сокровенная жизнь души арцыбушев читать
Алексей Петрович Арцыбушев: завещание жизни
Алексей Петрович Арцыбушев
«Милому Герману от автора с любовью» − и подпись. На том же книжном развороте напечатана фотография самого автора этого посвящения. Для него в памяти моего сердца выделено отдельное место.
4 года прошло с момента кончины Алексея Петровича, а он по-прежнему рядом. Бывает, приду на службу в выходные, встану рядом со стулом в алтаре, на который он садился, когда уставал, и душу пронзит щемящее чувство тоски по ушедшему человеку, который как будто неярко, как огонёк в лампадке – вот-вот задует ветер, – донёс до нас свидетельство целой эпохи. И не этим только, или совсем не этим, он был ценен для меня, для многих. Мало ли их накопилось, свидетельств. И важных, и пустых…
В последнее время в кругу моих знакомых, которые родились уже в постсоветское время, намечается новый виток интереса к личности этого выдающегося человека. Неподдельный интерес порождает вопросы, ответов на которые в его книгах сразу можно и не найти. Поэтому я хочу передать мои личные впечатления, рассказать про Алексея Петровича Арцыбушева. Мой рассказ будет не о подвижнике веры, который своей мужественной жизнью свидетельствовал о торжестве Православия, и не об «авантюристе Арцыбушеве» (его личная самоирония), в котором твердость сочеталась с остротой ума, проворностью и неутолимой жаждой жизни, – хотя этим он, без сомнения, отличался. Но было нечто ещё, что многие названные стороны его личности скрепляло, как цементным раствором, и отчего его облик был пропитан непередаваемым чувством внутренней цельности. За 98 лет своей жизни он эту цельность выносил: она в нём закалилась и проявилась в принятии монашеского пострига с именем Серафим.
Повествование в его самой известной книге – автобиографической повести «Милосердия двери» – обрывается событиями 1956 года, а в книге «Святые среди нас: путь тайного монашества» – концом 1970-х годов (сейчас этих книг уже нет в продаже: последние издания увидели свет в 2016-м и 2018-м годах; тираж быстро раскупался). Дальнейшие почти 40 лет жизни Алексея Петровича на страницах книг не освещены. С 2000 года он стал прихожанином Спасо-Преображенского храма села Большие Вяземы, где 13 лет спустя мне, тогда ещё 17-летнему подростку, посчастливилось с ним познакомиться. Но только 2 года спустя я начал воспринимать его, изборождённого морщинами, с большой лысиной, как человека живого, жизнь излучающего. История нашего общения по-прежнему остается для меня загадкой: моим ровесником Алексей Петрович был в 1939-1943-м годах. В Алексее Петровиче я приобрел близкого друга, старшего наставника, который наставлял не словом, но делом. Редко в ком я находил столько отзывчивости и любви, простоты и равенства в общении.
В Алексее Петровиче я приобрел старшего наставника, который наставлял не словом, но делом
Обычно после приветственного лобзания у нас бывал короткий диалог перед началом литургии: о его здоровье, делишках, хозяйстве, небольших, но забавных случаях из жизни. Не случалось такого, чтобы Алексей Петрович хандрил или печалился – скорее наоборот, его веселый и шутливый тон стирал с моего молодого лица налет хмурости и постности. Я тогда невольно играл в старца, а он, действительно «старец», сохранял бодрость души и молодцеватость юного Алеши. Но вовсе не так, как некоторые пожилые, противящиеся возрасту, превращаются в детей: ум его был остр и свеж, точен и правдив. Это, кстати, одна из его черт, которая меня до сих пор держит в удивлении: как в 95 лет можно сохранить такую предельную ясность мышления? Великий Кант к 75 годам потерял способность ясно мыслить – самое ценное, что было у него в жизни. А прямодушный Арцыбушев имел её в достатке.
Тогда же у нас установился особый контакт: во время богослужения большую часть времени я проводил рядом с ним. Он сидел на упомянутом в начале повествования стуле, а я стоял рядом, всегда одним глазом посматривая на него, не возникнет ли у него какой просьбы. Так что, если Алексею Петровичу надо было подняться во время чтения Евангелия или опуститься на колени на Евхаристическом каноне, – я аккуратно его поддерживал за совсем уже некрепкие руки. Возможность послужить «старцу» для меня была радостью. И в этих невербальных контактах было очень много любви. Между строк всегда вмещается больше, чем можно выразить словами.
Он приходил на службу с надеждой и желанием причаститься Святых Таин. Для Алексея Петровича Причастие было источником жизни. Именно поэтому в нём отражалась напряженная собранность и трепет перед таинством.
Для Алексея Петровича Причастие было источником жизни
Все присутствующие в алтаре знали, что в определенный момент перед началом литургии он будет исповедоваться, и тихонько перемещались на другую часть алтаря, чтобы не нарушать благоговейной атмосферы таинства Покаяния. Главным приобретением в жизни Алексея Петровича, как он сам говорил, была тоска о сердце сокрушенном и смиренном, которого Бог не уничижит (Пс. 50, 19). Это чувство было свидетельством его внутреннего развития, роста. Многообразие жизненного опыта и событий, которые многих ломали и перемалывали, Алексея Петровича привело к утверждению этой истины: покаяние и сокрушение сердца – одни из главных условий человеческого единства с Богом. Всё это подтверждалось его словом, всем его обликом и образом жизни. В этом опыте раскрывается его христианство, которое многие не могли понять, читая его книги.
Таково свидетельство жизни Алексея Петровича – человека, который знал горечь ошибок и отчаяние падений. В конечном счете последние годы его пребывания на земле и есть заключительная глава повествования, которую он написал уже не на бумаге, а в памяти людей, его знавших. Это урок и завещание всем, кто может слышать и воспринимать: вот что может сделать человек, непрестанно носящий в себе память о Боге. Ему были отверсты двери покаяния, через них он вошёл в монашество, и по этому пути прошёл последние 3 года своей жизни, чтобы в простоте и сокрушении сердца сказать Богу: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!»
Монах Серафим (Арцыбушев) и Данилов монастырь
Путь к монашеству длиной в 90 лет
Прошло уже больше 40 дней с того времени, как 7 сентября 2017 года преставился ко Господу художник и писатель Алексей Петрович Арцыбушев, монах Серафим. Этот был человек, необыкновенный во многих отношениях. Во-первых, Алексей Петрович потомок двух сакральных царских родов – русского Рюриковичей и черногорского Петровичей. Даже краткое перечисление его предков поражает воображение. Прадед по материнской линии – сенатор Александр Николаевич Хвостов, прабабушка – Екатерина Лукинична Хвостова (Жемчужникова в девичестве, сестра братьев Жемчужниковых, писавших под псевдонимом Козьма Прутков), дед – Александр Алексеевич, министр юстиции и внутренних дел в 1916 году, бабушка – Анастасия Владимировна, в девичестве Ковалевская, именно ее род идет от Рюрика. По отцовской линии – дед Петр Михайлович, нотариус Его Величества, был женат на чистокровной черногорке – дочери графа Подгоричание-Петрович. Оба рода принадлежали к высшему петербургскому обществу и в то же время оба рода отличались своей религиозностью. Хвостовы два раза в год ездили из Петербурга в Троице-Сергиевскую Лавру и Зосимову пустынь к старцу Алексию (Соловьеву). Над Арцыбушевыми же даже подсмеивались: «Все на балы, а Арцыбушевы в церковь». Дед Арцыбушев был таким большим благодетелем для Дивеева, что ему монастырь передал во владение домик ученика преподобного Серафима – Михаила Мантурова.
Родители Алексея Петровича были тоже очень верующими людьми. Познакомились и полюбили они друг друга в начале первой мировой войны, поженились и в 1917 году переехали жить из Петербурга в дивеевский дом. Там, в том самом доме Мантурова, в котором совершилось чудо с зажегшейся без масла лампадкой, и родился 10 октября 1919 года Алеша Арцыбушев.
Отец Алеши – Петр Арцыбушев – очень рано умер, в тридцать два года, в 1921 году. Он ездил по деревням – собирал продукты для монастыря, простудился, заболел скоротечной чахоткой и почил, сказав жене: «Держи детей поближе к добру и Церкви». Мать – Татьяна Арцыбушева – совсем молодой осталась вдовой с двумя сыновьями на руках. Замуж больше не выходила, держалась, как обещала умирающему мужу, поближе к церкви, стала духовной дочерью одного из духовников Даниловского монастыря иеромонаха Серафима (Климкова), приняла в Даниловом тайный постриг, стала монахиней Таисией, в память о муже работала в туберкулезных больницах, в отделениях открытой формы, с умирающими.
После ареста и ссылки отца Серафима (Климкова) монахиня Таисия осталась без духовного руководителя, что для нее как монахини было тяжело, да и недопустимо. Она старательно искала духовника, и вот в Дивееве появился епископ Серафим (Звездинский), матушку благословили исповедоваться именно у него, так она стала духовной дочерью владыки. Стал духовным сыном владыки и Алеша Арцыбушев. Это было в 1926 году. Ему тогда было семь лет. В день своего Ангела – святителя Алексия Московского, в празднование всех Московских Святителей – 18 октября – была первая исповедь Алеши владыке Серафиму. После нее владыка подарил мальчику житие святителя Алексия с надписью: «Моему маленькому духовному сыну в день первой исповеди. Будь маленьким всегда на зло, расти большим на добро».
В семь лет владыка Серафим посвятил Алешу в стихарь, и он на службах стоял рядом с владыкой, держа его посох, то есть был посошником. На день памяти преподобного Серафима 15 января во время крестного хода после Литургии по Канавке вокруг монастыря Алеша шел со свечой впереди владыки. Был мороз, руки мальчика сильно замерзли, и он уронил подсвечник со свечой в снег. Владыка Серафим поднял свечу и сам понес подсвечник, а Алеше показал жестами, чтобы он дыханием погрел свои ручки.
«А кем ты хочешь быть, Алеша, когда вырастешь?» – спросил как-то владыка своего маленького духовного сына. «Орателем!» – уверенно ответил Алеша. «Может быть, оратором?» – «Нет, орателем!» – «Так я всю жизнь и был орателем», – добавлял с улыбкой Алексей Петрович.
Хорошо запомнил Алексей Петрович и свой детский постриг. В своей замечательное книге «Сокровенная жизнь души», основанной на записках матери – монахини Таисии (Арцыбушевой), которые она в свое время написала по его просьбе, он приводит ее описание этого события:
«Как-то раз я пришла к владыке утром с обоими детьми. Он молча взял Алешу за руку и повел к себе в молельню, поставил перед иконами и начал облачать в полное монашеское одеяние. Дал в руки крест и зажженную свечу. Все это он делал с необыкновенно торжественным видом, соблюдая полное молчание. Алеша, в то время семилетний ребенок, стоял очень смирно. Присутствовали при этом только я и Серафим. Детям казалось, что владыка шутит с ними. Серафим попросил: ”И меня”. Владыка ответил: ”А тебя – нет”. Я же почувствовала во всем этом, конечно, не шутку, а глубокое предсказание. На глазах у меня были слезы, которые я скрыть не могла.
Другой раз владыка велел Алеше принести ему ножницы и трижды отрезал ему волосы, потом наклонился и на ухо сказал: “А имя тебе будет – …Только не говори никому, даже маме”. Алеша после сознался мне, что не расслышал.
На исповеди владыка мне сказал, объясняя предсказание блаженной Марии об Алеше (было и такое, об этом позже. – Т.П.), сбудется. Потому прошу его не затруднять исполнение воли Божией над собой. Не срывать с себя руки Божьей, избравшей его на служение Себе».
Менее чем через год – 21 сентября 1927 года – был закрыт Дивеевский монастырь. В тот же день владыка Серафим (Звездинский) был арестован и выслан сначала в Нижний Новгород, а потом – в город Меленки. Монахиня Таисия переписывалась с ним, несколько раз ездила к нему, два раза с сыновьями Серафимом и Алешей. В 1930 году у Арцыбушевых расстреляли дядю-кормильца, отняли дом и выслали из Дивеева в Муром. Во время ссылки монахиня Таисия не могла выезжать из города, поэтому с письмами от нее к владыке Серафиму ездил Алеша. Он всю свою длинную жизнь хорошо помнил образ владыки – «его светлое-светлое лицо и добрые и необыкновенно лучистые глаза». Через два года владыку сослали сначала в Алма-Ату, потом в Гурьев, в 1935 году – в Омск, где он был арестован и 26 августа расстрелян.
«Вам не было страшно, вы, такой юный и необыкновенно красивый, не боялись так рисковать, ведь это было очень опасно?» – спрашивала я Алексея Петровича. «Нет! Мне все это очень нравилось! Эти люди, этот риск, эти службы, как у первых христиан!» – радостно восклицал Алексей Петрович.
В 1937 году расстреляли почти всех даниловцев. Чудом не были арестованы тогда архимандрит Серафим (Климков) и иеромонах Павел (Троицкий), приговорили к 10 годам лагерей монаха Михаила (Карелина), монахинь и несколько духовных чад даниловских духовников.
Мама Алексея Петровича монахиня Таисия умерла в 1942 году, она была горячо любима им всю жизнь. Незадолго до своей кончины Алексей Петрович рассказывал мне об этом своем буквально благоговении перед мамой, о том, что он все эти годы без нее чувствовал постоянное ее присутствие в своей жизни, силу ее любви и молитвы за него.
Алексей Петрович был любящим, почтительным, заботливым и послушным сыном, но когда мама вновь завела разговор с уже повзрослевшим сыном о его монашестве – он категорически воспротивился. В своей книге он пишет об этом так: «Мама, помня предсказания владыки Серафима обо мне, звала меня к иной жизни, в которой человек отрекается ото всех радостей мира сего, берет свой крест и идет за Христом, во исполнение Его заповеди: Отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24).
Мама свято верила в предсказания владыки Серафима, и все они совершились – каждое в свое время. Поэтому она ненастойчиво и очень осторожно звала меня встать смолоду на путь следования за Христом. Но я в свои 23 года, обладая темпераментом и страстной натурой своих черногорских предков, не был готов к такому подвигу. Чтобы встать на этот путь, надо было не на словах, а на деле отречься от всех радостей мира. Три клятвы, три обета связывают тебя на всю твою жизнь. И больше греха, чтобы нарушить, нежели не дать их. Я не был готов к этому ни тогда, ни сейчас. Тогда – потому, что был молод; сейчас – потому, что прожил жизнь…» И мама поняла это и не настаивала. Она верила, что слова владыки Серафима о том, что Алеша будет монахом сбудутся, но в свое время. Владыка Серафим сказал еще одну фразу, которую мать сыну не стала открывать. Узнал он об этом через 48 лет после ее кончины, от ее близкой подруги – единственной дожившей до возрождения Дивеева монахини Серафимы (Булгаковой). И так все и случилось – до принятия монашества в жизни Алексея Арцыбушева много что должно было произойти, но знать это заранее было для него неполезно.
В своих записках монахиня Таисия писала: «Он (владыка Серафим. – Т. П.) писал мне: ”Следи за детьми, блюди их в строгости, ответ за них дашь, особенно за младшего (Алешу. – Т. П.)”. Многое он еще мне говорил и его слова почти все уже исполнились. Я твердо уверена, что и то, что он предсказал об Алеше, сбудется. Потому прошу его не затруднять исполнение воли Божией над собой. Не срывать с себя руки Божьей, избравшей его на служение Себе».
Жизнь Алексея Петровича была полна событий. Перед самой войной его комиссовали из армии, потому что медкомиссия определила, что он вот-вот ослепнет. После войны он не избежал ареста – в 1946 году проходил по церковному делу, был приговорен к 6 годам лагеря. Отбыл срок в Инте, в тяжелейших северных лагерях. Потом началась «вечная ссылка». К нему в Инту приехала его будущая вторая жена, там родилась их дочь. После реабилитации с большим трудом вернулся в Москву, был художником. Алексей Петрович нашел чудом пережившего 1937 год и также отбывшего после войны лесоповал в страшных северных лагерях архимандрита Серафима (Климкова), и была незабываемая исповедь за все эти годы: «Всегда поминаю архимандрита Серафима (Климкова), в схиме Даниила. Когда я пришел из лагеря, узнал, что он в Москве, нашел его, он ко мне приехал в Черемушки. Я написал целую тетрадку грехов – за 10 лет лагеря и ссылки. Он сидел, а я стоял на коленях и читал ему вслух. И он мне отпустил грехи, порвал тетрадку, сказал: ”Ну а теперь у вас их нет!”».
В жизни Алексея Петровича бывало всякое, не был он великим праведником, как он сам говорил, крутила его горячая кровь. Но он никогда не отходил от веры, от Церкви. Если и падал, то находил в себе силы и желание подняться, покаяться, исправиться. Вся его жизнь была наполнена этой борьбой со страстями, с собой мирским, вся жизнь была наполнена стремлением к свету, к Богу, к спасению. Алексей Петрович, как просил умирающий отец, старался держаться поближе к добру и Церкви. И всегда помнил слова матери о его будущем монашестве – «не затруднять исполнение воли Божией над собой».
В свои преклонные годы Алексей Петрович говорил, что принимать монашество в старости – это уже как-то не очень честно, страсти молодости уже не бушуют, и обеты не настолько трудны для выполнения и не настолько уже велика жертва Богу. Поэтому он вполне допускал, что именно это предсказание владыки Серафима, видимо, не сбудется, оно отменено. Но многочисленные друзья Алексея Петровича, которых у него до последних его дней было большое количество, зная об этом пророчестве, все чаще задавали ему вопрос: «А не означает ли его такая длинная – в 90 с лишним лет – жизнь, что Господь все-таки ждет от него монашества?» И Алексей Петрович начал все больше задумываться на эту тему. Но брать на себя решение такого сложного вопроса он не стал, как был воспитан еще мамой – он начал усиленно молиться…
Вот как рассказывал мне об этом буквально за два месяца до своей кончины Алексей Петрович, я, слава Богу, записала это на диктофон:
«Я просил: “Скажи мне Господи путь, воньже пойду… Скажи мне, Господи, свою волю, что мне делать? Только “не тяни резину”, потому что иногда Твоя воля сказывается через несколько лет, а мне нужен ответ сейчас, а не через много лет…” Я так дерзко, настойчиво просил.
Спустя несколько дней я увидел во сне владыку Серафима, совершенно реально – мы с ним сидели так, как будто я у него в Дивееве. О чем шел разговор – я не помню, но я проснулся на словах, которые меня разбудили, я их слышал: «Начатое дело надо продолжать». Вот ответ, как я считаю, на мой вопрос – я просил дать знать и “не тянуть резину”, и Господь мне очень быстро ответил словами владыки Серафима.
Я рассказал об этом отцу Павлу (священник ближайшего храма в Больших Вяземах. – Т. П.) и он принял действенное участие. Это очень трудный путь, я только сейчас это понял, как трудно монашество в миру, потому что если человек уходит в монастырь, он как бы отбрасывает всё, всё идет по расписанию: тут молитва, тут работа. А я свободный человек, я могу делать всё, что угодно, поэтому приходится во многом ломать себя, потому что жизнь прожита нараспашку, моя жизнь прожита не просто – с увлечениями, влюблениями, с расставаниями и объединениями… У меня очень много на сердце лежит моментов, которые я не могу выжить из себя, они как бы там уже живут. И поэтому первое время они меня, так сказать, мучили: мол, зачем тебе все это нужно было, почему ты не мог продолжать жить так, как ты жил. В общем, враг всячески мешал мне идти по тому пути, на который меня поставили.
Я теперь никуда не хожу. У меня теперь только этот круг по комнате. Я по этому кругу хожу и читаю утренние и вечерние молитвы. Наизусть, конечно. Я их с детства знаю наизусть. Монашеское правило слушаю на диске.
Конечно, монашество Алексея Петровича, монаха Серафима, стало возможным по молитвам матери – монахини Таисии. Она еще тогда, в детстве, настойчиво просила владыку Серафима о своем сыночке – чтобы он не погиб, чтобы не отошел от веры, от Бога, от Церкви, чтобы стал монахом, хоть когда-нибудь. И владыка Серафим не оставил своего маленького духовного сына. И имя при постриге Алексей Петрович получил не своего и всей семьи Арцыбушевых покровителя – преподобного Серафима Саровского, а своего духовного отца – священномученика Серафима (Звездинского). Постриг состоялся около трех лет назад, на весеннего Святителя Николая. Последние годы на земле, полностью посвященные молитве…
Необыкновенная, полная тайн, пророчеств и даже чудес жизнь монаха Серафима (Арцыбушева). Это была нить, которая протянулась к нам от тех героических лет гонений на Церковь, от наших новомучеников и исповедников. Алексей Петрович был одним из последних людей, видевших их, говоривших с ними, получавших от них благословение.
Милосердия двери
Автобиографический роман узника ГУЛАГа
Милосердие двери отверзи нам,
Благословенная Богородице,
надеющиеся на Тя, да не погибнем,
но да избавимся Тобою от бед,
Ты бо еси спасение рода христианского.
От издательства
Алексей Арцыбушев – человек, жизнь которого вобрала в себя целую эпоху в истории России и Русской Церкви. Он родился в 1919 году в глубоко верующей дворянской семье в Дивееве и стал почти ровесником нового строя. Многие трагические явления, характеризующие советскую действительность 1920–1950‑х годов, отразились на семейной и личной истории автора: голод и нищета, репрессии, аресты, лагеря и ссылки, – так что и сама его жизнь стала своеобразным отражением этой эпохи. Семья Арцыбушевых была тесно связана с духовенством, отказавшимся от компромисса с советской властью, поэтому рассказчик – живой свидетель жестоких гонений на Церковь. Он лично знал многих подвижников веры, пострадавших в советское время.
События в автобиографическом романе доведены до 1956 года, когда Алексей Арцыбушев добился реабилитации. Но к созданию воспоминаний он приступил лишь в 1980‑е, причем занялся этим неожиданно для самого себя – по настоянию и благословению протоиерея Александра Егорова. Книга была написана на одном дыхании и… легла в стол почти на полтора десятилетия – первое издание вышло в свет в 2001 году. В дальнейшем она неоднократно переиздавалась, и мы уверены, что читательский интерес к ней не пропадет ни через десять, ни через двадцать лет. Творчество А. П. Арцыбушева высоко оценили и за рубежом: в 2009 году он стал почетным академиком Европейской академии естественных наук (Секция культурологии), получив медаль Иоганна Вольфгана фон Гете за текст книги «Милосердия двери» и медаль Леонардо да Винчи за лагерные рисунки, включенные в произведение.
В 2010 году Академия удостоила Алексея Петровича Ордена чести за литературное творчество.
Алексей Арцыбушев работал над воспоминаниями на изломе советской эпохи, и этот временной пласт также присутствует в повествовании в рассуждениях о «сегодняшнем дне», который ныне уже стал историей. Изменилось многое, что волновало создателя книги в момент ее написания: коммунистическая партия больше не ведет народ к светлому будущему, восстановлены храмы, возрожден монастырь в Дивееве… Но неизменным остается то, что делает этот рассказ о жизни одного человека и целой эпохи актуальным во все времена, – человеческое достоинство, любовь и прощение, и неисчерпаемое милосердие Божие.
Именно так – как бесконечное проявление Божией любви, помощи и поддержки – воспринимает автор весь свой жизненный путь, и особенно благодарен Богу за страшные годы лагерного заключения, без которых, по его собственному признанию, не смог бы понять главный смысл жизни.
Часть I
У каждого человека своя судьба, свое место и время рождения. У каждого человека свой жизненный путь, который он должен пройти в этом мире. У одних он очень короткий, у других – длинный. Но у каждого человека, пришедшего в сей мир, есть свое назначение, свой предопределенный Богом путь, от которого как бы он ни старался уклониться, но пройти его должен. Это особенно становится ясно, когда, прожив большую жизнь, оглядываешься на пройденный путь и видишь его как бы с птичьего полета, охватывая целиком, без остатка. И тогда увидишь Божественную руку, что вела тебя и ведет через все испытания жизни.
Я родился осенним утром, когда природа готовилась к зимнему покою, скинув свой золотой убор. Стояла ли она обнаженной в лучах осеннего солнца или зябко мокла в моросящем тумане осеннего утра – для меня это осталось тайной. Но, критически оглядывая свою жизнь, думаю, что я родился в ясное, солнечное осеннее утро. Вы спросите: почему? Да потому, что в самые мрачные, в самые безысходные дни и годы моей жизни, в самой ее преисподней, я ощущал тот первый свет и тепло незримого солнца. Оно давало мне надежду, веру и радость.
Еще задолго до моего рождения родители моего отца облюбовали себе дивное, святое место средь ржаных просторов, рощ и перелесков, переходящих в дремучие сосновые леса, на границе Арзамасского уезда с Тамбовщиной, в двенадцати верстах от Саровской пустыни. Здесь воссияло великое и дивное солнце, величайший из российских святых – преподобный Серафим. На берегах ничем не примечательной речушки Вучкинзы, по одну ее сторону, раскинулось село Дивеево, известное всей России не как село, а как Дивеевский женский монастырь, основанный первоначальницей – монахиней Александрой Мельгуновой (ныне канонизированной преподобной Александрой Дивеевской). В создании этой обители по велению Божией Матери деятельное участие принял преподобный Серафим Саровский. По указанию батюшки строилась обитель его духовным чадом Михаилом Мантуровым. Преподобный Серафим исцелил его от недуга, в котором врачи оказались бессильными. После исцеления Михаил Мантуров по благословению батюшки Серафима принял добровольную нищету и вместе со своей женой поселился в Дивееве рядом с монастырем, выстроив небольшой домик, и всецело, под руководством преподобного, посвятил свою жизнь строительству Дивеевского монастыря, план которого чертил ему батюшка. По его указанию, выполняя повеление Божией Матери, была вырыта Канавка – подковообразный ров вокруг основной части монастыря. Она как бы опоясала собой большое пространство с монастырским кладбищем, с деревянной церковью Преображения Господня, с зимним храмом в честь Тихвинской иконы Божией Матери, с богадельней, с храмом «Всех скорбящих Радость» и кельями монахинь. По словам Божией Матери, «вовнутрь рова сего не вступит нога антихриста». Надо рвом шла широкая тропа, по которой утром, днем и вечером медленно шли богомольцы, творя молитву «Богородице Дево, радуйся».
После открытия мощей и прославления преподобного Серафима [1] в Саров и в Дивеево хлынул поток богомольцев, среди которых были и родители моего отца – Петр Михайлович и Екатерина Юрьевна Арцыбушевы. К тому времени Дивеевский монастырь был одним из крупных женских монастырей России, с большим белокаменным собором, со вторым, еще не достроенным, с высокой, отдельно стоящей колокольней с аркой посередине и с двумя корпусами по бокам, в которых размещались разные службы и мастерские: иконописные, литографские и золотошвейные. Прямо от арки вела аллея к летнему собору, о красоте и величии которого рассказать трудно. Справа в отдалении – белокаменная трапезная с храмом, от трапезной и начиналась Канавка.
Как рассказывает летопись Дивеевского монастыря, когда первоначальница – монахиня Александра – с котомкой бродила по России в поисках места для задуманного ею монастыря, она задремала на бревнышках в двенадцати верстах от Саровской пустыни, куда держала свой путь, и увидела во сне Матерь Божию, которая сказала ей: «Тут и строй». Послушав повеление Божией Матери, матушка приступила, с благословения саровских старцев, к созданию монастырской общины и строительству храма в честь Казанской иконы Божией Матери, построив рядом с ним свою келию. Это – начало рождения обители.