согласно какому варианту жизни личности отводится пассивная роль мечтателя и прожектера
Проблемы жизненного пути в отечественной психологии
LiveInternetLiveInternet
Обратимся к анализу проблемы судьбы в психологии, где принято использовать понятие «жизненный путь», которое содержит указания на динамичность включаемых в него процессов.
Варианты жизненного пути
Общая психология » Психология жизненного пути » Варианты жизненного пути
По гипотезе В. Н. Дружинина, «существуют независимые от индивида, изобретенные человечеством и воспроизводящиеся во времени жизни варианты жизни. Человек в зависимости от конкретных обстоятельств может выбрать тот или иной вариант, но вариант жизни может быть ему навязан. Степень свободы индивида и мера давления на него внешнего мира – социальной среды – зависят от конкретных исторических условий. Понятие «вариант жизни» является целостной психологической характеристикой индивидуального бытия и определяется типом отношения человека к жизни. Вариант жизни формирует человеческую личность, «типизирует» ее. Индивид превращается в представителя «жизненного личностного типа».[9] Таким образом, под вариантом жизни понимается качественно-определенный способ осуществления личностью своего жизненного пути. Причем в этом способе интегрируются определенные ценности и смыслы жизни с инструментальными стратегиями их достижения. В такой трактовке понятие «вариант жизни» является синонимом устоявшегося термина «жизненный сценарий». В качестве самостоятельных вариантов выделяются типы жизни: «жизнь начинается завтра», «жизнь как творчество», «жизнь как достижение», «жизнь есть сон», «жизнь по правилам», «жизнь – трата времени» и «жизнь против жизни». Несмотря на некоторую художественность в этих названиях, за ними скрывается вполне определенная психологическая реальность.
«Жизнь начинается завтра» – это вариант жизни, в котором личности отводится пассивная роль мечтателя и прожектера. Человек, реализующий этот вариант, обычно имеет массу планов на будущее и хорошее чувство временной перспективы, но до практического воплощения задуманных мероприятий дело не доходит. Личность постоянно откладывает на завтра осуществление важных дел, берет нескончаемые отсрочки по выполнению жизненных обязательств. В конечном итоге подготовительная фаза жизненного пути неадекватно растягивается во времени, а времени на настоящую жизнь фактически не остается. Это вечное детское состояние. Финал человека, живущего такой жизнью, печален: им владеют отчаяние и досада за напрасно растраченные годы.
«Жизнь как творчество» – это вариант жизни, в котором личности отведена роль экспериментатора, ставящего опыты над своей судьбой. Жизненный путь творческой личности отклоняется от нормативных моделей жизни, нередко представляется бунтом против устоявшегося образа жизни. На самом деле за творчеством и бунтарством личности скрывается внутреннее неприятие жизненной действительности, стремление избежать горьких разочарований в жизни. Личность, избравшая данный вариант жизни, чаще всего ведет богемную жизнь и свысока посматривает на других людей. Смысл ее творчества – показать тщетность и никчемность усилий, направленных на достижение внешне комфортной, респектабельной жизни. Основная ставка делается на преображение жизни внутренней, на очищение души.
«Жизнь как достижение» – это вариант жизни, в котором личность выступает в роли «человека действия», «человека, сделавшего себя». Основная психологическая особенность данного варианта жизни заключается в обесценивании настоящего и «фетишизации» будущего. Человек жертвует настоящим для того будущего, которое маячит на горизонте. Время жизни рассматривается как ресурс для реализации максимального количества целей, сулящих лучшую жизнь. Наиболее яркие образцы данного варианта жизни поставляет западная цивилизация, воспитывающая своих членов в духе культа достижений. Наиболее типичны в этом отношении карьеристы, прагматики и трудоголики.
Рекомендуем к прочтению:
Анализ гендерных различий в ролевых ожиданиях супругов В реалиях XXI века особо остро стоят вопросы изучения специфики супружеского взаимодействия, отношения супругов к различным сторонам семейной жизни, представлений супругов о желаемом распределении ролей в семье, а также их представлений о …
Китайская бизнес — психология В принципе – материальное благосостояние является ключевым пунктом мотивации любого индивида, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Но у китайцев, как говорится, «есть свои нюансы». Начнем с того, что любой китаец с рождения, по кул …
Психологические закономерности формирования и функционирования групп и коллективов Психологические проблемы формирования и особенно развития малых групп исследованы в меньшей степени, чем их структурные характеристики. Это связано с тем, что изучение динамики протекания социально-психологических явлений в естественных г …
Жизненный путь как программирование и как творчество
Личностью, как мы знаем, человек не рождается; личностью он становится. Это становление личности существенно отличается от развития организма, совершающегося в процессе простого органического созревания. Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю. То, что относится к человечеству в целом, не может не относиться в известном смысле и к каждому человеку. Не только человечество, но и каждый человек является в какой-то мере участником и субъектом истории человечества и в известном смысле сам имеет историю.
Поэтому, чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? – что я сделал? – чем я стал? В этом ключ к пониманию развития личности – того, как она формируется, совершая свой жизненный путь.
Всякий человек имеет историю, поскольку он включается в историю человечества. Можно даже сказать, что человек лишь постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю. В ходе этой индивидуальной истории бывают и свои «события» – узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется жизненный путь человека.
Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было предпринято Ш. Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом институте в 1920 – 1930-е гг. На большом эмпирическом материале ею было установлено, что, несмотря на индивидуальное своеобразие, существуют закономерности «регулярности» в сроках наступления оптимумов жизни в зависимости от соотношения духовных, «ментальных», и биологических, «витальных», тенденций. Были обнаружены также различные типы жизненного развития личности. Автором была разработана идеалистическая концепция развития человека как процесса постепенного становления и изменения духовных целевых структур самосознания.
В отечественной психологии к теме жизненного пути первыми обратились Н.А. Рыбников, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев. В 20-е годы Н.А. Рыбников выступил с инициативой развернуть исследования по генетической психологии личности. Для Б. Г. Ананьева проблема жизненного пути стала актуальной в начале 30-х годов в связи с исследованиями по характерологии, проводимыми им в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева в Ленинграде. С.Л. Рубинштейн уделил внимание психологическим вопросам биографии, теоретически рассматривая вопросы самосознания в «Основах общей психологии». В дальнейшем разные аспекты жизненного пути, жизнедеятельности личности разрабатывались в трудах советских ученых, посвященных природе человека и его развитию.
Б.Г. Ананьев обосновал проект науки о целостном развитии человека в едином жизненном цикле. Эта наука, по Ананьеву, – онтопсихология, должна объединить в себе возрастную психофизиологию, изучающую
онтогенез психофизиологических функций мозга, и генетическую персонологию, направленную на изучение собственно личностной эволюции в процессе жизненного пути. Предметом онтопсихологии являются взаимосвязи, взаимозависимости онтогенеза и жизненного пути, которые определяют главные закономерности целостного индивидуального развития человека.
В 1935 году в «Основах психологии» С.Л. Рубинштейн обратился к проблеме жизненного пути, критикуя Ш. Бюлер, которая говорила, что личность в своем жизненном пути есть только проект того, что заложено в детстве. Рубинштейн говорит о том, что жизненный путь есть некая целостность и в то же время состоит из этапов, каждый из которых может стать поворотным в жизни личности. Жизненный путь для Рубинштейна – не сумма жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Жизненный путь – это целостное, непрерывное явление; каждый человек, по мнению Рубинштейна, имеет свою собственную историю, и даже становится личностью именно потому, что имеет свою жизненную историю! Для Рубинштейна важно не просто выделить возрастные этапы, а учесть, как каждый этап подготавливает последующий и влияет на него. Каждый этап играет важную роль в жизненном пути, но не определяет его с фатальной неизбежностью. Центральная проблема личной жизни – сможет ли личность стать субъектом собственной жизни.
Личность как субъект жизни – это идея об индивидуально-активном человеке, строящем условия жизни и свое отношение к ней. Субъектом своей жизни личность становится в силу способности решать свои проблемы, отвечать за свои поступки, за счет ответственности и отношений с другими людьми. Человек становится субъектом жизни в том смысле, как он вырабатывает способ решения жизненных противоречий и осознает свою ответственность перед собой и людьми за последствия такого решения.
К.А. Абульханова-Славская, развивая идеи С.Л. Рубинштейна, считает, что разрешение противоречий жизни способствует развитию личности. Разрешение противоречий жизни она видит в способах отношений людей друг с другом.
Термин «жизненная стратегия», предложенный Абульхановой-Славской, – это индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни в соответствии с ценностями данной личности и ее индивидуальной направленностью. Жизненная стратегия – это выбор, определение и реализация ценностей жизни.
Варианты жизненного пути
По гипотезе В. Н. Дружинина, «существуют независимые от индивида, изобретенные человечеством и воспроизводящиеся во времени жизни варианты жизни. Человек в зависимости от конкретных обстоятельств может выбрать тот или иной вариант, но вариант жизни может быть ему навязан. Степень свободы индивида и мера давления на него внешнего мира, социальной среды зависят от конкретных исторических условий. Понятие «вариант жизни» является целостной психологической характеристикой индивидуального бытия и определяется типом отношения человека к жизни. Вариант жизни формирует человеческую личность, «типизирует» ее. Индивид превращается в представителя «жизненного личностного типа». Таким образом, под вариантом жизни понимается качественно-определенный способ осуществления личностью своего жизненного пути.
В качестве самостоятельных вариантов выделяются типы жизни: «жизнь начинается завтра», «жизнь как творчество», «жизнь как достижение», «жизнь есть сон», «жизнь по правилам», «жизнь – трата времени» и «жизнь против жизни». Несмотря на некоторую художественность в этих названиях, за ними скрывается вполне определенная психологическая реальность.
«Жизнь начинается завтра» – это вариант жизни, в котором личности отводится пассивная роль мечтателя и прожектера. Личность постоянно откладывает на завтра осуществление важных дел, берет нескончаемые отсрочки по выполнению жизненных обязательств. В конечном итоге подготовительная фаза жизненного пути неадекватно растягивается во времени, а времени на настоящую жизнь фактически не остается. Это вечное детское состояние. Финал человека, живущего такой жизнью, печален: им владеют отчаяние и досада за напрасно растраченные годы.
«Жизнь как творчество» – это вариант жизни, в котором личности отведена роль экспериментатора, ставящего опыты над своей судьбой. Жизненный путь творческой личности отклоняется от нормативных моделей жизни, нередко представляется бунтом против устоявшегося образа жизни. На самом деле за творчеством и бунтарством личности скрывается внутреннее неприятие жизненной действительности, стремление избежать горьких разочарований в жизни.
«Жизнь как достижение» – это вариант жизни, в котором личность выступает в роли «человека действия», «человека, сделавшего себя». Основная психологическая особенность данного варианта жизни заключается в обесценивании настоящего и «фетишизации» будущего. Время жизни рассматривается как ресурс для реализации максимального количества целей, сулящих лучшую жизнь.
«Жизнь есть сон» – это вариант жизни, центральной характеристикой которого является уход личности от реалий жизни в иллюзорный мир переживаний. Человек, культивирующий данный вариант жизни, ведет созерцательный, пассивный образ жизни.
«Жизнь по правилам» – это вариант жизни, для которого характерна высокая нормативная регламентация жизнедеятельности личности. В любой культуре и в каждом обществе существует свод правил, которые предписывают социально желательный порядок осуществления личностью жизненного пути. Те, кто выбивается из нормативного графика жизни, подлежат наказанию, а в некоторых случаях – поощрению. По мнению В.Н. Дружинина, жизнь по правилам удобна тем, что она избавляет человека от нелегкого беремени выбора.
«Жизнь – трата времени» – это вариант жизни, в структуре которого основным занятием личности является пустое и бесцельное времяпрепровождение. Львиную долю жизни отнимают занятия, направленные на растрату времени.
«Жизнь против жизни» – это вариант жизни, в котором основной движущей силой является борьба за выживание. Человек, избравший для себя данный вариант жизни, становится на «тропу войны» против всех. Речь идет не о войне в привычном смысле слова, но жертвы и пострадавшие от жизнедеятельности такого человека всегда есть.
Программирование или творчество
В зависимости от результата самосовершенствования можно выделить два различных способа жизнеосуществления, т. е. построения своего жизненного пути. Эти способы зафиксированы в двух подходах к объяснению процесса структурирования жизненного пути (с помощью планирования и с помощью сценарного воплощения).
Согласно первому подходу, представленному работами отечественных авторов (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.), личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. Подчеркивается роль родителей в формировании представлений ребенка о целях и структуре жизненного пути. Но в конечном итоге, по выражению С. Л. Рубинштейна, человек сам определяет свое отношение к жизни, гармонично или дисгармонично связывая между собой трагедию, драму и комедию.
Второй подход (А. Адлер, К. Роджерс, Э. Берн и др.) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. На выбор жизненного сценария влияет целый ряд факторов: порядок рождения ребенка в семье, влияние родителей (их оценок, эмоциональной поддержки или депривации и др.), влияние дедушек и бабушек, принятие ребенком своего имени и фамилии, случайные экстремальные события и др.
Жизненный план формируется на основе ранних жизненных событий, впечатлений, которые соотносятся с каким-либо знакомым ребенку сценарием, заимствованным из сказки, рассказа, истории, мифа, легенды. Сценарий запускается в детском возрасте. В подростковый период он проходит стадию доработки, приобретает определенную структуру. Позднее он используется взрослым человеком для структурирования жизненного пространства, оптимального взаимодействия с окружающим миром и прогнозирования ближайшего и отдаленного будущего.
Основными составляющими сценария являются:
1) герой, с которым идентифицирует себя ребенок;
2) антигерой, который воплощает отвергаемые ребенком черты;
3) идеальный герой, черты характера которого пока отсутствуют
у ребенка, но именно он определяет направление личностного роста;
4) сюжет – модель событий;
5) другие персонажи, участвующие в жизненном процессе;
6) свод нравственных правил.
По Э. Берну, сценарием считается то, что человек еще в детстве планирует совершить в будущем. А жизненный путь – это то, что происходит в действительности. Жизненный путь в какой-то степени предопределен генетически, а также положением, которое создают родители, и различными внешними обстоятельствами. Болезни, несчастные случаи, война могут сорвать даже тщательный, всесторонне обоснованный жизненный план.
Одни из сценариев могут способствовать жизненному успеху, другие – приводить к неудаче, но все они позволяют ребенку и взрослому структурировать жизнь, задавать ей определенное направление, которое обеспечивает возможность достижения жизненной цели. В соответствии с исследованиями жизненных планов разрабатываются психотерапевтические приемы, направленные на диагностику, а в случае необходимости – и на изменение «сценария неудачника».
РЕЗЮМЕ МОДУЛЯ 3
Педагогика как наука и общественная практика имеет долгую историю развития и по существу неотделима от развития общества. Уже в наиболее развитых государствах Древнего мира были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. В более поздний период рабовладельческого строя воспитание выделяется в особую общественную функцию, т. е. возникают специальные воспитательные учреждения и появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей. В Средние века проблемы воспитания разрабатывались философами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения. Однако педагогика вплоть до начала XVII века продолжала оставаться частью философии. Как особая наука педагогика впервые была вычленена из системы философских знаний в начале XVII века. Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) в 1623 году издал трактат «О достоинстве и увеличении наук». В нем он классифицировал науки и в качестве отдельной отрасли знания выделил педагогику. В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского.
Вслед за Коменским в историю западноевропейской педагогики вошли имена Джона Локка, Генриха Песталоцци, Ж.Ж. Руссо. Огромный вклад в развитие русской педагогической мысли внесли М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, В.И. Водовозов, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой и др.
Весьма плодотворной была теоретическая и практическая деятельность в области педагогики выходца из Беларуси Симеона Полоцкого.
По степени теоретического отражения вопросов воспитания различают научную и народную педагогику. Научная педагогика обычно связывается с углубленным теоретическим и методическим исследованием проблем воспитания; народная – существует в форме пословиц, поговорок, сказок, преданий, а также воспитательных обычаев и традиций. Она выступает как совокупность житейских представлений и практического опыта формирования личности в детском возрасте.
Термин «педагогика» имеет несколько значений (наука, искусство (педагогическое мастерство), учебный предмет и практика), поэтому дискуссионным вопросом является вычленение предмета педагогики. Исходя из конкретного предмета педагогики, можно выделить специфические цели, предмет, структуру и методы.
Педагогика развивается, укрепляя свои связи (и одновременно устанавливая свою самостоятельность) с философией, социологией, психологией, физиологией человека, медициной, этнографией и другими отраслями знаний. Говоря о связи педагогики с другими науками, нельзя не отметить и ее влияния на эти науки.
Система педагогических наук включает в себя общую, сравнительную, возрастную, специальную и другие отрасли педагогики.
Основными категориями педагогики являются воспитание, обучение, образование, развитие, формирование, самовоспитание, самообразование.
Направляющим началом в науке педагогике и исследовательской деятельности выступает методология как система руководящих идей, принципов и методов.
Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение.
В современной науке рассматриваются педагогические технологии как последовательная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач. Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел; в ее основе лежит определенная методологическая, философская позиция автора.
Образование как категория педагогики – это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Образование поэтому и выступает в качестве способа вхождения человека в мир культуры и является социокультурным феноменом, выполняя социокультурные функции.
Также выделяются важнейшие мировые социокультурные тенденции, которые определяют направления развития образования, науки, культуры в любой стране. Ключевыми тенденциями современной социокультурной ситуации в мире выступают два процесса – глобализация и информационная революция.
Анализ социокультурной ситуации в нашей стране может быть проведен с использованием термина «модернизация». На данном этапе развития общества в Республике Беларусь совершается переход от традиционного общества к индустриально развитому и динамическому, важнейшей особенностью которого является его постоянное развитие и изменение.
Сфера образования является также механизмом развития личности, общества в целом. Этот механизм реализуется посредством универсальной образовательной модели.
В решении проблем мирового образования важное значение приобретают крупные международные проекты и программы, поскольку они с необходимостью предполагают участие различных образовательных систем.
Государственная образовательная политика Республики Беларусь опирается на ряд принципов, образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности.
Большинство исследователей указывают на существование как позитивных, так и негативных тенденций в развитии образования за последнее время.
Развитие как категория науки рассматривается как процесс изменения организма и психики человека в направлении от низших к высшим формам жизнедеятельности.Личностное развитие продолжается всю жизнь, хотя его направление, интенсивность и качество могут изменяться. Общими характеристиками развития являются: необратимость, прогресс / регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения.
Можно выделить внешние и внутренние факторы развития личности.
Обучение – целенаправленный процесс организации и стимулирования активной познавательной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками, развитию творческих способностей.
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
В современном понимании процесс воспитания – это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Существует ряд факторов, от которых зависит эффективность воспитания. Чтобы оценить, достигло ли воспитание поставленных целей, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Без знания достигнутых результатов, как промежуточных, так и конечных, ни планирование, ни управление процессом невозможно. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, используются критерии. Критерии воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива).
Социальная среда – это окружающий человека социальный мир, включающий в себя условия развития, существования и деятельности людей.
Социализация – процесс усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. Социализация – это процесс вхождения индивида в социальную среду. Социализация осуществляется в процессе воздействия на индивида таких факторов, как целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении.
Основные институты социализации: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз и трудовой коллектив.
Механизмы социализации: идентификация, подражание, внушение, фасилитация, конформность и др.
Процесс социализации идет на всех стадиях жизни, а не только в детстве или юности.
Социальное пространство – совокупность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком или с его участием либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля и прочего.
Семья – социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свои традиции и специфику.
Семья играет свойственные только ей специфические функции; семейное воспитание имеет свои особенности, характерное содержание и принципы. Факторы семейного воспитания: объективные, смешанные, субъективные.
Выделяют различные виды семьи. Также существуют различные типы семейного воспитания и родительского отношения, среди которых встречаются как позитивно, так и негативно воздействующие на становление личности ребенка и складывающиеся семейные взаимоотношения.
Семья связана с обществом, государственными и общественными организациями и учреждениями.
В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка. Таким образом, существование семьи как социального института имеет правовые основы.
Проблемы самосовершенствования и реализации творческого потенциала человека изучает акмеология – наука о развитии и реализации творческого потенциала человека как субъекта профессионального труда и целостной жизнедеятельности.
Самосовершенствование определяется взаимодействием человека с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще. Следовательно, самосовершенствование – явление личностно-социальное. Оно может развертываться на протяжении всего жизненного пути.
Самосовершенствование – это сознательный процесс повышения уровня своей компетентности и развития значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и личной программой развития. Механизмами личностного ростаявляются самопознание, самопобуждение, программирование профессионального и личностного роста, самореализация.
Под самовоспитанием понимают активно-творческое отношение индивида к себе.
Высшей формой человеческой жизнедеятельности является творчество, оно связано со способностью человека нестандартно мыслить. Выделяют четыре фазы творчества: подготовки, созревания идеи, озарения, проверки идеи на практике.
Становление личности существенно отличается от развития организма, совершающегося в процессе простого органического созревания. Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю. Поэтому, чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? – что я сделал? – чем я стал? В этом ключ к пониманию развития личности – того, как она формируется, совершая свой жизненный путь.
Понятие «вариант жизни» является целостной психологической характеристикой индивидуального бытия и определяется типом отношения человека к жизни.
Таким образом, под вариантом жизни понимается качественно-определенный способ осуществления личностью своего жизненного пути.
В качестве самостоятельных вариантов выделяются типы жизни: «жизнь начинается завтра», «жизнь как творчество», «жизнь как достижение», «жизнь есть сон», «жизнь по правилам», «жизнь – трата времени» и «жизнь против жизни». Несмотря на некоторую художественность в этих названиях, за ними скрывается вполне определенная психологическая реальность.
В зависимости от результата самосовершенствования можно выделить два различных способа жизнеосуществления, т. е. построения своего жизненного пути. Эти способы зафиксированы в двух подходах к объяснению процесса структурирования жизненного пути (с помощью планирования и с помощью сценарного воплощения).
[1] В скобках приводятся причины возникновения барьеров.
[2]Самыгин, С.И. Психология управления / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д, 1997. – С. 461 – 463.
[3] Структурные методы разрешения конфликтов см.: Психология управления: курс лекций /Л.К. Аверченко [и др.]; отв. ред. М.В. Удальцова. – Новосибирск, 1997. – С. 89.