сокровенная жизнь души арцыбушев читать

Алексей Петрович Арцыбушев: завещание жизни

сокровенная жизнь души арцыбушев читать Алексей Петрович Арцыбушев

«Милому Герману от автора с любовью» − и подпись. На том же книжном развороте напечатана фотография самого автора этого посвящения. Для него в памяти моего сердца выделено отдельное место.

4 года прошло с момента кончины Алексея Петровича, а он по-прежнему рядом. Бывает, приду на службу в выходные, встану рядом со стулом в алтаре, на который он садился, когда уставал, и душу пронзит щемящее чувство тоски по ушедшему человеку, который как будто неярко, как огонёк в лампадке – вот-вот задует ветер, – донёс до нас свидетельство целой эпохи. И не этим только, или совсем не этим, он был ценен для меня, для многих. Мало ли их накопилось, свидетельств. И важных, и пустых…

В последнее время в кругу моих знакомых, которые родились уже в постсоветское время, намечается новый виток интереса к личности этого выдающегося человека. Неподдельный интерес порождает вопросы, ответов на которые в его книгах сразу можно и не найти. Поэтому я хочу передать мои личные впечатления, рассказать про Алексея Петровича Арцыбушева. Мой рассказ будет не о подвижнике веры, который своей мужественной жизнью свидетельствовал о торжестве Православия, и не об «авантюристе Арцыбушеве» (его личная самоирония), в котором твердость сочеталась с остротой ума, проворностью и неутолимой жаждой жизни, – хотя этим он, без сомнения, отличался. Но было нечто ещё, что многие названные стороны его личности скрепляло, как цементным раствором, и отчего его облик был пропитан непередаваемым чувством внутренней цельности. За 98 лет своей жизни он эту цельность выносил: она в нём закалилась и проявилась в принятии монашеского пострига с именем Серафим.

сокровенная жизнь души арцыбушев читать

Повествование в его самой известной книге – автобиографической повести «Милосердия двери» – обрывается событиями 1956 года, а в книге «Святые среди нас: путь тайного монашества» – концом 1970-х годов (сейчас этих книг уже нет в продаже: последние издания увидели свет в 2016-м и 2018-м годах; тираж быстро раскупался). Дальнейшие почти 40 лет жизни Алексея Петровича на страницах книг не освещены. С 2000 года он стал прихожанином Спасо-Преображенского храма села Большие Вяземы, где 13 лет спустя мне, тогда ещё 17-летнему подростку, посчастливилось с ним познакомиться. Но только 2 года спустя я начал воспринимать его, изборождённого морщинами, с большой лысиной, как человека живого, жизнь излучающего. История нашего общения по-прежнему остается для меня загадкой: моим ровесником Алексей Петрович был в 1939-1943-м годах. В Алексее Петровиче я приобрел близкого друга, старшего наставника, который наставлял не словом, но делом. Редко в ком я находил столько отзывчивости и любви, простоты и равенства в общении.

В Алексее Петровиче я приобрел старшего наставника, который наставлял не словом, но делом

Обычно после приветственного лобзания у нас бывал короткий диалог перед началом литургии: о его здоровье, делишках, хозяйстве, небольших, но забавных случаях из жизни. Не случалось такого, чтобы Алексей Петрович хандрил или печалился – скорее наоборот, его веселый и шутливый тон стирал с моего молодого лица налет хмурости и постности. Я тогда невольно играл в старца, а он, действительно «старец», сохранял бодрость души и молодцеватость юного Алеши. Но вовсе не так, как некоторые пожилые, противящиеся возрасту, превращаются в детей: ум его был остр и свеж, точен и правдив. Это, кстати, одна из его черт, которая меня до сих пор держит в удивлении: как в 95 лет можно сохранить такую предельную ясность мышления? Великий Кант к 75 годам потерял способность ясно мыслить – самое ценное, что было у него в жизни. А прямодушный Арцыбушев имел её в достатке.

Тогда же у нас установился особый контакт: во время богослужения большую часть времени я проводил рядом с ним. Он сидел на упомянутом в начале повествования стуле, а я стоял рядом, всегда одним глазом посматривая на него, не возникнет ли у него какой просьбы. Так что, если Алексею Петровичу надо было подняться во время чтения Евангелия или опуститься на колени на Евхаристическом каноне, – я аккуратно его поддерживал за совсем уже некрепкие руки. Возможность послужить «старцу» для меня была радостью. И в этих невербальных контактах было очень много любви. Между строк всегда вмещается больше, чем можно выразить словами.

Он приходил на службу с надеждой и желанием причаститься Святых Таин. Для Алексея Петровича Причастие было источником жизни. Именно поэтому в нём отражалась напряженная собранность и трепет перед таинством.

Для Алексея Петровича Причастие было источником жизни

Все присутствующие в алтаре знали, что в определенный момент перед началом литургии он будет исповедоваться, и тихонько перемещались на другую часть алтаря, чтобы не нарушать благоговейной атмосферы таинства Покаяния. Главным приобретением в жизни Алексея Петровича, как он сам говорил, была тоска о сердце сокрушенном и смиренном, которого Бог не уничижит (Пс. 50, 19). Это чувство было свидетельством его внутреннего развития, роста. Многообразие жизненного опыта и событий, которые многих ломали и перемалывали, Алексея Петровича привело к утверждению этой истины: покаяние и сокрушение сердца – одни из главных условий человеческого единства с Богом. Всё это подтверждалось его словом, всем его обликом и образом жизни. В этом опыте раскрывается его христианство, которое многие не могли понять, читая его книги.

Таково свидетельство жизни Алексея Петровича – человека, который знал горечь ошибок и отчаяние падений. В конечном счете последние годы его пребывания на земле и есть заключительная глава повествования, которую он написал уже не на бумаге, а в памяти людей, его знавших. Это урок и завещание всем, кто может слышать и воспринимать: вот что может сделать человек, непрестанно носящий в себе память о Боге. Ему были отверсты двери покаяния, через них он вошёл в монашество, и по этому пути прошёл последние 3 года своей жизни, чтобы в простоте и сокрушении сердца сказать Богу: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!»

Источник

Монах Серафим (Арцыбушев) и Данилов монастырь

Путь к монашеству длиной в 90 лет

сокровенная жизнь души арцыбушев читать

Прошло уже больше 40 дней с того времени, как 7 сентября 2017 года преставился ко Господу художник и писатель Алексей Петрович Арцыбушев, монах Серафим. Этот был человек, необыкновенный во многих отношениях. Во-первых, Алексей Петрович потомок двух сакральных царских родов – русского Рюриковичей и черногорского Петровичей. Даже краткое перечисление его предков поражает воображение. Прадед по материнской линии – сенатор Александр Николаевич Хвостов, прабабушка – Екатерина Лукинична Хвостова (Жемчужникова в девичестве, сестра братьев Жемчужниковых, писавших под псевдонимом Козьма Прутков), дед – Александр Алексеевич, министр юстиции и внутренних дел в 1916 году, бабушка – Анастасия Владимировна, в девичестве Ковалевская, именно ее род идет от Рюрика. По отцовской линии – дед Петр Михайлович, нотариус Его Величества, был женат на чистокровной черногорке – дочери графа Подгоричание-Петрович. Оба рода принадлежали к высшему петербургскому обществу и в то же время оба рода отличались своей религиозностью. Хвостовы два раза в год ездили из Петербурга в Троице-Сергиевскую Лавру и Зосимову пустынь к старцу Алексию (Соловьеву). Над Арцыбушевыми же даже подсмеивались: «Все на балы, а Арцыбушевы в церковь». Дед Арцыбушев был таким большим благодетелем для Дивеева, что ему монастырь передал во владение домик ученика преподобного Серафима – Михаила Мантурова.

Родители Алексея Петровича были тоже очень верующими людьми. Познакомились и полюбили они друг друга в начале первой мировой войны, поженились и в 1917 году переехали жить из Петербурга в дивеевский дом. Там, в том самом доме Мантурова, в котором совершилось чудо с зажегшейся без масла лампадкой, и родился 10 октября 1919 года Алеша Арцыбушев.

Отец Алеши – Петр Арцыбушев – очень рано умер, в тридцать два года, в 1921 году. Он ездил по деревням – собирал продукты для монастыря, простудился, заболел скоротечной чахоткой и почил, сказав жене: «Держи детей поближе к добру и Церкви». Мать – Татьяна Арцыбушева – совсем молодой осталась вдовой с двумя сыновьями на руках. Замуж больше не выходила, держалась, как обещала умирающему мужу, поближе к церкви, стала духовной дочерью одного из духовников Даниловского монастыря иеромонаха Серафима (Климкова), приняла в Даниловом тайный постриг, стала монахиней Таисией, в память о муже работала в туберкулезных больницах, в отделениях открытой формы, с умирающими.

сокровенная жизнь души арцыбушев читать

После ареста и ссылки отца Серафима (Климкова) монахиня Таисия осталась без духовного руководителя, что для нее как монахини было тяжело, да и недопустимо. Она старательно искала духовника, и вот в Дивееве появился епископ Серафим (Звездинский), матушку благословили исповедоваться именно у него, так она стала духовной дочерью владыки. Стал духовным сыном владыки и Алеша Арцыбушев. Это было в 1926 году. Ему тогда было семь лет. В день своего Ангела – святителя Алексия Московского, в празднование всех Московских Святителей – 18 октября – была первая исповедь Алеши владыке Серафиму. После нее владыка подарил мальчику житие святителя Алексия с надписью: «Моему маленькому духовному сыну в день первой исповеди. Будь маленьким всегда на зло, расти большим на добро».

В семь лет владыка Серафим посвятил Алешу в стихарь, и он на службах стоял рядом с владыкой, держа его посох, то есть был посошником. На день памяти преподобного Серафима 15 января во время крестного хода после Литургии по Канавке вокруг монастыря Алеша шел со свечой впереди владыки. Был мороз, руки мальчика сильно замерзли, и он уронил подсвечник со свечой в снег. Владыка Серафим поднял свечу и сам понес подсвечник, а Алеше показал жестами, чтобы он дыханием погрел свои ручки.

«А кем ты хочешь быть, Алеша, когда вырастешь?» – спросил как-то владыка своего маленького духовного сына. «Орателем!» – уверенно ответил Алеша. «Может быть, оратором?» – «Нет, орателем!» – «Так я всю жизнь и был орателем», – добавлял с улыбкой Алексей Петрович.

Хорошо запомнил Алексей Петрович и свой детский постриг. В своей замечательное книге «Сокровенная жизнь души», основанной на записках матери – монахини Таисии (Арцыбушевой), которые она в свое время написала по его просьбе, он приводит ее описание этого события:

«Как-то раз я пришла к владыке утром с обоими детьми. Он молча взял Алешу за руку и повел к себе в молельню, поставил перед иконами и начал облачать в полное монашеское одеяние. Дал в руки крест и зажженную свечу. Все это он делал с необыкновенно торжественным видом, соблюдая полное молчание. Алеша, в то время семилетний ребенок, стоял очень смирно. Присутствовали при этом только я и Серафим. Детям казалось, что владыка шутит с ними. Серафим попросил: ”И меня”. Владыка ответил: ”А тебя – нет”. Я же почувствовала во всем этом, конечно, не шутку, а глубокое предсказание. На глазах у меня были слезы, которые я скрыть не могла.

Другой раз владыка велел Алеше принести ему ножницы и трижды отрезал ему волосы, потом наклонился и на ухо сказал: “А имя тебе будет – …Только не говори никому, даже маме”. Алеша после сознался мне, что не расслышал.

На исповеди владыка мне сказал, объясняя предсказание блаженной Марии об Алеше (было и такое, об этом позже. – Т.П.), сбудется. Потому прошу его не затруднять исполнение воли Божией над собой. Не срывать с себя руки Божьей, избравшей его на служение Себе».

Менее чем через год – 21 сентября 1927 года – был закрыт Дивеевский монастырь. В тот же день владыка Серафим (Звездинский) был арестован и выслан сначала в Нижний Новгород, а потом – в город Меленки. Монахиня Таисия переписывалась с ним, несколько раз ездила к нему, два раза с сыновьями Серафимом и Алешей. В 1930 году у Арцыбушевых расстреляли дядю-кормильца, отняли дом и выслали из Дивеева в Муром. Во время ссылки монахиня Таисия не могла выезжать из города, поэтому с письмами от нее к владыке Серафиму ездил Алеша. Он всю свою длинную жизнь хорошо помнил образ владыки – «его светлое-светлое лицо и добрые и необыкновенно лучистые глаза». Через два года владыку сослали сначала в Алма-Ату, потом в Гурьев, в 1935 году – в Омск, где он был арестован и 26 августа расстрелян.

сокровенная жизнь души арцыбушев читать

«Вам не было страшно, вы, такой юный и необыкновенно красивый, не боялись так рисковать, ведь это было очень опасно?» – спрашивала я Алексея Петровича. «Нет! Мне все это очень нравилось! Эти люди, этот риск, эти службы, как у первых христиан!» – радостно восклицал Алексей Петрович.

В 1937 году расстреляли почти всех даниловцев. Чудом не были арестованы тогда архимандрит Серафим (Климков) и иеромонах Павел (Троицкий), приговорили к 10 годам лагерей монаха Михаила (Карелина), монахинь и несколько духовных чад даниловских духовников.

Мама Алексея Петровича монахиня Таисия умерла в 1942 году, она была горячо любима им всю жизнь. Незадолго до своей кончины Алексей Петрович рассказывал мне об этом своем буквально благоговении перед мамой, о том, что он все эти годы без нее чувствовал постоянное ее присутствие в своей жизни, силу ее любви и молитвы за него.

сокровенная жизнь души арцыбушев читать

Алексей Петрович был любящим, почтительным, заботливым и послушным сыном, но когда мама вновь завела разговор с уже повзрослевшим сыном о его монашестве – он категорически воспротивился. В своей книге он пишет об этом так: «Мама, помня предсказания владыки Серафима обо мне, звала меня к иной жизни, в которой человек отрекается ото всех радостей мира сего, берет свой крест и идет за Христом, во исполнение Его заповеди: Отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24).

Мама свято верила в предсказания владыки Серафима, и все они совершились – каждое в свое время. Поэтому она ненастойчиво и очень осторожно звала меня встать смолоду на путь следования за Христом. Но я в свои 23 года, обладая темпераментом и страстной натурой своих черногорских предков, не был готов к такому подвигу. Чтобы встать на этот путь, надо было не на словах, а на деле отречься от всех радостей мира. Три клятвы, три обета связывают тебя на всю твою жизнь. И больше греха, чтобы нарушить, нежели не дать их. Я не был готов к этому ни тогда, ни сейчас. Тогда – потому, что был молод; сейчас – потому, что прожил жизнь…» И мама поняла это и не настаивала. Она верила, что слова владыки Серафима о том, что Алеша будет монахом сбудутся, но в свое время. Владыка Серафим сказал еще одну фразу, которую мать сыну не стала открывать. Узнал он об этом через 48 лет после ее кончины, от ее близкой подруги – единственной дожившей до возрождения Дивеева монахини Серафимы (Булгаковой). И так все и случилось – до принятия монашества в жизни Алексея Арцыбушева много что должно было произойти, но знать это заранее было для него неполезно.

В своих записках монахиня Таисия писала: «Он (владыка Серафим. – Т. П.) писал мне: ”Следи за детьми, блюди их в строгости, ответ за них дашь, особенно за младшего (Алешу. – Т. П.)”. Многое он еще мне говорил и его слова почти все уже исполнились. Я твердо уверена, что и то, что он предсказал об Алеше, сбудется. Потому прошу его не затруднять исполнение воли Божией над собой. Не срывать с себя руки Божьей, избравшей его на служение Себе».

сокровенная жизнь души арцыбушев читать

Жизнь Алексея Петровича была полна событий. Перед самой войной его комиссовали из армии, потому что медкомиссия определила, что он вот-вот ослепнет. После войны он не избежал ареста – в 1946 году проходил по церковному делу, был приговорен к 6 годам лагеря. Отбыл срок в Инте, в тяжелейших северных лагерях. Потом началась «вечная ссылка». К нему в Инту приехала его будущая вторая жена, там родилась их дочь. После реабилитации с большим трудом вернулся в Москву, был художником. Алексей Петрович нашел чудом пережившего 1937 год и также отбывшего после войны лесоповал в страшных северных лагерях архимандрита Серафима (Климкова), и была незабываемая исповедь за все эти годы: «Всегда поминаю архимандрита Серафима (Климкова), в схиме Даниила. Когда я пришел из лагеря, узнал, что он в Москве, нашел его, он ко мне приехал в Черемушки. Я написал целую тетрадку грехов – за 10 лет лагеря и ссылки. Он сидел, а я стоял на коленях и читал ему вслух. И он мне отпустил грехи, порвал тетрадку, сказал: ”Ну а теперь у вас их нет!”».

В жизни Алексея Петровича бывало всякое, не был он великим праведником, как он сам говорил, крутила его горячая кровь. Но он никогда не отходил от веры, от Церкви. Если и падал, то находил в себе силы и желание подняться, покаяться, исправиться. Вся его жизнь была наполнена этой борьбой со страстями, с собой мирским, вся жизнь была наполнена стремлением к свету, к Богу, к спасению. Алексей Петрович, как просил умирающий отец, старался держаться поближе к добру и Церкви. И всегда помнил слова матери о его будущем монашестве – «не затруднять исполнение воли Божией над собой».

В свои преклонные годы Алексей Петрович говорил, что принимать монашество в старости – это уже как-то не очень честно, страсти молодости уже не бушуют, и обеты не настолько трудны для выполнения и не настолько уже велика жертва Богу. Поэтому он вполне допускал, что именно это предсказание владыки Серафима, видимо, не сбудется, оно отменено. Но многочисленные друзья Алексея Петровича, которых у него до последних его дней было большое количество, зная об этом пророчестве, все чаще задавали ему вопрос: «А не означает ли его такая длинная – в 90 с лишним лет – жизнь, что Господь все-таки ждет от него монашества?» И Алексей Петрович начал все больше задумываться на эту тему. Но брать на себя решение такого сложного вопроса он не стал, как был воспитан еще мамой – он начал усиленно молиться…

Вот как рассказывал мне об этом буквально за два месяца до своей кончины Алексей Петрович, я, слава Богу, записала это на диктофон:

«Я просил: “Скажи мне Господи путь, воньже пойду… Скажи мне, Господи, свою волю, что мне делать? Только “не тяни резину”, потому что иногда Твоя воля сказывается через несколько лет, а мне нужен ответ сейчас, а не через много лет…” Я так дерзко, настойчиво просил.

Спустя несколько дней я увидел во сне владыку Серафима, совершенно реально – мы с ним сидели так, как будто я у него в Дивееве. О чем шел разговор – я не помню, но я проснулся на словах, которые меня разбудили, я их слышал: «Начатое дело надо продолжать». Вот ответ, как я считаю, на мой вопрос – я просил дать знать и “не тянуть резину”, и Господь мне очень быстро ответил словами владыки Серафима.

сокровенная жизнь души арцыбушев читать

Я рассказал об этом отцу Павлу (священник ближайшего храма в Больших Вяземах. – Т. П.) и он принял действенное участие. Это очень трудный путь, я только сейчас это понял, как трудно монашество в миру, потому что если человек уходит в монастырь, он как бы отбрасывает всё, всё идет по расписанию: тут молитва, тут работа. А я свободный человек, я могу делать всё, что угодно, поэтому приходится во многом ломать себя, потому что жизнь прожита нараспашку, моя жизнь прожита не просто – с увлечениями, влюблениями, с расставаниями и объединениями… У меня очень много на сердце лежит моментов, которые я не могу выжить из себя, они как бы там уже живут. И поэтому первое время они меня, так сказать, мучили: мол, зачем тебе все это нужно было, почему ты не мог продолжать жить так, как ты жил. В общем, враг всячески мешал мне идти по тому пути, на который меня поставили.

Я теперь никуда не хожу. У меня теперь только этот круг по комнате. Я по этому кругу хожу и читаю утренние и вечерние молитвы. Наизусть, конечно. Я их с детства знаю наизусть. Монашеское правило слушаю на диске.

сокровенная жизнь души арцыбушев читать

Конечно, монашество Алексея Петровича, монаха Серафима, стало возможным по молитвам матери – монахини Таисии. Она еще тогда, в детстве, настойчиво просила владыку Серафима о своем сыночке – чтобы он не погиб, чтобы не отошел от веры, от Бога, от Церкви, чтобы стал монахом, хоть когда-нибудь. И владыка Серафим не оставил своего маленького духовного сына. И имя при постриге Алексей Петрович получил не своего и всей семьи Арцыбушевых покровителя – преподобного Серафима Саровского, а своего духовного отца – священномученика Серафима (Звездинского). Постриг состоялся около трех лет назад, на весеннего Святителя Николая. Последние годы на земле, полностью посвященные молитве…

Необыкновенная, полная тайн, пророчеств и даже чудес жизнь монаха Серафима (Арцыбушева). Это была нить, которая протянулась к нам от тех героических лет гонений на Церковь, от наших новомучеников и исповедников. Алексей Петрович был одним из последних людей, видевших их, говоривших с ними, получавших от них благословение.

Источник

Милосердия двери

Автобиографический роман узника ГУЛАГа

Мило­сер­дие двери отверзи нам,
Бла­го­сло­вен­ная Богородице,
наде­ю­щи­еся на Тя, да не погибнем,
но да изба­вимся Тобою от бед,
Ты бо еси спа­се­ние рода христианского.

От издательства

Алек­сей Арцы­бу­шев – чело­век, жизнь кото­рого вобрала в себя целую эпоху в исто­рии Рос­сии и Рус­ской Церкви. Он родился в 1919 году в глу­боко веру­ю­щей дво­рян­ской семье в Диве­еве и стал почти ровес­ни­ком нового строя. Мно­гие тра­ги­че­ские явле­ния, харак­те­ри­зу­ю­щие совет­скую дей­стви­тель­ность 1920–1950‑х годов, отра­зи­лись на семей­ной и лич­ной исто­рии автора: голод и нищета, репрес­сии, аре­сты, лагеря и ссылки, – так что и сама его жизнь стала свое­об­раз­ным отра­же­нием этой эпохи. Семья Арцы­бу­ше­вых была тесно свя­зана с духо­вен­ством, отка­зав­шимся от ком­про­мисса с совет­ской вла­стью, поэтому рас­сказ­чик – живой сви­де­тель жесто­ких гоне­ний на Цер­ковь. Он лично знал мно­гих подвиж­ни­ков веры, постра­дав­ших в совет­ское время.

Собы­тия в авто­био­гра­фи­че­ском романе дове­дены до 1956 года, когда Алек­сей Арцы­бу­шев добился реа­би­ли­та­ции. Но к созда­нию вос­по­ми­на­ний он при­сту­пил лишь в 1980‑е, при­чем занялся этим неожи­данно для самого себя – по насто­я­нию и бла­го­сло­ве­нию про­то­и­е­рея Алек­сандра Его­рова. Книга была напи­сана на одном дыха­нии и… легла в стол почти на пол­тора деся­ти­ле­тия – пер­вое изда­ние вышло в свет в 2001 году. В даль­ней­шем она неод­но­кратно пере­из­да­ва­лась, и мы уве­рены, что чита­тель­ский инте­рес к ней не про­па­дет ни через десять, ни через два­дцать лет. Твор­че­ство А. П. Арцы­бу­шева высоко оце­нили и за рубе­жом: в 2009 году он стал почет­ным ака­де­ми­ком Евро­пей­ской ака­де­мии есте­ствен­ных наук (Сек­ция куль­ту­ро­ло­гии), полу­чив медаль Иоганна Вольф­гана фон Гете за текст книги «Мило­сер­дия двери» и медаль Лео­нардо да Винчи за лагер­ные рисунки, вклю­чен­ные в произведение.

В 2010 году Ака­де­мия удо­сто­ила Алек­сея Пет­ро­вича Ордена чести за лите­ра­тур­ное творчество.

Алек­сей Арцы­бу­шев рабо­тал над вос­по­ми­на­ни­ями на изломе совет­ской эпохи, и этот вре­мен­ной пласт также при­сут­ствует в повест­во­ва­нии в рас­суж­де­ниях о «сего­дняш­нем дне», кото­рый ныне уже стал исто­рией. Изме­ни­лось мно­гое, что вол­но­вало созда­теля книги в момент ее напи­са­ния: ком­му­ни­сти­че­ская пар­тия больше не ведет народ к свет­лому буду­щему, вос­ста­нов­лены храмы, воз­рож­ден мона­стырь в Диве­еве… Но неиз­мен­ным оста­ется то, что делает этот рас­сказ о жизни одного чело­века и целой эпохи акту­аль­ным во все вре­мена, – чело­ве­че­ское досто­ин­ство, любовь и про­ще­ние, и неис­чер­па­е­мое мило­сер­дие Божие.

Именно так – как бес­ко­неч­ное про­яв­ле­ние Божией любви, помощи и под­держки – вос­при­ни­мает автор весь свой жиз­нен­ный путь, и осо­бенно бла­го­да­рен Богу за страш­ные годы лагер­ного заклю­че­ния, без кото­рых, по его соб­ствен­ному при­зна­нию, не смог бы понять глав­ный смысл жизни.

Часть I

У каж­дого чело­века своя судьба, свое место и время рож­де­ния. У каж­дого чело­века свой жиз­нен­ный путь, кото­рый он дол­жен пройти в этом мире. У одних он очень корот­кий, у дру­гих – длин­ный. Но у каж­дого чело­века, при­шед­шего в сей мир, есть свое назна­че­ние, свой пред­опре­де­лен­ный Богом путь, от кото­рого как бы он ни ста­рался укло­ниться, но пройти его дол­жен. Это осо­бенно ста­но­вится ясно, когда, про­жив боль­шую жизнь, огля­ды­ва­ешься на прой­ден­ный путь и видишь его как бы с пти­чьего полета, охва­ты­вая цели­ком, без остатка. И тогда уви­дишь Боже­ствен­ную руку, что вела тебя и ведет через все испы­та­ния жизни.

Я родился осен­ним утром, когда при­рода гото­ви­лась к зим­нему покою, ски­нув свой золо­той убор. Сто­яла ли она обна­жен­ной в лучах осен­него солнца или зябко мокла в моро­ся­щем тумане осен­него утра – для меня это оста­лось тай­ной. Но, кри­ти­че­ски огля­ды­вая свою жизнь, думаю, что я родился в ясное, сол­неч­ное осен­нее утро. Вы спро­сите: почему? Да потому, что в самые мрач­ные, в самые безыс­ход­ные дни и годы моей жизни, в самой ее пре­ис­под­ней, я ощу­щал тот пер­вый свет и тепло незри­мого солнца. Оно давало мне надежду, веру и радость.

Еще задолго до моего рож­де­ния роди­тели моего отца облю­бо­вали себе див­ное, свя­тое место средь ржа­ных про­сто­ров, рощ и пере­ле­с­ков, пере­хо­дя­щих в дре­му­чие сос­но­вые леса, на гра­нице Арза­мас­ского уезда с Там­бов­щи­ной, в две­на­дцати вер­стах от Саров­ской пустыни. Здесь вос­си­яло вели­кое и див­ное солнце, вели­чай­ший из рос­сий­ских свя­тых – пре­по­доб­ный Сера­фим. На бере­гах ничем не при­ме­ча­тель­ной речушки Вуч­кинзы, по одну ее сто­рону, рас­ки­ну­лось село Диве­ево, извест­ное всей Рос­сии не как село, а как Диве­ев­ский жен­ский мона­стырь, осно­ван­ный пер­во­на­чаль­ни­цей – мона­хи­ней Алек­сан­дрой Мель­гу­но­вой (ныне кано­ни­зи­ро­ван­ной пре­по­доб­ной Алек­сан­дрой Диве­ев­ской). В созда­нии этой оби­тели по веле­нию Божией Матери дея­тель­ное уча­стие при­нял пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский. По ука­за­нию батюшки стро­и­лась оби­тель его духов­ным чадом Миха­и­лом Ман­ту­ро­вым. Пре­по­доб­ный Сера­фим исце­лил его от недуга, в кото­ром врачи ока­за­лись бес­силь­ными. После исце­ле­ния Михаил Ман­ту­ров по бла­го­сло­ве­нию батюшки Сера­фима при­нял доб­ро­воль­ную нищету и вме­сте со своей женой посе­лился в Диве­еве рядом с мона­сты­рем, выстроив неболь­шой домик, и все­цело, под руко­вод­ством пре­по­доб­ного, посвя­тил свою жизнь стро­и­тель­ству Диве­ев­ского мона­стыря, план кото­рого чер­тил ему батюшка. По его ука­за­нию, выпол­няя пове­ле­ние Божией Матери, была вырыта Канавка – под­ко­во­об­раз­ный ров вокруг основ­ной части мона­стыря. Она как бы опо­я­сала собой боль­шое про­стран­ство с мона­стыр­ским клад­би­щем, с дере­вян­ной цер­ко­вью Пре­об­ра­же­ния Гос­подня, с зим­ним хра­мом в честь Тих­вин­ской иконы Божией Матери, с бога­дель­ней, с хра­мом «Всех скор­бя­щих Радость» и кельями мона­хинь. По сло­вам Божией Матери, «вовнутрь рова сего не всту­пит нога анти­хри­ста». Надо рвом шла широ­кая тропа, по кото­рой утром, днем и вече­ром мед­ленно шли бого­мольцы, творя молитву «Бого­ро­дице Дево, радуйся».

После откры­тия мощей и про­слав­ле­ния пре­по­доб­ного Сера­фима [1] в Саров и в Диве­ево хлы­нул поток бого­моль­цев, среди кото­рых были и роди­тели моего отца – Петр Михай­ло­вич и Ека­те­рина Юрьевна Арцы­бу­шевы. К тому вре­мени Диве­ев­ский мона­стырь был одним из круп­ных жен­ских мона­сты­рей Рос­сии, с боль­шим бело­ка­мен­ным собо­ром, со вто­рым, еще не достро­ен­ным, с высо­кой, отдельно сто­я­щей коло­коль­ней с аркой посе­ре­дине и с двумя кор­пу­сами по бокам, в кото­рых раз­ме­ща­лись раз­ные службы и мастер­ские: ико­но­пис­ные, лито­граф­ские и золо­то­швей­ные. Прямо от арки вела аллея к лет­нему собору, о кра­соте и вели­чии кото­рого рас­ска­зать трудно. Справа в отда­ле­нии – бело­ка­мен­ная тра­пез­ная с хра­мом, от тра­пез­ной и начи­на­лась Канавка.

Как рас­ска­зы­вает лето­пись Диве­ев­ского мона­стыря, когда пер­во­на­чаль­ница – мона­хиня Алек­сандра – с котом­кой бро­дила по Рос­сии в поис­ках места для заду­ман­ного ею мона­стыря, она задре­мала на брев­ныш­ках в две­на­дцати вер­стах от Саров­ской пустыни, куда дер­жала свой путь, и уви­дела во сне Матерь Божию, кото­рая ска­зала ей: «Тут и строй». Послу­шав пове­ле­ние Божией Матери, матушка при­сту­пила, с бла­го­сло­ве­ния саров­ских стар­цев, к созда­нию мона­стыр­ской общины и стро­и­тель­ству храма в честь Казан­ской иконы Божией Матери, построив рядом с ним свою келию. Это – начало рож­де­ния обители.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *