельного максимума, по которому нельзя было приобретать земли в каком угодно количестве. Однако размеры максимума нам неизвестны. Кроме того, закон этот не относился к уже сложившимся крупным землевладениям. По крайней мере, о применении его источники нам ничего не сообщают. Но важно, что после реформ Солона Аттика на долгое время превратилась в страну среднего и мелкого землевладения.
Солон запретил вывоз из Аттики зерновых, зато разрешил вывоз оливкового масла. Он издал законы, поощрявшие разведение виноградников, садов и огородов и регулировавшие право пользования колодцами и вообще оросительными системами.
Сбор оливок. Древнегреческая амфора, ок. 520 до Р. Х.
В целях развития ремесел и торговли Афин Солон опубликовал закон, по которому сын мог отказать престарелому отцу в поддержке, если тот не научил его в свое время какому-либо ремеслу, и издал закон против праздности. До Солона были в ходу местные и даже родовые меры, а также монеты. Солон ввел единые меры и провел денежную реформу, по которой тяжелый эгинский талант заменялся более распространенным в тех районах, с которыми особенно торговали афиняне, и несколько более легким по весу эвбейским.
Экономические законы Солона были дополнены политическими. Он отменил существовавшую до этого времени генократию («генос» – род) – власть родовой аристократии – и заменил ее тимократией («тиме» – цена, стоимость) – властью, основанной на имущественном цензе, лишив таким образом аристократию привилегий, связанных с пережитками родового строя. Все граждане Аттики были разделены на четыре разряда по имущественному цензу (подробнее – см. в статье «Разделение граждан на четыре имущественные класса»). За основу ценза был принят натуральный доход от земледелия. К первому разряду Солон отнёс всех граждан, получавших со своей земли доход в размере не менее 500 медимнов сыпучего или жидкого продукта (медимн – мера объема; в разное время она составляла от 41 до 52,5 литра). Они назывались пентакосиомедимны, т. е. пятисотмерники. Ко второму разряду причислялись граждане, получавшие со своей земли доход в размере не менее 300 медимнов. Они назывались всадниками, так как должны были служить в коннице на собственном боевом коне. В третий разряд, по законам Солона, записывались граждане, получавшие со своей земли доход в размере не менее 200 медимнов. Их называли зевгитами («зевгос» – упряжка), т. е. имеющими собственную упряжку волов. Они обязаны были служить в пехотном ополчении и иметь собственное тяжелое вооружение. К четвертому разряду Солон отнёс граждан, имевших доход менее 200 медимнов. Они назывались фетами. На военной службе они выполняли вспомогательные функции и составляли легковооруженную пехоту. Обязанностью самого богатого разряда афинских граждан – пентакосиомедимнов – было оснащать военные корабли и содержать их в хорошем состоянии.
Солон издал законы с целью ослабления аристократического совета старейшин – ареопага. Он изъял из его компетенции подготовку дел для обсуждения их в народном собрании. Для подготовки этих дел Солон создал новый государственный орган – буле (Совет четырёхсот). Он избирался на собраниях старых четырех родовых фил (племен), на которые издревле делилась Аттика, по 100 булевтов от каждой филы.
Народное собрание в результате реформ Солона стало играть в жизни Афин гораздо более активную роль. На нем обсуждались текущие политические дела. Архонты выбирались жребием из числа кандидатов, предварительно выдвинутых филами. Должностные лица должны были отчитываться перед народным собранием в своей деятельности. Народное собрание называлось экклесия, т. е. собрание вызванных, так как о дне его созыва заблаговременно кричали глашатаи, которые с этой целью ходили по стране. (Подробнее – см. в статье «Совет четырёхсот (буле) и народное собрание (экклесия) при Солоне».)
Солон учредил новый верховный суд присяжных – гелиэю. Как уже упоминалось, оценка гражданина по его происхождению была заменена оценкой по имущественному цензу. Архонтов можно было избирать только из числа первого имущественного разряда – пентакосиомедимнов. Членами буле могли быть только граждане первых трех разрядов. И только в экклесии (народном собрании) и гелиэе (суде присяжных) могли принимать участие граждане всех четырех имущественных разрядов.
Законы Солона были направлены на ограничение власти родовой аристократии – эвпатридов и на ослабление родоплеменных традиций. После изъятия у эвпатридов захваченных ими в разное время за долги земельных участков, отмены долгов и долгового рабства и возвращения земельных участков крестьянам появилось много мелких собственников, которых эвпатриды уже не могли порабощать. Введение по одному из законов Солона свободы завещаний тоже стимулировало развитие частной собственности на землю, ослабляло и отменяло пережитки родовой собственности на землю, составлявшей до этих пор главную основу могущества эвпатридов. Запрещение вывоза зерна тоже ущемляло интересы эвпатридов, которые до законов Солона были главными производителями пшеницы и ячменя. Законы, стимулировавшие развитие ремесел и торговли, укрепляли положение средних слоев городского демоса. Цензовая реформа Солона раздробила родовую аристократию – эвпатридов по разным имущественным разрядам и вытекающим отсюда различным правам и обязанностям. Но в целом законодательство Солона было компромиссным. Он оставил за ареопагом его законодательные и контрольные функции, оставил нетронутым старое родоплеменное деление Аттики на четыре родовых племени – филы, хотя родоплеменной принцип деления территории был в Аттике нарушен еще до реформ Солона. Для сбора со всего населения средств на постройку военных кораблей она была разделена на 48 территориальных округов – навкрарий.
Эвпатриды, в большинстве своем люди богатые, и по цензовой реформе Солона могли занимать руководящие должности. Относительно невысокий уровень аттической экономики отражен в том, что имущественный ценз законы Солона установили не в деньгах, а в натуральной продукции. Тем не менее, реформы Солона имели огромное значение для дальнейшего социально-экономического и политического развития Афин и Аттики.
Итоги деятельности Солона
Реформаторская деятельность Солона в Афинах заняла, вероятно, лет десять времени (вероятно, 594–584 годы до Р. Х.). Его законы (thesmoi) были вырезаны старинным греческим способом письма на деревянных досках (строки шли поочередно слева направо и справа налево, составляя изгибы одной непрерывной линии, как борозды нивы; эта манера письма и называлась «бороздоподобной», bustrophedon). Доски с законами Солона были поставлены в Акрополе под охраной Афины Паллады, и каждый мог теперь узнавать все законы сам. Этим было завершено великое дело реформы учреждений и составления законов. Государственный быт получил прочную новую основу. Солон мог быть доволен тем, как исполнил принятую на себя обязанность. Он устранил справедливыми своими постановлениями раздор сословий и политических партий, избавил поселян и небогатых горожан от нищеты и рабства, вверил охранение независимости и блага родины свободным владельцам земли; он сделал все, что было возможно, для поддержания старых форм общественного быта и для упрочения религиозных обычаев. Солон предоставил знатному сословию такие привилегии, которые должны были склонить в пользу новых учреждений эти старые роды, обладавшие наследственною правительственною опытностью, и с тем вместе он вложил в преобразованную им государственную организаций элементы прогрессивного развития. Солон оживил новым духом старые формы, стеснявшие общество своею мертвою неподвижностью, видоизменил их сообразно новым потребностям народа; бесплодное поле он обратил в зеленеющую ниву. Он сохранил наследие старины, но обновил его, сделал его способным к возрастанию. Однако, хотя Солон всячески старался сберечь старину, он дал государственному быту такой характер, что она должна была исчезнуть. Новые поколения обратили свою деятельность на развитие тех элементов его законодательства, которые были новыми, и они скоро разрослись так, что подавили все, остававшееся от старины в законах Солона. Но и во времена полнейшего развития демократических учреждений афиняне продолжали любить свое прошлое, с гордостью называли Солона основателем тех учреждений, какие государство имело в их время. Они любили придавать своим демократическим учреждениям характер древности и легитимности, называя основателями их Тезея и Солона. Законодательство Солона, при всех последующих переменах, действительно оставалось прочною основою государственного устройства Аттики.
Солон своими законами легализовал те естественно развивавшиеся социально-экономические и политические отношения, которым не давали хода эвпатриды, стоявшие у власти до Солона. Реформы Солона проводились более всего в интересах среднего класса и не понравились многим эвпатридам. Деятельностью Солона были недовольны и беднейшие слои демоса, которые требовали широкого передела земель с изъятием части их у эвпатридов. Но Солон на это не пошел. Цензовая реформа Солона ограничивала права бедных граждан.
Отъезд Солона из Афин
Вскоре против Солона выступили и ущемленные им крайние представители старой знати, и низшие слои демоса, находившие его реформы недостаточными. Солон решил удалиться на некоторое время из государства, главою которого был в продолжение нескольких лет; ему надобен был отдых от долгого труда. Солон хотел удовлетворить свою любознательность путешествием по востоку; но главные мотивы его отъезда были другие: он хотел дать новым законам время укорениться без личной поддержки его личным авторитетом; он желал устраниться от требований, чтоб он делал перемены в них. Взяв с граждан обещание сохранять десять лет его законы, не изменяя в них ничего, Солон удалился из отечества. Говорят, что Солон во время своего десятилетнего добровольного изгнания посетил в Малой Азии знаменитого царя Лидии,Креза, побывал в Египте, слушал рассказы ученых саисских и гелиопольских жрецов о давних временах. Он был на Кипре, где позже чтили память этого мудреца, присоветовавшего их царю Филокипру переселиться на прекрасную приморскую равнину; царь послушался и основал новую столицу, названную Солами – в честь Солона. Но Солону предстояло еще испытать много тяжелых огорчений, – ему предстояло видеть свою родину вновь терзаемою ожесточенным раздором партий, существеннейшие части своего великого дела уничтоженными. Возвратясь с Кипра, он нашел афинское государство в очень взволнованном состоянии. Некоторые из влиятельных эвпатридов были во вражде между собою; каждый искал союзников, и скоро сформировались три партии: они группировались около трех сильных эвпатридских родов, Алкмеонидов, Филаидов и Писистратидов; каждая из них, руководимая знатным честолюбцем, стремилась захватить в свои руки всю власть.
Солон во время и после захвата власти Писистратом
Возвратясь на родину, Солон нашел, что вражда между партиями грозит государству бедами. Партии вместе с политическим характером имели и географический; потому Аттике угрожало распадение на разные государства. Солон старался отклонить вождей партий от их честолюбивых замыслов, убеждал народ оставить раздоры, поддерживать существующий порядок. Алкмеонид Мегакл, вождь паралийцев – так называлась партия торговцев и моряков, живших по западному берегу – не нравился простолюдинам, потому что держал себя надменно. Филаиды Мильтиад и Ликург, вожди партии педиэев, знатных людей, владевших крупными поместьями равнины Кефиса, были представители устарелых принципов, реакционеры, чуждые современным стремлениям; потому тоже не были особенно страшны. Но тем опаснее был энергичный Писистрат, чьим честолюбивым планам готовы были помогать диакрийцы, суровые, сильные, воинственные поселяне центральной, горной полосы и восточного берега Аттики. Напрасно Солон в своих политических стихотворениях предостерегал граждан от «облачных слов красноречивого хитреца», порицал «простаков, идущих, куда ведет их лисица», не замечающих «черного смысла под льстивыми словами»: на выборах членов правительственного совета в 560 году одержали верх приверженцы Писистрата. Солон пришел с копьем и щитом в народное собрание и стал доказывать народу, что Писистрат хочет сделаться тираном; приверженцы Писистрата говорили народу, что этот старик сошел с ума. Солон воскликнул: «Скоро гражданам станет ясно мое сумасшествие, истина раскроется им. Как тихое море покрывается волнами от порыва бури, так опрокинется от напора сильных корабль государства и подпадет народ, прежде чем успеет опомниться, под владычество тирана». Так и вышло на деле. Однажды Писистрат приехал на колеснице в народное собрание; он был окровавлен; он показал народу рану; ему нанесли ее, говорил он, враги; жизнь его в опасности от них. Солон понял этот обман и, напоминая эпизод «Одиссеи» (песня IV, стихи 224 и след.), воскликнул: «с дурною мыслью играешь ты рольОдиссея, сын Гиппократа; он ранил себя на обман врагам, ты ранил себя, чтоб обмануть своих сограждан». Все было напрасно. Правительственный совет предложил народу, и народ согласился дозволить Писистрату, для своей безопасности, иметь отряд телохранителей, 50 человек воинов. Он собрал отряд более многочисленный и неожиданно овладел Акрополем.
Солон стал писать поэму о баснословном острове Атлантиде; материалом её служили, вероятно, рассказы, слышанные им от египетских жрецов; но она не была доведена до конца ни им самим, ни Платоном, который был по матери потомком его брата.
Около этого времени долонки, фракийское племя, жившее на Херсонесе Фракийском, были сильно теснимы абсинтиями, жившими на севере от этого полуострова. Они послали своих родоначальников в Дельфы, просить совета у оракула. Он сказал им, что они должны сделать своим царем того грека, который первый пригласит их, на их обратном пути, отдохнуть у него. Когда они, на обратном пути, пришли в Афины, то Мильтиад, сын Кипсела, сидевший под навесом перед своим домом, увидел их, идущих с копьями в руках; по их одежде он понял, что они иноземцы, подозвал их и пригласил отдохнуть у него. Они рассказали ему ответ оракула им и предложили ему стать царем их народа. Мильтиад, которому неприятно было жить под властью Писистрата, принял их предложение. В сопровождении многих граждан аристократической партии, он поплыл с долонками в Херсонес основать греческое государство в стране варваров. Он построил поперек перешейка, от моря до моря, стену для защиты полуострова от нападений фракийцев. Херсонес сделался хорошею стоянкою для афинских торговых кораблей; без того мегаряне совершенно завладели бы Геллеспонтом. Солон одобрял предприятие Мильтиада, и вероятно по его просьбе лидийский царь Крез вступился за Мильтиада, когда граждане Лампсака взяли в плен основателя афинской колонии на Геллеспонте. Крез грозил «срубить, как сосну», Лампсак (первоначально называвшийся Питиуссой, «сосновым городом»), и лампсакийцы освободили Мильтиада. Он умер в 525 году; херсонесские афиняне стали чтить его, как героя. Его племянник Стесахор, наследовавший ему, был в 518 году убит одним из граждан Лампсака. Долонки признали своим царем Мильтиада III, младшего брата Стесахора.
Одобрение мысли Мильтиада ехать в Херсонес – последний, сколько мы знаем, случай участия Солона в общественных делах. Увидев бесполезность своих воззваний к афинянам, чтоб они свергли тирана, он печально устранился от политической деятельности. В кругу пожилых и молодых друзей, он тихо доживал в своем доме остаток своих дней, неутомимо до самой смерти расширяя свои знания. Он умер на 80-м году.
Есть предание, что Солон поехал с Мильтиадом в Херсонес, что потом жил несколько времени в Сардах и умер на Кипре, у одного из своих друзей. Если принять это предание, то легендарная встреча Солона с Крезом оказывается хронологически возможной. Но мы не имеем достоверных свидетельств о том, что Солон уехал из Афин – По рассказу более старому, его прах был разбросан на острове Саламине.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов