софи виноградова балерина биография
Софья Виноградова
Биография
2 декабря 2020-го очередной эфир «Пусть говорят» на Первом канале Дмитрий Борисов посвятил легенде советского балета Софье Виноградовой. К сожалению, поводом собраться в студии стал не 90-летний юбилей, который знаменитость отметила в прошлом году. Оказалось, что мошенники отобрали у заслуженной артистки РСФСР единственную квартиру в центре Москвы. Дорогостоящее жилье подарило ей государство за заслуги перед искусством, добросовестное отношение к работе и большую любовь к родине.
Детство и юность
Легендарная советская балерина родилась 23 ноября 1929-го в Старой Руссе Новгородского округа Ленинградской области СССР, где жила бабушка, бывшая помещица Анна Ивановна Зимнева. Мать Надежда Афиногеновна специально приезжала сюда из Москвы, чтобы произвести на свет двух дочерей, Софью (Софию) и Нину. Ведь заведующей акушерским отделением здесь работала ее сестра Нина.
«Бабушка имела большой 2-этажный дом с садом, из которого ее выселили-раскулачили. В одной его комнате позже жила моя тетя Зоя Афиногеновна, начальник паспортного стола. Ее муж Коршуков погиб под Старой Руссой. Дедушка Зимнев Афиноген Николаевич был почетным гражданином Череповца, сыном псаломщика», — делилась знаменитость в интервью.
В городе, считавшемся раньше престижным аристократическим курортом, где поправляла здоровье вся столичная интеллигенция, ее предки обосновались на рубеже XIX–XX веков. Дедушка устроился мастером винных складов. Он пропал без вести в голодные годы: отправившись менять вещи на продукты, не вернулся.
Софья Виноградова в детстве с родителями / «ВКонтакте»
Софья Александровна хранит в воспоминаниях большой парк, здание гимназии с розоватыми стенами, торговые ряды, фонтан, булыжную мостовую. И, конечно, здравницу с минеральными водами, восстановленную мужем маминой сестры — архитектором Евгением Матвеевым.
С 1930-го ребенок с родителями жил в Москве, в 9 лет попав в балет «по соседству улиц» — рядом располагался Большой театр. В 1938-м девочку приняли в хореографическое училище при ГАБТ СССР, но учебу прервала начавшаяся Великая Отечественная война.
Семью эвакуировали в Томск. И только спустя 2 года Соня приступила к занятиям, перенимая опыт у Ольги Лепешинской, Николая Тарасова, Марины Семеновой, Суламифь и Асафа Мессерер, репетируя «Спящую красавицу» с Елизаветой Гердт и участвуя в постановках бывшего Петровского театра.
Балет
Окончив в 1947-м хореографическое училище по классу Марии Леонтьевой, вчерашняя студентка стала первой претенденткой на попадание в труппу Большого театра. Но по ряду причин этого не случилось. В отчаянии девушка думала даже бросить балет и пойти учиться на архитектора.
Однако все изменил счастливый случай. Соню через 2 года при поддержке наставников принял в Московский музыкальный театр имени Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко. Здесь ей посчастливилось работать с выдающимися балетмейстерами, без боязни доверявшими подопечной ведущие партии в спектаклях.
Балерина, чей творческий путь стартовал в 40-х, а пик славы пришелся на 60-е, была Одеттой-Одиллией в «Лебедином озере», Эсмеральдой и Флер-де-Лис в «Эсмеральде», Снегурочкой в одноименной постановке. Список продолжают Гюльнара в «Шахерезаде», Медора в «Корсаре», Франческа во «Франческе да Римини», Аврора в «Спящей красавице» и Никия в «Баядерке».
Балерина Софья Виноградова / «ВКонтакте»
Свой талант она демонстрировала всему миру, объехав Латинскую Америку, Венгрию, Японию, Финляндию, Польшу, Югославию, Китай, Францию, Болгарию, Германию, Италию. Сотрудничала с Марисом Лиепой, Иветт Шовире, Алексеем Чичинадзе и другими знаменитостями.
Увидев Софью в «Лебедином озере», импресарио Жорж Сорио предложил советскому театру выступить во Франции, что и произошло после продолжительного перерыва в июне 1956-го. Восторженная парижская публика рукоплескала молодой Виноградовой, а в газетах, где выходили только положительные рецензии, о ней писали не иначе как о новой этуали.
В 1980-м сцену пришлось оставить. По словам заслуженной артистки РСФСР, тогда созвали худсовет и просто поставили перед фактом.
Однако с любимым делом уроженка Старой Руссы не распрощалась насовсем, а взялась за преподавание, основав студию «Балет-фантазия» во Дворце творчества на Миуссах. Тем более что в 1977-м (или 1978-м) легендарная танцовщица получила образование в ГИТИСе на курсе Раисы Стручковой и соответствующую специальность. Среди ее учеников — артисты МХАТа и ГАБТ.
Личная жизнь
«Я всегда трудилась и работаю до сих пор. Мне есть что рассказать детям и подросткам, ведь я работала с лучшими педагогами. Мужей не помню, сколько было, наверное, четыре… Поклонников еще больше. Семью построить я не смогла: всю жизнь отдала балету», — рассказывала легендарный деятель искусств о личной жизни.
Софья Александровна не скрывала, что главная и настоящая любовь — это балет. Из декабрьского эфира «Пусть говорят» в 2020-м зрители узнали, что знаменитость обитала в квартире на Смоленке, чья стоимость оценивалась в 25-30 млн руб., вместе с сестрой Ниной и ее сыном Андреем, позже умершими.
Тогда же выяснилось, что на родине в Старой Руссе у балерины живет внучатая племянница Виктория Дергач, а в Турции — двоюродная племянница Светлана Борцова-Озбенли, дочь двоюродного брата Юрия Алексеевича Зимнева.
Софья Виноградова сейчас
Несмотря на почтенный возраст, «женщина, которая не боялась никаких проблем», как ее назвала одна из учениц, продолжает трудиться во Дворце творчества детей и молодежи на Миуссах.
Софья Виноградова в пожилом возрасте / «ВКонтакте»
Весной 2019-го (специально к 90-летию) свет увидела биографическая книга «София Виноградова. Дары Терпсихоре», написанная в соавторстве с молодым другом и помощницей Анной Аксеновой. Выпускница ГИТИСа также ведет группу в социальной сети «ВКонтакте», посвященную легенде советского балета и содержащую раритетные фотографии из рабочего и личного архива.
В шоу «Пусть говорят» в декабре 2020-го выяснилось, что еще в 2012-м мошенники обманом завладели дорогостоящим жильем Софьи Александровны в центре Москвы. К сожалению, в столь неприятном деле оказался замешан родной племянник, злоупотреблявший алкоголем. Андрей убедил тетю написать на него дарственную и собственноручно подарил квартиру черным риелторам.
Балерина, уже не являющаяся владелицей, сохранила право проживания в квартире, где также прописаны еще 9 незнакомцев. По данному вопросу СК РФ организовал доследственную проверку, после чего было принято процессуальное решение.
«Мне есть, чем поделиться»
Наш корреспондент побеседовал с Софьей Александровной. Думаем, что вам интересно будет узнать некоторые подробности о жизни этой удивительной женщины.
В балет Софья Виноградова попала в девять лет. Случилось это «по соседству улиц». «Я благодарна судьбе, что жила рядом с Большим театром, что позволяло часто посещать его». Маленькую Софью проверила отборочная комиссия Хореографического училища при Большом театре. По всем параметрам девочка подходила. Позже в характеристике было написано: «прекрасные внешние и профессиональные данные». Учебу прервала война… Семья Софьи, как и большинство семей Москвы, отправилась в эвакуацию в Томск. Через два года, когда фашистов отогнали от столицы и продолжали бои на западных территориях, девушка вернулась и продолжила хореографическое образование в своем учебном заведении.
Окончив училище, Софья Александровна являлась основной претенденткой в балетную труппу Большого театра, но по разным обстоятельствам этому не суждено было сбыться. Девушка начала работать в Московском академическом Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Танцевала главные партии во многих прославленных балетах: Одетту — Одиллию в «Лебедином озере», Майю в «Лесной фее», Снегурочку в «Снегурочке», Медору в «Корсаре» и многие другие. Софья Виноградова трудилась во множестве постановок великого балетмейстера В. П. Бурмейстера. Она сотрудничала со звездами мира балета того времени Марисом Лиепой, Питер ван Дийком, Иветт Шовире и другими. В главной партии балета «Лебединое озеро» ее заметил импрессарио Жорж Сорио и предложил театру выступить во Франции.
«Как признанная балерина я родилась в Париже», ‑ делится Софья Александровна. В 1956 году театр после долгого перерыва приехал на гастроли в столицу Франции. Публикой очень тепло были встречены русские балеты, а выступления молодой балерины Софьи Виноградовой произвели настоящий фурор! Во многих газетах о ней писали: «Появилась новая Этуаль (высший статус артистов балета, ‑ прим. ред.)». Именно после этой поездки на Виноградову обрушилась слава. За рубежом было много рекламы и съемок, о чем на родине приходилось только мечтать. Помимо Франции в 50‑60-х годах театр выступал в Венгрии, Англии, гастролировал по Латинской Америке и другим странам. Везде выступления Софьи Виноградовой сопровождались наилучшими рецензиями. Музыкальному театру имени Станиславского было отдано много лет.
Но, как известно, любой карьере приходит конец. «Собрали педсовет и просто поставили перед фактом, что большой стаж работы и пора уходить со сцены». Завершение балетной деятельности далось Софье Александровне тяжело. После этого она решила преподавать в классических студиях, тем более, что она в 1977 году окончила ГИТИС по специальности педагог-балетмейстер и уже попробовала себя на этом поприще.
Софья Александровна уже много лет преподает в студии классического танца «Балет-фантазия» во Дворце на Миуссах. Она обучает своих подопечных по программе классического танца, прививая им традиции красоты и грации русского балета. «Я рада, ‑ признается руководитель хореографического коллектива. ‑ Мне есть, что рассказать детям и подросткам, и есть, чем поделиться, ведь я работала с лучшими педагогами, такими как Н. И. Тарасов, М. Т. Семенова, А. М. Мессерер, О. В. Лепешинская, В. Д. Голубин и другими».
Спасибо Вам, Софья Александровна, за Ваш труд. Поздравляем с Днем танца! Желаем здоровья, сил, успехов в Вашем непростом, но красивом деле обучения подрастающего поколения!
Руководитель газеты — педагог ДО объединений «Интервьюша» и «Юнкор» Баскина Жанна Семеновна
Парижская «Этуаль» родом из Старой Руссы в этом году отметит 90-летие… на работе
Знакомству со звездой балета ХХ века, которая родилась в новгородском крае, послужила удивительная исследовательская находка.
Шла подготовка к «Ночи театра» в музее романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». За материалом об истории театров Старой Руссы сотрудники музея обратились к специалисту городской библиотеки им. Ф.М. Достоевского Зинаиде Овечкиной. В ее богатейшей презентации выявилось имя Софии Виноградовой, ныне здравствующей балерины родом из Старой Руссы, ставшей звездой мировой величины.
Собрав по крупицам сведения о Софии Александровне Виноградовой и выяснив, что она давно стала москвичкой, наш корреспондент побывала в гостях у 89-летней артистки балета. А точнее. на месте ее работы.
Мы встретились в ее просторном классе: с окнами от пола до потолка, с хореографическими станками и роялем. Признаться, если бы я не подготовилась к встрече заранее, не узнала бы своей героини в стройной миниатюрной женщине, одетой в длинный розовый жакет и черные леггинсы, обутой в ботильоны на каблуках.
С. А.: Я родилась в Старой Руссе, где жила моя бабушка Зимнева Анна Ивановна. Мама, Надежда Афиногеновна, из Москвы ездила к ней рожать нас с сестрой, так как акушерским отделением курорта заведовала моя тетка, Нина Афиногеновна. Да и многие женщины ездили туда лечиться. На перекладных далеко ведь не уедешь, а Старая Русса — рядом.
Бабушка Анна Ивановна, бывшая помещица, имела большой двухэтажный дом с садом, из которого ее выселили-раскулачили. В нем позже жила моя вторая тетка Зоя Афиногеновна, начальник паспортного стола, занимая одну комнату после притеснения. Ее муж, Коршуков, кстати, погиб где-то под Старой Руссой. Дедушка, Зимнев Афиноген Николаевич, был почетным гражданином Череповца, сын псаломщика.
Воспоминания Софии Александровны о Старой Руссе «весьма слабые», так как покинула город в годик, а в следующий раз она была у бабушки в возрасте пяти лет.
С. А.: Раньше это был аристократический курорт: там находились минеральные источники, грязи, водные лечебницы. Все дворянство, вся интеллигенция: и московская, и петербургская, — все приезжали туда отдыхать и поправлять здоровье. Этот курорт пользовался огромной популярностью, ведь в былые времена добираться до кавказских минеральных источников выходило куда дольше. И даже у Федора Михайловича Достоевского был свой дом в Старой Руссе.
Я помню в старинном городе большой парк, красивое здание гимназии с розоватыми стенами, торговые ряды, большой фонтан в курорте, высоко бьющий вверх, булыжную мостовую. Последний раз я была в разбитой Старой Руссе после войны. Ничего в ней от прежнего не осталось.
Той Старой Руссы уже давно нет – ее стерли с лица земли немцы. Но в моих воспоминаниях она живет: и бабушкин дом, и изгородь в листве сада, и цоканье копыт по мостовой, телеги, подминающие брусчатку, и большие лошадиные глаза – весь тот старорусский дореволюционный дух, который хранили эти места. Но я купалась в минеральных водах, принимала грязи в здравнице, которую, кстати, восстанавливал муж маминой сестры. Он, Евгений Матвеев, был архитектором послевоенного курорта.
С 1930 года София живёт в Москве. В 1938 году она поступила в хореографическое училище при ГАБТ СССР. Но учиться помешала война. Ее эвакуировали в Томск. И только спустя два года, она, вернувшись в Москву, смогла вновь заняться любимым делом. Большой вклад в её исполнительское искусство внесла Ольга Васильевна Лепешинская. Репетировала «Спящую красавицу» с Елизаветой Павловной Гердт. Проходила сценическую практику, участвуя в спектаклях Большого театра.
Вопрос о том, как София Александровна пришла в балет, задавали ей не однажды:
— С самого раннего детства я полюбила танцы. Мне кажется, это самое прекрасное, что есть в искусстве. Еще тогда, когда мы с сестренкой учились в хореографическом училище Большого театра, а вечерами мама, отдежурив утреннюю смену в больнице, водила нас в сказочный мир этого театра, я не могла и мечтать о большем счастье, чем танцевать на настоящей сцене. Мечта сбылась. Балет стал моей жизнью.
Окончив московское хореографическое училище в 1947 году по классу М. М. Леонтьевой, София Виноградова была первой претенденткой в артисты Большого театра. Но по стечению обстоятельств, не зависящих от нее лично, на сцену Большого она не попала.
В тяжелый период душевного смятения, собиралась поступать на архитектора. Но тут подвернулся случай и поддержка со стороны наставников, и она начала танцевать в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, где до 1980 года работала с выдающимися балетмейстерами.
В интервью для журнала «Советская женщина» она как-то поделилась:
Ее творческий путь начался в 40-х, а пик славы пришелся на 60-е годы XX века.
Она танцевала ведущие партии репертуара театра: Одетту-Одиллию в «Лебедином озере», Эсмеральду и Флер-де-Лис в «Эсмеральде», Снегурочку в одноименном балете, Майю в «Лесной фее», Его любимую в «Береге надежды», Гюльнару в «Шахерезаде», Актрису в «Штраусиане», Медору в «Корсаре» и Франческу в балете «Франческа да Римини».
С этими ролями балерина объездила полмира: Латинскую Америку, Венгрию, Японию, Финляндию, Польшу, Югославию, Китай, Францию, Болгарию, Германию, Италию… Ее партнерами в партиях были Марис Лиепа, Петерван Дийк, Алексей Чичинадзе и многие другие известные артисты.
София Виноградова была удостоена титула «этуаль» еще на первых гастролях советской балетной труппы в Париже в июне 1956 года.
За рубежом было много рекламы, съемок, фотосессий, о чем на родине приходилось только мечтать…Снегурочка в ее исполнении в одноименном балете, поставленном Заслуженным деятелем искусств Владимиром Бурмейстером, должна была стать первой в истории хореографии, но вновь подводные камни закулисья сорвали ее надежды. В последний момент перед премьерой на главную роль назначили другую солистку.
Чем объяснить «особое отношение» к талантливой балерине на родине, предполагает ее молодой друг и помощница, выпускница ГИТИСа Анна Аксенова, которая в соавторстве с Софией Александровной готовит в печать книгу о ее творческой судьбе:
— Ее портретов вы и сейчас не найдете в фойе театров. О ее успехах замалчивали и особенно не распространялись. У нее с детства были исключительные физические и профессиональные данные. На ее фоне померкли бы фавориты сцены. Но ее признавали и ценили на Западе, а это было почти недопустимым явлением в СССР. К тому же у Софии Александровны непростой характер, она прямолинейна и несколько дерзка, что тоже не приветствовалось.
И все-таки в 1969 году Софию Виноградову удостоили почетного звания Заслуженной артистки балета РСФСР.
В 1977 году, когда ей было 48 лет, она окончила ГИТИС по специальности педагог-балетмейстер. Со сценой балерина попрощалась в 80-м. И уже много лет преподает в студии классического танца «Балет-фантазия» во Дворце на Миуссах, обучая своих подопечных по программе классического танца, прививая им традиции красоты и грации русского балета.
Перед тем, как расстаться с прославленной землячкой, я не удержалась от вопроса о секрете ее долгой молодости и семье.
— Я всегда трудилась и работаю до сих пор. Мужей не помню, сколько было, наверное, четыре… поклонников еще больше. Но настоящая любовь была и остается одна. Семью построить я не смогла – всю жизнь отдала балету. Любила красиво одеваться. Бывало, и балетные костюмы своими руками делала. Лицо молодое? Ну, что вы… я давно не пользуюсь косметикой, лишь протираю его средством для снятия макияжа, а после – щеки маслом смазываю. Кремами не пользуюсь, от них кожа обвисает…
В этом году Софии Александровне Виноградовой исполнится 90 лет. Ее будут чествовать на работе 23 ноября, в день рождения. К тому времени, вероятно, выйдет книга о ней, на издание которой сейчас не хватает средств. Меценаты могут в этом помочь, обратившись по вопросу благотворительности к Анне Аксеновой через страничку в соцсети ( Анна Фридрих ). Ведь возрождение звездного имени балерины дело чести каждого, кто дорожит историей культуры России и новгородского края в частности. А Старая Русса с надеждой ожидает приезда парижской «этуаль» на родину, чтобы устроить ей творческий вечер и радушный прием.
Фото из архивов Софии Виноградовой и Анны Аксеновой, а также снятые автором.
Виноградова София Александровна
Фото из личного архива балерины. Опубликовано 08.04.2019 новгородским сетевым изданием «53 новости» в статье Натальи Прокопчук «Парижская «Этуаль» родом из Старой Руссы в этом году отметит 90-летие… на работе». Разрешено к публикации на сайте ant53.ru автором статьи и редакцией издания.
‘ alt=»Виноградова София Александровна»>
Артистка балета, педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1969)
Уроженка новгородского города Старая Русса
Исполняла ведущие партии в Московском музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (1949-1980)
Международную известность получила в 1956 году, на гастролях в Париже. Танцевала в Италии, Германии, Финляндии, Югославии, Японии, странах Латинской Америки
Создатель и преподаватель студии классического танца «Балет-фантазия» (Москва)
***
Автор статьи-интервью: старорусская журналистка и краевед Наталья Прокопчук
Парижская «Этуаль» из Старой Руссы
София Александровна: Я родилась в Старой Руссе, где жила моя бабушка Зимнева Анна Ивановна. Мама, Надежда Афиногеновна, из Москвы ездила к ней рожать нас с сестрой, так как акушерским отделением курорта заведовала моя тетка, Нина Афиногеновна. Да и многие женщины ездили туда лечиться. На перекладных далеко ведь не уедешь, а Старая Русса – рядом.
Бабушка Анна Ивановна, бывшая помещица, имела большой двухэтажный дом с садом, из которого ее выселили-раскулачили. В нем позже жила моя вторая тетка Зоя Афиногеновна, начальник паспортного стола, занимая одну комнату после притеснения. Ее муж, Коршуков, кстати, погиб где-то под Старой Руссой. Дедушка, Зимнев Афиноген Николаевич, был почетным гражданином Череповца, сын псаломщика.
В Старую Руссу Зимневы приехали на рубеже 19-20 веков, и там дед был мастером винных складов. Он пропал без вести в голодные годы – ушел менять вещи на продукты и не вернулся. Вероятно, убит.
Воспоминания Софии Александровны о Старой Руссе «весьма слабые», так как она покинула город в годик, а в следующий раз была у бабушки уже в возрасте пяти лет.
София Александровна: Раньше это был аристократический курорт: там находились минеральные источники, грязи, водные лечебницы. Все дворянство, вся интеллигенция: и московская, и петербургская, – все приезжали туда отдыхать и поправлять здоровье. Этот курорт пользовался огромной популярностью, ведь в былые времена добираться до кавказских минеральных источников выходило куда дольше. И даже у Федора Михайловича Достоевского был свой дом в Старой Руссе.
Я помню в старинном городе большой парк, красивое здание гимназии с розоватыми стенами, торговые ряды, большой фонтан в курорте, высоко бьющий вверх, булыжную мостовую. Последний раз я была в разбитой Старой Руссе после войны. Ничего в ней от прежнего не осталось.
Той Старой Руссы уже давно нет – ее стерли с лица земли немцы. Но в моих воспоминаниях она живет: и бабушкин дом, и изгородь в листве сада, и цоканье копыт по мостовой, телеги, подминающие брусчатку, и большие лошадиные глаза – весь тот старорусский дореволюционный дух, который хранили эти места. Но я купалась в минеральных водах, принимала грязи в здравнице, которую, кстати, восстанавливал муж маминой сестры. Он, Евгений Матвеев, был архитектором послевоенного курорта.
С 1930 года София живет в Москве. В 1938 году она поступила в хореографическое училище при ГАБТ СССР. Но учиться помешала война. Ее эвакуировали в Томск. И только спустя два года, она, вернувшись в Москву, смогла вновь заняться любимым делом. Большой вклад в ее исполнительское искусство внесла Ольга Васильевна Лепешинская. Репетировала «Спящую красавицу» с Елизаветой Павловной Гердт. Проходила сценическую практику, участвуя в спектаклях Большого театра.
Вопрос о том, как София Александровна пришла в балет, задавали ей не однажды. «С самого раннего детства я полюбила танцы. Мне кажется, это самое прекрасное, что есть в искусстве. Еще тогда, когда мы с сестренкой учились в хореографическом училище Большого театра, а вечерами мама, отдежурив утреннюю смену в больнице, водила нас в сказочный мир этого театра, я не могла и мечтать о большем счастье, чем танцевать на настоящей сцене. Мечта сбылась. Балет стал моей жизнью».
Окончив московское хореографическое училище в 1947 году по классу М. М. Леонтьевой, София Виноградова была первой претенденткой в артисты Большого театра. Но по стечению обстоятельств, не зависящих от нее лично, на сцену Большого она не попала.
В тяжелый период душевного смятения, собиралась поступать на архитектора. Но тут подвернулся случай и поддержка со стороны наставников, и она начала танцевать в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, где до 1980 года работала с выдающимися балетмейстерами.
В интервью для журнала «Советская женщина» она как-то поделилась: «Быть балериной нелегко: утром – занятия, днем – репетиции, вечером – спектакли. И даже в очень ограниченное свободное время, когда я читаю что-либо из новинок литературы или нахожусь, скажем, в музее скульптора Анны Голубкиной, на концерте скрипача Давида Ойстраха, даже когда занимаюсь домашним хозяйством – все время стараюсь увидеть, вобрать в свою память что-то такое, что потом может обогатить образ, создаваемый на сцене. Ведь балет – очень сложное искусство. Это не только танец, это и скульптура, и живопись».
Ее творческий путь начался в 40-х, а пик славы пришелся на 60-е годы XX века.
Она танцевала ведущие партии репертуара театра: Одетту-Одиллию в «Лебедином озере», Эсмеральду и Флер-де-Лис в «Эсмеральде», Снегурочку в одноименном балете, Майю в «Лесной фее», Его любимую в «Береге надежды», Гюльнару в «Шахерезаде», Актрису в «Штраусиане», Медору в «Корсаре» и Франческу в балете «Франческа да Римини».
С этими ролями балерина объездила полмира: Латинскую Америку, Венгрию, Японию, Финляндию, Польшу, Югославию, Китай, Францию, Болгарию, Германию, Италию… Ее партнерами в партиях были Марис Лиепа, Петерван Дийк, Алексей Чичинадзе и многие другие известные артисты.
София Виноградова была удостоена титула «этуаль» еще на первых гастролях советской балетной труппы в Париже в июне 1956 года.
За рубежом было много рекламы, съемок, фотосессий, о чем на родине приходилось только мечтать… Снегурочка в ее исполнении в одноименном балете, поставленном Заслуженным деятелем искусств Владимиром Бурмейстером, должна была стать первой в истории хореографии, но вновь подводные камни закулисья сорвали ее надежды. В последний момент перед премьерой на главную роль назначили другую солистку.
Возможно, причиной было то, что ее признавали и ценили на Западе – это было почти недопустимым явлением в СССР. К тому же у Софии Александровны – непростой характер, она прямолинейна и несколько дерзка, что тоже не приветствовалось. И все же, в 1969 году Софию Виноградову удостоили почетного звания Заслуженной артистки балета РСФСР.
В 1977 году, когда ей было 48 лет, она окончила ГИТИС по специальности педагог-балетмейстер. Со сценой балерина попрощалась в 80-м. И посвятила себя преподаванию в студии классического танца «Балет-фантазия» во Дворце на Миуссах, обучая своих подопечных по программе классического танца, прививая им традиции красоты и грации русского балета. «Мне есть, что рассказать детям и подросткам, и есть, чем поделиться, ведь я работала с лучшими педагогами: такими, как Николай Тарасов, Марина Семенова, Асаф Мессерер, Ольга Лепешинская, Владимир Голубин и другими. Я всегда трудилась. Мужей не помню, сколько было, наверное, четыре… поклонников еще больше. Но настоящая любовь была и остается одна. Семью построить я не смогла – всю жизнь отдала балету. »
———————
В приложениях: фото из архивов Софии Виноградовой и Анны Аксеновой, а также снятые автором статьи. Статья впервые была опубликована 08.04.2019 новгородским сетевым изданием «53 новости». Размещена на сайте ant53.ru с разрешения автора Н. Прокопчук и редакции издания.