согласно учению будды гаутамы жизнь есть
Философия Древнего Востока. Контрольный тест
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ по Философии Древнего Востока.
1. Философия древнего Востока специфична, в отличие от западной, тем что:
а) она чрезмерно спекулятивна и концептуальна,
б) в ней преобладает рационально-научное объяснение жизни,
в) в ней преобладает дискурс по поводу вопросов морально-религиозного толка,
г) она нацелена на динамичное обновление своих знаний.
2. В условно выделяемой социальной философии древнего Востока речь идёт о том, что:
а) государство возникает как следствие выделения человеческой индивидуальности;
б) государство представляет собой ответ на конкретные природные условия, требующие жёсткого объединения;
в) государство возникает как следствие появления частной собственности.
3. Древнее произведение, известное как «Эпос о Гильгамеше», принадлежит культуре:
б) древних самаритян,
в) древних вавилонян,
д) средневековых китайцев.
4. Китайский мудрец Конфуций жил в:
5. Дао – это ключевое понятие в философии:
г) последователей Лао-цзы,
6. Как чаще всего переводится на русский язык название древнекитайской книги «Дао-дэ-цзин»?
в) Книга Пути и Благодати,
г) Книга Закона и Благодати.
7. Что такое «нирвана» в концепции буддизма?
в) колесо перерождений;
г) состояние полной безмятежности и отрешённости от земного суетного мира;
д) судьба, вырастающая из системы причинно-следственных связей.
8. Какая из перечисленных черт НЕ присуща восточной философии?
г) устремлённость к гармонии с Природой.
9. Характерной чертой традиционной Азии является наличие:
10. Определите наиболее позднюю по времени возникновения восточную религию:
11. Определите, какому первоисточнику принадлежит следующий фрагмент текста. «Серьёзность – путь к бессмертию. Легкомыслие – путь к смерти. Серьёзные не умирают. Легкомысленные подобны мертвецам»:
б) «Эпос о Гильгамеше»,
12. Какая из перечисленных индийских варн соответствует сословию воинов?
13. Согласно буддийской терминологии, боддхисаттва – это:
б) настоятель Храма;
в) синоним слова «Будда»;
г) субъект, который способен перейти в состояние нирваны, но остаётся в земном мире из сострадания к другим людям.
14. Согласно учению Будды Гаутамы, жизнь есть:
15. Какая древневосточная культура не принимала, резко отрицательно относилась к фигуре героя?
16. Буддийская религиозная постройка, распространённая в странах Южной и Юго-Восточной Азии, именуется:
17. «Книга мёртвых» – это первоисточник, известный нам благодаря культурам:
в) Ассирии и Тибета,
18. Какая из перечисленных черт НЕ является характерной для описания восточного типа мировоззрения?
а) ориентация на традиционализм,
б) поклонение предкам,
в) преобладание демократических ценностей,
19. Бог земли в древнеегипетской мифологии – это:
20. Какое из перечисленных божеств не являлось общинным в контексте шумеро-аккадской мифологии?
21. Какой Веды не существовало у древних индусов?
22. Круговорот рождения и смерти обозначается в индийской философии понятием:
23. К шести главным теистическим школам индийской философии НЕ относится:
24. Какая черта в наибольшей степени характеризует социокультурное устройство восточных традиционных обществ?
25. Какая из перечисленных точек зрения НЕ является характерной для выражения восточного типа религиозно-философских взглядов?
а) Вселенная существует в бесконечных циклах творения, сохранения и разрушения. Не бывает абсолютного конца мира, нет двойственности Бога и мира – они едины.
б) Мир был создан Богом и когда-то в будущем будет Им навсегда разрушен. Бог отличен от мира и управляет им свыше. Природа мира двойственна.
в) Человек свободен выбирать для себя форму поклонения Богу, ибо все пути, в конечном счёте, ведут к Нему. Грех присущ только уму, а не душе, ибо она чиста. Не будет никогда никакого Судного дня, ибо Бог не судит и не наказывает. Он любовно ведёт все души назад, к Нему.
г) Религия – явление космическое, вечное, трансцендентное по отношению к циклической человеческой истории. Особенно важно в религии обнаружение присутствия Бога здесь и сейчас.
Гаутама Будда
Time past and time future
What might have been and what has been
Point to one end, which is always present
Т. С. Элиот «Четыре квартета»
Г аутама Будда и его учение вдохновляют многих людей во всём мире. Философия буддизма вышла за пределы Азии, проложила путь в Европу. У этого религиозно-философского течения появляется всё больше последователей. Давайте чуть ближе посмотрим на фигуру Гаутамы Будды.
История Будды Гаутамы
Гаутама Будда, или Готама Шакьямуни, принц Капилавасту Сиддхартха, родился в семье царя в северной Индии, на территории современного Непала. В то время столицей этого царства был город Капилавасту, отсюда и имя принца — Капилавасту Сиддхартха, что означает ‘исполнивший своё предназначение’. Готама не исполнил своё прямое предназначение — царствовать, — но обрёл себя, просветлился, т. е. стал Буддой (просветлённым), что также можно считать за выполнение своего предназначения. Так же как Иисус не был Христом (Христос добавилось позднее, что означает ‘помазанный’), так и «Будда» не фамилия Гаутамы, а уже добавленное позже дополнение к имени «просветлённый».
Отсюда мы можем заключить, что просветлённые были и до Гаутамы и что он не был первым «просветлённым», но тем не менее само учение буддизма (в дальнейшем и религия буддизма) начинает свой отсчёт с момента просветления Будды Шакьямуни, как его принято называть. Принц Гаутама Будда родился в 621 году до н. э. и перешёл в паринирвану в 543 году до н. э.
На пятый день после рождения принца по обыкновению тех времён во дворце собрались мудрецы-брамины, чтобы предсказать ему будущее, и один из браминов предрёк царевичу отказ от престола после того момента, как он увидит старика, больного, умершего и отшельника. Как бы напуганный предсказанием отец Гаутамы Будды впоследствии ни пытался уберечь мальчика от столкновения с опытом внешнего мира — принц был окружен роскошью, красотой и даже успел жениться, у него родился сын, — но тогда-то и суждено было сбыться пророчеству. Сиддхартха ужаснулся тому, что на свете есть место не только красоте и достатку, но и страданиям. Это поразило молодого наследника государства настолько глубоко, что уже ни семья, ни ребёнок не могли его удержать от странствий. Гаутама Будда встал на путь познания, и после этого ему уже не суждено было вернуться и выполнить предназначение так, как хотел его отец. Вместо этого он стал Буддой.
По некоторым источникам, Будда провёл в странствиях около 7 лет, но точная продолжительность неизвестна, так же как и сам возраст, когда он покинул дворец. По одним данным, он оставил всё, когда ему было 24 года, по другим — когда ему исполнилось 29, а в 36 он стал просветлённым.
Однако, как нам кажется, идеальная точность в конкретных цифрах не настолько и важна; важен сам факт, важны поступки, о чём впоследствии и заявит учение буддизма. Числа, так же как и слова, — это всего лишь символы. Для того чтобы извлечь из них нужное нам знание, мы должны в первую очередь расшифровать их символику. Иначе бы не было никакого смысла в них.
Так и в жизни: есть ли смысл в датах как таковых, если не имеешь понятия, что за ними скрывается? Таким образом, мы перестанем цепляться за даты, а сосредоточимся на сути учения Просветлённого. И всё-таки прежде, чем к нему перейти, нужно закончить историю Гаутамы Будды и дополнить её несколькими довольно примечательными деталями.
Учение Будды: взаимосвязь буддизма и Вед
Быть может, некоторым из наших читателей, кто следит за статьями сайта, известно, что буддизм как религиозное течение или философская школа возник не на пустом месте. Тому были предпосылки, и, чтобы понять их, мы должны обратиться к истории: к той эпохе, когда жил Сиддхартха. А родиться ему пришлось в эпоху Кали-юги, что уже самим названием наталкивает нас на догадки о присутствии Вед и ведизма в нашем рассказе. Что ж, читатель прав.
Будущий Будда родился в обществе, где господствовало учение Вед, а, следовательно, кастовая система с брахманами на её вершине и шудрами внизу крепко стояла на ногах. Вернее, государства этого региона подчинялись существующему порядку вещей, из-за чего царь строжайше запретил кому бы то ни было знакомить принца со всей несправедливостью и скорбью этого мира. Так что до очень зрелого возраста Гаутама Будда был ограждён от действительного знания мира, что, скорее всего, и сыграло решающее значение в его жизни. Потому что для зрелого человека, впервые увидевшего после комфорта и красот королевских дворцов оборотную сторону медали, довольно трудно примириться с мыслью, что именно таков закон мироздания.
В сознательном возрасте сложно примириться с такими догмами и просто принять их как данность. Для Гаутамы это стало своеобразным вызовом, которому он подчинился и из-за которого ушёл странствовать в поисках ответов на множество появившихся вопросов.
День рождения Гаутамы Будды: начало учения Будды
По традиции истории великих людей начинают с того, что говорят о дне, когда они родились. Наш случай не исключение, лишь с одной поправкой. За давностью лет довольно трудно установить точную дату рождения Будды. Сколько воды утекло с тех пор, больше 2500 лет. До нас дошли сведения, что Гаутама Будда родился в начале мая месяца в полнолуние. Ключевым здесь будет слово «полнолуние», потому что в современное время многие буддисты ориентируются на майское полнолуние. Этот день известен как «Висакха Буча», или «Весак», — день рождения Будды, день его перехода в паринирвану (смерть физического тела). В этот же день также произошло просветление Гаутама Будды под деревом Бодхи через несколько лет после того, как он отправился странствовать, знакомился с жизнью отличной от дворцовых палат, был отшельником.
Официальным же днём Будды во всём мире принято считать 22 мая. Неслучаен также факт того, что просветление произошло в ту же дату, что и рождение. Это в определённом смысле очень символично, особенно если принять во внимание, что те факты и даты, о которых мы говорим, так или иначе условны, потому что сам Будда не оставил нам никаких письменных свидетельств, равно как и его непосредственные ученики. Лишь несколько лет спустя другие поколения последователей учения Гаутамы Будды увековечили знания и учение Будды (дхарму), которое дошло до нас в виде Палийского канона.
Тем не менее даты и дни полнолуния, которые так чтут буддисты, — это, скорее, условные обозначения, которые предоставляют возможность последователям буддизма отмечать какие-то важные точки, события, связанные с жизненным путём Будды. Поэтому не стоит воспринимать их в качестве исключительно точной биографической информации.
Тот же символизм относится и к самому буддизму. Часто популярное объяснение философии буддизма начинается с того, что новичкам представляют во всей красе космологию, которую буддизм во многом заимствовал из ведизма, а также не забывают упомянуть о вечном колесе сансары, что непосредственно подразумевает непрекращающуюся цепь перевоплощений, или, по-другому, реинкарнаций. Это также сближает его с более древними учениями.
Отсюда следуют и разговоры о карме: что это такое, как её очистить, улучшить и облегчить. Собственно под тяжестью кармы мы вынуждены воплощаться вновь и вновь, поэтому для выхода из колеса сансары понятие кармы ключевое, а также важно следование дхарме, учению Будды, методу, который он предлагает, чтобы человек наконец-то стал свободен, достиг самадхи и нирваны, что и является конечной ступенью Восьмеричного пути.
Однако, уяснив вышесказанное, вернёмся к тому, что само понятие реинкарнации не стоит понимать буквально, как это делает большинство обычных людей, следующих путём Будды. Согласно учению буддизма, существует несколько миров: один из них — мир богов, или дэвов; другой — мир асуров, полубогов; между ними расположен мир людей; ниже идёт мир животных; мир голодных духов, претов; и мир нараков, или злых духов. Всего шесть миров. Согласно этой классификации, человек может воплотиться в любом из них. Но что отличает буддистский ад от христианского — это наличие выхода оттуда. Перерождение в нараке не навсегда. Исправившись, можно оттуда выйти и перевоплотиться.
Всё же не стоит воспринимать эту иерархию миров настолько буквально. Продвинутые в своих знаниях буддисты говорят о том, что это, скорее, символическое представление состояний сознания. И на своём жизненном пути человек может пройти через все из них, причём совсем необязательно проходить их последовательно. Человек может возвращаться в более низкое состояние сознания, а также переходить в более высокое, перескакивая через ступеньки, разделяющие их.
Цветок Будды
Говоря о большой роли символизма в философии и религии буддизма, нельзя не вспомнить и о главном наглядном символе этого учения — цветке лотоса. Лотос издревле считался воплощением чистоты и мудрости, самоочищения и одновременно непостоянности вещей.
Лотос поднимается над поверхностью воды, из ила, прекрасный, тянущийся на прямом стебле к солнцу, чтобы к вечеру закрыться и погрузиться обратно под воду. Но это не будет продолжаться вечно. Жизнь цветка коротка: всего пару дней он радует глаз своей красотой. Поэтому нет никакого смысла срывать лотосы. Без той почвы, из которой он произрастал, цветок не продержится и нескольких часов. Он сразу же завянет.
В этом также его большое символическое значение для философии буддизма: стоит ли держаться за то, что никогда нам не принадлежало и не будет принадлежать. Изменения неизбежны. Единственное, что постоянно в мире, — это изменения. Для чего срывать лотос, если он никогда не зацветёт для вас? Зачем его вообще срывать, ведь жизнь его и так коротка? Сорвав, вы не сможете запечатлеть его красоту.
Также и в жизни: стремясь завладеть чем-то или проводить время в погоне за интеллектуальными ценностями, новыми ощущениями, какими бы нужными они ни казались, мы лишь преследуем химеру постоянства. Жизнь меняется, её невозможно поймать, поэтому нет смысла что-либо коллекционировать, т. к. чем больший груз мы несём за собой, тем более мы отделены от настоящего. Мы живём прошлым, потому что столько вещей нас с ним связывают, и мы не хотим с ними расставаться. Нас нет в настоящем, ведь мы погружены в то, что уже прошло или ещё не наступило. У того, кто пытается ухватить и сохранить момент, нет времени для того, чтобы действительно увидеть и прожить настоящее. Всё это символизирует цветок лотоса.
Время прошедшее и время будущее
Ограничивают сознание.
Быть сознательным значит быть вне времени
Вряд ли можно было бы выразиться точнее и лучше о сути учения буддизма. Ещё более удивительно, что эти строки написаны Т. С. Элиотом — поэтом, принадлежавшим англиканскому вероисповеданию. Буддизм как философия предоставляет огромную свободу для мысли и эксперимента. Не случайно в нём так много внимания уделяется понятию настоящего. Мы живём во времени, и буддизм наиболее пристально рассматривает это явление.
Поза Будды
Переходя плавно от цветка Лотоса как символа философии буддизма, следует принять Позу лотоса (Падмасану), а именно позу Будды для четверга.
Падмасана, или Поза лотоса, — это положение, в котором часто запечатлён Будда: сидящим со скрещёнными ногами, прямой спиной, макушкой, тянущейся к небесам, ладонями, положенными одна на другую и повёрнутыми к солнцу. Чем не имитация цветка, который раскрывает свои лепестки навстречу солнцу?
Однако для каждого дня недели у Будды своя поза. Его изображают не только в сидячем положении, но и стоя, с разным положением рук, а также лёжа. Лежащий Будда соответствует вторнику. Статую с изображением Будды в этой позе можно увидеть в одном из храмов в центре Бангкока, Ват Пхо.
Для наших читателей, возможно, будет интересным узнать, что Падмасана — это одна из лучших поз для практики медитации. Она самая устойчивая из всех, и одновременно в этой позе очень трудно заснуть. Сначала довольно трудно освоить непривычную асану, но со временем вам это удастся, и тогда вы сможете оценить её преимущества в практике медитации и при занятиях йогой.
В моём начале мой конец, в моём конце начало
Прошлое и будущее — что было и что могло бы быть — всегда ведут к настоящему
Строки, которые мы использовали в качестве эпиграфа статьи, также её и завершают. Главное, что мы должны уяснить, вступив на путь Будды и прочитав историю о нём, — это то, что изначально в нас уже есть Будда, нужно лишь это осознать.
Будда. Наиболее полное изложение Учения в наиболее кратком исполнении
«Говоря об основах буддизма, нельзя останавливаться на позднейших усложнениях и разветвлениях.Важно знать, что идея очищения учения всегда жива в буддийском сознании. Вскоре после смерти Учителя начались известные соборы в Раджагрихе, потом в Вайшали и в Патне, возвращая учение к его первоначальной простоте.
Главные существующие школы буддизма — Махаяна (Тибет, Монголия, Россия — калмыки и буряты, Китай, Япония, Северная Индия) и Хинаяна (Индо-Китай, Бирма, Сиам, Цейлон и Индия). Но во всех школах одинаково помнят о качествах самого Учителя.
Качества Будды: Шакья Муни — мудрый из рода Шакья; Шакья Синха — Шакья Лев; Бхагават — Благословенный; Саттха — Учитель; Татхагата — Прошедший Великий Путь; Джина — Победитель; Владыка Благого Закона.
Необыкновенно прекрасен этот приход царя в облике могучего нищего. «Идите, вы нищие, несите спасение и благо народам». В этом напутствии Будды в одном определении «нищие» заключена целая программа.
Познавая учение Будды, понимаете, откуда идет утверждение буддистов: «Будда — человек». Его учение жизни — вне всяких предрассудков. Храм для него не существует, но есть место собраний и дом знаний, тибетские дуканг и цуглаканг.
Будда отрицал существование личного Бога.
Будда отрицал существование вечной и неизменной души.
Будда дал учение жизни каждого дня.
Будда действенно выступал против собственности.
Будда лично боролся против изуверства каст и преимущества классов.
Будда утверждал опытное, достоверное знание и ценность труда.
Будда заповедовал изучать жизнь мира в полной его реальности.
Будда положил основание общине, предвидя торжество Общины Мира.
Сотни миллионов почитателей Будды распространены по всему миру и каждый утверждает:
«Прибегаю к Будде, прибегаю к Учению, прибегаю к Общине».
„Основы Буддизма“. Е.И.Рерих
Будда Шакьямуни
Будда Шакьямуни жил и работал на благо человечества в Индии в VI веке до н.э.
Родился в Индии, в городе Капилавасту, в семье кшатриев — в касте воинов и правителей.
Отцом его был царь Шудходана из кшатрийского рода Шакьев, именно поэтому Будду называют Шакьямуни, то есть Мудрец из рода Шакьев. Мать Будды – Махамайя, жена царя.
Через семь дней после рождения царевича, мать умерла.
Сиддхартху воспитывала его тетя по имени Махапраджапати, ставшая женой царя Шудходаны. Она очень любила мальчика.
Астрологи предсказали, что Сиддхартха покинет дворец и станет буддой, увидев старика, больного, мертвого и отшельника.
Царь решил уберечь сына от столь опасных встреч и выстроил для него дивные дворцы, окруженные высокой стеной, а в подходящее время женил его на прекрасной принцессе, которая родила ему сына Рахулу.
Если бы царевич жил обычной жизнью и встречался не только с ее радостями, но и с горестями, может быть, ничего бы и не случилось. Но попытки уйти от судьбы обычно приводят к обратному результату, и царевич устремился навстречу избравшему его року.
Он попросил колесничего показать ему мир за оградой дворца.
В первый же выезд Сиддхартха увидел бредущего навстречу древнего старика и услышал от колесничего, что эта участь не минует никого. Вся радость юности покинула Сиддхартху.
Второй выезд принес ему встречу с носилками, на которых лежал человек, страшно страдавший от неизлечимой болезни. Колесничий сообщил, что и эта участь не минует никого. Радость здоровья и силы покинули юношу.
В четвертый раз встретили они отшельника, и возничий сказал, что этот человек следует истинному Учению.
Задумчивым вернулся Сиддхартха в свой дворец. Танцовщицы и музыканты, развлекавшие его, устали и заснули, разметавшись во сне. Царевич взглянул на них, и ему показалось, что он на кладбище и перед ним одни трупы. И понял Сиддхартха Гаутама, что пора коренным образом изменить свою жизнь, так как мирские радости после пережитых потрясений потеряли для него всякий смысл.
Он зашел взглянуть на спящих жену и сына, а затем покинул родной город Капилавасту. Было ему в это время 29 лет.
Как только царевич вышел за городские ворота, перед ним предстал демон Мара. Он пообещал отныне следовать за ним как тень, искушая соблазнами и наводя ужас, чтобы заставить царевича сойти с избранного им пути.
К каждому, кто вышел из сферы обыденной жизни и углубился в дебри своего бессознательного, из глубин его собственной сущности непременно выходит такой демон и уже никогда не покидает его.
Но царевич Сиддхартха сразу же восстал против Мары и отверг его злые чары. Доехав до берега реки, он сошел с коня, которого звали Кхантака, и тут же поменялся одеждой с нищим отшельником. Дальше он продолжил свой путь в совершенном одиночестве, ибо только так можно обрести истину пути.
Шесть лет странствовал царевич по Индии, переходя от одной группы отшельников к другой, усвоил все их учения и испытал на себе все предложенные ими практики. Но ни одно учение и ни один Учитель не смогли принести ему желанного покоя души.
Однажды, выйдя ни с чем из очередной строгой аскезы, он сел под деревом бодхи и сосредоточился в глубокой медитации.
Сразу же он смог вспомнить все свои предыдущие перерождения.
Из самых глубин его существа пришло к нему ясное осознание четырех благородных истин:
во-первых, что череда смертей и рождений неразрывно связана со страданием,
во-вторых, что это страдание имеет причину,
в-третьих, что это страдание возможно прекратить,
в-четвертых, что есть путь, ведущий к концу страдания.
Все знание прошлого, настоящего и будущего открылось ему и вошло в самую сердцевину его существа, и чувство глубокого и нерушимого покоя запечатлелось в его сердце.
С этого момента бывший царевич Сиддхартха словно бы пробудился от тяжелого, гнетущего сна и стал буддой, Пробужденным, Просветленным, Всеведущим.
Будда вышел из глубокой медитации и коснулся рукой земли, призвав ее в свидетели того, что он достиг Просветления.
Жест «прикосновения к земле» запечатлен на многочисленных скульптурных и живописных изображениях Будды Шакьямуни, или Гаутамы Будды, как его обычно называют.
Будда получил просветление. Чтобы достичь его, он должен был пройти весь путь человека, проникнуться его страданием и состраданием к нему.
У Будды изначально не было никакой опоры, поскольку он отверг все учения и опыт всех Учителей, по проторенному пути которых он отказался следовать.
Теперь он должен был идти один, у него не было равного ему спутника. Оставалось опираться лишь на самого себя.
Теперь перед ним стояла задача – провести людей по открывшемуся ему пути Освобождения, приняв на себя подвиг Учительства.
Будда понимал, что люди не поверят ему, когда он попытается передать им свой опыт, что они не поймут его и будут искажать его слова…
Но Его великая миссия была предопределена – это миссия по спасению человечества!
Так Будда, которого все знали как простого царевича Сиддхартху, начал проповедовать буддистское учение, буддистскую дхарму, по возможности приспосабливаясь к восприятию окружавших его людей.
Ибо, как говорит прекрасный буддистский текст Дхаммапада, если что-либо должно быть сделано — делай, совершай с твердостью, так как расслабленный странник только больше поднимает пыли.
Учение Будды Шакьямуни. Основные моменты Учения.
Будда установил 4 благородные истины, познанию которых должен посвятить себя каждый:
2. Страдания имеют причину.
3. Страдания можно прекратить.
4. Путь, ведущий к освобождению от страданий.
Многие мыслители Индии, как и Будда, считали, что только близорукие люди мирские радости считают удовольствием. Эти удовольствия настолько кратковременны, что следующая за ними череда невзгод и болезней, страхов и утрат сводит на нет всю радость от испытанного удовольствия.
Вторая истина – «Страдания имеют причину», объясняет, что происхождение страданий и зла на Земле есть не что иное, как причинно-следственная связь. Будда пояснил Закон Кармы. Каждая мысль, решение и действие человека приводит его к определенному следствию.
Во Вселенной царит гармония и баланс. Если человек нарушает гармонию, отправляя негатив в окружающее пространство, он непременно получает возврат сторицей. Это происходит для того, чтобы научить человека жить в мире и любви.
Если человек не понимает, за что ему это, и не хочет понять, то ситуация раз от разу усугубляется и однажды приводит человека в такое состояние, что он наконец задается вопросом, на который он однозначно получит ответ.
Так неведение истины порождает стремление к новому рождению и прохождению не пройдённых уроков.
Если бы человек познал преходящую (не вечную) природу земного существования, которая полна ограничений и страданий, то колесо Сансары (круг перевоплощений) было бы остановлено, поскольку не было бы причин, которые бы порождали новую карму.
Третья истина – «Страдания можно прекратить», вытекает из второй.
Выполняя определенные условия, человек может освободиться от страданий уже в этой жизни.
К истинной мудрости ведут:
— полный контроль над эмоциями,
— освобождение от привязок к материальному,
— стремление к познанию истины.
Достижение нирваны не означает полную бездеятельность. Достигнув мудрости, человек не должен оставаться в размышлениях. В течение 45 лет после просветления Будда, странствуя, проповедовал и основывал Братства.
В своем учении Будда рассказал о том, что существует два вида человеческих поступков.
Первые совершаются под влиянием ослепления, ненависти и привязанности. Они порождают семена кармы, а следовательно, новые рождения для выполнения кармических задач.
Вторые поступки не отягощены никаким влиянием, они лишены привязанности и, соответственно, не рождают узелков кармы.
Человек, удаливший частицу неведения, победивший страсть, приобретает доброжелательность, чистоту, мужество, нерушимое спокойствие, самообладание. Это ободряет его и дает силу дальше идти трудной дорогой к цели достижения просветления.
Четвертая истина – «Путь, ведущий к освобождению от страданий». Будда подробно указывает на этот путь к освобождению от страданий. Он сам следовал этим путем.
«ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ» — назван он так потому, что путь состоит из восьми ступеней.
«Восьмеричный путь» доступен каждому. И каждый, кто следует ему, достигает восьми добродетелей.
1. Правильные взгляды. Невежество и заблуждения о себе и о мире являются причиной страданий, поэтому для духовного развития нужно иметь правильные взгляды, которые подразумевают понимание и познание четырех истин.
2. Правильная решимость. Знание истин бесполезно без решимости духовно расти и преобразовывать окружающую реальность в соответствии с истинами. Поэтому человек, стремящийся духовно развиваться, должен отрешиться от привязанности к чему-либо, отказаться от вражды и плохих намерений.
3. Правильная речь. Правильная решимость должна контролировать и направлять нашу речь. Это воздержание от сквернословия, клеветы, лжи и оскорблений.
4. Правильное поведение. Правильная решимость также должна проявляться в правильных действиях и правильном поведении – учил Будда. Это отказ от неправильных поступков – воровства, уничтожения живых существ, удовлетворения вожделения.
5. Правильный образ жизни. Зарабатывать средства на жизнь следует честным путем, отвергая сквернословие и плохие поступки.
6. Правильное усилие. Человек, руководствуясь правильным поведением, речью, решимостью, пытается измениться, но старые привычки совращают его с пути истинного. На этом этапе важно контролировать свои мысли, речь, поведение. То есть вести осознанный образ жизни, вовремя пресекая уже не наши дурные мысли, не позволять привычкам прошлого возвращать нас в колесо порочности. Заполнять пустоту хорошими идеями и знанием.
Никто не застрахован от риска поскользнуться, поэтому праздновать моральную победу рано.
7. Правильные мысли. На этом этапе следует сохранять бдительность и постоянно помнить и практиковать предыдущий изученный материал. Обо всем надо думать так, как оно есть. То есть, лопата – это лопата, я – это я. Утрированно, но доходчиво. Неправильные мысли пустили глубокие корни. Поведение, основанное на ложных стереотипах, стало неосознанным. Необходимо вырвать с корнем весь хлам, выбросить и забыть. Не следует оглядываться, а то можно окаменеть, застрять в прошлом.
8. Правильное сосредоточение. Идущий и стремящийся к мудрости сосредотачивает свой успокоенный ум на исследовании и осмыслении истин. Это первая ступень созерцания и познания.
Первая ступень созерцания и познания, — человек наслаждается покоем отрешенности от всего земного и радостью чистого мышления.
Вторая ступень сосредоточения возникает, когда вера в истину рассеивает сомнения, отпадает необходимость в исследованиях и рассуждениях. Человек ощущает внутреннее спокойствие и радость.
Третья ступень сосредоточения, — это когда человек предпринимает попытку перейти к осознанному состоянию безразличия. Здесь человек отрешается от радости сосредоточения и испытывает совершенную невозмутимость.
Четвертая ступень духовного сосредоточения – ищущий странник пытается освободиться даже от сознания невозмутимости.
Наступает состояние безразличия, совершенной невозмутимости и самообладания – наступает ПРОСВЕТЛЕНИЕ.
Всякие страдания прекращаются. Наступает совершенная мудрость и праведность.
Подводя итог «восьмеричного пути», Будда резюмирует, что состоит он из трех гармоничных этапов – ПОЗНАНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ и СОСРЕДОТОЧЕНИЯ.
Духовное развитие и познание невозможно без добровольного контроля предрассудков, своих эмоций и страстей.
После этого становится возможным еще один и последний шаг – это сосредоточение на созерцании истины, результатом которого является высшая мудрость, совершенное поведение, раскрытие тайны существования.
Будда назвал Оковы, так называемые 10 великих препятствий к духовному развитию человека:
1. Иллюзия личности
4. Телесные страсти
6. Привязанность к Земле
7. Желание наслаждения и успокоения
Будда учил своих последователей не привязываться ни к чему, даже к своему Учению! Каждое мгновение имеет свое значение! Об этом свидетельствует следующая притча.
Однажды Благословенный сказал своим последователям:
— Представьте себе человека, отправившегося в дальний путь. Он был остановлен широким разливом воды. Ближайшая сторона этого потока была полна опасностей и угрожала ему гибелью, но дальняя была прочна и свободна от опасностей.
Не было ни челна, чтобы переехать поток, ни моста, перекинутого на противоположный берег. Этот человек сказал себе: «Истинно, стремителен и широк этот поток, и нет никаких средств, чтобы перебраться на другой берег, но если я соберу достаточно тростника, ветвей и листьев и построю из них плот, то я смогу, работая усердно руками и ногами, безопасно перебраться на плоту на противоположный берег».
Так он и поступил. Человек построил плот, спустил его на воду и, работая ногами и руками, безопасно добрался до противоположного берега.
Перебравшись и достигнув желаемого, он сказал себе:
«Истинно, большую пользу сослужил мне этот плот, ибо с его помощью, работая руками и ногами, я безопасно перебрался на этот берег. Возьму-ка, я этот плот с собой, взвалив его себе на плечи, и продолжу мой путь!»
Сделав так, правильно ли поступит человек со своим плотом? Как думаете вы, ученики мои? В чем же будет правильное отношение человека к его плоту?
Истинно, этот человек должен сказать себе: «Плот этот сослужил мне большую пользу, ибо, поддерживаемый им и работая ногами и руками, я безопасно достиг дальнего берега.
Но я оставлю его на берегу и продолжу свой путь!»
Именно в этом будет правильное отношение человека к своему плоту.
Точно так же, о, ученики, предлагаю и я вам мое Учение именно как средство к освобождению и достижению, но не как постоянную собственность. Усвойте эту аналогию Учения с плотом.
Дхамма (учение) должна быть оставлена вами, когда вы переберетесь на берег Нирваны.
Из приведенной выше притчи видно, как мало значения придавалось Буддой всему — в этом мире иллюзии, или Майи. Именно всё, даже учение самого Будды, рассматривалось как имеющее условную, проходящую и относительную ценность.
Также в этой притче подчеркивается, что все достигается лишь своим трудом: человеческими руками и ногами.
Учение лишь тогда будет действенным, когда будут положены личные усилия и личный труд.
Будда о Боге. В Учении Будды отсутствует понятие Бога, как таковое. Будда отрицал существование личного Бога.
Вопрос с кастовыми различиями был решен однозначно: Будда объявил всех людей равными и не делал никаких различий между кастами;
Будда назвал женщину полноправным человеком, ибо невозможно развитие, если одно из начал угнетено.