Соглашение с победителем акции
Как провести рекламную акцию
Предприниматель хотел повысить продажи и привлечь в магазин новых покупателей. Для этого запустил рекламную акцию, чтобы разыграть два кухонных комбайна.
Он дал объявление в соцсетях и рекламу на радио. Но вместо новых покупателей получил штраф в 350 000 ₽ — в розыгрыше нашли признаки лотереи. В итоге предприниматель не только не заработал, но и ушел в минус.
В статье расскажу, как избежать подобных ситуаций и правильно провести рекламную акцию.
По закону можно разыгрывать призы с помощью стимулирующих мероприятий и публичных конкурсов.
Публичный конкурс. Проводят с пользой для общества. Для участия не нужно покупать продукцию компании или пользоваться ее услугами, но победитель получает приз. Например, производитель детских памперсов организует конкурс среди мам: они рассказывают, как справляются с ДЦП у ребенка. Цель конкурса — привлечь внимание к проблеме и показать, что с болезнью можно жить.
Такие конкурсы чаще всего организуют крупные компании, которые могут позволить себе вкладываться в решение общественных проблем.
Стимулирующие мероприятия. Проводят, чтобы привлечь покупателей, повысить продажи и узнаваемость бренда. К стимулирующим относят конкурсы, рекламные акции и любые другие мероприятия, где для участия нужно купить товар или воспользоваться услугу. Например, покупатели, купившие одновременно два матраса, участвуют в розыгрыше двух подушек.
Именно такой вид розыгрышей призов чаще всего используют владельцы среднего и малого бизнеса.
Хотим провести конкурс и вручить приз. Победитель сам заплатит налог?
Читатель Вячеслав спрашивает:
Хотим провести конкурс среди клиентов и подарить победителю ноутбук за 150 000 рублей. Нужно ли платить какой-то налог? Кто это делает: тот, кто выиграет приз, или мы как организаторы конкурса?
С призов дороже 4000 рублей нужно платить налог
Вячеслав, да, призы дороже 4000 рублей облагаются налогом. При этом неважно, в какой форме победитель получает приз: деньгами или техникой, одеждой, едой, недвижимостью.
Но есть исключения. Налоги не нужно платить за призы, которые получают:
35% — налоговая ставка для призов — пункт 2, статья 224 Налогового кодекса
Победитель — физическое лицо. А физические лица со всех доходов должны платить налоги, в случае с доходами от призов — по ставке 35% с той суммы, что превышает 4000 рублей.
Например, налог за ноутбук стоимостью 150 000 рублей считают так:
(150 000 рублей — 4000 рублей) * 0,35 = 51 100 рублей.
С оплатой налога на приз есть два варианта: победитель платит сам или организатор платит налог за него. Какой вариант использовать, выбирает организатор.
В правилах конкурса нужно указать, кто платит налог
Кто будет платить налог, организатор прописывает в правилах — такие правила должны быть у каждого конкурса, розыгрыша призов, акции. Если организатор платит налог сам, в правилах пишет примерно так:
Приз — ноутбук стоимостью 150 000 рублей.
Приз оплачивается за счет средств организатора.
Приз не подлежит обмену, денежный эквивалент приза не предоставляется.
Если налог за приз будет платить победитель, нужно изменить формулировку в последнем пункте:
НДФЛ — 35% от части той стоимости приза, что превышает 4000 рублей, — оплачивает победитель.
От того, кто платит налог, зависит срок уплаты и то, как будет выглядеть акт вручения приза.
Заплатить налог в течение двух дней, если платит организатор
О сроках уплаты налога за победителя — пункт 6, статья 226 Налогового кодекса
Если организатор платит налог за победителя, у него есть два дня на оплату — день вручения приза и следующий за ним.
Чтобы заплатить НДФЛ за победителя, нужны документы:
Еще понадобится акт о вручении приза — он нужен как доказательство, что приз вручили.
Сроки и акт будут другими, если налог за приз платит победитель.
Рассказать о налоге, если победитель платит сам
Если в правилах конкурса написано, что победитель платит налог сам, у организатора появляется обязанность разъяснить ему налоговые обязанности. То есть рассказать, что за приз нужно заплатить 35% налогов. Объяснить победителю, что и куда платить, можно своими словами, а в акт добавить ссылку на статью Налогового кодекса, например так:
Победитель должен указать приз в декларации 3-НДФЛ и сдать ее до 30 апреля следующего года. А налог нужно заплатить до 15 июля следующего года. Например, если победитель получает приз в феврале 2021 года, декларацию он сдает до 30 апреля 2022 года, а налог платит до 15 июля 2022 года.
Подробнее о том, как компании проводить розыгрыши призов и конкурсы, мы рассказывали в другой статье.
Розыгрыш призов от компании
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Соглашение с победителем акции
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Продавец и поставщик договорились провести рекламную акцию: между покупателями товаров поставщика по чекам будет проведен конкурс рондомным способом (случайным выбором). Победитель получает сертификат на 100 000 рублей, которые победитель может потратить в магазинах продавца на приобретение любых товаров. Деньги покупателю не передаются. Поставщик перечисляет продавцу 100 000 руб. на проведение данной акции.
Образуется ли у покупателя доход, подлежащий налогообложению НДФЛ? Кто в данном случае выступает налоговым агентом по НДФЛ?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Проведение розыгрыша среди покупателей, в результате которого определяется победитель с выдачей ему подарочного сертификата, образует у последнего налогооблагаемый доход, подлежащий налогообложению НДФЛ.
При этом налоговым агентом будет выступать организация-продавец, фактически проводившая стимулирующую акцию с выдачей подарочного сертификата.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ситдиков Ирек
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Как законно провести конкурс среди покупателей
Чтобы поднять продажи и сделать продукт более узнаваемым, помимо рекламы предприниматели проводят акции и конкурсы. Но если сделать это неправильно, то вместо роста выручки можно получить штраф. Рассказываем, как провести акцию или конкурс среди тех, кто купил товар, и ничего не нарушить.
По закону конкурсы и акции среди тех, кто купил товар, называются стимулирующими — их проводят ради повышения продаж и узнаваемости производителя. В таких акциях подарки разыгрывают между клиентами, которые купили определённый товар. Например, если клиент покупает микроволновку одной фирмы, он участвует в розыгрыше телевизора другой фирмы. Если по условиям акции все участники, которые что-то купили, получают одинаковые подарки, это не стимулирующая акция (письмо антимонопольной службы от 02.12.2011 № АК/44977). Рассказываем, как провести стимулирующую акцию.
Шаг 1. Убедитесь, что в конкурсе нет признаков лотереи
Один из главных рисков с конкурсами и рекламными акциями — случайно или намеренно провести розыгрыш с признаками лотереи. По закону их может проводить только государство (п. 6 ст. 2 Закона о лотереях). Но, чтобы не нарваться на проблемы с госорганами, недостаточно убрать из правил конкурса слово «лотерея». Вот чего нельзя делать:
1. Не продавайте билеты. Условием для участия в розыгрыше можно делать покупку конкретного товара, нельзя продавать участникам билеты.
2. Сами оплачивайте подарки. Нельзя формировать призовой фонд за счёт участников, например, из выручки от продажи билетов. Все подарки для победителей покупает организатор конкурса или спонсоры.
3. Не используйте лототрон. Не используйте для розыгрыша призов специальное лотерейное оборудование наподобие лототрона.
На практике вас могут оштрафовать за проведение лотереи, если обнаружат сразу несколько признаков, но лучше не рисковать.
Шаг 2. Составьте и опубликуйте правила конкурса
Подробно пропишите в правилах все основные условия и опубликуйте их в свободном доступе, например, на странице сайта, посвящённой акции.
Общие положения. Укажите, что проводите стимулирующее мероприятие.
Цель акции. Повышение узнаваемости, стимулирование продаж.
Территория проведения розыгрыша. Российская Федерация.
Информация об организаторе. Юридический адрес, полное и сокращённое название компании, ОГРН, ИНН, КПП.
Сроки проведения розыгрыша. Укажите, с какой по какую дату будет проходить конкурс и когда будете вручать призы.
Условия участия. Покупка определённого товара или услуги. Укажите, что одно из условий участия в конкурсе — согласие участников розыгрыша на обработку и хранение персональных данных.
Кто может участвовать в конкурсе. Например, только совершеннолетние граждане РФ. Укажите, что в конкурсе не принимают участие сотрудники компании-организатора.
Фонд розыгрыша. Сколько и каких подарков могут получить участники, выполнившие условия конкурса. Обязательно укажите, что подарки оплачивает организатор или спонсор, — один из ключевых факторов отличия от лотереи.
Порядок определения победителей. Каким способом будете определять победителей розыгрыша: прямым подсчётом или с помощью специальных сервисов соцсетей.
Порядок вручения призов. Как будете передавать призы победителям розыгрыша. Обязательно пропишите механизм уплаты налога с выигрыша. По закону с любого подарка дороже 4000 ₽ нужно заплатить налог 35% (ч. 2 ст. 224 НК РФ). Налоги всегда платят за счёт победителя, но есть два варианта:
1. Приз — деньги. Платёж может провести сам победитель конкурса или организаторы:
2. Приз — товар или услуга. Победитель всегда сам перечисляет налог — организатору не с чего его платить.
Шаг 3. Дайте рекламу розыгрыша
По закону в рекламе стимулирующего конкурса или акции нужно указать (ст. 9 Закона о рекламе):
1. Сроки проведения мероприятия и розыгрыша призов.
2. Правила проведения конкурса. Если публикуете записи об акции в соцсетях, ориентируйтесь на правила площадок — можно указать основные условия в записи и дать ссылку на полные правила. Если планируете рассказывать про акцию на радио или по телевидению, в рекламе нужно указать, где найти правила: чётко назвать адрес сайта или номер телефона, где можно узнать полные правила конкурса.
3. Количество призов или выигрышей.
4. Сроки, место и порядок получения призов.
5. Источник информации об организаторе мероприятия.
Условия участия в розыгрыше должны быть простыми и понятными для всех участников, без манипуляций и искажений.
Во Владикавказе местный строймаркет «Марио» дал наружную рекламу: «АКЦИЯ ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ от 10 000 ₽ 7% 10% 12%». Мелким нечитаемым шрифтом на рекламном щите разместили текст с подробностями акции: при покупке в строймаркете «Марио» на определённую сумму покупатель получает скидку 7% и бонус на следующую разовую покупку. Так постепенно покупатель может накопить максимальную скидку 12% и получить карту постоянного покупателя. В рекламе была вся необходимая информация, но её было невозможно разобрать невооружённым глазом.
Антимонопольный орган Северной Осетии признал рекламу ненадлежащей и потребовал убрать её. Владельцы строймаркета попытались обжаловать предписание в суде, но проиграли.
Соглашение с победителем акции
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Если призы принадлежат организатору мероприятия, то организатор должен начислить НДС при передаче призов и может взять к вычету входной НДС по призам. Стоимость призов можно учесть при исчислении налога на прибыль.
2. Переход права собственности на призы зависит от договорных отношений. Если договором предусмотрен переход права собственности на призы к организатору, то организатор должен будет уплатить НДС, указать себя в акте приема-передачи в графе «Передал» и исполнить функции налогового агента по НДФЛ.
Из судебной практики следует вывод, что если призы вручаются от имени спонсора и право собственности не переходит к организатору, то в этом случае договор содержит элементы посредничества (договора поручения или агентского договора). НДС при передаче призов в такой ситуации уплатит спонсор. В акте приема-передачи в графе «Передал» указывается спонсор. Налоговым агентом по НДФЛ выступает спонсор.
Обоснование вывода:
Призы принадлежат организатору
Призы принадлежат спонсору
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. НДФЛ с отдельных видов доходов (подарков, выигрышей, призов, материальной помощи), не превышающих 4000 рублей в год;
— Энциклопедия решений. Заполнение 2-НДФЛ при вручении подарков в денежной или натуральной формах;
— Вопрос: Исполнитель обязуется оказать услуги по организации проведения конференции. Участниками конференции выступают профессиональные историки и специалисты смежных дисциплин из РФ, стран СНГ и иных государств. Участие физических лиц производится в интересах организации. Речь идет именно о договоре об оказании услуг. Стоимость услуги формируется с учетом всех затрат исполнителя. Исполнитель выполняет услуги по организации размещения в гостинице и проезду группы иногородних участников. Являются ли компенсации сумм на проезд, проживание участников их доходом в натуральной форме? Надо ли исполнителю подавать данные в налоговый орган на участников конференции? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2019 г.)
— Вопрос: Организация проводит розыгрыш призов (стимулирующую лотерею). Покупатели автомобилей автоматически становятся участниками розыгрыша. Разыгрываются автомобиль и другие ценные призы. Можно ли сумму «входного» НДС принять к вычету? Можно ли стоимость подарков включить в расходы для целей налогового учета? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2015 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Хрусталева Анастасия
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.