Соглашение о предоставлении скидки за объем
Ценовые скидки: условия предоставления скидки и оформление
Юрист департамента налогов и права АКГ «Интерэкспертиза» Васильева Татьяна.
Предоставление скидки является важным маркетинговым ходом, используемым многими компаниями в целях поощрения покупателя за те или иные действия, например за регулярную покупку больших партий продукции. Законодательством разрешено использование такой формы мотивации, причем данное поле лишь немного ограничено НК РФ, но тем ни менее предоставляемые преференции нужно документально фиксировать для правильного налогового учета.
Ценовая скидка представляет собой уменьшение установленной компанией цены реализуемого ей товара, оказываемой услуги, выполняемой работы*. Основания для предоставления скидки могут быть различными — от упомянутых выше регулярно производимых значительных закупок вплоть до особого статуса покупателя (например, постоянный покупатель), наступления сезона временного снижения спроса, других оснований. Маркетинговая политика компании может предполагать возможность предоставления покупателям не только тех видов скидок, которые получили широкое распространение в мировой практике (например, сезонная скидка, скидка за платеж наличными), но и иных видов скидок, обусловленных спецификой деятельности компании, особенностями рынка сбыта ее товаров, работ или услуг.
В то же время компании не всегда производят надлежащее документальное оформление как оснований и условий** предоставления скидок, так и самого факта предоставления скидки. Ввиду этого и сама компания, предоставившая скидку, и ее покупатель (или заказчик по договору возмездного оказания услуг или договору подряда) несут риски неблагоприятных налоговых последствий. Такими последствиями у компании-продавца (исполнителя, подрядчика) является необходимость определить налоговую базу по налогу на прибыль и НДС исходя из исходной, базисной, цены, т.е. цены, из которой не вычтена сумма скидки, что, по сути, означает необходимость уплачивать определенную часть налога на прибыль за счет собственных средств. Неблагоприятным последствием для покупателя может явиться включение в состав внереализационных доходов, увеличивающих налоговую базу по налогу на прибыль, суммы полученной им скидки.
В отсутствие надлежащего документального оформления оснований и условий предоставления скидки и самого факта предоставления скидки компании-продавцу и ее покупателю будет тяжело отстаивать свою позицию в споре с налоговым органом как на этапе представления возражений по акту налоговой проверки, так и в суде.
Итак, во избежание финансовых потерь у компании-продавца и у покупателя в результате споров с налоговыми органами должны быть документально оформлены, во-первых, основания и условия предоставления скидки и, во-вторых, факт предоставления скидки.
Основания и условия предоставления скидки
В соответствии с п.2 ст.40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
В то же время в ст.40 НК РФ установлено, что при определении рыночной цены учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:
В ст.40 НК РФ перечислено пять оснований скидок, однако по своей экономической сущности скидки, например, вызванные сезонными колебаниями спроса, также обусловлены маркетинговой политикой компании-продавца, как и скидки, установленные ввиду продвижения на рынок нового товара, равно как и любая другая обоснованная, т.е. стимулирующая покупателя к какому-либо действию, приносящему экономическую выгоду продавцу, скидка. С учетом изложенного можно прийти к выводу, что ст.40 говорит лишь о том, что скидка должна быть обоснованной, и тогда цена сделки для продавца и для покупателя в целях налогообложения будет уменьшена на сумму этой скидки. Иными словами, скидка должна стимулировать покупателя, например:
Итак, решение уполномоченного органа компании-продавца о том, какие скидки компания-продавец предоставляет, о размерах этих скидок, о том, каким категориям покупателей эти скидки предоставляются, а также в чем выражается стимулирующий характер таких скидок, должно быть задокументировано надлежащим образом. Такое решение можно назвать документальным выражением маркетинговой политики компании.
Следует учитывать, что необходимость укрепления позиций на рынке может потребовать внезапного изменения ценовой политики, в том числе политики в области скидок, например, в ходе ведения переговоров со стратегически важным потенциальным покупателем у компании-продавца может возникнуть необходимость предложить потенциальному покупателю скидку, о которой ранее уполномоченным органом решения не принималось, или же согласиться предоставить потенциальному покупателю заявленную им скидку. В таких случаях можно порекомендовать закрепить в локальном акте компании-продавца порядок документирования скидок, выходящих за пределы уже установленных компанией скидок. Желательно, чтобы такой порядок документирования позволял зафиксировать, в чем именно выражается стимулирующий характер предоставляемой скидки.
Оформление факта предоставления скидок
Как правило, стороны заключают одно из трех соглашений о скидках.
Во-первых, стороны могут договориться о предоставлении скидки еще при заключении договора, тогда цена товара, работы, услуги будет определена в самом договоре уже с учетом скидки.
Пример 1. Цена товара по настоящему договору составляет 768 руб. за одну единицу продукции, кроме того, покупатель уплачивает поставщику НДС — 138 руб. 24 коп. Цена товара определена с учетом 35%-ной скидки, предоставленной покупателю на основании приказа руководителя поставщика №132 от 25 марта 2003 года как покупателю, приобретающему в рамках одного договора поставки продукцию в количестве не менее 20000 шт.
Во-вторых, стороны могут договориться о предоставлении скидки при наступлении определенных условий (например, по достижении определенного объема закупок), заданных в договоре. В этом случае изменение цены договора будет вызвано наступлением этих условий.
Пример 2. Цена товара по настоящему договору составляет 1200 руб. за одну единицу продукции, кроме того, покупатель уплачивает поставщику НДС — 216 руб. В случае досрочного (но не менее чем за 1,5 месяца до наступления соответствующего срока) исполнения покупателем обязанности по оплате товара поставщик предоставит покупателю скидку в размере 24% от суммы погашенной задолженности на основании приказа руководителя поставщика №132 от 25 марта 2003 года. Если скидка обусловлена договором и наступлением определенного условия, то стороны могут составить акт о достижении таких условий. Что касается возврата денежных средств, составляющих сумму скидки при наступлении таких условий, то необходимо отметить следующее. Учитывая формулировку п.4 ст.453 ГК РФ о том, что стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон, стороны договора в целях избежания соответствующих рисков должны оговаривать, что излишне уплаченная сумма подлежит возврату покупателю компанией-продавцом (если только обязательство по возврату этой излишне уплаченной суммы не подлежит прекращению иным образом).
Пример 3. На основании п.5.6 договора поставки №459 от 2 апреля 2004 года, а также на основании п.14 приказа руководителя поставщика №132 от 25 марта 2003 года стороны составили настоящий акт, подтверждающий, что поставщик должен предоставить покупателю скидку в размере 149867 руб. Поскольку оплата по договору поставки №459 от 2 апреля 2004 года была произведена покупателем в полном размере, стороны пришли к оглашению о том, что сумма в размере 149867 руб. является излишне уплаченной. Стороны также пришли к соглашению о том, что обязательство поставщика по возврату излишне уплаченной суммы в размере 149867 руб. будет прекращено: в части 59000 руб. — зачетом с однородным встречным требованием поставщика к покупателю по оплате товара по договору поставки №460 от 3 июня 2004 года; в остальной части — перечислением оставшейся денежной суммы на расчетный счет покупателя, указанный в договоре поставки №459 от 2 апреля 2004 года. В-третьих, стороны также могут договориться о предоставлении скидки в период после заключения договора (и до момента его исполнения, поскольку по исполнении договор прекращается и изменение его становится невозможным).
В любом из перечисленных случаев соглашение о скидке должно быть заключено в требуемой законом форме. Перечень сделок***, для которых предусмотрена обязательная письменная форма, установлен в ст.161 ГК РФ. Это сделки:
Согласно ст.162 ГК РФ несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства. В случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность (например, несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет недействительность сделки). В соответствии со ст.160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Указанное относится и к соглашениям об изменении договора (в частности, к соглашениям об изменении цены договора).
Основные положения о заключении договора предусмотрены в ст.432 ГК РФ. Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. В соответствии со ст.433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Офертой согласно ст.435 ГК РФ признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
Акцептом в соответствии со ст.438 ГК РФ признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (например, перечисление компанией-продавцом в ответ на предложение покупателя предоставить ему скидку после досрочной оплаты товара денежных средств в счет скидки) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
С учетом изложенного все договоренности юридических лиц между собой о предоставление скидки должны совершаться в письменной форме. Учитывая, что изменение цены договора не влияет на дату реализации по договору, при предоставлении скидки должна быть скорректирована налоговая база того периода, в котором произошла реализация.
юрист департамента налогов и права АКГ «Интерэкспертиза» Васильева Татьяна
Место публикации: «Финансовая газета» / № 45. 2004
Приложение 5. Дополнительное соглашение к договору на предоставление скидки с тарифа
Приложение 5
к Технологии работы с пользователями услуг
железнодорожного транспорта на основе договоров
и непрерывного планирования перевозок грузов
Дополнительное соглашение к договору N _______
на предоставление скидки с тарифа
_________________________________, именуемый далее ПЕРЕВОЗЧИК, в лице ______________________________________, действующего на основании ____________________________, с одной стороны, и _________________________, именуемый в дальнейшем ЗАКАЗЧИК, в лице_____________________, действующего на основании_____с другой стороны, заключили настоящее дополнительное соглашение к договору от___ N ____ о нижеследующем:
ПЕРЕВОЗЧИК в свою очередь обязуется предоставить ЗАКАЗЧИКУ скидку с действующего тарифа в соответствии с разрешением МПС HP. от. в размере _____% назначением на ____________ на период _____________.
При невыполнении ЗАКАЗЧИКОМ своих обязательств он несет ответственность в виде доплаты в размере предоставленной скидки по данному дополнительному соглашению.
При не обеспечении железной дорогой подачи вагонов (контейнеров) согласно заказу грузоотправителя, которые соответствуют предусмотренным настоящим дополнительным соглашением размерам отправления груза, скидка с тарифа предоставляется на фактически выполненные размеры отправления груза.
Первый заместитель Министра путей сообщения
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Допсоглашение о выплате бонуса или скидки избавит от проблем с НДС и налогом на прибыль
«Российский налоговый курьер», 2015, N 23
В допсоглашении прописывают условия предоставления скидки.
В каком случае покупатель начисляет на бонус НДС.
Чем подтвердить порядок расчета бонуса.
Простимулировать постоянного контрагента можно, в том числе скидками или бонусами. То есть вознаграждением покупателю в случае выполнения определенных условий сделки или отдельного соглашения (Письмо ФНС России от 01.04.2010 N 3-0-06/63).
Если первоначальный договор не содержит условия о выплате такого бонуса, условие о премировании покупателя закрепляют в дополнительном соглашении (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.09.2015 N Ф05-12613/2015). Рассмотрим, что указать в допсоглашении, чтобы избежать рисков по налогу на прибыль и НДС (образец дополнительного соглашения к договору поставки, содержащий условие о выплате покупателю бонуса, приведен ниже).
1. Ссылка в допсоглашении на ранее заключенный договор идентифицирует сделку и исключит претензии по налогу на прибыль
Поставщик учитывает сумму бонуса в расходах только в том случае, если выплата бонуса предусмотрена договором (Письма Минфина России от 17.08.2012 N 03-03-06/1/414, от 31.07.2012 N 03-03-06/1/372 и от 20.03.2012 N 03-03-06/1/132). Значит, в допсоглашении, где закреплено условие о премировании покупателя, необходимо сделать ссылку на основной договор.
2. Описание в допсоглашении условий выплаты бонусов позволит поставщику учесть сумму премии в налоговых расходах
Для того чтобы компания смогла учесть затраты на предоставленный контрагенту бонус во внереализационных расходах, должны одновременно выполняться два условия (пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ):
Так, в одном из дел суд установил, что в договорах, заключенных с покупателями-дистрибьюторами, отсутствуют условия предоставления скидок. Скидки поставщик выплатил, несмотря на то что покупатели не выполнили определенные условия договоров. В результате суд согласился с налоговиками в том, что поставщик не вправе был учитывать при налогообложении прибыли выплаченные покупателям бонусы (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.11.2014 N Ф05-13640/2014, оставлено в силе Определением Верховного Суда РФ от 20.03.2015 N 305-КГ15-816).
3. Указание в допсоглашении на то, что скидка не изменяет цену товара, поможет покупателю не включать бонус в базу по НДС
Скидка, которая не изменяет цену товара, не облагается НДС у покупателя (Письма Минфина России от 16.07.2010 N 03-01-10/2-62, от 23.04.2010 N 03-07-11/138 и от 26.07.2007 N 03-07-15/112). Поэтому, чтобы избежать риска доначисления НДС, покупателю целесообразно проконтролировать условия предоставления скидок в дополнительном соглашении.
Кроме того, важно, чтобы дополнительное соглашение не вносило в договор поставки элементы других договоров (например, договора возмездного оказания услуг). Если проверяющие установят, что премию или бонус поставщик выплачивает покупателю именно в связи с выполнением определенных работ или оказанием услуг, они доначислят последнему НДС (Письма Минфина России от 07.09.2012 N 03-07-11/364, от 06.09.2012 N 03-07-11/356, от 31.08.2012 N 03-07-11/342 и от 03.09.2012 N 03-07-15/120, доведено до сведения инспекторов на местах Письмом ФНС России от 18.09.2012 N ЕД-4-3/15464@).
4. Условие в допсоглашении о предоставлении скидки с изменением цены товара повлияет на порядок учета скидки в расходах поставщика
Если поставщик выплачивает покупателю бонус, который представляет собой изменение цены товара, то такую скидку поставщик не вправе относить к внереализационным расходам (пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ и Письмо Минфина России от 23.06.2010 N 03-07-11/267). В этом случае поставщик корректирует свои налоговые обязательства (Письма Минфина России от 22.05.2015 N 03-03-06/1/29540 и УФНС России по г. Москве от 25.05.2012 N 16-15/046114@).
При этом уточненная налоговая декларация не подается. Поскольку уменьшение цены проданных товаров привело к ошибочному завышению налоговой базы. А значит, налоговой недоимки нет (п. 1 ст. 54 НК РФ).
Кроме того, покупателю, получившему бонус в виде изменения цены на товар, придется восстановить часть ранее принятого к вычету «входного» НДС (пп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ, Письма Минфина России от 03.09.2012 N 03-07-15/120 и от 31.05.2012 N 03-07-11/163).
5. В допсоглашении целесообразно указать перечень документов, которые подтверждают порядок расчета бонуса и условия его предоставления
Это может быть уведомление о расчете бонуса, акт сверки расчетов, протокол, отчет или любой иной первичный документ, подписанный обеими сторонами. Любой из этих документов организация разрабатывает самостоятельно с учетом требований к оформлению первичных документов (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Так, в одном из дел суд поддержал налоговиков, исключивших из состава налоговых расходов поставщика суммы премий покупателю. Компания не представила расчет премий исходя из конкретных позиций товарных групп. Поставщик сослался на маркетинговую политику, по условиям которой премии покупателям предоставлялись в целях увеличения объема продаж и получения прибыли.
Примечание. Премию нельзя учесть в расходах без расчета исходя из конкретных позиций товарных групп.
Но переданный в инспекцию суммовой расчет премии не позволял определить, как премия стимулирует увеличение объема закупаемой продукции. Более того, инспекторы не получили от проверяемой компании заявки и заказы покупателя, подтверждающие количество, ассортимент и цены товара, в отношении которого предоставлены премии (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.02.2014 N А33-4337/2013).
Читайте на e.rnk.ru. Еще больше полезных материалов
Скидку на товар продавец может предоставить как до совершения сделки, так и постфактум. Различные условия договора влияют не только на порядок начисления НДС и учета по налогу на прибыль, но и на бухгалтерские записи.
Так, если бонус причитается покупателю в следующем периоде, продавец делает следующие бухгалтерские проводки:
Вознаграждение за объем продаж: как оформить «первичку»
Скидки хорошим клиентам предоставляют почти все оптовые компании. Учет таких бонусов создает множество проблем для бухгалтера. Одна из них — как правильно выписать первичные документы.
И раз, и два
Скидки условно можно разделить на две группы:
Рассмотрим, как нужно оформлять первичные документы в обоих случаях.
Скидка утром, покупка вечером
Цена на товары, работы или услуги определяется соглашением сторон (п. 1 ст. 424 ГК). После заключения договора цену можно изменить в случае, если это предусмотрено законом либо установлено в самом договоре (п. 2 ст. 424 ГК).
Изменение первоначальной цены — один из видов скидки. О том, как оформить такое изменение, рассказывает налоговый консультант Алла Ильина. «Скидки, которые предоставляет продавец, — говорит Алла Леонидовна, — элемент маркетинговой политики фирмы. Скидки, при которых пересматривается цена договора, нельзя считать расходом. Это корректировка выручки. Такого мнения придерживается Минфин (письмо от 2 мая 2006 г. № 03-03-04/1/411).
Если фирма снижает цену до того, как товар продан, никакие исправления в документы и отчетность вносить не нужно. Вы просто показываете в счете, счете-фактуре и накладной фактическую цену продаваемого товара. Однако в счете нужно также указать первоначальную цену товара и размер скидки. В сноске желательно обосновать правомерность предоставления скидки. Это могут быть ссылки на пункты Положения о скидках или маркетинговую политику. Сделать это нужно для того, чтобы уменьшить придирки налоговиков, которые при проверках тщательно изучают сделки с заниженными ценами».
От скидки к услуге
Чтобы поставщик не терял на НДС, а также партнеры были избавлены от изменения «первички» и подачи уточненных деклараций, скидку можно «закамуфлировать» под договор оказания услуг. Например, покупатель может оказать услуги по изучению рынка сбыта. В итоге поставщик получит от покупателя акт на оказание услуг и счет-фактуру. И может с чистой совестью поставить НДС по таким услугам к вычету.
Однако в тексте договора может содержаться такое правило: после того, как покупатель приобретет товар на определенную сумму, цена на него снизится задним числом. Цену поставщик также может изменить, если покупатель погасил долги по поставке раньше определенного срока. Выходит, что при отгрузке товара в накладных и счетах-фактурах была указана верная на тот момент стоимость товара. Но она не учитывала сегодняшнюю скидку.
Как было сказано ранее, изменение цены вызывает корректировку выручки. А значит, при такой скидке продавец должен внести коррективы в накладные и счета-фактуры. Имейте в виду, что такие изменения приведут к тому, что фирма должна будет подавать уточненные декларации по налогам (письмо Минфина от 15 сентября 2005 г. № 03-03-04/1/190).
Важна не только «первичка»
Для того чтобы избежать претензий налоговиков, правильно оформленной «первички» недостаточно. Во-первых, в компании должна быть тщательно продумана и оформлена маркетинговая политика. Ведь скидки являются одним из ее элементов. Как приложение к маркетинговой политике можно оформить Положение о скидках. «Чтобы это Положение можно было считать внутренним нормативным актом, — говорит Алла Ильина, — оно должно действовать в течение длительного времени и устанавливать общий порядок предоставления скидок покупателям». Если компания предоставляет индивидуальные скидки, в Положении о скидках следует это указать.
Во-вторых, можно утвердить список крупных клиентов, которым предоставляются индивидуальные скидки.
И в-третьих, правила применения скидок следует прописать в договоре или сделать в нем ссылку на маркетинговую политику. Только в этом случае инспекторам будет сложно доказать неверный расчет налогов.
Существуют и такие скидки, которые не меняют цену товара. Продавец может после выполнения определенных условий просто пересмотреть задолженность и освободить покупателя от части обязательств по оплате.
В международной практике такое освобождение оформляется кредит-нотой. В России такого понятия, как «кредит-нота», нет. Поэтому для обоснования скидки продавец и покупатель должны подписать акт или протокол, в котором нужно подтвердить тот факт, что покупатель выполнил условия, указанные в договоре, а также указать сумму скидки. Унифицированной формы такого документа нет. Однако он должен содержать все реквизиты, указанные в пункте 2 статьи 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Имейте в виду, что российским законодательством также не предусмотрено оформление «отрицательного» счета-фактуры. К тому же, по мнению финансистов, премии, полученные покупателем без изменения цены товара, НДС не облагаются. А значит, продавец не сможет уменьшить базу по НДС на сумму скидки (письмо Минфина от 20 декабря 2006 г. № 03-03-04/1/847).
А не проверить ли нам цены?
Снижая цену товара, продавец рискует тем, что налоговики к такой сделке могут применить положения статьи 40 Налогового кодекса. В ней сказано, что, если разница в цене на один и тот же товар составляет больше 20%, инспекторы могут пересчитать эти цены. Естественно, делать они это будут в сторону повышения. И, как следствие, доначислят фирме налоги.
«Отбиться» от претензий налоговиков можно с помощью правильно составленной маркетинговой политики. Ведь ее положения могут влиять на рыночную цену товара (п. 3 ст. 40 НК). И налоговики не могут этого не учитывать.
В договоре купли-продажи может быть прописано и такое положение: после выполнения определенных условий часть товара покупатель получит бесплатно.
Такой бонус, по мнению Ирины Перелетовой, генерального директора ЗАО «Консалтинговая группа “Зеркало”», можно отнести к скидкам, которые не уменьшают базовую цену товара.
Так как бонусный товар отгружается покупателю без последующей оплаты, его стоимость, считает Ирина Перелетова, необходимо отражать в бухгалтерском учете у продавца в качестве прочих расходов.
В налоговом учете продавца стоимость бонусного товара в соответствии с пунктом 19.1 статьи 265 Налогового кодекса будет признаваться внереализационным расходом. Такая позиция подтверждена представителями Минфина в письме от 28 декабря 2005 г. № 03-03-04/1/462.
Условие о предоставлении покупателю скидки в виде стоимости бонусного товара нужно обязательно отразить в договоре купли-продажи. При этом из договора должно быть понятно, что отгрузка бонусного товара — это премия покупателю за выполнение определенных условий, так как дарение в отношениях между коммерческими организациями на сумму свыше 500 рублей запрещено (п. 4 ст. 575 ГК).
Предоставление бонуса необходимо оформить протоколом, актом или иным документом. В нем нужно указать объем приобретенных товаров, дающий право на получение скидки (бонусного товара).
Как известно, все операции должны оформляться первичными документами. Отгрузка товаров оформляется накладной, составленной по унифицированной форме № ТОРГ-12. Соответственно при отгрузке бонусного товара организации необходимо выписать накладную. При этом в ней необходимо указать наименование и количество бонусного товара. А вот его стоимость, на взгляд Ирины Викторовны, в накладной должна быть указана нулевая.
ВНИМАНИЕ!
Скоро на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу